Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок по ОРКСЭ на тему "Альтруизм и эгоизм"

Урок по ОРКСЭ на тему "Альтруизм и эгоизм"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Урок по ОРКСЭ Альтруизм и эгоизм.doc

Тема урока: Альтруизм и эгоизм.

Цель урока:  формирование у учащихся представлений об альтруизме и эгоизме.

Задачи:

·        Познакомить учащихся  с основными понятиями: альтруизм и эгоизм, выявить положительные и отрицательные стороны этих понятий

·        Развивать кругозор учащихся, пополнить их словарный запас

·        Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и  группами

·        Воспитывать чувство сострадания другим людям, стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

Результаты :      личностные: данный урок позволит учащимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям, учащиеся получат опыт творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности. При работе с ситуациями учащиеся, образно занимая места героев,  смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий, проанализировать свое поведение.

                        метапредметные : в ходе уроке будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе  в группе

                            предметные : в процессе групповой и индивидуальной работы учащимися будут усвоены новые нравственные понятия «альтруизм», «эгоизм», «альтруист», «эгоист»», «разумный эгоизм».

 

Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор,  иллюстративный материал, опорные листы, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики».

Участники: учащиеся 4 класса.

Тип урока: урок открытия нового знания

Использованные программы для подготовки к уроку:

·        Power point (для создания презентации)

 

 


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Организационные формы

Операционно-познавательный: Повторение

I.      Мотивация к учебной деятельности

            Встаньте, подровняйтесь, присядьте,  пожалуйста, те…

- у кого сегодня хорошее настроение!

- кто готов начать работать!

Улыбнулись друг другу, начнём урок с проверки домашнего задания.

(Рассказ о своём друге)

 

Я очень рада, что у  каждого из вас есть настоящие друзья.  Свои  творческие работы на перемене положите на выставку – пусть все знают о ваших настоящих друзьях.

 

 

 

 

 

Слушают.

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальный опрос.

Вводно-мотивационный этап.

Определение темы урока.

Целеполагание

2

Сейчас проведём игру. Если названное слово связано с дружбой и  это качество есть среди настоящих друзей – хлопайте в ладоши! Если нет – молчите!

 

Доверие

Радость

Уважение

                                       Эгоизм

Желание помочь

Бескорыстие

Активность

                                      Альтруизм

 

 Получилось 2 группы слов.  1 группа – слова относятся к слову дружба. А вот слова  2 группы помогут нам сформулировать  тему урока?

Она состоит из этих, это слово поставьте на 1 место.

Альтруизм и эгоизм.

 

Какое слово из этих двух вам кажется более понятным, знакомым?

Что обозначает это слово - эгоизм?

А знаете ли вы, какой бывает эгоизм?

Что обозначает  слово - Альтруизм?

  Хотели бы узнать?

 

Назовите главную цель урока: узнать, что такое альтруизм и узнать точное значение слова – эгоизм.

 

Оцените свои знания по этой теме, отметьте на 10-ти бальной шкале.

           

Вернёмся к игре, относятся ли  эти 2 слова  к качествам настоящей дружбы? Ваше мнение!

Нет!  Докажите!

Да! Докажите!

 Не знаю! Посмотрим, поменяется или не поменяется ваше мнение к концу урока.

Мнения разделились – перед нами проблема! Чтобы решить её надо знать  точное лексическое значение этих слов.

 

Где можно найти такую информацию?

Спросить у учителя, родителей, одноклассников, посмотреть в интернете, найти в словаре…

 

 

 

 

 

 

Основываются на личные знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассуждения  детей

 

 

 

 

 

 

3 мин.

 

 

Прослушивание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дискуссия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Операционно-познавательный:

Изучение нового материала.

.

3. На столах у вас лежат толковые словари Ожегова. Поработайте в паре. Найдите, что обозначают слова АЛЬТРУИЗМ, ЭГОИЗМ

Запишите лексическое значение слов  на опорном листе.

 

4.Проверка.

 

 

Какого человека могут назвать  эгоистом, альтруистом? Попробуйте сформулировать сами. Размышляем!

 

ЭГОИСТ - человек

АЛЬТРУИСТ- человек

 

Обратимся к электронному учебнику ( стр.30.)

Прочитайте абзац и найдите  главный принцип альтруиста – хочет, чтобы всем было хорошо!

 Запишите  на опорном листе.

 

Обратимся к следующей странице учебника ( стр.31.)

Прочитайте 1 абзац и найдите  главный принцип эгоиста – Всё для меня, всё ради меня!

 Запишите  на опорном листе.

 

 

 

Подведём итог этому этапу урока.

Какой литературный приём я использовала сегодня  при объяснении нового материала?

Приём противопоставления!

Докажите!

Альтруизм – эгоизм.

Альтруист – эгоист.

Хочет, чтобы всем было хорошо! - Всё для меня, всё ради меня!

 

 

Как по русскому языку называются слова с противоположным лексическим значением?

Антонимы. Значит слова Альтруизм и эгоизм – антонимы.

 

Как   называются слова  близкие по лексическому значению?

Синонимы.

 

 

5.Подвижная физминутка.

 

Я называю слова, если это слово -  синоним к слову альтруизм  - поднимаем руки вверх и потягиваемся!

Если это слово -  синоним к слову эгоизм  - приседаем!

 

 

 

 

Высокомерие,  человеколюбие,  доброта, предательство, забота, ласка,  равнодушие, злость, зависть, любовь, себялюбие, милосердие.

 

6. Ребята подготовили для вас инсценировку рассказа В. Осеевой  «Печенье.»  Послушайте внимательно и определите,  о каком качестве говорилось?

 

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

- Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

- Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

- Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

- Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

- Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

   Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой не начатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба...

 

 

Оцените поступок  мальчиков?

О каком качестве говорилось? Как бы вы поступили?

Эгоисту трудно приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе, у него нет друзей. У русского народа есть чудесная мудрость : «Себялюб- никому не люб».

Как понимаете?

 

 

8. Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?

А можно ли приносить в жертву одних людей ради  помощи другим?

А вот вы сейчас кому можете помогать в первую очередь?

Какие альтруистические поступки можете совершить вы?

Всегда ли нужно бездумно действовать?

 

 

9.Электронный учебник. Посмотрите на иллюстрацию  на стр. 30 учебника.

Что за история произошла?  Рассмотрите его внимательно, обсудите в паре, что произошло.

  Дети:  Мы видим, как человек отдаёт всё, что купил людям

Учитель: Так это значит хорошо? Значит он добрый?

Дети:  А вот я вижу, что в конце он остался без всего и уже не может помочь, причём бедному человеку!

Учитель: А вы обратили  внимание,  кому он раздавал свои вещи?

Дети:  Да, они же не бедные, видно, что хорошо одеты. А зачем он тогда с ними делится?

( возникает вопрос)

Учитель: Выходит альтруистом быть хорошо?

Дети:  Да, это, несомненно, добродетель, но надо же понимать, с кем надо делиться! Он альтруист, но поступил в ущерб себе. Надо ли так поступать?

 

 

9.

На вашем опорном листе  изображён отрезок, крайние точки которого «альтруизм» и «эгоизм» (зарисовать на листе)

Учитель: Как эти качества должны быть развиты в человеке? Чего должно быть больше – А или Э? Поставьте точку на отрезке, где считаете нужным

 

Послушайте  одну притчу.

 Собрались мудрецы и стали спорить какое слово самое главное на земле. Долго спорили и пришли к выводу,   что это слово - «мера»).

Всего должно быть в меру.

 Мы должны стараться помогать другим не в ущерб себе и своим близким. Такого человека, который  преследуя свои интересы, заботится об окружающих,  называют разумный эгоист.

 

Где на этом отрезке находится разумный эгоист Ближе к альтруизму или ближе к эгоизму или по середине?

Отметьте на отрезке палочкой.

 

Подведём итог этому этапу урока.

Вернёмся к проблеме  с которой начинался урок. относятся ли  эти 2 слова  к качествам настоящей дружбы?  Ваше мнение докажите! Рассуждайте!

Да, если добавим слово - разумный эгоизм!

 

 

 

 

Выявить положительные и отрицательные стороны понятий.

 

 

 

Альтруизм ( от латинского слова альтер-другой)- готовность действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают, смотрят видеоряд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают своё отношение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют ситуацию, делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эгоизм-

это действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают по цепочке

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

Разумный эгоизм-

способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу

4мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин.

 

 

 

 

 

6 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа со словарём в паре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в паре с карточками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление ученика с презентацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группе.

 

 

 

 

Работа с учебником

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в паре с толковым словарём.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инсценировка.

 

Коллективное обсуждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение коллективное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление  и обобщение пройденного на уроке материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

Для закрепления предлагаю поработать в группах.

В конвертах приготовлены задания для групповой работы.

 

1 группа. Рассказ Валентины Осеевой. «Просто старушка»

Стр.44 – хрестоматия.

Задание : Проинсценировать, определить, кем является мальчик – альтруистом или эгоистом?

 

2  группа – «Золушка»

 

 

3 группа.

Прочитайте рассказ по ролям. Определите его тему и  основную мысль.  Подберите название.

Тема – эгоизм , Основная мысль -  не надо себя ставить выше других (эгоизм)

 В. Сухомлинский

 

 

Андрейка – один сынок у папы с мамой. Любуются мама с папой Андрейкой – не налюбуются. Любуются Андрейкой и дедушка с бабушкой.

- Ты у нас самый красивый! – говорит мама.

-Ты у нас самый умный! – говорит папа.

- Ты у нас самый счастливый! – говорит бабушка.

- Ты у нас самый удачливый! – говорит дедушка.

Смотрит вокруг себя Андрейка, и кажется ему, что весь мир вокруг него, Андрейки, вращается. Кажется ему, что он – орёл, а все вокруг  - маленькие букашки-таракашки. Им, букашкам-таракашкам, по земле ползать, а ему, орлу, в небесах парить.

И никто не думает, как орёл этот с высоты небесной на землю рухнет, себя искалечит, другим горе принесёт.

4 группа –Задание про рыбку золотую

 

5 группа. Найдите выход из ситуации.

Мама обещала пойти с Костей в выходной день в парк аттракционов и развлечений. Накануне долгожданного дня она пришла домой грустная. «Знаешь, - сказала мама, - не удаётся пойти нам в парк, у меня срочная работа…». Представьте, что на месте Кости оказались вы. Как поведёте себя в такой ситуации?

Варианты ответов:

1.                                                    Ушёл в свою комнату, и долго рыдал, чтобы мама услышала.

2.                                                    Надулся и весь вечер не разговаривал с мамой.

3.                                                    Начал кричать, что так происходит всегда, когда ему хочется куда – то пойти.

4.                                                    Стал утешать маму, сказал, что вовсе не огорчился, что можно пойти в парк отдыха, когда появится наиболее удачный момент, в следующий выходной.

- Какие варианты поведения характерны для эгоиста и для альтруиста? Почему?

 

 

Каждая группа выступает. Оцените работу своей группы:

-Наша группа работала -…

 

 

Сформулируйте, над какой темой мы работали?

Какие понятия запомнили?

 

Закончите  предложения.

Сегодня я узнал…

      Было интересно…

      Было трудно…

      Меня удивило…

Мне захотелось…

 

 

Оцените свои знания по 10б шкале.

Каковы ваши успехи?

Повысились ли баллы?

 

6 группа. Составить синквейн.

1 слово – имя существительное – тема.

2 слово –описание темы двумя словами (имена прилагательные.)

3 слово – описание действий в рамках этой темы.

4 слово – фраза из 4 слов (разные части речи)

5 слово – одно слово синоним темы.

 

 

8мин.

Самостоятельная работа в группах.

 

 

 

 

 

 

Работа у доски. Собирают пословицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с доской.

 

Выступление каждой группы.

Домашнее задание.

Прежде чем дать вам домашнее задание предлагаю сделать «Волшебный цветок добра». (Песня дорогою добра)

У вас у каждого лепесток волшебного цветка. Вспомните , какой альтруистический поступок вы совершили в своей жизни, запишите его на лепестке и прикрепите  на доску.

Домашнее задание на выбор :

1. Составить диафильм  из 4 кадров для мультфильма по теме «Я- альтруист» или «Я- эгоист»

2.Прочитать сказку или рассказ на тему: «Альтруизм и эгоизм».

 

3 мин.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по ОРКСЭ на тему "Альтруизм и эгоизм""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий отделом архива

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок позволит учащимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям, учащиеся получат опыт творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности. При работе с ситуациями учащиеся  смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий, проанализировать свое поведение.

 

В ходе уроке будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе  в группе. В процессе групповой и индивидуальной работы учащимися будут усвоены новые нравственные понятия «альтруизм», «эгоизм», «альтруист», «эгоист»», «разумный эгоизм». 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 488 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 595
    • RAR 22.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Скареднова Ирина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Скареднова Ирина Владимировна
    Скареднова Ирина Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 39667
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1191 человек из 82 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 535 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 142 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 221 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 271 человек из 55 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 589 человек

Мини-курс

Брендинг и архитектура бренда: создание уникальности и цельности в маркетинге

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология аддикции: понимание и распознование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов

Мини-курс

Цифровая трансформация в бизнесе: аспекты управления и развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе