Главная / Начальные классы / Урок по окружающему миру на тему "Природные зоны России. Тундра" (4 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Природные зоны России. Тундра" (4 класс)

Тема урока: «Природные зоны России. Тундра».

Цели:

познакомить обучающихся с природой тундры;

показать приспособленность обитателей тундры к условиям жизни;

выявить связи, сложившиеся между обитателями тундры;

познакомить обучающихся с занятиями населения тундры, показать их связь с природными условиями;

показать влияние деятельности человека на природу тундры и необходимость ее охраны;

способствовать формированию умения выделять главное;

развивать логическое мышление;

развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.

Оборудование урока:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник, тетрадь, иллюстрации, светофор (средство обратной связи).

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель. Ребята, давайте настроимся на работу, улыбнемся друг другу. (Слайд 2.)

Встало солнышко – ура!
Заниматься нам пора!
Учимся старательно,
Слушаем внимательно!
Думаем, запоминаем,
Дружно руки поднимаем!


2. Актуализация знаний.

Учитель. Вспомните, пожалуйста, какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке? (Природные зоны России.)

Учитель. С какой природной зоной мы познакомились? (Арктические пустыни.)

Работа с картой:

- Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь.

Учитель. У каждого на парте лежат тестовые задания. Выберите правильные ответы. (Самостоятельная работа.)

Тест «Арктика»


1. Природная зона арктических пустынь расположена…

а) на островах Тихого океана;

б) на островах Индийского океана;

в) на островах Северного Ледовитого океана.


2. Территория зоны…

а) густо заселена;

б) не имеет коренного населения.


3. В Арктике для растений и животных сложились…

а) суровые условия;

б) комфортные условия.


4. В ледяной зоне растут …

а) кедры, берёза, черёмуха;

б) лишайники, мхи, полярные маки;

в) бузина, орешник, айва.


5. В Арктике обитают животные:…

а) бобры, нутрии, хомяки:

б) волки, белые медведи, рыси;

в) моржи, белые медведи, тюлени.


6. Большое скопление птиц на скалах называют…

а) «птичьи рынки»;

б) «птичьи базары».


7. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:

а) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей;

б) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути;

в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану «птичьи базары».


Проверка самостоятельной работы проводится при помощи средств обратной связи. (Слайд 3.)

3. Постановка темы урока.

Учитель. А тему нашего урока вы узнаете, разгадав кроссворд: (Слайд 4.)


1

Т


Ю


Л


Ь


П


А


Н



2

К


У


Л


И


К

3

С


О


С


Н


А




4

М


Е


Д


В


Е


Д


Ь




5

О


З


Е


Р


О



6

К


Л


Ю


К


В


А


1. Степной цветок, имеющий самую разнообразную окраску.

2. Небольшая птица с тонким, острым клювом, живущая на озерах и болотах.

3. Вечнозеленое хвойное дерево.

4. Крупное всеядное млекопитающее леса.

5. Замкнутый естественный водоем.

6. Ягодный кустарник, растущий на болотах.

Учитель. О чём мы будем говорить на уроке? (О тундре.)

Учитель. О том, что в тундре растёт, и кто в тундре живёт.

4. Знакомство с новым материалом.

  • Географическое положение (работа по карте). (Слайд 5.)

Учитель. Зона тундры занимает побережье морей Северного Ледовитого океана, острова, расположенные к югу от зоны арктических пустынь, побережья Берингова и Охотских морей.

  • Климатические условия тундры. (Слайд 6.)

Суров климат тундры: уже в сентябре здесь начинается зима, которая длится 8 – 9 месяцев, а лето очень короткое и холодное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой бушуют вьюги. Сильные морозы сковывают природу. Нередко термометр показывает 40, 50, а то и 60 - градусов ниже нуля. Под снегом замерзшая земля, которая даже летом оттаивает на 40 см, а ниже вечная мерзлота. Говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую. Вода не испаряется и не впитывается в землю, а остается, по этой причине в тундре много болот. (Слайд 7.)

  • Растительный мир тундры.

Учитель. А сейчас мы познакомимся с представителями растительного мира тундры. (Чтение статьи из учебника на стр. 135.) (Слайд 8-16.)

Физминутка (Слайд 17.)

Совушка

Совушка-сова 
Совушка-сова, 
Большая голова, 
На пеньке сидит, 
Головой вертит, 
Во все стороны глядит, 
Да ка-а-ак полетит! 


  • Знакомство с представителями животного мира тундры. (Чтение статьи из учебника на стр. 135-137.) (Слайд 18-23.)

  • Взаимосвязь растительного и животного мира тундры.

Учитель. Восстановите цепи питания. (Работа в тетради задание 110.)

(Проверка работы проводится при помощи средств обратной связи. Один ученик читает, остальные проверяют.) (Слайд 24-25.)

  • Население и его занятия. (Слайд 26-28.)

  • Экологические проблемы. Охрана природы. (Слайд 29-31.)

Учитель. Освоение тундры приводит к возникновению экологических проблем. Часто из-за нерационального использования пастбищ исчезает ягель. К сильному загрязнению приводит добыча полезных ископаемых, особенно нефти. Вредное воздействие на почву и растительность оказывает транспорт. Тяжелые вездеходы разрушают тонкий слой почвы, который очень долго не восстанавливается.

Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные и птицы.

5. Итог урока.

Учитель. Давайте вспомним некоторых представителей растительного и животного мира тундры. (Игра «Найди лишнее».) (Слайд 32-33.)

Давайте будем беречь планету, (Слайд 34.)
Во всей Вселенной похожей нету.
Во всей Вселенной совсем одна.

Что будет делать без нас она?

Птицы, рыбы, звери

В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря.

Ведь небо без птиц – не небо,
Ведь море без рыб – не море,
И Земля без зверей –
не Земля!

- Выставление оценок.

6. Домашнее задание.

(Слайд 35.) Откройте дневники, запишите домашнее задание.

В учебнике стр. 134-139, читать, пересказывать, отвечать на вопросы; в тетради задание 114.

7. Рефлексия.

- Если вам на уроке всё было понятно и у вас сейчас хорошее настроение – поднимите светофоры зеленого цвета, если что-то осталось непонятным - красного цвета.

- Молодцы!

- Спасибо за урок!

- Урок окончен!



Урок по окружающему миру на тему "Природные зоны России. Тундра" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Тема: «Природные зоны России. Тундра».

Данный урок проводится в классе (в котором 32 чел.) средних возможностей, но где есть группа детей, мотивированных на изучение предмета.

Предмет: окружающий мир, 4 класс.

Программа: «Планета знаний»

Учебник и рабочая тетрадь: «Окружающий мир», часть 2 (авторы Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов).

Раздел: «Наша Родина на планете Земля» 2 часа в неделю, 68 часов за год.

Продолжительность урока – 40 минут.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

План урока

 

п/п

Структурные элементы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Временная реализация

1

Организацион ный момент

Проверка готовности к уроку. Мотивация обучающихся

Полная готов-ность класса и оборудования, быстрое вклю-чение учащихся в деловой ритм  

2 минуты

2

Актуализация знаний

Установление правиль-ности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащими-ся, выявление пробелов и их коррекция

Оптимальность сочетания конт-роля, самоконт-роля и взаимо-контроля для установления правильности вы-полнения задания и коррекция пробелов

5 минут

3

Постановка темы урока

Сообщение темы урока, разъяснение цели и задач урока

Разгадывание кроссворда, восприятие разъяснений учителя

5 минут

4

Знакомство с новым материалом

1. Вступительное слово учителя

2. Работа с картой

 

3. Работа с учебником

 

4. Работа в тетради

5. Охрана природы

Восприятие

 

Практическая работа

Обсуждение вопроса

Работа в парах

 

20 минут

5

Итог урока

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Получение учащимися информации о реальных результатах обучения

5 минут

6

Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, проверка соответствующих записей

Реализация необходимых достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития

2 минуты

7

Рефлексия

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуля-ции и сотрудничества

Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества

1 минута

 

Необходимое оборудование для урока:

·       проектор

·       Компьютер

·       Учебники

·       Рабочие тетради

 

·       Средства обратной связи (светофор)

Автор Темникова Татьяна Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 603
Номер материала 27014
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓