Главная / Начальные классы / Урок по окружающему миру "Земли восточных славян. Как хлеб на стол пришел"

Урок по окружающему миру "Земли восточных славян. Как хлеб на стол пришел"


Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №72

с углубленным изучением отдельных предметов










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


УРОК – окружающий мир



Образовательные технологии:


исследовательская деятельность

опережающее обучение (успешное обучение в старших классах)

работа в парах, в группах

демонстрация экспонатов выставки из фондов Ульяновского областного краеведческого музея с интерактивными элементами

методика самооценки



Тема: «Как хлеб на стол пришел»






Составила: Юдина Елена Павловна,

учитель начальных классов









Ульяновск 2014

Содержание

Пояснительная записка …………………………………………………………. 3

Цели и задачи урока ……………………………………………………………... 3-4

Оборудование ……………………………………………………………………. 4

Структура урока …………………………………………………………………. 4

Ход урока ………………………………………………………………………… 4-15

Используемая литература ………………………………………………………. 15

Учебно-методическое приложение …………………………………………….. 16-19




































Пояснительная записка к уроку окружающего мира

Направление: начальная школа

Тема урока: «Как хлеб на стол пришел?»

Характеристика класса: В классе 29 человека. Из них 15 мальчиков и 14 девочек. Дети с ослабленным зрением: Махалова Софья, Уресметова Софья.

Уровень подготовленности детей различный, есть дети с высоким (48,3%), средним (44,8%) и низким уровнем развития (6,9%). В целом, в классе благоприятный климат для воспитания и развития, как целостного коллектива, так и отдельной личности каждого ребёнка. Явные лидеры в классе есть: Казеева Полина, Чурсин Дмитрий, аутсайдеров нет. Дети дружат между собой и вовремя стараются прийти на помощь друг другу, в основном дети добрые, отзывчивые. С первого класса дети ведут активную социальнозначимую проектную деятельность. Свои знания и умения юные исследователи демонстрируют очно на мероприятиях различного уровня: школьной научно-практической конференции, региональном экологическом фестивале «Чистота родного края», региональном конкурсе исследований младших школьников «Малая академия», Международном Педагогическом Форуме «Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы».

Программа: «Окружающий мир», ОС «Система общего развития Л. В. Занкова»

Учебник: «Окружающий мир», 3 класс

Авторы: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков

Раздел: «Земли восточных славян»

Количество часов в неделю: 2 часа

Количество часов в год: 68 часов

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: словесные (метод бесед, дискуссий), наглядные (метод иллюстраций, метод демонстраций), практические (собирание картинок по временным этапам, исследование орудий труда и предметов хлебопечения наших далеких предков)

Технологии: элементы: здоровьесберегающей технологии (динамическая пауза, технология успеха в обучении); информационно – коммуникативной технологии (компьютерные презентации); технологии деятельностного мышления; технологии развития критического мышления (составление кластера; составление истинных высказываний); технологии проблемного обучения.


Цель и ожидаемый результат:

Расширить образовательное пространство изучаемой темы, используя возможности Ульяновского областного краеведческого музея: через удивление, яркие эмоции создать атмосферу деятельностного обучения.

Задачи урока:

1.Актуализировать знания обучающихся о хлебе, о его значении для человека.

2.Содействовать развитию познавательного интереса к жизни родного поселения, его прошлому, настоящему.

3.Организовать работу в парах, в группах.

4.Показать зависимость отношения к хлебу от экологической культуры человека.

5.Охарактеризовать особенности труда землепашца в Древней Руси на основе изучения экспонатов краеведческого музея, информации специалиста музея и в наше время на основе собственных наблюдений и фотоматериалов.

6.Организовать самооценивание учащимися работы на уроке.


Оборудование

Учебник  «Окружающий мир» 3 класс (автор Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир»  3 класс (автор Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков), физическая карта России, экспонаты выставки «Старинные орудия труда земледельцев и хлебопёков - коллекция из фондов Ульяновского областного краеведческого музея», презентация «Тайны хлебного царства», сигнальные карточки с цифрами 1, 2, 3, сигнальные кружки красного цвета и зеленого цвета, листы для самооценивания, дидактический материал.


Структура урока «Музей и школа – знания в квадрате»

Вводная часть – учебный кабинет в школе

1. Мобилизующее начало

2. Ориентировочно-мотивационный этап

Основная часть – выставочный зал Ульяновского областного краеведческого музея

3. Операционно-исполнительный этап

4. Рефлексивно – оценочный этап


Ход урока

Этапы урока;

Задачи

деятельности

обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Актуализация знаний

обучающихся

Вспомнить изученный ранее материал о труде древнего человека.

Что означает запись:

«Для Любознаек»?

-Какой раздел о жизни наших далеких предков мы изучаем?






-Какой деятельностью занимались первобытные народы? (Детям раздаются тексты с пропусками)


-Итак, предки славян были сначала собирателями и охотниками.

Рассмотрите предметы, которые вам приготовили (мука, вода, дрожжи).

-Для какого предмета это главные ингредиенты?

Кто главный для этих предметов: собиратель или охотник?

-Предложите такую деятельность человека, которая относится напрямую к хлебу.

-Чтобы появился хлебушек, кто сначала должен потрудиться

землепашец или хлебопек?

- Сегодня свои тайны раскроет перед нами

Хлебное царство- государство.

(Учитель открывает салфетку, а там -

большой каравай, испеченный заранее. Он отправляется в путь вместе с детьми.)

Мы себя называем Любознайками, потому что нам интересно открывать новые знания.

- Мы изучаем жизнь наших далеких предков в разделе «Земли восточных славян».

Работа в парах. Заполнить пропуски в тексте на листке. Сравнить свой вариант с эталоном: текстом учебника. (Приложение №1)








Обсуждение вариантов ответов.

-«Для хлеба».

Выяснили, что эти предметы не относятся к предложенным понятиям.

-«Хлеб – это продукт земледелия».



Рассуждения и объяснения.

-«Землепашец, а потом хлебопек»





Детям дается возможность ощутить вкусный запах каравая и принять душистый хлебушек для совместного путешествия.

Познавательные (логические)

Коммуникативные (работа в парах)

Регулятивные (контроль)

2.Целеполагание

Создание проблемной ситуации. Определить тему урока, поставить цель, наметить план учебных действий.

Игра «Всему свое место!»

Продолжаем наше путешествие по Хлебному царству- государству. Сейчас каждая группа получит по 4 карточки с изображением сельскохозяйственных машин, орудий труда и предметов хлебопечения нашего времени и прошлого.

(Приложение №2)

На доске  2 квадрата: наше время - 1) поле, 2) кухня в квартире. Это условно места и время деятельности человека (об этом говорят надписи). Вы в группе обсуждаете и помещаете карточки с изображением предметов на той части доски, к какой деятельности и к какому времени они относятся.

Посмотрите, что у нас получилось.

Все ли предметы вы распределили? Какие остались? Почему?

. Вы, конечно, догадались какие орудия земледелия и предметы хлебопечения мы будем сегодня исследовать на уроке?

-Какова цель нашего урока?

- Теперь наметим план наших действий по достижению цели урока.















Наше путешествие по хлебному царству мы продолжим в Ульяновском областном краеведческом музее и посетим выставку «Старинные орудия труда земледельцев и хлебопёков».

В добрый путь!

Дети подходят к доске  и распределяют карточки с орудиями труда на свои места.

1)поле – наше время: современные плуг, борона, сеялка, передвижная поливальная машина, комбайн.

2) кухня в квартире: эмалированная кастрюля, сковорода, лопаточка, тарелка.

3) оставшиеся карточки: деревянная соха, серп, сито, цеп.



















-Мы будем исследовать орудия земледелия и предметы хлебопечения наших далеких предков.

-Узнать особенности труда землепашцев в Древней Руси и сравнить их с нашим временем.

1) Орудия земледелия и предметы хлебопечения мы будем исследовать по плану:

1.Рассмотреть;

2.Выслушать специалиста;

3.Попробовать предмет в действии;

4.Ответить на вопросы.

2)Сделать вывод.

3)Оценить свою работу на уроке.

Коммуникативные (работа в группе)

Коммуникативные (работа в группе, контроль за собственной деятельностью)

Личностные (мотивация к новому учебному материалу)

Регулятивные (принятие цели )

Регулятивные (постановка задач, планирование действий)

3.Открытие новых знаний

1)Определить зависимость видов земледелия от природных условий.

2)Узнать особенности орудий труда и предметов хлебопечения наших предков.

3)Выяснить особенности труда и быта  людей.

Рассказывает специалист музея.

- Главным занятием славян было земледелие. В лесной зоне земледелие было подсечно - огневым, т.е. деревья подрубали (подсекали), они засыхали на корню и их сжигали. После этого пни выкорчевывали, землю удобряли золой, рыхлили без пахоты бороной - суковаткой, т.е. бревном с необрубленными сучьями. Поля удобренные таким примитивным способом оставались плодородными недолго (10 - 15 лет). Необходимость осваивать новый участок, заставляла переносить славянский поселок с места на место.

В лесостепной практиковалось переложное земледелие. Мы с вами живем в лесостепной зоне. Поэтому наши далекие предки траву выжигали, а полученной золой удобряли землю, рыхлили и использовали до истощения. К IX веку на юге в лесостепи славяне использовали плуг, который переворачивал пласт плодородной земли. На севере пахотным орудием была соха, которой было удобно пахать в лесистой местности. Запрягали в соху лошадь, а тяжелый плуг волокли волы.

Славяне выращивали просо (одна из важнейших сельскохозяйственных культур), а также пшеницу, рожь, ячмень, горох, бобы. Важными сельскохозяйственными техническими культурами были лен и конопля - из них изготавливали ткани.

Для земледельческих работ нужны были разнообразные орудия, прежде всего железные наконечники для сохи и плуга, топоры, мотыги, серпы и т.п. Поэтому необходимой отраслью хозяйства славян было производство железа. Уже в VII-IX в. у славян появляются специальные поселки металлургов. Кузнечное дело считалось занятием таинственным и даже колдовским. Кузнец, как и пахарь был любимым героем славянского фольклора.

История нашего края начала отмечаться в древних документах в 8 веке и прошла до сегодняшнего дня огромный путь. Начав разговор про земледелие, мы уже поняли, что современные предметы и машины очень отличаются от орудий труда наших предков. Сегодня мы предлагаем вам окунуться в историю, рассмотрев экспонаты выставки «Старинные орудия труда земледельцев и хлебопёков».

Каждый экспонат детям предлагается внимательно рассмотреть, по возможности подержать, подумать и высказать свое мнение о назначении данного предмета, выслушать мнение специалиста, показать прием его использования в хозяйстве.















Предлагаю поработать в группах. Одни будут составлять кластеры, другие отвечать на вопросы.






А теперь обобщим полученные знания в блиц-опросе:

-Как вы думаете, на сколько труд землепашца и хлебопека трудный, какие отличия предметов прошлого и настоящего времени существуют?

-Как можно прокомментировать пословицы о хлебе:

«Хлеб всему голова», «Хлеба к обеду в меру бери, хлеб драгоценность, им не сори!»

Дети слушают рассказ специалиста и рассматривают на выставочных картинах и макетах образы услышанного.











































































































Дети во время рассказа об экспонате музея трогают его, рассматривают, играют с ним.

(Примерные ответы детей)

Весной землю, посыпанную золой, разрыхляли деревянной сохой или оралом, а затем сеяли семена.

В наше время людям помогают на полях железные помощники: трактора, комбайны. Ими управляет человек, а они и пашут, и сеют.

Основным зерновым растением у древних славян было просо; пшеница, ячмень и рожь встречались меньше.

Перед наступлением осени созревший хлеб вначале жали серпами, а затем сушили и молотили.

В наше время основными продовольственными культурами считают пшеницу и рожь.

Работа в группах, используя имеющиеся источники информации.

Командиры групп получают карточки с заданиями. Приложение №3

1гр.: – составили схему (кластер) «Технология земледелия: от зерна до буханки» для нашего времени, используя картинки-карточки с орудиями труда и сельскохозяйственными машинами.

2гр.: – составили схему (кластер) «Технология изготовления хлеба: от зерна до буханки» для прошлого времени, используя картинки-карточки с орудиями труда.

3гр.: – подобрали и объяснили смысл пословиц о хлебе.

4гр.: – отгадали загадки, распределили картинки-отгадки и подошли с отгадкой к нужному экспонату музея.

Регулятивные (удержание цели урока)












































































































Коммуникативные (высказывания детей)

Познавательные (поиск информации)

Коммуникативные (сотрудничество в группе, построение монологических высказываний)

Познавательные (преобразование информации, знаково-символические)


Коммуникативные (высказывания детей)

Личностные (выражение своего отношения к экспонатам музея)

Познавательные (поиск информации, логические)

Познавательные (логические)

Коммуникативные (высказывания детей)

Познавательные (логические)

Познавательные (логические, вывод, причинно- следственные связи)

Познавательные (логические, вывод)

Коммуникативные (высказывания детей)










Познавательные (логические, причинно – следственные связи)

Коммуникативные (высказывания детей) Познавательные (логические, вывод)

4.Формирование первичных умений на основе самоконтроля

Учиться узнавать экспонаты музея по данной теме

на основе самоконтроля

Учитель предлагает принять участие в викторине, демонстрируя задания на слайдах. Приложение №3








































После успешного выполнения заданий викторины, учитель предлагает принять участие в экологической акции «Сделай свой выбор!»



Учащиеся выполняют задания викторины, используя сигнальные карточки с цифрами 1, 2, 3 и проверяют ответы на слайде.

Ответы:

Слайд 2

(карточка №1)

Лошадка тянула, а пахарь управлял деревянной сохой, чтобы борозда выходила ровная.

Слайд 5

(карточка №2)

Из лукошка сеятель забирал пригоршню зерна и через каждые два шага размеренным движением руки разбрасывал его веером налево и направо.

Слайд 8

(карточка №2)

Жали колосья серпом.

Слайд 11

(карточка №3)

Цеп – нехитрое орудие с длинной деревянной рукоятью, к которой на ремне подвешивали било – тяжелую палку с округлым утолщенным концом. Она-то и выбивала зерна из колосьев.


Участники акции используют сигнальные кружки: положительный выбор - зеленый кружок, если выбор отрицательный - красный кружок.

Слайд 18 (да)

Слайд 19 (нет)

Слайд 20 (нет)

Слайд 21 (да)

Слайд 22

Подводим итог

Регулятивные (контроль)

5.Рефлексия

Учиться оценивать свою работу на уроке.

-Все ли учебные задачи решены на уроке?

Что нового вы узнали?

Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися?

- Можно ли урок, который мы начали в классе и завершили в музее считать увлекательным и познавательным.

Закончилось наше исследование орудий земледелия и предметов хлебопечения.

Что бы вам хотелось сказать в завершении нашего путешествия?













Оцените себя по критериям:

-я знаю особенности земледелия наших предков;

- я знаю особенности орудий земледелия и предметов хлебопечения

и могу объяснить причины их совершенствования;

-я знаю орудия земледелия и предметы хлебопечения, могу показать их и рассказать о них другому.


Учитель благодарит всех участников путешествия за активность и хорошую сплоченность в работе и предлагает дома рассказать обо всем услышанном, а также выполнить на выбор творческое задание:

1.Нарисуй пары: орудия труда, предметы хлебобечения древние и нашего времени, подпиши их названия.

2.Придумай рассказ «Современная технология земледелия: от зерна до буханки» от имени нашего предка, который попал в наше время.

Ответы детей.




















Слайд 23

Мы юные искатели, экологи – открыватели!

Нам понятны слова – «Хлеб всему голова!»

Будем дальше решать, удивлять, призывать:

«Только вперед, только вместе!

Замес превосходный на Любознайкином тесте!»

Учащиеся отмечают результаты в листе самооценки.


















Регулятивные (удержание цели)

Коммуникативные (высказывания детей)

Личностные (самооценка)


Используемая литература


  1. Волина В.В. Пословицы, поговорки, ребусы / Ред. Н.Б. Петрова; Худ. А.Ю. Котова С.-Пт: издательство Дидактика Плюс, 1997.

  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: учебник. 3 класс. Часть 1. – Издательский дом «Федоров» Издательство «Учебная литература»: 2013г.

  3. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н., Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. – Издательский дом «Федоров» Издательство «Учебная литература»: 2013.

  4. Иллюстрированный справочник. Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А. Гончарова / Авт. текста Бородина О.Е., Никифорова С.А. Фотографии из фондов УКМ, С.А. Ойкина, Н.А. Василькина – Ульяновск: издательство «Корпорация технологий продвижения», 2005.

  5. Ликум А. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. – М.: МГУ, 1993.

  6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80.000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 3-е изд., стереотипное – М.: АЗЪ, 1995.

  7. Ульяновская-Симбирская энциклопедия: в 2 т./ [Редсовет: Н. В. Алексеева (пред.) и др.; Ред.-сост. В. Н. Егоров]. — Ульяновск: Симбир. кн., 2000 — 2004.

  8. Электронная энциклопедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Древние славяне.

  9.  Электронная энциклопедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Земледелие.

  10. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения / Авт.-сост. В.А. Маркин; Худож. Е.В.Пузикова и др.; Под общ. Ред. О.Г. Хинн. – М.: АСТ, 1996.

Учебно-методическое приложение

Приложение №1

Задание. Заполни пропуски, используя слова для справок, чтобы получился текст.

Как и все первобытные __________, предки славян были сначала _________ и _________ , В _______ они собирали мед, ходили по ягоды, грибы и орехи, охотились на кабанов, лосей и медведей, в ______ ловили рыбу. Собирательство и охота – первые _________ человека. Даже сейчас мы ходим в лес за грибами и ягодами, ловим рыбу. Но для нас это ________, а тогда это была ________, и нелегкая. Ведь нужно было прокормить большую семью.

Слова для справок: занятия, народы, леса, собиратели, реки, охотники, отдых, работа.

Ответ:

Как и все первобытные народы, предки славян были сначала собирателями и охотниками, В лесах они собирали мед, ходили по ягоды, грибы и орехи, охотились на кабанов, лосей и медведей, в реках ловили рыбу. Собирательство и охота – первые занятия человека. Даже сейчас мы ходим в лес за грибами и ягодами, ловим рыбу. Но для нас это отдых, а тогда это была работа, и нелегкая. Ведь нужно было прокормить большую семью.

Приложение №2

Задание для групп

Распределить предметные карточки на части: 1) поле – наше время; 2) кухня в квартире; 3) не удалось определить место.

Примерный набор карточек

Карточка №1 Комбайн Карточка №2 Современный плуг

hello_html_3ac44086.jpghello_html_5ee8c0a6.png

Вспомогательная карточка Трактор пашет землю плугом

hello_html_6d3874a9.png

Карточка №3Борона Карточка №4 Сеялка

hello_html_20417f75.jpghello_html_m1609dc15.png


Карточка №5 Передвижная поливальная машина

hello_html_70f5668b.jpg


Карточка №6 Кастрюля Карточка №7 Сковорода

hello_html_20e9518.jpghello_html_m6bd8f431.jpg


Карточка №8 Кухонный набор Карточка №9 Тарелка

hello_html_55cf836.jpghello_html_455c4709.jpg


Карточка №10 Деревянная соха Карточка №11 Серп


hello_html_76c180d9.jpghello_html_2cfe4a9.jpg

Карточка №10 Сито Карточка №11 Цеп

hello_html_35d81b8d.jpghello_html_30070fb4.jpg



Ответ

1) поле – наше время: современные плуг, борона, сеялка, передвижная поливальная машина, комбайн; 2) кухня в квартире: эмалированная кастрюля, сковорода, лопаточка, тарелка; 3) деревянная соха, серп, сито, цеп.



Приложение №3

1гр.: – составить схему (кластер) «Технология земледелия: от зерна до буханки» для нашего времени, заполнив пропуски названиями орудий труда и сельскохозяйственных машин.


2гр.: – составить схему (кластер) «Технология изготовления хлеба: от зерна до буханки» для прошлого времени, заполнив пропуски названиями орудий труда.


3гр.: – соберите начало и конец пословиц о хлебе и объяснили их смысл:



Будет хлеб –


ни во что и труды наши.

Без хлеба да без каши

а добрых людей слушай.

Где хлебно и тепло,

будет и обед.

Хлеб-соль кушай,

там и жить добро.

Хлеба ни куска –

не в тягость.

Хлеб в пути

всему голова.

Хлеб

хлеб драгоценность, им не сори!

Хлеба к обеду в меру бери,

и в горнице тоска.


Ответ:

  • Будет хлеб – будет и обед.

  • Без хлеба да без каши ни во что и труды наши.

  • Где хлебно и тепло, там и жить добро.

  • Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.

  • Хлеба ни куска – и в горнице тоска.

  • Хлеб в пути не в тягость.

  • Хлеб всему голова.

  • Хлеба к обеду в меру бери, хлеб драгоценность, им не сори!


4гр.:

Орудия крестьянского труда немногочисленны: соха, борона, серп, коса, вилы, грабли, цеп. Нехитрый свой рабочий инвентарь крестьянин мастерил в основном из дерева и передавал по наследству. Много пословиц, поговорок, загадок сложил народ об орудиях земледельческого труда.

Попробуйте отгадать и найти эти предметы на выставке:

1. « Баба Яга вилами нога: весь мир кормит, сама голодна» № ____.

2. «Худая рогожа все поле покрыла» № _____.

3. «Согнута в дугу, все лето на лугу, зимой на крючку» № _____.

4. «Летят гуськи, дубовые носки, говорят: то-то-ты, то-то-ты» № _____. 

соха

цеп

коса

серп

борона

1

2

3

4

5


Ответ:

1. « Баба Яга вилами нога: весь мир кормит, сама голодна» (Соха).

2. «Худая рогожа все поле покрыла» (Борона).

3. «Согнута в дугу, все лето на лугу, зимой на крючку» (Коса).

4 «Летят гуськи, дубовые носки, говорят: то-то-ты, то-то-ты» (Цеп). 






Урок по окружающему миру "Земли восточных славян. Как хлеб на стол пришел"
  • Начальные классы
Описание:

Урок окружающего мира расширит рамки материала, если использовать ресурсы музея. Так приглашая учащихся в путешествие по разделу "Земли восточных славян", можно провести основную часть урока, используя выставочные материалы краеведческого музея. Тогда ребята через практическую деятельность получат хороший опыт соприкосновения к истории нашего народа, через удивление и яркие эмоции. На уроке будут использованы следующие педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные, технологии деятельностного мышления, технологии проблемного обучения.

 

 

 

Автор Юдина Елена Павловна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 727
Номер материала 29675
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓