Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Учащиеся, поступая в 1 класс, уже имеют некоторый опыт природоведческих наблюдений, который не следует игнорировать при организации цели обучения. В связи с этим возникает необходимость перед началом системного изучения темы «Природа и ее сезонные изменения» выявить возможности и предпочтения школьников. Кроме того, учителю важно увидеть степень готовности учащихся в совместной коллективной работе. На достижение этих целей направлен мой урок.
В основе урока лежит игровая ситуация – это сказочные герои Цветочного города – Коротышки и Незнайка из книги Н. Носова «Незнайка и его друзья». Рассказывая об особенностях природы в разное время года, обучающиеся знакомятся с причинами смены времен года и причинно – следственными связями сезонных явлений. В игровой ситуации у детей появляется возможность ознакомиться с разными точками зрения и выявить свои предпочтения тому или иному способу познания.
Главные исследования детей – это наблюдения за деятельностью других людей. В центре внимания ребенок в деятельности с его знаниями, с позицией ученых, проявляющихся через игровую деятельность. Учитель узнает возможности и предпочтения – это изучение темы «Народные традиции».
Восприятие, ощущение, выявление особенностей восприятия и предпочтения этого сложного материала и есть реализация деятельностного подхода к образованию.
Сейчас в современном образовательном процессе большое внимание уделяется проектной деятельности школьников. Поэтому грамотнее говорить о реализации проектной задачи. И данный тип задачи позволяет увидеть стартовые возможности учащихся 1 класса. Цели урока можно воспринимать как проектную задачу.
В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов изменились принципы обучения, цели и задачи, а также структура современных уроков. Структура , безусловно, зависит от типа урока и задач, которые учитель планирует решить. Известно, что ученик должен из послушного исполнителя превратиться в активного искателя нового знания, ведь именно знание, добытое таким образом, не забывается, сохраняется и активно используется ребенком в дальнейшей практике. Так должна проходить реализация системно – деятельностного подхода.
На любом уроке в первом классе себе заинтересованного ученика, открывающего новое знание, не трудно. Например, на уроках по изучению окружающего мира – увлекательные опыты. А если их провел сам ребенок – такое, точно, не забудется. На уроках литературного чтения – что ни день, то новые звуки и буквы. И развитие речи, и тексты увлекательные, и ситуации проблемные, и много ещё чего – скучать не приходится. Про уроки технологии нечего! С чем только не работает творец! И результаты всегда впечатляют – и мама похвалит, и учитель. А на математике одни задачи чего стоят!» В процессе решения столько открытий можно совершить, гордость за себя испытать: смог, справился.
Системно – деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения. Основная педагогическая задача – организация условий инициирующих детское действие. Чему учить? Ради чего учить? Как учить?
Системно – деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить учеников к той жизни, о которой сама ещё не знает.
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать типы и структуру урока в рамках ситемно – деятельностного подхода.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
уроки « открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Так, структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:
1.Мотивация ( самоопределение) к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
С этой целью на данном этапе организую мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:
1) создаю условия для возникновения у ученика внутренней потребности
включения в учебную деятельность («хочу»).
2) актуализирую требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаю тематические рамки («надо», «могу»).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставления учеником своего реального «Я» с образом «Я – идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.
2.Актуализация и пробное учебное действие.
На данном этапе организую подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;2
2) тренировку соответствующих мыслительных операций;
3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - « могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;
4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обоснования.
3.Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе организую выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:
1) Выполняется реконструкция выполненных операций м фиксация в языке ( вербально или знаково) шага, операции, где возникло затруднение;
2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом дейстий (алгоритмом, понятием т.д.), и на основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения – те, конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.
5.Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построения проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия ( фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа использую индивидуальную форму работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8.Включение в систему знаний и повторения.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, подбираю задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
6 656 178 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Тихонова Надежда Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.