Главная / Начальные классы / Урок по познанию мира в 3 классе «Береги растения»

Урок по познанию мира в 3 классе «Береги растения»


Урок по познанию мира в 3 классе «Береги растения»

Цель урока: обобщение знаний учащихся о значении растений в жизни животных и человека и на этой основе формирование элементарных знаний об охране растительного мира.

Задачи урока:

- познакомить со способами защиты растений, учить бережно относиться к растениям, рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой по­ведения в природе;

  • развивать умение логично и обоснованно вы­сказывать своё мнение, развивать мышление уча­щихся, познавательный интерес;

  • прививать любовь к природе.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Что увижу я вокруг?

Лес и речку, сад и луг,

Облака в голубизне,

Солнце, что сияет мне.

Что растёт вокруг меня?

Клён, колосья ячменя,

Тыква, яблоня, чеснок,

Колокольчик и вьюнок

Что люблю и берегу?

Иву,что на берегу,

Землянику под сосной,

Все растения что всегда со мной!

2. Сообщение темы урока

-Ребята, о чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, если отгадайте загадку и крос­сворд:

Загадка: дышит, растёт, а ходить не может. Что это? (Растение.)

- Правильно, сегодня мы будем говорить о растениях. А теперь отгадаем кроссворд.

1) Растение с красивыми желтыми цветами, которые чуть поднимаются над поверхностью воды. (Кубышка)

  1. Стоит Алена, платок зеленый,
    Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)

  2. Шел я лугом по тропинке,
    Видел солнце на тропинке.
    Но совсем не горячи
    Солнца белые лучи. (Ромашка)

  3. Кто ни прикасается,
    За того цепляется.
    Привязчивый и колкий,
    Кругом торчат иголки. (Репейник)

  4. Дом зеленый тесноват,
    Узкий, длинный, гладкий.
    В доме рядышком сидят
    Круглые ребятки.
    Осенью пришла беда -
    Треснул домик гладкий,
    Поскакали кто куда
    Круглые ребятки. (Горох)

  5. Колосится в поле рожь,
    Там во ржи цветок найдешь
    Ярко-синий и пушистый.

Только жаль, что не душистый. (Василёк)


  • Итак, у нас получилось слово БЕРЕГИ. Что мы с вами должны беречь? (Растения). Сегодня мы будем говорить о том, как беречь растения.


  • План работы на уроке:

  1. Узнаем о значении растений.

  2. Выясним причины гибели растений.

  3. Выработаем правила друзей природы.

3. Работа по теме урока

1. Значение растений.

- Посмотрите на дерево. Загрустило дерево, уронило свои листочки, Мы должны их вернуть. Возвращая листочек, мы должны сказать о том, какое значение имеют растения. В этом нам по­могут представители разных профессий.

Одновременно составляется кластер.

  • Что сказал бы строитель? (Строитель сказал бы, что из дерева делают школьные парты, столы и стулья, карандаши, линейки, шкафы, пачки, окна, двери и ещё многое другое. Из древесины строят дама.)

  • Что ответил бы рабочий бумажного комбината? (Из дерева делают бумагу, а из неё—тетради, книги, газеты, журналы.)

  • Что рассказал бы химик? (Рассказал о лекар­ствах и тканях, получаемых из растений.)

- Давайте послушаем врача. (Лес, в первую очередь, это здоровье человека. Зоны отдыха и санатории часто располагаются вблизи лесов. В лесу чистый, оздоравливающий человека воздух. Растения дают нам кислород).

- Что мы ешё не назвали?


2. Причины исчезновения растений.

- От чего же погибают растения? Посмотрите на рисунки и попробуйте ответить на этот вопрос.

Составление кластера:


строительство городов, дорог

hello_html_m3c49c9a0.gif

бесконтро-лъная вырубка

лhello_html_3fcedd8a.gifесов

Пhello_html_41b6db29.gifричины исчезновения растений

Нhello_html_3be7744.gifеумерен

-ный

сбор

полезных растений



освоение (распашка)

земель



3. Охрана растений государством.

- Какие меры принимаются в нашей стране, чтобы сберечь растения?

Контролируется вырубка лесов государ­ствам.

Все, что есть в лесу, тесно связано друг с дру­гом. Уничтожишь одно, погибнет другое, за ним третье, и пойдет цепочка, пока не погибнет весь лес. Пришли как-то в один лес люди. Решили вы­ рубить там все кустики. Зачем они здесь? Ведь лес-это деревья! Вырубили. Улетели из леса птицы, которые вили в кустарниках гнезда. Набросились
на деревья насекомые-вредители. Погибли дере­вья, погиб и весь лес.

На вырубленных участках сажают новые леса.

Ученые подсчитали, что для каждого человека в течение жизни нужно не менее 200 деревьев на жилище, мебель, газеты, журналы, карандаши и другие предметы для жизни. Что же произойдет, если мы только будем рубить деревья?

Озеленение городов и сел.

Вдоль улиц сажают деревья, на клумбах выса­живают цветы.

Создаются заповедники.

Для чего создают заповедники?

Вес объекты заповедников - растения, живот­ные, почва, вода - находятся под защитой госу­дарства. Законом запрещено срывать в этих зонах растения, охотиться на животных. В Республике Казахстан 10 заповедников и национальных пар­ков. На территории нашей области находится часть национального парка «Кокшетау».

Красная книга

- Что это за книга? Почему она красного цве­та?

Многие растения охраняются особо: их на зем­ле осталось очень мало. Эти растения занесены в Красную книгу. Красный цвет - цвет опасности. Красная книга - книга особенная. Она предупре­ждает: «Осторожно! Может случиться беда!» И это действительно так. Если мы не защитим рас­тения, попавшие в Красную книгу, они погибнут.


4. Сообщения детей о редких и исчезающих растениях.

- Вы дома приготовили выступления о расте­ниях, занесенных в Красную книгу.

Выступления учащихся.

- Мы все листочки подошьем, и у нас получит­ся своя Красная книга.

Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся

-Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Имитация движений.

5. Выработка «Правил друзей природы».
Работа в парах.

На каждой парте рисунок.

- Рассмотрите рисунок. Какой вред наносят люди природе?

Ответы учащихся и составление правил.

Правила друзей природы:

Не ломай ветки деревьев и кустарников »

Не повреждай кору деревьев.

Не разводи костры в лесу.

Не рви цветы.

Не вытаптывай растения и почву.

Нельзя оставлять после себя мусор!


Мультфильм «Лесной пожар»

6. Экологическая сказка.

- Мы с вами выработали шесть правил. Пос­лушайте экологическую сказку и попробуйте на­звать еще одно правило друзей природы.

На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили. Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось, чтобы все ребята увидели эту поляну. Рассказал он ребятам о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда. В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже за­хотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов оста­лась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал.

Почему лось заплакал? (Лось был огорчён тем, что поляна опустела, цветов не было, любовать­ся было нечем.)

- Какой вывод можем сделать? Какое правило можем составить? (Не вытаптывай растения и почву.)

- Для закрепления правил мы посмотрим презентацию. (слайды).


Ученик читает стихотворение:

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны,

И не будет красоты.


7. Работа в группах.

- Вы будете работать в группах, у вас есть рисунки. Каждая гpyппa к своему рисунку нарисует запрещающий знак. А затем по 1 человеку от каждой группы представите свои знаки.

8. Игра «Экологический светофор».

- Поиграем в игру «Экологический светофор», чтобы закрепить правила поведения по охране растений в различных ситуациях.

«Экологический светофор» поможет нам пра­вильно поступать, чтобы не причинять вреда растениям. Он тоже имеет три цвета: «Красный свет - природе вред!»; «Жёлтый - осторожно!»; «Свет зеленый - так поступай!». Я буду зачиты­вать текст, а вы по команде «Внимание, раз!» должны «зажигать сигналы светофора», де­монстрируя тот сигнал, который соответствует описанной ситуации.

1 ситуация. Аня хотела научиться плести вен­ки так же, как это делала её подружка Марина. Девочки нашли полянку с одуванчиками. Нарвали по букету и сели плести. Марина показала, как укладывать и перевязывать цветы, но у Ани ниче­го не получилось. Пришлось собрать ещё букет, потом - ещё. Одуванчики быстро вяли и станови­лись некрасивыми. Когда, наконец, Аня закрепила концы венка и можно было одеть его на голову, де­вочек позвали домой. Они бросили цветы и пош­ли обедать.

Учащиеся показывают красный сигнал свето­фора и дают объяснения.

2 ситуация. Валера опаздывал в школу. Чтобы сократить путь, он решил пойти через сад. Ока­залось, что за школьным забором вчера вскопали широкую полоску земли и высадили цветочную рассаду. Бежать вокруг было некогда, и Валера пус­тился напрямик, затаптывая слабенькие росточки. Когда он вбежал в класс - раздался звонок. «Не опоздал!» - радостно подумал Валера.

Учащиеся показывают красный сигнал свето­фора и дают объяснения.

3 ситуация. Олегу и Андрею родители купили велосипеды. Рядом был лесопарк, и мальчишки решили покататься там. Когда они въехали в лес, то увидели, что асфальтированные дорожки очень узкие, а вдоль них высокая трава, цветы. «Как же быть? - задумались они, - можно ли здесь катать­ся?»

Учащиеся показывают жёлтый сигнал све­тофора и дают объяснения.

4 ситуация. Каждую осень Галя и Маша со­бирали семена цветов: календулы, бархоток...Весной девочки проращивали рассаду на подо­конниках, а когда наступали тёплые дни. высажи­вали растения у себя во дворе и вместе с учителем на школьных клумбах.

Учащиеся показывают зелёный сигнал свето­фора и дают объяснения.

5 ситуация. Летом ребята поехали в лагерь. По субботам и воскресеньям в лагерь приезжают папы и мамы. Дети рады приезду родителей. Они решили встретить их с букетами цветов, собран­ных на ближайшем лугу.

Учащиеся показывают красный сигнал свето­фора и дают объяснения.

6 ситуация. На лугу ребята нашли заросли земляники. Ягод было много, а посуды с собой не было. Ребята стали собирать земляничные буке­тики.

Учащиеся показывают красный сигнал свето­фора и дают объяснения.

Учитель: -В любой ситуации надо помнить о правилах поведения в природе и поступать так, чтобы ваши действия приносили пользу окружающему миру и самому человеку. Замечательный писатель Михаил Пришвин, всей душой любивший природу, сказал: «Охранять природу - значит охранять Родину».

4. Итог урока. Рефлексия

- Ребята, вот и заканчивается наш урок. Давайте подведем итоги. О чем мы говорили на уроке? Что вы на уроке узнали нового и что полезного усвоили? (ОЦЕНИВАНИЕ ДЕТЕЙ)

- Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке. И мне хотелось бы закончить наш урок вот этим стихотворением:

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все объединимся.

Давайте нашу землю вместе сохраним,

Тогда и сами на земле мы сохранимся!

5. Домашнее задание

Написать мини-сочинение на тему «Охрана природы».




Урок по познанию мира в 3 классе «Береги растения»
  • Начальные классы
Описание:

Урокпо познанию мира в  3 классе «Береги растения»

Цель урока: обобщение знаний учащихся о значении растений в жизни животных и человека и на этой основе формирование элементарных знаний об охране растительного мира.

Задачи урока:                                       

-    познакомить со способами защиты растений, учить бережно относиться к растениям, рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой по­ведения в природе;

- развивать умение логично и обоснованно вы­сказывать своё мнение, развивать мышление уча­щихся, познавательный интерес;

- прививать любовь к природе.

Автор Журавлёва Татьяна Юрьевна
Дата добавления 01.04.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1257
Номер материала 59037
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓