Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок по окружающему миру во 2 классе на тему "Будь природе другом"

Урок по окружающему миру во 2 классе на тему "Будь природе другом"

Скачать материал

 

ТЕМА: « БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ»

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе; обсудить важнейшие правила поведения детей в природе; формировать и развивать у учащихся научные знания и умения, необходимые для понимания явлений и процессов, происходящих в природе.

 

Задачи:

Ø  обучающие:  

         дать представление о взаимосвязи всего живого на Земле;

         выявить основные пути загрязнения  природы;

         научить учащихся правильно вести себя в природе, оказывать посильную помощь природе;

 

Ø  развивающие:

         расширять кругозор детей о природе;

         развивать умение наблюдать, сравнивать, высказывать своё мнение

         развивать умения осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач;

         развивать познавательную активность,

         развивать умение работать в группе, вести учебный диалог, отстаивая свою точку зрения

         способствовать развитию внимания, памяти, мышления, творческих способностей детей.

 

Ø  воспитывающие: 

         воспитывать бережное отношение к природе, к собственному здоровью и здоровью окружающих;

         развивать стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.

         способствовать воспитанию коммуникативной направленности личности.

 

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения урока: урок – путешествие

 Оборудование. Учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» - 2 класс, системный блок, мультимедийный проектор, компьютер, экран, условные знаки «Правила природы»,

поделки детей из бросового материала, рюкзак с вещами туриста, карточки с загадками, корзинка.

 

Раздаточный материал: рабочие листы для индивидуальной работы и работы в парах,  сигнальные круги, жетоны в виде ёлочек.

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА

 

I. Организация начала урока.

 

Учитель приветствует детей. Дети проверяют готовность к уроку, здороваются с гостями.

Слайд 1.

 

У:  Посмотрите, сколько у нас гостей, поприветствуйте их. Давайте подарим, друг другу улыбки, ведь они создают хорошее настроение, делают наше общение приятным.

 

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

 

II. Актуализация новых знаний. Повторение пройденного.

 

У: Каждый наш урок – это маленькое открытие. А чтобы совершить открытие, какими качествами надо обладать?

 

Д: Нужно быть внимательным и наблюдательным.

 

У:  Проверим, насколько вы внимательны. Сядьте правильно, удобно, приготовьтесь выполнять индивидуальные задания

1. Игра на внимание: «Найдите спрятанные слова»:

 

  Самостоятельная работа и самопроверка. Подсчитывается количество найденных слов.

 

          Слайд 2.                                                                 Слайд 3.

 

                               

                  

У: Что объединяет все эти слова?

Д: Все слова на тему «Природа»

У: Сегодня на уроке мы завершаем изучение большого раздела «Природа»

     - Что такое природа?

 

(Отрывок из видеоклипа «Зеркало природы»)

                         

Слайд 4.

 

У:  Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир природы.

       У природы живые краски,

       Миллионы лучистых соцветий.

       Для чего чудеса из сказки,

       Если в жизни их можно встретить.

 

III. Сообщение темы и целей урока:

 

У: Пользуясь кодом, расшифруйте тему урока.

 

Работа в парах.  Самостоятельная работа и самопроверка.

 

Слайд 5.                                                                    Слайд 6.                                                                   

 

                                

 

 

 

У: Как вы думаете, что значит быть природе другом?

Д: Быть другом природе – значит любить природу, с уважением относиться к ней, заботиться о ней, дорожить ею, охранять её.)

 

У: Люди не всегда понимают, как на природе отражаются их поступки.  Цель нашего урока – научиться  правильно вести себя в природе, оказывать посильную помощь природе. За правильные ответы вы будете получать жетоны в виде нарисованных деревьев. В конце урока подведём итоги.

 

 

 

IV. Работа над  темой урока.

 

1. Обсуждение сказки.

 

У: Для того чтобы во всём разобраться, я приглашаю вас совершить  путешествие в мир природы. Сегодня мы отправляемся в лес.  

- А что такое лес?

 

У:  Однажды один художник решил нарисовать лес. Сразу же взялся за работу, и вскоре на листе бумаги появились очень красивые деревья.

 

Слайд 7.

 

 

Наш художник остался доволен. Он лег спать. Проснувшись утром, он увидел, что лес завял, все деревья засохли. А рядом с картиной стоял какой-то Старичок Лесовичок. Он сказал: «Лес – это не только деревья».

 

Слайд 8.

 

 Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

- Как вы думаете почему?

Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

- Почему это произошло?

Нарисовал художник птиц, но и этого оказалось мало.

- Кого забыл ещё нарисовать художник?

- Что же такое лес?

- Какой можно сделать вывод?

 

 Д: В природе всё взаимосвязано. Цветы не могут жить без насекомых, насекомые - без птиц, деревья -  без птиц, птицы -  без насекомых …

 

 

 

 

2. Отгадывание загадок.

 

У: Ребята, давайте оживим наш лес. Лесовичок нам поможет в этом. Он предлагает нам   отгадать загадки:

( Дети берут листики, зачитывают загадки и говорят отгадки.)

Загадки:

 

1). Нарядные сестрёнки

    Весь день гостей встречают

     Мёдом угощают.   

                                   (Цветы)

2).Это зелье ты не тронь:

    Жжется больно, как огонь.

    Не приметна, не красива, называется …

                                                 (Крапива)

3). В ярком платье модница –

    Полетать охотница.

    От цветка к цветку порхает,

    Утомится – ожидает. 

                                            (Бабочка)

4). Летит – пищит,

     Очень тонко звенит.

     Случай не упустит –

     Сядет и укусит.

                              (Комар)

5). Всю ночь летает –

     Мышей добывает.

     А станет светло –

     Спать летит в дупло.

                                 (Сова)

6). Я по дереву стучу,

     Червячка добыть хочу,

     Хоть и скрылся под корой –

     Всё равно он будет мой.

                                  (Дятел)

 

7). Угадайте, что за шапка:

     Меха целая охапка

     Шапка бегает в бору,

     У ствола грызёт кору. 

                                 (Заяц)

 

8). Хвост пушистый,

     Мех золотистый.

     В лесу живёт,

     В деревне кур крадёт. (Лиса)

 

      У:  Лес ожил.

 

3. Инсценировка.

 

 

У:   У  нас  на  пути  лесное  царство, и  помощником  в  нём  будет  экологический  светофор. Каждый  его  сигнал  на  лесной  тропинке  означает  то  же  самое, что  и  на  проезжей  части  дороги:

         Красный  свет – природе  вред!

         Жёлтый – осторожно!

         Свет  зелёный – как  красиво!

         Скажет  лес  тебе  «Спасибо!»

     Запомнили?

Красный  свет  зажигается  тогда, когда  поступки  человека  приносят  вред  природе.

Жёлтый  свет  зажигается  для  того, чтобы   мы  соблюдали  в  лесу  определённые  правила  поведения.

Зелёный  зажигается  тем, кто  делает  для  его  обитателей – растений  и  животных – добрые  дела.

 

Появляется  мальчик  с  рюкзаком.

Вед. Ты  куда?

Мальчик. В  лес,  конечно.

Вед. Я  смотрю,  гость  ты  какой-то  странный (вынимает  из  кармана  мальчика  рогатку). Покажи,  пожалуйста, с  чем  ты  идёшь  в  лес, а  дети  зажгут  сигнал  светофора  и  скажут  тебе,  с  чем  можно,  а  с  чем  нельзя  ходить  в  лес. Есть  такие  вещи, которыми  можно  пользоваться  редко, осторожно, соблюдая  строгие  правила.

 

         Мальчик  достаёт  из  рюкзака  вещи.

 

·         Фотоаппарат.

Я  хотел  сфотографировать  всё, что  увижу  интересное.

·         Нож.

Я  хотел  ножом  содрать  бересту  с  берёзы, чтобы  разжечь  костёр.

(красный)

А  ещё  я  хотел   собрать  грибов.

(жёлтый)

 

У: Какие правила надо соблюдать при сборе грибов?

Д: Рвать только знакомые грибы, рвать далеко от автомобильных дорог и больших городов. Надо аккуратно срезать грибы, чтобы не повредить грибницу.

 

·         Зажигалка.

      Я  решил, когда  устану,  посидеть  у  костра.

      (красный)

·         Магнитофон.

Я  собирался  послушать  новые  записи, чтобы  не  было  скучно.

(красный)

·         Небольшое  ведро.

В  прошлый  раз  с  товарищем  я  посадил  по  краю  оврага  кустики  ивы.  А  сегодня  хочу  их  полить.

(зелёный)

·         Пакет  с  крошками  хлеба, крупой.

Это  для  уток. Они  на  озере  живут. Я  их  часто  подкармливаю.

(зелёный)

·         Удочка.

За  лесом  есть  озеро. Я  хотел  там  порыбачить.

 

У. Да, я  смотрю, ты  молодец!  Только  не  всегда  разбираешься, что  полезно  делать  в  лесу, а  чем  можно  создать  неприятности. Любишь  природу, пытаешься  о  ней  заботиться  и  в  то  же  время,  хотел  содрать  бересту  с  берёзы  и  разжечь  костёр. Но  мы  надеемся, что  с  этого  дня  ты  всё  будешь  делать  правильно.

Слайд 9.

                                                   

 

V. Физкультминутка.

 

- Мы с вами входим в лес.

 

Дыхательное упражнение.

Какой свежий воздух! Давайте глубоко подышим.

 

Здравствуй, лес, дремучий лес!

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

 

VI. Продолжение работы над новой темой.

 

1. Постановка проблемы.

 

(Звучит фонограмма)

 

У: Но что это?

 

Да здравствует природа!

Я ей законный сын.

Природа для народа –

Бесплатный магазин.

 

У: А вы согласны с таким утверждением? Почему?

 

Д. - Природа даёт людям воду, воздух, еду, одежду, жильё, щедро делится с людьми своими богатствами, открывает свои тайны людям, но богатства природы не безграничны и их надо беречь.

 

У. - Ребята, мне кажется, лесу нужна наша помощь. Нам надо поторопиться.

 

2. Просмотр фрагмента мультфильма «Да здравствует природа!»

Слайд 10.

 

У:  Покажите знак светофора. (Дети показывают красный сигнал)

- Даже больно смотреть на такое.

 

 

3. Гимнастика  для глаз:

Крепко зажмурить глаза на 3-5 с. Считать медленно до пяти, затем открыть глаза на такое же время. Повторить 6 – 8 раз.

 Улучшить кровообращение можно, если быстро моргать в течение 1- 2 мин.

У. - Какой вред нанёс этот горе – турист природе и чем это грозит лесу?

 

4. Беседа по сюжету:

 

Д: -  Ловля рыбы сетями может привести к исчезновению ценнейших  видов рыб.

- Выпиливание леса приведёт к тому, что деревьев станет меньше, а деревья – это лёгкие планеты, дом для многих животных.

 Работа с бензопилой создаёт большой шум и животные могут испугаться, а то и вовсе покинуть лес.

- Не затушенные окурки, разведение костров могут привести к пожару в лесу, а ещё под огнём сгорают  зеленые ростки свежей молодой травы, семена растений, сохраняющиеся в почве,  мелкие животные, населяющие траву и верхний слой почвы.

 

У:  Если все же костер по-настоящему нужен, то соблюдай все правила обращения с огнем, иначе в лесу может возникнуть пожар. Как правильно надо разводить костры?

- А кто заметил, что у туриста в канистре? (бензин)

-  Какой вред он может принести природе?

Д:  Нельзя мусорить.

 

У:  Вы проводили исследования и можете сказать, какой вред приносит мусор природе и человеку.

Д:  Под полиэтиленом не растет трава, о консервную банку и бутылку могут порезаться люди и животные, а пакеты и бумага не украшают лесные полянки. А еще стекло может сработать как линза, и тогда в лесу возникнет пожар.

 

У: Что можно сделать с этими предметами?

     - Можно ли его  сжечь?

Д: При горении полиэтиленовых пакетов, пластиковых бутылок в атмосферу    выделяются вредные вещества. А это плохо влияет на здоровье человека.

- Закопать? Почему?

- Потому что:

Бумага разлагается – 2-3 года

Консервная банка  6 — 10 лет

Полиэтилен -  60 лет

Стекло -   600  лет

Пластиковая  бутылка - не разлагается

 

- Как бы вы посмотрели на туриста? (строго)

 

5. Упражнения для мышечной релаксации.  Нахмурьтесь и сильно наморщите брови. Разгладьте лоб и расслабьтесь. (Упражнение выполняется несколько раз) Вспомним с вами, что мы в лесу, а лес дарит нам праздник и нам надо как-то ему помочь.

 

 У: Так что же нужно сделать с мусором?

 

Д:  Мусор не надо оставлять в лесу. Его нужно забрать с собой и выбросить в мусорные контейнеры.

 

6. Аукцион «Новая  жизнь  ненужных  вещей». 

 

У: Ребята, вы  собрали  на  поляне  мусор. А  сейчас  проведём  аукцион  под  названием «Новая  жизнь  ненужных  вещей». 

 

                           Спешите  к  нам  на  ярмарку

                           «Вторая  жизнь  вещей».

                            И  принесите  с  ярмарки

                            Коробочку  идей!

 

Очень  часто  те  вещи, которые,  казалось  бы,   совсем  не  нужны,  могут  послужить  нам  ещё, но  в  другой  роли. Посмотрите, какие прекрасные поделки у вас получились.

 

У:  Как чисто стало вокруг! Устали?

 

7. Упражнение на релаксацию.

 

У:  Давайте немного отдохнём.

Сядьте поудобнее. Положите голову на парту. Закройте глазки. Представьте, что вы на солнечной поляне.

Вы лежите на мягкой траве. Солнечный луч скользит вам по щеке. Вы ощущаете приятное тепло. Вам приятно вдыхать аромат трав и слушать пение птиц. Насладимся звуками леса.

 

Слайд 11.

 (Звучит фонограмма «Голоса леса»).

 

8. Работа с экологическими знаками. Работа в парах.

 

А).  Работа у доски.

У: 2 человека  выберут знаки, которые запрещают действия туриста. А к остальным составят правила.

 

 Б). Работа по учебнику.

У: Остальные будут работать по учебнику.

        

 

 

           

 

          Слайд 12.                                   Слайд 13.                                   Слайд 14.

                                        

    

 

 Самостоятельная работа и взаимопроверка.

 

В). Проверка выполненной работы у доски.

 

Знаки:

- Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.  

Они  уничтожают множество комаров, мух, тлей и других насекомых приносящих ущерб человеку и его хозяйству.

- Не повреждай кору деревьев.

Это  очень вредит деревьям. Через ранку вытекает сок и могут забраться микробы и грибы  трутовики. Эти грибы вызывают заболевание деревьев и даже гибель.

- Не разоряй муравейники.

Муравейники  играют большую роль в почвообразовании. Для того, чтобы увеличить количество муравейников надо не разорять муравейники и не расселять их. Муравьи –

регуляторы численности вредных насекомых в лесу.

- Не вытаптывай траву. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву.

 

 

У: Но можно ничего этого не делать и всё-таки приносить животным большой вред. Если ты бегаешь по лесу, шумишь, лазаешь по деревьям - ты беспокоишь животных. Это особенно опасно для них во время размножения, весной и в начале лета. Многие птицы, например, не могут из-за этого построить гнёзда или же покидают гнездо, в которое уже отложили яйца.

У:     Экологических  знаков  очень  много.

         Никогда  их  не  забудь.

         Пусть  тебе  они  помогут

         Безопасный  выбрать  путь!

- А сейчас мы послушаем стихотворение «Лесные правила», которое нам подготовили ребята.

 

 

 

Дети читают заранее подготовленное стихотворение:

 

Если в лес пришел гулять,

 Свежим воздухом дышать,

 Бегай, прыгай и играй.

 Только чуть не забывай,

 Что в лесу нельзя шуметь,

 Даже очень громко петь.

 Испугаются зверюшки,

 Убегут с лесной опушки.

 Ветки дуба не ломай,

 И почаще вспоминай:

 Мусор с травки убирать!

 Зря цветы не надо рвать!

 Из рогатки не стрелять,

 Ты пришел не убивать!

 Бабочки пускай летают,

 Ну, кому они мешают?

 Здесь не нужно всех ловить,

 Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость,

 Здесь хозяин – дуб и лось.

 Их покой побереги,

 Ведь они нам не враги.                    

 

                                        (Н.А. Рыжова)

 

 

VIII. Закрепление изученного.

 

1. Работа с условными знаками «Что наносит вред природе».

 

Самостоятельная работа и самопроверка.

Слайд 15.

 

У: Давайте попробуем оценить действия человека. Рассмотрите условные знаки и обведите красным карандашом те картинки, где изображено отрицательное влияние человека на природу, а зелёным  – положительное.

 

 

 

 

 

 

Слайд 16.

 

(Проверка с сигнальными кругами)

 

 

 

2. Игра: Составь пословицу об охране природы

 

( Самостоятельная работа в парах.) 

Дети составляют пословицы из разрезных карточек, зачитывают.

 

         Кто с дерева кору снимает, // тот его убивает.

         Срубить дерево – пять минут, // вырастить – сто лет.

         Бор свели, // а соловушка по гнезду плачет.

         Не мудрено срубить, // мудрено вырастить.

         Один человек оставляет в лесу след, // сто человек – тропу, // тысяча – пустыню.

         И у березки слезки текут, // когда с нее корку дерут.

         Одна искра // целый лес сжигает.

         Старые деревья – // молодые охраняют.

         Рощи да леса –  // всему миру краса.

         Лес не школа, // а всех учит.

         Много леса – не губи,// мало леса – береги.

          Растение – // земли украшение.

 

IХ. Итог урока.

 

У: Кто  же  чаще  всего  является  правонарушителем  в  природе? Кого  человек  наказывает? (Сам себя).

Почему?  ( В природе всё взаимосвязано).

 

- Прочитайте высказывание хором:

 Слайд 17.

 

 

 

 

 

Всё тесно связано вокруг

(Примеры мы не будем множить),

Цветка ты не заденешь вдруг,

Чтобы звезды не потревожить.

 

У: Люди – часть природы. Люди отличаются от всего другого в природе только тем, что способны осознать себя, познать законы природы, творить по намеченному плану. Естественный образ жизни человека, соответствующий законам природы, даёт человеку здоровье и долгую счастливую жизнь.

 

В руках человека красота и богатство родной земли, а также его собственное здоровье. Помни об этом.

 

 

Слайд 17.

 

Ученик читает стихотворение.

 

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя,

Так давайте к ней мы будем

Относиться как друзья.

И при всём честном народе

Добавляем мы потом:

Нужно помогать природе

Но со знаньем и умом.

 

Вручение памятных эмблем (Друзья природы)

Оценка учащихся учителем.

Подсчёт жетонов. Давайте мы их приклеим на листы. Посмотрите, какой лес мы с вами вырастили! (Звучит песня «Всё это называется природа»)

 

Домашнее задание по выбору: Нарисовать рисунки о бережном отношении к природе.

Написать несколько предложений на тему: «Я защитник природы»

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по окружающему миру во 2 классе на тему "Будь природе другом""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Эксперт по оценке имущества

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок окружающего мира во 2 классе по программе "Школа России". Данный урок знакомит учащихся с тем, как человек влияет на природу, правилами поведения в природе

Форма проведения урока: урок – путешествие

Все задания урока даны в занимательной игровой форме. В урок включены задания исследовательского характера, результаты проектной деятельности.  В ходе выполнения заданий ставятся проблемные вопросы. Само содержание урока опирается не только на ранее изученный материал, но имеет непосредственную связь с реальной жизнью.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 056 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 921
    • DOCX 2.9 мбайт
    • 18 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Павлова Светлана Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Павлова Светлана Николаевна
    Павлова Светлана Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 8
    • Всего просмотров: 62483
    • Всего материалов: 31

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 351 человек

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 75 человек

Мини-курс

Введение в медиакоммуникации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Дизайн-проектирование: теоретические и творческие аспекты дизайна

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы программирования и мультимедиа: от структуры ПО до создания проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек