Главная / Начальные классы / Урок по ОРКСЭ на тему "Альтруизм и эгоизм"

Урок по ОРКСЭ на тему "Альтруизм и эгоизм"

Название документа Урок по ОРКСЭ Альтруизм и эгоизм.doc

Тема урока: Альтруизм и эгоизм.

Цель урока: формирование у учащихся представлений об альтруизме и эгоизме.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с основными понятиями: альтруизм и эгоизм, выявить положительные и отрицательные стороны этих понятий

  • Развивать кругозор учащихся, пополнить их словарный запас

  • Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и группами

  • Воспитывать чувство сострадания другим людям, стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Результаты : личностные: данный урок позволит учащимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям, учащиеся получат опыт творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности. При работе с ситуациями учащиеся, образно занимая места героев, смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий, проанализировать свое поведение.

метапредметные : в ходе уроке будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе в группе

предметные : в процессе групповой и индивидуальной работы учащимися будут усвоены новые нравственные понятия «альтруизм», «эгоизм», «альтруист», «эгоист»», «разумный эгоизм».


Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор, иллюстративный материал, опорные листы, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики».

Участники: учащиеся 4 класса.

Тип урока: урок открытия нового знания

Использованные программы для подготовки к уроку:

  • Power point (для создания презентации)



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Организационные формы

Операционно-познавательный: Повторение

  1. Мотивация к учебной деятельности

Встаньте, подровняйтесь, присядьте, пожалуйста, те…

- у кого сегодня хорошее настроение!

- кто готов начать работать!

Улыбнулись друг другу, начнём урок с проверки домашнего задания.

(Рассказ о своём друге)


Я очень рада, что у каждого из вас есть настоящие друзья. Свои творческие работы на перемене положите на выставку – пусть все знают о ваших настоящих друзьях.






Слушают.








2 мин











Фронтальный опрос.

Вводно-мотивационный этап.

Определение темы урока.

Целеполагание

2

Сейчас проведём игру. Если названное слово связано с дружбой и это качество есть среди настоящих друзей – хлопайте в ладоши! Если нет – молчите!


Доверие

Радость

Уважение

Эгоизм

Желание помочь

Бескорыстие

Активность

Альтруизм


Получилось 2 группы слов. 1 группа – слова относятся к слову дружба. А вот слова 2 группы помогут нам сформулировать тему урока?

Она состоит из этих, это слово поставьте на 1 место.

Альтруизм и эгоизм.


Какое слово из этих двух вам кажется более понятным, знакомым?

Что обозначает это слово - эгоизм?

А знаете ли вы, какой бывает эгоизм?

Что обозначает слово - Альтруизм?

Хотели бы узнать?


Назовите главную цель урока: узнать, что такое альтруизм и узнать точное значение слова – эгоизм.


Оцените свои знания по этой теме, отметьте на 10-ти бальной шкале.

Вернёмся к игре, относятся ли эти 2 слова к качествам настоящей дружбы? Ваше мнение!

Нет! Докажите!

Да! Докажите!

Не знаю! Посмотрим, поменяется или не поменяется ваше мнение к концу урока.

Мнения разделились – перед нами проблема! Чтобы решить её надо знать точное лексическое значение этих слов.


Где можно найти такую информацию?

Спросить у учителя, родителей, одноклассников, посмотреть в интернете, найти в словаре…






Основываются на личные знания.

























Рассуждения детей







3 мин.



Прослушивание.






























Дискуссия.









Операционно-познавательный:

Изучение нового материала.

.

3. На столах у вас лежат толковые словари Ожегова. Поработайте в паре. Найдите, что обозначают слова АЛЬТРУИЗМ, ЭГОИЗМ

Запишите лексическое значение слов на опорном листе.


4.Проверка.



Какого человека могут назвать эгоистом, альтруистом? Попробуйте сформулировать сами. Размышляем!


ЭГОИСТ - человек

АЛЬТРУИСТ- человек


Обратимся к электронному учебнику ( стр.30.)

Прочитайте абзац и найдите главный принцип альтруиста – хочет, чтобы всем было хорошо!

Запишите на опорном листе.


Обратимся к следующей странице учебника ( стр.31.)

Прочитайте 1 абзац и найдите главный принцип эгоиста – Всё для меня, всё ради меня!

Запишите на опорном листе.




Подведём итог этому этапу урока.

Какой литературный приём я использовала сегодня при объяснении нового материала?

Приём противопоставления!

Докажите!

Альтруизм – эгоизм.

Альтруист – эгоист.

Хочет, чтобы всем было хорошо! - Всё для меня, всё ради меня!



Как по русскому языку называются слова с противоположным лексическим значением?

Антонимы. Значит слова Альтруизм и эгоизм – антонимы.


Как называются слова близкие по лексическому значению?

Синонимы.



5.Подвижная физминутка.


Я называю слова, если это слово - синоним к слову альтруизм - поднимаем руки вверх и потягиваемся!

Если это слово - синоним к слову эгоизм - приседаем!




Высокомерие, человеколюбие, доброта, предательство, забота, ласка, равнодушие, злость, зависть, любовь, себялюбие, милосердие.


6. Ребята подготовили для вас инсценировку рассказа В. Осеевой «Печенье.» Послушайте внимательно и определите, о каком качестве говорилось?


Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

- Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

- Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

- Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

- Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

- Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой не начатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба...



Оцените поступок мальчиков?

О каком качестве говорилось? Как бы вы поступили?

Эгоисту трудно приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе, у него нет друзей. У русского народа есть чудесная мудрость : «Себялюб- никому не люб».

Как понимаете?



8. Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?

А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?

А вот вы сейчас кому можете помогать в первую очередь?

Какие альтруистические поступки можете совершить вы?

Всегда ли нужно бездумно действовать?



9.Электронный учебник. Посмотрите на иллюстрацию на стр. 30 учебника.

Что за история произошла? Рассмотрите его внимательно, обсудите в паре, что произошло.

Дети: Мы видим, как человек отдаёт всё, что купил людям

Учитель: Так это значит хорошо? Значит он добрый?

Дети: А вот я вижу, что в конце он остался без всего и уже не может помочь, причём бедному человеку!

Учитель: А вы обратили внимание, кому он раздавал свои вещи?

Дети: Да, они же не бедные, видно, что хорошо одеты. А зачем он тогда с ними делится?

( возникает вопрос)

Учитель: Выходит альтруистом быть хорошо?

Дети: Да, это, несомненно, добродетель, но надо же понимать, с кем надо делиться! Он альтруист, но поступил в ущерб себе. Надо ли так поступать?



9.

На вашем опорном листе изображён отрезок, крайние точки которого «альтруизм» и «эгоизм» (зарисовать на листе)

Учитель: Как эти качества должны быть развиты в человеке? Чего должно быть больше – А или Э? Поставьте точку на отрезке, где считаете нужным


Послушайте одну притчу.

Собрались мудрецы и стали спорить какое слово самое главное на земле. Долго спорили и пришли к выводу, что это слово - «мера»).

Всего должно быть в меру.

Мы должны стараться помогать другим не в ущерб себе и своим близким. Такого человека, который преследуя свои интересы, заботится об окружающих, называют разумный эгоист.


Где на этом отрезке находится разумный эгоист Ближе к альтруизму или ближе к эгоизму или по середине?

Отметьте на отрезке палочкой.


Подведём итог этому этапу урока.

Вернёмся к проблеме с которой начинался урок. относятся ли эти 2 слова к качествам настоящей дружбы? Ваше мнение докажите! Рассуждайте!

Да, если добавим слово - разумный эгоизм!





Выявить положительные и отрицательные стороны понятий.




Альтруизм ( от латинского слова альтер-другой)- готовность действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.





































Слушают, смотрят видеоряд.











Высказывают своё отношение.









Анализируют ситуацию, делают выводы.















Эгоизм-

это действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества.


















Читают по цепочке







.









Разумный эгоизм-

способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу

4мин.



































3 мин.















































3 мин.

































3 мин.






6 мин.









































4 мин.









Работа со словарём в паре.











Работа с учебником.














Работа в паре с карточками.













Выступление ученика с презентацией.













































Работа в группе.





Работа с учебником















Работа в паре с толковым словарём.













Инсценировка.


Коллективное обсуждение.












Обсуждение коллективное.
























Закрепление и обобщение пройденного на уроке материала.



















































Рефлексия



Для закрепления предлагаю поработать в группах.

В конвертах приготовлены задания для групповой работы.


1 группа. Рассказ Валентины Осеевой. «Просто старушка»

Стр.44 – хрестоматия.

Задание : Проинсценировать, определить, кем является мальчик – альтруистом или эгоистом?


2 группа – «Золушка»



3 группа.

Прочитайте рассказ по ролям. Определите его тему и основную мысль. Подберите название.

Тема – эгоизм , Основная мысль - не надо себя ставить выше других (эгоизм)

В. Сухомлинский



Андрейка – один сынок у папы с мамой. Любуются мама с папой Андрейкой – не налюбуются. Любуются Андрейкой и дедушка с бабушкой.

- Ты у нас самый красивый! – говорит мама.

-Ты у нас самый умный! – говорит папа.

- Ты у нас самый счастливый! – говорит бабушка.

- Ты у нас самый удачливый! – говорит дедушка.

Смотрит вокруг себя Андрейка, и кажется ему, что весь мир вокруг него, Андрейки, вращается. Кажется ему, что он – орёл, а все вокруг - маленькие букашки-таракашки. Им, букашкам-таракашкам, по земле ползать, а ему, орлу, в небесах парить.

И никто не думает, как орёл этот с высоты небесной на землю рухнет, себя искалечит, другим горе принесёт.

4 группа –Задание про рыбку золотую


5 группа. Найдите выход из ситуации.

Мама обещала пойти с Костей в выходной день в парк аттракционов и развлечений. Накануне долгожданного дня она пришла домой грустная. «Знаешь, - сказала мама, - не удаётся пойти нам в парк, у меня срочная работа…». Представьте, что на месте Кости оказались вы. Как поведёте себя в такой ситуации?

Варианты ответов:

    1. Ушёл в свою комнату, и долго рыдал, чтобы мама услышала.

    2. Надулся и весь вечер не разговаривал с мамой.

    3. Начал кричать, что так происходит всегда, когда ему хочется куда – то пойти.

    4. Стал утешать маму, сказал, что вовсе не огорчился, что можно пойти в парк отдыха, когда появится наиболее удачный момент, в следующий выходной.

- Какие варианты поведения характерны для эгоиста и для альтруиста? Почему?



Каждая группа выступает. Оцените работу своей группы:

-Наша группа работала -…



Сформулируйте, над какой темой мы работали?

Какие понятия запомнили?


Закончите предложения.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Меня удивило…

Мне захотелось…



Оцените свои знания по 10б шкале.

Каковы ваши успехи?

Повысились ли баллы?


6 группа. Составить синквейн.

1 слово – имя существительное – тема.

2 слово –описание темы двумя словами (имена прилагательные.)

3 слово – описание действий в рамках этой темы.

4 слово – фраза из 4 слов (разные части речи)

5 слово – одно слово синоним темы.



8мин.

Самостоятельная работа в группах.







Работа у доски. Собирают пословицы.






















































Работа с доской.


Выступление каждой группы.

Домашнее задание.

Прежде чем дать вам домашнее задание предлагаю сделать «Волшебный цветок добра». (Песня дорогою добра)

У вас у каждого лепесток волшебного цветка. Вспомните , какой альтруистический поступок вы совершили в своей жизни, запишите его на лепестке и прикрепите на доску.

Домашнее задание на выбор :

1. Составить диафильм из 4 кадров для мультфильма по теме «Я- альтруист» или «Я- эгоист»

2.Прочитать сказку или рассказ на тему: «Альтруизм и эгоизм».


3 мин.


Урок по ОРКСЭ на тему "Альтруизм и эгоизм"
  • Начальные классы
Описание:

Данный урок позволит учащимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям, учащиеся получат опыт творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности. При работе с ситуациями учащиеся  смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий, проанализировать свое поведение.

 

В ходе уроке будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе  в группе. В процессе групповой и индивидуальной работы учащимися будут усвоены новые нравственные понятия «альтруизм», «эгоизм», «альтруист», «эгоист»», «разумный эгоизм». 

Автор Скареднова Ирина Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1223
Номер материала 35555
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓