Этап
урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
обучающихся
|
ФУУД
(формирование
универсальных учебных действий)
|
I.
Организационный момент
Готовы
вы к уроку? (да)
На вас надеюсь я друзья.
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у вас!
- Садитесь, пожалуйста
Взгляните на
своего соседа, улыбнитесь. Начинаем урок.
|
Настрой на
работу
|
Включение
детей в деятельность
|
Регулятивные
УУД (самоконтроль)
|
II.
Этап мотивирования к учебной деятельности
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода,
И кажется сказкою это,
А, в сущности, только вода.
Безбрежная ширь океана,
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А всё это только вода.
В бирюзовой дали, исчезая,
Лебедями плывут облака.
Вот туча идёт грозовая,
А, в сущности, только вода.
Снег
белый пойдёт и укроет
Родные леса и поля.
Но время придёт - всё растает,
И будет простая вода.
|
Приглашение к размышлению
|
|
Личностные
УУД
(умение
любоваться красотой окружающего мира)
|
II.
Актуализация и постановка проблемы
-
Вспомним, какое было домашнее задание?
-Туман
и облака.
Ответы
учащихся.
- Трудно
найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в
разных количествах и состояниях. В каких состояниях встречается вода в
природе?
Презентация детей
(- В твердом, жидком и газообразном
состоянии)
|
слайд
|
Ответы детей
|
Познавательные УУД (извлечение из памяти
сохраненной информации
|
Вода!
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь…Ты самое большое
богатство в мире.
Антуан де Сент-Экзюпери
- Почему
Антуан де Сент-Экзюпери французский лётчик, писатель, который
вынужден был по воле случая некоторое время провести в пустыне и по
достоинству оценить цену и вкус глотка воды, написал «вода – сама жизнь,
самое большое богатство в мире»?
-
Жизнь зародилась в воде.
-
Вода необходима для организма человека, для растений и животных. - Без воды
невозможна жизнь на Земле.
|
|
Определение и обоснование темы урока
|
Познавательные
общеучебные УУД (анализ текста)
Коммуникативные
УУД (построение речевых высказываний)
|
- Вода
«добывает» электрический ток, работая на электростанциях, и моет всех
людей, города, машины, дороги. А ещё вода - это самая большая и удобная
дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы,
пассажиров.
Вот она какая,
вода!
- Но все
это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства
воды.
- Вспомним
свойства, которыми обладает вода, которые вы узнали на прошлом уроке
Растворитель
– это свойство воды или нет?
- Да
- Нет
|
|
Ответы детей
Выбирают
карточки
|
Познавательные УУД (умение
классифицировать
Регулятивные
УУД (прогнозирование)
|
Возникает проблема
– кто-то согласен, а кто-то нет. Надеюсь, что в конце урока мы придем к
общему мнению, а пока карточку со свойством
«растворитель» поместим на доске в стороне от свойств воды, рядом поставим
знак вопроса.
?
|
Постановка проблемы
|
|
Познавательные
УУД (постановка проблемы)
|
IV. Построение
проекта выхода из проблемной ситуации
- Сформулируйте тему
сегодняшнего урока.
Тема: Вода –
растворитель?
Что будет
сегодня объектом исследования?
Объект - вода.
Предметом исследования будет свойство – растворитель.
|
|
|
Регулятивные
УУД (умение формулировать тему и выявлять объект исследования)
|
-
Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а
работать будут пять исследовательских групп. В каждой группе 3 человек:
руководитель, докладчик и лаборант.
(Дети в
каждой группе распределяют роли)
|
- Исследование – это один из видов профессиональной
деятельности человека, который при грамотном подходе к делу использует
элементы исследовательской работы.
Фильтр – это приспособление для очистки воды.
|
|
Коммуникативные
УУД (лидерство и согласованность действий с партнерами)
|
- Роли в ваших группах уже распределены, но этого недостаточно.
В каждой группе существуют правила.
-
Правила работы в группах
·
Каждый выполняет свою роль
·
Говорим по очереди
·
Вкус веществ не определяем!!!
И только соблюдая
все правила, ваша группа сделает точный вывод!
- Поднимите руки, кому понятны правила.
|
Пояснение работы в группах
|
|
Личностные
УУД (умение соблюдать установленные правила)
|
- Господа ученые, перед нашим научным центром стоит важная цель.
Назовите ее.
(Опытным путем доказать, обладает ли вода свойством
«растворитель».)
|
|
Постановка
цели
|
Регулятивные УУД (целеполагание)
|
- Перед вами план действий. Каждая группа будет работать с одним
из пяти возможных веществ, отгадав загадку. После, мы обобщим опыт всех
групп.
V. Реализация
проекта
- Прошу руководителей подойти за заданиями для групп (отгадывают
загадку)
Подкрашена вода и с ягодами она. (Вишнёвый сок)
Отдельно - я не так вкусна,
Но в пище — каждому нужна. (Соль)
Сообщаю: я
спешу!
Я живу, пока пишу.
Исчертил всю доску белым…
Исчезаю. Был я ... (мелом)
Есть у
соли сестра. Она
Изжогу вылечить должна.
Кто знает свойств моих природу,
Ответит сразу, кто я: ... (Сода)
Если встретишь на дороге
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу —
Она понадобится сразу. (Глина).
Руководители
получают карточку, зачитывают ее группе
(см.
Приложение 1).
- Прошу лаборантов подойти на склад за необходимым оборудованием
и веществами.
- Давайте вспомним Технику
безопасности (слайд)
Лаборанты
получают посуду и вещества. Начинают проводить опыт, наблюдать, фиксировать
результаты. (Музыка воды)
|
|
Групповая
работа
Проводят
опыты
|
Коммуникативные
УУД
(планирование
учебного сотрудничества)
Познавательные
УУД
(умение работать с текстом,
умение выделять существенное, умение
наблюдать, делать выводы)
|
VI.
Физкультминутка
Льется чистая водица.
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берём
Крепко щеткой зубы трём
Моем, шею, моем, уши
Вытираемся,
посуше.
|
|
Выполнение
движений, показанных учеником
|
Коммуникативные
УУД
(лидерство
и согласованность действий с партнерами)
|
Господа ученые, ждём результатов ваших
исследований, выступает докладчик, лаборант демонстрирует результат.
Докладчик группы
№1:
- После того, как насыпали в воду соль и размешали, мы увидели,
что соль стала незаметной. Вода осталась прозрачной. Вывод: соль
растворилась.
Докладчик группы
№2:
- После того, как насыпали в воду соду, размешали, мы увидели,
что сода стала незаметной. Вывод: сода растворяется в воде.
Докладчик группы
№3:
Мы налили в воду вишневый сок. Он смешался с водой и равномерно
по ней распределился. Вода поменяла цвет. Вывод: сок растворяется в
воде.
- Какой вывод вы сделали?
Соль растворяется в воде.
Сода растворяется в воде.
Сок растворяется в воде.
- Соль, сода, сок смешались с водой и теперь их трудно или даже
невозможно отделить друг от друга. Они растворились.
- Итак, мы заслушали отчеты 3 групп. Результаты их опытов у вас
перед глазами. Вернемся к свойствам воды (они на доске). Какие будут
предложения?
- Убрать
вопросительный знак и добавить свойство «растворитель» к свойствам воды.
|
|
Самооценка и коррекция
Систематизация знаний .
|
Коммуникативные
УУД
(построение речевых высказываний)
Регулятивные
УУД (коррекция)
|
- Предоставляем слово
4 группе.
Докладчик
группы №4:
Мы
насыпали в воду глину. Она опустилась на дно. Вывод: глина не растворяется в
воде.
-
Даем слово 5 группе
Докладчик группы
№5:
Мы положили в воду мел. Со временем он опустился на дно. Мел в
воде не растворился.
- Мы заслушали отчеты
еще 2 групп. Какой вывод сделаем?
(Вода
растворяет не все вещества.)
- Вспомните вопрос,
который стоял перед научным центром.
(Вода
– растворитель?)
-
Как вы сейчас ответите на него?
Вода
– растворитель, но она растворяет не все вещества.
|
|
|
Познавательные логические УУД
(обобщение, формулирование выводов)
|
VII. Первичное
закрепление с проговариванием во внешней речи
Итак, вы узнали
новое свойство воды.
-Еще раз проконтролируем результаты наших действий на
материале учебника.
Откроем содержание
учебника и найдем тему «Вода – растворитель»
с. 87 учащиеся читают
по учебнику
Теперь это
свойство попробуем применить в жизни.
Я, как
руководитель, даю каждой группе объект. Ваша задача – прокомментировать, как
он связан с водой и ее свойством - «растворитель».
Учитель выдает
по группам:
1. акварельные
краски
2. таблетки
3. мыло
4. пакетик
растворимого кофе
5. минеральная
вода
Идет
обсуждение в группах с последующим озвучиванием.
Группа №1:
«Акварельные краски растворяются в воде»
Группа №2:
«Таблетки растворяются в воде»
Группа №3: «Мыло
растворяется в воде»
Группа №4: «Кофе
растворяется в воде»
Группа
№5: «Минеральные вещества растворяются в
воде»
-
Минеральная вода содержит в себе растворенные минеральные вещества, полезные
для организма человека. Посмотрите внимательно на бутылку с минеральной
водой. Что значит надпись «газированная»?
«Газированная»
значит «содержит газы»
- Что нужно сделать, чтобы их увидеть?
Надо встряхнуть бутылку и приоткрыть
крышку.
Учитель выполняет рекомендации детей.
Дети наблюдают, как пузырьки газа поднимаются на поверхность.
- Почему их не было видно?
Они растворились в воде
- Сделайте
вывод.
Газы тоже
растворяются в воде.
- Итак, в воде
растворяются не только твердые (соль, сода), жидкие (сок), но и газообразные
вещества.
VIII.
Итог урока, оценивание
-Вы проделали огромную работу - ставили опыты, наблюдали, совещались
и как результат - открыли новое для себя свойство воды. Назовите его еще раз.
(Вода –
растворитель)
- Как вы доказали, что вода – растворитель? (Ставили
опыты.)
- Достигла ли цели ваша лаборатория? (да)
Учитель и
учащиеся оценивает работу групп.
IX.
Домашнее задание
У
1 с. 85-87 Т 1 с.30
-
Предположим, что смешали соль, речной
песок и опилки. Как всё отделить друг от друга?
Что будете делать? Где и как будете искать ответ?
-
подумаем сами,
- вспомним материал прошедшего урока,
- проведем опыт дома,
- спросим у старших,
-
обратимся к Интернету и др.
X.
Рефлексия учебной деятельности
-
Как вам работалось в группе?
- Легко ли вам было заполнять карточку?
- Были проблемы в работе лаборантов?
- Хорошо ли группа вас подготовила к докладу?
Закрасьте воду в своём стаканчике
(слайд)
Резерв Работа по Хрестоматии с. 46
Всем
спасибо за урок.
|
|
Работа
по группам
Обсуждение в группах
Оценки за работу
Осознание темы следующего урока
|
Познавательные
общеучебные УУД (умение использовать полученные знания в практической
деятельности)
Коммуникативные
УУД (построение речевых высказываний)
Регулятивные УУД (самооценка)
Регулятивные УУД
Познавательные УУД (работа с
информацией)
Личностные УУД:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.