Дидакти-ческая
структура урока.
Цели
этапа
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Задания
для учащихся, дидактические материалы
|
Плани-руемые
резуль-таты
/УУД/
|
Самоопре-деление к деятель-ности.
Цель: сформу-лировать
проблему.
|
Психологиче-ски настраивает на урок, мотивирует на
плодотворную работу, подводит обучающихся к осознанию темы.
|
Слушают заданные установки учителя, планируют
учебное сотрудничест-во, формулируют тему урока
|
Ключевым словом к нашему уроку будет слово лес.
Продолжим тему «Лесная зона»
Вспомним, какие типы лесов мы знаем.
(Ответы учащихся: лиственный, хвойный,
смешанный). Какие леса называют лиственными? Какие леса называют
хвойными? Какие леса называют смешанными? Слайд №2-4
|
Р.1
Л.2
|
Изучение
нового материала.
Цель:
дать
учащимся представ-ление о растениях смешан-
ного
леса
|
Организует
учащихся для групповой работы.
Образует
3 группы учащихся:
1
группа учащихся (ниже базового уровня);
2
группа учащихся (базовый уровень);
3
группа учащихся (повышенный уровень)
|
Распределяют-ся
по группам под руководством учителя.
|
А
сейчас ребята соотнесите породы деревьев с типами лесов.
На
доске карточки с названиями лесов и породами деревьев.
(Липа,
ель, берёза, дуб, сосна, березняк, дубрава, липняк, ельник, сосновый бор).
|
Л.1
|
а)
введение в тему урока.
Цель:
актуали-зировать
знания
учащихся по теме «Лесные зоны»
|
Организует
беседу с учащимися, сопровождает показом слайдов презентации.
|
Строят
высказывания в устной форме,
отвечают,
доказывают.
|
Почему
вы выбрали именно это название леса и породы деревьев?
Лиственный лес: берёза,
дуб, липа;
Хвойный лес: ель;
Смешанный лес.
Какие деревья растут в
смешанном лесу? (хвойные и лиственные деревья поровну).
Какие слова остались
лишние? (березняк, дубрава, липняк).
Куда мы их отнесём?
Почему? От какого слова они образованы? (берёза-березняк (это березовый
лес))
Слайд №5 Дуб-дубрава – это лиственный лес, обычно с преобладанием дуба.
Слайд №6. Липа-липняк лес, состоящие из одних лип.
Ель-ельник – это еловый
лес.. А какое ещё хвойное растение вы знаете? (сосна).
Слайд №7. А как вы думаете, как будет называться лес, где растут в основном
сосны?
(сосновый бор). А теперь найдите в словаре Ожегова значение этого слова. (бор –
сосновый лес; бор – боль-шой , густой хвойный лес).
Сосновый бор.
Давайте поговорим о
сосне.
Слайд №8. Сосна.
Я сейчас вам раздам
одинаковые тексты о сосне. Вы их должны внимательно прочитать. Затем опираясь
на текст, а также используя свои наблюдения, выполнить задания (Приложение
1, 2, 3, 4).
|
П.2
К.3
|
б)
работа в группах
Цель:
найти и извлечь информа-цию из текста
|
Предлагает
учащимся прочитать текст.
Сначала
раздаёт каждому ученику текст,
после
прочтения каждой группе учеников раздает карточки с вопросами.
|
Читают
текст, находят информацию и отвечают на вопросы .
|
Сосна — удивительное дерево. В переводе с латинского
языка слово «сосна» означает «скала». Сосны – высокие деревья, до 35 м, живут
до 150–200 лет. Ствол стройный, с красно-бурой растрескивающейся корой. Сосна
– светолюбивое растение. К почвам сосна неприхотлива и может расти как на
сухих песках, так и в условиях повышенной влажности. В сосновых лесах никогда
не бывает поваленных ветром деревьев, потому что их корни уходят очень
глубоко в почву. Сосна – лекарственное растение. Всё дерево богато смолой.
Смола затягивает раны на дереве. Зрелые шишки сосны тусклые. Семенами сосны
питаются белки, бурундуки, птицы. Лоси питаются молодыми побегами сосны. Хвоя
сосны – зимний корм глухарей.
Вопросы по группам:
1 группа (ниже базового уровня):
1.
Что означает в переводе с латинского языка слово «сосна?»
2.
Внешнее описание сосны.
2 группа (базовый уровень):
1.Найдите
предложение, где говорится о продолжительности жизни сосны. Попробуйте
ответить на вопрос: Почему сосны называют вековыми деревьями?
2.Как
вы понимаете значение слова «неприхотлива»? Ищете ответ в тексте.
3 группа (повышенный уровень):
В тексте вы встретились
с предложением: «Сосна – лекарственное растение» Докажите это, используя
жизненный опыт, наблюдения.
|
Л.1
Л.2
Р.2
К.3
П.3
|
в)
первичное закрепление о понятии «лекарственное растение»
Цель:
интегриро-вать и интерпрети-ровать сообщение текста
|
Показывает
слайды, направляет деятельность учащихся
|
Читают
текст с экрана интерактивной доски, перерабатыва-ют информацию, делают
выводы.
|
Итак,
давайте подведём итог.
Какого
же значение сосны в жизни человека? У сосны издавна замечено, что целебными свойствами обладает смола,
почки, хвоя, кора, семена.
Слайд № 9. Смола на Руси. Сосновую смолу называли
живицей. Живицу жевали для профилактики болезней зубов и десен, также она
славилась как ранозаживляющее средство.
Слайд №10. Почки.
В
почках сосны найдены эфирные и дубильные масла, витамин С.
Слайд №11 Хвоя.
Сосновая хвоя и кора также содержат большое количество эфирных
масел и поэтому обладают бактерицидными свойства-ми, в хвое содержатся витамины
группы Е и В. Настои и отвары из сосновой хвои и коры применяются для
повышения иммунитета, для лечения органов дыхания. Сегодня сосна
по-прежнему широко применяется в строительстве и в мебельном производстве.
Слайд № 12. Лес.
Как вы думаете, почему в
сосновых лесах строят летние-оздоровительные лагеря, санатории? (ответы
учащихся).
Слайд №13. Вот что я узнала из медицинского словаря. «Воздух в хвойном
лесу пропитан биологически активными веществами, которые обладают свойством
уничтожать болезнетворные микроорганизмы. Прогулки в хвойном лесу снимают
усталость и нервное напряжение, активизирует газообмен в легких и соответственно,
улучшает дыхание». Как вы думаете, есть ли сосны в наших краях?
Слайд №14. У нас в Лениногорском районе вблизи деревни, есть санатория
«Бакирово» особо охраняемая зона. Этот санаторий уникален своей природой:
там растут вековые сосны и встречаются животные и растения, которые занесены
в красную книгу. Бакирово- курорт, обладающий
уникальными возможностями. Здесь сама природа заботится о здоровье
людей. Грязь с редчайшими целебными свойствами, минеральные источники,
живописный ландшафт, живительный воздух помогает лечению больных.
|
Л.1
Л.2
Р.2
К.3
П.3
|
Физминутка
Цель:
снять напряжение у учащихся, подготовить к дальней-шему восприятию темы
|
Показывает
упражнения.
|
Выполняют
совместно с учителем на фоне тихой музыки
|
Трава маленькая-маленькая, (делают приседания)
Деревья высокие-высокие, (поднимают руки вверх)
Ветер деревья качает-качает (вращаются)
То направо, то налево наклоняет, (наклоняются
вправо, влево)
То вверх, то назад, (потягиваются вверх, назад)
То вниз сгибает. (наклоняются вперед)
Птицы летят-улетают. (машут руками-«крыльями»)
Ученики тихонько за парты садятся. (садятся за парты)
|
Р.2
|
в)
первичное
закрепле-ние по
изученному
Цель:закре-пить
поня-тие «ярус»
|
Организует
ситуацию первичного закрепления,
называет
понятия и просит
учащихся
назвать или показать «ярус»
|
Записывают
в тетрадях
|
Лес – дом для растений и животных, как для нас –
наши квартиры. И этот дом, как и наши дома, тоже многоэтажный. Только в лесу
этажи называются ярусами. Что это за этажи-ярусы, мы сейчас узнаем. Запишите
в тетрадях подзаголовок «Ярусы леса».
Как вы думаете, что же это такое? Количество ярусов зависит от типа
леса.
|
К.2
П.2
Р.2
|
г)
практи-ческая работа
Цель:
показать на схеме
|
Организует
работу с учащимися
|
Выполняют
задание, осуществляют самоконтроль по предложен-ному учителем образцу (на
доске заготов-ка: ярусы леса. Карточки с названиями ярусов постепенно
прикрепляются у каждой ступеньки)
|
Вопросы и задания учени-кам:
1.Какой ярус самый высокий? (Деревья). Какие деревья самые высокие? (Дуб, ель, сосна, береза).
2.Какой ярус следует за
деревьями и находится ниже? (Деревья пониже: рябина, ольха, осинае)
3. Какой ярус
следует по вашему мнению дальше? (Кустарники).
4. Какие кустарники вы
знаете? (Шиповник, бересклет, малина)
5. Спускаемся
еще на один ярус. Что находится ниже кустарников? (Травы, мхи и
лишайники (сфагнум, кукушкин лен)).
6.Любой дом имеет
фундамент. А есть ли в лесном доме такой фундамент? (Да, это почва.) В
почве подземные коммуникации – корни деревьев и трав, которые образуют
самый нижний ярус. Итак, сколько ярусов выделяют в лесу? Перечислите их.
|
П.1
Р.2
К.2
|
д)
знаком-ство с профессией лесника
Цель:
расширить знания учащихся о профессиях
|
Знакомит
с профессией
лесника
|
Слушают
вопрос учителя, обсуждают, сообщают свои знания
|
Кто
непосредственно занимается охраной и защитой лесов? Давайте вернемся к нашему
ключевому слову лес-лесник. Человек благородный профессии. После тех знаний
о лесе, я думаю, может из вас некоторые выберут профессию лесника, чтобы
защищать и охранять природу
|
П.1
Р.1
Л.1
|
Закрепле-ние
Цель:
закрепить и системати-зировать знания учащихся
|
Организует
деятельность по применению новых знаний
|
Отвечают
на вопросы учителя
|
Интересно было на уроке?
С какими новыми
понятиями познакомились?
Кто может назвать тему
нашего урока?
|
П.1
Л.2
К.3
|
Рефлексия
деятельно-сти
Цель:
Соотнести цель урока и результат, наметить перспекти-ву следующей работы
|
Организует
рефлексию.
Что
вас удивило или о чем бы вы еще хотели узнать?
|
Осуществляют
самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты.
Намечают перспективу следующей работы
|
-Если ты все понял на
уроке, подними (синий квадрат)
- У тебя возникли
затруднения, подними (красный квадрат)
-Если у тебя остались
вопросы или ты что-то не понял, подними (зеленый квадрат)
|
П.1
К.2
|
Домашнее
задание
Цель:
закрепить полученные на уроке знания
|
Объясняет
выполнение задания в РТ
|
Принимают
сообщение о выполнении домашнего задания
|
РТ с.17 зад.35
Выполнить задания по
определению ярусов.
Учебник с.114-117 ознакомиться
с текстом, отметить вопросами, что будет непонятно для дальнейшего изучения
|
Р.1
К.3
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.