Главная / Начальные классы / Урок по окружающему миру 2 кл "Растения в домашней аптеке", 1 кл "Овощи и фрукты на нашем столе"

Урок по окружающему миру 2 кл "Растения в домашней аптеке", 1 кл "Овощи и фрукты на нашем столе"

Урок окружающего мира в 1 и 2 классе

на районном семинаре учителей начальных классов

по теме «Здоровьесберегающие технологии на уроках и внеклассных мероприятиях»

Тема 1 класс « ОВОЩИ И ФРУКТЫ НА НАШЕМ СТОЛЕ»,

Тема 2 класс «РАСТЕНИЯ В ДОМАШНЕЙ АПТЕЧКЕ»

Учитель начальных классов МБОУ «Урюмская средняя общеобразовательная школа» Тетюшского муниципального района: Дружинина Т. А.

      Задачи урока: повторить и расширить полученные ранее сведения об овощах и фруктах, сформировать представление о витаминах и их пользе для организма.

дать представление о разнообразии лекарственных растений, познакомить с правилами их сбора, хранения и использования.
      
Планируемые результаты: научиться классифицировать овощи и фрукты, усвоить, что овощи и фрукты — кладовая витаминов.
уметь называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения; рассказывать о лекарственных растениях в домашней аптечке, приводить примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях.

Ход урока:

  1. Позитивный настрой учащихся на урок. 

Долгожданный дан звонок, 
Начинается урок.

II. Актуализация знаний учащихся. 

- Внимание, внимание! Сегодня мы отправляемся в путешествие по городу Здоровейску.

В ходе нашего путешествия мы должны будем ответить на множество интересных вопросов, узнать много нового. И для этого мы будем на уроке внимательными, активными, слушать учителя и своих одноклассников.

Тема нашего путешествия (показ первого слайда презентации) « ОВОЩИ И ФРУКТЫ НА НАШЕМ СТОЛЕ»,  «РАСТЕНИЯ В ДОМАШНЕЙ АПТЕЧКЕ»

Мы будем говорить об овощах и фруктах и их пользе для человека, узнаем какими растениями можно вылечить некоторые болезни.

III. Изучение нового материала. 

1. Станция Овощная.

А в путешествие мы с вами отправимся на таком чудесном паровозике в город «Здоровейск» (показ 2 слайда ).  А наше путешествие будет проходить по станциям данного города:

1 станция- «Овощная»,

2 станция –«Фруктовая»,

3 станция –«Витаминная»,

4 станция –«Чистюлькина».

5 станция – «Лекарственная»

- А скажите, как вы думаете, о чем мы узнаем на каждой из этих станций?

- Сейчас мы отправляемся на первую станцию, а  называется она «Овощная» (показ 3 слайда). Учитель загадывает загадку, сообщение 2классников об овощах.

Ждут здесь овощи ребят,

Они загадки загадать хотят!

1) Как на нашей грядке

Выросли загадки –

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. ( помидоры )

Помидор пришел к нам из Южной Америки. Их называли “ золотые яблоки ”. Сначала плоды были маленькие, как вишенки. А сейчас встречаются весом больше 1 кг.

2) И зелен, и густ,

На грядке вырос куст.

Покопай немножко,

Под кустом …. ( картошка )

 На нашем столе картофель появился 250 лет назад, А привезли его к нам из Южной Америки. Долгое время выращивали люди его в ботанических садах. Потребовалось 100 лет , чтобы картофель занял достойное место на нашем столе.

3) Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. ( капуста )

Капусту впервые попробовали в Испании. Там ее называли «ащи». Возможно, с тех пор   попало в русский язык слово «щи». Римляне по форме овоща называли его «капут», что означает «голова».

4) Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая. ( морковь )

В середине прошлого века морковь считалась лакомством для гномов. Существовало поверье, если вечером отнести в лес миску с пареной морковью, то утром найдешь вместо моркови слиток золота. Гномы съедали любимую еду и щедро награждали за услугу.

- Спасибо, ребята, молодцы!

Из ваших сообщений мы узнали об истории появления некоторых овощей на наш стол.

- А я хочу познакомить вас еще с одним овощем, а точнее не я, а …, давайте послушаем…

( прослушивание на диске про лук и чеснок ).

- А какие овощи вы еще знаете?

Послушайте стихотворение Ю Тувивима «Овощи». Просмотр презентации.

- Действительно, все овощи полезны. В них содержатся витамины, которые необходимы для роста и развития.

 - Нам пора спешить на следующую станцию, её жители ждут нас, но посмотрите, что говорят нам овощи (чтение с 3 слайда) 

Ешьте больше овощей – 
Будете вы здоровей! 

2. Станция Фруктовая.

- Мы с вами садимся в паровозик и едем дальше. Следующая станция

 “ Фруктовая ”.

  1. Этот фрукт на вкус хорош

и на лампочку похож. Груша

  1. Желтый, круглый, ты откуда?

- Прямо с солнечного юга.

Сам на солнышко похож

Можешь съесть меня, но только

Раздели сперва на дольки.

Как меня ты назовешь? ( апельсин )

  1. Само с кулачок,

Красный, желтый бочок.

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь – сладко. ( яблоко )

  1. На сучках висят плоды,

Посинели от жары… ( сливы )


А есть фрукты – заморские гости. Ребята, кто из вас знает их?

  1. Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет ... банан

бананы созревают на растении, похожем на дерево;

  1. Далеко на юге где-то

Он растет зимой и летом.

Удивит собою нас

Толстокожий ... ананас.

  1. Спелые, сочные, разноцветные,

На прилавках всем заметные!

Мы полезные продукты,

А зовемся просто - … ( фрукты )

- А как отличить  фрукты от овощей?

( Фрукты обычно растут в саду, обычно сладкие, кроме лимона )

- А вспомните, где растут овощи? ( в огороде )

Игра “ Собери овощи и фрукты ”.

- В корзинки  нужно собрать овощи и фрукты.

- Проверим, правильно выполнили задание ребята или нет.

- А теперь проверю вас. Если я показываю овощ – вы приседаете, если фрукт – руки вверх.

Работа в рабочих тетрадях.

- Откроем рабочие тетради на с. 43. Найдем первое задание.

Раскрасьте только овощи и только фрукты фрукты. В каждом столбике нарисуйте еще овощ или фрукт.

- Назовите, что нарисовали в первый столбик, во второй.

- Зачем нужно есть фрукты и овощи?

( В них содержаться витамины, минералы, соли и т.д ).

- А что такое витамины? ( Витамины – жизненно необходимые питательные вещества. Они содержатся в пище и необходимы для здоровья нашего организма. Vita -  означает жизнь. Ягоды, фрукты, овощи – основные источники витаминов. )

3. Станция Витаминная.

Мы отправляемся на станцию, где нас ждут полезные друзья, которые живут на “Витаминной станции” ( слайд  5 ).

- Для чего надо есть овощи и фрукты? (В них содержится витамины и полезные вещества.) 

- Для чего организму нужны витамины? (чтение с 5 слайда.) 

Стихотворение про витамины.

Витамины – просто чудо!

Сколько радости несут:

Все болезни и простуды

Перед ними упадут,

Вот поэтому всегда

Для нашего здоровья

Полноценная еда –

Важнейшее условие!

Вывод: Чтобы хорошо расти, хорошо видеть, иметь крепкие зубы, чтобы быть сильным, иметь хороший аппетит и не огорчаться по пустякам, реже простужаться, быть бодрым.      

4. Станция Чистюлькина.

- Отправляемся на следующую станцию, а называется она “ Чистюлькина ”.

- Выполняя работу, на наших руках появляется множество микробов. И перед едой нужно обязательно мыть руки! Не забывайте о правилах гигиены. Овощи и фрукты нужно мыть перед употреблением.

- Ребята, а какое сейчас время года? (зима) 

-Зимой организм человека нуждается в витаминах, поэтому ежедневно нужно употреблять овощи,  фрукты. Помогайте своим родителям ухаживать за фруктами и овощами. И на вашем столе витамины будут круглый год. И не забывайте, что в свежих фруктах и овощах их намного больше.

4. Станция «Лекарственная»

На этой станции живут наши любимые куклы и игрушечные животные. Они заболели. Скажите, кто чем заболел? (кашель, больное горло, простуда)

Кто может рассказать, как лечат в его семье кашель, больное горло, простуду? (Дети рассказывают.) Давайте сейчас подробнее поговорим о лечении лекарственными растениями. Ведь это средство нам предлагает сама природа. Что вы знаете о лекарственных растениях? Какими лекарственными растениями вам приходилось лечиться? Приходилось ли вам заготавливать лекарственные растения? Если да, расскажите, как это делается. (Ответы детей.)
      А сейчас мы почитаем то, что рассказывает нам о лекарственных растениях учебник.

И еще в книге „Великан на поляне“ прочитаем рассказ о разнообразии лекарственных растений и о правилах их сбора.

«Ребята, после того, что вы услышали, скажите, пожалуйста, почему к лекарственным растениям нужно относиться бережно? Почему их можно собирать не везде? Для определения лекарственных растений существуют специальные справочники. Вот и учебник дает нам возможность познакомиться с некоторыми из целебных растений. На с. 28—29 учебника, внизу, нарисовано, как выглядят некоторые зеленые целители. Рассмотрите рисунок. Узнайте названия этих растений. Есть ли среди них деревья? а кустарники? травянистые растения? С какими из них вы знакомы?»

      Теперь перевернем страницу учебника. Мы оказались на кухне, где чьи-то заботливые руки уже подготовили эти растения к употреблению: высушили, измельчили. Скоро аптекарь разложит их по мешочкам, банкам, пакетикам. Обязательно подпишет название, дату, когда растение было собрано. Может быть, даже укажет место, где собрано. Но представьте себе, что аптекарь совсем молодой, неопытный и он забыл, где какое растение. Давайте поможем ему. Попробуйте сначала узнать растения на фотографиях (с. 30 учебника). Попытайтесь определить, какие части этих растений используются в лечебных целях. Свои догадки проверьте на „Страничках Умного Совенка“ (с. 123 учебника)». Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
      Учитель: «Лечить с помощью растений может только опытный человек, который хорошо разбирается в их свойствах и легко узнает растения по внешнему виду. Потренируемся — выполним задание № 1 на с. 16 рабочей тетради.
      Теперь организуем группы. Каждой группе я выдам лекарственные растения. Среди них есть и те, что растут в нашем краю. Выполните пункт 1 задания № 2 на с. 16 рабочей тетради. Если будут затруднения, обращайтесь за помощью ко мне и моим помощникам».
Значит, нам нужно найти средства против кашля, боли в горле, простуды. Послушайте, для чего используют растения, с которыми мы познакомились, и попробуйте подобрать лечение». Учитель читает текст учебника (начиная со второго абзаца на с. 30 и до конца темы)

В конце занятия ученики с учителем делают вывод урока и сопоставляют его с выводом на с. 31 учебника. Учитель должен обратить особое внимание учащихся на последнее предложение вывода в учебнике: «Дети могут пользоваться растениями из домашней аптечки только с разрешения взрослых».
IV. Подведение итогов.

 Наше путешествие по городу «Здоровейск» подошло к концу. - Ребята, интересно вам было на уроке?

Урок по окружающему миру 2 кл "Растения в домашней аптеке", 1 кл "Овощи и фрукты на нашем столе"
  • Начальные классы
Описание:
  •       Задачи урока: повторить и расширить полученные ранее сведения об овощах и фруктах, сформировать представление о витаминах и их пользе для организма; дать представление о разнообразии лекарственных растений, познакомить с правилами их сбора, хранения и использования.
  •  

          Планируемые результаты: научиться классифицировать овощи и фрукты, усвоить, что овощи и фрукты — кладовая витаминов;уметь называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения; рассказывать о лекарственных растениях в домашней аптечке, приводить примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях.

 

Автор Дружинина Татьяна Аркадьевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1038
Номер материала 50698
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓