Главная / Начальные классы / Урок по окружающему миру на тему

Урок по окружающему миру на тему

hello_html_m4b472067.gifТема: ПОСМОТРИ ВОКРУГ. ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН КОМПАС?

Учитель :Шестакова М.Н.

Цель урока: Изучить понятия «горизонт», «линия горизонта», «основные и промежуточные стороны горизонта»» познакомить учеников с прибором для определения сторон горизонта – компасом; научить определять стороны горизонта по местным признакам.

 Ход урока.

1. Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Ручка, книжка, и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять».

2.  Проверочная работа

Работа проводится в рабочих тетрадях «Проверь себя».

3.  «Посмотри вокруг» - беседа о Земле.

- Мы с вами живем на планете Земля. Вспомните, что вы знаете о нашей планете.  (ответы детей)

- А задумывались ли вы о том, какую форму имеет Земля?

Уже в древности мудрецы размышляли об этом. Они думали, что Земля – плоский остров, окруженный океаном, а над ним находится купол, по которому движется Солнце и Луна.

- Как вы думаете, правы были древние мудрецы?  ( ответы детей)

- Чтобы определить, кто прав,  послушайте рассказ В. Горькова И Ю. Авдеева «Как выглядит Земля»

(слайд)

- Так какой же формы Земля? ( Земля имеет форму шара)

(слайд)

В том, что Земля имеет форму шара, люди убедились еще задолго до того, как поднялись в космос. Когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морю, они заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале далеко в море появлялась мачта корабля:

Лишь при его приближении становится виден весь корабль.

Прошло много времени, и люди поняли, что так может быть только на Земле, которая по форме напоминает шар.

Почти пять веков назад отважный капитан Фернан Магеллан, плывя в одном и том же направлении на своем парусном корабле в течении несколько лет, обогнул Землю и вернулся обратно. Это стало еще одним доказательством шарообразной формы Земли.

4. Что такое горизонт?

Отправляясь в путешествия, люди узнавали все больше и больше нового о нашей планете. Земную поверхность, которую они видели вокруг себя, люди стали называть  горизонтом.

 

«Горизонт – земная поверхность, которую мы видим вокруг себя»

 

Детям показан слайд с «Холмистой равниной». Дети перечисляют по картинке предметы, видимые на горизонте

 

Рассмотрите фото на стр. 70 в учебнике, рисунки с изображением моря и корабля. Что общего между такими картинками? (Вдали небо как бы сходится с землей)

- Итак, граница горизонта, где небо как бы сходится с земной поверхностью, называется линией горизонта.

Дети хором проговаривают определение линии горизонта, затем показывают линию горизонта на фото в учебнике и на слайдах

- Как вы думаете, можно ли добраться до линии горизонта? (Ответы детей)

- Проведем опыт. Какую форму имеет планета Земля?  (Шар)

- Поэтому для опыта мы возьмем мяч, имеющий такую же форму.

5. Физкультминутка.

                                      Мы сейчас все дружно встанем

                                               (Дети встают)

                                      И немножко отдохнем.

                                               (Потягиваются)

                                      Вправо, влево повернитесь,

                                               (Повороты)

                                      Наклонитесь, поклонитесь!

                                               (Наклоны)

                                      Руки вверх и руки вбок,

                                               (Движения руками)

                                      И на месте прыг да скок!

                                               (Прыжки на месте)

                                      А теперь бегом вприпрыжку,

                                               (Бег на месте)

                                      Молодцы вы, ребятишки!

6. Стороны горизонта.

- Все чаще жители древних стран надолго уплывали от своей родины, отправлялись в далекие путешествия по Земле. Как же они находили дорогу домой?  (Ответы детей)

                  

                   С давних пор люди умели ориентироваться на местности, используя заметные предметы и положения небесных тел. Они, например, говорили: «От большой горы пойдешь в сторону заката и выйдешь к реке». Различали четыре основных направления, которые называли «сторонами света». Сейчас мы называем их сторонами горизонта.

                   То направление, где Солнце поднимается выше всего и сильнее греет, они назвали югом. Оттуда ветер чаще приносит теплый воздух. Противоположнее направленное направление, где Солнце никогда не появляется, и откуда дуют холодные ветры, назвали севером. На востоке Солнце всходит, на западе садится.


  


                                                        С

 

 

 

 

                                     З                                    В

 

 

 

 

                                                        Ю

На схемах и картах север всегда обозначают вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа.

Но кроме основных сторон горизонта есть еще и промежуточные: северо-восток, северо-запад, юго-восток, юго-запад.

Дети записывают названия сторон у себя в учебнике.

- Рассмотрите рис. Схемы на с. 71. Назовите какими буквами обозначены основные и промежуточные стороны горизонта на этом рис.

7. Как ориентироваться на местности.

- Каким же образом можно определить стороны горизонта?  (Ответы детей)

-  С давних времен люди определяли стороны горизонта по местным природным признакам

 

(слайд)

 

Пользоваться местными приметами нужно умело, поскольку точность ориентирования с их помощью зависит от времени года и характера местности. По возможности желательно определять направления сторон по нескольким предметам.

8.Для чего нужен компас?

- Шло время и люди изобрели особый прибор для точного определения сторон горизонта. Кто знает, как он называется?  (Компас)

Компас состоит из таких частей как – корпус, магнитная стрелка, предохранитель.

9. Закрепление    изученного.

                   - Отгадайте загадку:

                                      Ни начала, ни конца,

                   Ни затылка, ни лица.

                   Знают все, и млад и стар,

                   Что она – большущий шар     (планета Земля)

- Приведите доказательства, что Земля имеет форму шара.  (Снимки из космоса, кругосветные путешествия, исчезновения удаляющихся предметов, например, кораблей, за линией горизонта.)

- Отгадайте загадку:

                   Он и летом и зимой –

                   Между небом и землей.

                   Хоть всю жизнь к нему иди –

                   Он все будет впереди.

                                               (Горизонт, линия горизонта)

- Что такое горизонт? Линия горизонта?

- Покажите линию горизонта на слайде

- Назовите основные стороны горизонта. Как они расположены по отношению друг к другу, покажите

- Назовите промежуточные стороны горизонта, как они расположены по отношению к основным сторонам горизонта, покажите.

                   Качается стрелка

                   Туда и сюда,

                   Укажет нам север

                   И юг без труда.

                                      (Компас)

- Для чего нужен компас? Назовите и покажите части компаса.

- Можно ли определить стороны горизонта, не пользуясь компасом?

Домашнее задание

Читать учебник на стр. 70 – 75 пересказать

Знать термины, объяснять их

 



Урок по окружающему миру на тему
  • Начальные классы
Описание:

Тема: ПОСМОТРИ ВОКРУГ. ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН КОМПАС?

Учитель :Шестакова М.Н.

Цель урока: Изучить понятия «горизонт», «линия горизонта», «основные и промежуточные стороны горизонта»» познакомить учеников с прибором для определения сторон горизонта – компасом; научить определять стороны горизонта по местным признакам.

 Ход урока.

1. Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Ручка, книжка, и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять».

2.  Проверочная работа

Работа проводится в рабочих тетрадях «Проверь себя».

3.  «Посмотри вокруг» - беседа о Земле.

- Мы с вами живем на планете Земля. Вспомните, что вы знаете о нашей планете.  (ответы детей)

- А задумывались ли вы о том, какую форму имеет Земля?

Уже в древности мудрецы размышляли об этом. Они думали, что Земля – плоский остров, окруженный океаном, а над ним находится купол, по которому движется Солнце и Луна.

- Как вы думаете, правы были древние мудрецы?  ( ответы детей)

- Чтобы определить, кто прав,  послушайте рассказ В. Горькова И Ю. Авдеева «Как выглядит Земля»

(слайд)

- Так какой же формы Земля? ( Земля имеет форму шара)

(слайд)

В том, что Земля имеет форму шара, люди убедились еще задолго до того, как поднялись в космос. Когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морю, они заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале далеко в море появлялась мачта корабля:

Лишь при его приближении становится виден весь корабль.

Прошло много времени, и люди поняли, что так может быть только на Земле, которая по форме напоминает шар.

Почти пять веков назад отважный капитан Фернан Магеллан, плывя в одном и том же направлении на своем парусном корабле в течении несколько лет, обогнул Землю и вернулся обратно. Это стало еще одним доказательством шарообразной формы Земли.

4. Что такое горизонт?

Отправляясь в путешествия, люди узнавали все больше и больше нового о нашей планете. Земную поверхность, которую они видели вокруг себя, люди стали называть  горизонтом.

 

«Горизонт – земная поверхность, которую мы видим вокруг себя»

 

Детям показан слайд с «Холмистой равниной». Дети перечисляют по картинке предметы, видимые на горизонте

 

Рассмотрите фото на стр. 70 в учебнике, рисунки с изображением моря и корабля. Что общего между такими картинками? (Вдали небо как бы сходится с землей)

- Итак, граница горизонта, где небо как бы сходится с земной поверхностью, называется линией горизонта.

Дети хором проговаривают определение линии горизонта, затем показывают линию горизонта на фото в учебнике и на слайдах

- Как вы думаете, можно ли добраться до линии горизонта? (Ответы детей)

- Проведем опыт. Какую форму имеет планета Земля?  (Шар)

- Поэтому для опыта мы возьмем мяч, имеющий такую же форму.

5. Физкультминутка.

                                      Мы сейчас все дружно встанем

                                               (Дети встают)

                                      И немножко отдохнем.

                                               (Потягиваются)

                                      Вправо, влево повернитесь,

                                               (Повороты)

                                      Наклонитесь, поклонитесь!

                                               (Наклоны)

                                      Руки вверх и руки вбок,

                                               (Движения руками)

                                      И на месте прыг да скок!

                                               (Прыжки на месте)

                                      А теперь бегом вприпрыжку,

                                               (Бег на месте)

                                      Молодцы вы, ребятишки!

6. Стороны горизонта.

- Все чаще жители древних стран надолго уплывали от своей родины, отправлялись в далекие путешествия по Земле. Как же они находили дорогу домой?  (Ответы детей)

                  

                   С давних пор люди умели ориентироваться на местности, используя заметные предметы и положения небесных тел. Они, например, говорили: «От большой горы пойдешь в сторону заката и выйдешь к реке». Различали четыре основных направления, которые называли «сторонами света». Сейчас мы называем их сторонами горизонта.

                   То направление, где Солнце поднимается выше всего и сильнее греет, они назвали югом. Оттуда ветер чаще приносит теплый воздух. Противоположнее направленное направление, где Солнце никогда не появляется, и откуда дуют холодные ветры, назвали севером. На востоке Солнце всходит, на западе садится.

  

 

                                                        С

 

 

 

 

                                     З                                    В

 

 

 

 

                                                        Ю

На схемах и картах север всегда обозначают вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа.

Но кроме основных сторон горизонта есть еще и промежуточные: северо-восток, северо-запад, юго-восток, юго-запад.

Дети записывают названия сторон у себя в учебнике.

- Рассмотрите рис. Схемы на с. 71. Назовите какими буквами обозначены основные и промежуточные стороны горизонта на этом рис.

7. Как ориентироваться на местности.

- Каким же образом можно определить стороны горизонта?  (Ответы детей)

-  С давних времен люди определяли стороны горизонта по местным природным признакам

 

(слайд)

 

Пользоваться местными приметами нужно умело, поскольку точность ориентирования с их помощью зависит от времени года и характера местности. По возможности желательно определять направления сторон по нескольким предметам.

8.Для чего нужен компас?

- Шло время и люди изобрели особый прибор для точного определения сторон горизонта. Кто знает, как он называется?  (Компас)

Компас состоит из таких частей как – корпус, магнитная стрелка, предохранитель.

9. Закрепление    изученного.

                   - Отгадайте загадку:

                                      Ни начала, ни конца,

                   Ни затылка, ни лица.

                   Знают все, и млад и стар,

                   Что она – большущий шар     (планета Земля)

- Приведите доказательства, что Земля имеет форму шара.  (Снимки из космоса, кругосветные путешествия, исчезновения удаляющихся предметов, например, кораблей, за линией горизонта.)

- Отгадайте загадку:

                   Он и летом и зимой –

                   Между небом и землей.

                   Хоть всю жизнь к нему иди –

                   Он все будет впереди.

                                               (Горизонт, линия горизонта)

- Что такое горизонт? Линия горизонта?

- Покажите линию горизонта на слайде

- Назовите основные стороны горизонта. Как они расположены по отношению друг к другу, покажите

- Назовите промежуточные стороны горизонта, как они расположены по отношению к основным сторонам горизонта, покажите.

                   Качается стрелка

                   Туда и сюда,

                   Укажет нам север

                   И юг без труда.

                                      (Компас)

- Для чего нужен компас? Назовите и покажите части компаса.

- Можно ли определить стороны горизонта, не пользуясь компасом?

Домашнее задание

Читать учебник на стр. 70 – 75 пересказать

Знать термины, объяснять их

 

 

 

Автор Шестакова Мария Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1558
Номер материала 38916
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓