Главная / Начальные классы / Урок по познанию мира на тему: "Водоёмы. Растения и животные водоёмов."

Урок по познанию мира на тему: "Водоёмы. Растения и животные водоёмов."

Тема урока: Водоёмы. Растения и животные водоёмов.

Цели:

Обучающая цель: сформировать представление учащихся об огромном разнообразии природных сообществ, познакомить учащихся с природными сообществами на примере сообществ пруда и озера, рассказать о растительном и животном мире водоёмов.

Развивающая цель: развить умение обобщать и систематизировать; развить умение сравнивать изученное; продолжить развитие логического мышления учеников.

Воспитательная направленность урока: формирование научного мировоззрения и уважительного отношения к природе.

Ход урока.

1.Орг.момент. Проверка домашнего задания в виде теста.

Мы все снимаем угол свой у матушки - природы,
И крыша нам над головой - суть купол небосвода.
А весь большой и старый дом битком набит жильцами,
И уживаться надо в нём, хоть мы с усами сами.
Народу разного полно - кто мельче, кто крупнее,
Кто выбирает в речке дно, кто воду побыстрее.
Кто любит раньше всех вставать, а кто - поздней ложиться.
Умей соседа подобрать, чтоб в тереме ужиться.
Соседство сложное подчас, сообщество не дружба.
Быть может, он порой для нас - спасательная служба.
Годится нам в соседи тот, кто больше пользы принесёт,
С ним есть чем поживиться.
Иной сосед опасен, но в целом мир прекрасен!

- В природе всё взаимосвязано.

- Скажите, как связаны между собой живая и неживая природа?

- Какие условия необходимы растениям для жизни?

- Какие условия необходимы животным для жизни?

- Различные природные условия способствуют многообразию растительного и животного мира в разных природных зонах и сообществах.

2. -Как вы понимаете термин «природное сообщество»? (ответы детей)

-Природное сообщество – это закономерные сочетания растительного и животного мира, приспособленные к определённым условиям окружающей среды.

-Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним сообществом. А вот с каким? Вы мне скажите сами.

Я буду читать загадку, вы называть отгадку. Если ответ правильный, то будут появляться буквы ответа.

 Ответ: ВОДОЁМ

Загадки:      

1. Посреди поля
   Лежит зеркало,
   Стекло голубое,
   Рама зелёная. (Озеро)

2. Все обходят это место:
   Здесь земля
   Как будто тесто;
   Здесь осока, кочки, мхи:
   Нет опоры для ноги. (Болото)

3. Чуть дрожит на ветерке
   Лента на просторе,
   Узкий кончик в роднике,
   А широкий - в море. (Река)

 4. Молодые берёзки
    Свои перед нами
    Поправляют причёски.
    И месяц, и звёзды -
    В нём отражается:
    Как это зеркало называется? (Пруд)

5. К маме речке бегу
   И молчать не могу.
   Я её сын родной,
  А родился - весной. (Ручей)

6.  Шириною широко,
    Глубиною глубоко,
    День и ночь о берег бьётся.
    Из него воды не пьётся,
    Потому что не вкусна -
    И горька, и солона. (Море)

- Почему водоём мы можем назвать природным сообществом?

- Чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны выяснить всё о водоёме.

3. На уроке будем говорить о водоёмах. Узнаем о растениях и животных водоёма, как они зависят друг от друга, какое имеют значение для человека .

- Как вы представляете, что такое пресный водоём? (Представление учащихся о водоёме.)

- Пресный водоём – водоём с пресной водой, расположенный в естественных углублениях земной поверхности.

-  Посмотрим, какие растения живут в водоёме и растут возле него.


(заранее подготовленные дети рассказывают о растениях водоёмов, показывая картинки)

-  Растения имеют  длинные узкие листья, прочные гибкие стебли высотой до 3 м (зависит от уровня стояния воды), корневища толстые длинные ветвистые, прикреплены ко дну водоёма (камыш, рогоз, тростник);

корни не прикрепляются ко дну, а являются органом равновесия, способным поддерживать растение на поверхности воды, стебельки, соединённые по 2-5 пластинок размером до 5-6 мм (ряска);

толстое длинное ветвистое корневище, крупные яркие цветки с сильным запахом, опыляемые насекомыми (кубышка жёлтая, кувшинка белая);

 похожи на злаковые растения, но имеют трехгранный стебель, ребра которого могут быть острыми или закругленными, листья длинные узкие тонкие (осоки);

не имеют разделения на органы (стебель, лист, корень), могут плавать в воде и прикрепляться к грунту – (водоросли)

Второй объект нашего изучения - типичные животные водоёмов.

- Богат и своеобразен животный мир водоёмов. Это разнообразные насекомые, рыбы, птицы, земноводные и млекопитающие.

-  Посмотрим, какие животные обитают вблизи водоёма и в нём самом.

.

(заранее подготовленные дети рассказывают о растениях водоёмов, показывая картинки)



Водная среда нужна для откладывания яиц и развития личинок (стрекоза);


конечности покрыты тонкими волосками и смазаны жиром, чтобы не тонуть в воде, хищник, питается мелкими насекомыми (клоп - водомерка);


обтекаемая форма тела, гладкий покров, плоские острые бока, задние плоские ноги-вёсла, приспособленные для гребли, хищник, питается ракообразными, головастиками, мальками рыб, лягушатами (жук-плавунец);


обтекаемая форма тела, чешуя, покрытая слизью, плавники, плавательный пузырь, жабры, окраска в цвет воды или дна водоёма  (рыбы: щука, карась, окунь лещ, карп, толстолобик, судак и др.);


голая кожа, покрытая слизью, дышат лёгкими и всей поверхностью кожи, задние и передние конечности снабжены плавательной перепонкой, при размножении яйца откладывают в воду, личинка – головастик, питаются

комарами, москитами, оводами, слепнями и их личинками, а также моллюсками и червями (лягушки);


плотное оперение, смазанное выделениями копчиковой железы, имеющими водоотталкивающие свойства, кожная перепонка, натянутая между пальцами ног, ноги отставлены далеко назад, хвост короткий (утки, гуси, лебеди, пеликаны и др.);


мягкое тело, защищённое раковиной, питаются органическими остатками, процеживая воду через своё тело, животные - фильтраторы (беззубка, прудовик);


обтекаемая форма тела, густой плотный мех, лапы с перепонками, хорошо плавают и ныряют +

а) плоский лопатообразный хвост-руль, жилище – хатка, вход в неё расположен под водой, питается растительной пищей (бобр);

б) жилище – нора или хатка, вход в неё расположен под водой, питается растительной пищей (ондатра);


Каждое животное занимает своё место, свою нишу в природном сообществе)

- Зная о растениях и животных водоёма, можно ли ответить на наш главный вопрос?

- Почему водоём можно назвать природным сообществом?


(Жизнь растений и животных находится в зависимости от условий в данном сообществе (температура, тепловой и световой режим, водная среда обитания и др.; главная связь между членами природного сообщества происходит через цепи питания – ряды видов растений и животных, связанных друг с другом отношениями: пища – потребитель)


4.Чтение текста в учебнике(цепочкой)стр.93-95

5.А сейчас выполним задания:1 задание. Установи соответствие.

- Определи, какие животные, живут в  водоёме или вблизи него:

Белка, ондатра, волк, дятел, бобр, лягушка, судак, синица, выдра, лебедь, медведь, жук-плавунец, сова, окунь, водомерка.

2 задание.

- Поставь крестик на правильный ответ.. (раздаю детям карточки-таблицы)

1. Реки и озёра – это природные водоёмы, расположенные в естественных углублениях земной поверхности. Да. Нет.

2. Озёра бывают только солёными. Да. Нет.

3. Кубышка жёлтая и кувшинка белая растут в  степи. Да. Нет.

4. Беззубка и прудовик являются животными - фильтраторами.  Да. Нет.

5.  Цветки рогоза собраны в початки. Да. Нет.

6.  Если в водоёме нет раков, то это показатель чистоты водоёма. Да. Нет.

7.  Стебли камыша используют для изготовления плетёных изделий. Да. Нет.

8. Мельчайшие рачки-дафнии очищают воду от мути и служат кормов для мальков рыб, головастиков, личинок насекомых. Да. Нет.

9. Водоросли имеют тонкие разветвлённые корни. Да. Нет.

10. Бобры и ондатры живут в хатках. Да. Нет.



Любой водоём – уникальное природное сообщество.

Поэтому любое вмешательство в его жизнь приводит к изменениям. Они могут быть и положительными, и отрицательными.


6.Итог урока Оцените свою работу на уроке. «Всё в твоих руках» На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.Большой – для меня всё было важным и интересным. Указательный – по теме урока я получил (а) конкретную информацию. Средний – мне было трудно. Безымянный – мне было спокойно, комфортно работать на уроке. Мизинец – для меня было недостаточно информации.

Оценивание детей учителем

7.Д\задание:

1. Сделайте коллаж «Жизнь водоёма» .

Урок по познанию мира на тему: "Водоёмы. Растения и животные водоёмов."
  • Начальные классы
Описание:

Тема урока: Водоёмы. Растения и животные водоёмов.

Цели:

Обучающая цель: сформировать представление учащихся об огромном разнообразии природных сообществ, познакомить учащихся с природными сообществами на примере сообществ пруда и озера,  рассказать о растительном и животном мире водоёмов.

Развивающая цель: развить умение обобщать и систематизировать; развить умение сравнивать изученное; продолжить развитие логического мышления учеников.

Воспитательная направленность урока: формирование научного мировоззрения и уважительного отношения к природе.

                                                 Ход урока.

1.Орг.момент. Проверка домашнего задания в виде теста.

Мы все снимаем угол свой у матушки - природы,
И крыша нам над головой - суть купол небосвода.
А весь большой и старый дом битком набит жильцами,
И уживаться надо в нём, хоть мы с усами сами.
Народу разного полно - кто мельче, кто крупнее,
Кто выбирает в речке дно, кто воду побыстрее.
Кто любит раньше всех вставать, а кто - поздней ложиться.
Умей соседа подобрать, чтоб в тереме ужиться.
Соседство сложное подчас, сообщество не дружба.
Быть может, он порой для нас - спасательная служба.
Годится нам в соседи тот, кто больше пользы принесёт,
С ним есть чем поживиться.
Иной сосед опасен, но в целом мир прекрасен!

- В природе всё взаимосвязано.

- Скажите, как связаны между собой живая и неживая природа?

- Какие условия необходимы растениям для жизни?

- Какие условия необходимы животным для жизни?

- Различные природные условия способствуют многообразию растительного и животного мира в разных природных зонах и сообществах.

2. -Как вы понимаете термин «природное сообщество»? (ответы детей)

-Природное сообщество – это закономерные сочетания растительного и животного мира, приспособленные к определённым условиям окружающей среды.

-Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним сообществом. А вот с каким? Вы мне скажите сами.

Я буду читать загадку, вы называть отгадку. Если ответ правильный, то будут появляться буквы ответа.

 Ответ: ВОДОЁМ

Загадки:      

1. Посреди поля
   Лежит зеркало,
   Стекло голубое,
   Рама зелёная. (Озеро)

2. Все обходят это место:
   Здесь земля
   Как будто тесто;
   Здесь осока, кочки, мхи:
   Нет опоры для ноги. (Болото)

3. Чуть дрожит на ветерке
   Лента на просторе,
   Узкий кончик в роднике,
   А широкий - в море. (Река)

 4. Молодые берёзки
    Свои перед нами
    Поправляют причёски.
    И месяц, и звёзды -
    В нём отражается:
    Как это зеркало называется? (Пруд)

5. К маме речке бегу
   И молчать не могу.
   Я её сын родной,
  А родился - весной. (Ручей)

6.  Шириною широко,
    Глубиною глубоко,
    День и ночь о берег бьётся.
    Из него воды не пьётся,
    Потому что не вкусна -
    И горька, и солона. (Море)

- Почему водоём мы можем назвать природным сообществом?

- Чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны выяснить всё о водоёме.

3.   На уроке будем говорить о водоёмах. Узнаем о растениях и животных водоёма, как они зависят друг от друга, какое имеют значение для   человека .

- Как вы представляете, что такое пресный водоём? (Представление учащихся о водоёме.)

- Пресный водоём – водоём с пресной водой, расположенный в естественных углублениях земной поверхности.

-  Посмотрим, какие растения живут в водоёме и растут возле него.

 

(заранее подготовленные дети рассказывают о растениях водоёмов, показывая картинки)

-  Растения имеют  длинные узкие листья, прочные гибкие стебли высотой до 3 м (зависит от уровня стояния воды), корневища толстые длинные ветвистые, прикреплены ко дну водоёма (камыш, рогоз, тростник);

корни не прикрепляются ко дну, а являются органом равновесия, способным поддерживать растение на поверхности воды, стебельки, соединённые по 2-5 пластинок размером до 5-6 мм (ряска);

толстое длинное ветвистое корневище, крупные яркие цветки с сильным запахом, опыляемые насекомыми (кубышка жёлтая, кувшинка белая);

 похожи на злаковые растения, но имеют трехгранный стебель, ребра которого могут быть острыми или закругленными, листья длинные узкие тонкие (осоки);

не имеют разделения на органы (стебель, лист, корень), могут плавать в воде и прикрепляться к грунту – (водоросли)

Второй объект нашего изучения - типичные животные водоёмов.

- Богат и своеобразен животный мир водоёмов. Это разнообразные насекомые, рыбы, птицы, земноводные и млекопитающие.

-  Посмотрим, какие животные обитают вблизи водоёма и в нём самом.

.

(заранее подготовленные дети рассказывают о растениях водоёмов, показывая картинки)

 

 

Водная среда нужна для откладывания яиц и развития личинок (стрекоза);

 

конечности покрыты тонкими волосками и смазаны жиром, чтобы не тонуть в воде, хищник, питается мелкими насекомыми (клоп - водомерка);

 

обтекаемая форма тела, гладкий покров, плоские острые бока, задние плоские ноги-вёсла, приспособленные для гребли, хищник, питается ракообразными, головастиками, мальками рыб, лягушатами (жук-плавунец);

 

обтекаемая форма тела, чешуя, покрытая слизью, плавники, плавательный пузырь, жабры, окраска в цвет воды или дна водоёма  (рыбы: щука, карась, окунь лещ, карп, толстолобик, судак и др.);

 

голая кожа, покрытая слизью, дышат лёгкими и всей поверхностью кожи, задние и передние конечности снабжены плавательной перепонкой, при размножении яйца откладывают в воду, личинка – головастик, питаются

комарами, москитами, оводами, слепнями и их личинками, а также моллюсками и червями (лягушки);

 

плотное оперение, смазанное выделениями копчиковой железы, имеющими водоотталкивающие свойства, кожная перепонка, натянутая между пальцами ног, ноги отставлены далеко назад, хвост короткий (утки, гуси, лебеди, пеликаны и др.);

 

мягкое тело, защищённое раковиной, питаются органическими остатками, процеживая воду через своё тело, животные - фильтраторы (беззубка, прудовик);

 

обтекаемая форма тела, густой плотный мех, лапы с перепонками, хорошо плавают и ныряют +

а) плоский лопатообразный хвост-руль, жилище – хатка, вход в неё расположен под водой, питается растительной пищей (бобр);

б) жилище – нора или хатка, вход в неё расположен под водой, питается растительной пищей (ондатра);

 

Каждое животное занимает своё место, свою нишу в природном сообществе)

- Зная о растениях и животных водоёма, можно ли ответить на наш главный вопрос?

- Почему водоём можно назвать природным сообществом?

 

(Жизнь растений и животных находится в зависимости от условий в данном сообществе (температура, тепловой и световой режим, водная среда обитания и др.; главная связь между членами природного сообщества происходит через цепи питания – ряды видов растений и животных, связанных друг с другом отношениями: пища – потребитель)

 

4.Чтение текста в учебнике(цепочкой)стр.93-95

5.А сейчас выполним задания:1 задание. Установи соответствие.

- Определи, какие животные, живут в  водоёме или вблизи него:

Белка, ондатра, волк, дятел, бобр, лягушка, судак, синица, выдра, лебедь, медведь, жук-плавунец, сова, окунь, водомерка.

2 задание.

- Поставь крестик на правильный ответ.. (раздаю детям карточки-таблицы)

1. Реки и озёра – это природные водоёмы, расположенные в естественных углублениях земной поверхности. Да. Нет.

2. Озёра бывают только солёными. Да. Нет.

3. Кубышка жёлтая и кувшинка белая растут в  степи. Да. Нет.

4. Беззубка и прудовик являются животными - фильтраторами.  Да. Нет.

5.  Цветки рогоза собраны в початки. Да. Нет.

6.  Если в водоёме нет раков, то это показатель чистоты водоёма. Да. Нет.

7.  Стебли камыша используют для изготовления плетёных изделий. Да. Нет.

8. Мельчайшие рачки-дафнии очищают воду от мути и служат кормов для мальков рыб, головастиков, личинок насекомых. Да. Нет.

9. Водоросли имеют тонкие разветвлённые корни. Да. Нет.

10. Бобры и ондатры живут в хатках. Да. Нет.

 

 

Любой водоём – уникальное природное сообщество.

Поэтому любое вмешательство в его жизнь приводит к изменениям. Они могут быть и положительными, и отрицательными.

 

6.Итог урока Оцените свою работу на уроке. «Всё в твоих руках» На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.Большой – для меня всё было важным и интересным. Указательный – по теме урока я получил (а) конкретную информацию. Средний – мне было трудно. Безымянный – мне было спокойно, комфортно работать на уроке. Мизинец – для меня было недостаточно информации.

Оценивание детей учителем

7.Д\задание:

1. Сделайте коллаж «Жизнь водоёма» .

Автор Улаева Валентина Анатольевна
Дата добавления 25.02.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 1563
Номер материала 57081
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓