Главная / Начальные классы / урок по познанию мира 4 класс

урок по познанию мира 4 класс

Е. М. Мукабенова

учитель начальных классов

СШ № 115, г. Костаная.

Познание мира Тема: Движение земли вокруг солнца. Смена времен года.


Цель: Cпособствовать формированию представления о движении Земли вокруг солнца; изучить причины, вызывающие смену времен года.

Объяснить особенности неравномерности нагрева земной поверхности.

Развитие мышления, творческого подхода к заданиям, умение использовать знания в жизни.

Воспитание любознательность и интерес к предмету.

Оборудование: глобус; слайдовая презентация по разделам урока; индивидуальные карточки с заданием; карточки-помощники.

Тип: усвоение новых знаний.

ХОД УРОКА

Этап урока

СУМ (содержание учебного материала)

1.

Организационный момент.

- приветствие учащихся; положительный настрой на работу на уроке.


- Наш урок я бы хотела начать со стихотворения «Улыбка».

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу.
Улыбнитесь друг другу, себе.

-Приятного вам учебного дня! Я думаю, что наш сегодняшний урок вам понравится, а полученные на нем знания и умения вы успешно будете использовать в жизни.


2.

Проверка ОУУН


Вопросы:

-Скажите ребята, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке?

-Чтобы проверить насколько вы усвоили материал, вам необходимо выполнить задание


Тестирование.

Молодцы ребята вы все отлично справились с заданием, какой вывод напрашивается ……?

3.

Актуализация и мотивация учебной деятельности

- Сейчас вам необходимо посмотреть небольшой ролик и определить тему сегодняшнего урока (ролик- смена времен года). Молодцы, скажите, чем будем заниматься на уроке сегодня…….,

каким образом будем достигать цель ……..


4.

Вызов.

Итак, используя свой жизненный опыт и первоначальные сведения о Солнце и планете Земля, выполните задание №2.


Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенной темой. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации к слову Земля.


1 этап. Учащиеся выполняю работу индивидуально.


2 этап. 1 минута. Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.


3 этап. 2-3 минуты. “Сброс идей в корзину”. Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.

5.

Осмысление.

Чтобы более подробно рассмотреть, как происходит вращение Земли вокруг Солнца и смена времени года вам необходимо изучить текст параграфа на стр.114 и отметить прочитанный текст значками по мере его чтения.

٧ – уже знал

+ - новое

- - думал иначе

? – не понял, есть вопросы

Вопрос:

- Что добавилось нового к тому, что предполагали лишь на основе своего опыта и первоначальных знаний, но не знали точно?

- Составьте таблицу по прочитанному тексту

уже знал

новое

думал иначе

не понял, есть вопросы





Обсуждение таблицы.

Вопрос:

- Какие выводы можете сделать на основе полученной информации?


  • Следующее задание составление вопросов высокого порядка. (каждая группа получает таблицу)

- Постарайтесь составить от группы по 2 вопроса по новой теме.

Далее группы озвучивают свои вопросы, а команды пытаются ответить на них.

6.

Закрепление знаний.

Чтобы закрепить изученный материал вам необходимо выполнить задание №4


также текст дополнительной литературы, отобрать важную информацию, подготовить кластер и защитить его.

Задание.

1 группа – Движение Земли вокруг Солнца.

2 группа – Смена времен года.

3 группа – Спутник Земли


Теперь чтобы проверить ваши полученные знания Вопросы – ответ:

Каждая группа получает по конверту вопросов и конверту ответов, необходимо в течение 3 мин. в хронологической последовательности подклеить вопросы и к ним ответы, но обратите внимание, что на один из вопросов ответа нет, т.е. вам в группе необходимо продумать ответ и его записать.


Группа № 3 будут проверять, и оценивать насколько группы справились с данным заданием, но задание выполнять будет, лист со своими ответами сдают мне.


Группа №3 озвучивает результаты работы групп

- Кто не сделал ни одной ошибки, погладьте себя по голове.

- Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Знание и понимание:

  1. Что является источником света и тепла?

  2. Время, необходимое для полного оборота Земли вокруг Солнца, называется? (годом) 365 дней (366)

23,93 часа.

  1. Как называется путь, по которому Земля проходит вокруг Солнца? (орбита Земли)

  2. Что происходит при вращении Земли вокруг Солнца? (смена времени года)

Анализ:

  1. От чего зависит количество тепла, поступающее от Солнца ?

  2. Что является причиной смены времён года?

  3. Какое различие между сменой дня и ночи и сменой времен года? Почему?

Оценка:

  1. Оцените, какое значение имеет вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца для жизни на Земле?

  2. Где на Земле нет времен года? (в районе экватора)

5. Что происходит на Земле в результате орбитального вращения Земли? (Смена времён года)

6. Кроме этого на что ещё влияет орбитальное движение Земли? (На продолжительность дня и ночи)

7. На дворе ноябрь. Какой особый день ждёт нас в декабре? (День зимнего солнцестояния)

Работа с глобусом

- На глобусе перед вами есть линии, которые отмечены пунктирной линией. Назовите их. (Северный и южный тропики, северный и южный полярные круги)

- Это параллели или меридианы? (Параллели)

- Запишем в тетрадь. Полярные круги (66,5 с.ш.,66,5 ю.ш.) Тропики – параллели, где дважды в год Солнце находится в зените (23,5 с.ш.,23,5 ю.ш.) Приложение

- Эти линии делят нашу планету на тепловые пояса.

- В каком тепловом поясе мы живём? (В северном умеренном)


7.

Рефлексия.

«Незаконченное предложение»: ребятам необходимо высказать о сегодняшнем уроке одним предложением:

  1. сегодня я узнал…

  2. я понял, что…

  3. теперь я могу…

  4. я почувствовал, что…

  5. я приобрел…

  6. я научился…

  7. у меня получилось …

  8. я смог…

  9. я попробую…

  10. меня удивило…

  11. урок дал мне для жизни…

  12. мне захотелось…

8.

Домашнее задание.

Стр.114 - 116 читать и пересказывать, ответит на вопросы в конце параграфа.

Написать эссе.

9.

Подведение итогов урока.

Оценки за урок.

оцените свою работу на уроке:


Оценочный лист

Ответь на вопросы и поставь себе оценку от 2 до 5 баллов


- Что у меня сегодня лучше всего получилось?

- Чего я достиг (ла)?

- Что для меня было трудным?

- Сам (а) себе я желаю:




hello_html_37cda65e.png





hello_html_m256dea2c.pngСеверный полюс (Арктика) – одно из самых удивительных мест на Земле, где температура воздуха редко поднимается выше нуля. Тем не менее, нельзя назвать Арктику самым холодным местом на Земле, потому как температура воздуха на Южном полюсе еще ниже. Это связано с тем, что Северный полюс находится на уровне моря, а не на высоте. Что касается времен года, то здесь их нет как таковых: идет разделение на полярный день и полярную ночь. Найти самую северную точку планеты пытались еще в конце 19 века, но все эти попытки оказались тщетными, и лишь в начале следующего столетия многие экспедиции стали с успехом достигать Северного полюса.

hello_html_m601ce66e.png

Пожалуй, нет на свете места более загадочного, чем Антарктида. Бескрайние просторы, скованные льдом, могли бы многое рассказать о том, какой была Земля миллионы лет назад. Но природа не спешит раскрывать свои тайны, и человек снова и снова возвращается сюда, борясь с холодом и вьюгой.Антарктида – это ледяное сердце Антарктики: на площади 13 млн 661 тыс. км2 располагаются 30 млн км3 льда! Через материк проходят географический Южный полюс, полюс холода ( - 89,2 °С – самая низкая температура), полюс недоступности, покоренный советской экспедицией в 1958 году, Южный геомагнитный полюс.


hello_html_m17b0b81f.pngСамые холодные места на планете официально называются полюсами холода. В Северном полушарии ими считаются сибирские поселки Верхоянск и Оймякон, а в Южном полушарии – российская научно-исследовательская станция Восток.

Научная станция Восток находится на высоте 3488 метров над уровнем моря в Антарктиде. Здесь была официально зарегистрирована самая низкая температура воздуха за время наблюдений – 89,2 градуса мороза.




урок по познанию мира 4 класс
  • Начальные классы
Описание:

 

Тема: Движение земли вокруг солнца. Смена времен года.

Тип урока: изучение нового материала.

На данном учебном занятии были поставлены следующие цели и задачи:

ü  Cпособствовать  формированию  представления о движении Земли вокруг солнца.

ü  изучить причины, вызывающие смену времен года.

ü  Объяснить особенности неравномерности нагрева земной поверхности.

ü  Развитие  мышления, творческого подхода к заданиям, умение использовать знания в жизни.

ü  Воспитание любознательность и интерес к предмету.

          Построение урока основывался на принципах сознательности, активности, самостоятельности учащихся в обучении при руководящей роли педагога, также проблемного обучения.

          Для осуществления замысла урока использованы различные формы деятельности:

групповая, фронтальная, индивидуальная.

          На уроке использовались различные методы обучения, как - проблемный, наглядные, частично поисковый, практический, прогнозирование своей деятельности.

          Сочетала устную и практическую деятельность, формировала общеучебные навыки через  использование таких средств обучения: учебник, информационное средство, таблица, схемы.

В ходе урока осуществлялись различные способы проверки:

самоконтроль, взаимоконтроль, сверка по ключу. Экспертная комиссия  анализируя работу команд создавало эмоциональные ситуации, воздействующие на чувства учеников.

Урок  содержит  следующие этапы:

1.      Положительный настрой на работу на уроке

2.      Проверка ОУУН (Вопросы . Тестирование)

3.      Актуализация и мотивация учебной деятельности. Просмотр ролика.

4.      Составление кластера. Обсуждение. Пополняют свой кластер новыми идеями.

5.      Работа с текстом учебника и дополнительно литературой

6.      Выполнение  задания  ИНСЕРТ

7.      Творческие задания по изученной теме; составление вопросов  высокого порядка.

8.      Рефлексия.«Незаконченное предложение»

9.      Самооценивание и оценивание учащихся за урок.

 

     Урок носит практически- развивающий и обучающий характер, что позволило организовать учебно-познавательную деятельность учащихся, показать реальные результаты и постепенный их перевод в управление своей деятельностью в жизни.

Автор Мукабенова Елена Михайловна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 715
Номер материала 52927
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓