Главная / Начальные классы / Урок по познанию мира на тему " Охрана животного мира"

Урок по познанию мира на тему " Охрана животного мира"

Урок познания мира в 3 Б классе.


Насанова Жанар Абдрасулаевна учитель начальных классов

Общая средняя школа №17 имени Лермонтова

Г.Шымкент Южно-Казахстанская область

Использование ИКТ на уроке познания мира при изучении темы:

Охрана животного мира


Цель урока: 1)формирование представления о негативном и позитивном влиянии деятельности человека на многообразие видов животных; познакомить учащихся с представителями животных Красной книги Казахстана; расширить и углубить знания детей о животном мире; 2) развивать речь учащихся, умение делать выводы, анализировать свои ответы и ответы товарищей; 3)воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.

Форма: коллективная, групповая, индивидуальная.


Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, наглядный, интерактивный, самостоятельный, практический, проблемно- поисковый.

Оборудование: тексты для чтения, интерактивная доска, слайды, кроссворд, индивидуальные тесты, папки-передвижки о животных, фишки, экологический плакат, знаки к игре «Экологические знаки», рефераты, научные работы учащихся.

Ход урока


  1. Организационный момент.


  1. Повторение изученного материала.

- Ребята, на предыдущих уроках мы изучали темы о животных. Для проверки ваших знаний, я предлагаю вам поработать в группах: решить кроссворд

« В мире животных». Слайды 1-4.

Каждая группа учащихся получает кроссворд с заданием.

  • 1.У представителей этого класса животных 3 пары лап, пара усиков и многие из них имеют крылья.

  • 2.Лягушка, жаба, тритон – это …

  • 3. У этих животных мускулистое мягкое тело обычно защищено раковиной.

  • 4.Змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы – это …

  • 5.Эти животные хорошо приспособлены к жизни в воде, дышат жабрами.

  • 6. Эти животные вскармливают своих детёнышей молоком.

  • 7.Тело этих животных покрыто перьями, 2 ноги, есть крылья.

  • 8.У представителей этого класса тело состоит из двух отделов, у них 4 пары лап, они не имеют крыльев и усиков.

  • 9.Все эти классы объединены в царство, которое называется …


- А сейчас вы проверите правильность своих ответов. Слайды 5-12.

( 1)насекомые,2) земноводные,3)моллюски, 4) пресмыкающиеся, 5)рыбы,, 6)млекопитающие, 7)птицы,8) паукообразные, 9)животные)

3. Сообщение темы и целей урока.

- А теперь давайте переместимся в сказочный лес наполненный звуками природы. Как прекрасен этот мир и как великолепны творения природы. Слайд13

-Хотели бы вы сохранить нашу планету такой же яркой, населенную разными животными и растениями? Ими бы только восхищаться, удивляться выдумками природы, если бы не одно тягостное обстоятельство: многим из животных угрожает опасность исчезновения с лица Земли.

Звери, рыбы, пауки и птицы

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

- На этом уроке мы будем решать проблемы: значение животных в жизни человека и растений, охрана животных, наше отношение к природе.

4. Изучение нового материала.

1.Рассказ учителя

В настоящее время люди испытывают острую тревогу за наш общий дом- природу. Последние поколения вели себя как покорители природы. До недавнего времени люди считали, что пользуются наследием предков. Из-за вырубки лесов исчезли сотни тысяч видов растений. Гибнут моря и реки. Каждый день на Земле вымирает один вид животных.

А сколько вокруг следов неразумной деятельности человека. Человеческий разум создал оружие такой разрушительной силы, что поставил под угрозу само существование жизни на Земле.

Пришло время одуматься. Символом охраны окружающей среды стало слово «экология». Экология – это наши взаимоотношения с природой.

- Какое значение имеют животные в жизни человека и в природе?

- Зачем надо охранять животных?

  • Животные помогают размножаться и расселяться многим растениям.

  • Образуют пищевые связи.

  • Регулируют численность других животных.

  • Выполняют роль санитаров.

  • Служат основным источником пищи для других животных.

  • Дают людям продукты питания.

  • Дают людям ценные меха.

  • Все животные очень красивы и интересны, наши друзья

  • Животные играют большую роль в природе.

2.Значение животных в жизни людей. Слайд14

Пища (молоко, мясо, яйца,икра, мед)

Одежда (шерсть, кожа, мех)

Обувь (кожа, замша, валяная шерсть)

Лекарства (яд змей, пчелиные продукты)

Помощники (собака, лошадь, верблюд)

Предметы домашней обстановки (ковры, подушки)

Украшения (жемчуг)

Красота природы (пение птиц)

-Чем человек отличается от животных? ( Мыслит, разговаривает, трудится, создал много замечательных вещей).

-Как вы думаете, почему животных становится меньше на Земле? (высказывания детей)

- Часто деятельность человека наносит вред окружающей среде.

3.Причины исчезновения животных: слайды15-19

  • Вырубка лесов.

  • Разрушение и загрязнение почв.

  • Хищническая охота.

  • Загрязнение окружающей среды.

  • Деятельность человека.


- Все растения и животные взаимосвязаны, если одно животное или растение исчезнет из цепочки жизни, другие животные не смогут жить и тоже исчезнут. Слайды 20-21

4.Способы охраны.

-С начала 17 века на Земле вымерло более 500 видов животных, в основном по вине человека. Имеется список исчезнувших животных. К сожалению, этих прекрасных по-своему животных, можно увидеть только на рисунках.

Это - морская корова, пингвин-дронт, странствующие голуби. слайд22-24

Поэтому люди решили выпустить Красную книгу.

- Для чего нужна Красная книга? (слайды 25-26 )

(Она нас информирует - какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу.)

В Красную книгу Казахстана занесено 125 видов животных.

  • 40 видов млекопитающих

  • 56 видов птиц

  • 16 – рыб

  • 3 – земноводных

  • 10 – пресмыкающихся

Послушайте стихотворение о книге: (учитель читает стих)

Охраняется Красною книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы!

А как вы думаете, почему назвали книгу именно Красной, а не желтой, синей?

( Красный цвет- это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения)

Красная книга- это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.

Но записать животное или растение в красную книгу – еще не значит их сохранить. Это пока сигнал тревоги о том, чтобы не навредить всему живому.

5. Знакомство с животными Красной книги Казахстана. Слайды27-34

Животные играют огромную роль в природе.

-Давайте послушаем сообщения о животных, которые нуждаются в охране и занесены в Красную книгу. (Рассказы учащихся о животных)

Сайгак - парнокопытное млекопитающее из семейства настоящих антилоп. В 2002 году Международным союзом охраны природы этот вид был отнесен к категории, находящемся в критическом состоянии. Сайгаки мигрируют на большие расстояния и могут переплывать реки, но стараются избегать крутых и скалистых склонов. Этих животных истребили из-за вкусного мяса. Сейчас они находятся под охраной государства.

Снежный барс (ирбис) – крупное, хищное млекопитающее из семейства кошачьих, обитающих в горных массивах Центральной Азии. Ирбис – вид исключительно азиатский. Длина достигает вместе с хвостом 200-230 см. Весит до 55 кг. В 20 веке он был внесен в Красную книгу. Охота на ирбиса запрещена.

Беркут - одна из наиболее известных хищных птиц семейства ястребиных, самый крупный орел. Длина тела 76-93 см. Размах крыльев 180-240 см.У беркутов острое зрение, но только в светлое время суток. Избегает жилых районов, чувствителен к беспокойству со стороны человека. Гнездо устраивает на дереве, либо на труднодоступном скалистом уступе. В кладке обычно 2 яйца, однако чаще всего выживает только один птенец. В Казахстане беркута используют для охоты на лисиц, зайцев, иногда волков и джейранов. Находится под охраной государства.


6. Физминутка под музыку «Зверобика» Слайд 35

7.Заповедники Казахстана ( слайд 36)


  • Алматинский

  • Западно-Алтайский

  • Барсакелмесский

  • Коргалжинский

  • Наурзымский

  • Устюртский

  • Маркакольский

  • Алакольский

  • Или-Алатауский

  • Аксу-Жабаглинский


-Для чего нужны заповедники? Слайд 37

-Что такое заказники? Слайд 38-40

ЮКО Ирсу-Даубабинский заказник, Тюлькубасский район

-Для чего нужны зоопарки? слайд 41 -42

Зоопарк в Шымкенте основан в 1980 году. Площадь 54 ГА, под экспозиции 34 ГА. Животные 1570(2007),видов-219(2007).20 видов занесены в Красную Книгу.25% потребности в кормах зоопарк покрывает за счет собственной земли, площадь 30 Га. Коллекция зоопарка: аквариумные рыбки-510, пресмыкающиеся-247, грызуны-254,птицы-254, копытные-44,хищники-34, прематы-32.

8. Работа по учебнику. Слайд 43

- А сейчас поработаем с учебником стр. 150.

- Каких животных удалось спасти?

- Где могут звери найти защиту и понимание? ( в зоопарке, заповеднике, национальных парках)

9. Игра «Экологические знаки». Слайд 44-45

Выбор экологических знаков группами. Что нельзя делать на природе? Нужно объяснить знак. Составление экологического плаката.

1.Значок «Вырубка леса»

Вырубая лес люди невольно губят диких животных. Животные лишаются дома.

2.Значок «Сачок на бабочке»

Человек ловит насекомых ради их красоты и тем самым губит их.

3.Значок «Магнитофон»

В лесу нельзя шуметь и беспокоить животных. Они могут испугаться, детеныши могут испугаться и потеряться.

4.Значок «Стоп»

Знак дорожного движения «движение запрещено».

5.Значок «Рогатка»

Дети часто стреляют в птиц ради забавы.

6.Значок «Выброс сточных вод в водоем»

Сточные воды загрязняют воды- губят растения и животных водоемов.

7.Значок «Ловля рыбы»

Неумеренный лов рыбы приводит к сокращению численности рыб.

8.Значок «Ружьё»

Неумеренная охота на животных приводит к исчезновению отдельных видов животных - браконьерство.

9.Значок «Пожар»

Из-за пожаров страдают, погибают животные.

5. Закрепление Слайд 46

Тест

1.Какие животные занесены в Красную книгу Казахстана?

А)Серый варан Да

Б) Красный волк Да

В) Волк Нет

2.Как вы можете принять участие в охране животных?

А) Разводить редких животных у себя дома. Нет

Б) Задерживать браконьеров. Нет

В) Выполнять правила поведения в природе. Да.

3. В каких городах Казахстана есть зоопарк?

А )Шымкент Да

Б) Туркестан Нет

В) Алматы Да

4.Какой заповедник находится на территории Южного Казахстана?

А) Маркакольский Нет


Б) Алакольский Нет


В)Аксу-Жабаглинский Да

Самопроверка тестов Слайд 47

  1. А, Б

  2. В

  3. А,В

  4. В

-Молодцы! Правильно ответили на вопросы!

6.Домашнее задание: Слайд 48

1. Коллективное ( всем): прочитать статью с.150-153,выполнить задания, тест

2. Индивидуальное (по выбору): Подготовить сообщение о животных из Красной книги, новости Шымкентского зоопарка.

3. Творческое (по выбору): написать сочинение на тему: «Один день на планете без животных».

7. Итог урока. Слайд 49-50

-Что нового узнали на уроке?

(Мы узнали, что животные играют большую роль в природе и жизни человека. Узнали причины исчезновения некоторых видов животных и почему животные стали редкими. Узнали, какие животные занесены в Красную книгу. Учились правильному поведению в природе, которые помогут сохранить удивительный мир животных.)

- А что мы с вами можем сделать для охраны животных?

Берегите и охраняйте природу!

Ведь как ты будешь относиться к природе, люди скажут, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный. Уважать законы природы- основные законы существования всего живого на Земле. Только в содружестве с ней может быть счастлив человек!

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом!


-Давайте оценим свою работу на уроке.

1.Поднимите руки, кто работал сегодня на уроке добросовестно?

2.Поднимите руки, кто дружно работал с товарищами?

3.Кому было интересно?

4.Кто доволен своим личным участием в уроке?

-Вы молодцы! Внимательно слушали друг друга, активно работали в группе.

Выставление оценок



Урок по познанию мира на тему " Охрана животного мира"
  • Начальные классы
Описание:

Урок познания мира в 3 Б классе.

 

Насанова Жанар Абдрасулаевна  учитель начальных классов

Общая средняя школа №17 имени Лермонтова

Г.Шымкент Южно-Казахстанская область

Использование ИКТ на уроке познания мира при изучении темы:

               Охрана животного мира

 

Цель урока: 1)формирование представления о негативном и позитивном влиянии   деятельности человека на многообразие видов животных; познакомить учащихся с представителями животных Красной книги Казахстана; расширить и углубить знания детей о животном мире; 2) развивать речь учащихся, умение делать выводы, анализировать свои ответы и ответы товарищей; 3)воспитывать  экологическую культуру, бережное отношение к природе.

 

Форма: коллективная, групповая, индивидуальная.

 

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, наглядный, интерактивный, самостоятельный, практический, проблемно- поисковый.

 

 Оборудование: тексты для чтения, интерактивная доска, слайды, кроссворд, индивидуальные тесты, папки-передвижки о животных, фишки, экологический плакат, знаки к игре «Экологические знаки», рефераты, научные работы учащихся.

Автор Насанова Жанар Абдрасулаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 516
Номер материала 44745
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓