Мотивация
|
Эмоциональный
настрой на урок
|
-
Здравствуйте, ребята! (слайд 1)
-
Напомните мне, пожалуйста, какой у нас сейчас урок?
-
Чему мы учимся на уроках Окружающего мира?
-
На каком ещё уроке мы учимся описывать и сравнивать предметы по различным
признакам?
-
Вспомните, по каким признакам мы умеем сравнивать и описывать предметы?
(длина,
высота, периметр, площадь, количество, объём, масса, цвет, материл,
назначение …)
Слайд (слайд 2) – задание исключение предмета по
признаку и поиск общего признака в группе предметов.
-
Скоро Новый год, в волшебном лесу выросли необычные ёлочки.
- Найдите признаки, по которому все эти
ёлочки можно объединить.
(по
цвету, есть шарики, состоят из треугольников)
-
Найдите ёлочки, которые можно исключить из данного ряда, и по какому
признаку?
(по
количество треугольников - у одной их 4; у трёх шарики по цвету одинаковые, у
четвёртой – разные по количеству и цвету)
-
Найдите ёлочки, которые совпадают по всем признакам? По каким признакам они
совпадают?
-
Кто-то хорошо умеет сравнивать и описывать предмет, кому - то ещё трудно.
-
Раз мы не все можем это делать хорошо, то будем тренироваться.
-
Чему мы будем учиться? Какова будет цель нашего урока…
Будем учиться сравнивать предметы по выделенным
признакам.
-
Сегодня мы снова будем исследователями. Мы продолжим изучать предметы, находить
и сравнивать признаки.
-
Каждый наш урок – это открытие новых и интересных знаний.
-
Ученые-исследователи, вы готовы к работе?
-
Покажите мне знаком, что вы готовы к работе. Молодцы!
-
Какие ещё знаки нам помогут быстро и правильно работать на уроке? (знак
«Молчание», «Я хочу ответить», «Готовность группы», «Вопрос»)
|
Отвечают
на вопросы.
Называют
признаки с которыми работали на уроках математики
Называют
знаки
|
Слайд
с заданием – ёлочки
Знаки
«Молчание», «Я хочу ответить», «Готовность группы», «Вопрос»
|
Актуализация.
Выявление места и причины затруднения.
Постановка
учебной задачи
|
Создать
соответствующую атмосферу;
Оживить
знания детей
|
-
А какой предмет мы с вами сегодня будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою
загадку.
Она склеит
корабль, ракету,
Паровоз, машину
и карету.
Бела, гладка,
как первый снег,
И разноцветна,
словно радуга-дуга.
Бывает
документом,
Плакатом,
фантиком, конвертом,
Письмом, обоями,
листовкой,
Альбомом,
книгой, упаковкой,
Салфеткой,
веером, талоном,
Неувядаемым
пионом.
Она бывает и
деньгами.
А что?
Вы догадайтесь
сами!
(бумага)
(слайд 3)
- Как вы
догадались, что в загадке речь идёт о бумаге? По каким признакам из загадки?
(белая, гладкая,
разноцветная, её можно склеивать, используют для документов и других нужд)
-
Какие из признаков можно использовать, описывая бумагу как предмет?
(цвет,
назначение, …)
Учащиеся
перечисляют.
-
Если при описании бумаги мы будем использовать только эти признаки, сможет ли
другой человек понять, что мы описывали бумагу?
(этот
предмет бывает разного цвета, его можно использовать для …)
-
Уточните цель нашего урока…
Изучить
бумагу как предмет, провести исследование и выяснить какие признаки есть у
бумаги
|
Отвечают
на вопросы.
|
|
Решение
учебной задачи.
Открытие
новых знаний
-правила
работы в группах
-
исследовательская деятельность в группах
|
Обеспечить
эмоциональность восприятия, интерес к изучаемому материалу
через
исследовательскую деятельность и работу в группах
|
-
Все предметы, которые нас окружаю, мы делим на 2 группы. Какие?
(природа
и изделия человека) (слайд 4)
-
К какой группе относится бумага? Докажите.
Презентация (слайды)
-
Бумага - великое изобретение человека (слайд 5). В древние времена,
что только не придумывали люди, чтобы передать информацию и разные символы (слайд
6, 7).
Когда
еще не придумали, как делать бумагу, писали на бересте, коже, камне, глине (слайд
8 – 11).
В
9 веке до нашей эры делали книги из деревянных дощечек . Их поверхность
покрывали воском и на нем процарапывали буквы костяной палочкой (слайд 12
– 13).
Писали
даже с помощью узелков (слайд 14).
-
Как вы думаете, чем писали в древности на камне, бересте, глине, воске,
металле, ткани?
-
Легко ли это было делать?
-
Только через много лет люди придумали бумагу.
-
А теперь, внимательно послушайте мой рассказ. Какие ещё признаки бумаги
встретятся в тексте? Запомните их.
Презентация (слайды)
-
Впервые бумага была изобретена в древнем Китае две тысячи лет назад (слайд
15).
Китайцы
делали бумагу так: в большой каменный сосуд клали кору деревьев, щепки,
наливали воду и долго растирали, пока не получалась кашицу без комков. Потом
эту кашицу выливали на рамку с сеточкой из шёлковых ниток и трясли, пока кашица
не разольётся по всей сетке ровным тонким слоем. Вода стекала, и на сетке
оставался тонкий лист бумаги. Его снимали, сушили.
-
Когда научились делать прочную и тонкую бумагу, появилась возможность делать
книги. Люди стали хранить и передавать следующим поколениям важные знания (слайд
16).
-
Какие ещё признаки бумаги, как предмета, встретились в тексте?
(тонкая,
прочная)
-
В наше время бумагу делают приблизительно так же. Только всё это выполняет
специальная машина для производства бумаги.
-
Бумага, как и другие изделия, бывает очень разная,
-
Для чего люди стали делать разную бумагу?
(потому
что она изготавливается для решения разных задач)
-
У вас на столах лежат конверты с разными образцами бумаги. Мы попробуем
составить из них коллекции, исследуя у бумаги разные признаки.
Исследовать
бумагу мы будем в группах.
Работа в группах.
-
Вспомните правила работы в группе.
1.
внимательно слушаем задание
2.
поворачиваемся в группе, обсуждаем тихо, даём возможность высказаться каждому
3.
выбираем того, кто будет защищать работу группе
4.
устно составляем все вместе ответ, пробуем его проговаривать
5.
показываем готовность знаком
Задание 1 (выполняют все вместе)
-
Первую коллекцию мы составим вместе.
-
Рассмотрите образцы в конверте № 1.
-
Как будем исследовать?
(пощупаем
их)
-
Обсудите, по какому признаку собраны в этом конверте образцы?
(плотность)
-
На сколько групп вы можете разделить все образцы по этому признаку?
(три)
- Пощупайте самую плотную бумагу и самую тонкую.
Посмотрите её на свет. Чем они отличаются?
-
Самую тонкую характеризуют признаком не только «неплотная», а правильнее -
«рыхлая».
-
Для чего может использоваться плотная бумага?
(Для
изготовления поделок, альбомов для рисования, плакатов и упаковки)
-
Для чего лучше использовать рыхлую?
(Рыхлая
хорошо впитывает воду, поэтому рыхлую бумагу используют для изготовления
салфеток, носовых платков, в качестве туалетной…)
-
У вас на столах вместе с конвертами прикреплены полосы. На этих полосках мы в
вами и составим коллекцию бумаги.
На
первую полосу вклеим бумагу по первому признаку, который мы выяснили –
плотность.
Учитель рисует на доске длинную стрелку, подписывая
ее концы – слева, в начале стрелки «рыхлая», в конце – «плотная».
-
Какая бумага из ваших коллекций самая рыхлая?
-
А как выяснить, выяснить какая бумага самая плотная, какая менее и какая
самая рыхлая?
Предложения детьми разных способов (ощупь, на свет и
др.).
-
Найдите и разместите самую рыхлую на первом месте.
Ученики выясняют, показывают и размещают на листе,
учитель выполняет на доске.
-
Какая самая рыхлая из оставшихся? Разместите её на втором месте.
Физ.минутка.
|
Отвечают
на вопросы.
Дети
пробуют, отвечая на вопрос о том, чем и как можно было это сделать.
Называют
правила работы в группе
Называют
сравнительные признаки, делят на группы по указанному признаку.
Связывают
признак с целью использования.
Выбирают
«самую рыхлую бумагу», потом «самую рыхлую из оставшихся» и т.д.
На
доске выстраивается ряд.
|
Слайды
о бумаге
.
Коллекции
бумаги в конвертах (набор из разных видов бумаги: туалетная, офисная, ватман)
2
полосы на каждый стол
|
-
А теперь поработаем в группах самостоятельно.
Задание 2
- Рассмотрите образцы в конверте №
2. Исследуйте их. Обсудите, по какому признаку собранные в этом конверте
образцы. Как можно их разложить в ряд?
-
Попробуйте составить ряд по этому признаку.
-
Если в группе возникнет проблема или вопрос, какой знак вы должны показать?
-
Время выполнения задания 10 минут.
1 группа
-
По какому признаку собраны в вашем конверте образцы бумаги?
(по
белизне)
-
Какой ряд вы составили, покажите остальным группам?
-
Как вы исследовали этот признак?
-
Какая бумага из вашей коллекции оказалась самая белая?
-
Как вы определили?
-
Где вы разместили её на ряду?
-
Как подпишем начало стрелки?
(белая)
-
Какая бумага самая белая из оставшихся?
-
А конец?
(тёмная)
Учитель рисует на доске длинную стрелку, подписывая
ее концы – слева, в начале стрелки: «белая»; справа – в конце стрелки –
«темная».
-
Какой признак исследовала ваша группа?
-
Каким способом вы исследовали этот признак?
-
Какой построили ряд?
|
Учащиеся
в группе исследуют и выбирают бумагу по признаку.
На
альбомном листе выстраивают ряд.
Учащиеся
в группе исследуют и выбирают «самую белую бумагу», потом «самую белую из
оставшихся» и т.д., составляют ряд.
|
Коллекции
бумаги в конвертах
1 группа:
офисная
бумага, тетрадный лист, копировальная бумага.
2 группа:
туалетная
бумага, альбомный лист, фотобумага.
3 группа:
туалетная
бумага, альбомный лист, фотобумага.
4 группа:
туалетная
бумага, альбомный лист, фотобумага
|
Задание 2
Группа 4
- Вы выслушали ответы 3 групп, что
интересного вы заметили об образцах бумаги, которые были во 2, 3 группах и в
вашей?
-У
вашей группы в конвертах были те же образцы, что и у 2,3 группы.
-
По какому признаку вы сравнивали образцы?
(по
сминаемости)
-
Каким способом вы сравнивали образцы бумагу по этому признаку?
(пробовали
смять).
-
Покажите другим группам свой ряд.
-
Какая бумага из коллекции оказалась легко сминаемая?
-
Как вы это определили?
-
Где вы разместили её на ряду?
-
Как подпишем начало стрелки?
(хорошо
сминается)
-
Какая бумага мнётся лучше из оставшихся?
-
Где разместим её на ряду в коллекции.
-
Как подпишем конец стрелки?
(плохо
мнётся)
Учитель рисует на доске длинную стрелку, подписывая
ее концы – слева, в начале стрелки: «хорошо
мнётся»; справа – в конце стрелки – «плохо мнётся».
-
Какой признак исследовала ваша группа?
-
Каким способом вы исследовали этот признак?
-
Какой построили ряд?
|
Учащиеся
в группе исследуют и выбирают «самую мнущуюся бумагу», потом «самую мнущуюся
из оставшихся» и т.д., составляют ряд.
|
Рефлексия
|
Обеспечить
более глубокое целостное восприятие материала
Самоанализ
своей деятельности
|
На доске 5 рядов признаков бумаги.
-
Какой предмет мы сегодня исследовали?
-
Бумага – это природа или изделие человека? Докажите.
-
Какие признаки бумаги открыли в нашем исследовании?
(плотность,
цвет, плотность, намокаемость, сминаемость)
-
А может еще кто-нибудь из вас знает другие признаки, по которым ещё можно
сравнивать образцы бумаги?
(горючесть)
Осторожность!
(не
тонет)…
-
Мы можем продолжить собирать нашу коллекцию дальше?
-
Как мы действовали, изучая бумагу и её признаки?
-
Что в результате исследования у нас получилось? (коллекция)
-
Посмотрите, какая коллекция у нас получилась.
-
Где мы можем использовать наши знания о признаках бумаги в жизни?
-
На каких уроках нам понадобятся эти знания?
(технология,
внеурочная деятельность, ИЗО, …)
-
Достигли ли мы поставленной цели?
(Изучили бумагу как предмет, провели исследование и
выяснили, какие признаки есть у бумаги, составили коллекцию по изученным
признакам)
-
Кто доволен своей работой на уроке.
-
Кому какое задание понравилось?
-
Кто считает, что у него сегодня не всё получилось? Почему?
-
Кто недоволен своей работой на уроке? Почему?
-
Кого из вашей группы можете похвалить? Почему?
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.