Главная / Начальные классы / Урок по окружающему миру по теме "Экологическая безопасность" (3 класс)

Урок по окружающему миру по теме "Экологическая безопасность" (3 класс)

Пояснительная записка

Тема: «Экологическая безопасность», 3 класс

Цель: Выявить экологические проблемы на планете Земля, постараться найти пути решения некоторых из них

Задачи:

  • раскрыть сущность понятия «экологическая безопасность», показать причины возникновения цепи загрязнения;

  • познакомить с правилами экологической безопасности


Планируемые результаты

Предметные:

  • анализировать цепь загрязнения, приводить примеры;

  • знать пути поступления загрязняющих веществ в организм;

  • иметь представление о мерах по охране окружающей среды

Метапредметные:

  • понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить;

  • оценивать достижения на уроке;

  • работать в парах, группах: формулировать определения понятий, моделировать взаимосвязи между объектами в окружающем мире;

Личностные:

  • проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире;

  • проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки;

  • определять мотивы учебной деятельности


Оборудование: учебник «Окружающий мир», 3 класс А.А. Плешаков, рабочая тетрадь «Окружающий мир», 3 класс А. А. Плешаков, М.: «Просвещение» 2013, поурочные разработки «Технологические карты уроков», 3 класс Ю. И. Глаголева, клип на песню «Давайте сохраним»

Тип урока: урок открытия нового знания

Формы работы: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.


Данный урок является седьмым в разделе «Наша безопасность».

Для организации эмоционального настроя детей на урок использовала прием слушания экологической сказки.

На этапе целеполагания я предложила детям самим сформулировать цель урока, использовав «приём неоконченного предложения», что позволило им легко сформулировать цель урока.

Работа с материалом учебника и последующим его проговариванием учениками позволило убедиться в практической значимости проблемы: здоровье человека зависит от того, как он относится к окружающей среде, человек и природа тесно связаны между собой. На данном этапе была предложена групповая форма работы детей на уроке.

Одному ученику из каждой группы было предложено дать полный ответ на предложенное задание, что способствовало развитию у детей коммуникативных навыков, поощрялись учителем и дополнения к ответу другими членами группы.

С целью привития навыков сотрудничества детей на уроке, внимательного отношения к выступающему, на этапе первичного закрепления, ученики из других групп прокомментировали ответы одноклассников, что помогло учителю проверить уровень усвоения материала.

В течение урока, старалась привлекать детей к их жизненному опыту, использовались личные примеры учеников. В конце урока был проведён самоконтроль учащихся в виде теста, что позволило им проверить свои знания по данной теме и сделать выводы кому и над чем ещё надо поработать.

Постаралась подвести итог урока, с привлечением детей, отмечая значимость знаний, приобретённых на уроке в дальнейшем.

Рефлексия урока носила учебную направленность и показала осознанность приобретённых знаний. Этап рефлексии был закончен на эмоциональной ноте, показ клипа «Давайте сохраним». Слова песни призывают людей, беречь друг друга и сохранять окружающую природу.

На уроке прослеживалась смена видов деятельности: фронтальная работа, работа с учебником, просмотр и прослушивание клипа, самостоятельная работа. Для снятия утомляемости на уроке была проведена физкультминутка.

Знания, полученные на уроке, будут применены в жизни.























п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся



1





























2











3









4

























































5









































6





























































7









8









9










































Мотивация к учебной деятельности





























Актуализация необходимых знаний











Постановка учебной задачи урока







Организация познавательной деятельности































































Физминутка















































Самоконтроль







































































Самопроверка и самооценка











Домашнее задание







Рефлексия



Ребята, наш урок я хочу начать с прочтения одной сказки. Послушайте, пожалуйста.

Жил старик на берегу широкой глубокой реки. Как-то раз стал он ловить неводом рыбу. Закинул он первый раз невод, пришёл к нему невод с одними лишь консервными банками. Во второй раз закинул старик невод, пришёл к нему невод с башмаками, палками да бутылками. Закинул он невод в третий раз. И попал к нему в невод… рак. И вдруг заговорил рак человеческим голосом:

- Не отпускай меня, старик, обратно в речку. А посади меня в аквариум с чистой водою. За это сослужу тебе службу. Буду тебе говорить, какая вода – чистая, а какая – нет.

- Как вы думаете, почему рак не захотел жить в речке?

- Почему вода в речке стала грязной?

- А только ли речка страдает от пагубного отношения человека к природе?

- Что угрожает нашей планете?



- Мы уже много говорили о безопасности дома, на улице, в природе. А как вы понимаете словосочетание «экологическая безопасность»?

Есть такое высказывание: «Встал утром, умылся, приведи в порядок планету». К сожалению все чаще и чаще мы забываем об этом. Отсюда и возникают экологические проблемы вначале у нас в доме, затем в селе, а потом и на планете Земля. Поэтому тема нашего урока «Экологическая безопасность» (слайд 1)



- Давайте попробуем вместе сформулировать учебную задачу урока, постарайтесь продолжить предложения. Мы обсудим экологические проблемы, попробуем найти пути решения некоторых из них, познакомимся с правилами экологической безопасности.



-Поможет нам в этом экология. Давайте вспомним, что это такое?

Экологи пытаются определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа, как добиться взаимопонимания и сотрудничества.



Давайте поработаем с учебником на с. 31-32 и постараемся ответить на вопрос: « Что экологи называют цепью загрязнения и как можно защитить свое здоровье в данной ситуации?»

- Проследите по рисунку цепь загрязнения. Приведите свой пример.









-Составьте свою цепь загрязнения в рабочей тетради и проверьте друг друга.

-Расскажите, что у вас получилось?

Чтобы человек был здоровым ему необходимо оградить, обезопасить, защитить себя от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды.

Что же такое экологическая безопасность? (слайд 4)

Проверьте правильность определения с помощью учебника, запишите в рабочей тетради определение понятия «экологическая безопасность».



-Ребята, посмотрите на схему «Пути поступления загрязняющих веществ в организм человека».

- Предположите, как можно защититься от поступления загрязняющих веществ через воздух, воду, продукты питания?



-Сейчас мы разделимся на три группы. Каждая группа работает по одному из направлений.

1 группа: как защититься от загрязнённого воздуха;

2 группа: как защититься от загрязнённой воды;

3 группа: как защититься от загрязняющих веществ

в продуктах питания.

- Дополните схему в рабочей тетради, показав с помощью ключевых слов или условных знаков правила защиты от загрязняющих веществ.



-Кто готов начать свое выступление?

Другие группы внимательно слушают выступающего, запоминают материал и готовятся дать ответ на вопрос учителя по материалу выступающей группы.

- Кто виноват во всех этих бедах?

И больше всего от этого он сам и страдает.

- Сейчас достаточно часто можно встретить на упаковках некоторых продуктов питания, средств бытовой химии, на ярлыках одежды вот такие значки. (слайды 5-6)

-Встречал ли кто-то из вас эти знаки? Рассмотрите их и выскажите предположение, что они обозначают?

Эти знаки наносят на упаковки с товарами, изготовленными без применения вредных для человека веществ. Во многих странах есть магазины, в которых продаются такие продукты. Их называют экологически чистыми.

- Почему многие люди покупают их, хотя они дороже обычных?



Конечно, главное для общества - не допускать загрязнения среды, охранять воздух, воду, почву. И для этого, как вы знаете, многое делается, но полностью решить эту проблему пока не удается.

Поэтому каждому человеку необходимо соблюдать правила личной экологической безопасности.

- Я предлагаю вам самостоятельно выполнить тест

тест

1.Что такое цепь загрязнения?

а) когда загрязняющие вещества попадают в реку;

п) когда загрязняющие вещества попадают в организм растений, животных, а затем оказываются в продуктах питания.

2. Какими путями в организм человека попадают вредные вещества из окружающей среды?

в) через воздух, воду, почву;

р) через воздух, воду и продукты питания.

3. Что такое экологическая безопасность?

а) растения и животные, люди живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду;

о) экологическая безопасность- это защита от вредного действия загрязненной окружающей среды.

4. Как можно себя защитить от загрязнённого воздуха?

к) отойди в сторону;

г) не находись в тех местах, где накурено.

5. Как защититься от загрязнённой воды?
н) пить очищенную воду;
б) пить только родниковую воду;
в) постараться никогда не купаться.

6. Какие правила личной экологической безопасности связаны с продуктами питания?

а) собирай ягоды и грибы вдоль дорог;

о) пользуйся экологически чистыми продуктами.

7. Цепь загрязнения

с) вытоптанные тропинки;

з) сжигание листвы, гибель насекомых, дым (ядовит).

Проверка теста. Ключевое слово "Прогноз".

-Поднимите руку те, у кого получилось данное слово?

-Как вы оцениваете свою работу на уроке и её результаты?

Учитель отмечает тех, кто добился успехов, и обнадёживает тех, у кого ещё не всё получилось



-Я предлагаю вам два задания на выбор: 1задание: придумать и нарисовать в тетради на с. 21условные знаки экологической безопасности и 2 задание: нарисовать плакат «Сохраним природу родного края»



На этом наш урок заканчивается и остается только подвести итоги.

Что нового узнали? Что наиболее запомнилось? Достигли ли мы поставленных целей?

Я предлагаю закончить наш урок на эмоциональной музыкальной ноте, посмотрев клип о красоте нашей планеты Земля.



Дети внимательно слушают





















-Потому что там грязная вода

- В результате деятельности человека

- Нет. Воздух, вырубка лесов, истребление животных и т.д.

-Проблема загрязнения окружающей среды человеком



-Варианты ответов детей















(слайд 2)

Мы обсудим…..

Попробуем найти…..

Познакомимся…….

-Экология, это наука об охране окружающей среды

и происходящих в ней процессах



Работа с учебником с 31-32

-Ответы детей



-Человек ловит рыбу в загрязнённом водоёме. Рыба не экологически чистая, человек использует её в пищу и в результате это приводит к заболеванию. (слайд 3)

-Взаимопроверка











- Это защита человека от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды







-Варианты ответов детей





Работа по учебнику



( с. 33-34)


(с. 34)

(с. 35)

Работа детей в группах

Работа в тетради с. 21





Поочередное выступление групп. Выступает 1 человек от каждой группы.



-Виноват человек.









-Экологически безопасная продукция











- Потому что они полезны для здоровья человека.











- Самостоятельная работа детей





















-Высказывания детей























Дети смотрят клип «Давайте сохраним»



Урок по окружающему миру по теме "Экологическая безопасность" (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Данный урок является седьмым в разделе «Наша безопасность».

Для организации эмоционального настроя детей на урок использовала прием слушания экологической сказки.

            На этапе целеполагания я предложила детям самим сформулировать цель урока, использовав «приём неоконченного предложения», что позволило им  легко сформулировать  цель урока.

 

Работа с материалом учебника и последующим его проговариванием учениками позволило убедиться в практической  значимости проблемы: здоровье человека зависит от того, как он  относится к окружающей среде,  человек и природа тесно связаны между собой. На данном этапе была предложена групповая форма работы детей на уроке.

          Одному ученику из каждой группы было предложено дать полный ответ на предложенное задание, что способствовало развитию у детей коммуникативных навыков, поощрялись учителем и дополнения к ответу другими членами группы.

            С целью привития навыков сотрудничества детей на уроке, внимательного отношения к выступающему, на этапе первичного закрепления, ученики из других групп прокомментировали ответы одноклассников, что помогло учителю проверить уровень усвоения материала.

В течение урока, старалась привлекать детей к их жизненному опыту, использовались личные примеры учеников.  В конце урока был проведён самоконтроль учащихся в виде теста, что позволило им проверить свои знания по данной теме и сделать выводы кому и над чем ещё надо поработать.

            Постаралась  подвести итог урока, с привлечением детей, отмечая значимость знаний, приобретённых на уроке в дальнейшем.

     Рефлексия урока носила учебную направленность и показала осознанность приобретённых знаний. Этап рефлексии был закончен на эмоциональной ноте, показ клипа «Давайте сохраним». Слова песни призывают людей, беречь друг друга и сохранять окружающую природу.

         На уроке прослеживалась смена видов деятельности: фронтальная работа, работа с учебником, просмотр и прослушивание клипа, самостоятельная работа.  Для снятия утомляемости на уроке была проведена физкультминутка.

 Знания, полученные на уроке, будут применены  в жизни.                                                                             

 

 

Автор Кряжева Лариса Витальевна
Дата добавления 30.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1772
Номер материала 6039
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓