Главная / Другое / Урок по основам религиозных культур и светской этики "Защита Отечества"

Урок по основам религиозных культур и светской этики "Защита Отечества"


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Глинновская средняя общеобразовательная школа

Новооскольского района Белгородской области:






Урок по основам религиозных культур и светской этики

Защита Отечества















Подготовила и провела: учитель курса ОРКСЭ

Тульская Валентина Ивановна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Глинновская средняя общеобразовательная школа»

Новооскольского района Белгородской области













2014

Тема: Защита Отечества.

Цель урока: создание условий для формирования у младших школьников чувства патриотизма и любви к Родине, основанного на знании и уважении отечественной истории и православной культуры.

Задачи:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  2. развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  3. умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  4. овладевать навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  5. знать, понимать и принимать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Ключевые понятия: Родина, героизм, справедливая война, миротворец.

Справедливая война – это оборонительная война, которая направлена на защиту Родины, семьи и веры.

Миротворец -  тот, кто способствует установлению, поддержанию мира, согласия, устранению войн, вражды, ссор

Оборудование: мультимедийная установка, презентация урока, репродукция картины В.М. Васнецова «Три богатыря»

Место проведения: учебный кабинет.

Методы: поисковый, коммуникативный, объяснительно-иллюстративный. Межпредметные связи: литература, история, фольклор, окружающий мир.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята,

Прозвенел звонок, он зовёт нас на урок,

Чтобы мир большой понять, чтобы новое узнать,

Настроенье каково? (Во!)

Все такого мнения? (Все без исключения)

Может, вы уже устали? (Мы с собой таких не брали)

Может, ляжем, отдохнём? (Лучше мы урок начнём)

Все за парты дружно сели,

Улыбнулись, посмотрели друг на друга

И мысленно пожелали друг другу удачи.

Минутка релаксакции: слушание музыки леса (голоса птиц)

Учитель: Что вам сейчас представилось? (ответы детей).

II. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала. «Мозговой штурм»

Учитель: Подберите к слову «родина» синонимы.

(Ответы детей). (Родина, Отчизна, Отечество, Россия, Русь.)

Работа в парах. (Учащиеся получают карточки с заданием).

Учитель: дома вы находили пословицы о воинах, о героях, о солдатах. Зачитайте их.

Сейчас мы проверим, как вы знаете пословицы. Знаете, что в пословицах есть рифма. Работаем в парах, советуемся друг с другом.

Составьте пословицы

1 вариант

  1. Кто Родине верен,… стой смело.

  2. Русскую заповедь знай,… а товарищ дружеством.

  3. Тяжело в учении,… тот в бою примерен.

  4. За правое дело,… в бою не зевай.

  5. Бой красен мужеством,… легко в бою.


Составьте пословицы

2 вариант

С другом по-братски, ….. что птица без крыльев

После драки ……. туда и дорога

Важен тот пост, ………. с врагом по-солдатски

Командир без воли, ………… кулаками не машут

Где тревога, ……….. на который ты поставлен

Проверка выполнения задания.

Учитель: какая тема объединяет все эти пословицы? Предположите, как звучит тема урока. (Ответы детей, по определению темы урока). Какие задачи поставим?

Учитель: На уроке каждый из вас узнает что-то новое для себя о славных защитниках нашего Отечества и о том, когда война бывает справедливой. Постарайтесь быть внимательными на уроке, работать дружно, помогайте друг другу. Желаю успеха каждому из вас!


  1. Этап усвоения новых знаний.

Конституция Российской федерации статьёй 59 определяет обязанность защищать Отечество и нести военную службу. Защитники Отечества награждаются за подвиги и геройские поступки орденами и медалями, вы тоже за свои достижения в учебном труде достойны наград, ха каждый правильный ответ вы получите «Звезду», каждый кто проявит на уроке особое старание и отличные знания, получит «Звезду успеха».

Звучит песня О. Газманова «Москва». Мы продолжаем читать летопись времён.

Работа в группе. (Собрать за 1 минуту мозаику иллюстрации репродукции В. М. Васнецова «Три богатыря»).

Учитель: Все узнали картину? («Три богатыря»). Кто автор этой картины? (художник - Виктор Михайлович Васнецов)

Учитель: На Руси всегда жили люди, о которых шла добрая молва по Земле русской. Славились они своими добрыми делами, мужеством, удалью, благородством, сражались с врагами за русскую землю. Это были славные князья, воеводы, богатыри. В народе их любили, уважали, шли за ними на бой, слагали песни, сказки, былины, легенды об их жизни.

Задание: Ребята, пожалуйста, назовите славных русских богатырей, которых известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил на картине «Богатыри»! (Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич)

Учитель: В былинах и легендах три богатыря — Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич — часто вместе совершают подвиги. Но на самом деле, они никогда не встречались. Их разделяли века – Добрыня Никитич жил в 10 веке, Алеша Попович – в 13 веке, а Илья – в 12-м веке.

А почему автор объединил всех этих богатырей в одну картину?

Беседа по вопросам:

  • От кого богатыри защищали Русь?

  • Кто, по вашему мнению, мог быть врагом русской земли?

  • Как рассказы, о подвигах богатырей сохранились до наших дней? (ответы детей).

О них можно прочитать в древних летописях, только в старину их не рассказывали, а пели с помощью музыкального древнего инструмента. Кто знает его название? (ответы детей).

Учитель: Тысячу лет прошло, ребята, а мы гордимся делами и подвигами этих витязей – богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича и других. Если бы сказители не сказывали былины, мы бы о них не узнали. Читайте былины, русские народные сказки, исторические книги и вы ещё больше узнаете и полюбите свою Отчизну. На наш урок тоже пришёл сказочный богатырь. Входит богатырь, читает стихотворение.

Берёт он в руки саблю боевую,

Учал по силушке погуливать:

Где повернётся, делал улицы,

Поворотится – часты площади;

Добивается до трёх царевичей.

Тут возговорит Илья таково слово:

«Ох вы гой еси, мои три царевича!

Во полон ли мне вас взять,

Аи с вас буйны головы снять?

Как в полон мне вас взять, —

У меня дороги заезжие и хлеба завозные;

А как головы снять – царски семена погубить.

Вы поедьте по своим местам,

Вы чините везде такову славу,

Что святая Русь не пуста стоит,

На святой Руси есть силныи, могучи богатыри».

Физкультминутка

Дружно встали. Раз, два, три!

Мы теперь богатыри(руки в стороны)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво,

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу.

Задание по рядам: прочитайте текст учебника на стр.85-86

Расскажите об Илье Муромце, Александре Невском, Дмитрии Донском. Кто такой святой преподобный, благоверный

Учитель: Почему А. Невского называли миротворцем? Кто такой миротворец?

За свои величайшие победы без оружия русской православной церковью он причислен к лику святых. В храмах вы сможете увидеть икону с изображением лика А. Невского. В честь князя построено в России множество храмов, в Санкт-Петербурге его именем назван величественный монастырь – Александро-Невская лавра, которой 8 апреля 2013 года исполнилось 300 лет. В Российском государстве учрежден орден Александра Невского, которым награждают лучших защитников нашей Родины.

ответь, как должен вести себя воин - христианин

  • с врагами Отечества?

  • с мирными жителями?

  • с пленными и ранеными?

Учитель: Не раз мирный труд и тихая семейная жизнь жителей Руси – России нарушались военными грозами. Почти половина из тысячи лет нашей истории прошла в войнах. Принято делить войны на справедливые и несправедливые. Какие войны с христианской точки зрения называются справедливыми? Когда война может быть оправдана. Давайте ответим на тесты. Работа в группах (парах).

Учитель: Война может быть справедливой, только если она оборонительная, когда воин защищает свою Родину, семью и веру. Поэтому русские воины хорошо знали слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих».

Беседа о защитниках отечества, героях Великой отечественной войны.

Учитель: Вспомните, какую великую войну вёл наш народ почти 70 лет назад?

Чем закончилась эта война?

Почему народ назвал эту войну Великой Отечественной?

Кто участвовал, воевал на этой войне?

Можно ли назвать их богатырями земли русской?

О солдатах и героях Великой Отечественной войны я хочу сегодня начать рассказ, а продолжить его на следующих уроках по желанию может каждый из вас, так как нет в России дома, семьи, в которой не помнят своего героя, семьи, которой не коснулась Великая Отечественная война. Сейчас мы посмотрим презентацию о. человеке, принимавшем участие в Великой отечественной войне, бывшем директоре нашей школы. (Презентация «Давно окончилась война»)

  1. Есть много людей, которых мы не знаем, но они ежедневно совершают героические поступки, спасая людей, рискую своей жизнью. Перед вами Орден Мужества России. Этим Орденом награждают в нашей стране за самоотверженность и выполнение гражданского долга. Откройте учебник на странице 87, прочтите задание1. Выполните это задание на карточках. Подчеркните слова, которые определяют характер защитника отечества, воина:

Смелый, трусливый, храбрый, мужественный, предатель, робкий, верный.

  1. Проверка выполнения задания.

  2. Этап закрепления нового материала

Учитель: Вспомните и назовите имена защитников Отечества, которые прозвучали сегодня на уроке? (дети отвечают)

( Илья муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич). Дмитрий Донской и Александр Невский, Илья Муромец, Сергий Радонежский.)

Учитель: Как вы думаете, а в наше время есть герои? (ответы детей).


  1. Этап инструктажа по выполнению домашнего задания.


  • Для всех: читать стр.85-87

  • По выбору:

  • Составить синквейн к слову защитник;

  • Побеседовать с родителями о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне;

  • Выучить стихотворение о героях Великой Отечественной войны.

  • Нарисовать в тетради (или найти вырезать и приклеить) русских богатырей.


Рефлексия.

Закончи предложение

  • Сегодня на уроке я узнал, что ….

  • Я познакомился с такими понятиями как …

  • Я расскажу своим родителям ….


А сейчас мы берём свои звёзды, которые заработали на уроке и приклеиваем их на доску почёта, каждый к своей фотографии. Кто заработал больше всех звёзд? Тот получает ещё одну звезду – «Звезду успеха»

Слушаем песню «Служить России», кто знает, подпевайте, можете пользоваться текстом, который у вас на столе.

А сейчас я предлагаю вам в честь защитников Отечества запустить салют из звёздочек, которые лежат у вас в конвертах.

Раз, два, три, залп. Звучит песня «Служить России».



















Один в поле не воин

Пуля дура, штык – молодец

Смелого пуля боится, смелого штык не берёт

Тот герой, кто за родину горой

Родина мать – умей за неё постоять

Сам погибай, а товарища выручай

Друзья познаются в беде

Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом

Солдат спит, служба идёт

Родная земля и в горсти мила

Велика Россия – а отступать некуда


Карточка №1

Составьте пословицы.

2 вариант

С другом по-братски, ….. что птица без крыльев

После драки ……. туда и дорога

Важент тот пост, ………. с врагом по-солдатски

Командир без воли, ………… кулаками не машут

Где тревога, ……….. на который ты поставлен


________________________________________________________________


Карточка №1


Составьте пословицы.

2 вариант

С другом по-братски, ….. что птица без крыльев

После драки ……. туда и дорога

Важент тот пост, ………. с врагом по-солдатски

Командир без воли, ………… кулаками не машут

Где тревога, ……….. на который ты поставлен

________________________________________________________________






















То был год, лета 1380, страшной битвы на поле Куликовом, когда молодой московский князь Дмитрий собирал рать для битвы с ханом Мамаем. Никогда еще московские улицы не видели такого количества воинов. Дружины прибывали из многих городов русских. Победа нужна была всем.

Великий князь Дмитрий Иванович перед битвой спешит к преподобному Сергию Радонежскому. Святой благословил князя на ратный бой. оружия.








Князь Александр Ярославович был выдающимся государственным деятелем Руси 13 столетия. Он был приглашен на княжение новгородцами, когда ему было 16 лет. Юный князь показал себя великим полководцем, мудрым политиком и защитником земли Русской. Ёще князя Александра считают великим миротворцем, так как с помощью переговоров он несколько десятилетий удерживал Русь и Орду от столкновений.












Урок по основам религиозных культур и светской этики "Защита Отечества"
  • Другое
Описание:

Конспект урока ОРКСЭ 4 класс Тема: Защита Отечества.

Цель урока: создание условий для формирования у младших школьников чувства патриотизма и любви к Родине, основанного на знании и уважении отечественной истории и православной культуры.

Задачи:

1.                формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

2.                 развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

3.                 умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

4.                 овладевать навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

5.                 знать, понимать и принимать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Ключевые понятия: Родина, героизм, справедливая война, миротворец.

Справедливая война – это оборонительная война, которая направлена на защиту Родины, семьи и веры.

Миротворец -  тот, кто способствует установлению, поддержанию мира, согласия, устранению войн, вражды, ссор

Автор Тульская Валентина Ивановна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 343
Номер материала 15592
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓