Главная / Русский язык и литература / урок по произведению Костюнина "Вальс под гитару"

урок по произведению Костюнина "Вальс под гитару"

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Липовка





Урок литературы в 8 классе

учителя 1 квалификационной категории

Шуваловой Е.В.

на тему:

«Взаимосвязь характера и поступков человека»

(по произведению А.Костюнина «Вальс под гитару»)

























2014 год

Тип урока – урок-исследование

Метод – использование CASE- технологии, а именно метода ситуативного анализа (анализ сложившейся ситуации, пути выхода из ситуации)

Цель: выявить взаимосвязь характера и поступков героя произведения

Задачи:

Общеобразовательная: развитие коммуникативной компетенции

Развивающая: развивать компетенцию личностного самосовершенствования (формирование психологической грамотности, культуры поведения и мышления)

Воспитательная: развивать ценностно-смысловые компетенции (научить понимать мир человека и общества)

Оборудование: портрет А.Костюнина, тексты «Вальс под гитару», толковый словарь, музыкальное произведение: вальс «На сопках Маньчжурии»



Сегодня мы проведем урок внеклассного чтения по произведению А. Костюнина.

Запишем тему урока: Взаимосвязь характера и поступков человека (на примере произведения А.Костюнина «Вальс под гитару».

Как вы понимаете значение слова характер? Обратимся к толковому словарю, как объясняется слово? Сегодня нам встретится и слово «метаморфоза», давайте вспомним, какое значение имеет это слово (полное изменение).

Итак, цель нашего урока: выявить взаимосвязь характера и поступков героя произведения.



Александр Викторович Костюнин родился в 1964 году в Карелии. Является автором книг «В купели белой ночи» и «Ковчег души». Костюнин – лауреат литературной премии им. А.И. Куприна в номинации «Лучшая книга года» (2007 год), лауреат премии им. С.В. Михалкова в номинации «Лучшая книга России 2007 года».

Его рассказ «Вальс под гитару» начинается с эпиграфа« ...В сущности, любая человеческая душа представляет собою зыбкий огонёк, бредущий к неведомой божественной обители, которую она предчувствует, ищет и не видит». А. Моруа.

Ребята, вам дано было домашнее задание: объяснить, как вы понимаете строки А. Моруа. ( Строки посвящены смыслу жизни. Каждый должен найти свое предназначение, как бы тяжел этот путь ни был. Только тогда человек обретет счастье, когда найдет свое место в жизни. Тогда он обретет свою «божественную обитель»).

Работа предстоит нам серьезная: нам нужно проанализировать произведение. Для этого мы разделимся на группы.

Каждая группа должна найти информацию в тексте, проанализировать ее, найти свои пути решения. На выполнение задания дается время: дважды проигрывается мелодия «На сопках Маньчжурии», именно эту мелодию исполнял герой во время концерта.

1 группа

  1. Кто главный герой, сколько ему лет. (Мальчишка лет четырнадцати на вид в чёрном слегка мешковатом пуховике на вырост и в шерстяной вязаной шапочке по самые глаза.)

Каково отношение главного героя к окружающему миру в начале произведения? (негативное: все на него кричат: и мать, и учителя).

  1. Почему герой говорит, что у него в жизни была черная полоса? (уставал учиться и в музыкальной школе и в обычной, общеобразовательной, по предметам выходили «2», не видел смысла учения в музыкальной школе). Как чувствует себя герой в этот период. (Ему очень тяжело, даже со стороны матери нет поддержки, он не радуется новому дню, только ночь приносит облегчение). Что хотел предпринять герой в минуты отчаяния? (хотел перерезать себе вены; написал заявление от своего лица, что не хочет больше посещать музыкальную школу). Согласны ли вы с этим решением? Какой выход вы бы предложили герою? (С решением самоубийства мы не согласны, ведь нужно думать не только о себе, но и о матери, ведь она потеряла мужа. Не согласны и с тем, что герой решил бросить музыкальную школу. Талант, если дан человеку, не должен быть зарыт в землю, его нужно развивать, даже если на это уходит много времени и сил. Чтобы выйти из стрессовой ситуации, мы бы посоветовали герою отвлечься: почитать, посмотреть телевизор, с мальчишками в футбол сыграть).



2 группа.

  1. Что помогло герою поверить в свои силы. (Урок у меня на следующий день. На улице снегу по колено. Мало что растаяло. Я иду вечером по тропке. По бокам тянутся вверх берёзы и тополя. Никогда раньше не считал, сколько их. Не до того было. Вечно перед музыкальными уроками дрожал, нос в землю. А тут загадал: вот подниму сейчас голову, сколько берёз увижу перед собой, такую и отметку на уроке получу).

  2. Каково было первое выступление мальчика. (Он очень волновался, ошибся во время исполнения музыкального произведения, но вспомнил совет учительницы: смотреть в одну точку и играть для нее. Вместо точки он увидел отца, вновь представил свою маму счастливой, это и помогло справиться ему с волнением)

  3. Почему герой решил стать музыкантом? (Во-первых, его отец хорошо играл на гитаре. За это его мама и полюбила. Во-вторых, кто хочет стать агрономом, военным, кому они нужны; а музыка нужна всегда).

  4. Докажите, что с героем произошла метаморфоза. (Герой изменился, потому что поверил в себя. Поначалу он был слабохарактерным мальчишкой, потом стал уверенным в себе человеком).







3 группа.

  1. Какие проблемы поднимает автор в произведении, решаются ли они? (Проблема поиска смысла жизни: герой решает стать музыкантом. Проблема неверия в себя: только поверив в собственные силы герой изменяется).

  2. Как прослеживается взаимосвязь характера и поступков героя в произведении? ( В начале герой показан безвольным человеком, каждый день для него – обуза, шел всегда с опущенной головой, руки дрожали перед музыкальной школой и поступки-то у него в этот момент были малодушными: вены хотел себе перерезать. В конце произведения мы видим другого человека, уверенного в себе, и поступает он уже совсем по другому: решает стать музыкантом, пытается отремонтировать гитару отца. Теперь она для него как семейная реликвия, которая напоминает счастливые годы жизни, когда отец был жив).

  3. Были ли когда-нибудь тяжелые минуты в вашей жизни? Что вы предприняли, чтобы решить проблему?



Поведем итоги.

Чему учит произведение? (Умению верить в себя, не опускать руки перед трудностями).

Напишите несколько предложений в тетрадях «Мои мысли о произведении Костюнина». Подумайте, стоило ли нам знакомиться с этим рассказом.

Домашнее задание: написать продолжение рассказа.









6


урок по произведению Костюнина "Вальс под гитару"
  • Русский язык и литература
Описание:

Тип урока – урок-исследование

Метод – использование CASE- технологии, а именно метода ситуативного анализа (анализ сложившейся ситуации, пути выхода из ситуации)

Цель: выявить взаимосвязь характера и поступков героя произведения

Задачи:

Общеобразовательная: развитие коммуникативной компетенции

Развивающая: развивать компетенцию личностного самосовершенствования (формирование психологической грамотности, культуры поведения и мышления)

Воспитательная: развивать ценностно-смысловые компетенции (научить понимать мир человека и общества)

Оборудование: портрет А.Костюнина, тексты «Вальс под гитару», толковый словарь, музыкальное произведение: вальс «На сопках Маньчжурии»

 

 

 

 

Автор Шувалова Елена Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 471
Номер материала 29749
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓