Главная / Начальные классы / Урок по окружающему миру "Млекопитающие, их многообразие" (1 класс)

Урок по окружающему миру "Млекопитающие, их многообразие" (1 класс)

УМК «Гармония».
Конспект урока окружающего мира по теме «Млекопитающие, их многообразие» -

1 класс

Кудрякова Лидия Пантелеевна, учитель начальных классов МБОУ «Храбровская СОШ» Гурьевского района, Калининградской области


Схема конспекта урока

Тема урока. Дата

«Млекопитающие, их многообразие» март 2014 г.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель урока

Познакомить учащихся с многообразием млекопитающих (зверей), с существенными признаками этой группы животных, их отличительными признаками


Основные понятия

Млекопитающие (звери), их существенные признаки; морское млекопитающее; правило безопасного и экологически грамотного поведения с животными


Задачи урока

Предметные: сформировать у детей понятие о млекопитающих как о части животного мира; научить выявлять существенный признак и отличительные признаки данного вида животных.

Метапредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой, формировать умение сравнивать, находить сходства и различия, выделять среди признаков существенный признак, объединять (классифицировать) животных, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, отвечать на вопросы, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах.

Личностные: воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим, привлекать семью к проблеме помощи животным; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу в группе.


Используемые педагогические технологии, методы и приёмы

ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения), системно-деятельностный подход, технология работы в группе; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание


Список учебной и дополнительной литературы

- О.Т. Поглазова, В.Д. Шилина. Окружающий мир: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 — 4-е изд. переработан и доп. - Смоленск; Ассоциация XXI век, 2012. - 96 стр.


- А.А. Плешаков От Земли до неба; атлас-определитель. М; Просвещение, 2010.-222с.


- Книжки-раскраски И. Моткова «Калининградский зоопарк». Калининград: Живём, 2012.

Оборудование и материалы

Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран, колонки). Атласы-определители 3 шт. с закладками; разрезные картинки, картинки зверей; ребусы; карточки с названиями животных; карточки для задания «Найди лишнее»; карточки для кластера; листы для самооценки. Презентация « Млекопитающие

Калининградского зоопарка»

Ход и содержание урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный этап. Мотивация

Цель — проверка готовности к уроку, установление эмоционального контакта

II. Этап повторения изученного

Цель выявить знания учащихся по изученной ранее теме «Разнообразие животных»

III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала

Цель — активизация мыслительной деятельности, умение находить общее и различие, формирование темы урока

Работа в паре « Найди лишнее» (Определить какое животное «лишнее» и почему?)

Составление кластера на доске:

Животные: птицы, рыбы, насекомые, звери.





Разгадайте ребусы (ЗАЯЦ, ЛИСА, ВОЛК, МЕДВЕДЬ, НОСОРОГ, КОРОВА)

Какое животное лишнее?

Назовите главный признак этих животных, к какой группе животных они относятся?

Какую тему будем изучать?

А есть ли у этих животных ещё название?


Сформулируйте тему урока

Ученики в каждой группе рассматривают картинки и находят «лишнее» животное

Каждая пара называет своё лишнее животное, к какой группе животных относятся.

На доске ученики выставляют карточки ЖИВОТНЫЕ

РЫБЫ, ПТИЦЫ, ЗВЕРИ, НАСЕКОМЫЕ.

Учащиеся разгадывают ребусы: (волк, лиса, носорог, заяц, медведь, корова)


Высказывания детей (корова – домашнее животное)


- Звери (тело покрыто шерстью)

Ответы детей

Млекопитающие (прочитали в учебнике)

Называют тему урока.

IV. Этап актуализации знаний

Цель — выявить первоначальные знания учащихся по теме, подготовить к восприятию новых знаний



Работа по учебнику стр.30

Тема: «Млекопитающие».

- Каких животных вы видите?

- Что вы о них знаете?

- А почему их ещё называют млекопитающими? (Слово млекопитающие произошло от соединения двух слов: ”млеко”, что на древнеславянском языке означало молоко и ”питающие”, то есть кормящие, вскармливающие.)

На доске ВЫВОД:

Кормят детёнышей …

Тело покрыто …

Число ног … (4)

Рассматривание иллюстраций

Называют признаки группы «Звери»




Вскармливают молоком своих детёнышей



V. Этап получения новых знаний

Цель сравнение признаков зверей с признаками других животных выявление признаков присущих только млекопитающим, самостоятельное формулирование вывода и проверка по учебнику

Стр. 31-32 рассмотрим группы животных. Можно ли их объединить в одну группу? По каким признакам?

Чем различаются?

Составляется кластер на доске детьми.


Доказать по учебнику. Чтение вывода стр. 33 (хорошо читающими детьми)

4 ноги, тело покрыто шерстью. Вскармливают молоком своих детёнышей (главный признак)

По месту обитания (кит, дельфин, жираф, ёж)

Строению тела. Способ питания.

Чтение вывода: Все звери выкармливают своих детёнышей молоком. Но детёныши у них появляются по разному. Например: утконос откладывает яйца. Кенгуру донашивает детей в особой складке на животе – сумке. Не все млекопитающие имеют 4 ноги и густую длинную шерсть. Например: киты и дельфины.

VI. Физкультминутка

Цель - реализация двигательной активности, развитие творческого потенциала, формирование уверенности в себе, знакомство с повадками животных

Упражнение «Отражение»

Превратитесь, пожалуйста;

- в сердитого льва

- испуганного зайца,

- печального и грустного козлёночка,

- хитрую лису,

- свирепого волка;

- радостную мартышку

Кого из зверей было легче всего изображать? Почему?

Дети встают друг против друга и выполняют задание учителя, используя мимику животного.







- Мартышку. Улыбаться было легче и приятней.

VII. Этап применения изученного. Практическая работа учащихся


Цель — умение работать в группе, вести учебный диалог, работать с дополнительной литературой; расширение кругозора учащихся, умение добывать информацию из иллюстраций, текста, использовать жизненный опыт, развитие речи, умение выражать свои мысли, слушать и дополнять ответ товарищей




Где можно встретить животных — млекопитающих?

На стр.33 рассмотрите фотографии и определите животных, которые здесь побывали.

Как они выглядят? Подготовить сообщение, пользуясь атласом — определителем А.А. Плешакова «От Земли до неба»

В лесу, в поле, в море, на улице. Называют млекопитающих


Крот, бобр (две группы готовят сообщение)


Третья группа готовит сообщение о еже

VIII. Этап контроля и самоконтроля

Цель — проверить усвоение материала

Работа в тетради на печатной основе Выполнение учащимися теста в рабочей тетради:

4 ноги, тело покрыто шерстью. Вскармливают молоком своих детёнышей (главный признак)

IX. Этап коррекции

- О чём грустит ёжик?

- Можно ли приносить ежей домой? - Почему?

Дайте совет девочке.

Игра «Найдите маму для детёныша» (карточки с названием детёнышей зверей расположены в кабинете в разных местах: на стенах, шкафах, доске), у учеников на столах карточки с названиями взрослых животных. Задание: найти маму для детёныша.

На доске осталась карточка ПИНГВИНЁНОК. Почему мама не нашла своего детёныша?

На следующем уроке мы узнаем, к какой группе животных относится это животное.


- Где живётся зверям лучше на воле, в квартире или в зоопарке?

- Для чего нужны зоопарки?

- Почему исчезают животные?

- Как вы можете помочь нашим братьям меньшим?

Показ книжки-раскраски

И. Моткова «Калининградский зоопарк». Калининград: Живём, 2012.

Один рубль с каждой проданной книжки будет передан зоопарку. Этой суммы хватит на 1 тонну бананов для обезьян или на 5 тонн сена для слона.

А теперь совершим виртуальную экскурсию в Калининградский зоопарк. (Просмотр презентации «Млекопитающие Калининградского зоопарка»)

Ответы детей

Дети дают девочке совет, почему нельзя приносить ежей домой.


Ученики с названием млекопитающего находят своего детёныша

( лисёнок, медвежонок, слонёнок, щенок, котёнок и т. д.)



Это не млекопитающее, не относится к зверям.

Нет основных признаков: 4 ноги, тело покрыто шерстью, не выкармливает своих детёнышей молоком.

Ответы детей:


- Животным лучше живётся на воле. В зоопарке люди ухаживают за животными.

- Зоопарки помогают сохранить и не исчезнуть животным, которые оказались на грани исчезновения.

- Помогать бездомным кошкам, собакам, приносить излишки овощей для животных зоопарка.

X. Этап подведения итогов

Цель - подведение итогов, формирование вывода

Кто такие млекопитающие?

Ответы детей.

XI. Этап рефлексии

Цель - вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке

Оцените свою работу на уроке (Р), работу в группе (Г), и отметьте, понравился ли вам урок (П)

Самооценка.

Работа оценивается на шкалах






Урок по окружающему миру "Млекопитающие, их многообразие" (1 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Урок соответствует тематическому планированию по курсу «Окружающий мир» (УМК «Гармония»). По типу – это урок открытия новых знаний по теме «Млекопитающие".  Урок предназначен для учащихся 1 класса. Цель урока: познакомить с многообразием млекопитающих (зверей), с существенными признаками этой группы животных, их отличительными признаками и  сравнение признаков зверей с признаками других животных,  выявление  признаков присущих только млекопитающим.

Автор Кудрякова Лидия Пантелеевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1651
Номер материала 23323
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓