Главная / Начальные классы / Урок по окружающему миру на тему "Вставай, страна огромная" 3 класс УМК "Школа 2100" и презентация

Урок по окружающему миру на тему "Вставай, страна огромная" 3 класс УМК "Школа 2100" и презентация

Документы в архиве:

6.5 КБ Thumbs.db
781.21 КБ Аудио.wma
4.06 МБ свящвойна1.wmv
7.39 МБ текст.wmv
113 КБ технологическая карта урока Вставай, страна огромная.doc
7.12 МБ урок по истории Вставай страна 1.ppt

Название документа технологическая карта урока Вставай, страна огромная.doc


Составлена учителем начальных классов МОУ «Вятская средняя общеобразовательная школа» Гребенщиковой Л.А

Класс – 3 класс

Предмет: окружающий мир (обществознание)

Учебник – «Окружающий мир» А.А.Вахрушев, Д.Д. Данилов, Е. В. Сизова, С.В.Тырин. Издательство «Баласс», М., 2008 2 часть: «Мое Отечество»

Образовательная программа «Школа 2100»

Технологическая карта урока

Тема:

«Вставай, страна огромная»

Тип урока:

Комбинированный урок

Цель урока:

расширить первичные представления учеников о Великой Отечественной войне, показать разрушительные последствия распространения фашизма

Задачи:

  • создать образ Великой Отечественной войны как

тяжелейшего испытания, выпавшего на долю жителей нашей страны, образ войны, в которой народ сплотился ради спасения Отечества и мира от ужасов фашизма

  • совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения;

  • развивать коммуникативные навыки работы в группах;

  • развивать познавательный интерес к героическому прошлому, развивать память, внимание

  • создать условия для появления у детей чувства гордости за героическое прошлое своей страны, продолжить формирование негативного отношения к завоевательным войнам путем показа страдания народа в ВОВ, воспитывать активную гражданскую позицию детей, чувство патриотизма

Формы работы:

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Ресурсы:

Печатные средства: Учебник – «Окружающий мир» А.А.Вахрушев, Д.Д. Данилов, Е. В. Сизова, С.В.Тырин. 2 часть: «Мое Отечество», «Методические рекомендации для учителя»

Аудиовизуальные: видеоматериал о Великой Отечественной войне; сл. В. Лебедев-Кумач, музыка А. Александрова, «Священная война» слова в исполнении ансамбля п/у А.Александрова, «День Победы»

Стихотворение Ираиды Мордовиной «Заря вставала над Землёй…».

Наглядные: выставка орденов и медалей участника войны-дедушки ученика класса Иванова А., презентация, портреты полководцев

Раздаточный материал: карточки с заданиями для групп Приглашенный гость - папа Иванова А..

Интернет-ресурс:
http:// shkola.edu.ru/ http:// www.yandex. ru/


Планируемый результат:

личностные

Общеучебные умения

предметные

Чувственно - эмоциональное отношение к миру: создать условия для появления у детей чувства гордости за героическое прошлое своей страны, продолжить формирование негативного отношения к завоевательным войнам


Познавательные и регулятивные умения:

-целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи;

-умение структурировать знание, работать по алгоритму

Коммуникативные умения

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, выслушивать мнения ребят, работая в группе

умение управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

Базовый уровень - по стандарту и программе:

-учащиеся должны знать, что Великая

Отечественная война тяжелейшее испытание, выпавшее на долю жителей нашей страны, что в борьбе народное единство - сплочение помогло отстоять свободу;

Освоят понятия: битва за Москву, Сталинградская битва, фашисты; образы исторических личностей: Г.К. Жуков, А.Гитлер


Повышенный уровень:

понять: фашизм - идеология человеконенавистничества, чувство ответственности за судьбу страны




Этап урока и его цель

Задачи:

Деятельность

обучающихся

Результат

  1. Организационные действия (самоопределение к деятельности)

Один, никому неизвестный грек по имени Герострат, желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление. Герострат поджег красивый храм Артемиды в городе Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став известным. Каждый человек, хочет он этого или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о тех событиях и людях, которые своими поступками оставили огромный след в истории.

Цель: организация учащихся к готовности к предстоящей деятельности на уроке, нацеливание, мотивировать на совместную работу


Развитие интереса и повышение мотивации

II Постановка проблемы и актуализация знаний.

1.-Какие ваши любимые праздники? Какие чувства вызывает слово праздник? С каким настроением идут на праздник люди?

Какой сделаем вывод: Праздник - это радость, веселье, воспоминания о хороших событиях. На доске запись:

2. (Вещи из музея) (Слайд 1)

-Что объединяет все эти вещи? (связаны с войной). Как называется эта война? Почему эта война получила название «Великая» и «Отечественная»? Что решалось в этой войне? (судьба страны..)

Как вы думаете, какова тема нашего урока? (посвящена ВОВ, назовем ее «Вставай, страна огромная!») Слайд 2)

3.- Послушайте куплет из песни, скажите, как называют День Победы? (Слайд 3)

«День Победы - «праздник со слезами на глазах». Какое вы заметили противоречие? - Какой вопрос у нас возникает?

Проблема урока: Почему День Победы называют «праздником со слезами на глазах»? (Слайд 4)

3.- Послушайте куплет из песни, скажите, как называют День Победы? (Слайд 3)

«День Победы - «праздник со слезами на глазах». Какое вы заметили противоречие? - Какой вопрос у нас возникает?

Проблема урока: Почему День Победы называют «праздником со слезами на глазах»? (Слайд 4)

-Что могут вспоминать люди, прошедшие войну?



Цель: организация восприятиязадания учащимся.





Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений




Подведение к проблеме урока.







Определяют тему урока (посвящена ВОВ)






Ученики формулируют с помощью учителя основной вопрос (проблему) урока: Почему День Победы называют «праздником со слезами на глазах»?


Версии детей.

(На доске запись:

-страх за себя, близких, свою Родину,

-погибших родных, товарищей,

- разрушенные дома, -голод, -смерть



Первичное формирование регулятивных умений: определять и формулировать цель деятельности на уроке.

III. Поиск решения проблемы.(открытие нового знания)

- Где мы можем проверить свои предположения? (В книге)

1.Начало Великой Отечественной войны.

( работа по учебнику с 100…, )

_ Кто захватил власть в Германии? Кто стоял во главе? (фашисты, А.Гитлер). (Слайд 5)

Что внушили они немецкому народу? Такая политика – это распространение идеологии фашизма.

-Что начали гитлеровцы?

Вывод: 1939 год – гитлеровцы начали вторую мировую войну (Слайд 5)и на доску)


-Почему война называется Мировой? ( Вовлечены многие государства).

Вслед за Польшей фашистам покорилась Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. 12 европейских стран были захвачены фашистами. (карта) (Слайд 6)

Что произошло 22 июня?

22 июня 1941 год - гитлеровцы напали на Советский Союз, началась Великая Отечественная война (Слайд 7)

-Каким оказалось это нападение для простых советских людей?

-Вспомним, что строили советские люди после первой мировой войны? Какие чувства вы бы испытали на месте людей, с таким трудом построившим к 40 годам хх века новый дом, и теперь столкнувшиеся с врагом, который хочет не только разрушить этот дом, но и отнять землю на которой он стоит?

-Кто поднялся на защиту Родины? Весь народ перед лицом опасности сплотился.

-Посмотрим, как это было. (слайд 8…..)

– 22 июня 1941г. 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке – от Баренцева моря до Черного моря. Гитлер рассчитывал на молниеносную войну. Через полгода от Советского Союза должно было остаться лишь воспоминание. Но планам его не суждено было сбыться.

(Слайд 9) Одно из первых сражений произошло у пограничной Брестской крепости. К 22 июня 1941 года в крепости дислоцировалось 8 стрелковых батальонов, всего 7—8 тысяч человек. С немецкой стороны штурм крепости был поручен 45-й пехотной дивизии (около 17 тысяч человек) По плану крепостью следовало овладеть к 12 часам первого дня войны.

22 июня в 3:15 по крепости был открыт ураганный артиллерийский огонь, заставший гарнизон врасплох. В результате были уничтожены склады, водопровод, прервана связь, нанесены крупные потери гарнизону. В 3:45 начался штурм. Неожиданность атаки привела к тому, что гарнизон был разбит на несколько отдельных очагов. Ежедневно защитникам крепости приходилось отбивать 7—8 атак, причём применялись огнемёты; 26 июня пал последний участок обороны Цитадели. Одна из надписей в крепости гласит: “Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20.VII.41 г.” По показаниям свидетелей, стрельба слышалась из крепости до начала августа. Ее защитники около месяца вели непрерывные бои.

Каждый день Великой Отечественной войны был подвигом на фронте и в тылу врага, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине.


2. События 1941-1945 г.

Важные события, происходившие в 1941-1945 годах, даты, вы будете искать в тексте учебника по группам.

Работа по группам. «Позади Москва», «С войной покончили мы счеты»

Задания для групп.

Задание для 1 группы: учебник с 102 «Позади Москва», 1,2 абзац (заканчивается: Фашисты были отброшены от Москвы на сотни километров.) Вопросы: отметьте важное сражение, при котором фашистские захватчики понесли первое поражение?

Кто показал пример героического подвига? Кто командовал нашей армией в битве за Москву?

Задание для 2 группы: учебник с 102 -103«Позади Москва», 3 абзац (начало «Однако фашистские войска……)Вопросы: отметьте в какой битве решалась судьба нашей Родины? Чьи слова стали призывом стоять насмерть? Какой мемориал открыт в память о той битве?

Задание для 3 группы: учебник с 103-104 «С войной покончили мы счеты» (до вопросов и карты)Вопросы: отметьте, что произошло весной 1945 года? Где был поднят красный флаг Победы? Когда фашисты признали свое поражение?

Задание для 4 группы: : учебник с 104 «С войной покончили мы счеты»( после карты)Вопросы: Почему люди радовались и не скрывали слез? Что вас удивило в рассказе автора?

Задание для 5 группы: учебник с 104 работа с картой.

Вопросы: пользуясь картой, ответь на вопрос : какие европейские страны были освобождены от фашистов Советской армией?



Цель: организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения нового текста;

восприятия нового материала на основе проблемного диалога

















































Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

-Продуктивное чтение

(«Горит и кружится планета», учебник с 100 и отмечают события на реке времени)









Проблемный диалог















































Работа по группам


Формирование познавательных и регулятивных умений





















































Формирование коммуникативных

умений,

предметных.


Освоение понятий: битва за Москву, Сталинградская битва, фашисты; образы исторических личностей: Г.К. Жуков, А.Гитлер


IV. Воспроизведение нового знания.

Проверка работы групп.

1 группа. Важное сражение, при котором фашистские захватчики понесли первое поражение – битва за Москву. Пример героического подвига показали 28 бойцов из дивизии генерала Панфилова. Слайд 10)

Дополнительный материал. 28 героев дивизии генерала И. В. Панфилова, сражаясь до последнего патрона, уничтожили под Волоколамском 18 танков противника и задержали продвижение к столице крупной танковой группировки врага. Когда кончились боеприпасы, солдаты с последними гранатами в руках бросались под гусеницы танков. Слова Вас. Клочкова: «Велика Россия, да отступать некуда - позади Москва!»,- облетели всю страну. Почти все они погибли.   Но не пропустили фашистов к Москве! Провалилась операция «Тайфун», рассчитанная на «окончательный» разгром главных сил Красной Армии и захват Москвы. Вывод: Сентябрь- декабрь 1941 год – битва за Москву (Слайд 12)

2 группа: учебник с 102 -103«Позади Москва», 3 абзац (начало «Однако фашистские войска……)

Вопросы: отметьте в какой битве решалась судьба нашей Родины? Чьи слова стали призывом стоять насмерть? Какой мемориал открыт в память о той битве?

В Сталинградской битве решалась судьба нашей Родины. Слова Вас. Зайцева «Для нас за Волгой Земли нет! Мы стояли и будем стоять насмерть!» были призывом для всех сражаться до конца. Был открыт мемориал на Мамаевом Кургане.

Вывод: 1942-1943 годы – Сталинградская битва (Слайд 13) Задание для 2 группы: учебник с 102 -103«Позади Москва», 3 абзац (начало «Однако фашистские войска……)

Вывод: 1942-1943 годы – Сталинградская битва (Слайд 13)

Дополнительный материал. Сталинградская битва у  Сталинграда, города на Волге длилась более 200 дней, больше 6 месяцев. В плен были взяты свыше 330 тысяч гитлеровцев. Эта битва переломила ход всей войны. Красная Армия сумела отстоять Кавказ и Сталинград, измотав врага, перешли в контрнаступление.
– Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда. Героическая оборона Ленинграда началась 10 июля 1941 г. Запасы продовольствия были крайне ограниченны, Каменного угля при строжайшей экономии могло хватить лишь до ноября, жидкого топлива до конца сентября. В Ленинграде начался голод. Население стало получать самую низкую норму за всё время блокады – 250г на рабочую карточку и 125г – на все остальные. Хлеб был сырой и состоял на две трети из примесей, его готовили из древесной целлюлозы и пшеничной пыли с мельницы. Он смешивался с горьким хлопковым маслом. Люди пекли печенье из столярного клея и сдирали со стен обои, чтобы съесть клейстер.
(Слайд 14-17)

Страшный был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Всему миру известен дневник одиннадцатилетней ленинградской школьницы Тани Савичевой, в котором она делала краткие записи о том, как у нее на глазах умирали ближайшие родственники.    Всю семью унесла блокада. Савичевы умерли. Умерли все. Не выжила и Таня. Её, правда, успели вывезти из Ленинграда, но голод настолько подорвал здоровье девочки, что она умерла.
Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников, а сегодня находится в музее Пискаревского кладбища.

 То, что увидели  советские  воины и о чём  вскоре узнал весь мир, было чудовищно. 22марта 1943г. карательный батальон окружил белорусскую деревню Хатынь. Каратели согнали всех жителей деревни в сарай и подожгли его. Затем подожгли и всю деревню. Тех, кто пытался спастись или сопротивлялся, расстреливали  на месте. В результате этой зверской акции погибло 149 мирных жителей, в том числе 75 детей. Чудом спаслись 2 мальчика и деревенский кузнец. (Слайд 18)
Концлагеря - страшный символ массового уничтожения людей гитлеровскими преступниками. В концлагерях люди умирали от голода, пыток, экспериментов которые ставили над ними.  Детский концлагерь. Детей использовали как доноров для сдачи крови, для раненых бойцов вермахта. (Слайд 19)

Задание для 3 группы: учебник с 103-104 «С войной покончили мы счеты» (до вопросов и карты)

Вопросы: отметьте, что произошло весной 1945 года? Где был поднят красный флаг Победы? Когда фашисты признали свое поражение? - Весной союзники вели последние бои с фашистами. Над главным зданием Берлина Рейхстагом был поднят красный флаг.

Вывод: 9 мая 1945 год – День Победы в Великой Отечественной войне (Слайд20)

Задание для 4 группы: : учебник с 104 «С войной покончили мы счеты»( после карты)

Вопросы: Почему люди радовались и не скрывали слез? Что вас удивило в рассказе автора?

- Люди радовались Победе. Не скрывали слез потому, что в каждой семье кого-либо оплакивали: или погибшего сына, или замученных фаш. палачами родителей, или увезенную в Германию дочь. (Из 24 выпускников до победы дожили трое.)

Вывод: Каждая семья оплакивала погибших родственников, война – это смерть, горе.

Задание для 5 группы: учебник с 104 работа с картой.

Вопросы: пользуясь картой, ответь на вопрос: какие европейские страны были освобождены от фашистов Советской армией?

(Польша, Чехословакия, Румыния, Венгрия, Австрия)

Вывод: Сентябрь 1945 год – окончание второй мировой войны (Слайд21)







Цель: организация совместной деятельности в группах.

Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, оценивать результаты работы

Ребята отвечают на вопросы по заданиям.


Формирование предметных, регулятивных УУД, познавательных УУД

V. Первичное применение знаний.

Работа в тетради закрепление

Рабочая тетрадь стр. 46 № 2

Записать даты, пронумеровать последовательность событий по картинкам.

Цель: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи


Самостоятельная и индивидуальная работа

Формирование регулятивных и предметных умений, осознание качества и уровня усвоения знаний

VI. Подведение итогов работы.

Почему же День Победы называют «праздником со слезами на глазах»?

Трудным был путь к победе, тяжёлой ценой она досталась народу. Не было в стране ни одной семьи, которую бы не затронула война. Отцы и сыновья уходили на фронт, матери и дочери помогали в тылу, работали на заводах, в госпиталях. В каждой семье кого-либо оплакивали. 27 миллионов жизней унесла война. В руинах были города и села. (Слайд 23)

-Скажите, верны ли были наши предположения?

-Скажите, есть ли свидетели или участники этой войны? (Ветераны Слайд 24)

-Ребята, в нашем классе у Иванова А. дедушка был участником ВОВ. Ордена и медали, которые заслужил дедушка, бережно хранятся как семейные реликвии. О них Андрей вместе с папой расскажут. (Выступление родителя)

-Мы благодарим Андрея вместе с Алексеем Александровичем за душевный рассказ, мы думаем, что вы гордитесь своим дедушкой, помните об этом всю жизнь.

-Ребята, выясните у родителей, кто из ваших родственников был участником войны?

Стих. (Слайд 25)

Люди, помните, какой ценой завоевано счастье, помните!

Ребята, на мероприятии, посвященном Дубровскому, вы писали сочинения, «Почему мы не хотим войны!». Пусть всегда будет мир! (Зачитываются отрывки из лучших сочинений).

- Ребята, в заключении, я предлагаю прочитать на слайде про себя стихотворение Ираиды Мордовиной «Заря вставала над Землёй…».


Цель: организовать понимание ценности выполненной деятельности


Связь с жизнью, поколениями.

Формирование негативного отношения к завоевательным войнам, сопричастность к судьбе страны.



Формирование личностных УУД,

чувство гордости за героическое прошлое своей страны

VII. Рефлексия деятельности на уроке.

- Что нового узнали?

- Что помогло узнать новое?

-Где пригодятся знания?

-Кто из ребят больше всех помог в «открытий» знаний на этом уроке?

(Слайд 26)


Домашнее задание.

Выполнить одно из заданий в рабочей тетради.

Мобилизация учащихся на рефлексию деятельности. Усвоение принципов само регуляции и сотрудничества.

Учиться совместно с другими учениками давать оценку деятельности на уроке.

Формирование регулятивных умений (оценивание своей деятельности).



Название документа урок по истории Вставай страна 1.ppt

Отшумела, отгремела Орудийная гроза, Только память то и дело Смотрит присталь...
1 из 31

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15
Описание слайда:

№ слайда 16
Описание слайда:

№ слайда 17
Описание слайда:

№ слайда 18
Описание слайда:

№ слайда 19
Описание слайда:

№ слайда 20 Отшумела, отгремела Орудийная гроза, Только память то и дело Смотрит пристально
Описание слайда:

Отшумела, отгремела Орудийная гроза, Только память то и дело Смотрит пристально в глаза. К солнцу тянутся берёзки, Пробивается трава, А на скорбном Пискарёвском Остановят вдруг слова: «Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».

№ слайда 21
Описание слайда:

№ слайда 22
Описание слайда:

№ слайда 23
Описание слайда:

№ слайда 24
Описание слайда:

№ слайда 25
Описание слайда:

№ слайда 26
Описание слайда:

№ слайда 27
Описание слайда:

№ слайда 28
Описание слайда:

№ слайда 29
Описание слайда:

№ слайда 30
Описание слайда:

№ слайда 31
Описание слайда:

Урок по окружающему миру на тему "Вставай, страна огромная" 3 класс УМК "Школа 2100" и презентация
  • Начальные классы
Описание:

    Урок по окружающему миру на тему "Вставай, страна огромная!"  разработан с применением технологии продуктивного чтения, проблемного диалога. Ребята определяют проблему урока, высказывают версии по данной проблеме.  Формы работы, методы направлены на осознание учащимися, что фашизм - идеология человеконенавистничества, осваивают важные исторические понятия: "Битва за Москву", "Сталинградская битва", знакомятся с блокадой Ленинграда. Используются кадры военной хроники. Прослеживается связь поколений, на уроке выступают отец с сыном об  орденах и медалях погибшего на фронте дедушки. Ребята работают в группах.

    К уроку прилагается презентация, которая может использоваться и на внеклассных мероприятиях.Думаю, что данная разработка пригодится учителям начальных классов, работающих по УМК "Школа 2100".

Автор Гребенщикова Лидия Александровна
Дата добавления 21.02.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 3865
Номер материала 56829
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓