Главная / Русский язык и литература / Урок по повести В. Быкова "Сотников"

Урок по повести В. Быкова "Сотников"


Цель:

Развитие у обучающихся навыков и умений анализа художественного текста; становление и совершенствование творческих способностей учащихся;

извлечение морально-нравственного урока из поданной информации по произведению Быкова «Сотников»; формирование нравственно-патриотических чувств обучающихся.


Методическая цель:

Использование художественного потенциала произведений о ВОВ для формирования нравственно-патриотических чувств обучающихся

  1. Мотивационное начало

Война… Скольких судеб коснулась она своим жестоким, убийственным крылом! Скольких оставила лежать на необозримых российских полях и сколько жизней перековеркала! Под страшным ветром из пуль не раз приходилось простому, обыкновенному человеку делать сложный выбор: любым путём сохранить единственно-неповторимое – жизнь или отдать её во имя Родины, близких или даже совершенно незнакомых людей. Во многих произведениях Василия Владимировича Быкова, писателя, в жизни которого война стала главным мерилом человеческого мужества, этот выбор героям приходится делать. И в повести «Сотников», написанной в 1970 году, тоже. Самому Быкову партизаном быть не довелось, и вот как он объяснял замысел своего произведения: « Взялся я за повесть не потому, что слишком много узнал о партизанской жизни, и не затем, чтобы прибавить к её изображению нечто мною лично открытое. Прежде всего и главным образом, меня интересовали два нравственных момента, которые упрощённо можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?» Именно на эти вопросы мы попытаемся дать с вами ответ.

    1. Работа по теме урока

  1. Вступление

На доске написаны две цитаты из повести. («Коварная судьба заплутавшего на войне человека»; «Был огонь, и была высшая справедливость») Одна из них станет темой нашего урока. Я хочу, чтобы ход ваших рассуждений привел вас к пониманию и осознанному выбору темы урока.

  1. История создания повести:


Это произошло в августе 44-го, в самый разгар Ясско-Кишиневской

операции, когда наши войска успешно прорвали оборону противника, окружили

кишиневскую группировку гитлеровцев, взяли большое количество пленных.

Как-то во время наступления за Прутом начальник артиллерии полка, в

котором я служил командиром взвода, послал меня за несколько километров в

тыл, чтобы встретить и завернуть на другую дорогу заплутавший где-то

транспорт с боеприпасами. Вдвоем с разведчиком мы прискакали на лошадях в

какое-то румынское село западнее станции Унгены. Здесь в большом,

обнесенном изгородью дворе располагался сборный пункт для военнопленных, и

в огромном загоне стояли, сидели и лежали на истоптанной траве сотни румын

и немцев. Проезжая мимо, я рассеянным взглядом скользил по их постным

лицам, на которых уже не было и тени воинственности, а было тупое

выражение отвоевавшихся, усталых, разморенных жарой людей. И вдруг

загорелое небритое лицо одного из тех, что безучастно сидели в канаве у

самой изгороди, показалось мне знакомым. Пленный тоже задержал на мне свой

отрешенный взгляд, и в следующее мгновение я узнал в нем когдатошнего

моего сослуживца, который с осени 43-го считался погибшим. Более того, за

стойкость, проявленную в тяжелом бою на Днепровском плацдарме, за умелое

командование окруженным батальоном, в котором он был начальником штаба,

этот человек «посмертно» был удостоен высокой награды. О нем рассказывали

новому пополнению, о его подвиге проводили беседы, на его опыте учились

воевать. А он вот сидел теперь передо мной в пропотевшем немецком кителе с

трехцветным шевроном на рукаве.

Я придержал лошадь, слез на обочину возле нескольких ржавых нитей

колючей проволоки и долго не мог сказать ни слова. Я смотрел на него, а он

также молча смотрел на меня, но в отличие от меня не удивлялся. Он уже

перестал удивляться, но, видно, поняв, что молчанием не обойтись, сказал

после тяжелого вздоха:

- Вот так оно получается!

- Как же это случилось?

В его печальных глазах не было ни злобы, ни отчаяния, была только тихая

покорность судьбе, на которую он не замедлил сослаться.

- Что делать! Такова судьба.

Потом мы поговорили немного. Он попросил закурить и кратко поведал

печальную и одновременно страшную в своей уничтожающей простоте историю.

Оказывается, в том памятном бою на плацдарме он не был убит, а был только

ранен и попал в плен. В лагере, где он потом оказался, сотнями умирали от

голода, а он хотел жить и, вознамерившись обмануть немцев, записался во

власовскую армию с надеждой улучить момент и перебежать к своим. Но, как

назло, удобного момента все не было, фронт находился в жесткой обороне, а

за власовцами зорко следили гитлеровцы. С начала нашего наступления ему

пришлось принять участие в боях против своих, хотя, разумеется, он стрелял

вверх: разве он враг своим? – утешал он себя. В конце концов оказался в

плену, конечно же, сдался сам, иначе бы тут не сидел…

Я слушал его и верил ему: он говорил правду. Безусловно, он не был из

числа тех, которые жаждали служить врагу, его личная храбрость и воинское

мастерство были засвидетельствованы высокой наградой. Просто, оказавшись в

плену, он превыше всего поставил собственную жизнь и решил обхитрить

фашистов. И вот плачевный результат этой хитрости…

Такой не очень сложный, хотя и не прямой путь привел меня к осознанию

той нравственной идеи, которая послужила основой повести «Сотников».

  1. Перескажите кратко сюжет повести ( один обучающийся, другие могут дополнить)

  2. Беседа с обучающимися по тексту

Действие повести умещается в двое суток. Для нас, живущих сегодня, это небольшой срок, но там, на войне, это огромный путь, который сделал одного предателем, а другого героем.

Я хочу, чтобы мы начали работу с образа Рыбака. Почему – объясню позже.

- Что мы можем рассказать о Рыбаке до момента предательства?

(В повести Рыбак постоянно помогает больному Сотникову. Он берет на себя переговоры со старостой, чтобы Сотников согрелся, тащит на себе тушу овцы, возвращается к нему, когда раненый Сотников не смог уйти от обстрела. Рыбак мог бы уйти, бросить товарища, но именно совесть не дала ему так поступить. В целом Рыбак ведет себя правильно до последнего момента, когда надо выбрать: жизнь или смерть.)

- Как же могло случиться, что Рыбак не трус и не шкурник, становится предателем и участвует в казни своего товарища? ( В сознании Рыбака нет четкой границы между нравственным и безнравственным). Давайте цитатами из текста составим борьбу этих двух понятий: (текст)

Это усиливается в момент опасности.

Как ведет себя Рыбак в плену?(текст)

У Рыбака нет таких нравственных ценностей, на которые можно было бы опереться в момент выбора. Он не может заплатить жизнью за убеждения. Для него «появилась возможность жить – это главное. Все остальное – потом». А тринадцатилетней девочке Басе не хотелось жить, но она не выдала тех, кто её прятал. А Дёмчихе, у которой трое детей, жить не хочется? Но перед смертью она проклинает ни Сотникова и Рыбака, которые у неё спрятались, а фашистов. Накануне казни Рыбаку снится сон – история из его детства.

Как вы думаете, почему автор рассказывает эту историю в самом конце? (Даёт Рыбаку последний шанс – ведь он не трус). Но Рыбак не понял свой сон или не захотел понять.

Осознаёт ли Рыбак, что натворил? (текст)

Правда, он пытается повеситься?.. Почему автор не даёт Рыбаку такой возможности? (Это было бы очень лёгким освобождением от мук совести) Но как вы думаете, как сам автор относится к своему герою (Может быть, жалеет «коварная судьба заплутавшего на войне человека»)

Сам Быков говорил о том, что мы не имеем права судить, судить будут те, кто был там.

Действительно, осудить Рыбака легче легкого, но надо оказаться на месте этого человека. Существуют общечеловеческие принципы, которые призывают воздержаться от безоговорочного суждения даже за такие тяжкие преступления. А теперь перейдем к образу Сотникова. Как вы думаете, почему мы работаем с героями в такой последовательности? (Я не хочу заканчивать предательством. Это сложный и неоднозначный вопрос. Я хочу, чтобы вы запомнили другого героя)

- Что мы знаем о жизни Сотникова до того, как он с Рыбаком попал в плен (Ребята отвечают, опираясь на текст)

- Как ведет себя Сотников на допросе (Работа с текстом)

- Как вы понимаете слова Сотникова о жизни: « Жизнь – вот единственная реальная ценность для всего сущего и для человека тоже. Когда - нибудь в современном человеческом обществе она станет категорией – абсолютом, мерой и ценой всего»

- Можно ли сказать, что Сотников хочет жить? (Текст – сцена перед казнью)

- Но здесь ещё одна важная мысль – жизнь это мера и цена всего. И именно жизнью приходится заплатить за свой выбор.

- Как вы понимаете слова: «Был огонь, и была высшая справедливость на свете…» ( Может быть, сходство с притчей об Иуде и Христе и о торжестве высшей справедливости)

О Боге вспоминает и сам Сотников, переживая последние минуты. Его мучает мысль о том, что множество человеческих жизней было принесено в жертву, да многому ли научилось человечество?



То есть страшные факты мировых кровопролитий ничему не научили человечество. Но когда говорят, что ВОВ далеко от нас, я говорю, что она рядом, потому что люди забывают о нравственных основах. И произведения о ВОВ – это шанс нам, людям 21 века задуматься и не допустить бесчеловечных по своей сути злодеяний.

Послушайте отрывок из повести (аудиозапись 5 часть -5мин.10сек)

Подведение итогов урока

  1. Совершил ли, по- вашему, Сотников подвиг?

  2. Многие критики, особенно зарубежные, сказали, что смерть Сотникова напрасна, она ничего не решает. Так ли это? (То, как он действует и погибает, само по себе есть опровержение этого временного господства подонков, хаоса аморальности, вседозволенности, всякого «мирного» соглашения со злом.)

  3. Так в чем же заключается природа предательства и природа нравственного подвига?

( Рыбак — это бывший товарищ по партизанской борьбе, а теперь предатель. Рыбак в первых разделах показан нам хорошим партизаном, который совсем по-товарищески держится с Сотниковым, думает о других партизанах. В армии Рыбак благодаря своей расторопности от рядового дошел до должности старшины. Словом, очень неплохой он человек, если брать его на бытовом уровне, в обычных, человеческих обстоятельствах. Можно сказать, что тут ему нет цены. Но дело в том, что война предъявляла свои жестокие требования, очень часто предлагала бесчеловечные. Рыбак это понимал и пробовал держаться. Он, когда попал с Сотниковым в перестрелку, и затем, когда она на некоторое время затихла, с облегчением вздыхает, думает, что все кончено, что Сотников погиб. Значит, не боль за его гибель возникла в Рыбаке в первую очередь, а чувство облегчения, вызванное тем, что в таком случае уже совсем точно не надо еще раз рисковать самому.

Автор связывает предательство с ничтожностью морально-этических представлений Рыбака, с недостаточным развитием его духовного мира. У него оказался очень маленьким человеческий, духовный потенциал, не хватило моральной вышины, чтобы быть не только неплохим партизаном, но и до конца выстоять в трудных обстоятельствах. Рыбак такую цену своей жизни заплатить не смог, потому что для него важнее было выжить, несмотря ни на что. Быков писал: “Рыбак тоже не негодник по натуре: сложись обстоятельства иначе, возможно, проявилась совсем другая сторона его характера, и он предстал бы перед людьми в другом свете. Но неумолимая сила военных ситуаций вынудила каждого сделать самый решающий в человеческой жизни выбор — лучше умереть или остаться жить подло. И каждый выбрал свой”. Духовная глухота не позволяет ему понять глубину его падения. Только в конце он с непоправимым опозданием видит, что в некоторых случаях выжить не лучше, чем умереть. В плену Рыбак начинает осторожно подходить к полицаям, хитрить с ними и выкручиваться. И катится, катится вниз, все больше теряя человечное в себе, сдавая одну позицию за другой. Уже неумолимо скатываясь в бездну предательства, Рыбак все время успокаивает себя, что это еще не конец, что он еще сможет обдурить полицаев)

  1. В. Быков утвердил простую формулу: «Человек всегда должен оставаться человеком… Я говорю просто о человеке. О возможностях для него и в самой страшной ситуации – сохранить свое достоинство. Если есть шанс – выиграть. Если нет – выстоять. И победить, пусть не физически, но духовно». В чем истина этого утверждения?

  2. Сначала повесть называлась «Ликвидация», а фильм Ларисы Шепитько по этому произведению «Восхождение». Как вы понимаете смысл этих названий?

  3. Теперь, я думаю, вы готовы сформулировать тему нашего урока. (Почему?)

Домашнее задание. Сочинение «Мы защитим своё Отечество» (Раскрыть понятия патриотизм, верность, долг, честь)




Список использованной литературы



  1. Банчуков Р.В. Из опыта внеклассной работы по литературе. - М., «Просвещение», 2005г. - 144с.

  2. Беленький Г.И. Литература в 8 классе. Методические советы. - М., «Просвещение», 2005г. - 127с.

  3. Бершадская Н.Р. Литературное творчество учащихся в школе. - М, «Просвещение», 2005г. - 72с.

  4. Бочаров Г.А. За 40 лет. Записки словесника. - М, «Просвещение», 2006г. -224с.

  5. Васильев Б.Л. Повести. - М., «Просвещение», 1990г. - 290с.

  6. Жердева М.В. Изучение литературы в старших классах средней школы. -М., «Просвещение», 2005г. -144с.

  7. Журавлев СИ. Память пылающих лет. - М., «Просвещение», 2005г. - 190с.

  8. Зеркалова Т.С. Уроки литературы и театр. - М, «Просвещение», 2006г. -176с.

  9. Ильин Е.Н. Шаги навстречу. - М., «Просвещение», 2006г. - 32с.

10. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на
уроках литературы. - М., «Просвещение», 2008г. - 174с.

И. Кленицкая И.Я. Когда слова диктует чувство. - М., «Просвещение», 2005г. -78с.

  1. Ковалев В.А. Изучение литературы в 10 классе. - М., «Просвещение», 20О8г. - 287с.

  2. Кудряшова И.И. Изучение литературы в 5 классе. - М., «Просвещение», 2005г.-303с.

  3. Кузьмичев И.К. Нравственные основы русской литературы. - М., «Просвещение», 2006г. - 206с.

  4. Маранцман В.Г. Изучение литературы в 9 классе. - М., «Просвещение», 2005г.-208с.


  1. Медведев В.П. Изучение лирики в школе. - М., «Просвещение», 2005г. -207с.

  2. Мещерякова Н.Я. Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в VI - VII классах. - М., «Просвещение», 2005г. - 155с.

  3. Мигунов А.А. Традиции и новаторство в русской литературе. - М., «Просвещение», 2005г. - 191с.

  4. Минокин М.Б. Современная проза в подвиге народа. - М., «Просвещение», 2006г.-175с.

  5. Неверов В.П. Подвиг, героика, время. - М., «Просвещение», 2006г. - 192с.

  6. Никольская Н.А. Система работы по изучению современной литературы в 8 -10 классах. - М., «Просвещение», 2005г. - 256с.

  7. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. - М., «Просвещение», 2005г.-207с.

  8. Селиванова Е.Д. Театрально-литературные композиции в школе. - М., «Просвещение», 2005г. - 72с.

  9. Симонов К.М. Стихотворения. Поэмы. - М., «Правда», 1982г. - 303с.

Соловьева Т.Ф. Выразительное чтение в 4 - 8 классах. М., «Просвещение», 2005г. - 112
25. www.uchportal.ru/load/258-1-0-7474








Урок по повести В. Быкова "Сотников"
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель  уроков литературы по произведениям о Великой отечественной войне – патриотическое воспитание обучающихся, развитие у подрастающего поколения уважения к героям ВОВ; память по погибшим в борьбе с фашизмом; приобщение учащейся молодежи к истории Великой Победы; недопущение возрождения нацизма.

 

 

 

 

Творчество Василя Быкова почти полностью посвящено теме Великой Отечественной войны. Уже в первых повестях писатель пытался освободиться от стереотипов при показе военных действий и поведения солдат и офицеров. В произведениях Быкова всегда изображаются острые ситуации на войне. Его герои обычно поставлены перед необходимостью срочного принятия решений. Быков разрабатывает героико-психологическую разновидность повести, делая в ней упор на трагической стороне войны.

 

Писатель заставляет задуматься над смыслом понятия «подвиг». Можно ли считать героем учителя Мороза из повести «Обелиск», если он только принял смерть от рук фашистов вместе со своими учениками? Лейтенант Ивановский из повести «Дожить до рассвета» рисковал жизнями своих солдат и погиб вместе с ними, не выполнив задания. Герой ли он? Почти в каждой повести Быкова встречается предатель. Это смущало критиков, об этом предпочитали не писать.

 

Для художественной манеры писателя характерно сведение в одном произведении контрастных персонажей, с помощью которых он проводит нравственный эксперимент. Яркий пример тому – повесть «Сотников», написанная в 1970 году. Автор ставит своих героев перед тяжелым выбором: либо спасти свою жизнь и предать, либо погибнуть от рук фашистов.

 

 

 

 

 

Автор Гамова Оксана Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2278
Номер материала 34435
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓