Главная / Другое / Урок по предмету Истоки в 6 классе по теме: "Первое семилетие:младенчество и детство"

Урок по предмету Истоки в 6 классе по теме: "Первое семилетие:младенчество и детство"


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОНТЕЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

БУЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ






Конспект урока по учебному курсу «Истоки» в 6 классе




Тема: «Первое семилетие: младенчество и детство»




G:\Фото 2012\Мои фото 2012\DSCN0278.JPG



Конспект составлен

учителем II категории

предмета истоки

МОУ Контеевская СОШ

Маловой Маргаритой Васильевной

Контеево

2011

Урок по теме: «Первое семилетие: младенчество и детство»


Тема урока: «Первое семилетие: младенчество и детство».

 

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями образа младенчества и детства.

 

Задачи:

1.Формировать духовные ценности, воспитывать интерес к предмету «Истоки», воспитывать уважение друг к другу, любовь к ближнему.

2. Развивать умение прислушиваться к мнению другого, высказывать свои мысли, принимать совместные решения, выделять главное.

3. Познакомить детей с особенностями имянаречения и крещения.

4. Познакомиться с условиями выбора и обязанностями крестных родителей (восприемников).

5. Помочь понять, когда кончается младенчество и начинается детство,

увидеть, что изменилось, а что сохранилось в образе детства в наше время.


 Оборудование: мультимедийная установка, видеофильм «Азбука православия. Крещение», рабочая тетрадь для 6 класса.


Социокультурный ряд: век, жизненный круг, семилетие, имянаречение, крещение, крестные родители.


Ход урока:

1.Организационный момент. Присоединение к аудитории.

Звучит песня «Детство» Ю.Чичикова

- Как вы думаете, о чём у нас сегодня пойдёт разговор на уроке?

2.Присоединение к теме урока.

У известного русского поэта А.А. Фета есть такие строки:

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать её начало. .

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, — человечно.

Какие слова, по-вашему, являются ключевыми в этом стихотворении?

+ Мир, красота, человек, бесконечно…

Да, бесконечна красота, но не вечен человек. Стрелки часов напоминают нам о быстротечности времени. Как же рассмотреть неуловимый его ОБРАЗ? В жизни Отечества мы увидим, что один век не похож на другой. Можно увидеть образы времени, живущие в пределах малой родины. Свои образы оставляет время и в жизни отдельного человека. Твоё утро не похоже на твой вечер. Детство, юность, зрелость не похожи друг на друга, по-своему красивы и выразительны.

3.Беседа с элементами практической деятельности

Всем известно, что слово «век» означает столетие. А есть ли иное значение этого слова? Чтобы ответить на этот вопрос, объясните смысл пословиц и поговорок о времени (Рабочая тетрадь, стр. 26):

День долог, а век короток.

Всему своё время.

Время красит, а безвременье старит.

Время дороже золота.

Время разум даёт.

Правильно, слово «век» может означать и своё время жизни — свой век, от рождения и до кончины. У каждого земной век неповторим: сколько людей, столько и судеб.

4. Основная часть урока.

Беседа.

В жизненном пути всех людей есть схожие вехи: каждый на своём веку проживает одни и те же возрасты. Каждый возраст имеет свой образ, он, как отдельная жизнь имеет своё начало и завершение. Издавна считалось, что земной век человека складывается из семилетий. А уж, сколько кому семилетий отмерено, заранее знать, не дано.

Начало семилетия — младенчество. Какие воспоминания об этой поре сохранились в вашей памяти?

Правильно, их очень мало. Но некоторые события младенчества, о которых сам человек помнить не в состоянии, всё же ему становились хорошо известны. Как вы думаете, какие?

Конечно, это имянаречение, крещение и крестины.

Может ли человек жить без имени? (Нет, так как по имени мы различаем друг друга, обращаемся к кому-либо.)

«Хорошо там и тут, где по имени зовут», — говорили раньше, говорят и сейчас. Вы согласны с этой мудростью? Почему?

Имя — это бесценный дар, оно даётся раз и навсегда. Богатство имён существует тысячи лет. В каждом имени скрыт смысл.

Вы уже заметили, какой глубокий смысл заложен нашими предками в имени. Оно несёт в себе добро, терпение, трудолюбие, мужество. Поэтому выбор имени младенцу всегда был важным событием для семьи и всего рода.

Рассказ учителя « Отечественные традиции имянаречения».

Задолго до появления ребенка в семье начинаются размышления по поводу его будущего имени. В выбор активно включаются не только отец и мать, бабушки и дедушки, но даже и многие сослуживцы и знакомые.

Говоря о «красоте» имен, нельзя не вспомнить о так называемой моде на имена. Эта мода напоминает поветрие в буквальном смысле этого слова (разносится по ветру, из уст в уста). Так, к примеру, в начале 70-х годов модное имя Елена давали всем девочкам подряд, невзирая на то, что в селе было уже 10-15 Лен!

В России существовал целый ряд традиций, связанных с имянаречением.

Имя выбирали по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутки, или дня в три по крещении. Считалось, что в этом случае дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст: ибо дни рождения в руках Божиих.

Таким образом, чаще всего ребенка называли в честь святого, память которого приходилась на день рождения или день наречения имени, а также день крещения

Были еще случаи, когда ребенка называли по обету, в честь определенного святого, которого избирали заранее и молились ему еще до появления чада. Тогда именины отмечались в день памяти этого угодника Божия, а если память праздновалась несколько раз в году – то в день, ближайший ко дню рождения.

Таким образом, человек получал имя от Церкви, при Крещении, и выбиралось оно не произвольно, а по одному из нескольких правил.

Святые, имена которых носят люди, принято называть их ангелами, а день именин – днем ангела. Ангелами эти святые называются потому, что со времени наречения людям их имени, они делаются особыми покровителями, защитниками от невидимых и видимых врагов, молитвенниками за них перед Богом и, таким образом, в дополнение к бесплотному ангелу-хранителю, человек получает нового ангела–хранителя.

Итак, имена святых указывают на обязанность чтить и любить их, просить их молитв и подражать примеру их жизни.

Исполнять же эти обязанности надлежащим образом можно не иначе, как хорошо зная их жизнь и подвиги. Кто не знает жизни и подвигов святого, тот не может оценить его по достоинству и, следовательно, не может надлежащим образом чтить и любить его.

Знание жизни и подвигов святых помогает и в выборе имени. Поэтому родители новорожденного через жития святых, опыт молитвенного обращения к ним ближе знакомятся с теми, в честь кого предполагают назвать своего ребенка, - тогда имя им подсказывает сердце.

Просмотр фрагмента видеофильма «Азбука православия. Крещение».

- Скажите, так что же такое крещение?

+Второе рождение – духовное.

Рассказ учителя о крестных родителях (восприемниках).

Церковный устав требует непременного присутствия крестных родителей ребенка при совершении Таинства Крещения. Правильное название крестных – восприемники; это означает, что они принимают крещенного младенца из купели. В этом обрядовом действии заключается глубокий духовный смысл.

По законам Православной Церкви восприемниками (крестными) не могут быть:

1) дети (по указам Святого Синода 1836-1837 гг. восприемник должен быть не моложе 15 лет, а восприемница не моложе 13 лет), потому что они еще не способны ручаться за веру крещаемого, да и сами недостаточно знают православную веру;

2) люди безнравственные и безумные: первые потому, что они самим образом жизни не заслуживают быть крестными, а вторые – потому, что по болезни не способны ни ручаться за веру крещаемого, ни учить его вере;

3) неправославные – восприемниками православных;

4) родители – восприемниками своих детей.

Восприемники свидетельствуют перед лицом Церкви о своем поручительстве за судьбу нового христианина, принимают на себя обязанность воспитывать его в правилах христианского благочестия, укреплять его веру, оберегать от возможных соблазнов и искушений. В случае необходимости восприемники обязаны заменить своему крестнику физических родителей. Крестные становятся для своего крестника самыми близкими людьми. Легкомысленное отношение к обязанностям крестного является самым серьезным грехом, поскольку от правильного или неправильного воспитания ребенка зависит его судьба, и не только в земной жизни, но и в Вечности. Устав предусматривает наличие одного восприемника: крестного отца для мальчика и крестной матери для девочки. Однако обязанности крестных настолько серьезны, что установился прочный обычай приглашать на Крещение двух восприемников. В самом крайнем случае один из них может отсутствовать, но присутствие хотя бы одного из них обязательно.

По традиции крестные родители покупают нательный крестик, крестильную рубашку, подарок для своего нового духовного родственника.

В православии, восприемники обязаны:

   научить крестников обращаться к таинствам церкви (исповедь и причащение)

    дать им знание о смысле богослужения и особенностях церковного календаря

      приучать посещать церковные службы и поститься.

В обязанности восприемников также входит помощь крестникам в повседневной жизни: защита крестников от соблазнов и искушений, совет в выборе образования и профессии, супруга или супруги. Особая роль отводилась крестным на свадьбе крестников. С ними советовались перед вступлением в брак. Они благословляли жениха и невесту вслед за родителями и выполняли роль посаженных отца и матери. В случае отсутствия родителей крестные их заменяли. Когда невеста-сирота ехала на кладбище просить благословения у умерших родителей, ее сопровождал крестный. Нередко они выполняли в свадебном обряде почетные функции свахи, свата. Крестные, как и родители, благословляли при отправлении на военную службу или в дальние поездки.

- Есть ли у вас крёстные родители?

Работа с учебником.

Учащиеся читают текст стр.106-107 об особенностях детства, комментируя материал.

5.  Активное занятие №23 (развивающее) «Главные события детства». (Рабочая тетрадь, часть II, страница 27).

Задание.

Учащимся предлагается соотнести и соединить линиями слова и понятия, встретившиеся на уроке, с объяснением их значения.

Этапы работы.

1.Подготовительный этап.

Вступительное слово учителя о важности этих событий в жизни человека.

2. Индивидуальный этап.

Время работы 5-7 мин.

3. Работа в четверке.

Учащимся предлагается обсудить свое решение в группе и придти к согласию. Соединить линиями графы второго и третьего столбца так, как вы решили вместе.

4.Обсуждение в классе. Экспертная оценка.

Лидеры сообщают классу решение группы. Объявляется экспертная оценка.

6.  Вывод:

Первое семилетие делиться на две части, граница между которыми неясна – это младенчество и детство. Некоторые события младенчества, о которых сам человек помнить не в состоянии, все же ему становятся хорошо известны и даже с подробностями. Это события первых дней жизни: имянаречение, крещение и крестины. Началом детства лучше всего считать время, когда человек начинает помнить самого себя. В детстве шло познание родного очага. И в наши дни, и раньше, в этом заключался для ребенка весь мир, а главными людьми в нем были любящая мама и терпеливая бабушка, строгие отец с дедом, озорные братья и сестры.

7.Рефлексия.

  • Что вы считаете самым важным в своём детстве? Почему?

  • Какие образы детства вам больше всего запомнились?

  • У Романа Сефа есть такие стихи:

Имя у тебя одно,

Навсегда оно дано.

Жизнь длинна, и оттого

Ты побереги его.


  • Как вы понимаете последние строки?

  • Что нужно сделать каждому из вас, чтобы ваше имя было добрым для людей?

  • Какие новые понятия вы открыли для себя в ходе сегодняшнего урока?


8.      Домашнее задание.

Узнайте у родителей о том, почему вам выбрали именно это имя.

Узнайте значение своего имени.

Есть ли у вас крёстные родители, и какое участие они принимают в вашей жизни.

9.    Итог.

Я надеюсь, что сегодняшний урок не прошел для вас даром, что вы прикоснулись к истокам образа младенчества и детства и поняли его истинный смысл. А каждый из вас попытается взять что-то ценное из опыта наших предков лично для себя.









Урок по предмету Истоки в 6 классе по теме: "Первое семилетие:младенчество и детство"
  • Другое
Описание:

 

 

Тема урока: «Первое семилетие: младенчество и детство».

 

Цель урока: познакомить учащихся с  особенностями  образа младенчества и детства.

 

Задачи:

1.Формировать духовные ценности, воспитывать интерес к предмету «Истоки», воспитывать уважение друг к другу, любовь к ближнему.

2. Развивать умение прислушиваться к мнению другого, высказывать свои мысли, принимать совместные решения, выделять главное.

3. Познакомить детей с  особенностями  имянаречения и крещения.

4. Познакомиться с условиями выбора и обязанностями крестных родителей (восприемников).

5. Помочь понять,  когда кончается младенчество и начинается детство,

увидеть,  что изменилось, а что сохранилось в образе детства в наше время.

 

 

 Оборудование: мультимедийная установка, видеофильм «Азбука православия. Крещение», рабочая тетрадь для 6 класса.

Автор Малова Маргарита Васильевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 802
Номер материала 29834
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓