Акмолинская
область
Аршалынский
район
Тургеневская
средняя школа
Открытый урок по познанию
мира
2 класс
Тема: Природные
ресурсы
Учитель: Сницаренко Т.А.
2009-2010
г.
Познание мира 2 класс
Тема: Природные
ресурсы. Ограниченность.
Цель:
Раскрыть понятие загрязнения окружающей среды.
Задачи:
1. Закрепить понятие природные ресурсы, потребности;
2. Показать, что человек оказывает разрушительное
воздействие на природу;
3. Формировать у детей экологическое мышление;
4. Развивать кругозор, речь у учащихся.
5. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к
ней.
Тип урока:
Повторительно-обобщающий (комплексное применение
знаний с элементами проектной деятельности учащихся), в логике RWCT –
стратегия развития критического мышления через чтение и письмо
Методы:
Стратегия «займи позицию», работа в малых группах,
презентация групповых работ, работа с графическими организаторами, проектная
деятельность учащихся
Проблема:
Почему природных ресурсов становится все меньше?
Основные понятия:
Природные ресурсы, потребности, экономика, экология,
проблема загрязнения окружающей среды, научный проект, эксперимент.
Оборудование:
динамическая карта «Природные зоны РК», иллюстрации
«Загрязнение окружающей среды», слайдовая презентация «Послание воды», конверты
с образцами насекомых, глобус, карточки с экологическими задачами, графические организаторы.
Ход урока:
I.
Побуждение.
Эмоциональный
настрой на активную работу:
- Мы юные
второклассники.
Нам
нравится учиться в школе.
Мы
уже многому научились.
И хотим
узнать еще больше.
-
Сегодня
на уроке мы постараемся показать нашим гостям, как мы умеем работать, повторим значение
экономических понятий «потребности», «природные ресурсы», попробуем решить
экологическую проблему: Почему природных ресурсов становится меньше?
II. Актуализация
знаний
Стратегия
«Займи позицию»
- Перед вами
две позиции «желания», «потребности»
- Вы должны
занять позицию, соответствующую словам, которые лежат перед вами.
- Для
удовлетворения своих потребностей требуются ресурсы.
- Какие
природные ресурсы мы рассмотрели на предыдущих уроках? (вода, воздух, почва)
- К нам
относятся растения и животные.
- О них мы
сейчас начнем говорить, а подробно будем изучать на следующих уроках.
- Сейчас мы
разделимся на группы и вспомним значение природных ресурсов в жизни человека.
III. Реализация,
осмысление.
Работа в
группах по графическим организаторам и учебникам.
1
группа: 2
группа:
3
группа: 4
группа:
IV. Презентация
групповых работ:
1) «Воздух»
2) «Вода»
V. Презентации
«Послание воды»
VI. Физминутка «Доброе
животное» (выравнивание эмоционального фона)
Все берутся за руки, встают в круг.
Ведущий тихим голосом говорит: «Мы одно доброе животное. Давайте послушаем, как
оно дышит!» (все прислушиваются к дыханию соседей) «А теперь подышим вместе!»
Вдох – шаг вперед, выдох – шаг назад. «Так дышит не только животное, так же
ровно и четко бьется его большое и доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг
назад»
VII.
Продолжение
презентаций групповых работ:
3) «Почва»
4) «Лес»
VIII. Решение
экологических задач:
- Видите, мы
еще раз убедились, как много дает человеку природа.
- Как вы
думаете, а человек оказывает влияние на окружающую его среду?
- Что
происходит с природными ресурсами в результате деятельности людей?
- Сейчас мы
попробуем в группах решить некоторые экологические задачи.
- Почему
экологические? Экология изучает взаимоотношение всего живого на земле.
- А в
задачах говорится об отношении человека к природным ресурсам.
1 группа:
Если из
неплотно закрытого крана капает вода, то за один час ее вытекает один литр.
Сколько воды вытечет из неисправного крана в твоей квартире за двое суток?
2 группа:
Ученики 2
класса решили очистить берег Ишима от мусора. Они собирали в большие пластиковые
мешки бумагу, банки, бутылки. Илья наполнил мусором 3 мешка, Егор – 4 мешка, а
Катя на 2 мешка больше чем Егор. Сколько мешков наполнили мусором эти ребята?
Чтобы вы сказали тем, кто оставил этот мусор?
3 группа:
Что хотел
сказать художник?
4 группа:
Гуляя в
лесу, Настя и Наташа увидели красивую тоненькую рябинку. Они хотели сорвать по
пять веточек, чтобы поставить дома в вазу. Через сколько дней деревце погибнет,
оставшись без веток, если известно, что на нем всего 60 веточек, а отламывать с
него будут ежедневно столько же, сколько собрались сорвать девочки?
IX.
Физминутка
«Представьте себя деревьями»
X. Презентация
научного проекта.
Природа – друг человека. Она дает ему все
необходимое для жизни. Люди любят ее за красоту, за загадки, которые она им
загадывает, за ее мудрость и бесконечное разнообразие. А сколько в природе дел
для любознательных и пытливых. А такие в нашем классе есть: Наумов Тарас
презентует свой научно-информационный проект «Насекомые моими глазами».
XI.
«Эксперимент»
- Какая же
научная работа без эксперимента или опыта?
- Сейчас
Тарас нам рассказал, что даже у нас под ногами есть жизнь – таинственная и
удивительная. А вы задумывались, на что вы наступаете, когда шагаете не по
тропинке. Как страшны наши ноги для маленьких насекомых! Ты только представь,
какие мы великаны по сравнению с ними!
- Давайте
посмотрим, сколько много живых существ может погибнуть, если человек не будет
смотреть себе под ноги.
XII.
Практическая
работа.
3 группы –
наклеивают на след насекомых. 1 группа – пишет эссе «Если бы я был насекомым!»
XIII. Творческая
коллективная работа – составления коллажа «Берегите природу!»
XIV. Рефлексия.
Обобщение, возврат к проблеме.
- Природа
служит нам, радует нас и удивляет. Но и мы должны уважать ее и беречь. Ее
состояние зависит от каждого из нас.
- Какой из
казахских писателей тоже призывает нас всех беречь природу?
- Упражнение:
«Перекати земной шар»
(сплочение,
поднятие эмоционального фона, установление тактильного контакта)
Дети, стоя
в кругу, вытянув руки вперед ладонями вниз, перекатывают глобус (маленький),
стараясь не уронить его.
Молодых
Наташа в кругу читает стихотворение Музафара Алимбаева «Кто, если не ты?»
XV.
Подведение
итогов.
XVI. Домашнее
задание. Написать эссе «Если бы я был насекомым, о чем бы я попросил людей!».
Ф.И.О
|
Место
работы
|
Предмет
|
Тема
или название урока
|
Аннотация
|
Сницаренко
Тамара
Анатольевна
|
Тургеневская
средняя школа
|
Познание
мира
|
Природные
ресурсы. Ограниченность.
|
Урок
посвящен проблеме загрязнения окружающей среды,
закреплению
понятия природные ресурсы, потребности. Специфика урока заключается в понимании
учащимися практической значимости изученного материала.Элементы
исследовательской деятельности повышают образовательную мотивацию. Работа в
группах направлена на решение экологических задач проблемного и поискового
характера.Творческая коллективная работа-составление коллажа-логическое
завершение урока.Рефлексия придала ему романтическое настроение.Разработка
раскрывает вопросы
формирования
у детей экологического мышления,
развития
кругозора,
воспитанию
любви к природе, бережного отношения к ней.
Учителя
начальных классов
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.