Главная / Начальные классы / Урок по окружающему миру на тему "

Урок по окружающему миру на тему "


Окружающий мир

Природа и ее сезонные изменения зимой.

Урок для учащихся 1 класса


Тихонова Надежда Ивановна , учитель начальных классов МОУ СОШ66

г. Саратова Саратовской области





Цели:

Обучающая: формирование умения распознавать времена года по существенным признакам.

Развивающая: устанавливать причинно — следственные связи сезонных явлений .

Воспитательные : воспитание любви к красоте родной природы.


Ход урока.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз,

Во дворе у снежной бабы,

Побелел морковный нос,

В речке встала вдруг вода

Неподвижна и тверда

Вьюга злится , снег кружится

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.

Вступительное слово учителя. Сегодня у нас необычный урок окружающего мира .

2.Актуализация знаний.

Ой. Кто-то стучится в дверь.Это кто? Вы его узнали? Это Незнайкаперсонаж из книги Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

          • Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам учится! Мои друзья Коротышки из Цветочного города прислали к вам, чтобы потом им написать письмо чему я научился.

Замечательно, мы как раз с ребятами смотреть картины собрались.Садись за парту и внимательно слушай.

Презентация картин «Зима».


-Вам понравились картины? Замечательно! На них показана красота нашей родной природы.Удивительное время года изображено на этих картинах.

      • Какое же это время года? И физминутку делали упоминали о нем?

      • Кто догадался?

      • Какие зимние явления в природе вы знаете?

      • Назовите , какой зимний месяц сейчас идет?А еще какие знаете?

      • Незнайка, ребята тоже нарисовали рисунки про зиму.

      • У них получились замечательные зимние сюжеты.

      • Посмотри на них.


    1. Игра «Приметы зимы».

-Сейчас поиграем в игру «Приметы зимы».

Кто больше назовет примет , тот получит фишку.



      1. Постановка проблемы.

Как много примет вы назвалицелый калейдоскоп.Связаны ли они между собой и какие наступают первыми?

Кто догадался , над какими задачами будем работать?

Трудные задачи.

      1. Сообщение темы урока. Сегодня нам предстоит узнать о природе и ее сезонных изменениях зимой.

      2. Работа по теме.

- Давайте обратимся к мнению художников, поэтов, хранителям народных традиций, ученымметеорологам.

Для того , чтобы хорошо поработать в команде надо хорошо отдохнуть.

Физминутка. Дует , дует, дует надувает

Белые снежинки с дерева срывает

И летят снежинки , кружат по дорожке

Падают снежинки прямо нам под ножки.

      1. Работа в командах.

Разделимся на 4 команды.

а) Команда «Художники».

Описывают Зиму с ее природными явлениями.

              • Какими красками рисуют художники зиму?

              • Какого цвета больше?

              • Почему?


б) Беседа. Все художники учатся у природы, она вдохновляет человека , дарит ему необыкновенные светлые чувства. Любуясь природой, человек хочет сохранить то, что его удивило и восхитило.

в) Команда «Поэты».

                • Внимательно вслушайтесь в каждую строку поэтов , как они описывают зиму.

г) Беседа. Каждый поэт пережил это состояние души.

                  • Какие чувства вызвали эти строки у вас ?


д) Команда «Хранители народных традиций».

                  • Какие загадки , приметы о зиме знают ребята?

Загадки передадим в письме Коротышкам.

Приметы зимы: Дым столбомк морозу.

Кошка клубкомбудет мороз.

Туман зимойк оттепели.

Что знаете о зимних месяцах?

В декабре , в декабре все деревья в серебре

В январе, в январе много снега на дворе. В феврале воет ветер в трубах громко.

- Как в народе называют зимние месяцы?

Декабрь — студеный.

На морозе и старик в припрыжку идет.

Январь — просинец.Новый год — к весне поворот.

Февраль — бокогрей. В феврале зима с весной встречается.

е) Беседа. Каждый год мы наблюдаем смену 4 времен года. На смену весне приходит лето, потом наступает осень и зима. Каждое время года имеет свои особенности, явления природы.С чем же связана смена времен года и явлений природы, На этот вопрос нам ответят наши ученые — метеорологи.Они каждый день записывают свои наблюдения в календарь природы и погоды:направление ветра, облачность, осадки.

Они провели исследование - положение солнца на небосводе весной, летом, осенью и зимой.

ж)Работа в парах. На листочках рассмотреть с соседом по парте исследования ученых и кто готов поднять руки домиком.

з) Рассказ ученых о положении солнца на небосводе: восход и закат солнца по часам. (весна-6ч, 18ч; лето -4ч,20ч; осень-6ч, 18ч; зима -8ч,16ч.)

и) Беседа .Солнце по — разному обогревает землю в течение года. Поэтому наступление времен года связано с положением солнца на небосводе.С наступлением зимы происходят важные изменения в природе. День становится коротким, а ночь длинной. Мы наблюдаем такие явления как снегопад, метели, вьюги, бураны, гололед, морозы, иней. Мир растений и животных как будто замирает.

к) Назовите последовательность наступления признаков зимнего сезона.


1. Солнце ниже ,

дни короче


2. Охлаждается и 3. Охлаждается и замерзает водоем,

замерзает почва дождь сменяется снегом , градом


4. Охлаждается

воздух

    1. Игра «Пантомима».

Описать каждой команде зимнее явление природы без слов. Другие команды отгадывают. (1.Лепка снеговика.2.Катание на лыжах. 3.Игра в снежки. 4.Катание на коньках.

    1. Графический диктант. Игра «Крестики — нолики».

Если вы согласны с высказыванием, то покажите + , если нет — то минус. Используйте веер для ответа.

. Обильное выпадение снега называют снегопадом +

. При оттепели снег замерзает-

. . Иней — бахрома на шубе -

. Гололедица — это подтаявший снег -

. Метель — это сильный ветер со снегом +

. Вьюга — снег крутит, вертит, свистит +

Беседа . Самый яркий признак зимы, Незнайка — это снег.

10.Тест. Работа в парах.

Выбери правильный ответ, закрась красным карандашом полоску к выбранному ответу.( В результате получается раскрашенная оценка 5.)


1.Почему зимним утром ветки деревьев белые?

От росы

от града

от дождя

от инея +

    1. Какое сезонное явление относится к зиме?

Образование сосулек

морозы+

листопад

    1. Как солнце поднимается над горизонтом зимой?

Ниже, чем осенью +

так же , как осенью

выше , чем оеенью

    1. Какого цвета зима?

Зеленого

серого

желтого

красного

белого +

    1. Какой зимний месяц знаешь?

Ноябрь

март

январь +

август

Ребята, вы сами оценили свои знания. Покажите друг другу оценку , которую получили.

За свои ответы вы заслужили отличной оценки.


11.Физминутка. Раз, два, три, четыре, пять — за урок получим пять.

12.Подведение итогов. Вам понравился урок?

- Какие задачи решали и решили ли мы их? Что имеет каждое время года?

- Связаны ли они между собой? От чего они зависят?

Спасибо за урок.Незнайке вручаем письмо с нашими загадками, пословицами, рисунками, чтобы он отослал своим друзьям Коротышкам и написал им в письме чему научился.Досвидания! До новых встреч! Благодарю всех за внимание.



Литература:

1.О.Н.Федотова. Окружающий мир: Хрестоматия [Текст]: 1 кл./О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова. - 2-е изд. -М.:Академкнига/Учебник,2011.

2.И.В.Кошкина, Е.Е.Морозова Материалы к теме: «Формирование и развитие естественно — научных и экологических понятий.»

3.Т.Ю.Целоусова. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир к УМК О.Н.Федотовой.



Урок по окружающему миру на тему "
  • Начальные классы
Описание:

 

                                          

                              МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

 

 

Учащиеся, поступая в 1 класс, уже имеют некоторый опыт природоведческих наблюдений, который не следует игнорировать при организации цели обучения. В связи с этим возникает необходимость перед началом системного изучения темы «Природа и ее сезонные изменения» выявить возможности и предпочтения школьников. Кроме того, учителю важно увидеть степень готовности учащихся в совместной коллективной работе. На достижение этих целей направлен мой урок.

В основе урока лежит игровая ситуация – это сказочные герои Цветочного города – Коротышки и Незнайка из книги Н. Носова «Незнайка и его друзья». Рассказывая об особенностях природы в разное время года, обучающиеся знакомятся с причинами смены времен года и причинно – следственными связями сезонных явлений. В игровой ситуации у детей появляется возможность ознакомиться с разными точками зрения и выявить свои предпочтения тому или иному способу познания.

Главные исследования детей – это наблюдения за деятельностью других людей. В центре внимания ребенок в деятельности с его знаниями, с позицией ученых, проявляющихся через игровую деятельность. Учитель узнает возможности и предпочтения – это изучение темы «Народные традиции».

Восприятие, ощущение, выявление особенностей восприятия и предпочтения этого сложного материала и есть реализация деятельностного подхода к образованию.

Сейчас в современном образовательном процессе большое внимание уделяется проектной деятельности школьников. Поэтому грамотнее говорить о реализации проектной задачи. И данный тип задачи позволяет увидеть стартовые возможности учащихся 1 класса. Цели урока можно воспринимать как проектную задачу.

 

        В связи с введением Федеральных  государственных образовательных стандартов изменились принципы обучения, цели и задачи, а также структура современных уроков. Структура , безусловно, зависит от типа урока и задач, которые учитель планирует решить. Известно, что ученик должен из послушного исполнителя превратиться в активного искателя нового знания, ведь именно знание, добытое таким образом, не забывается, сохраняется и активно используется ребенком в дальнейшей практике. Так должна проходить реализация системно – деятельностного подхода.

        На любом уроке в первом классе себе заинтересованного ученика, открывающего новое знание, не трудно. Например, на уроках по изучению окружающего мира – увлекательные опыты. А если их провел сам ребенок – такое,  точно, не забудется. На уроках литературного чтения – что  ни день, то новые звуки и буквы.  И развитие речи, и тексты увлекательные, и ситуации проблемные, и много ещё чего – скучать не приходится. Про уроки технологии нечего! С чем только не работает творец! И результаты всегда  впечатляют – и мама похвалит, и учитель. А на математике одни задачи чего стоят!» В процессе решения столько открытий можно совершить, гордость за себя испытать: смог, справился.

          Системно – деятельностный  подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения.  Основная педагогическая задача – организация условий инициирующих детское действие. Чему учить? Ради чего учить? Как учить?

          Системно – деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

          Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить учеников к той жизни, о которой сама ещё не знает.

            Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

             Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать типы и структуру урока в рамках ситемно – деятельностного подхода.

          Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

           уроки « открытия» нового знания;

           уроки рефлексии;

           уроки общеметодологической направленности;

           уроки развивающего контроля.

Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

 

 

    Так, структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:

1.Мотивация ( самоопределение) к учебной деятельности.

Данный  этап процесса  обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организую мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1)         создаю условия для возникновения у ученика внутренней потребности

включения в  учебную деятельность («хочу»).

2)         актуализирую требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаю тематические рамки («надо», «могу»).

В развитом варианте здесь происходят  процессы адекватного  самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставления учеником своего реального «Я» с образом  «Я – идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.

 

2.Актуализация и пробное учебное действие.

  

         На данном этапе организую подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

 Соответственно, данный этап предполагает:

1)         актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;2

2)         тренировку соответствующих мыслительных операций;

3)         мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» -      « могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

4)            фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного  учебного действия или его обоснования.

3.Выявление места и причины затруднения.

 

На данном этапе организую выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:

1)         Выполняется реконструкция выполненных операций м фиксация в языке ( вербально или знаково) шага, операции, где  возникло затруднение;

2)         учащиеся соотносят свои действия с используемым способом дейстий (алгоритмом, понятием т.д.), и на основе выявляют и  фиксируют во внешней речи причину затруднения – те, конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

 

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

 На данном этапе  учащиеся определяют цель урока -  устранение возникшего затруднения, предлагают  и согласовывают тему урока, а затем строят проект  будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

 

5.Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построения проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В   завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

 

6. Первичное закрепление с комментированием  во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия ( фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 

 

При проведении данного этапа использую индивидуальную форму работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение  организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа  состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

 

8.Включение в систему знаний и повторения.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, подбираю задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким  образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

 

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной деятельности на уроке. В  завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

        

 

 

 

 

                                     

                                   

       

       

Автор Тихонова Надежда Ивановна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 395
Номер материала 28821
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓