Муниципальное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа с.Липовка
Урок литературы в 8 классе
учителя 1 квалификационной категории
Шуваловой Е.В.
на тему:
«Взаимосвязь характера и поступков
человека»
(по произведению А.Костюнина «Вальс
под гитару»)
2014 год
Тип урока – урок-исследование
Метод – использование CASE- технологии, а именно метода
ситуативного анализа (анализ сложившейся ситуации, пути выхода из ситуации)
Цель: выявить взаимосвязь характера и
поступков героя произведения
Задачи:
Общеобразовательная: развитие
коммуникативной компетенции
Развивающая: развивать компетенцию
личностного самосовершенствования (формирование психологической грамотности,
культуры поведения и мышления)
Воспитательная: развивать
ценностно-смысловые компетенции (научить понимать мир человека и общества)
Оборудование: портрет А.Костюнина,
тексты «Вальс под гитару», толковый словарь, музыкальное произведение: вальс
«На сопках Маньчжурии»
Сегодня мы проведем урок внеклассного чтения по
произведению А. Костюнина.
Запишем тему урока: Взаимосвязь характера и поступков
человека (на примере произведения А.Костюнина «Вальс под гитару».
Как вы понимаете значение слова характер? Обратимся к
толковому словарю, как объясняется слово? Сегодня нам встретится и слово
«метаморфоза», давайте вспомним, какое значение имеет это слово (полное
изменение).
Итак, цель нашего урока: выявить взаимосвязь характера
и поступков героя произведения.
Александр Викторович Костюнин родился в 1964 году в
Карелии. Является автором книг «В купели белой ночи» и «Ковчег души». Костюнин
– лауреат литературной премии им. А.И. Куприна в номинации «Лучшая книга года»
(2007 год), лауреат премии им. С.В. Михалкова в номинации «Лучшая книга России
2007 года».
Его рассказ «Вальс под гитару» начинается с эпиграфа« ...В
сущности, любая человеческая душа представляет собою зыбкий огонёк, бредущий к
неведомой божественной обители, которую она предчувствует, ищет и не видит». А.
Моруа.
Ребята, вам дано было домашнее задание: объяснить, как
вы понимаете строки А. Моруа. ( Строки посвящены смыслу жизни. Каждый должен найти
свое предназначение, как бы тяжел этот путь ни был. Только тогда человек
обретет счастье, когда найдет свое место в жизни. Тогда он обретет свою
«божественную обитель»).
Работа предстоит нам серьезная: нам нужно
проанализировать произведение. Для этого мы разделимся на группы.
Каждая группа должна найти информацию в тексте,
проанализировать ее, найти свои пути решения. На выполнение задания дается
время: дважды проигрывается мелодия «На сопках Маньчжурии», именно эту мелодию
исполнял герой во время концерта.
1 группа
1.
Кто
главный герой, сколько ему лет. (Мальчишка лет
четырнадцати на вид в чёрном слегка мешковатом пуховике на вырост и в шерстяной
вязаной шапочке по самые глаза.)
Каково отношение главного героя к
окружающему миру в начале произведения? (негативное: все на него кричат: и
мать, и учителя).
2.
Почему
герой говорит, что у него в жизни была черная полоса? (уставал учиться и в
музыкальной школе и в обычной, общеобразовательной, по предметам выходили «2»,
не видел смысла учения в музыкальной школе). Как чувствует себя
герой в этот период. (Ему очень тяжело, даже со стороны матери нет
поддержки, он не радуется новому дню, только ночь приносит облегчение). Что
хотел предпринять герой в минуты отчаяния? (хотел перерезать себе вены;
написал заявление от своего лица, что не хочет больше посещать музыкальную
школу). Согласны ли вы с этим решением? Какой выход вы бы предложили герою?
(С решением самоубийства мы не согласны, ведь нужно думать не только о
себе, но и о матери, ведь она потеряла мужа. Не согласны и с тем, что герой
решил бросить музыкальную школу. Талант, если дан человеку, не должен быть
зарыт в землю, его нужно развивать, даже если на это уходит много времени и
сил. Чтобы выйти из стрессовой ситуации, мы бы посоветовали герою отвлечься:
почитать, посмотреть телевизор, с мальчишками в футбол сыграть).
2 группа.
1. Что помогло герою поверить в
свои силы. (Урок у меня на следующий день. На улице снегу по колено. Мало
что растаяло. Я иду вечером по тропке. По бокам тянутся вверх берёзы и тополя.
Никогда раньше не считал, сколько их. Не до того было. Вечно перед музыкальными
уроками дрожал, нос в землю. А тут загадал: вот подниму сейчас голову, сколько
берёз увижу перед собой, такую и отметку на уроке получу).
2. Каково было первое
выступление мальчика. (Он очень волновался, ошибся во время исполнения
музыкального произведения, но вспомнил совет учительницы: смотреть в одну точку
и играть для нее. Вместо точки он увидел отца, вновь представил свою маму
счастливой, это и помогло справиться ему с волнением)
3. Почему герой решил стать
музыкантом? (Во-первых, его отец хорошо играл на гитаре. За это его мама и
полюбила. Во-вторых, кто хочет стать агрономом, военным, кому они нужны; а
музыка нужна всегда).
4. Докажите, что с героем
произошла метаморфоза. (Герой изменился, потому что поверил в себя. Поначалу
он был слабохарактерным мальчишкой, потом стал уверенным в себе человеком).
3 группа.
1. Какие проблемы поднимает
автор в произведении, решаются ли они? (Проблема поиска смысла жизни: герой
решает стать музыкантом. Проблема неверия в себя: только поверив в собственные
силы герой изменяется).
2. Как прослеживается
взаимосвязь характера и поступков героя в произведении? ( В начале герой
показан безвольным человеком, каждый день для него – обуза, шел всегда с
опущенной головой, руки дрожали перед музыкальной школой и поступки-то у него в
этот момент были малодушными: вены хотел себе перерезать. В конце произведения
мы видим другого человека, уверенного в себе, и поступает он уже совсем по
другому: решает стать музыкантом, пытается отремонтировать гитару отца. Теперь
она для него как семейная реликвия, которая напоминает счастливые годы жизни,
когда отец был жив).
3. Были ли когда-нибудь тяжелые
минуты в вашей жизни? Что вы предприняли, чтобы решить проблему?
Поведем итоги.
Чему учит произведение? (Умению верить в себя, не
опускать руки перед трудностями).
Напишите несколько предложений в тетрадях «Мои мысли о
произведении Костюнина». Подумайте, стоило ли нам знакомиться с этим рассказом.
Домашнее задание: написать продолжение рассказа.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.