- 03.10.2020
- 4121
- 201
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Тема: ПОСМОТРИ ВОКРУГ. ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН КОМПАС?
Учитель :Шестакова М.Н.
Цель урока: Изучить понятия «горизонт», «линия горизонта», «основные и промежуточные стороны горизонта»» познакомить учеников с прибором для определения сторон горизонта – компасом; научить определять стороны горизонта по местным признакам.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Ручка, книжка, и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».
2. Проверочная работа
Работа проводится в рабочих тетрадях «Проверь себя».
3. «Посмотри вокруг» - беседа о Земле.
- Мы с вами живем на планете Земля. Вспомните, что вы знаете о нашей планете. (ответы детей)
- А задумывались ли вы о том, какую форму имеет Земля?
Уже в древности мудрецы размышляли об этом. Они думали, что Земля – плоский остров, окруженный океаном, а над ним находится купол, по которому движется Солнце и Луна.
- Как вы думаете, правы были древние мудрецы? ( ответы детей)
- Чтобы определить, кто прав, послушайте рассказ В. Горькова И Ю. Авдеева «Как выглядит Земля»
(слайд)
- Так какой же формы Земля? ( Земля имеет форму шара)
(слайд)
В том, что Земля имеет форму шара, люди убедились еще задолго до того, как поднялись в космос. Когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морю, они заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале далеко в море появлялась мачта корабля:
Лишь при его приближении становится виден весь корабль.
Прошло много времени, и люди поняли, что так может быть только на Земле, которая по форме напоминает шар.
Почти пять веков назад отважный капитан Фернан Магеллан, плывя в одном и том же направлении на своем парусном корабле в течении несколько лет, обогнул Землю и вернулся обратно. Это стало еще одним доказательством шарообразной формы Земли.
4. Что такое горизонт?
Отправляясь в путешествия, люди узнавали все больше и больше нового о нашей планете. Земную поверхность, которую они видели вокруг себя, люди стали называть горизонтом.
«Горизонт – земная поверхность, которую мы видим вокруг себя»
Детям показан слайд с «Холмистой равниной». Дети перечисляют по картинке предметы, видимые на горизонте
Рассмотрите фото на стр. 70 в учебнике, рисунки с изображением моря и корабля. Что общего между такими картинками? (Вдали небо как бы сходится с землей)
- Итак, граница горизонта, где небо как бы сходится с земной поверхностью, называется линией горизонта.
Дети хором проговаривают определение линии горизонта, затем показывают линию горизонта на фото в учебнике и на слайдах
- Как вы думаете, можно ли добраться до линии горизонта? (Ответы детей)
- Проведем опыт. Какую форму имеет планета Земля? (Шар)
- Поэтому для опыта мы возьмем мяч, имеющий такую же форму.
5. Физкультминутка.
Мы сейчас все дружно встанем
(Дети встают)
И немножко отдохнем.
(Потягиваются)
Вправо, влево повернитесь,
(Повороты)
Наклонитесь, поклонитесь!
(Наклоны)
Руки вверх и руки вбок,
(Движения руками)
И на месте прыг да скок!
(Прыжки на месте)
А теперь бегом вприпрыжку,
(Бег на месте)
Молодцы вы, ребятишки!
6. Стороны горизонта.
- Все чаще жители древних стран надолго уплывали от своей родины, отправлялись в далекие путешествия по Земле. Как же они находили дорогу домой? (Ответы детей)
С давних пор люди умели ориентироваться на местности, используя заметные предметы и положения небесных тел. Они, например, говорили: «От большой горы пойдешь в сторону заката и выйдешь к реке». Различали четыре основных направления, которые называли «сторонами света». Сейчас мы называем их сторонами горизонта.
То направление, где Солнце поднимается выше всего и сильнее греет, они назвали югом. Оттуда ветер чаще приносит теплый воздух. Противоположнее направленное направление, где Солнце никогда не появляется, и откуда дуют холодные ветры, назвали севером. На востоке Солнце всходит, на западе садится.
С
З В
Ю
На схемах и картах север всегда обозначают вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа.
Но кроме основных сторон горизонта есть еще и промежуточные: северо-восток, северо-запад, юго-восток, юго-запад.
Дети записывают названия сторон у себя в учебнике.
- Рассмотрите рис. Схемы на с. 71. Назовите какими буквами обозначены основные и промежуточные стороны горизонта на этом рис.
7. Как ориентироваться на местности.
- Каким же образом можно определить стороны горизонта? (Ответы детей)
- С давних времен люди определяли стороны горизонта по местным природным признакам
(слайд)
Пользоваться местными приметами нужно умело, поскольку точность ориентирования с их помощью зависит от времени года и характера местности. По возможности желательно определять направления сторон по нескольким предметам.
8.Для чего нужен компас?
- Шло время и люди изобрели особый прибор для точного определения сторон горизонта. Кто знает, как он называется? (Компас)
Компас состоит из таких частей как – корпус, магнитная стрелка, предохранитель.
9. Закрепление изученного.
- Отгадайте загадку:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она – большущий шар (планета Земля)
- Приведите доказательства, что Земля имеет форму шара. (Снимки из космоса, кругосветные путешествия, исчезновения удаляющихся предметов, например, кораблей, за линией горизонта.)
- Отгадайте загадку:
Он и летом и зимой –
Между небом и землей.
Хоть всю жизнь к нему иди –
Он все будет впереди.
(Горизонт, линия горизонта)
- Что такое горизонт? Линия горизонта?
- Покажите линию горизонта на слайде
- Назовите основные стороны горизонта. Как они расположены по отношению друг к другу, покажите
- Назовите промежуточные стороны горизонта, как они расположены по отношению к основным сторонам горизонта, покажите.
Качается стрелка
Туда и сюда,
Укажет нам север
И юг без труда.
(Компас)
- Для чего нужен компас? Назовите и покажите части компаса.
- Можно ли определить стороны горизонта, не пользуясь компасом?
Домашнее задание
Читать учебник на стр. 70 – 75 пересказать
Знать термины, объяснять их
6 655 712 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Шестакова Мария Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72/108/144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.