Главная / Начальные классы / урок по ОРКСЭ 4 класс

урок по ОРКСЭ 4 класс

Н.В.Можарова

Учитель начальных классов

МБОУ Сычевской СОШ №1

СЦЕНАРИЙ УРОКА «БУДДИЗМ – ДРЕВНЕЙШАЯ РЕЛИГИЯ МИРА»

(курс «Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы мировых религиозных культур»)

Учитель: Можарова Наталья Викторовна

Школа: МБОУ Сычёвская СОШ №1

Учебный предмет: ОРКСЭ

Автор УМК: Н.Ф. Виноградова

Класс: 4-Б

урока: 13

Тема урока: «Буддизм – древнейшая религия мира»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель деятельности учителя: создание условий для усвоения знаний по теме урока. Знакомство с мировой религией - буддизм, жизнью её основателя Сиддхартхи Гаутамы.

Цель урока: создать условия: для успешного овладения знаниями, для реальной самооценки учащихся, для развития его как личности;

Задачи урока:

УУД

Для учителя

Для учащихся

Предметные

Познакомить учащихся с историей возникновения древнейшей религии и символами мировой религии буддизм.

Учить анализировать, отбирать информацию по теме урока; сравнивать изучаемые понятия.

Знают историю возникновения древнейшей религии и символы мировой религии буддизм.

Умеют анализировать, отбирать информацию по теме урока; сравнивать изучаемые понятия.

Личностные

Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу

Формировать внутреннюю позицию к образу мира как единого целого при разнообразии религиозных культур.

Воспитывать чувство уважения к величайшему культурному наследию разных народов.

Проявляют интерес к изученному материалу


Формируется внутренняя позиция к образу мира как единого целого при разнообразии религиозных культур.

Регулятивные

Учиться управлять своей познавательной деятельностью: ставить цель и анализировать условия достижения цели, прогнозировать последствия неправильных действий.

Обучать учащихся умению принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Умеют управлять своей познавательной деятельностью



Умеют принимать и сохранять учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные

Развивать умения осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, используя учебную литературу

Умеют осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, используя учебную литературу

Коммуникативные

Уметь организовывать учебное сотрудничество.

Уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

развивать умения формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности


Умеют вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Развивают умения формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

    Формы работы: фронтальная  (работа с иллюстративным материалом), индивидуальная и групповая (самостоятельная работа с источниками информации), групповая (выполнение заданий в группах)

     Ресурсы: Проектор, ПК, слайдовая презентация «Буддизм», дидактический  раздаточный материал (карточки), тетрадь для записей, учебное пособие для общеобразовательных учреждений «Основы мировых религиозных культур», Н.Ф. Виноградова, 4 кл., Москва, «Вентана- граф». 2013 г.

Этап урока,

цель

Действия учителя

Слайд

Действия обучающихся

УУД

I. Мотивация к учебной деятельност(1')

Цель: создание благоприятног эмоционально-психологичес фона урока.

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело.

Сегодня на уроке мы продолжим своё путешествие по нашему большому разделу «Культура, рождённая религией». Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и пожелайте всем удачи.







1


Проверяют готовность к уроку. Ученики включаются в урок, во взаимодействие с учителем.

Коммуникативные:

- умение включиться в урок; во взаимодействие с учителем.

Личностные:

- проявление положительног настроя на урок, готовность к учебно-познавательной деятельности.

Познавательные:

- активное слушание.


II. Проверка домашнего задания (4') Цель: выявить активность учащихся при выполнении творческого задания.

Проверяет домашнее задание. Подводит итог.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с религией, которая распространена по всей территории России.

- Как она называется?

- Давайте вспомним определение слова «Религия".

Сейчас я проверю ваш уровень начитанности, а также и память. Вам надо отгадать кроссворд, но он не простой, а с секретом. Вам придется вспомнить всё, что проходили на прошлом уроке. Если сможете правильно отгадать, то прочитаете часть названия нашей сегодняшней темы урока. Ответы будете записывать в лист ответов. Готовы?

Самое главное – терпение и тишина.

КРОССВОРД (приложение 1)

  1. В кого верят люди?

  2. Что является в храме головой Бога? Часть здания храма?

  3. Это синоним к слову архитектор?

  4. Хлеб да вода – крестьянская …….

  5. Пастухам явился ангел и возвестил великую радость - родился Спаситель рода человеческого. Они поспешили в Вифлеем и нашли Младенца, лежащего… в чём?

  6. Название одной из икон, с которой вы познакомились в картинной галерее?

  7. Место, где проходят богослужения и где верующие молятся.

- проверяем! Смотрим внимательно и честно!

Я выполнил неправильно ………….

Я выполнил правильно…………………

Молодцы!



2

карта религий






















3


Руки детей



Ученики разгадывают кроссворд, читают ключевое слово.















Слушают, вступают в диалог с учителем.





Дети проверяют работы друг друга, сверяя их со слайдом, исправляют ошибки.

Коммуникативные: умение точно излагать свои мысли в письменном виде

Регулятивные: самостоятельное формулирование заданий

Познавательные: формирование собственных ожиданий, самостоятельное выполнение заданий, выполнение проверки работы.

Личностные: повторение ранее изученного материала; активизация имеющихся знаний по данной теме; проявление эмоционального отношения в учебно-воспитательном процессе.


III. Формулирование темы урока, постановка цели.(3')

Цель: Стимулировать активность детей, мобилизировать их знания, умения.


-Какое ключевое слово получилось?

-Ребята, а что такое буддизм?

-Как вы думаете, а на какой территории зародилась эта религия?

- Скажите, какие символы есть в религии буддизм?

- А как вы думаете, эта религия давно возникла или

нет? До христианства или после?

- О чём пойдёт речь сегодня на уроке?

- Значит, какая тема нашего урока?

- Сформулируйте цель нашего урока.

Обобщение ответов.

- На сегодняшнем уроке нам предстоит познакомиться с историей возникновения буддизма и символами религии.













4















Ответы детей









Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе изученного материала и неизвестного; прогнозирование результата усвоения знаний;

Познавательные:

формулирование собственных ожиданий; активное слушание.

Личностные:

желание сотрудничать в совместном достижении целей.

IV. Открытие новых знаний

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах;

нормализовать активность учащихся


а) история возникновения (6')
































б). Работа с учебником (5')

Цель: развитие умений работать с учебной литературой, умение выделять существенную информацию из источника.
































































в) символы (7')

Буддизм – религия, появившаяся раньше других мировых религий. Зародилась она в Древней Индии в 5-6 в.в. до нашей эры на основе учения Будды как воплощение наивысшего духовного развития.

Распространена на территории Индии, Китая, в Монголии, Корее и Японии. На территории России как основная религия представлена в Бурятии, Туве и Калмыкии.

Когда-то давным-давно в Индии жили царь и царица, но долгое время они не могли иметь детей, хотя и просили богов о том, чтобы они послали им сына. В одну из ночей царице приснился странный сон: белый слон вошел в ее опочивальню и три раза обошел вокруг ее ложа. Тут же были созваны самые знаменитые мудрецы, которые растолковали этот сон так: царица должна родить прекрасного сына, но будут даны ему два пути. Первый путь – жизнь в роскоши, при этом он будет мудрым правителем, вокруг которого всегда будут любящие жена и дети. Второй – путь страданий, но создано будет при этом великое учение, которое сохранит его имя в веках.

Вскоре предсказание исполнилось. Царица родила прекрасного мальчика, которого назвали Сиддхартха Гаутама. В момент рождения с неба падали цветы, лилась прекрасная музыка, а вокруг было необычайное сияние. Царица через семь дней после рождения сына умерла. Отец, помня о предсказаниях старцев, постарался оградить своего долгожданного наследника от жизни, происходящей за стенами дворца. В тех редких случаях, когда царевич покидал дворец, с его пути прогоняли нищих и больных. Мальчик рос в роскоши, любви и заботе. Достигнув определенного возраста, он женился и у него родился свой сын.

Но, несмотря на усилия отца, боги распорядились так, что однажды принц покинул дворец и оказался на улочках города. Здесь он столкнулся со стариком и понял, что молодость не вечна, затем на его пути возник больной обезображенный своей болезнью, и молодой принц понял, что и эта беда может постичь всякого. И, в конце концов, Сиддхартха увидел похоронную процессию и понял, что и жизнь не вечна. С этого момента уже ничего не могло развлечь его, потому что он постоянно думал «Как можно веселиться и наслаждаться жизнью, когда вокруг нас столько людей стареют, болеют и умирают?» Сиддхартха поставил перед собой цель: найти путь к счастливой жизни.

С этой целью он тайно покинул дворец и стал вести жизнь отшельника. Он спрашивал совета у великих мудрецов, истязал себя, подолгу не ел и не пил и все пытался понять причины страданий человека и пути избавления от этих страданий. Скитался Сиддхартха по свету шесть лет.

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ПО УЧЕБНИКУ стр. 80

- На что вы обратили внимание?

- Как вы думаете, если бы не упал в реку Сиддхартха, он стал бы Буддой? А я думаю, что через несколько лет он всё равно бы достиг своей цели.

-Что нужно, для того, чтобы подняться к Богу? Огромная сила и воля

- А откуда у нас возьмётся сила и воля?

- Под каким деревом оказался Сиддхартха? Бодхи ( дерево пробуждения)

- Кем он стал?

-Что открылось Сиддхартху? (тайна Вселенной и законы человеческой жизни)

Будда, т.е. «Просветленный» создал свое учение.

Истинными носителями буддийской мудрости стали монахи. Многие годы они постигают учение Будды в монастырских школах. Кроме этого, монахи изучают древние языки, восточную медицину, буддийское искусство и много других интересных наук. Но самое главное – они воспитывают в себе чувство сострадания ко всем живым существам.

Будда изложил четыре истины:

1. Жизнь есть страдание (рождение, любовь, болезнь, смерть – все приносит страдание человеку)Итак, первая истина утверждает, что «всё есть страдание». Рождение человека, его болезнь и смерть, неприятности, которые он испытывает на протяжении жизни, или лишение того, что доставляет людям удовольствие, - всё это страдание. Даже если человек достигает желанной цели или получает предмет, о котором давно мечтал, это всё равно не приносит ему полного удовлетворения. Со временем игрушка надоедает, автомобиль ломается, а богач хочет стать ещё богаче. Нет придела желаниям человека, и это постоянно заставляет его страдать.


2. Причина страданий человека – жажда жизни (жизнь и так все дает человеку, но он хочет большего, отсюда появляются все пороки, которые приносят страдания: гнев, зависть, ревность, злость и т.п.)

В чём же причина страдания? На этот вопрос даёт ответ вторая истина. Причина страданий-это желания человека, его привязанность к вещам, стремление к получению удовольствия или же, наоборот, нелюбовь, отвращение к чему-либо. Пока у человека есть желания, до тех пор он страдает. Это может продолжаться бесконечно, поскольку после смерти человека он рождается в новом облике, чтобы вновь страдать. Эта череда, или круговорот, перерождений именуется сансарой. Буддисты верят, что каждое существо рождается заново не только в человеческом обличье, но и в обличье животного и даже духа, божества или обитателя ада. То, какой облик обретёт человек в следующем перерождении, зависит от его кармы.


3. Чтобы уничтожить страдания нужно уничтожить жажду жизни, т.е. все пороки

Итак, страдания приводят к тому, что человек находится в постоянном круговороте сансары и постоянно страдает. Как разорвать замкнутый круг перерождений? На этот вопрос даёт ответ третья благородна истина буддизма. Путь к избавлению от страданий состоит в избавлении от желаний. Состояния, в котором человек избавляется от желаний и порождаемых ими страданий, называется нирваной.


4. Путь для уничтожения этой жажды – серединный «восьмеричный» путь, предполагающий правильные воззрения, правильную речь, правильное поведение, правильную жизнь.

Только тогда человек может достигнуть нирваны, остановить цепь страданий.

Четвёртая истина учит, как достичь нирваны. Для этого нужно соблюдать следующие требования. Прежде всего знать благородные истины буддизма, сделав их основой своего жизненного пути. У буддиста должно быть правильная речь. Это значит, что ему не следует лгать, клеветать на ближнего, пересказывать различные слухи и сплетни, употреблять бранные слова.


- 40 лет проповедовал Будда своим ученикам, которых становилось больше год от года. И всем он давал мудрые советы. Постигая мудрость на своём жизненном пути Будда отмечал для учения благие символы. В буддийской вере их восемь, как «восьмеричный путь».

Согласно легенде, когда Будда Шакьямуни достиг просветления под деревом бодхи, божества преподнесли ему 8 благоприятных символов. Все эти восемь символов стали Символами Дхармы (санск. Учение Будды), указывающие на непосредственную связь ее с жизнью людей. Поскольку мудрость Учения Будды позволяет достигать благополучия и счастья, эти символы называют также Восемью символами удачи.


ЗАПИСЬ В КНИЖЕЧКАХ (приложение 2)


1.Благой Зонт. Как обычный зонтик, защищает от солнца и дождя, так и этот символ олицетворяет защиту ума от знойного жара омрачений, а также оберегает вас от страданий и защищает от невзгод. 

2. Золотые рыбки. Их называют так из-за сияния исходящего от чешуи, похожей на блеск золота. Обычно, рыба является украшением и знаком благополучия рек и озер. Так эти рыбы олицетворяют полноценные богатства. 
Символ избавления от страданий и достижения духовного освобождения. Как рыба плывет в воде, не зная преград, так и человек, достигший просветления, не знает границ и препятствий

3. Драгоценная Ваза. Символ долгой жизни, богатства и процветания. Используется в буддийских церемониях и ритуалах.


4. 
Лотос.  В буддизме это традиционный символ чистоты. Лотос рождается в мутной болотной воде, однако появляется на свет незапятнанным и чистым.


5. Белая раковина, с завитком повернутым вправо. Такая раковина очень редка. Символ распространения учения Будды и пробуждения от сна неведения. Подобно тому, как звук раковины беспрепятственно летит во всех направлениях, так и учение Будды распространяется повсеместно, пробуждая живых существ от сна неведения.


6. Бесконечный узел. Как этот узел не имеет конца, так и этот символ олицетворяет полное обретение Неизмеримых Достоинств и Пяти видов изначальной Мудрости. 
Символ взаимозависимости всех явлений и живых существ во Вселенной.


7. Стяг победы. Он означает победу над врагом и препятствиями, олицетворяет победу над демонами, чарами и приверженцами ложных воззрений. 
Символ победы учения Будды над смертью, неведением, а также над всем вредоносным и пагубным в этом мире.


8. Колесо Дхармы. Это колесо Чакравартина, Владыки мира, как оно является средством его передвижения, с восемью острыми спицами, разрубающими помехи на пути, так и этот символ олицетворяет собой средство продвижения к Просветлению. Спица означает Мудрость, опыт, сосредоточение, ось – нравственность. Также три вида Высшего Воспитания, Три Корзины Учения. Восемь спиц означают Восьмеричный Путь. 
Восемь спиц колеса символизируют «благородный восьмеричный путь» Будды: 
1. Правильное воззрение. 
2. Правильное мышление.

3. Правильная речь. 
4. Правильное поведение.

5. Правильный образ жизни. 
6. Правильное усилие. 

7. Правильное осознание. 
8. Правильное созерцание.

- Сколько благих символов запомнили?

- А какой понравился больше всего? Объясни почему?

Также как и в христианстве все ритуальные обряды и молебны совершаются в храме. Во всех храмах есть скульптура основателя религии – Будды. Перед скульптурой располагаются чаши с различными подношениями: питьевой водой, цветами, зажжёнными лампами, благовониями, рисом, фруктами и сладостями.

Статуя Будды. Рассмотрите различные статуи.


Частью буддийского храмового комплекса может быть пагода – многоступенчатая башня.


- Давайте рассмотрим буддийские храмы и пагоды. Как можно описать эти здания? Сравните их.





5



6











7













8







9



Учебник







10





11







12

















































13













14





15







16





17



18





19





20





21



















22





23



24

25




Дети слушают, отвечают на вопросы. Рассматривают слайды презентации.





































- Прочитаем в учебнике.

- Обратимся за помощью к компьютеру.

- Поработаем в парах.

Доказывают друг другу свою току зрения.








Дети слушают учителя. По ходу объяснения задают вопросы.































































Записывают в маленькие книжечки названия символов под каждой картинкой.











Дети рассматривают символы, выполняют сравнительный анализ с предметом из жизни.
































Ответы детей









Сравнивают, анализируют, объясняют, доказывают свои ответы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;умение слушать и уважать мнение других.

Регулятивные: восприятие и осмысленное восприятие учебного материала.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речи в устных высказываниях

Личностные: нравственно-этическая ориентация в духовно-нравственном формировании личности, проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности






































Коммуникативные УУД:

Участвовать в диалоге; высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Физкультминутка (2')

Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась ,

Два – красиво покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре улетела.

А тихонечко все сели на цветок.

Будда (поза лотоса: ноги сгибаем в виде лепестков)

26

Ученики выполняют движения.

Коммуникативные:

Организация совместной деятельности обучающихся при осуществлении двигательной активности



V. Корректиру задание. (2')

Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Работа по парам.

- На данном этапе урока вам предстоит работа самостоятельно.

Возьмите конверты и найдите розовый листок. (приложение 3). Установите соответствие между понятием и определением.



ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ.






27



Ответы детей.

Сверяют с ответами на слайдах, исправляют ошибки.

Коммуникативные:Планирование учебного сотрудничества со сверстниками; распределение функции участников группы, способов взаимодействия. Ученик обобщает и систематизирует знания.

Регулятивные:Ученик принимает учебную задачу, осуществля самоконтроль.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач, контроль и оценка результатов деятельности,

Личностные:Применение на практике полученных знаний.

Применение новых знаний (5')

- Одним из благих символов является лотос. Что он обозначает?

- Из чего состоит этот цветок?

- Давайте попробуем изготовить этот символ. Для этого вы должны взять конверт с лепестками и собрать из них цветок (приложение 4).

А ЧТОБЫ БЫЛО ПРЕКРАСНОЕ НАСТРОЕНИЕ, я включу музыку буддизма.

Подведение итога.

Подарите этот чистый, прекрасный цветок своим родителям и пускай у вас в семье будут всегда такие добрые, нежные, прекрасные отношения.

28

Плейлист с интернета Музыка


Связь с уроками технологии


Выполняют задания, помогают соседу.






Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; способов помощи друг другу, взаимопомощь;

Регулятивные: ученик принимает учебную задачу, осуществляет самоконтроль

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач, контроль и оценка результатов деятельности,

Личностные:Применение на практике полученных знаний.

VI. Обобщение изученного.(5')

Метод визуализации учебного материала.

Цель: Обобщение и закрепление изученного материала.

- Какова по времени религия Буддизм?

- Почему была названа религия Буддизм?

- Какие символы религии вы запомнили?

- Все религии отвечают на вопрос, в чем ценность каждого отдельного человека и как мы все должны относиться к своему ближнему.

В Ветхом Завете содержатся предписания о том, как должен жить и вести себя человек. 

Иисусу Христу принадлежит краткая формулировка всех тех заповедей, которые ранее были даны человечеству: "Возлюби Господа Бога твоего и возлюби ближнего твоего, как самого себя". Заповеди о любви к Богу и ближнему стали основой всего нравственного учения Христианской церкви. 

Основой поведения человека в буддизме считается ответственность за других. Буддисты считают: для того чтобы человек мог достичь счастья, он должен сделать счастливыми других людей.



Коммуникативные: выражение своих мнений по поводу урока

Регулятивные:, подведение итогов своей учебно-познавательной деятельности.



VII. Рефлексия учебной деятельнос.(7')

Цель: анализ и оценка успешности достижения цели


Возьмите синие листы самооценки (приложение 5). Выполните задания в соответствии с указаниями. Заполнить листы.

Организует рефлексию

- Протяните свою руку ладошкой вверх. Ребята, положите свои ладони на ладонь соседа. Поблагодарите друг друга за работу.

Дает инструктаж по выполнению домашнего задания

- Дома побеседуйте с родителями по теме урока. Обсудите врезки учебника. Большое количество интересных фактов о религии буддизм, а также о жизни её основателя Будды можно найти в различных источниках.

Предлагает каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью при помощи трёх смайликов (приложение 6).








Выставка книг


смайлики


Заполняют листы


Рефлексия своих действий



Рассматривают книги



Выбирают смайлик и объясняют почему взяли этот.


Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем, библиотекарем; умение полно выражать свои мысли; владение монологической речью.

Регулятивные: использовать справочную литературу, ИКТ.

Познавательные: планирование работы по изучению нового материала; умение самостоятельно перерабатывать информацию и представлять её в виде сообщений.

Личностные:

Развитие чувства уважения к культуре и традициям своего народа.

Домашнее задание (2')

Учебник стр. 78 – 81 читать, рассмотреть иллюстрации.

По желанию найти значение, перевод слова САГААЛГАН, Т.К. скоро это произойдёт.


- Итак, ребята, на этом наш урок закончен. Спасибо всем вам за работу. Все хорошо трудились. Молодцы! До свидания!

29




30

Записывают домашнее задание в дневник.





урок по ОРКСЭ 4 класс
  • Начальные классы
Описание:

Н.В.Можарова

Учитель начальных классов

МБОУ Сычевской СОШ №1

СЦЕНАРИЙ  УРОКА «БУДДИЗМ – ДРЕВНЕЙШАЯ РЕЛИГИЯ МИРА»

(курс «Основы  религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы мировых религиозных культур»)

Учитель: Можарова Наталья Викторовна

Школа: МБОУ Сычёвская СОШ №1

Учебный  предмет: ОРКСЭ

Автор  УМК: Н.Ф. Виноградова

Класс: 4-Б

№ урока: 13

Тема урока: «Буддизм – древнейшая религия мира»

Тип урока:  урок открытия нового знания

Цель  деятельности учителя:   создание условий для усвоения знаний по теме урока. Знакомство с мировой религией - буддизм, жизнью её основателя Сиддхартхи Гаутамы.

Цель  урока: создать условия: для успешного овладения знаниями, для реальной самооценки учащихся, для развития его как личности;

Задачи урока:

УУД

Для учителя

Для учащихся

Предметные

Познакомить учащихся с историей возникновения древнейшей религии и символами мировой религии буддизм.

Учить анализировать, отбирать информацию по теме урока; сравнивать изучаемые понятия.

Знают историю возникновения древнейшей религии и символы мировой религии буддизм.

Умеют  анализировать, отбирать информацию по теме урока; сравнивать изучаемые понятия.

Личностные

Формировать  учебно-познавательный интерес к новому материалу

Формировать внутреннюю позицию к образу мира  как единого целого при разнообразии религиозных культур.

Воспитывать чувство уважения к  величайшему культурному наследию разных народов.

Проявляют интерес к изученному материалу

 

Формируется внутренняя позиция к образу мира  как единого целого при разнообразии религиозных культур.

Регулятивные

Учиться управлять своей познавательной деятельностью: ставить цель и анализировать условия достижения цели, прогнозировать последствия неправильных действий.

Обучать  учащихся умению принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Умеют управлять своей познавательной деятельностью

 

Умеют  принимать и сохранять учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные

Развивать  умения осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, используя учебную литературу

Умеют  осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, используя учебную литературу

Коммуникативные

Уметь организовывать учебное сотрудничество.

Уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

развивать умения формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

 

Умеют вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Развивают  умения формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

     Формы работы: фронтальная  (работа с иллюстративным материалом), индивидуальная и групповая (самостоятельная работа с источниками информации), групповая (выполнение заданий в группах)

     Ресурсы: Проектор, ПК, слайдовая презентация «Буддизм», дидактический  раздаточный материал (карточки), тетрадь для записей, учебное пособие для общеобразовательных учреждений «Основы мировых религиозных культур», Н.Ф. Виноградова, 4 кл., Москва, «Вентана- граф». 2013 г.

  Этап  урока,

  цель

                  Действия  учителя

Слайд

     Действия    обучающихся

           УУД

I. Мотивация к учебной деятельност(1')

Цель: создание благоприятног эмоционально-психологичес фона урока.

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,

Так  скорей, друзья, за дело.

Сегодня на уроке мы продолжим своё путешествие по нашему большому разделу «Культура, рождённая религией». Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и пожелайте всем удачи.

 

 

 

 

 

 

1

 

Проверяют готовность к уроку. Ученики включаются в урок, во взаимодействие с учителем.

Коммуникативные:

 - умение включиться в урок; во взаимодействие с учителем.

Личностные:

- проявление положительног настроя на урок, готовность к учебно-познавательной деятельности.

Познавательные:

- активное слушание.

 

II. Проверка домашнего задания (4') Цель: выявить активность учащихся при выполнении творческого задания.

Проверяет домашнее задание. Подводит итог.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с религией, которая распространена по всей территории России.

 - Как она называется?

 - Давайте вспомним определение слова «Религия".

Сейчас я проверю ваш уровень начитанности, а также и память. Вам надо отгадать кроссворд, но он не простой, а с секретом. Вам придется вспомнить всё, что проходили на прошлом уроке. Если сможете правильно отгадать, то прочитаете часть названия нашей сегодняшней темы урока. Ответы будете записывать в лист ответов. Готовы?

Самое главное – терпение  и тишина.

КРОССВОРД (приложение 1)

1.      В кого верят люди?

2.      Что является в храме головой Бога? Часть здания храма?

3.      Это синоним к слову архитектор?

4.      Хлеб да вода – крестьянская …….

5.      Пастухам явился ангел и возвестил великую радость - родился Спаситель рода человеческого. Они поспешили в Вифлеем и нашли Младенца, лежащего… в чём?

6.      Название одной из икон, с которой вы познакомились в картинной галерее?

7.      Место, где проходят богослужения и где верующие молятся.

- проверяем! Смотрим внимательно и честно!

Я выполнил неправильно    ………….

Я выполнил правильно…………………

Молодцы!

 

 

2

карта религий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

Руки детей

 

 

Ученики разгадывают кроссворд,  читают ключевое слово.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают, вступают в диалог с учителем.

  

 

 

Дети проверяют работы друг друга, сверяя их со слайдом, исправляют ошибки.

Коммуникативные: умение точно излагать свои мысли в письменном виде

Регулятивные: самостоятельное формулирование заданий

Познавательные:формирование собственных ожиданий, самостоятельное выполнение заданий, выполнение проверки работы.

Личностные: повторение ранее изученного материала; активизация имеющихся знаний по данной теме; проявление эмоционального отношения в учебно-воспитательном процессе.

 

III. Формулирование темы урока, постановка цели.(3')

Цель: Стимулировать активность детей, мобилизировать их знания, умения.

 

-Какое ключевое слово получилось?

-Ребята, а что такое буддизм? 

-Как  вы думаете, а на какой территории зародилась эта религия?

- Скажите, какие символы есть в религии буддизм?

- А как вы думаете, эта религия давно возникла или  

  нет? До христианства или после?

- О чём пойдёт речь сегодня на уроке?

- Значит, какая тема нашего урока?

- Сформулируйте  цель нашего урока.

Обобщение ответов.

- На сегодняшнем уроке нам предстоит познакомиться с историей возникновения буддизма и   символами религии.

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе изученного материала и неизвестного; прогнозирование результата усвоения знаний;

Познавательные:

формулирование собственных ожиданий; активное слушание.

Личностные:

желание сотрудничать в совместном достижении целей.

IV. Открытие новых знаний

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах;

нормализовать активность учащихся

 

а) история возникновения (6')

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б). Работа с учебником (5')

Цель: развитие умений работать с учебной литературой, умение выделять существенную информацию из источника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в) символы (7')

Буддизм – религия, появившаяся раньше других мировых религий. Зародилась она в Древней Индии в 5-6 в.в. до нашей эры на основе учения Будды как воплощение наивысшего духовного развития.

Распространена на территории Индии, Китая, в Монголии, Корее и Японии. На территории России как основная религия представлена в Бурятии, Туве и Калмыкии.

 – Когда-то давным-давно в Индии жили царь и царица, но долгое время они не могли иметь детей, хотя и просили богов о том, чтобы они послали им сына.   В одну из ночей царице приснился странный сон: белый слон вошел  в ее опочивальню и три раза обошел вокруг ее ложа. Тут же были созваны самые знаменитые мудрецы, которые растолковали этот сон так: царица должна родить прекрасного сына, но будут даны ему два пути. Первый путь – жизнь в роскоши, при этом он будет мудрым правителем, вокруг которого всегда будут любящие жена и дети. Второй – путь страданий, но создано будет при этом великое учение, которое сохранит его имя в веках.

 – Вскоре предсказание исполнилось. Царица родила прекрасного мальчика, которого назвали Сиддхартха  Гаутама. В момент рождения с неба падали цветы, лилась прекрасная музыка, а вокруг было необычайное сияние.  Царица  через семь дней после рождения сына умерла. Отец, помня о предсказаниях старцев, постарался оградить своего долгожданного наследника от жизни, происходящей за стенами дворца. В тех редких случаях, когда царевич покидал дворец, с его пути прогоняли нищих и больных. Мальчик рос в роскоши, любви и заботе. Достигнув определенного возраста, он женился и у него родился свой сын.

 – Но, несмотря на усилия отца, боги распорядились так, что однажды принц покинул дворец и оказался на улочках города. Здесь он столкнулся со стариком и понял, что молодость не вечна, затем на его пути возник больной обезображенный своей болезнью, и молодой принц понял, что и эта беда может постичь всякого. И, в конце концов, Сиддхартха увидел похоронную процессию и понял, что и жизнь не вечна. С этого момента уже ничего не могло развлечь его, потому что он постоянно думал «Как можно веселиться и наслаждаться жизнью, когда вокруг нас столько людей стареют, болеют и умирают?» Сиддхартха поставил перед собой цель: найти путь к счастливой жизни.

 – С этой целью   он тайно покинул дворец и стал вести жизнь отшельника. Он спрашивал совета у великих мудрецов, истязал себя, подолгу не ел и не пил и все пытался понять причины страданий человека и пути избавления от этих страданий. Скитался Сиддхартха по свету шесть лет.

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ПО УЧЕБНИКУ стр. 80

- На что вы обратили внимание?

- Как вы думаете, если бы не упал в реку Сиддхартха, он стал бы Буддой? А я думаю, что через несколько лет он всё равно бы достиг своей цели.

-Что нужно, для того, чтобы подняться к Богу? Огромная сила и воля

- А откуда у нас возьмётся сила и воля?

- Под каким деревом оказался Сиддхартха? Бодхи ( дерево пробуждения)

- Кем он стал?

-Что открылось Сиддхартху?  (тайна Вселенной и законы человеческой жизни)

 Будда, т.е. «Просветленный»   создал свое учение.

Истинными носителями буддийской мудрости стали монахи. Многие годы они постигают учение Будды в монастырских школах. Кроме этого, монахи изучают древние языки, восточную медицину, буддийское искусство и много других интересных наук. Но самое главное – они воспитывают в себе чувство сострадания ко всем живым существам.

            Будда изложил четыре истины:

1. Жизнь есть страдание  (рождение, любовь, болезнь, смерть – все приносит страдание человеку)Итак, первая истина утверждает, что  «всё есть страдание». Рождение человека, его болезнь и смерть, неприятности, которые он испытывает на протяжении жизни, или лишение того, что доставляет людям удовольствие, - всё это страдание. Даже если человек достигает желанной цели или получает предмет, о котором давно мечтал,  это всё равно не приносит ему полного удовлетворения. Со временем игрушка надоедает, автомобиль ломается, а богач хочет стать ещё богаче. Нет придела желаниям человека, и это постоянно заставляет его страдать.

 

2. Причина страданий человека – жажда жизни (жизнь и так все дает человеку, но он хочет большего, отсюда появляются все пороки, которые приносят страдания: гнев, зависть, ревность, злость и т.п.)

В чём же причина страдания? На этот вопрос даёт ответ вторая истина. Причина страданий-это желания человека, его привязанность к вещам, стремление к получению удовольствия или же, наоборот, нелюбовь, отвращение к чему-либо. Пока у человека есть желания, до тех пор он страдает.  Это может продолжаться бесконечно, поскольку после смерти человека он рождается в новом облике, чтобы вновь страдать. Эта череда, или круговорот, перерождений именуется сансарой. Буддисты верят, что каждое существо рождается заново не только в человеческом обличье, но и в обличье животного и даже духа, божества или обитателя ада. То, какой облик обретёт человек в следующем перерождении, зависит от его кармы.

 

3. Чтобы уничтожить страдания нужно уничтожить жажду жизни, т.е. все пороки

Итак, страдания приводят к тому, что человек находится в постоянном круговороте сансары и постоянно страдает. Как разорвать замкнутый круг перерождений? На этот вопрос даёт ответ третья благородна истина буддизма. Путь к избавлению от страданий состоит в избавлении от желаний. Состояния, в котором человек избавляется от желаний и порождаемых ими страданий, называется нирваной.

 

4. Путь для уничтожения этой жажды – серединный «восьмеричный» путь, предполагающий правильные воззрения, правильную речь, правильное поведение, правильную жизнь.

Только тогда человек может достигнуть нирваны, остановить цепь страданий.

Четвёртая истина учит, как достичь нирваны. Для этого нужно соблюдать следующие требования. Прежде всего знать благородные истины буддизма, сделав их основой своего жизненного пути. У буддиста должно быть правильная речь. Это значит, что ему не следует лгать, клеветать на ближнего, пересказывать различные слухи и сплетни, употреблять бранные слова.

 

-  40 лет проповедовал Будда своим ученикам, которых становилось больше год от года. И всем он давал мудрые советы. Постигая мудрость на своём жизненном пути Будда отмечал  для учения благие символы. В буддийской вере их восемь, как «восьмеричный путь».

              Согласно легенде, когда Будда Шакьямуни достиг просветления под деревом бодхи, божества преподнесли ему 8 благоприятных символов. Все эти восемь символов стали Символами Дхармы  (санск. Учение Будды), указывающие на непосредственную связь ее с жизнью людей. Поскольку мудрость Учения Будды позволяет достигать благополучия и счастья, эти символы называют также Восемью символами удачи.

 

ЗАПИСЬ В КНИЖЕЧКАХ (приложение 2)

 

1.Благой Зонт. Как обычный зонтик, защищает от солнца и дождя, так и этот символ олицетворяет защиту ума от знойного жара омрачений, а также оберегает вас от страданий и защищает от невзгод. 

2. Золотые рыбки. Их называют так из-за сияния исходящего от чешуи, похожей на блеск золота. Обычно, рыба является украшением и знаком благополучия рек и озер. Так эти рыбы олицетворяют полноценные богатства. 
Символ избавления от страданий и достижения духовного освобождения. Как рыба плывет в воде, не зная преград, так и человек, достигший просветления, не знает границ и препятствий

3. Драгоценная Ваза. Символ долгой жизни, богатства и процветания. Используется в буддийских церемониях и ритуалах.


4. Лотос.  В буддизме это традиционный символ чистоты. Лотос рождается в мутной болотной воде, однако появляется на свет незапятнанным и чистым.

 

5. Белая раковина, с завитком повернутым вправо. Такая раковина очень редка. Символ распространения учения Будды и пробуждения от сна неведения. Подобно тому, как звук раковины беспрепятственно летит во всех направлениях, так и учение Будды распространяется повсеместно, пробуждая живых существ от сна неведения.

 

6. Бесконечный узел. Как этот узел не имеет конца, так и этот символ олицетворяет полное обретение Неизмеримых Достоинств и Пяти видов изначальной Мудрости. 
          Символ взаимозависимости всех явлений и живых существ во Вселенной.

 

7. Стяг победы. Он означает победу над врагом и препятствиями, олицетворяет победу над демонами, чарами и приверженцами ложных воззрений. 
         Символ победы учения Будды над смертью, неведением, а также над всем вредоносным и пагубным в этом мире.

 

8. Колесо Дхармы. Это колесо Чакравартина, Владыки мира, как оно является средством его передвижения, с восемью острыми спицами, разрубающими помехи на пути, так и этот символ олицетворяет собой средство продвижения к Просветлению. Спица означает Мудрость, опыт, сосредоточение, ось – нравственность. Также три вида Высшего Воспитания, Три Корзины Учения. Восемь спиц означают Восьмеричный Путь. 
    Восемь спиц колеса символизируют «благородный восьмеричный путь» Будды: 
1. Правильное воззрение. 
2. Правильное мышление.

3. Правильная речь. 
4. Правильное поведение.

5. Правильный образ жизни. 
6. Правильное усилие. 

7. Правильное осознание. 
8. Правильное созерцание.

- Сколько благих символов запомнили?

- А какой понравился больше всего? Объясни почему?

Также как и в христианстве все ритуальные обряды и молебны совершаются в храме. Во всех храмах есть скульптура основателя религии – Будды. Перед скульптурой располагаются чаши с различными подношениями: питьевой водой, цветами, зажжёнными лампами, благовониями, рисом, фруктами и сладостями.

Статуя Будды. Рассмотрите различные статуи.

 

Частью буддийского храмового комплекса может быть пагода – многоступенчатая башня.

 

- Давайте рассмотрим буддийские храмы и пагоды. Как можно описать эти здания? Сравните их.

 

 

5

 

6

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

9

 

Учебник

 

 

 

10

 

 

11

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

14

 

 

15

 

 

 

16

 

 

17

 

18

 

 

19

 

 

20

 

 

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

 

 

23

 

24

25

 

 

 

Дети слушают, отвечают на вопросы. Рассматривают слайды презентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Прочитаем в учебнике.

- Обратимся за помощью к компьютеру.

- Поработаем в парах.

Доказывают друг другу свою току зрения.

 

 

 

 

 

Дети слушают учителя. По ходу объяснения задают вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в маленькие книжечки названия символов под каждой картинкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассматривают символы, выполняют сравнительный анализ с предметом из жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнивают, анализируют, объясняют, доказывают свои ответы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;; умение слушать и уважать мнение других.

Регулятивные: восприятие и осмысленное восприятие учебного материала.                     

Познавательные: осознанное и произвольное построение речи в устных высказываниях

Личностные: нравственно-этическая ориентация в духовно-нравственном формировании личности, проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

Участвовать в диалоге; высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Физкультминутка (2')

 Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась ,

Два – красиво покружилась,

Три  – нагнулась и присела,

На четыре улетела.

А тихонечко все сели на цветок.                                                                                                     

     Будда (поза лотоса: ноги сгибаем в виде лепестков)

26

Ученики выполняют движения.

Коммуникативные:

Организация совместной деятельности обучающихся при осуществлении двигательной активности

 

 

V. Корректиру задание. (2')

Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Работа по парам.

- На данном этапе урока вам предстоит работа самостоятельно.

Возьмите конверты и найдите розовый листок. (приложение 3).  Установите соответствие между понятием и определением.

 

 

ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ.

 

 

 

 

 

27

 

Ответы детей.

Сверяют с ответами на слайдах, исправляют ошибки.

Коммуникативные:Планирование учебного сотрудничества со сверстниками; распределение функции участников группы, способов взаимодействия. Ученик обобщает и систематизирует знания.

Регулятивные:Ученик принимает учебную задачу, осуществля  самоконтроль.

Познавательные:  выбор наиболее эффективных  способов решения задач, контроль и оценка  результатов деятельности,

Личностные:Применение на практике полученных знаний.

Применение новых знаний (5')

- Одним из благих символов является лотос. Что он обозначает?

- Из чего состоит этот цветок?

- Давайте попробуем изготовить этот символ. Для этого вы должны взять конверт с лепестками и собрать из них цветок (приложение 4).

А ЧТОБЫ БЫЛО ПРЕКРАСНОЕ НАСТРОЕНИЕ, я включу музыку буддизма.

Подведение итога.

Подарите этот чистый, прекрасный цветок своим родителям и пускай у вас в семье будут всегда такие добрые, нежные, прекрасные отношения.

28

Плейлист с интернета Музыка

 

Связь с уроками технологии

 

Выполняют задания, помогают соседу.

 

 

 

 

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; способов помощи друг другу, взаимопомощь;

Регулятивные: ученик принимает учебную задачу, осуществляет самоконтроль

Познавательные:  выбор наиболее эффективных  способов решения задач, контроль и оценка  результатов деятельности,

Личностные:Применение на практике полученных знаний.

VI. Обобщение изученного.(5')

Метод визуализации учебного материала.

Цель: Обобщение и закрепление изученного материала.

- Какова по времени религия Буддизм?

- Почему была названа религия Буддизм?

- Какие символы религии вы запомнили?

- Все религии отвечают на вопрос, в чем ценность каждого отдельного человека и как мы все должны относиться к своему ближнему.

В Ветхом Завете содержатся предписания о том, как должен жить и вести себя человек. 

Иисусу Христу принадлежит краткая формулировка всех тех заповедей, которые ранее были даны человечеству: "Возлюби Господа Бога твоего и возлюби ближнего твоего, как самого себя". Заповеди о любви к Богу и ближнему стали основой всего нравственного учения Христианской церкви. 

Основой поведения человека в буддизме считается ответственность за других. Буддисты считают: для того чтобы человек мог достичь счастья, он должен сделать счастливыми других людей.

 

 

Коммуникативные: выражение своих мнений по поводу урока

Регулятивные:, подведение итогов своей учебно-познавательной деятельности.

 

 

VII. Рефлексия учебной деятельнос.(7')

Цель: анализ и оценка успешности достижения цели

 

Возьмите синие листы самооценки (приложение 5). Выполните задания в соответствии с указаниями. Заполнить листы.

Организует рефлексию

- Протяните свою руку ладошкой вверх. Ребята, положите свои ладони на ладонь соседа. Поблагодарите друг друга за работу.

Дает инструктаж по выполнению домашнего задания

- Дома побеседуйте с родителями по теме урока. Обсудите врезки учебника. Большое количество интересных фактов о религии буддизм, а также о жизни её основателя Будды  можно найти в различных источниках.

Предлагает каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью при помощи трёх смайликов (приложение 6).

 

 

 

 

 

 

 

Выставка книг

 

смайлики

 

Заполняют листы

 

Рефлексия своих действий

 

 

Рассматривают книги

 

 

Выбирают смайлик и объясняют почему взяли этот.

 

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем, библиотекарем;  умение полно выражать свои мысли; владение монологической речью.

Регулятивные: использовать справочную литературу, ИКТ.

Познавательные: планирование работы по изучению нового материала; умение самостоятельно перерабатывать информацию и представлять её в виде сообщений.

Личностные:

Развитие чувства уважения к культуре и традициям своего народа.

Домашнее задание (2')

Учебник стр. 78 – 81 читать, рассмотреть иллюстрации.

По желанию найти значение, перевод слова САГААЛГАН, Т.К.  скоро это произойдёт.

 

 - Итак, ребята, на этом наш урок закончен. Спасибо всем вам за работу. Все хорошо трудились. Молодцы! До свидания!

29

 

 

30

Записывают домашнее задание в дневник.

 

 

 

 

Автор Можарова Наталья Викторовна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1674
Номер материала 7929
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓