Главная / Начальные классы / Урок по окружающему миру Вода-растворитель (3 класс)

Урок по окружающему миру Вода-растворитель (3 класс)

Урок окружающего мира в 3 «б» классе по УМК «Перспективная»

Тема урока: Вода – растворитель.

Цели урока:

  1. создать условия для определения учащимися   свойства воды - растворитель;

  2. формировать исследовательские умения в практической деятельности;

  3. формировать универсальные учебные действия:

    • коммуникативные (умение принимать ответственное решение при совместной деятельности в микрогруппе, построение речевых высказываний, лидерство и согласованность действий с партнерами, планирование учебного сотрудничества),

    • личностные (умение любоваться красотой окружающего мира, умение соблюдать установленные правила),

    • регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция),

    • познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с текстом, умение выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической деятельности).

Оборудование:

  • ПК, проекционное оборудование, презентация к уроку;

  • химическая посуда для опытов: стаканы, мерные ложки;

  • вещества для опытов: соль, сода, песок, вишневый сок, мел, вода;

  • акварельные краски, таблетки, мыло, пакетик растворимого кофе, бутылка минеральной воды;

  • карточки-задания для фиксации результатов групповой работы.







Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

ФУУД

(формирование универсальных учебных действий)

  1. Организационный момент

Готовы вы к уроку? (да)
На вас надеюсь я друзья.
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у вас!

- Садитесь, пожалуйста

Взгляните на своего соседа, улыбнитесь. Начинаем урок.

Настрой на работу

Включение детей в деятельность





Регулятивные УУД (самоконтроль)


II. Этап мотивирования к учебной деятельности

В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода,

И кажется сказкою это,
А, в сущности, только вода.

Безбрежная ширь океана,
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А всё это только вода.

В бирюзовой дали, исчезая,
Лебедями плывут облака.
Вот туча идёт грозовая,

А, в сущности, только вода.

Снег белый пойдёт и укроет
Родные леса и поля.
Но время придёт - всё растает,

И будет простая вода.

Приглашение к размышлению




























Личностные УУД

(умение любоваться красотой окружающего мира)





  1. Актуализация и постановка проблемы

- Вспомним, какое было домашнее задание?

-Туман и облака.

Ответы учащихся.

- Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях. В каких состояниях встречается вода в природе?

Презентация детей

(- В твердом, жидком и газообразном состоянии)

слайд









Ответы детей

Познавательные УУД (извлечение из памяти сохраненной информации

Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь…Ты самое большое богатство в мире.

Антуан де Сент-Экзюпери

- Почему Антуан де Сент-Экзюпери французский лётчик, писатель, который вынужден был по воле случая некоторое время провести в пустыне и по достоинству оценить цену и вкус глотка воды, написал «вода – сама жизнь, самое большое богатство в мире»?

- Жизнь зародилась в воде.

- Вода необходима для организма человека, для растений и животных. - Без воды невозможна жизнь на Земле.













Определение и обоснование темы урока











Познавательные общеучебные УУД (анализ текста)

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

- Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях, и моет всех людей, города, машины, дороги. А ещё вода - это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.

Вот она какая, вода!

- Но все это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства воды.

- Вспомним свойства, которыми обладает вода, которые вы узнали на прошлом уроке

Дети работают с карточками, выбирая свойства воды:

  • не имеет формы

  • имеет форму

  • бесцветна

  • белая

  • прозрачная

  • текучая

  • упругая

  • без запаха

  • без вкуса

  • растворитель

  • горюча




















Растворитель – это свойство воды или нет?

- Да

- Нет







Ответы детей















Выбирают карточки





Познавательные УУД (умение классифицировать

Регулятивные УУД (прогнозирование)











Возникает проблема – кто-то согласен, а кто-то нет. Надеюсь, что в конце урока мы придем к общему мнению, а пока карточку со свойством «растворитель» поместим на доске в стороне от свойств воды, рядом поставим знак вопроса.

растворитель

?

Постановка проблемы



Познавательные УУД (постановка проблемы)



IV. Построение проекта выхода из проблемной ситуации

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Тема: Вода – растворитель?

Что будет сегодня объектом исследования?

Объект - вода. Предметом исследования будет свойство – растворитель.














Регулятивные УУД (умение формулировать тему и выявлять объект исследования)



- Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут пять исследовательских групп. В каждой группе 3 человек: руководитель, докладчик и лаборант.

(Дети в каждой группе распределяют роли)

- Исследование – это один из видов профессиональной деятельности человека, который при грамотном подходе к делу использует элементы исследовательской работы.

Фильтр – это приспособление для очистки воды.



Коммуникативные УУД (лидерство и согласованность действий с партнерами)

- Роли в ваших группах уже распределены, но этого недостаточно. В каждой группе существуют правила.

- Правила работы в группах

  • Каждый выполняет свою роль

  • Говорим по очереди

  • Вкус веществ не определяем!!!

И только соблюдая все правила, ваша группа сделает точный вывод!
- Поднимите руки, кому понятны правила.

Пояснение работы в группах



Личностные УУД (умение соблюдать установленные правила)



- Господа ученые, перед нашим научным центром стоит важная цель. Назовите ее.

(Опытным путем доказать, обладает ли вода свойством «растворитель».)



Постановка цели

Регулятивные УУД (целеполагание)

План действий.

1.Руководители зачитывают задание.

2.Лаборанты получают нужные вещества и выполняют опыт.

3.Все вместе наблюдают, делают опыт, записывают результат в карточку

4.Докладчики громко и чётко зачитывают выводы на конференции.

- Перед вами план действий. Каждая группа будет работать с одним из пяти возможных веществ, отгадав загадку. После, мы обобщим опыт всех групп.











V. Реализация проекта

- Прошу руководителей подойти за заданиями для групп (отгадывают загадку)

Подкрашена вода и с ягодами она. (Вишнёвый сок)

Отдельно - я не так вкусна,

Но в пище — каждому нужна. (Соль)

Сообщаю: я спешу!
Я живу, пока пишу. 
Исчертил всю доску белым…
Исчезаю. Был я ... (мелом)

Есть у соли сестра. Она
Изжогу вылечить должна.
Кто знает свойств моих природу,
Ответит сразу, кто я: ...  (Сода)

Если встретишь на дороге

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу —

Она понадобится сразу. (Глина).

Руководители получают карточку, зачитывают ее группе

(см. Приложение 1).

- Прошу лаборантов подойти на склад за необходимым оборудованием и веществами.

- Давайте вспомним Технику безопасности (слайд)

Лаборанты получают посуду и вещества. Начинают проводить опыт, наблюдать, фиксировать результаты. (Музыка воды)



Групповая работа





















Проводят опыты

Коммуникативные УУД

(планирование учебного сотрудничества)









Познавательные УУД

(умение работать с текстом, умение выделять существенное, умение наблюдать, делать выводы)

VI. Физкультминутка

Льется чистая водица.

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берём

Крепко щеткой зубы трём

Моем, шею, моем, уши

Вытираемся, посуше.










Выполнение движений, показанных учеником




Коммуникативные УУД

(лидерство и согласованность действий с партнерами)



Господа ученые, ждём результатов ваших исследований, выступает докладчик, лаборант демонстрирует результат.

Докладчик группы №1:

- После того, как насыпали в воду соль и размешали, мы увидели, что соль стала незаметной. Вода осталась прозрачной. Вывод: соль растворилась.

Докладчик группы №2:

- После того, как насыпали в воду соду, размешали, мы увидели, что сода стала незаметной. Вывод: сода растворяется в воде.

Докладчик группы №3:

Мы налили в воду вишневый сок. Он смешался с водой и равномерно по ней распределился. Вода поменяла цвет. Вывод: сок растворяется в воде.

- Какой вывод вы сделали?

Соль растворяется в воде.

Сода растворяется в воде.

Сок растворяется в воде.

- Соль, сода, сок смешались с водой и теперь их трудно или даже невозможно отделить друг от друга. Они растворились.

- Итак, мы заслушали отчеты 3 групп. Результаты их опытов у вас перед глазами. Вернемся к свойствам воды (они на доске). Какие будут предложения?

- Убрать вопросительный знак и добавить свойство «растворитель» к свойствам воды.



Самооценка и коррекция























Систематизация знаний .



Коммуникативные УУД

(построение речевых высказываний)

























Регулятивные УУД (коррекция)



- Предоставляем слово 4 группе.

Докладчик группы №4:

Мы насыпали в воду глину. Она опустилась на дно. Вывод: глина не растворяется в воде.

- Даем слово 5 группе

Докладчик группы №5:

Мы положили в воду мел. Со временем он опустился на дно. Мел в воде не растворился.

- Мы заслушали отчеты еще 2 групп. Какой вывод сделаем?

(Вода растворяет не все вещества.)

- Вспомните вопрос, который стоял перед научным центром.

(Вода – растворитель?)

- Как вы сейчас ответите на него?

Вода – растворитель, но она растворяет не все вещества.
























Познавательные логические УУД (обобщение, формулирование выводов)

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Итак, вы узнали новое свойство воды.

-Еще раз проконтролируем результаты наших действий  на материале учебника.

Откроем содержание учебника и найдем тему «Вода – растворитель»

с. 87 учащиеся читают по учебнику

Теперь это свойство попробуем применить в жизни.

Я, как руководитель, даю каждой группе объект. Ваша задача – прокомментировать, как он связан с водой и ее свойством - «растворитель».

Учитель выдает по группам:

1. акварельные краски

2. таблетки

3. мыло

4. пакетик растворимого кофе

5. минеральная вода

Идет обсуждение в группах с последующим озвучиванием.

Группа №1: «Акварельные краски растворяются в воде»

Группа №2: «Таблетки растворяются в воде»

Группа №3: «Мыло растворяется в воде»

Группа №4: «Кофе растворяется в воде»

Группа №5: «Минеральные вещества растворяются в воде»

- Минеральная вода содержит в себе растворенные минеральные вещества, полезные для организма человека. Посмотрите внимательно на бутылку с минеральной водой. Что значит надпись «газированная»?

«Газированная» значит «содержит газы»

- Что нужно сделать, чтобы их увидеть?

Надо встряхнуть бутылку и приоткрыть крышку.

Учитель выполняет рекомендации детей. Дети наблюдают, как пузырьки газа поднимаются на поверхность.

- Почему их не было видно?

Они растворились в воде

- Сделайте вывод.

Газы тоже растворяются в воде.

- Итак, в воде растворяются не только твердые (соль, сода), жидкие (сок), но и газообразные вещества.

VIII. Итог урока, оценивание

-Вы проделали огромную работу - ставили опыты, наблюдали, совещались и как результат - открыли новое для себя свойство воды. Назовите его еще раз.

(Вода – растворитель)

- Как вы доказали, что вода – растворитель? (Ставили опыты.)

- Достигла ли цели ваша лаборатория? (да)

Учитель и учащиеся оценивает работу групп.

IX. Домашнее задание

У 1 с. 85-87 Т 1 с.30

- Предположим, что смешали соль, речной песок и опилки. Как всё отделить друг от друга?

Что будете делать? Где и как будете искать ответ?

- подумаем сами,

- вспомним материал прошедшего урока,

- проведем опыт дома,

- спросим у старших,

- обратимся к Интернету и др.


X. Рефлексия учебной деятельности

- Как вам работалось в группе?

- Легко ли вам было заполнять карточку?

- Были проблемы в работе лаборантов?

- Хорошо ли группа вас подготовила к докладу?

Закрасьте воду в своём стаканчике (слайд)

Резерв Работа по Хрестоматии с. 46

Всем спасибо за урок.



















Работа по группам





Обсуждение в группах































Оценки за работу























Осознание темы следующего урока















Познавательные общеучебные УУД (умение использовать полученные знания в практической деятельности)













Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)





















Регулятивные УУД (самооценка)



Регулятивные УУД









Познавательные УУД (работа с информацией)















Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

















Приложение 1

Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества и найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

1.Насыпьте соль в стакан с водой. Размешайте деревянной палочкой.



2.Вылейте солёную воду в воронку с фильтром

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________





Общий вывод: _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________.



Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества и найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.


Ход работы

Наблюдения

Вывод

1.Налейте вишнёвый сок в стакан с водой. Размешайте деревянной палочкой.

2.Вылейте воду с вишнёвым соком в воронку с фильтром

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________




Общий вывод: _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________.



Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества и найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.


Ход работы

Наблюдения

Вывод

1.Насыпьте мел в стакан с водой. Размешайте деревянной палочкой.



2.Вылейте воду с мелом в воронку с фильтром

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________



Общий вывод: _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________.


Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества и найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

1.Насыпьте глины в стакан с водой. Размешайте деревянной палочкой.





2.Вылейте воду с глиной в воронку с фильтром

________________________

________________________

_______________________

________________________

________________________

________________________





Общий вывод: _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________.


Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества и найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

1.Насыпьте соды в стакан с водой. Размешайте деревянной палочкой.

2.Вылейте воду с содой в воронку с фильтром.

________________________

________________________

________________________


________________________

________________________

________________________



Общий вывод: _______________________________________________________________

___________________________________________________________________________



Урок по окружающему миру Вода-растворитель (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Цели урока:

  1. создать условия для определения учащимися   свойства воды - растворитель;
  2. формировать исследовательские умения в практической деятельности;
  3. формировать универсальные учебные действия:

·        коммуникативные (умение принимать ответственное решение при совместной деятельности в микрогруппе, построение речевых высказываний,  лидерство и согласованность действий с партнерами, планирование учебного сотрудничества),

·        личностные (умение любоваться красотой окружающего мира,умение соблюдать установленные правила),

·        регулятивные (самоконтроль, самооценка,целеполагание, планирование, прогнозирование, умение формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция),

 

·        познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с текстом, умение выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической деятельности).

Автор Леонтьева Наталья Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 4003
Номер материала 25682
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓