Пепеляева
Светлана Николаевна
учитель начальных
классов
Тенистовская
общеобразовательная школа I-III ступеней
Бахчисарайского
района
Республика Крым
ПЛАН-КОНСПЕКТ
УРОКА
Этика – наука о нравственной жизни человека
(Тема
урока)
Аннотация
к уроку: Урок в 4 классе по теме «Этика – наука о нравственной жизни человека»
соответствует программе, учебник Шемшуриной А.И.. Это комбинированный урок. На
уроке используются различные методы: актуализация знаний, проблемное обучение,
тестовая работа, групповая работа, индивидуальная работа.
1.
|
ФИО
(полностью)
|
Пепеляева
Светлана Николаевна
|
2.
|
Место
работы
|
Тенистовская
СОШ
|
3.
|
Должность
|
Учитель
начальных классов
|
4.
|
Предмет
|
Основы
религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики»
|
5.
|
Класс
|
4
|
6.
|
Тема
и номер урока
|
Этика – наука о
нравственной жизни человека. I урок.
|
7.
|
Базовый
учебник
|
Основы
религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики» 4:
учебник для 4 кл. образоват. учреждений/ А.И.Шемшурина – М.: Просвещение,
2014.
|
Цели урока:
Образовательные:
- познакомить детей с понятием этика,
со стандартными приёмами эстетических форм поведения;
- сформировать умение применять их;
- научить сопоставлять добро и зло;
Воспитательные:
-воспитывать
нравственную сторону жизненных явлений и поступков.
- воспитывать
нравственную культуру, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать
добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.
Развивающие:
- развивать умение «входить в положение
других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения
- развивать память;
- развивать умения преодолевать
трудности;
- развивать навыки работы с
учебником, справочными материалами.
Задачи:
-
воспитывать нравственную культуру, уважение друг к другу и окружающим,
стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя
поступки других;
-
формировать представления о нравственной ответственности человека за свои
поступки;
-
развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с
различными источниками;
-
совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы
обучения;
- развитие этических чувств как
регуляторов морального поведения
Оборудование:
эпиграфы, материалы для работы в группах,
индивидуальной работы
Тип урока:
комбинированный.
Оборудование: выставка
фотографий, подготовленных детьми по теме домашнего задания, иллюстрации,
слайды (по возможности) с изображением знаменитых людей России,
пословицы и поговорки о вежливости и доброте, карточки с ситуациями, тетради, цветные
карандаши или фломастеры, ручка, простой карандаш.
Ход урока
I. Организационный
момент.
II. Игра
«Угадай слово» (Слайд № 2)
III.
Сообщение
темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что означает
слово этика, вспомним правила поведения вежливого человека.
IV.
Изучение
нового материала.
1.Работа
в группах (как нужно было поступить в этой ситуации?)
В
жизни существуют моменты, когда сложно определить, как правильно поступить.
Человеку
часто приходится быть в ситуации такого выбора.
Учащимся предлагаются
ситуации нравственного выбора с неоднозначной оценкой поступков:
Ситуация №
1.
Я добрый, поэтому я подарил друзьям папины марки, которые он собирал марки с
детства. Папа расстроился. Разве я не прав?
Ситуация №
2.
Мама угостила меня 2 конфетами. У меня есть 2 друга, и я хотел их угостить. Но
ведь тогда мне не останется. А конфеты – то МНЕ мама дала. Я их не угостил.
Разве я не прав?
2.
Проблемное задание.
-
как ты думаешь, что означает понятие ЭТИКА? Определи его.
3.
Проверка предположений
-
(слайд № 3 - Этика – это сложившееся у нас представление о том, что
хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию
или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны);
-
работа с учебником (страница 4).
-слово
учителя.
Мы
живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать
решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и
для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны
знать правила и законы, которые признают все люди. Об этом нам расскажет такая
наука как ЭТИКА.
1. Работа с
учебником
- найти ответ на
вопрос: кто основатель этики как науки? (слайд № 4);
-работа над
понятиями: нравственные нормы, вежливость, доброжелательность, культура;
5.
Самостоятельная работа с раздаточным материалом.
Прочитай
афоризмы* великого Аристотеля. Подумай, о чём они? Согласен ли ты с автором?
Отметь те афоризмы, которые выражают твоё отношение к окружающему.
В бедности и других
жизненных несчастьях настоящие друзья - это надежное прибежище.
В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.
Для того чтобы
совершать благородные поступки, необязательно царить над
сушей и морями.
Жить
- значит делать вещи, а не приобретать их.
Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное
настроение.
6. Игра.
- Попробуем определить, как знаете вы правила
вежливости. Для этого мы поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я называю
ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. (вежливо –
руки на парте, наклон головы в знак согласия; невежливо – руки вверх)
·
Помочь
подняться, поднять упавшую вещь …(вежливо)
·
Перебивать
старших…(невежливо)
·
Уступить
место пожилому человеку… (вежливо)
·
Мешать
на уроке своему соседу по парте …(невежливо)
7.Работа с пословицей.
Попробуем вместе понять ее мудрость (слайд № 5).
В чём её мудрость? Сложно ответить. Нам поможет
притча.
Притча о доброте и вежливости
Однажды к Учителю пришёл юноша и попросил
разрешения заниматься у него.
—Зачем тебе это?— спросил мастер.
—Хочу стать сильным и непобедимым.
—Тогда стань им! Будь добр со всеми,
вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой
дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе
замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений,
а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься
предотвращать столкновения, то станешь непобедимым.
—Почему?
—Потому что тебе не с кем будет сражаться.
Юноша ушёл, но через несколько лет вернулся
к Учителю.
—Что тебе нужно?— спросил старый мастер.
—Я пришёл поинтересоваться Вашим здоровьем
и узнать, не нужна ли Вам помощь…
И тогда Учитель взял его в ученики.
·
Какой
совет мастер дал юноше? Поможет ли это стать ему непобедимым? Объясни.
·
Какой
главный урок усвоил юноша? Какова мораль этой притчи?
V. Закрепление
изученного материала.
1.Работа
в группах.
Учащимся предлагается разыграть сценки, в которых
отражаются как красивые манеры поведения, так и нарушение этикета.
Задание 1. У вас день
рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не
накрыт. Ваши действия.
Задание 2. Вы получили два
одинаковых подарка. Ваша реакция?
Задание 3. Вы звоните другу,
чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким
будет ваш разговор с ней.
Задание 4. Мальчик просит у
своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал почитать.
«А что ты мне за это дашь?» - спрашивает тот.
После долгих разговоров и обещаний подарить ему марку
мальчик получает согласие. Оцени ситуацию.
Обсуждение
проигранных ситуаций по вопросам:
- В каких случаях поведение участников ситуаций можно
считать красивым?
- Какое поведение вы не одобряете?
2.Дополни определение Этики недостающими словами.
Этика – это наука,
которая рассматривает ________________ и _______________________ между людьми с
точки зрения представлений о _________________ и ___________________
VI. Итог
урока.
- С каким понятием вы познакомились на уроке?
Дайте определения этому понятию.
- Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть
понятия этика?
VII
Рефлексия. Закончи предложение.
Сегодня
я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.