Главная / Начальные классы / Урок по познанию мира на тему "Берегите воду" 2 класс

Урок по познанию мира на тему "Берегите воду" 2 класс

Познание мира 26.11.14

Тема урока: Берегите воду!

Цель урока: формирование мнения о том, что вода играет важную роль в природе и жизни человека.

Планируемые результаты:

предметные: знать пути загрязнения и защиты воды;

личностные: проявлять любовь к природе, бережное поль­зование богатством земли - водой;

системно-деятельностные: применять умения сравни­вать, обобщать и делать выводы; навыки наблюдательности, достижения целей; применять правила экономного использова­ния воды.

Тип урока: смешанный.

Виды работ: беседа, анализ-обобщение, работа в парах, работа с учебником и тетрадью.

Проблемный вопрос: Что значит беречь воду?

Ход урока

  1. Организация начала урока. Психологический настрой.

- Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Посмотрите, пожалуйста, на них. Поздоровайтесь. Теперь глазки все на меня. 

Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. 
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока 

  1. Постановка цели и задач урока.

Я и туча и туман,

И ручей и океан,

Я летаю и бегу

Неподвижной быть могу

Я и льдинка голубая

Я и капля дождевая,

И снежинка вырезная,

Вы узнали без труда

Называюсь я ……… (вода).

- Сегодня мы продолжим разговор о воде

  1. П

    прозрачная

    овторение домашнего задания

без запаха

hello_html_549cb02d.gif

hello_html_34e75901.gif

без вкуса

течёт

hello_html_m2650cbaf.gif

hello_html_m13277d29.gifhello_html_m51b0503f.gif

Не имеет формы

hello_html_m2e38c9f9.gifhello_html_m2994aa42.gif

без цвета

hello_html_57aed7ff.gif

растворитель



Тесты с взаимопроверкой

1. В каком состоянии вода встречается в природе

а) мягком, твёрдом

б) жидком, газообразном, твёрдом

в) густом, газообразном, твёрдом

2. Сахар растворяется в воде. Назови это свойство.

а) текучесть

б) растворитель

в) прозрачность

3. На стенках стакана с холодной водой есть пузырьки. Это…

а) соль

б) песок

в) воздух

4. На дне чистой реки видны камешки. Назови это свойство воды.

А) прозрачность

Б) текучесть

В) без запаха

5. Вода необходима…

а) человеку, животным

б) животным, растениям

в) человеку, животным, растениям


Физминутка (3 состояния воды)


  1. Сообщение темы и целей урока

  - Вода – самая загадочная жидкость на Земле. Певцы древних степных народов – акыны – воспевали её, поэты посвящали ей удивительные строки.

- С каким произведением о воде мы познакомились в этом учебном году? («Родник» Д. Досжанова)

- О чём оно?

 А ученые по сей день, как и сотни лет назад, не могут дать точного ответа, на простой вопрос - Что такое ВОДА? 
Французский писатель Антуан де Сент Экзюпери, ответил на этот вопрос так: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама- ЖИЗНЬ. Ты наполняешь нас невыразимой радостью…ты,- самое большое богатство на свете!» 

        - Нам привычны дождь и снег, реки и озера, моря и океаны. От этой красоты у любого захватывает дух.

Природа не может существовать без воды. Даже наше тело состоит из воды больше чем наполовину. Вода входит в состав крови, которая разносит питательные вещества по всему организму. 
Такое же значение вода имеет и для животных, а для некоторых является еще и местом обитания. Без воды погибнут и растения. 
А как, и для чего человек использует воду? Всякую ли воду можно пить? Как можно экономить воду? Какой вред человек наносит воде? Как этого избежать?  – Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде. Тема урока – «Берегите воду!».

Мы привыкли называть нашу планету земным шаром и не задумываемся: а не сделал ли ошибку тот, кто первый придумал это название? А задуматься, право, стоит! Какой же это земной шар, если земли-то на его поверхности не более 30 %, а все остальное – вода: реки, озера, моря, океаны, болота. А если бы Землю можно было выпрямить, сделать ее плоской, как стол, то ее и вообще не было бы видно – всю ее скрыл бы под собой 150-метровый слой воды. Земной шар… Его правильнее было бы назвать водяным, а не земным.


  1. Изучение нового материала.

1. О х р а н а   в о д. (Просмотр ролика и его обсуждение)

Б е с е д а.

Как вы предлагаете защитить реку, из которой наш родной город получает воду?

На сначала мы давайте узнаем название этой реки

Прочитайте стихотворение и вставьте пропущенные буквы


Берегите воду

Вода- это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.

Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.

Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.

Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.


Дополнение учителя:  Из 1-го крана, если он течет, за сутки выливается 500 литровых банок воды! Ими можно заставить всю кухню снизу - доверху.

б) экономить воду, не расходовать ее напрасно, когда моешься, стираешь)

- Правильно!

А еще хочу сказать, что ребята, которые живут в поселках и городах, которые находятся на берегах рек, вместе с взрослыми занимаются охраной рек от загрязнения. Создают группы под названием “Голубой патруль”. Собирают мусор у водоемов.

- Что хочется сделать при виде такой реки? (искупаться)

- Да, ребята, такую чистую воду в водоемах надо беречь. А почему спросите вы? Казалось бы, что воды на Земле очень много. Океаны и моря покрывают большую часть поверхности нашей планеты. Но не забывайте, что вода в них соленая, а людям необходима пресная вода. Пресной воды существенно меньше и 1/3 населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Вода нужна людям не только для питья. Без нее не уберешь, не постираешь. Уборка городских улиц, мытье машин тоже требует воды. Огромное количество воды используют фабрики и заводы. Чтобы получить 1 т бумаги, нужно использовать 250 т воды. Ученные подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ с ферм, заводов, бытовых использования, что ими можно заполнить 10 тысяч товарных поездов. И поэтому, ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за загрязнения.

А происходит это примерно так: Видеоролик

- Что произошло? (Река загрязняется).

- Проходит время и на берегу реки люди построят завод для изготовления бумаги. Они используют чистую воду, а грязную сливают в реку.

- Что случится с рекой и ее обитателями? (Рыба умирает, животные заболевают, – река гибнет)

- Значит нужно закрыть завод? (Нет нельзя, не будет книг, тетрадей)

- Запретить животным пить воду, жить в ней рыбе?

ВОТ И ВОЗНИКЛО ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ (ОБЩЕСТВОМ) И ПРИРОДОЙ.

- Как вы понимаете значение этого слова?

- Сейчас мы узнаем правильное его толкование из толкового словаря.

ПРОТИВОРЕЧИЕ Значение слова Противоречие по Ожегову:
Противоречие - Положение при котором одно (высказывание, мысль, поступок) исключает другое, не совместимое с ним

Противоречие Противоположность интересов

Противоречие Высказывание или поступок направленные против кого-чего-нибудь 



- Возникает вопрос: Что же делать?

- Как вы думаете, ребята? (учитель выслушивает ответы 2-3 человек)

Существует Всемирно известная организация “Гринпис”.

- Кто знает как переводится это слово, может кто-нибудь слышал? (Зеленый мир).

- Она тоже пытается разрешать противоречия между обществом и природой по охране водных ресурсов от загрязнения. “Гринпис” часто проводит различные акции. О них можно узнать на сайте этой организации. У многих дома есть компьютеры и выход в интернет. Вы можете взять электронный адрес и вместе с родителями поучаствовать в какой-нибудь акции

2. Работа с учебником.

На стр. 36 прочитайте текст.

- Оказывается воду можно очищать. Как можно воду очищать?

а) строить очистительные сооружения, где воду очищают от ядовитых веществ;

б) загрязненную воду очищают и снова используют в целях экономии воды.)

- Эта проблема, очистки воды, очень остро стоит по всей нашей огромной стране. Такими серьезными вопросами занимаются взрослые, а вы дети, можете принимать участие в охране воды? Как?



  1. Закрепление знаний.

Работа с тетрадью.

а) Найти отличия в пользовании водой двух домов.

б) Ученики обмениваются тетрадями и проводят взаимопро­верку.

в) Обсуждение в паре. Кто экономично пользуется водой? А кто нет? Почему?

VII. Физкультминутка (музыкальна)

VIII. Чтение сказки Н.А. Рыжова «Жила была река».

Жила-была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в э том ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди плохо

ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины - электростанций, давала

свет, защищала в жаркие дни от зноя?» - думала она.

Шло время. Люди все больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители – растения и животные – задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.

«Нет, - думает, - Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей. «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей».

Собрались речные жители - и растения, и рыбы, и улитки, и звери, - очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек – редкий гость.

А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов ... Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали друг друга узнавать. Впрочем, это было не важно, все равно по вечерам не было света.

И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленький, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется». Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город и рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить pf здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

А недавно Реку сделали самым почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.

3. Обсуждение сказки.

- Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми. Видели вы такую реку?

-Как речка помогала людям?

- Как люди относились к реке? Как вы считаете, правильно ли она вела себя, или нет? Почему?

- Что случилось с горожанами, когда река ушла?

- Представьте, что все реки обиделись бы на людей и ушли. Что случилось бы с ними? Смогли бы мы жить без них?

- Сравните речку, какой она была до того, как встретилась с людьми, и какой стала после. Какие изменения с ней произошли?

- Правильно ли поступили люди в конце сказки? Что они еще могли бы сделать для своей реки, озера, которые находятся рядом с вами?

Вывод: Не надо загрязнять водоемы. От загрязнения воды страдает все живое.


IX. Рефлексия.

  • Что лично ты можешь сделать для сохранения воды?

  • Какое открытие сегодня вы сделали на уроке?

  • Кто из ребят помог вам лично, всему классу сде­лать открытие?

  • Чему каждый из вас сегодня научился?

  • О чем вы могли бы рассказать своим родителям дома после нашего урока?

  • Загрязнение водоемов опасно для всего живого. Чтобы уберечь водоемы от загрязнения, сточные воды предприятий, ферм пропускают через очистные сооружения. Строятся и такие предприятия, на которых вообще не бывает сточных вод. Каждый человек должен беречь воду!

Информация о домашнем задании: Чтение текста. Под­готовить рассказ на тему: «Как наша семья экономит воду», найти информацию о реке Иртыш


5


Урок по познанию мира на тему "Берегите воду" 2 класс
  • Начальные классы
Описание:

Цель урока: формирование мнения о том, что вода играет важную роль в природе и жизни человека.

Планируемые результаты:

предметные: знать пути загрязнения и защиты воды;

личностные: проявлять любовь к природе, бережное поль­зование богатством земли - водой;

системно-деятельностные: применять умения сравни­вать, обобщать и делать выводы; навыки наблюдательности, достижения целей; применять правила экономного использова­ния воды.

Тип урока: смешанный.

Виды работ: беседа, анализ-обобщение, работа в парах, работа с учебником и тетрадью.

 

Проблемный вопрос: Что значит беречь воду?

Автор Виноградова Лариса Николаевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 730
Номер материала 49019
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓