Главная / Начальные классы / Урок по ОРКСЭ на тему "Нравственные идеалы" (4 класс)

Урок по ОРКСЭ на тему "Нравственные идеалы" (4 класс)

Урок по основам светской этики на тему: «Нравственные идеалы»

(на примере нравственного образца русских богатырей)

Цель:

1. Образовательная - способствовать формированию знаний обучающихся о нравственных идеалах на примере исторических персонажей и современных людей, формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций народа России; обобщить и углубить знания детей о русских богатырях.

2. Развивающая – развитие представлений младшего подростка о знании нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности в обществе, жизни; развивать умение характеризовать героя; развивать процессы мыслительной деятельности; совершенствовать культуру речи, обогащать словарный запас.

3. Воспитательная – воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, своему народу, взаимоуважение, благородство, уступчивость, забота о слабых.

Тип урока: комбинированный ( с широким использованием межпредметных связей – история, литература, музыка, изобразительное искусство…)

Использование ЦОР: презентация, отрывок увертюры к опере М.Глинки «Руслан и Людмила», фрагмент м/ф «Илья Муромец и Соловей – разбойник», песня А. Пахмутовой «Богатырская сила», демонстрация картины В. Васнецова «Богатыри».

Основные термины: Богатырь, Былина, Правила честного поединка.











ХОД УРОКА

I. Орг. момент

II. Подготовка к восприятию (поисковая постановка вопроса):

Учитель: - Предлагаю послушать для создания определённого настроения к нашему уроку на тему «Нравственные идеалы» отрывок увертюры к опере М. Глинка «Руслан и Людмила» и определить характер этой музыки. Какая по характеру музыка? ( слушание )

СЛАД 1

Дети: - Мощная, мужественная, величественная, стремительная, торжественная, решительная…..

Учитель: - А теперь послушайте стихотворение, которое поможет вам ответить на вопрос – кого изображает музыка М. Глинки?

Воплощён в былинах старых,

Вот стоит он, как живой.

Бич врагов в сраженьях ярых,

Витязь Родины святой!

Меч в руках его тяжёлый,

А в ногах узорный щит…

На пиру он гость весёлый,

В битвах – молнией летит!

Учитель: - О ком идёт речь в этом стихотворении, догадались? (о Богатырях)

III. Раскрытие новой темы

СЛАЙД 2

Учитель: - Сегодня мы узнаем, какие были богатыри, и есть ли они в настоящее время. Вспомним жанр «былина». Узнаем правила честного боя богатырей. Прочитаем пословицу: «Славна богатырей земля русская» (хором). – Как вы понимаете эту пословицу? (т.е. много сильных храбрых, смелых людей на русской земле, как ни на одной другой). – Кто такие богатыри?

БОГАТЫРЬ ( от слова «богатый» в смысле душой, «под богом ходит») – герой русских былин, защитник земли русской, отличающийся необычной силой, удалью, мужеством и умом.

- А жили богатыри примерно в VIIIXI в.в. назад , и служили князю Владимиру Красное Солнышко. Так назвал его народ , который очень его любил. Звучит тепло, ласково прозвище. При князе Красное Солнышко произошло Крещение на Руси.

-Богатырей воспевали в былинах. – А что такое былина? Кто помнит из курса литературного чтения?

СЛАЙД 3

БЫЛИНА – это один из жанров русского фольклора. Это особые песни, рассказывающие о героических событиях, которые происходили давным – давно. Слово «былина» произошло от слова «быль», т.е. в них поётся о том, что было на самом деле.

СЛАЙД 4

-Богатырями, сильными, храбрыми можно назвать и воинов советской армии, сражавшихся и победивших в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г. фашистских захватчиков.

- Богатырей воспевали и художники в своих картинах. Давайте посмотрим как В. Васнецов изобразил древнерусских воинов в своей картине «Богатыри». (Репродукция картины на доске).

-На ней изображены три богатыря. Кто знает их имена? (В центре – Илья Муромец, слева – Добрыня Никитич, справа – Алёша Попович).

-Кто самый старший из богатырей? ( Илья Муромец). - Кто самый младший? ( Алёша Попович).

- Во что они одеты? (головной убор – шлем, кольчуга – одежда из металлических колец для защиты тела, латы- металлические пластины в одежде….)

- А оружие какое у богатырей? ( меч, лук, палица, копьё….)

- Без устали разъезжали по степям они на могучих конях, зорко всматриваясь вдаль: «Не видать ли, не слыхать ли топота чужих коней?»

Рассказ учителя о каждом из богатырей

Илья Муромец – родился в селе Карачарове под г.Муромом. Сидел он сиднем 33 года на печи с больными ногами, пока не пришли к нем утри старца и не дали выпить целебной воды. Встал Илья на ноги, благословили его старцы защищать Русскую землю. Своего коня Муромец купил на базаре, вырастил сам и назвал Бурушка – Косматушка. Илья умел ковать оружие. Он – сильный, умелый, могучий богатырь. Таким должен быть и современный человек? (Да)

- Кого победил И.Муромец? (Соловья – разбойника)

- Давайте теперь посмотрим, как в современной мультипликации изображают русского богатыря ( дети смотрят отрывок м/ф «Илья Муромец и Соловей разбойник» - 3 мин.)

СДАЙД 5

- Кого победил И. Муромец? Сколько лет пролежал он на печи? Кто вылечил его от недуга? Как звали коня? Что умел делать?

Добрыня Никитич – родился на Рязанской земле, он образованный, храбрый, сильный, умеет петь и играть на гуслях. Добрыня означает «добрый» , но в значении «удалой», «самый лучший». А ещё дали ему прозвище «тихий» за спокойный нрав, он был ласковый, никогда слова грубого не скажет, никого зря не обидит. Прозвали его «тихий Добрынюшка». У него черты лица тонкие, красив. Сам культурный, дипломатичный. – Скажите, а таким должен быть современный человек? (Да).

Алёша Попович – родился в семе ростовского попа, молодой, хитрый, лукавый, насмешливый. Там, где другие богатыри открыто сражаются с врагом и бывают побеждены, Алёша придумывает какую-то увёртку и одолеет, пусть не всегда честно. Как только он уехал от отца с матерью в Киев на службу к князю Владимиру, в ту пору наехал Тугурин Змеевич – это неодолимый богатырь. Ворвался Тугурин в палаты Владимира, сел за стол и начал всё пожирать со стола. А Алёша на печи лежал…..и говорит: «Что за обжорище, чтоб его разорвало надвое!» Тугурин кинул в него острым ножичком, который потом пригодился Алёше в битве с Тугурином.

Как вы думаете, надо применять хитрость и сноровку в борьбе со злом? (Да)

«Не перевелись ещё богатыри на земле русской».

- А каких ещё вы знаете богатырей?(дети отвечают)

СЛАЙД 6

Микула Селянович – легендарный пахарь, олицетворяющий силу русского народа.

Никита Кожемяка – богатырь – скорняк (мастер по меховым и кожаным изделиям.

Святогор – богатырь силы великой, ростом выше леса, головой упирается в облака. Земля – матушка еле его могла носить. Он не ездил на Русь, а жил на высоких Святых горах. Когда он ездил, земля тряслась, леса колыхались, реки выходили из берегов. У него был меч – кладенец, который он в одной их поездке и отдал Илье Муромцу.( для сведения – И. Муромец помещался в карман Святогору).

СЛАЙД 7 ( звучит песня А. Пахмутовой «Богатырская сила»)

- А теперь, богатыри, встанем мы и разомнёмся! (физическая минутка)

Учитель: А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси.

Не скакать врагам по нашей Земле.

Не топтать их коням землю Русскую,

Не затмить им солнце наше красное.

Век стоит Русь - не шатается:

И века простоит, не шелохнется!



Правила честного поединка

Учитель: - Огромная заслуга русских богатырей в том, что они ввели определённые правила в применении силы, провозгласили правила честного боя. Какие же это были правила? Давайте прочитаем.

СЛАЙД 8

Дети читают правила и поясняют.

1. Противники договаривались о месте и времени поединка.

2. Если один противник был вооружён хуже другого, следовало его довооружить, чтобы биться на равных.

3. Существовал запрет на использование хитростей и случайных преимуществ.

4. Нельзя наносить удар в спину.

Разобрать фразеологизм «удар в спину». Переносное значение выражения в предательстве.

- Соблюдение правил подчёркивало высокие нравственные качества воинов. Особое значение богатыри придавали понятию чести. Только победа без хитрости и подлости делали честь воинам и прославляли их.

СЛАЙД 9

- Как вы думаете в наше время есть богатыри? ( Конечно, это люди крупного телосложения, спортсмены - культуристы, штангисты, хоккеисты, пловцы….)

- Они честно соревнуются, выигрывают в олимпиадах, приносят нашей стране золотые, серебряные и бронзовые медали, ведут здоровый образ жизни, тренируются систематически, у них сильный характер, воля, они смелые, храбрые, мужественные, никогда не обидят слабых и встанут на их защиту. Это спокойные выдержанные люди, тактичные. И их по праву назвать можно Русскими Богатырями. И мы должны равняться на них. Особенно мальчики. В преддверии праздника 23 февраля День защитников Отечества пользуюсь случаем поздравить всех мужчин и мальчиков с наступающим. Ведь вы – будущие защитники нашей страны.

- А сейчас давайте подведём итоги и вспомним всё то, что мы узнали нового на уроке. Викторина.

СЛАЙД 10

1. Назовите всех богатырей, которых вы знаете?

2. Кто самый старший и самый младший из богатырей?

3. Откуда родом Илья Муромец?

4. Кто передал Муромцу меч – кладенец?

5. Где родился Добрыня Никитич?

6. Из какой семьи Алёша Попович?

7. Что означает имя Добрыня Никитич?

8. Какому князю служили эти богатыри?

9. Кто из богатырей мог сам ковать оружие?

10. Кто из богатырей носил прозвище «тихий»?

11. Как называется одежда богатырей, сплетённая из колец?

12. Что богатырям указывало путь?

13. «В плечах широк, тонок в поясе, брови чёрные – соколиные, кудри русые вьются кольцами¸ с лица бел да румян, ровно маков цвет, а силой и ухваткой ему равных нет и сам ласковый, обходительный». Чей это портрет?

14. С кем сражался Алёша Попович?

15. Как звали коня Ильи Муромца?

Молодцы, вы внимательно слушали, много нового узнали на уроке. И, надеюсь, на примере нравственного образца богатырей выбрали правильное отношение к жизни.

Домашнее задание: нарисовать богатыря или подготовить рассказ о нравственном образе богатыря.

СДАЙД 11























Урок по ОРКСЭ на тему "Нравственные идеалы" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Урок по основам светской этики на тему: «Нравственные идеалы»

(на примере нравственного образца русских богатырей).

 Тип урока: комбинированный ( с широким использованием межпредметных связей – история, литература, музыка, изобразительное искусство…)

Использование ЦОР: презентация, отрывок увертюры к опере М.Глинки «Руслан и Людмила», фрагмент м/ф «Илья Муромец и Соловей – разбойник», песня А. Пахмутовой «Богатырская сила», демонстрация картины В. Васнецова «Богатыри».

 

Основные термины: Богатырь, Былина, Правила честного поединка.

Автор Гусакова Ирина Борисовна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1376
Номер материала 17965
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓