3. На столах у вас лежат толковые словари
Ожегова. Поработайте в паре. Найдите, что обозначают слова АЛЬТРУИЗМ, ЭГОИЗМ
Запишите лексическое
значение слов на опорном листе.
4.Проверка.
Какого человека
могут назвать эгоистом, альтруистом? Попробуйте сформулировать сами. Размышляем!
ЭГОИСТ - человек
АЛЬТРУИСТ- человек
Обратимся к электронному
учебнику ( стр.30.)
Прочитайте абзац и
найдите главный принцип альтруиста – хочет, чтобы всем было
хорошо!
Запишите на
опорном листе.
Обратимся к следующей
странице учебника ( стр.31.)
Прочитайте 1 абзац
и найдите главный принцип эгоиста – Всё для меня, всё ради меня!
Запишите на
опорном листе.
Подведём итог
этому этапу урока.
Какой литературный
приём я использовала сегодня при объяснении нового материала?
Приём
противопоставления!
Докажите!
Альтруизм – эгоизм.
Альтруист – эгоист.
Хочет, чтобы
всем было хорошо! - Всё для меня, всё ради меня!
Как по русскому
языку называются слова с противоположным лексическим значением?
Антонимы. Значит
слова Альтруизм и эгоизм – антонимы.
Как называются
слова близкие по лексическому значению?
Синонимы.
5.Подвижная физминутка.
Я называю слова,
если это слово - синоним к слову альтруизм - поднимаем руки вверх и
потягиваемся!
Если это слово - синоним
к слову эгоизм - приседаем!
Высокомерие, человеколюбие,
доброта, предательство, забота, ласка, равнодушие,
злость, зависть, любовь, себялюбие, милосердие.
6. Ребята
подготовили для вас инсценировку рассказа В. Осеевой «Печенье.» Послушайте
внимательно и определите, о каком качестве говорилось?
Мама высыпала на
тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за
стол.
- Дели по одному,
- строго сказал Миша.
Мальчики выгребли
все печенье на стол и разложили его на две кучки.
- Ровно? - спросил Вова.
Миша смерил глазами
кучки.
- Ровно.
Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала чай.
За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
- Рассыпчатые!
Сладкие! - говорил Миша.
- Угу! -
отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка
молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя
по животу и вылез из-за стола.
Миша доел
последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой не начатый чай.
Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба...
Оцените
поступок мальчиков?
О каком качестве
говорилось? Как бы вы поступили?
Эгоисту трудно
приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе, у него нет друзей. У
русского народа есть чудесная мудрость : «Себялюб- никому не люб».
Как понимаете?
8. Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным
людям?
А можно ли приносить
в жертву одних людей ради помощи другим?
А вот вы сейчас
кому можете помогать в первую очередь?
Какие
альтруистические поступки можете совершить вы?
Всегда ли нужно
бездумно действовать?
9.Электронный
учебник. Посмотрите на иллюстрацию на стр. 30 учебника.
Что за история произошла? Рассмотрите его внимательно, обсудите в
паре, что произошло.
Дети: Мы видим, как человек отдаёт всё, что купил людям
Учитель: Так это значит хорошо? Значит он добрый?
Дети:
А вот я вижу, что в конце он остался без всего и уже не может помочь,
причём бедному человеку!
Учитель: А вы обратили внимание, кому он раздавал свои
вещи?
Дети:
Да, они же не бедные, видно, что хорошо одеты. А зачем он тогда с ними
делится?
( возникает вопрос)
Учитель: Выходит альтруистом быть хорошо?
Дети: Да, это, несомненно, добродетель, но надо же понимать, с
кем надо делиться! Он альтруист, но поступил в ущерб себе. Надо ли так
поступать?
9.
На вашем опорном листе изображён отрезок, крайние точки которого
«альтруизм» и «эгоизм» (зарисовать на листе)
Учитель: Как эти качества должны быть развиты в человеке? Чего должно быть
больше – А или Э? Поставьте точку на отрезке, где считаете нужным
Послушайте одну притчу.
Собрались мудрецы и стали спорить какое слово самое главное на
земле. Долго спорили и пришли к выводу, что это слово - «мера»).
Всего должно быть в меру.
Мы должны стараться помогать другим не в ущерб себе и своим
близким. Такого человека, который преследуя свои интересы, заботится об
окружающих, называют разумный эгоист.
Где на этом отрезке находится разумный эгоист Ближе к альтруизму или
ближе к эгоизму или по середине?
Отметьте на отрезке
палочкой.
Подведём итог
этому этапу урока.
Вернёмся к
проблеме с которой начинался урок. относятся ли эти 2 слова к качествам настоящей дружбы? Ваше
мнение докажите! Рассуждайте!
Да, если добавим
слово - разумный эгоизм!
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.