Инфоурок Начальные классы КонспектыУрок по познанию мира по теме "Улитки" (3 класс)

Урок по познанию мира по теме "Улитки" (3 класс)

Скачать материал

КГУ  ош №29

 

 

 

Открытый  урок

познания  мира

Тема  урока: «Улитки»

 

 

                           

 

                                   

 

 

                                     Класс: 3 «Б»

                                        Подготовила:

учитель  начальных  классов

                                           Метченко  Н.О.

Тема  урока: «Улитки»

Цель  урока: помочь  учащимся  самим  «открыть»  новое

знание, познакомить  детей  с  особенностями  строения  и

образом  жизни  улиток, создать  атмосферу  доброжелатель-

ности  в  детском  коллективе.

Задачи:

1.Изучить  особенности  строения   улиток , дать  представление  об  их  жизни  и  роли  в  природе.

2.Развивать  навыки  коллективной  работы, умение  самостоя-

тельно  добывать  знания; выделять  главное, работая  с  незна-

комым  текстом.  

3.Воспитывать  бережное  отношение  к  природе.

Тип  урока: урок  усвоения  новых  знаний.

Форма  организации: урок – исследование.

Методы  учения: практический, поисковый, метод  «разбиения  по  точкам», интерактивный  метод  «Учимся  вместе».

Оборудование: технические  средства  обучения – проектор,

компьютер, музыка, презентация; кроссворд; иллюстрации;

раздаточный  материал – карточки, тесты; улитка  водная.

 

Ход  урока

      I.            Организационный  момент. Эмоциональный  настрой.

-Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые  гости!

Мы  очень  рады  видеть  вас  сегодня  на   нашем  увлека-  тельном   уроке  познания  мира.

-С  первых  самостоятельных  шагов  мы  открываем  для

себя  мир  и  до  глубокой  старости  не  перестаём  удив-

ляться  его  многообразию. Мы  узнаём  новые  города  и

страны, народы  и  планеты. Между  тем  рядом  с  нами

живёт  своей  неповторимой  жизнью  особый  мир - мир

животных. Как  же  он  велик  и  разнообразен! Давайте

убедимся  в  этом.  

Звучит  мелодия  «В  мире  животных», на  интерактивной

доске  проходит  демонстрация  видеоролика  о  животных.

-Ну  как, убедились?

Разбиение  на  группы:

-А  сейчас  я  попрошу  всех  вас  выйти  к  доске  и  вытянуть

вперёд  правую  руку. Я  наклею  вам  треугольники  разных

цветов. Разделитесь  на  группы  по  цветам.

1  группа – красный  цвет

2  группа – синий  цвет

3  группа – белый  цвет

   II.            Сообщение  темы  и  целей  урока.

-Сегодня  мы  будем  работать  в  команде. Каждый  из  вас

будет  экспертом – исследователем, который  самостоятель-

но  изучит  материал  по  теме  нашего  урока, а  затем  поз-

накомит  нас  с  результатами  своего  исследования. Какое

    животное    станет  сегодня  объектом  вашего  исследования?     

    Вы  узнаете  об  этом, разгадав  кроссворд.

III.            Актуализация  знаний.

-На  прошлых  занятиях  мы  с  вами  знакомились  с  основными  группами  животных, на  которые  их  можно

разделить. Дома  я  просила  вас  вспомнить  классификацию.

Давайте  проверим, как  вы  выполнили  моё  задание. На 

экране  появляется  картинка, вы  поднимаете  руку  и  назы-

ваете  группу, к  которой  относится    животное.

1. Паукообразные

2. Иглокожие

3. Черви

4. Птицы

5.Млекопитающие

6. Пресмыкающиеся

В  середине  кроссворда  появляется  слово – улитка.

-Улитка  относится  к  какой  группе  животных? ( моллюски )

    -Какие  группы   не  назвали? ( рыбы, земноводные, насеко-

мые )  Итак, сегодня  объектом  нашего  исследования  станет

улитка ( ставлю  на  стол  баночку  с  водяной  улиткой )

IV.            Изучение  нового  материала.

-Каждая  группа  работает  по  плану. Каждый  участник исследования  получает  информационный  листок  с

вопросом, ответ  на  который  самостоятельно  находит

в  предложенном  материале. На  изучение  материала

даётся  не  более  10  минут, после  чего  вся  группа

исследователей  представляет  нашему  вниманию  свой

проект. Номер,  под  которым  выступает  каждый  участник, также  обозначен  на  информационном  листке, выступление  детей

дублируется  на  слайдах.

 

Ознакомление  с  планом  работы.

1  ГРУППА

 

         1.Как  устроена  улитка?

2.Как  живёт  улитка?

3.Чем  питается  улитка?

4.Как  улитка  размножается?

5.Как  улитка  передвигается?

6.Как  зимует  улитка?

2  ГРУППА

1.Зачем  улитке  рожки?

2.Надёжный  ли  у  улитки  домик?

3.Есть  ли  у  улиток  враги?

4.Сколько  лет  живут  улитки?

5.Виды  улиток.

6.Роль  улиток  в  природе  и  жизни  человека.

 

 

3  ГРУППА

Интересные  факты  из  жизни  улиток

 

Учащиеся  работают  в  группе, каждый  член  группы  находит  материал  по  своему  вопросу. На  эту  работу  отводится  10  минут, после  чего  каждая  группа  выходит  к  доске  и  делится  полученной  информацией  с  остальными  участниками.

  V.            Физ. минутка.

 

Содержание  текстов  для  изучения  материала

1  группа

1.Как  устроена  улитка?

Как  выглядит  улитка  знают  все. Все  её  видели. У  неё  на

спине  раковина. Из  раковины  спокойно  ползущей  улитки

торчат  голова  и  нога. У  ноги  широкая  плоская  подошва.

Голова  чётко  отделена  от  туловища. На  ней  снизу – рот,

сверху – две  пары  рожек. На  двух  рожках – глаза.

Туловище  расположено  в  раковине. На  верхней  стороне

ноги  находится  круглая  крышечка, которой  закрывается

отверстие  в  раковину, когда  улитка  спит. Тело  у  неё

мягкое. Существует  много  видов  улиток, которые  живут

на  листьях  деревьев, кустарников, трав  и  в  водоёмах.

Относится  она  к  классу    брюхоногие  моллюски.

 

2.Как  живёт  улитка?

Самый  большой  класс  моллюсков – это  брюхоногие, или

улитки. Это  единственная  группа  моллюсков, представи-

тели  которой  вышли  на  сушу. Улитка влаголюбива. Что значит влаголюбивая? Послушайте внимательно это слово, и оно подскажет вам свое значение. Влаголюбива — влагу любит. Улитка в сухую погоду прячется под камнями, в тени растений или в сыром мху. Обычно день проводит, спрятавшись в свою раковину, на кормежку выходит ночью. Наиболее активна улитка  ночью и после ливня.

В жаркое, засушливое лето улитка становится вялой,           бездеятельной, впадает в оцепенение. В этот период улитка забирается в раковину, оклеивает выход из нее тонкой прозрачной пленкой. Как только пойдут дожди, она выходит из спячки.

3. Чем  питается  улитка?

Улитка влаголюбива. Что значит влаголюбивая? Послушайте внимательно это слово, и оно подскажет вам свое значение. Влаголюбива — влагу любит. Улитка в сухую погоду прячется под камнями, в тени растений или в сыром мху. Обычно день проводит, спрятавшись в свою раковину, на кормежку выходит ночью. Улитка - травоядное животное. Что это значит?  Травоядная — значит та, которая питается травой и другими растениями. Улитка поедает зеленую листву разных растений. Язык улитки напоминает тёрку. На языке улитки, как на тёрке, расположены сотни маленьких зубок, ими улитка срезает и перемалывает пищу.

       А  ещё  улитки предпочитают сочные продукты: яблоки, виноград, капусту, картофель, помидоры, огурцы, лук, цитрусовые. Аквариумные улитки предпочитают водоросли, остатки корма для рыб. Ещё они поедают кальций-содержащие предметы для развития своего панциря.Кстати едят улитки довольно много, в день от 10 до 20 % от веса своего тела.

      

4.Как  улитка  размножается?

Улитки, или брюхоногие, составляют наиболее богатый видами класс мягкотелых.

Заселяют:

- прибрежную зону океанов и моря;

- пресные воды;

- сушу (каменистые пустыни, горы, пещеры).

Улитка откладывает яйца в специально приготовленную ямку.

Откладывает  она  до  40  яиц. Затем эту ямку  она засыпает  и

проползает  сверху  по  ней  несколько  раз, чтобы  гнездо  не

было  видно. Через  27  дней  из яиц вылупляются  крохотные улитки, похожие на взрослых. У молодых улиток маленькая гладкая прозрачная раковина. Через несколько дней молодые улитки выползают из ямки на поверхность в поисках пищи.

5.Как  улитка  передвигается?

Характерный для большинства улиток способ передвижения — это медленное скольжение. Как двигается улитка? Вам приходилось не раз наблюдать за улиткой, как вы считаете  улитка двигается быстро или медленно? Действительно, улитка движется очень медленно.

Улитка-улитка,

Шагаешь ты прытко:

От калитки до меня

Ты ползешь четыре дня.

Вот какой стишок написал про улитку Я. Аким.

Возможно вы задумывались о том, как же ей улитке удается ползти, если никаких ног у нее не видно. Дело в том, что вся нижняя часть тела улитки представляет из себя сплошную «ногу»! Когда улитка ползет, из ноги вытекает липкая жидкость, которая помогает улитке двигаться и удерживаться на поверхности:

Ползти вверх тормашками могут улитки,

Поскольку они удивительно липки.

 

6. Как  улитка  зимует?

 

В жаркое, засушливое лето улитка становится вялой, бездеятельной, впадает в оцепенение. В этот период улитка забирается в раковину, оклеивает выход из нее тонкой прозрачной пленкой. Как только пойдут дожди, она выходит из спячки.

Осенью, когда на улице становится прохладно, улитки закапываются в почву на зимовку. Зима  им  вовсе  не  страшна.

Зимой  улитки  спят. Они  зарываются  в  землю  на  глубину

до  5 – 10  сантиметров. Весной, когда потеплеет, пробуждаются и покидают свое зимнее убежище.

 

 

2  группа

1.Зачем  улитке  рожки?

У многих улиток задняя часть  ноги несет на  верхней поверх-

ности особую роговую крышечку, и когда улитка прячется в раковину, крышечка закрывает устье. Раковина соединена с телом при помощи  мощного мускула, сокращение которого

и втягивает улитку внутрь раковины. У улитки не одни рожки-усики, а две пары — два и два. Одна маленькая пара — это усики, которыми улитка нюхает. Вторая большая пара — это глаза. Рожки-усики улиток очень чувствительны: если они случайно  касаются  какого либо предмета, то улитка моментально убирает их внутрь. Помните об этом. Некоторые дети любят ткнуть улитку и смотреть, как она спрячет рожки. Никогда так не делайте! Никому не может нравиться, если ему тычут в глаза.

2.Надёжный  ли  у  улитки  домик?

У большинства брюхоногих моллюсков раковина закручена в спираль. Обороты раковины составляют завиток. Кроме того, различают вершину и устье — отверстие, из которого высовываются голова и нога моллюска. Центр тяжести раковины смещен в сторону. Все это напоминает шапку, надетую набекрень.

Если улитку потревожить, она скрывается в раковине. Хотя раковина улитки довольно прочная — может выдержать, если на нее наступит малыш, только научившийся ходить, все же постарайтесь не наступать на улиток. Ведь вы уже не малыши: вы и больше и умнее, знаете, что маленькие животные не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.

 

3.Есть  ли  у  улиток  враги?

Если улитку потревожить, она скрывается в раковине. Хотя раковина улитки довольно прочная — может выдержать, если на нее наступит малыш, только научившийся ходить, все же постарайтесь не наступать на улиток. Ведь вы уже не малыши: вы и больше и умнее, знаете, что маленькие животные не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни. У  улиток  и  без  человека достаточно  много  врагов: ежи, мыши, хищные насекомые (красотел, жуки, сверчки, мухи, многоножки), лягушки и жабы, ласки, птицы, ящерицы, улитки-хищницы. В некоторых странах люди употребляют улиток в пищу.

4.Сколько  лет  живут  улитки?

Улитки - это самый большой класс моллюсков – насчитывает 90 тысяч видов. Большая их часть обитает в морях, но многие – в пресных водоёмах и на суше. Размеры их колеблются от 2 – 3 мм до десятков сантиметров.  Основная особенность брюхоногих – раковина  состоит из одного куска, она спирально закручена.  В природе виноградная улитка живет в среднем 7—8 лет, но нередко может дожить и до 20 лет, если не будет съедена хищником. Зарегистрированный рекорд равен 30 годам, однако в данном случае особь содержалась в домашних условиях. Улитки  Ахатины   живут до 5—6 и даже 10 лет. Всё время жизни они растут, однако после первых двух лет жизни скорость роста замедляется.

 

5.Виды  улиток.

Они вышли из морских водоемов на сушу. В  этом классе около 90 000 видов ( девяносто тысяч видов)

Не  будем  перечислять  всех. Назовём  самые  распространённые  виды  улиток. Спайк  ампулярия, также  её часто называют улитка – Тайна, одна из самых красивых улиток на земле. Это южноамериканский вид пресноводных улиток с жабрами. Улитки-ампулярии прекрасно могут жить как в воде так и вне воды, выползая на стенки аквариума и на листья растений.  Одна из самых красивых улиток на земле- Белогубая улитка. Это  вид наземных моллюсков, дышащих воздухом. Живет в лесах и на лугах, во влажных и более холодных районах. Красная  улитка - улитка с очень ярким цветом, питается  только самыми нежными растениями, предпочитает водоросли, остатки корма для рыб.

Оранжевая тиломелания.

Пресноводная  рогатая  улитка  «Диадема»

Эти шипы - реальная защита улитки от врага, ибо если человек попробует сжать их в руке, то получит реальный укол и почувствует острую боль.  

Улитка Зебра.  

Черная мистерия.

 

6. Роль  улиток  в  природе  и  жизни  человека.

 Являются  пищей  для  многих  видов  рыб, птиц.

Вредят  культурным  растениям.

Многие  виды  употребляются  в  пищу  человеком.

Раковины  улиток  используются  в  качестве  материала  для  ювелирных  украшений.

 

3  группа

Интересные  факты  из  жизни  улиток

 

1.Оказывается, рожки улиток — это вывернутый наизнанку нос. Все обонятельные рецепторы, которые у человека находятсявнутри носа, у улиток вытянуты в так называемые рожки. Предполагается, что улитки не видят, а только различают свет и тьму.

  

2.Как  выглядит  улитка  знают  все. Все  её  видели. У  неё  на

спине  раковина. Из  раковины  спокойно  ползущей  улитки

торчат  голова  и  нога. У  ноги  широкая  плоская  подошва.

Голова  чётко  отделена  от  туловища. На  ней  снизу – рот,

сверху – две  пары  рожек. Интересен  такой  факт – у  улитки

 около 25 тысяч зубов! Расположены они не в ряды, а в виде “тёрки”, с помощью которой они перетирают пищу.

 

3.  Улитки  являются  пищей  для  многих  видов  рыб, птиц.

Они  сильно  вредят  культурным  растениям.

Но  оказывается, в  южной и юго-западной Европе улиток употребляют в пищу, так  как в мясе улиток содержится больше белка, чем в курином яйце.

 

4.Размеры  улиток  колеблются от 2 – 3 мм до десятков сантиметров. Интересен  тот  факт, что  почти у всех улиток раковина закручивается по часовой стрелке, редко, встречаются левозакрученные раковины. Самая большая из найденных улиток весила 16 кг., а ее домик имел 70 см. в длину.

 

5.Оказывается, моллюски  служили  человеку  не  только

пищей. В  Океании, Африке  и  Америке  их  раковины

употреблялись  в  качестве  денег.

 

VI.            Просмотр  видеоролика.

-Я  тоже  нашла  один  удивительный  факт  из  жизни

улиток. Оказывается  улитки  могут  быть  домашними

животными  и  друзьями  человека. Давайте  сейчас

посмотрим  одно  забавное  домашнее  видео  и  убедимся

в  этом.

 

VII.            Закрепление.

-Для  того, чтобы  определить, как  вы  усвоили  тему

нашего  занятия, проведём  небольшой  тест.

 

Тест

Основные

части  тела

улитки

Питание

улитки

Размножение

Враги

улиток

Продолжительность

жизни

Роль  в

природе

 

 

 

 

 

 

 

VIII.            Рефлексия:

-Поделитесь  впечатлением  о  нашем  мероприятии…

-Что  вы  чувствовали  во  время  урока?

-Что  вас  удивило?

-Что  было  для  вас  открытием?

IX.            Итог  урока: выставление  оценок, д/з

  X.            Домашнее  задание – мальчики  делают  описание

кальмара, девочки – осьминога  по  плану ( в  виде  доклада )

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по познанию мира по теме "Улитки" (3 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инструктор по туризму

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: «Улитки» Цель урока: помочь учащимся самим «открыть» новые знание, познакомить детей с особенностями строения и образом жизни улиток, создать атмосферу доброжелательности в детском коллективе. Задачи: 1.Изучить особенности строения улиток , дать представление об их жизни и роли в природе. 2.Развивать навыки коллективной работы, умение самостоятельно добывать знания; выделять главное, работая с незнакомым текстом. 3.Воспитывать бережное отношение к природе. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Форма организации: урок – исследование. Методы учения: практический, поисковый, метод «разбиения по точкам», интерактивный метод «Учимся вместе». Оборудование: технические средства обучения – проектор, компьютер, музыка, презентация; кроссворд; иллюстрации; раздаточный материал – карточки, тесты; улитка водная.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 992 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.03.2020 1166
    • DOCX 35.1 кбайт
    • 17 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кактоякова Наталья Олеговна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кактоякова Наталья Олеговна
    Кактоякова Наталья Олеговна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 65719
    • Всего материалов: 204

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика обучения информатике в начальной школе

Учитель информатики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Курс повышения квалификации

Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 248 человек

Мини-курс

Детская нейропсихология: особенности, диагностика, исследования

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 119 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 56 человек

Мини-курс

Продажи и самопрезентация в социальных сетях

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 113 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Мини-курс

Созависимые отношения и способы их преодоления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека