Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок по ОРКСЭ на тему "Этика - наука о нравственной жизни человека" (4 класс)

урок по ОРКСЭ на тему "Этика - наука о нравственной жизни человека" (4 класс)

Скачать материал

Пепеляева Светлана  Николаевна

учитель начальных классов

Тенистовская  общеобразовательная школа I-III ступеней

Бахчисарайского района

Республика Крым

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Этика – наука о нравственной жизни человека

(Тема урока)

 

Аннотация к уроку: Урок в 4 классе по теме «Этика – наука о нравственной жизни человека» соответствует программе, учебник Шемшуриной А.И.. Это комбинированный урок. На уроке используются различные методы: актуализация знаний, проблемное обучение, тестовая работа, групповая работа, индивидуальная  работа.

 

1.      

ФИО (полностью)

Пепеляева Светлана  Николаевна

2.      

Место работы

Тенистовская СОШ

3.      

Должность

Учитель начальных классов

4.      

Предмет

Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики»

5.      

Класс

4

6.      

Тема и номер урока

Этика – наука о нравственной жизни человека.  I урок.

7.      

Базовый учебник

Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики» 4: учебник для 4 кл. образоват. учреждений/ А.И.Шемшурина – М.: Просвещение, 2014.

 

Цели урока:

Образовательные:

-  познакомить детей с понятием этика, со стандартными приёмами эстетических форм поведения;

 -  сформировать умение применять их;

-  научить сопоставлять добро и зло;

Воспитательные:

-воспитывать нравственную сторону жизненных явлений и поступков.

- воспитывать нравственную культуру, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.

Развивающие:

- развивать умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения

-  развивать память;

-  развивать умения преодолевать трудности;

-  развивать навыки работы с учебником, справочными материалами.

Задачи: 

- воспитывать нравственную культуру, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;

- формировать представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;

- развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;

- совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения
Оборудование:

эпиграфы, материалы для работы в группах, индивидуальной работы

Тип урока:

комбинированный.

 

 

Оборудование: выставка фотографий, подготовленных детьми по теме домашнего задания, иллюстрации, слайды (по возможности) с изображением знаменитых людей России, пословицы и поговорки о вежливости и доброте, карточки с ситуациями, тетради, цветные карандаши или фломастеры, ручка, простой карандаш.

 

Ход урока

 

I.       Организационный момент. 

II.    Игра «Угадай слово»  (Слайд № 2)

III.           Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы  с вами  узнаем, что  означает слово этика, вспомним правила поведения вежливого человека.

IV.           Изучение нового материала.

1.Работа в группах (как нужно было поступить в этой ситуации?)

В жизни существуют моменты, когда сложно определить, как правильно  поступить.

Человеку часто приходится быть в ситуации такого выбора.

Учащимся предлагаются ситуации нравственного выбора с неоднозначной оценкой поступков:

Ситуация № 1. Я добрый, поэтому я подарил друзьям папины марки, которые он собирал марки с детства. Папа расстроился. Разве я не прав?

Ситуация № 2. Мама угостила меня 2 конфетами. У меня есть 2 друга, и я хотел их угостить. Но ведь тогда мне не останется. А конфеты – то МНЕ мама дала. Я их не угостил.  Разве я не прав?

2. Проблемное задание.

 - как ты думаешь, что означает понятие ЭТИКА? Определи его.

3. Проверка предположений

- (слайд № 3 - Этика – это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны);

- работа с учебником (страница 4).

-слово учителя.

Мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди. Об этом нам расскажет такая наука как ЭТИКА.

1.     Работа с учебником

- найти ответ на вопрос: кто основатель этики как науки? (слайд № 4);

-работа над понятиями: нравственные нормы, вежливость, доброжелательность, культура;

5. Самостоятельная работа  с раздаточным материалом.

 Прочитай афоризмы*  великого Аристотеля.  Подумай, о чём они? Согласен ли ты с автором? Отметь те афоризмы, которые выражают твоё отношение к окружающему.

 В бедности и других жизненных несчастьях настоящие друзья - это надежное прибежище.

    

      В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.

     

     Для того чтобы совершать благородные поступки, необязательно                        царить над сушей и морями.

 

Жить - значит делать вещи, а не приобретать их.

        Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется  душевное настроение.

 

 

6. Игра.

- Попробуем определить, как знаете вы правила вежливости. Для этого мы поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. (вежливо – руки на парте, наклон головы в знак согласия; невежливо – руки вверх)

·                                Помочь подняться, поднять упавшую вещь …(вежливо)

·                                Перебивать старших…(невежливо)

·                                Уступить место пожилому человеку… (вежливо)

·                                Мешать на уроке своему соседу по парте …(невежливо)

 

7.Работа с пословицей. Попробуем вместе понять ее мудрость (слайд № 5).         

В чём её мудрость? Сложно ответить. Нам поможет притча.

Притча о доброте и вежливости

Однажды к Учителю пришёл юноша и попросил разрешения заниматься у него.

—Зачем тебе это?— спросил мастер.

—Хочу стать сильным и непобедимым.

—Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым.

—Почему?

—Потому что тебе не с кем будет сражаться.

Юноша ушёл, но через несколько лет вернулся к Учителю.

—Что тебе нужно?— спросил старый мастер.

—Я пришёл поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь…

И тогда Учитель взял его в ученики.

 

·        Какой совет мастер дал юноше? Поможет ли это стать ему непобедимым? Объясни.

·        Какой главный урок усвоил юноша? Какова мораль этой притчи?

 

 

V.    Закрепление изученного материала.

1.Работа в группах.

Учащимся предлагается разыграть сценки, в которых отражаются как красивые манеры поведения, так и нарушение этикета.

 

Задание 1. У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Ваши действия.

 

Задание 2. Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?

 

Задание 3. Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.

 

Задание 4. Мальчик просит у своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал почитать.

«А что ты мне за это дашь?» - спрашивает тот.

После долгих разговоров и обещаний подарить ему марку мальчик получает согласие. Оцени ситуацию.

 

Обсуждение проигранных ситуаций по вопросам:

- В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать красивым?

- Какое поведение вы не одобряете?

2.Дополни определение Этики недостающими словами.

   

Этика – это наука, которая рассматривает ________________ и _______________________ между людьми с точки зрения представлений о _________________ и ___________________

 

 

 

 

VI.  Итог урока.

    - С каким понятием вы  познакомились на уроке? Дайте определения этому понятию.

    - Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятия  этика?

  

VII Рефлексия. Закончи предложение.

               Сегодня я узнал…

      Было интересно…

      Было трудно…

      Я выполнял задания…

      Я понял, что…

      Я почувствовал, что…

      Я приобрел…

      Я научился…

      У меня получилось …

      Я смог…

      Я попробую…

      Меня удивило…

      Урок дал мне для жизни…

      Мне захотелось…

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по ОРКСЭ на тему "Этика - наука о нравственной жизни человека" (4 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор дома творчества

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок по ОРКСЭ в 4 классе по теме "Этика - наука о нравственной жизни человека" соотвтствует программе, учебник шемшуриной А.И. Основы религиозных культур и светской этики. модуль "Светская этика",4 класс, М.:Просвещение,2014.

Это комбинированный урок, на котортм используются различные методы:актуализация знаний, проблемное обучение, групповая работа, индивидуальная работа, работа с учебником.

Для достижения целей и задач применяется игра,учащимся ставятся проблемные вопросы, предлагаются ситуации для обсуждения.

Более детально сматериалом урока Вы можете познакомиться, скачав его.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 672 244 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 27.12.2014 1266
    • DOCX 64 кбайт
    • 18 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Пепеляева Светлана Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Пепеляева Светлана Николаевна
    Пепеляева Светлана Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 104983
    • Всего материалов: 29

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Инклюзивное образование в начальной школе

Тьютор

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 161 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 153 человека из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 223 человека

Мини-курс

Финансовые аспекты и ценности: концепции ответственного инвестирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Рациональность и творчество в педагогике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Практические навыки трекинга и менторства

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе