Главная / Начальные классы / Урок по окружающему миру 2 класс Тема урока. Будь природе другом.

Урок по окружающему миру 2 класс Тема урока. Будь природе другом.

Урок по окружающему миру 2 класс

Тема урока. Будь природе другом.


Цели и задачи урока:

  1. Познавательные:

- продолжить знакомство с Красной книгой;

- расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности;

- познакомить детей с терминами: «экология», «экологическая безопасность»;

- обогатить субъективный опыт учащихся об окружающей среде.

2. Развивающие:

- развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать своё мнение;

- на основе выявления индивидуальных особенностей учащихся развивать индивидуальность; индивидуальные способности, творческую активность.

3. Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе, к собственному здоровью и здоровью окружающих;

- способствовать воспитанию коммуникативной направленности личности.


Ход урока.


1.Оргмомент.


2. Введение

- Прочитайте тему урока.

- Чем будем заниматься на уроке? (ставят цели и задачи).

- Что хотели узнать?

- Прочитайте отрывки на доске.


Эту истину знаю отроду

И её никогда не таю.

Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою. ( И. Романова)



Будут гореть радуги,

Будут леса шуметь,

Тебя сохранить, планета моя,

Надо суметь!


( на доске игровое поле с 6 секторами, каждый сектор имеет свои задания, класс делится на 3 группы)


- Сегодня мы с вами поиграем, совершим заочное путешествие в мир природы.

- Перед вами игровое поле с 6 секторами. Каждый сектор- это новое путешествие. Вы заметили, что у нас 3 команды. В каждом секторе по 3 вопроса, т.е. каждой команде. За правильные ответы вы будете получать жетоны в виде ёлочек. В конце урока подведём итоги, кто же из вас самый лучший знаток природы. Желаю удачи!


  1. Сектор №1 (красного цвета)

- Почему, ребята, красный? (опасность)

- Здесь пойдёт речь о Красной книге. Что вы о ней знаете?

(Красная книга – это книга особенная. В ней перечислены животные и растения, которые могут погибнуть).

- Мы будем говорить о Красной книге Алтая.

Перед вами 3 конверта. Каждая команда выбирает себе конверт.


Задание. Собрать из букв слова и сказать к какой группе относятся . Рассказать об одном из этих видов.

а) растения Алтая: кандык (сибирский),

родиола (золотой корень,)

большеголовник (маралий корень) ( слайды)


б) птицы Алтая: дрофа,

сапсан (сокол),

скопа (показать слайды)


в) звери Алтая: ирбис (снежный барс),

манул (кот),

архар (горный баран) (показать слайды)


Вывод: надо их всех беречь.


  1. Сектор №2. Лесная аптека. ( зелёный сектор)


Задание. Узнай по описанию растение, расскажи, где применяется в лечебных целях.


а) Растёт вдоль дорог, в полях, лугах. Многолетнее растение. Листья богаты каротином и витаминами. Для лечения используют как листья, так и корень. Из листьев, особенно майских, готовят салаты.

Носит жёлтый сарафанчик.

Подрастёт, нарядится в беленькое платьице-

Лёгкое, воздушное ветерку послушное.

( Одуванчик. В лечебных целях применяют при заболеваниях печени, почек, желудка. Нельзя собирать вдоль автомобильных дорог.)


б) Красивый цветок. У него широкие продолговатые листья, на которых видны прожилки. В листьях прячутся тоненькие стебельки с цветочками нежно-белого цвета, напоминающие бубенчики, у них нежный запах. Когда отцветают, вместо цветов появляются маленькие красные горошины. Свежие цветы настаивают и получают капли. Из стебельков добывают эфирные масла. Живёт 21 год, а цветёт всего 2-3 раза.

Беленький горошек

На зелёной ножке.

( Ландыш. В медицине используют при заболеваниях сердца. Очень ядовитый. У человека при отравлении им появляются тошнота, рвота, судороги.)


в). Растёт на обочине дороги, и прямо у тебя под ногами, часто встречается в таких сухих местах, где многим другим травам нельзя. Листья у него плотные, прочные, плотно прижаты к земле. В начале лета поднимаются стрелочки- стебельки. На вершинке каждой стрелочки – мелкие цветочки, собранные в узкий колосок. Цветочки эти совсем неприметны, да и нет в них нектара. Очень полезное растение, особенно в походах.

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его серёжки.

( Подорожник. Лечит раны, нарывы, укусы насекомых. Надо приложить лист на больное место, боль пройдёт.)


- Какие опасности таят в себе растения?

- Что надо делать, чтобы избежать эти опасности?

( Много ядовитых растений. Могут быть отравления, ожоги от ядовитой травы).

- Какие вы ещё знаете лекарственные растения и где применяются?

( крапива- лечит спину, радикулит,

цветы липы- простуда,

чистотел- заболевания кожи,

ромашка аптечная- горло …)


Вывод. Надо хорошо знать лекарственные растения, чтобы использовать их для своего лечения.


  1. Физкультминутка ( для глаз)


  1. Сектор №3 Экологическая ситуация ( синий сектор)


-Что такое экология? (Это наука о связях между живыми существами и окружающей средой).

- Что такое безопасность? ( Это защита от опасности).


Задание. Разрешить экологическую ситуацию.

а). Появляются случаи отравления грибами, которые издавна считались съедобными и употреблялись многие годы в пищу. Почему в таких грибах могли появиться ядовитые вещества?

( Если грибы растут около дорог или рядом заводы, где в атмосферу идут химические выбросы и потом осадками попадают на грибы).


б). Некоторые промышленные предприятия спускают отработанную воду в водоёмы. В ней оказываются химические вещества. Как это может отразиться на рыбных богатствах?

( Отравление рыбы, она погибнет или может быть больной, зараженной).


в). На некоторых территориях своеобразно ведут охрану птиц. В местах, где обнаружены их гнёзда, запрещается выполнять любые хозяйственные работы на расстоянии 150 м. Объясните этот запрет.

( Чтобы не беспокоить птенцов).


Вывод. Человек- частичка окружающего мира. Зная это, человек должен понимать, что с природой надо обращаться бережно. Помогает человеку в этом наука экология.


  1. Сектор №4. « В гости к Лесовичку» (жёлтый сектор)


Задание. Разделите на группы грибы (съедобные и ядовитые)


Лисички, подосиновик, маслёнок, подберёзовик, опёнок, груздь, волнушка, боровик, сыроежка, мухомор, бледная поганка, ложный опёнок, ложная лисичка, желчный гриб.


- Какие опасности могут быть при встрече с грибами? (отравления)

- Как избежать? Где нельзя рвать грибы? ( срезать только знакомые грибы, рвать далеко от автомобильных дорог и боль- ших городов).

Вывод. Рвать только знакомые грибы. Обязательно срезать, а не рвать с корнем, чтобы не нарушить грибницу.


  1. Физкультминутка. (Офтальмологический тренажёр для глаз).

- Бежит тропинка через лес,

Ныряет влево, вправо

Куда ни глянь, цветы вокруг

Да по колено травы…

Зелёный лес, могучий лес…

Он полон сказок и чудес!





  1. Сектор №5. Экологические знаки или правила друзей.


Задание. Составить правила друзей природы ( можно использовать материал из учебника на стр. 86- 87)


- Не будем рвать цветы в природе. Пусть красивые растения остаются в природе.

- Не будем ломать ветки деревьев и кустарников.

- Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

- Не будем обижать лягушек и жаб.

- Не будем разорять птичьи гнёзда.

- Не будем ловить диких животных и уносить их домой.

- Не будем разорять муравейники.

- Не будем жечь костры в лесу.

- Не будем шуметь, кричать в лесу.


Вывод. Будем друзьями природе. Будем выполнять все правила.


  1. Сектор № 6. Найди « лишнее».


Задание Найти « лишнюю» картинку, объяснить, почему вы так считаете? (Что загрязняет природу)


а). Загрязняет воздух (фабрики, заводы, транспорт).

б). Загрязняет воду (стоки отработанной воды, отходы, сливаемые в водоёмы, попадание нефти в воду…)

в). Мусор, брошенный людьми.

(просмотр слайдов)


- Какие опасности могут угрожать жизни и здоровью человека в природе?

( ядовитые растения и грибы, загрязнённая окружающая среда: вода, воздух, накопление мусора, отравление почвы)


Вывод. Мы живём на планете Земля. Значит, эта планета – наш общий дом. На Земле возможна жизнь благодаря воздуху, воде, почве. Нужно сохранить эти богатства в чистоте.



( выводы записать на доске)

  • Береги планету!

  • Береги природу!

  • Береги своё здоровье!



  1. Дети читают стихи.


  • На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.


  • Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защищаться.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.


* Нас много, ребята,

Пусть каждый из нас

Хоть кустик для сада

Посадит сейчас.


Лес зелёный охраняй,

Никого не обижай,

Не губи деревья ты,

Сохрани в лесу цветы!


Ты, дружок, смотри, не подкачай!

Правдивым быть и добрым обещай!

Не обижай ни птаху, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса, простор полей-

Всё, что зовётся Родиной твоей!


  1. Подведение итогов.

( подсчёт жетонов, выставление оценок, награждение медалью «Лучший знаток природы»)


а) Растёт вдоль дорог, в полях, лугах. Многолетнее растение. Листья богаты каротином и витаминами. Для лечения используют как листья, так и корень. Из листьев, особенно майских, готовят салаты.

Носит жёлтый сарафанчик.

Подрастёт, нарядится в беленькое платьице-

Лёгкое, воздушное ветерку послушное.


б) Красивый цветок. У него широкие продолговатые листья, на которых видны прожилки. В листьях прячутся тоненькие стебельки с цветочками нежно-белого цвета, напоминающие бубенчики, у них нежный запах. Когда отцветают, вместо цветов появляются маленькие красные горошины. Свежие цветы настаивают и получают капли. Из стебельков добывают эфирные масла. Живёт 21 год, а цветёт всего 2-3 раза.

Беленький горошек

На зелёной ножке.


в). Растёт на обочине дороги, и прямо у тебя под ногами, часто встречается в таких сухих местах, где многим другим травам нельзя. Листья у него плотные, прочные, плотно прижаты к земле. В начале лета поднимаются стрелочки- стебельки. На вершинке каждой стрелочки – мелкие цветочки, собранные в узкий колосок. Цветочки эти совсем неприметны, да и нет в них нектара. Очень полезное растение, особенно в походах.

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его серёжки.


Задание. Разрешить экологическую ситуацию.

а). Появляются случаи отравления грибами, которые издавна считались съедобными и употреблялись многие годы в пищу. Почему в таких грибах могли появиться ядовитые вещества?



б). Некоторые промышленные предприятия спускают отработанную воду в водоёмы. В ней оказываются химические вещества. Как это может отразиться на рыбных богатствах?



в). На некоторых территориях своеобразно ведут охрану птиц. В местах, где обнаружены их гнёзда, запрещается выполнять любые хозяйственные работы на расстоянии 150 м. Объясните этот запрет.










Урок по окружающему миру 2 класс Тема урока. Будь природе другом.
  • Начальные классы
Описание:

Урок по окружающему миру 2 класс

Тема урока. Будь природе другом.

 

Цели и задачи урока:

1.    Познавательные:

- продолжить знакомство с Красной книгой;

- расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности;

- познакомить детей с терминами: «экология», «экологическая безопасность»;

- обогатить субъективный опыт учащихся об окружающей среде.

    2.  Развивающие:

- развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать своё мнение;

- на основе выявления индивидуальных особенностей учащихся развивать индивидуальность; индивидуальные способности, творческую активность.

    3.  Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе, к собственному здоровью и здоровью окружающих;

- способствовать воспитанию коммуникативной направленности личности.

 

Ход урока.

 

1.Оргмомент.

 

2. Введение

- Прочитайте тему урока.

- Чем будем заниматься на уроке? (ставят цели и задачи).

- Что хотели узнать?

- Прочитайте отрывки на доске.

 

Эту истину знаю отроду

И её никогда не таю.

Кто не любит родную природу,

Тот  не любит Отчизну свою.     ( И. Романова)

 

 

Будут гореть радуги,

Будут леса шуметь,

Тебя сохранить, планета моя,

Надо суметь!

 

( на доске игровое поле с 6 секторами, каждый сектор имеет свои задания, класс делится на 3 группы)

 

- Сегодня мы с вами поиграем, совершим заочное путешествие в мир природы.

- Перед вами игровое поле с 6 секторами. Каждый сектор- это новое путешествие. Вы заметили, что у нас 3 команды. В каждом секторе по 3 вопроса, т.е. каждой команде. За правильные ответы вы будете получать жетоны в виде ёлочек. В конце урока подведём итоги, кто же из вас самый лучший знаток природы. Желаю удачи!

 

2.    Сектор №1 (красного цвета)

- Почему, ребята, красный? (опасность)

- Здесь пойдёт речь о Красной книге. Что вы о ней знаете?

(Красная книга – это книга особенная. В ней перечислены животные и растения, которые могут погибнуть).

- Мы будем говорить о Красной книге Алтая.

Перед вами 3 конверта. Каждая команда выбирает себе конверт.

 

Задание. Собрать из букв слова и сказать к какой группе относятся  .               Рассказать об одном из этих видов.

а) растения Алтая: кандык (сибирский),

                                 родиола (золотой корень,)

                                большеголовник (маралий корень) ( слайды)

 

б) птицы Алтая: дрофа,

                             сапсан (сокол),

                             скопа                     (показать слайды)

 

в) звери Алтая: ирбис (снежный барс),

                           манул (кот),

                           архар (горный баран)  (показать слайды)

 

Вывод: надо их всех беречь.

 

3.    Сектор №2. Лесная аптека. ( зелёный сектор)

 

Задание. Узнай по описанию растение, расскажи, где применяется в лечебных целях.

 

а) Растёт вдоль дорог, в полях, лугах. Многолетнее растение. Листья богаты каротином и витаминами. Для лечения используют как листья, так и корень. Из листьев, особенно майских, готовят салаты.

    Носит жёлтый сарафанчик.

    Подрастёт, нарядится в беленькое платьице-

    Лёгкое, воздушное ветерку послушное.

( Одуванчик. В лечебных целях применяют при заболеваниях печени, почек, желудка. Нельзя собирать вдоль автомобильных дорог.)

 

б) Красивый цветок. У него широкие продолговатые листья, на которых видны прожилки. В листьях прячутся тоненькие стебельки с цветочками нежно-белого цвета, напоминающие бубенчики, у них нежный запах. Когда отцветают, вместо цветов появляются маленькие красные горошины. Свежие цветы настаивают и получают капли. Из стебельков добывают эфирные масла. Живёт 21 год, а цветёт всего 2-3 раза.

    Беленький горошек

    На зелёной  ножке.

( Ландыш. В медицине используют при заболеваниях сердца. Очень ядовитый. У человека при отравлении им появляются тошнота, рвота, судороги.)

 

в). Растёт на обочине дороги, и прямо у тебя под ногами, часто встречается в таких сухих местах, где многим другим травам нельзя. Листья у него плотные, прочные, плотно прижаты к земле. В начале лета поднимаются стрелочки- стебельки. На вершинке каждой стрелочки – мелкие цветочки, собранные в узкий колосок. Цветочки эти совсем неприметны, да и нет в них нектара. Очень полезное растение, особенно в походах.

     Тонкий стебель у дорожки,

      На конце его серёжки.

( Подорожник. Лечит раны, нарывы, укусы насекомых. Надо приложить лист на больное место, боль пройдёт.)

 

- Какие опасности таят в себе растения?

- Что надо делать, чтобы избежать эти опасности?

( Много ядовитых растений. Могут быть отравления, ожоги от ядовитой травы).

- Какие вы ещё знаете лекарственные растения и где применяются?

( крапива- лечит спину, радикулит,

  цветы липы- простуда,

  чистотел- заболевания кожи,

  ромашка аптечная- горло …)

 

Вывод. Надо хорошо знать лекарственные растения, чтобы использовать их для своего лечения.

 

4.    Физкультминутка ( для глаз)

 

5.     Сектор №3 Экологическая ситуация ( синий сектор)

 

-Что такое экология? (Это наука о связях между живыми существами и окружающей средой).

- Что такое безопасность? ( Это защита от опасности).

 

Задание. Разрешить экологическую ситуацию.

а). Появляются случаи отравления грибами, которые издавна считались съедобными и употреблялись многие годы в пищу. Почему в таких грибах могли появиться ядовитые вещества?

( Если грибы растут около дорог или рядом заводы, где в атмосферу идут химические выбросы и потом осадками попадают на грибы).

 

б). Некоторые промышленные предприятия спускают отработанную воду в водоёмы. В ней оказываются химические вещества. Как это может отразиться на рыбных богатствах?

( Отравление рыбы, она погибнет или может быть больной, зараженной).

 

в). На некоторых территориях своеобразно ведут охрану птиц. В местах, где обнаружены их гнёзда, запрещается выполнять любые хозяйственные работы на расстоянии 150 м. Объясните этот запрет.

( Чтобы не беспокоить птенцов).

 

Вывод. Человек- частичка окружающего мира. Зная это, человек должен понимать, что с природой надо обращаться бережно. Помогает человеку в этом наука экология.

 

6.    Сектор №4. « В гости к Лесовичку» (жёлтый сектор)

 

Задание. Разделите на группы грибы (съедобные и ядовитые)

 

Лисички, подосиновик, маслёнок, подберёзовик, опёнок, груздь, волнушка, боровик, сыроежка, мухомор, бледная поганка, ложный опёнок, ложная лисичка, желчный гриб.

 

- Какие опасности могут быть при встрече с грибами? (отравления)

- Как избежать? Где нельзя рвать грибы? ( срезать только знакомые грибы, рвать далеко от автомобильных дорог и боль- ших  городов).

 

Вывод. Рвать только знакомые грибы. Обязательно срезать, а не рвать с корнем, чтобы не нарушить грибницу.

 

7.    Физкультминутка. (Офтальмологический тренажёр для глаз).     

- Бежит тропинка через лес,

  Ныряет влево, вправо

  Куда ни глянь, цветы вокруг

  Да по колено травы…

  Зелёный лес, могучий лес…

  Он полон сказок и чудес!

 

 

 

 

8.    Сектор №5. Экологические знаки или правила друзей.

 

Задание.  Составить правила друзей природы ( можно использовать материал из учебника на стр. 86- 87)

 

- Не будем рвать цветы в природе. Пусть красивые растения остаются в природе.

- Не будем ломать ветки деревьев и кустарников.

- Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

- Не будем обижать лягушек и жаб.

- Не будем разорять птичьи гнёзда.

- Не будем ловить диких животных и уносить их домой.

- Не будем разорять муравейники.

- Не будем жечь костры в лесу.

- Не будем шуметь, кричать в лесу.

 

Вывод. Будем друзьями природе. Будем выполнять все правила.

 

9.    Сектор № 6. Найди « лишнее».

 

Задание  Найти « лишнюю» картинку, объяснить, почему вы так считаете? (Что загрязняет природу)

 

а). Загрязняет воздух (фабрики, заводы, транспорт).

б). Загрязняет воду (стоки отработанной воды, отходы, сливаемые в водоёмы, попадание  нефти в воду…)

в). Мусор, брошенный людьми.

(просмотр слайдов)

 

- Какие опасности могут угрожать жизни и здоровью человека в природе?

( ядовитые растения и грибы, загрязнённая окружающая среда: вода, воздух, накопление мусора, отравление почвы)

 

Вывод. Мы живём на планете Земля. Значит, эта планета – наш общий дом. На Земле возможна жизнь благодаря воздуху, воде, почве. Нужно сохранить эти богатства в чистоте.

 

 

( выводы записать на доске)

·       Береги  планету!

·       Береги природу!

·       Береги своё здоровье!

 

 

10.                      Дети читают стихи.

 

·       На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

 

·       Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защищаться.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

 

    *   Нас много, ребята,

Пусть каждый из нас

Хоть кустик для сада

Посадит сейчас.

 

Лес зелёный охраняй,

Никого не обижай,

Не губи деревья ты,

Сохрани в лесу цветы!

 

Ты, дружок, смотри, не подкачай!

Правдивым быть и добрым обещай!

Не обижай ни птаху, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса, простор полей-

Всё, что зовётся Родиной твоей!

 

11.                      Подведение итогов.

( подсчёт жетонов, выставление оценок, награждение медалью «Лучший знаток природы»)

 

 

Автор Маслова Наталья Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 438
Номер материала 33372
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓