Главная / Начальные классы / Урок по окружающему миру на тему "Смешанные леса. Растения смешанного леса"

Урок по окружающему миру на тему "Смешанные леса. Растения смешанного леса"





окружающий мир

Класс  3



Тема: Смешанные леса. Растения смешанного леса.

Цель: Дать учащимся представление о растениях смешанного леса.

Задачи:

образовательныенаучить находить и извлекать информацию из текста;

интегрировать и интерпретировать сообщение текста;

развивающие развивать мышление, воображение, память;
– формировать умения добывать знания;

осмыслить и оценить сообщение текста;

воспитательные – воспитывать интерес к изучаемому материалу;

воспитывать любовь к окружающей среде.

Планируемые результаты (УУД):

познавательные – 1) осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

2) строить сообщения в устной форме;

3) анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

регулятивные – 1) принимать и сохранять учебную задачу;

2) принимать роль в учебном сотрудничестве;

коммуникативные – 1) строить понятные для партнера высказывания;

2) формулировать собственное мнение и позицию;

3) воспринимать другое мнение и позицию;

личностные – 1) интерес к предметно-исследовательской деятельности;

2) интерес к познанию окружающего мира;

3)ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей.

Ресурсы: учебник «Окружающий мир», 3 класс (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков), толковый словарь Ожегова, проекционная аппаратура, раздаточный материал, индивидуальные карточки, карточки с названиями ярусов.



Дидакти-ческая структура урока.

Цели этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Задания для учащихся, дидактические материалы

Плани-руемые

резуль-таты

/УУД/

Самоопре-деление к деятель-ности.

Цель: сформу-лировать проблему.

Психологиче-ски настраивает на урок, мотивирует на плодотворную работу, подводит обучающихся к осознанию темы.

Слушают заданные установки учителя, планируют учебное сотрудничест-во, формулируют тему урока

Ключевым словом к нашему уроку будет слово лес.

Продолжим тему «Лесная зона»

Вспомним, какие типы лесов мы знаем.

(Ответы учащихся: лиственный, хвойный, смешанный). Какие леса называют лиственными? Какие леса называют хвойными? Какие леса называют смешанными? Слайд №2-4

Р.1

Л.2

Изучение нового материала.

Цель:

дать учащимся представ-ление о растениях смешан-

ного леса

Организует учащихся для групповой работы.

Образует 3 группы учащихся:

1 группа учащихся (ниже базового уровня);

2 группа учащихся (базовый уровень);

3 группа учащихся (повышенный уровень)

Распределяют-ся по группам под руководством учителя.


А сейчас ребята соотнесите породы деревьев с типами лесов.

На доске карточки с названиями лесов и породами деревьев.

(Липа, ель, берёза, дуб, сосна, березняк, дубрава, липняк, ельник, сосновый бор).




Л.1

а) введение в тему урока.

Цель:

актуали-зировать

знания учащихся по теме «Лесные зоны»

Организует беседу с учащимися, сопровождает показом слайдов презентации.

Строят высказывания в устной форме,

отвечают, доказывают.


Почему вы выбрали именно это название леса и породы деревьев?

Лиственный лес: берёза, дуб, липа;

Хвойный лес: ель;

Смешанный лес.

Какие деревья растут в смешанном лесу? (хвойные и лиственные деревья поровну).

Какие слова остались лишние? (березняк, дубрава, липняк).

Куда мы их отнесём? Почему? От какого слова они образованы? (берёза-березняк (это березовый лес))

Слайд №5 Дуб-дубрава – это лиственный лес, обычно с преобладанием дуба.

Слайд №6. Липа-липняк лес, состоящие из одних лип.

Ель-ельник – это еловый лес.. А какое ещё хвойное растение вы знаете? (сосна).

Слайд №7. А как вы думаете, как будет называться лес, где растут в основном сосны?

(сосновый бор). А теперь найдите в словаре Ожегова значение этого слова. (бор – сосновый лес; бор – боль-шой , густой хвойный лес).

Сосновый бор.

Давайте поговорим о сосне.

Слайд №8. Сосна.

Я сейчас вам раздам одинаковые тексты о сосне. Вы их должны внимательно прочитать. Затем опираясь на текст, а также используя свои наблюдения, выполнить задания (Приложение 1, 2, 3, 4).

П.2

К.3

б) работа в группах

Цель: найти и извлечь информа-цию из текста

Предлагает учащимся прочитать текст.

Сначала раздаёт каждому ученику текст,

после прочтения каждой группе учеников раздает карточки с вопросами.

Читают текст, находят информацию и отвечают на вопросы .

Сосна — удивительное дерево. В переводе с латинского языка слово «сосна» означает «скала». Сосны – высокие деревья, до 35 м, живут до 150–200 лет. Ствол стройный, с красно-бурой растрескивающейся корой. Сосна – светолюбивое растение. К почвам сосна неприхотлива и может расти как на сухих песках, так и в условиях повышенной влажности. В сосновых лесах никогда не бывает поваленных ветром деревьев, потому что их корни уходят очень глубоко в почву. Сосна – лекарственное растение. Всё дерево богато смолой. Смола затягивает раны на дереве. Зрелые шишки сосны тусклые. Семенами сосны питаются белки, бурундуки, птицы. Лоси питаются молодыми побегами сосны. Хвоя сосны – зимний корм глухарей.

Вопросы по группам:

1 группа (ниже базового уровня):

1. Что означает в переводе с латинского языка слово «сосна?»

2. Внешнее описание сосны.

2 группа (базовый уровень):

1.Найдите предложение, где говорится о продолжительности жизни сосны. Попробуйте ответить на вопрос: Почему сосны называют вековыми деревьями?

2.Как вы понимаете значение слова «неприхотлива»? Ищете ответ в тексте.

3 группа (повышенный уровень):

В тексте вы встретились с предложением: «Сосна – лекарственное растение» Докажите это, используя жизненный опыт, наблюдения.

Л.1

Л.2

Р.2

К.3

П.3

в) первичное закрепление о понятии «лекарственное растение»

Цель:

интегриро-вать и интерпрети-ровать сообщение текста

Показывает слайды, направляет деятельность учащихся

Читают текст с экрана интерактивной доски, перерабатыва-ют информацию, делают выводы.

Итак, давайте подведём итог.

Какого же значение сосны в жизни человека? У сосны издавна замечено, что целебными свойствами обладает смола, почки, хвоя, кора, семена. 

Слайд № 9. Смола на Руси. Сосновую смолу называли живицей. Живицу жевали для профилактики болезней зубов и десен, также она славилась как ранозаживляющее средство

Слайд №10. Почки.

В почках сосны найдены эфирные и дубильные масла, витамин С.

Слайд №11 Хвоя.

Сосновая хвоя и кора также содержат большое количество эфирных масел и поэтому обладают бактерицидными свойства-ми, в хвое содержатся витамины группы Е и В. Настои и отвары из сосновой хвои и коры применяются для повышения иммунитета, для лечения органов дыхания. Сегодня сосна по-прежнему широко применяется в строительстве и в мебельном производстве.

Слайд № 12. Лес.

Как вы думаете, почему в сосновых лесах строят летние-оздоровительные лагеря, санатории? (ответы учащихся).

Слайд №13. Вот что я узнала из медицинского словаря. «Воздух в хвойном лесу пропитан биологически активными веществами, которые обладают свойством уничтожать болезнетворные микроорганизмы. Прогулки в хвойном лесу снимают усталость и нервное напряжение, активизирует газообмен в легких и соответственно, улучшает дыхание». Как вы думаете, есть ли сосны в наших краях?

Слайд №14. У нас в Лениногорском районе вблизи деревни, есть санатория «Бакирово» особо охраняемая зона. Этот санаторий уникален своей природой: там растут вековые сосны и встречаются животные и растения, которые занесены в красную книгу. Бакирово- курорт, обладающий уникальными возможностями. Здесь сама природа заботится о здоровье людей. Грязь с редчайшими целебными свойствами, минеральные источники, живописный ландшафт, живительный воздух помогает лечению больных.

Л.1

Л.2

Р.2

К.3

П.3

Физминутка

Цель: снять напряжение у учащихся, подготовить к дальней-шему восприятию темы


Показывает упражнения.



Выполняют совместно с учителем на фоне тихой музыки

Трава маленькая-маленькая, (делают приседания)

Деревья высокие-высокие, (поднимают руки вверх)

Ветер деревья качает-качает (вращаются)

То направо, то налево наклоняет, (наклоняются вправо, влево)

То вверх, то назад, (потягиваются вверх, назад)

То вниз сгибает. (наклоняются вперед)

Птицы летят-улетают. (машут руками-«крыльями»)

Ученики тихонько за парты садятся. (садятся за парты)


Р.2

в)

первичное закрепле-ние по

изученному

Цель:закре-пить поня-тие «ярус»


Организует ситуацию первичного закрепления,

называет понятия и просит

учащихся назвать или показать «ярус»


Записывают в тетрадях


Лес – дом для растений и животных, как для нас – наши квартиры. И этот дом, как и наши дома, тоже многоэтажный. Только в лесу этажи называются ярусами. Что это за этажи-ярусы, мы сейчас узнаем. Запишите в тетрадях подзаголовок «Ярусы леса».

Как вы думаете, что же это такое? Количество ярусов зависит от типа леса.

К.2

П.2

Р.2

г) практи-ческая работа

Цель: показать на схеме

Организует работу с учащимися

Выполняют задание, осуществляют самоконтроль по предложен-ному учителем образцу (на доске заготов-ка: ярусы леса. Карточки с названиями ярусов постепенно прикрепляются у каждой ступеньки)

Вопросы и задания учени-кам:

1.Какой ярус самый высокий? (Деревья). Какие деревья самые высокие? (Дуб, ель, сосна, береза).

2.Какой ярус следует за деревьями и находится ниже? (Деревья пониже: рябина, ольха, осинае)

3. Какой ярус следует по вашему мнению дальше? (Кустарники).

4. Какие кустарники вы знаете? (Шиповник, бересклет, малина)

5. Спускаемся еще на один ярус. Что находится ниже кустарников? (Травы, мхи и лишайники (сфагнум, кукушкин лен)).

6.Любой дом имеет фундамент. А есть ли в лесном доме такой фундамент? (Да, это почва.) В почве подземные коммуникации – корни деревьев и трав, которые образуют самый нижний ярус. Итак, сколько ярусов выделяют в лесу? Перечислите их.


П.1

Р.2

К.2

д) знаком-ство с профессией лесника

Цель: расширить знания учащихся о профессиях

Знакомит с профессией

лесника

Слушают вопрос учителя, обсуждают, сообщают свои знания

Кто непосредственно занимается охраной и защитой лесов? Давайте вернемся к нашему ключевому слову лес-лесник. Человек благородный профессии. После тех знаний о лесе, я думаю, может из вас некоторые выберут профессию лесника, чтобы защищать и охранять природу


П.1

Р.1

Л.1

Закрепле-ние

Цель: закрепить и системати-зировать знания учащихся

Организует деятельность по применению новых знаний

Отвечают на вопросы учителя

Интересно было на уроке?

С какими новыми понятиями познакомились?

Кто может назвать тему нашего урока?


П.1

Л.2

К.3

Рефлексия

деятельно-сти

Цель: Соотнести цель урока и результат, наметить перспекти-ву следующей работы

Организует рефлексию.

Что вас удивило или о чем бы вы еще хотели узнать?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты. Намечают перспективу следующей работы


-Если ты все понял на уроке, подними (синий квадрат)

- У тебя возникли затруднения, подними (красный квадрат)

-Если у тебя остались  вопросы или ты что-то не понял, подними (зеленый квадрат)


П.1

К.2

Домашнее задание

Цель: закрепить полученные на уроке знания

Объясняет выполнение задания в РТ

Принимают сообщение о выполнении домашнего задания

РТ с.17 зад.35

Выполнить задания по определению ярусов.

Учебник с.114-117 ознакомиться с текстом, отметить вопросами, что будет непонятно для дальнейшего изучения

Р.1

К.3



































12


Урок по окружающему миру на тему "Смешанные леса. Растения смешанного леса"
  • Начальные классы
Описание:

Анализ урока

Окружающий мир 3 класс

Тема: Смешанные леса. Растения смешанного леса.

Урок построен в соответствии с ФГОС, в рамках системно-деятельностного подхода.. Для достижения цели урока использована технологию развития критического мышления.

В  начале урока   создана  условия для мотивации. На этом этапе создана проблемная ситуация. Для активизации мышления учащихся использовала систему вопросов по новой теме.

Тему и задачи урока учащиеся определяют с помощью учителя, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

В начале урока был повторен ранее изученный материал, что позволяет лучше понять тему урока. Изложение нового материала условно разбивается на несколько дозированных этапов, каждый из которых связан с предыдущем. Учитель непринужденно организует переход от одного структурного элемента к другому.

Теоретический материал на уроке отличается глубиной и научностью  и представляется на уроке в виде карточки  и текстового материала из дополнительных изданиях,  рекомендуемых учителем . Это помогает  усвоить теоретический материал и обеспечивает его дальнейший анализ.

Использование презентации  дает возможность каждый этап урока превратить в относительно завершенный этап и контролировать процесс первичного понимания, осмысления и закрепления изложенного материала, при необходимости вернуться к определенному моменту урока вновь. Это помогает учащимся воспринимать урок как стройную, логически завершенную систему.

На уроке сочетается несколько форм и методов обучения, групповая работа, что  соответствует выбранному типу урока. Урок комбинированный.  Группы создает по уровни  познавательной активности. В процессе формирования знаний, умений и навыков используются объяснительно-иллюстративный метод обучения. Ученики формулируют сами  в группах вывод, выполняют задания по карточкам, повышают уровень самоконтроля. Вся работа  направлена на развитие речи учащихся, расширении кругозора. Учащиеся сначала высказывали свои предположения, а затем, путём осмысленного чтения текста проверяли свои предположения и делали соответствующие выводы.

Задания и вопросы, направленные на формирование УУД, присутствуют на всех этапах урока. Целесообразно  использованы в отношении достижения предметных и метапредметных результатов при  работе с карточками с названиями лесов и породами деревьев.

Проведённая  на уроке физпауза как один из элементов здоровьесберегающей технологии помогает учащимся расслабиться и настроиться на дальнейшую работу . На мой взгляд ,физпауза на фоне тихой музыки  помогает снять усталость ,преодолеть неудовлетворённость ,уныние , а слишком подвижных, живых учащихся  дисциплинирует и немного успокаивает.

Все содержание урока полностью соответствовано заявленной теме и современным дидактическим требованиям. Заявленные в начале урока задачи реализованы в полном объеме.

 

 

Автор Салахова Резида Назиповна
Дата добавления 28.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1527
Номер материала 5906
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓