Тема
урока: Водоёмы. Растения и животные водоёмов.
Цели:
Обучающая цель:
сформировать представление учащихся об огромном разнообразии природных
сообществ, познакомить учащихся с природными сообществами на примере сообществ
пруда и озера, рассказать о растительном и животном мире водоёмов.
Развивающая
цель: развить
умение обобщать и систематизировать; развить умение сравнивать изученное;
продолжить развитие логического мышления учеников.
Воспитательная
направленность урока: формирование научного мировоззрения и
уважительного отношения к природе.
Ход
урока.
1.Орг.момент.
Проверка домашнего задания в виде теста.
Мы все снимаем угол свой у
матушки - природы,
И крыша нам над головой - суть купол небосвода.
А весь большой и старый дом битком набит жильцами,
И уживаться надо в нём, хоть мы с усами сами.
Народу разного полно - кто мельче, кто крупнее,
Кто выбирает в речке дно, кто воду побыстрее.
Кто любит раньше всех вставать, а кто - поздней ложиться.
Умей соседа подобрать, чтоб в тереме ужиться.
Соседство сложное подчас, сообщество не дружба.
Быть может, он порой для нас - спасательная служба.
Годится нам в соседи тот, кто больше пользы принесёт,
С ним есть чем поживиться.
Иной сосед опасен, но в целом мир прекрасен!
- В природе всё взаимосвязано.
- Скажите, как связаны между собой живая и неживая природа?
- Какие условия необходимы растениям для жизни?
- Какие условия необходимы животным для жизни?
- Различные природные
условия способствуют многообразию растительного и животного мира в разных
природных зонах и сообществах.
2. -Как вы понимаете термин «природное сообщество»? (ответы детей)
-Природное сообщество – это закономерные сочетания растительного и
животного мира, приспособленные к определённым условиям окружающей среды.
-Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним сообществом. А вот с
каким? Вы мне скажите сами.
Я
буду читать загадку, вы называть отгадку. Если ответ правильный, то будут
появляться буквы ответа.
Ответ:
ВОДОЁМ
Загадки:
1.
Посреди поля
Лежит зеркало,
Стекло голубое,
Рама зелёная. (Озеро)
2.
Все обходят это место:
Здесь земля
Как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи:
Нет опоры для ноги. (Болото)
3.
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий - в море. (Река)
4.
Молодые берёзки
Свои перед нами
Поправляют причёски.
И месяц, и звёзды -
В нём отражается:
Как это зеркало называется? (Пруд)
5.
К маме речке бегу
И молчать не могу.
Я её сын родной,
А родился - весной. (Ручей)
6.
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся.
Из него воды не пьётся,
Потому что не вкусна -
И горька, и солона. (Море)
- Почему водоём мы можем назвать природным сообществом?
-
Чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны выяснить всё о водоёме.
3. На уроке будем говорить о водоёмах.
Узнаем о растениях и животных водоёма, как они зависят друг от друга, какое
имеют значение для человека .
-
Как вы представляете, что такое пресный водоём? (Представление учащихся о
водоёме.)
- Пресный водоём – водоём с пресной водой, расположенный в
естественных углублениях земной поверхности.
- Посмотрим, какие растения живут в водоёме и растут возле
него.
(заранее подготовленные дети рассказывают о растениях водоёмов,
показывая картинки)
- Растения имеют длинные узкие листья, прочные гибкие
стебли высотой до 3 м (зависит от уровня стояния воды), корневища толстые
длинные ветвистые, прикреплены ко дну водоёма (камыш, рогоз, тростник);
корни не прикрепляются ко дну, а являются органом равновесия, способным
поддерживать растение на поверхности воды, стебельки, соединённые по 2-5
пластинок размером до 5-6 мм (ряска);
толстое длинное ветвистое корневище, крупные яркие цветки с
сильным запахом, опыляемые насекомыми (кубышка жёлтая, кувшинка белая);
похожи на злаковые растения, но имеют трехгранный стебель,
ребра которого могут быть острыми или закругленными, листья длинные узкие
тонкие (осоки);
не имеют разделения на органы (стебель, лист, корень), могут
плавать в воде и прикрепляться к грунту – (водоросли)
Второй объект нашего изучения - типичные животные водоёмов.
- Богат и своеобразен животный мир водоёмов. Это разнообразные
насекомые, рыбы, птицы, земноводные и млекопитающие.
- Посмотрим, какие животные обитают вблизи водоёма и в нём
самом.
.
(заранее подготовленные дети рассказывают о растениях водоёмов,
показывая картинки)
Водная среда нужна для откладывания яиц и развития личинок
(стрекоза);
конечности покрыты тонкими волосками и смазаны жиром, чтобы не
тонуть в воде, хищник, питается мелкими насекомыми (клоп - водомерка);
обтекаемая форма тела, гладкий покров, плоские острые бока, задние
плоские ноги-вёсла, приспособленные для гребли, хищник, питается ракообразными,
головастиками, мальками рыб, лягушатами (жук-плавунец);
обтекаемая форма тела, чешуя, покрытая слизью, плавники,
плавательный пузырь, жабры, окраска
в цвет воды или дна водоёма (рыбы: щука, карась,
окунь лещ, карп, толстолобик, судак и др.);
голая кожа, покрытая слизью, дышат лёгкими и всей поверхностью
кожи, задние и передние конечности снабжены плавательной перепонкой, при
размножении яйца откладывают в воду, личинка – головастик, питаются
комарами, москитами, оводами, слепнями и их личинками, а также
моллюсками и червями (лягушки);
плотное оперение, смазанное выделениями копчиковой железы,
имеющими водоотталкивающие свойства, кожная перепонка, натянутая между пальцами
ног, ноги отставлены далеко назад, хвост короткий (утки, гуси, лебеди, пеликаны
и др.);
мягкое тело, защищённое раковиной, питаются органическими
остатками, процеживая воду через своё тело, животные - фильтраторы (беззубка,
прудовик);
обтекаемая форма тела, густой плотный мех, лапы с перепонками,
хорошо плавают и ныряют +
а) плоский лопатообразный хвост-руль, жилище – хатка, вход в неё
расположен под водой, питается растительной пищей (бобр);
б) жилище – нора или хатка, вход в неё расположен под водой,
питается растительной пищей (ондатра);
Каждое животное занимает своё место, свою нишу в природном
сообществе)
- Зная о растениях и животных водоёма, можно ли ответить на наш
главный вопрос?
- Почему водоём можно назвать природным сообществом?
(Жизнь растений и животных находится в зависимости от условий в
данном сообществе (температура, тепловой и световой режим, водная среда обитания
и др.; главная связь между членами природного сообщества происходит
через цепи питания – ряды видов растений и животных, связанных друг с
другом отношениями: пища – потребитель)
4.Чтение текста в
учебнике(цепочкой)стр.93-95
5.А сейчас выполним задания:1 задание. Установи соответствие.
- Определи, какие животные, живут в водоёме или вблизи него:
Белка, ондатра, волк, дятел, бобр, лягушка, судак,
синица, выдра, лебедь, медведь, жук-плавунец, сова, окунь, водомерка.
2 задание.
- Поставь крестик на правильный ответ.. (раздаю детям
карточки-таблицы)
1. Реки и озёра – это природные водоёмы, расположенные в
естественных углублениях земной поверхности. Да. Нет.
2. Озёра бывают только солёными. Да. Нет.
3. Кубышка жёлтая и кувшинка белая растут в степи. Да. Нет.
4. Беззубка и прудовик являются животными - фильтраторами. Да. Нет.
5. Цветки рогоза собраны в початки. Да. Нет.
6. Если в водоёме нет раков, то это показатель чистоты
водоёма. Да. Нет.
7. Стебли камыша используют для изготовления плетёных
изделий. Да. Нет.
8. Мельчайшие рачки-дафнии очищают воду от мути и служат кормов
для мальков рыб, головастиков, личинок насекомых. Да.
Нет.
9. Водоросли имеют тонкие разветвлённые корни. Да. Нет.
10. Бобры и ондатры живут в хатках. Да. Нет.
Любой водоём – уникальное природное сообщество.
Поэтому любое вмешательство в его жизнь приводит к изменениям. Они
могут быть и положительными, и отрицательными.
6.Итог урока Оцените
свою работу на уроке. «Всё в твоих руках» На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то
позиция, по которой надо высказать свое мнение.Большой – для меня всё было
важным и интересным. Указательный – по теме урока я получил (а) конкретную
информацию. Средний – мне было трудно. Безымянный – мне было
спокойно, комфортно работать на уроке. Мизинец – для меня было
недостаточно информации.
Оценивание детей учителем
7.Д\задание:
1. Сделайте коллаж «Жизнь
водоёма» .
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.