Инфоурок ИЗО, МХК КонспектыУрок по ОРКСЭ в 5 классе «Праздники и праздничные обряды» (ФГОС)

Урок по ОРКСЭ в 5 классе «Праздники и праздничные обряды» (ФГОС)

Скачать материал

МБОУ г. Астрахани  «СОШ № 40»

 

 

 

ОДНКНР. 5 класс.

Урок  по теме: «Праздники и праздничные обряды».

Урок – исследование.

 

 

Урок подготовлен учителем русского языка и литературы

Шведовой Светланой Владимировной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астрахань, 2015год

 

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Задачи:

1.Расширить представление о многообразии праздников  в религиях мира

2.Воспитать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира

3.Учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова. Учить структурировать полученные знания с помощью схем.

4.Учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, группах, коллективном обсуждении.

УУД:

Ø  самоопределение

Ø  целеполагание

Ø  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Ø  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Ø  учёт разных мнений

Ø  анализ, сравнение, обобщение

Ø  извлечение из текстов необходимой информации

Ø  выполнение действий по алгоритму

Ø  контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Ø  самооценка на основе критерия успешности

Ø  адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, исследовательская деятельность.

Основные термины и понятия: Пейсах. Шавуот. Суккот. Ханука. Пурим. Рождество. Пасха. Вознесение. Троица. Крещение.

Средства наглядности: фотографии и/или видеоматериалы (изображение фрагментов религиозных праздников христиан, иудеев), презентация выполненная учителем.

 

 

Ход урока.

1-ый этап.  Организационный.

Вступительное слово учителя.

Добрый день. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы  меня слушать и слышать, но хочу еще раз в это убедиться.

Кричалка

-Парам – парей!

-Хэй!

-Парам-парей!

-Хэй, хэй, хэй!

-Настроение каково?

-Во!

-Все такого мнения?

-Да!

-Все без исключения?

-Да!

-К уроку все готовы?

-Да!

-Молодцы!

-Ура!

Учитель: сегодня у нас непростой урок, поэтому я пожелаю вам ни пуха ни пера. Что я вам пожелала? С какими событиями в жизни человека это связано?

В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие. "Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма! ". На что добытчик обычно отвечал: "К черту! ". Высказанные вслух недобрые слова должны были усыпить бдительность духов и сопутствовать успеху, т. е.  принести побольше пуха и пера», иными словами: «больших удач тебе при охоте на птицу и зверя».

Можно сказать, что это ритуал?

А что такое ритуал?

А какие ритуалы вам известны?

На уроках мы говорили о том, что в старину люди жили в единстве с природой, с высшими силами. Все делалось с каким-либо смыслом, каждая вещь, каждое действие было тесно связано с природой, с религией.

II. Мотивация учащихся к деятельности.

1. Самоконструкция (самостоятельное первоначальное исследование по теме)

 - Перед вами на парте лежат календари. Как они называются?  Найдите в них даты своего рождения и рассмотрите листок календаря. Какие дни в них отмечены? Что мы делаем в праздничные дни?

 (Учащиеся после должны прийти к выводу, что на уроке речь пойдет о празднике).

2-ой этап.  Постановка учебной задачи.

- Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (мы  будем говорить о праздниках). Сформулируем тему нашего урока («Праздники и праздничные обряды» - записать её в тетрадь).

  Предлагаю поработать в группах. Помним о правилах работы. Следим за временем и не забываем о культуре поведения. Распределяем роли.

(Рабочая карта)

Поработаем в парах. 1-я пара подбирает ассоциации к слову «праздник» на ромашке

                                         2-я дает определение слову « религиозный праздник»

                                         Оформитель записывает вывод.

Ответы групп:

Учитель: заглянем в словарь и посмотрим, какое определение дают слову «праздник» (Выводятся на слайд толкования слов из словаря).

   ПРАЗДНИК, -а, м. 1. День торжества, установленный в честь или в память кого-че-го-нибудь Первомай — праздник весны. 2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. В день храмового праздника. Престольный праздник (в честь церковного события или святого, имя к-рого присвоено данной церкви). Праздник Рождества. Христианские, церковные праздники. 3. Выходкой, нерабочий день. Праздник Нового года. 4. День радости и торжества по поводу чего-нибудь Семейный п:.На душе праздник (перен.:радостно). 5. День игр,развлечений. Спортивный праздник Праздник песни.

Учитель:  Ребята, совпали ваши представления  о празднике с тем, что предлагает словарь?

Символом какого праздника является ромашка? (День семьи, любви и верности, память о святых Петре и Февронии)

3-ий этап. Актуализация знаний и пробного учебного действия.

 Учитель: Вспомните, какие религиозные праздники вам известны?

Задание группам: попробуйте распределить праздники в зависимости от того, к какой религии они относятся (учитель записывает на доске со слов детей)

Распеделить праздники в зависимости от того, к какой религии они относятся слова

иудаизм

православие

ислам

буддизм

Шавуот ,Суккот, Пейсах, Ханука,

Рождество

Пасха, Вознесение,

Курбан-Байрам

Ураза-Байрам,

Дончод-хурал, Сагаалган.

 

Слова для справок: Пейсах, Рождество, Курбан-Байрам, Шавуот ,Суккот, Ураза-Байрам, Пасха, Вознесение, Ханука, Троица, Дончод-хурал, Сагаалган.

Учитель: давайте теперь разберемся, правильный ли выбор мы сделали? Сравнить с эталоном. Что вам помогло определить? Что помешало?

 А теперь давайте подумаем вместе,  каковы цели нашей работы? (в ходе обсуждения ребята должны выйти на следующие цели:

  - проследить, как отмечают праздники в разных религиях

  -что общего у них;

  - чем отличаются;

  -каково их значение

- Правильно, молодцы.  Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение религиозных Праздников в жизни человека и общества.

4-ый этап.  Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения. Индивидуальные домашние задания. (2 минуты на выступление, группы ставят отметки). Для этого послушаем ребят, которые  внимательно поработали  с текстом дома, проследили  за особенностями праздников  и обрядами. Оценим их работу по критериям.

 Прочитайте материал учебника по теме

Какие праздники отмечаются. Запишите в таблицу найденные сведения.

Найдите, что является общим для этих праздников

Чем они отличаются.

Обсудите результаты исследования в группе, сделайте общий вывод.

Расскажите одноклассникам о результатах своего исследования и выводах.

 

6-й этап.  Контроль. Вспомним праздники, о которых сегодня мы с вами говорили.

 1.Для этого вам необходимо узнать предмет и назвать праздник.

2. Расположите эти праздники в хронологическом порядке. 

(Рождество – 7января, Крещение – 19 января , Пасха- 15 апреля , Вознесение -24 мая , Троица – на пятидесятый день после Пасхи)

-Чтобы запомнить последовательность всех праздников, что  по- вашему мнению, необходимо? (календарь)

7-й этап. Самооценка и оценка других групп. (По плану)

8-й этап. Итог

– Назовите тему урока.

-С чем же связаны религиозные праздники народов России? (Праздники связаны с важными событиями в прошлом).

– Какую цель мы ставили перед собой?

– Достигли этой цели?

– Давайте оценим свою работу.

-Что показалось вам самым интересным и важным?

Рефлексия

-Ребята, а как вы думаете, что воспитывают религиозные праздники?

-Посмотрите на этот шар. Он очень хрупкий. Можно ли сравнить его с человеком. Каждый человек любит какие слова? Вот сейчас мы будем передавать этот шар друг другу очень бережно и говорить добрые слова.Учитель передаёт шар – сострадание…

Задание на дом:

Расскажи членам семьи и друзьям о религиозных праздниках . Задай им вопросы. Если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).Узнайте, какие еще есть праздники.

Литература: 1.А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапова. Основы мировых религиозных культур. 4-5 класс Издательство: Просвещение

Интернет-ресурсы:

1.http://www.pravmir.ru/pasxa.html

2.http://www.pravmir.ru/category/cerkov/doroga-k-xramu/prazdniki/voznesenie/

3.http://ru.wikipedia.org/wiki

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по ОРКСЭ в 5 классе «Праздники и праздничные обряды» (ФГОС)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по маркетингу (тур. агенства)

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок  по теме: «Праздники и праздничные обряды» помогает развитию основ коммуникативных учебных универсальных действий через работу в группах, в парах.

Задачи такового урока заключаются в следующем:

1.Расширить представление о многообразии праздников в религиях. Показать значение доброты, отзывчивости, скромности, толерантности в жизни каждого человека.

2. Учить работать с текстом, структурировать полученные знания с помощью схем и таблиц.

         3. Воспитывать у детей культуру поведения, взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов России.

В ходе беседы на уроке учащиеся выясняют, какие чувства испытывают люди, совершающие паломничество к святыням, как они готовятся к предстоящим праздникам.

На уроке чащимся предлагается заполнить таблицу и соединить названия праздников с датой. У каждой группы в таблицу включено одно незнакомое им названия религиозных праздников, например: дончод, сагаалган, ураза байрам, шавуот, мавлид, песах. Чтобы оценит предметные УУД некторые ученики получают индивидуальное домашнее задание. Они готовят материал, который помог раскрыть суть праздника, его традиции и обряды.

 

Свой рассказ учащиеся подкрепляют слайдами презентации. В ходе урока учащиеся отвечают на вопросы учащихся из других групп, задают вопросы сами, чтобы проверить, насколько внимательно  слушали.  Обязательным элементом урока является взаимооценивание по критериям, предложенным детям. Обязательно на уроке сравниваются праздничные обряды, находятся общие черты в традициях разных культур. Данный урок никого не оставляет равнодушным.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 865 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.11.2014 1441
    • DOCX 31.2 кбайт
    • 15 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шведова Светлана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шведова Светлана Владимировна
    Шведова Светлана Владимировна
    • На сайте: 10 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 16271
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы художественного анализа

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 11 регионов
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство")

Учитель изобразительного искусства

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство и черчение")

Учитель изобразительного искусства и черчения

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 59 человек

Мини-курс

Оказание первой помощи

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 683 человека из 73 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 372 человека

Мини-курс

Тревожные расстройства: диагностика и причины

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Основы профессиональной деятельности эксперта в области индивидуального консультирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе