Главная / Начальные классы / Урок по окружающему миру 2 класс

Урок по окружающему миру 2 класс









ПРОЕКТ

УРОКА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ ПО ТЕМЕ:



«КРАСНАЯ КНИГА».








































Тема урока: «КРАСНАЯ КНИГА».


Цели урока:

  • Образовательные:

  1. Познакомить детей с Красной книгой.

  2. Расширить и углубить знания детей о растениях и животных, встречающихся в нашей местности и нуждающихся в охране.


  • Развивающие:

  1. Пробудить и развивать интерес учащихся к живой природе.


  • Воспитательные:

  1. Продолжить формирование ответственного отношения школьников к окружающей среде на основе ознакомления с таким природоохранным мероприятием, как занесение природных объектов в Красную книгу.

  2. Обеспечить понимание школьниками ценности Красной книги.


Тип урока: Урок объяснения новых знаний.


Оборудование:

  • Мультимедийное оборудование.

  • Выставка книг и наборы открыток.

  • Карты с изображением животных (вымерших и нуждающихся в охране) и природных сообществ из энциклопедического атласа «В мире дикой природы», Издатель ООО «Интернейшн Мастерс Паблишерс».

  • Видеофильм «Русская выхухоль», издан центром охраны дикой природы и телестудией «Брянский лес» (монтаж).

  • Образцы изготовленных старшими учащимися «Красных книг».

  • Для каждого учащегося:

  • Учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас 2 класс».

  • Тетради на печатной основе «Мир вокруг нас» для учащихся.

  • Кроссворды «Красная книга».

  • Клей, ножницы, кисточки для клея, салфетки для кисточек.


















Используемая литература:


  1. О.В.Казакова и др., «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир, 2 класс», М., «ВАКО», 2005 год.

  2. А.А Плешаков «Мир вокруг нас» учебник для 2 класса (1 – 4) в 2-х частях; Москва,

«Вита-Пресс», 2004 г.

  1. Рабочая тетрадь для учителя по предмету «Окружающий мир», к учебнику А.А. Пле-шакова «Мир вокруг нас», 2 класс (1 – 4) в 2-х частях, М., «ЭКЗАМЕН», 2007 год

  2. «Красная книга России. Растения», словарик – справочник школьника, Санкт – Петербург, Изд. дом «ЛИТЕРА», 2008 год.

  3. «Красная книга России. Животные», словарик – справочник школьника, Санкт – Петербург, Изд. дом «ЛИТЕРА», 2008 год.

  4. И.П.Сосновский, «Редкие и исчезающие животные. По страницам Красной книги СССР», М., «Лесная промышленность», 1978 год.

  5. И.П.Сосновский, «О редких животных мира», книга для учащихся, М., «Просвещение», 1987 год.

  6. Н.Б.Никитский, А.В.Свиридов «Насекомые Красной книги СССР», М., «Педагогика», 1987 год.

  7. Наборы открыток:

    • «Растения под охраной», худ. А.К.Шипиленко, М., «Изобразительное искусство», 1986 год;

    • «Птицы России. Сибирь», худ. В.Г.Егоров, М., «Изобразительное искусство», 1986 год;

    • «Птицы России. Забайкалье», худ. В.Г.Егоров, М., «Изобразительное искусство», 1986 год;

    • «В мире птиц», фото Э.Назарова, М., «Планета», 1986 год.






















п/п


Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Методический комментарий


1.



2.












3.



















4.












5.





6.





















7.


7 а)



































































7б).






8.











7в).





















9.









10.








11.











12.






13.








14.

Организационный момент.


Психологический настрой.











Подведение к теме урока.


















Сообщение темы уро-ка и целеполагание.











Планирование работы на урок.




Объяснение нового материала.




















Работа по теме урока.


Работа со слайдами (мультимедиа)


































































Работа с учебником.






Физкультминутка.











Выступления учащихся.




















Закрепление изучен-ного на уроке матери-ала. Работа в рабочих тетрадях.






Просмотр видеофильма.







Итог урока. Оценка работы учащихся.










Рефлексия.






Домашнее задание.








Выставка книг по теме.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.


Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Начинается урок –

Он пойдёт ребятам впрок.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Будьте все внимательны,

А ещё старательны.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись,

Тихо сели.


- Человек живёт на Земле в постоянном ок-ружении растений и животных. В небе птицы летают стаями, в воде рыбы ходят косяками, в земле муравьи обитают семьями. Михаил Пришвин сказал: «я, ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. Мы хозяева нашей природы».

Вслушайтесь в это слово – «хозяева». Но всегда ли по-хозяйски мы относимся к окружающей нас природе? Мы дохозяйничали до того, что на нашей планете стали исчезать растения и животные. Посмотрите на этих животных (показывает карты с изображением Моа, Додо, Странствующего голубя). Когда-то очень давно они ещё жили на наше планете, а сейчас их нет совсем, они вымерли. И в этом огромная вина человека. А ошибки принято исправлять.

- Прочитайте, пожалуйста тему нашего се-годняшнего разговора. (Слайд 1).

Высвечивается 2 слайд: «Природу вообще, а живую особенно, - следует оберегать и охранять».

- Подумайте и скажите, какие цели вы можете поставить перед собой на этот урок.






(совместно с детьми) Сегодня на уроке мы будем рассказывать, слушать высказывания своих товарищей, работать с книгой, делать выводы.


Рассказ учителя:

«В 1949 году была создана одна очень важ-ная организация – Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), в который вступили многие государства мира. И буквально с первого дня его учреждения начался сбор информации для так называемой Красной книги о животных и растениях, находящихся под угрозой исчезно-вения. Сегодня многие страны имеют нацио-нальные Красные книги.

(показывает картинку с изображением Красной книги или Красную книгу)

- Как вы думаете, почему переплёт этой книги красного цвета?







Да, вы правы.

Слайд 3:

«Статья 42 Конституции Российской Феде-рации гласит: «Каждый имеет право на благо-приятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии».

Это с одной стороны. А с другой стороны –

Слайд 4:

В статье 58 утверждается, что «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду».

Вот такие наши с вами права и обязанности в отношении природы, закреплённые Основным Законом России.


Слайд 5:

«Красная книга – это особая и важная при-родоохранная книга».

- А как вы думаете. Что же записывается в Красную книгу?

- Посмотрите на экран. Сравните ваши вы-сказывания с данной записью.


Слайд 6:

«В Красную книгу вносят сведения о редких и исчезающих представителях живой приро-ды: растениях и животных, которые нуждают-ся в охране и спасении».


- Давайте познакомимся с некоторыми ред-кими животными и растениями, занесёнными в Красную книгу России.

Слайд 7 (амурский тигр):

- Амурский тигр сохранился только в глухой дальневосточной тайге, где он охотится на кА-банов и оленей.


Слайд 8:

- Стерх (белый журавль) – птиц убивали ра-ди мяса, разоряли гнёзда, зарясь на отложен-ные яйца, а их-то больше 2 в гнезде не бывает. Их осталось на воле чуть более 300 особей!


Слайд 9:

- Зубр – в 1919 году в природе исчез послед-ний лесной красавец. К счастью, 48 этих жи-вотных (всего) сохранилось в отдельных евро-пейских зоопарках. Оттуда их и стали заселять в Беловежскую пущу.


Слайд 10:

- Женьшень в переводе с китайского означа-ет «человек-корень». В Красную книгу зане-сён в 1988 году. Корень этого растения пред-ставляет огромную ценность для медицины.


- Почему некоторых животных и растений остаётся так мало на Земле или они вообще исчезают?

- Да, люди думали, что природа неисчерпае-ма, сколько бы ни брать у неё, всё само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а другие нахо-дятся на грани исчезновения. Это означает, что их мало, что они тоже могут погибнуть, если их не охранять, не помогать им.


- Откройте учебники на странице 82. Прочи-тайте текст и скажите, о каких растениях и животных, занесённых в Красную книгу Рос-сии, мы ещё не говорили.



Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки – балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Руки сделаем в кружок –

Получается снежок.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.


- На сегодняшнем уроке мы уже услышали о некоторых животных и растениях, занесен-ных в Красную книгу России. Но Красная книга есть и в нашем крае. И сейчас мы позна-комимся с несколькими животными и расте-ниями нашего региона, занесёнными в Крас-ную книгу Алтайского края.

Слайды 11 – 21:

Растения:

Волчник обыкновенный

Горицвет

Калина обыкновенная

Ветреница алтайская

Кувшинка белая

Родиола розовая

Животные:

Речной бобр

Летучая мышь

Филин

Стрекоза


А сейчас откройте свои рабочие тетради на стр. 33 и выполните задания №2 и №3.








В заключение урока мне бы хотелось пока-зать вам небольшой фрагмент фильма о рус-ской выхухоли – ещё одном животном, зане-сённом в Красную книгу. Этим фильмом мы обобщим причины, вызывающие гибель жи-вотных, меры по сохранению живой природы.


Над какой темой мы сегодня работали? Для чего была создана Красная книга? К чему она призывает? Каковы причины исчезновения растений и животных? Как человек должен от-носиться к окружающей среде?

- К сожалению, работа учёных над Красной книгой не прекращается. Учёные постоянно заполняют страницы этой тревожной книги. И от вас во многом зависит, появятся ли в будущем на её страницах новые названия растений и животных.


- Вот и подошёл к концу наш урок. Мне очень хочется узнать, кто доволен собой, своей работой на уроке;

кто узнал для себя что-то важное, полезно;

а кто-то испытал в работе затруднения.


Прочитать текст на стр. 82 – 83. рабочие тетради – стр. 33, №1.желающие могут изготовить сою Красную книгу (показывает несколько самоделок).

И самые любознательные могут заполнить кроссворд, который возьмут у меня по теме нашего сегодняшнего урока.


- Выпуск литературы, посвящённой страни-цам Красной книги – это тоже способ сохра-нить природу, не дать людям уничтожить её.

(предлагает желающим познакомиться с книгами по теме).


- Большое спасибо вам за вашу работу. Мне было очень интересно работать сегодня с вами. Урок закончен.

Тоже проверяют свою готов-ность к уроку.












Садятся за парты.





















Читают название темы урока с экрана: - «Красная книга».




Высказывают свои мысли по целям урока, пользуясь плака-том – подсказкой

(«Я хочу вспомнить…».

«Я хочу узнать…».

«Я хочу применять…»).


Планируют работу на урок совместно с учителем.




Слушают рассказ учителя.













- Красный цвет – это сигнал тревоги, опасности, преду-преждения.

- Он, как красный цвет све-тофора, предупреждает: «Ос-торожно! Может случиться беда».



Знакомятся со слайдами.


















Высказывают свои мысли.


Находят идентичность выска-зываний с записью.












Внимательно рассматривают изображения, запоминают.























Ответы - размышления детей.











Находят в тексте и зачитывают выдержки о венерином башма-чке, лотосе, дровосеке релик-товом. Рассматривают их изо-бражения на стр. 83.




Выполняют танцевальные дви-жения (под музыку).











Рассказывают подготовленные учащиеся (выступления см. в приложении).
















Выполняют самостоятельно задание №2 – раскрасить растения из Красной книги подписать их названия (пользуясь учебником) и №3 – вырезать из Приложения и наклеить в тетрадь животных из Красной книги.


Смотрят фильм.








Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями от урока.










Высказывают своё мнение.






Записывают в дневники домашнее задание.






Данные стихи помогают учителю настроить ребят на работу, активно включить учащихся в урок.










































Развивается умение вни-мательно слушать и запо-минать услышанное.








































Развитие умения, сравни-вать, обобщать.




































Развивается умение уча-щихся обобщать и делать выводы.









При работе с текстом учебника необходимо приучать детей находить ответ на вопрос учителя.



































Развивает умение учащих-ся работать самостоятель-но, пользуясь книгой. При необходимости обра-титься за помощью к това-рищу.































Имеется возможность для выполнения творческого задания.




Воспитывается желание изучать подобную литера-туру, работая не только с учебником.







hello_html_m23f2dcb8.gif

hello_html_76cc5360.gif













1



























2


















3

































4

















5
































6



















1. Копытное животное, родственник коровы – живёт в лесах. Крупный зверь, мощный и красивый.

2. Ценнейшее лекарственное растение, в переводе с китайского языка: «Человек – корень».

3. Этот жук самый крупный в стране.

4. Журавль с белым оперением.

5. Один из самых крупных наземных хищников, сохранился только в густой дальневосточной тайге.

6. Цветок, названный в честь древнегреческой богини красоты. В разных странах его называют: «дамская туфелька», «девичий башмачок».



















hello_html_m23f2dcb8.gif

hello_html_76cc5360.gif












з

у

б

р
























ж

е

н

ь

ш

е

н

ь











д

р

о

в

о

с

е

к


р

е

л

и

к

т

о

в

ы

й















с

т

е

р

х













а

м

у

р

с

к

и

й


т

и

г

р




















в

е

н

е

р

и

н


б

а

ш

м

а

ч

о

к





































ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ЖИВОТНЫЕ «КРАСНОЙ КНИГИ»:

Речной бобр – обыкновенный – солидный зверь: длина тела до 120 см, хвоста – до 30 – 35 см, масса тела до 30 кг. Он отличный пловец и ныряльщик. Под водой может находиться более 5 минут, проплывая за это время до 700 метров. Острыми зубами срезает деревья вы-сотой до 20 метров и строят плотины, перегораживая реку и затопляя местность, скрывая под водой вход в свою хатку. Издавна бобров уничтожали из-за богатого меха.


В Красную Книгу занесено 5 видов летучих мышей из 41 вида. Их издавна причисляли к нечистой силе, уничтожая при любой возможности. Но они не относятся к вредителям. Питаются, в основном, насекомыми, среди которых немало вредных. Относятся к отряду рукокрылых.


Филин – очень редкая птица по всей Сибири, нуждается в охране. Гнёзда птица устраи-вает на земле, в расщелинах скал, дуплах, в пустых пнях. Яйца откладывает в марте – начале апреля. В кладке 2 – 3 белых яйца. Зрение у птиц развито очень хорошо, что позволяет ему охотится в сумерки. Относится к хищникам.


Большинство стрекоз, занесённых в Красную книгу, впервые были описаны в середине 19 века. Две пары крупных крыльев, стройное вытянутое тело, грызущий ротовой аппарат. Всё это говорит о хищном и очень подвижном образе жизни. Охотясь за насекомыми, неко-торые виды стрекоз могут развивать скорость до 100 километров в час. Причина исчезнове-ния – загрязнение воды и воздуха.



РАСТЕНИЯ «КРАСНОЙ КНИГИ»:

Волчник обыкновенный – низкорослый кустарник высотой от 30 до 120 см. Листья имеют продолговатую форму. Мелкие душистые розоватые цветки напоминают цветки сирени. Ярко-пунцовые плоды похожи на ягоды облепихи. Это красивое растение, называ-емое в народе «волчьим лыком» - ядовито.


Горицвет сибирский (стародубка) – растение семейства лютиковых. У этого красиво-го изумрудно-зелёного растения перисто-рассечённые листья и несколько стеблей с большими янтарно-золотистыми цветками. Предпочитает светлые леса и открытые луга. Широко применяется в народной медицине.


Калина обыкновенная – кустарник семейства жимолостных., достигает высоты 4 – 5 метров. Кора у него иззелена-серая, ветви голые. Листья крупные. Цветки чисто белые с ро-зоватым оттенком. Плод – ярко-красная костянка. Произрастает на влажных лугах, по бере-гам рек и болот, в кустарниковых зарослях. Широко используется в народной медицине.


Ветреница алтайская – растение семейства лютиковых. У этого хрупкого нежного растения тонкий слабый стебель с тремя зубчатыми по краям листьями. На стебле неболь-шой одиночный цветок белого цвета, снизу с тёмно-лиловым оттенком. Виды этого растения широко применяются в народной медицины.


Кувшинка чистобелая – водное растение семейства кувшинковых. Их называют ещё нимфеями и водными лилиями. У этого растения толстое корневище и округло-овальные большие листья, плавающие на поверхности воды. Белые крупные цветки с многочисленны-ми лепестками. Растёт в воде тёплых прудов и озёр, в тихих заводях рек. Молодые корневища съедобны. Нуждаются в охране.




Урок по окружающему миру 2 класс
  • Начальные классы
Описание:

Данная разработка может быть использована учителями начальных классов по предмету окружающий мир, 2 класс.

Цели урока:

Ø     Образовательные:

1)      Познакомить детей с Красной книгой.

2)      Расширить и  углубить знания детей о растениях и животных, встречающихся в нашей местности и нуждающихся в охране.

 

Ø      Развивающие:

1)      Пробудить и развивать интерес учащихся к живой природе.

 

Ø      Воспитательные:

1)      Продолжить формирование ответственного отношения школьников к окружающей среде на основе ознакомления с таким природоохранным мероприятием, как занесение природных объектов в Красную книгу.

2)      Обеспечить понимание школьниками ценности Красной книги.   

 

Урок соотвествует всем требованиям ФГОС. При планировании урока учтены все этапы урока.

Разнообразна деятельность учащихся на уроке: доклады детей по изучаемой теме, работа с кроссвордом, работа с выставкой книг по теме, просмотр видеофильма, работа с учебником. К разработке урока прилагаются приложения по темам: Животные Красной книги", "Растения Красной книги"

 

Автор Петрова Людмила Алексеевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1200
Номер материала 16321
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓