Инфоурок Начальные классы КонспектыУрок по основам религиозных культур и светской этики, модуль "Основа православной культуры" на тему "Храм" (4 класс)

Урок по основам религиозных культур и светской этики, модуль "Основа православной культуры" на тему "Храм" (4 класс)

Скачать материал

МКОУ Заливинская СОШ

Урок по основам православной культуры в 4 классе

Учитель: Вишневская Екатерина Фёдоровна

 

Тама: «Храм»

Цель: дать представление об устройстве  православного храма и его назначение.

Задачи:

1.Познакомить с понятием «православный храм».

2.Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

3.Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

4.Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

5.Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию, уважение религиозных традиций многонационального народа России.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов.

 

ХОД УРОКА

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся. УУД

1.Орг. момент

 

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке «Основы православной культуры».

Утро доброе друзья!

Встрече с Вами рада   я!

Знаний наберем мы впрок!

Вместе проведем урок!

С помощью смайликов определите своё настроение в начале урока. Желаю нам успешной работы.

Учащиеся приветствуют друг друга, показывают выбранный один из трёх смайликов соответствующий настроению.

2. Сообщение темы занятия.

(слайд №1)

Ребята, дома вы выполнили рисунки одного из понравившихся храмов. Как вы думаете, для чего вы это делали и относятся ли ваши работы к новой теме урока? Что такое храм?

Храм

В любимый храм
Спешу, заботы оставляя.
Живым здесь радуюсь цветам
И запах ладана вдыхаю.
Здесь так уютно и светло.
Течет молитвенное чтенье.
Как голос батюшки легко
Звучит под матушкино пенье!
Улыбки детские чисты,
Что родниковая водица.
Так доверительно просты
Людей приветливые лица.
Заботой щедрою готов
Согреть отец, кто у порога
Так неуверенно, без слов,
Стоит, задумавшись немного.
Здесь между нами сам Христос
И Богородица Святая
Внимают искренности слез,
Своей любовью осеняя.

  -Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм и что люди делают в храмах.

    

 

II. Актуализация знаний учащихся

(слайды № 4)

Что такое храм? Зачем люди посещают  храмы?

Попробуйте ответить на вопросы.

Молодцы ребята. Ваши ответы показали, что вы хорошо усвоили темы предыдущих занятий.

 

В каждом современном русском городе и почти в каждом крупном селе есть храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу, к святым, с просьбой, благодарностью и получают просимое.

 

(учащиеся дают определения слову «храм»)

-  Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

- В храме много икон.

 - В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.

 

III. Изучение нового материала. 

 

История строительства православных храмов в древнерусском государстве начинается в IX веке, когда в 988 году состоялось первое массовое крещение Киевской Руси. Киевский князь Владимир, приняв святое крещение с именем Николай и крестив свою дружину с частью населения Киева, построил церковь во имя пророка Илии на Подоле. Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Иисуса Христа и символизирует небо,  здание, символизирует землю. На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви.  Христиане во все времена старались посвящать Богу самое лучшее.

 Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

    Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

    Православный храм по своему внешнему виду отличается от прочих зданий.    Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.

 Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

 Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

 Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

 Здание храма по центру, обычно завершается сверху куполом. Если здание имеет количество куполов менее трёх, называется церковью.

Определите, как называется здание находящееся в центре нашего района, храм или церковь.

   

    Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

(предположения детей)

-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

-три главы (три Лица Святой Троицы);

-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

-семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

-девять глав (девять чинов Ангельских);

-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав.

     Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

Как вы думаете, зачем нужны колокола?

Правильно ребята.

- Раньше колокольным звоном созывали народ на богослужение, собрание, во время пожаров, набегов недругов

 

 

 

 

 

Какие мысли, чувства вызывает у вас звон колоколов?

Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(сравнение и ответы детей)

- На обычных жилых зданиях, театрах, вокзалах нет куполов с крестами. У входа нет образов святых. В храм может зайти любой желающий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Храм, потому, что имеет три купола.

 

(предположения детей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(прослушивание  Праздничного – Звона колоколов - Псково-Печерского-Монастыря)

 

 Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и  чтобы возвещать о важнейшем празднике совершаемом в храме службы.

 

Мысли о храме, о чем то необычном, таинственном

  IV.Устройство храма.

(слайды №5,6,7)

     Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь. Стены храмов и купола изнутри расписаны фрагментами согласно Библии. На стенах могут быть иконы с образами святых. (Рождение Иисуса Христа, жизнь и учения Иисуса, распятие, воскрешение, судный день и т.д.)

1 часть Притвор - продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении, подготовка к крещению.

2 часть Место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик – каннуник, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.

3 часть Алтарь. Главнейшая часть храма, предназначенная для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. Алтарь являет собой образ Рая, духовного мира, божественную сторону во Вселенной, обозначает небо, жилище Самого Господа. Украшен двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Касаться алтаря могут только священники.

Правила поведения в православном храме: В храм обычно приходят за десять-пятнадцать минут до начала богослужения, чтобы успеть подать записки, положить пожертвования, поставить свечи. Если людей в храме много, нельзя расталкивать молящихся, пробираясь к иконам, можно негромко попросить окружающих поставить и зажечь свечу.

Во время богослужения мужчины стоят в правой части церкви, женщины - в левой, центральный вход всегда остается свободным. В православном храме сидеть запрещено, исключение делается только для больных, престарелых и немощных людей.

 

V. Храмы других религий. Правила поведения в храмах.

(слайды №9, 10,11)

Исламская культура. Мечеть. Мечеть — молитвенное здание у мусульман. Она не является святым местом. Мечети используются мусульманами не только как место для молений, в них организуют самые разные праздники, не обязательно религиозные, в них проводят конкурсы, выступают исламские деятели. Строгих правил поведения в мусульманской мечети нет - здесь люди могут сидеть, ходить, лежать, разговаривать и даже есть и пить. При этом кто-то рядом может совершать намаз, то есть молиться, потому смеяться и громко разговаривать и здесь не принято.

Приют в мечети могут найти путешественники и странники.

Правила поведения в мечети:

1.Вход в мечеть для мужчин и женщин бывает как общим, так и раздельным.

2. Нельзя заходить в мечеть в нетрезвом состоянии.

3.Внешний облик посетителя мечети не должен оскорблять взгляд верующих: следует надеть чистую, скромную и достаточно закрытую одежду.

4. У женщин одежда должна закрывать все тело, за исключением лица, кистей рук и ступней ног, цвет ее не должен быть вызывающе ярким, а силуэт — облегающим.

5. Волосы женщинам следует полностью спрятать под платок.

6. Обувь оставляют при входе.

 Буддийская культура. Буддийский храм. Буддийские храмы называются ступами; в санскрите это слово означает «могильный курган». Своим последователям Будда завещал кремировать его тело и похоронить пепел в нескольких ступах.

Правила поведения в храме: При посещении буддистских хурулов, все при входе в зал снимают обувь, и по храму следуют босиком. Входить в храм нужно через левую маленькую дверь, всегда двигаться по часовой стрелке, не через центр. При входе в храм делают малый поклон стоя, так же поступают и при выходе.

Протягивать ноги в сторону алтаря, когда молящийся сидит, у буддистов не принято, такое поведение считается оскорбительным по отношению к Будде. Обязательно делают подношение - для этого в каждом хуруле есть специально отведенное место. Выходят из хурула через правую малую дверь.

Иудейская культура. Иудаистский храм - Синагога .

Синагоги строятся так, что их фасад всегда обращён к Израилю, по возможности, к Иерусалиму, где стоял Храм (для европейских синагог это означает ориентацию на восток). Во всяком случае, стена, у которой стоит арон кодеш (шкаф, в котором хранятся свитки Торы), всегда направлена в сторону Иерусалима, и в любом месте земного шара еврей молится, обратясь лицом к нему.
По правилам необхоимо стремиться к тому, чтобы синагога располагалась на самом высоком месте в городе.

Каждый человек, пришедший в синагогу, - является желанным гостем.

Правила поведения в синагоге: в синагоге, следует вести себя достойно и прилично, не перебивать своими замечаниями выступление раввина, не мешать громкими разговорами вести молитву.  Переступая порог синагоги, вы должны дотронуться до укрепленной на дверном косяке мезузы. Мезуза – это - футляр, в который вложен пергамент с отрывком из Торы.

Ребята, что общего и в чем разница при посещении храма, мечети.

 

 

Чтение стихотворений о правилах поведения в храмах.

 

Памятка мальчику:

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

 Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

Скромную надень одежду,

 В брюках в храм идёт невежда,

 Голову платком покрой

 И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Богомыслие храни,

Лень подальше прогони,

Душой с Богом примирись,

И со всеми ты молись.

 Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай.

Не гляди по сторонам —

Неполезно это нам...

 Хоть старушка, хоть девица

Не посматривай на лица,

Глазки в землю опусти,

О грехах своих грусти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Общее то, что это святое место для богослужения.

- Вести себя в храмах нужно прилично.

- Общие  нормы поведения во всех храмах : не курить, не распивать спиртные напитки, не шуметь и вести себя с уважением к месту присутствия Бога.

- В мечети проводятся конкурсы, могут есть.

VI. Итог урока.

Рефлексия.

 

- Вот и подошел к концу наш урок. На столах у вас лежат листочки с недописанными предложениями, дополните их.

Сегодня на уроке я познакомилась с ………….

Мне понравилось ……………

Я узнала, что ………………..

Мне было интересно …………………

Новым для меня было ………………..

Оцените свою работу и настроение с помощью смайликов.

Работа на листочках.

 

 

 

 

 

 

- Урок понравился.

- Настроение хорошее.

VII. Домашнее задание.

с. 52 – 55

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение

     «Основы православной культуры» А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010.

     1. http://www.gumfak.ru

     2. http://Buddhism.ru

     3. http://www.feor.ru

     4. http://www.rus-sobori.ru/info/

     5. http://www.rustrana.ru/

     6. http://www.eparhia-tmb.ru/ 

     7. http://www.predanie.ru/muz/kolokola/

     8. http://muzofon.com

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по основам религиозных культур и светской этики, модуль "Основа православной культуры" на тему "Храм" (4 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Социальный работник

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок относится к уроку Основы религиозных культур и светской этике модуль Основы православной культуры. Тема урока "Храм". Дома ребята выполняли рисунки понравившихся храмов. В начале урока во время беседы, ребята сделали вывод и определи тему урока. Учитель зачитала стихотворение о храме. Учащиеся высказывали своё мнение по теме, что такое храм, зачем люди посещают храмы.

Изучение нового материала началось с истории принятия массового крещения на Руси и строительства первой церкви во имя пророка Илии на Подоле. Учащиеся сравнивали обычное здание с храмом, делали вывод. Зания учащихся пополнились информацией полученной от учителя: -что такое храм и как устраен; -значимость куполов; -значимость креста на куполе; -нужны ли колокола и колокольный звон.

Учащиеся познакомились с местным храмом и его устройством. Находилис информацию о храмах других религий. Знакомились с правилами поведения в храме.

Урок закончился чтением стихотворений о правилах поведения в храмах. Учащиеся сделали выводы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 254 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.11.2014 519
    • DOCX 31.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Костенко Наталья Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Костенко Наталья Владимировна
    Костенко Наталья Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 11 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6360
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Гендерный подход в обучении и развитии учащихся младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс профессиональной переподготовки

Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации ФГОС НОО

Учитель по подготовке к школе (педагог)

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 306 человек из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 613 человек

Курс повышения квалификации

Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе школьного образования в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 531 человек

Мини-курс

Финансовый анализ

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов

Мини-курс

Стратегии маркетинга и продаж в B2B

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Здоровьесбережение и физическое развитие школьников

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе