Главная / Начальные классы / урок по окружающему миру 1 класс РС Эльконина-Давыдова "Изделия человека. Бумага.Составление коллекции бумаги по выявленным признакам"

урок по окружающему миру 1 класс РС Эльконина-Давыдова "Изделия человека. Бумага.Составление коллекции бумаги по выявленным признакам"

1 класс. Развивающее обучение. Система Эльконина – Давыдова.

Тема: «Изделия человека. Бумага. Составление коллекции бумаги по выделенным признакам»

Цель (для учителя): научить учащихся выделять признаки наблюдаемого предмета (на примере бумаги) и составлять ряды (шкалы) по выявленным признакам на основе сравнения.

Цель (для учащихся): научиться выделять признаки наблюдаемого предмета (на примере бумаги) и составлять ряды признаку через сравнение образцов бумаги.

Задачи (для учителя):

Предметные:

Обучение умению выделять признаки наблюдаемого предмета (на примере бумаги) и составлять ряды (шкалы) по выявленным признакам на основе сравнения.

Метапредметные:

Формирование способности принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности;

Развитие умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности через групповую форму работы.

Личностные:

Развитие у учащихся навыков сотрудничества со взрослым и сверстниками, мотивов учебной деятельности.


Планируемые результаты (для учащихся):

Предметные:

Уметь выделять признаки наблюдаемого предмета (на примере бумаги) и составлять ряды (шкалы) по выявленным признакам на основе сравнения.

Метапредметные:

Уметь принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности;

Уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности в группе.

Личностные:

Уметь сотрудничать со взрослым и сверстниками, разрешать конфликтную или спорную ситуацию в группе.


Оборудование:

- презентация «Как появилась бумага»;

- знаки «Молчание», «Я хочу ответить», «Готовность группы», «Вопрос»;

- коллекции бумаги в конвертах:

  • Набор 1: туалетная, офисная, ватман – во все группы и у учителя;

  • Набор 2: офисная бумага, тетрадный лист, копировальная бумага – группа 1;

  • Набор 3: туалетная бумага, альбомный лист, фотобумага – группа 2;

  • Набор 4: туалетная бумага, альбомный лист, фотобумага – группа 3;

  • Набор 5:туалетная бумага, альбомный лист, фотобумага – группа 4.


Этапы урока

Цель

Возможные задания, действия и вопросы учителя


Формы работы и действия учеников

Оборудование и материалы

Мотивация

Эмоциональный настрой на урок

- Здравствуйте, ребята! (слайд 1)

- Напомните мне, пожалуйста, какой у нас сейчас урок?

- Чему мы учимся на уроках Окружающего мира?

- На каком ещё уроке мы учимся описывать и сравнивать предметы по различным признакам?

- Вспомните, по каким признакам мы умеем сравнивать и описывать предметы?

(длина, высота, периметр, площадь, количество, объём, масса, цвет, материл, назначение …)


Слайд (слайд 2) – задание исключение предмета по признаку и поиск общего признака в группе предметов.


- Скоро Новый год, в волшебном лесу выросли необычные ёлочки.

- Найдите признаки, по которому все эти ёлочки можно объединить.

(по цвету, есть шарики, состоят из треугольников)

- Найдите ёлочки, которые можно исключить из данного ряда, и по какому признаку?

(по количество треугольников - у одной их 4; у трёх шарики по цвету одинаковые, у четвёртой – разные по количеству и цвету)

- Найдите ёлочки, которые совпадают по всем признакам? По каким признакам они совпадают?


- Кто-то хорошо умеет сравнивать и описывать предмет, кому - то ещё трудно.

- Раз мы не все можем это делать хорошо, то будем тренироваться.

- Чему мы будем учиться? Какова будет цель нашего урока…


Будем учиться сравнивать предметы по выделенным признакам.


- Сегодня мы снова будем исследователями. Мы продолжим изучать предметы, находить и сравнивать признаки.


- Каждый наш урок – это открытие новых и интересных знаний.

- Ученые-исследователи, вы готовы к работе?

- Покажите мне знаком, что вы готовы к работе. Молодцы!

- Какие ещё знаки нам помогут быстро и правильно работать на уроке? (знак «Молчание», «Я хочу ответить», «Готовность группы», «Вопрос»)


Отвечают на вопросы.




Называют признаки с которыми работали на уроках математики



























Называют знаки












Слайд с заданием – ёлочки


























Знаки «Молчание», «Я хочу ответить», «Готовность группы», «Вопрос»

Актуализация. Выявление места и причины затруднения.

Постановка учебной задачи

Создать соответствующую атмосферу;

Оживить знания детей



- А какой предмет мы с вами сегодня будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку.

Она склеит корабль, ракету,

Паровоз, машину и карету.

Бела, гладка, как первый снег,

И разноцветна, словно радуга-дуга.

Бывает документом,

Плакатом, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, листовкой,

Альбомом, книгой, упаковкой,

Салфеткой, веером, талоном,

Неувядаемым пионом.

Она бывает и деньгами.

А что?

Вы догадайтесь сами!

(бумага)

(слайд 3)

- Как вы догадались, что в загадке речь идёт о бумаге? По каким признакам из загадки?

(белая, гладкая, разноцветная, её можно склеивать, используют для документов и других нужд)

- Какие из признаков можно использовать, описывая бумагу как предмет?

(цвет, назначение, …)

Учащиеся перечисляют.


- Если при описании бумаги мы будем использовать только эти признаки, сможет ли другой человек понять, что мы описывали бумагу?

(этот предмет бывает разного цвета, его можно использовать для …)


- Уточните цель нашего урока…


Изучить бумагу как предмет, провести исследование и выяснить какие признаки есть у бумаги


Отвечают на вопросы.


















































Решение учебной задачи.

Открытие новых знаний

















































-правила работы в группах






- исследовательская деятельность в группах

Обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к изучаемому материалу

через исследовательскую деятельность и работу в группах






































- Все предметы, которые нас окружаю, мы делим на 2 группы. Какие?

(природа и изделия человека) (слайд 4)


- К какой группе относится бумага? Докажите.


Презентация (слайды)

- Бумага - великое изобретение человека (слайд 5). В древние времена, что только не придумывали люди, чтобы передать информацию и разные символы (слайд 6, 7).

Когда еще не придумали, как делать бумагу, писали на бересте, коже, камне, глине (слайд 8 – 11).

В 9 веке до нашей эры делали книги из деревянных дощечек . Их поверхность покрывали воском и на нем процарапывали буквы костяной палочкой (слайд 12 – 13).

Писали даже с помощью узелков (слайд 14).


- Как вы думаете, чем писали в древности на камне, бересте, глине, воске, металле, ткани?

- Легко ли это было делать?

- Только через много лет люди придумали бумагу.



- А теперь, внимательно послушайте мой рассказ. Какие ещё признаки бумаги встретятся в тексте? Запомните их.


Презентация (слайды)

- Впервые бумага была изобретена в древнем Китае две тысячи лет назад (слайд 15).

Китайцы делали бумагу так: в большой каменный сосуд клали кору деревьев, щепки, наливали воду и долго растирали, пока не получалась кашицу без комков. Потом эту кашицу выливали на рамку с сеточкой из шёлковых ниток и трясли, пока кашица не разольётся по всей сетке ровным тонким слоем. Вода стекала, и на сетке оставался тонкий лист бумаги. Его снимали, сушили.

- Когда научились делать прочную и тонкую бумагу, появилась возможность делать книги. Люди стали хранить и передавать следующим поколениям важные знания (слайд 16).


- Какие ещё признаки бумаги, как предмета, встретились в тексте?

(тонкая, прочная)


- В наше время бумагу делают приблизительно так же. Только всё это выполняет специальная машина для производства бумаги.


- Бумага, как и другие изделия, бывает очень разная,

- Для чего люди стали делать разную бумагу?

(потому что она изготавливается для решения разных задач)


- У вас на столах лежат конверты с разными образцами бумаги. Мы попробуем составить из них коллекции, исследуя у бумаги разные признаки.

Исследовать бумагу мы будем в группах.


Работа в группах.

- Вспомните правила работы в группе.

1. внимательно слушаем задание

2. поворачиваемся в группе, обсуждаем тихо, даём возможность высказаться каждому

3. выбираем того, кто будет защищать работу группе

4. устно составляем все вместе ответ, пробуем его проговаривать

5. показываем готовность знаком


Задание 1 (выполняют все вместе)

- Первую коллекцию мы составим вместе.

- Рассмотрите образцы в конверте № 1.

- Как будем исследовать?

(пощупаем их)

- Обсудите, по какому признаку собраны в этом конверте образцы?

(плотность)

- На сколько групп вы можете разделить все образцы по этому признаку?

(три)

- Пощупайте самую плотную бумагу и самую тонкую. Посмотрите её на свет. Чем они отличаются?

- Самую тонкую характеризуют признаком не только «неплотная», а правильнее - «рыхлая».


- Для чего может использоваться плотная бумага?

(Для изготовления поделок, альбомов для рисования, плакатов и упаковки)

- Для чего лучше использовать рыхлую?

(Рыхлая хорошо впитывает воду, поэтому рыхлую бумагу используют для изготовления салфеток, носовых платков, в качестве туалетной…)


- У вас на столах вместе с конвертами прикреплены полосы. На этих полосках мы в вами и составим коллекцию бумаги.

На первую полосу вклеим бумагу по первому признаку, который мы выяснили – плотность.


Учитель рисует на доске длинную стрелку, подписывая ее концы – слева, в начале стрелки «рыхлая», в конце – «плотная».


- Какая бумага из ваших коллекций самая рыхлая?

- А как выяснить, выяснить какая бумага самая плотная, какая менее и какая самая рыхлая?


Предложения детьми разных способов (ощупь, на свет и др.).


- Найдите и разместите самую рыхлую на первом месте.


Ученики выясняют, показывают и размещают на листе, учитель выполняет на доске.


- Какая самая рыхлая из оставшихся? Разместите её на втором месте.




Физ.минутка.


Отвечают на вопросы.















Дети пробуют, отвечая на вопрос о том, чем и как можно было это сделать.


































Называют правила работы в группе











Называют сравнительные признаки, делят на группы по указанному признаку.

Связывают признак с целью использования.























Выбирают «самую рыхлую бумагу», потом «самую рыхлую из оставшихся» и т.д.

На доске выстраивается ряд.





Слайды о бумаге







.



















































Коллекции бумаги в конвертах (набор из разных видов бумаги: туалетная, офисная, ватман)


















2 полосы на каждый стол

- А теперь поработаем в группах самостоятельно.

Задание 2

- Рассмотрите образцы в конверте № 2. Исследуйте их. Обсудите, по какому признаку собранные в этом конверте образцы. Как можно их разложить в ряд?

- Попробуйте составить ряд по этому признаку.

- Если в группе возникнет проблема или вопрос, какой знак вы должны показать?

- Время выполнения задания 10 минут.


1 группа

- По какому признаку собраны в вашем конверте образцы бумаги?

(по белизне)

- Какой ряд вы составили, покажите остальным группам?

- Как вы исследовали этот признак?

- Какая бумага из вашей коллекции оказалась самая белая?

- Как вы определили?

- Где вы разместили её на ряду?

- Как подпишем начало стрелки?

(белая)

- Какая бумага самая белая из оставшихся?

- А конец?

(тёмная)


Учитель рисует на доске длинную стрелку, подписывая ее концы – слева, в начале стрелки: «белая»; справа – в конце стрелки – «темная».


- Какой признак исследовала ваша группа?

- Каким способом вы исследовали этот признак?

- Какой построили ряд?



Учащиеся в группе исследуют и выбирают бумагу по признаку.

На альбомном листе выстраивают ряд.


Учащиеся в группе исследуют и выбирают «самую белую бумагу», потом «самую белую из оставшихся» и т.д., составляют ряд.


Коллекции бумаги в конвертах

1 группа:

офисная бумага, тетрадный лист, копировальная бумага.

2 группа:

туалетная бумага, альбомный лист, фотобумага.

3 группа:

туалетная бумага, альбомный лист, фотобумага.

4 группа:

туалетная бумага, альбомный лист, фотобумага

Задание 2


2 группа

- По какому признаку вы в своей группе сравнивали образцы бумаги в конверте?

(по прочности)

- Каким способом можно сравнить образцы бумаги по прочности?

(попробовать разорвать).

- Какой ряд вы построили, покажите остальным группам?

- Какая бумага из коллекции самая прочная?

- Как вы определили?

- Где вы разместили на ряду самую прочную?

- Как подпишем начало стрелки?

(прочная)

- Какая бумага самая прочная из оставшихся?

- Как вы определили?

- Как подпишем конец стрелки?

(непрочная)


Учитель рисует на доске длинную стрелку, подписывая ее концы – слева, в начале стрелки: «прочная»; справа – в конце стрелки – «непрочная».


- Какой признак исследовала ваша группа?

- Каким способом вы исследовали этот признак?

- Какой построили ряд?


Учащиеся в группе исследуют и выбирают «самую прочную бумагу», потом «самую прочную из оставшихся» и т.д., составляют ряд.


Задание 2


Группа 3 (как помощь в группу ставится стакан с водой)

- У 3 группы в конвертах были те же образцы, что и у 2 группы. Но они в своей группе сравнивали их по другому признаку.

- По какому признаку вы сравнивали образцы?

(по намокаемости)

- Покажите другим свой ряд.

- Каким способом вы сравнивали образцы бумагу по этому признаку?

(попробовать намочить).

- Какая бумага из коллекции оказалась самая намокаемая?

- Как вы это определили?

- Где вы разместили её на ряду?

- Как подпишем начало стрелки?

(намокаемая)

- Какая бумага самая намокаемая из оставшихся?

- Где разместим её на ряду в коллекции.

- Как подпишем конец стрелки?

(плохо намокаемая)


Учитель рисует на доске длинную стрелку, подписывая ее концы – слева, в начале стрелки: «намокаемая»; справа – в конце стрелки – «плохо намокаемая».


- Какой признак исследовала ваша группа?

- Каким способом вы исследовали этот признак?

- Какой построили ряд?


Учащиеся в группе исследуют и выбирают «самую намокаемую бумагу», потом «самую намокаемую из оставшихся» и т.д., составляют ряд.


Задание 2


Группа 4

- Вы выслушали ответы 3 групп, что интересного вы заметили об образцах бумаги, которые были во 2, 3 группах и в вашей?

-У вашей группы в конвертах были те же образцы, что и у 2,3 группы.

- По какому признаку вы сравнивали образцы?

(по сминаемости)

- Каким способом вы сравнивали образцы бумагу по этому признаку?

(пробовали смять).

- Покажите другим группам свой ряд.

- Какая бумага из коллекции оказалась легко сминаемая?

- Как вы это определили?

- Где вы разместили её на ряду?

- Как подпишем начало стрелки?

(хорошо сминается)

- Какая бумага мнётся лучше из оставшихся?

- Где разместим её на ряду в коллекции.

- Как подпишем конец стрелки?

(плохо мнётся)


Учитель рисует на доске длинную стрелку, подписывая ее концы – слева, в начале стрелки: «хорошо мнётся»; справа – в конце стрелки – «плохо мнётся».


- Какой признак исследовала ваша группа?

- Каким способом вы исследовали этот признак?

- Какой построили ряд?


Учащиеся в группе исследуют и выбирают «самую мнущуюся бумагу», потом «самую мнущуюся из оставшихся» и т.д., составляют ряд.


Рефлексия

Обеспечить более глубокое целостное восприятие материала

Самоанализ своей деятельности

На доске 5 рядов признаков бумаги.


- Какой предмет мы сегодня исследовали?

- Бумага – это природа или изделие человека? Докажите.

- Какие признаки бумаги открыли в нашем исследовании?

(плотность, цвет, плотность, намокаемость, сминаемость)

- А может еще кто-нибудь из вас знает другие признаки, по которым ещё можно сравнивать образцы бумаги?

(горючесть)

Осторожность!

(не тонет)…

- Мы можем продолжить собирать нашу коллекцию дальше?

- Как мы действовали, изучая бумагу и её признаки?

- Что в результате исследования у нас получилось? (коллекция)

- Посмотрите, какая коллекция у нас получилась.

- Где мы можем использовать наши знания о признаках бумаги в жизни?

- На каких уроках нам понадобятся эти знания?

(технология, внеурочная деятельность, ИЗО, …)


- Достигли ли мы поставленной цели?

(Изучили бумагу как предмет, провели исследование и выяснили, какие признаки есть у бумаги, составили коллекцию по изученным признакам)


- Кто доволен своей работой на уроке.

- Кому какое задание понравилось?

- Кто считает, что у него сегодня не всё получилось? Почему?

- Кто недоволен своей работой на уроке? Почему?

- Кого из вашей группы можете похвалить? Почему?




Выход за рамки урока

- Дома вы можете самостоятельно поискать другие признаки бумаги и составить свой ряд по данному признаку.

(только горючесть бумаги проверяем вместе с родителями)

- Используя разные виды бумаги, вы можете создать коллекцию в виде аппликации.

(показать образцы аппликаций с использованием различных видов бумаги)



РТ стр. 41 задание 2







урок по окружающему миру 1 класс РС Эльконина-Давыдова "Изделия человека. Бумага.Составление коллекции бумаги по выявленным признакам"
  • Начальные классы
Описание:

Цель (для учителя): научить учащихся выделять признаки наблюдаемого предмета (на примере бумаги) и составлять ряды (шкалы) по выявленным признакам на основе сравнения.

Цель (для учащихся): научиться выделять признаки наблюдаемого предмета (на примере бумаги) и составлять ряды признаку через сравнение образцов бумаги.

Задачи (для учителя):

Предметные:

Обучение умению выделять признаки наблюдаемого предмета (на примере бумаги) и составлять ряды (шкалы) по выявленным признакам на основе сравнения.

Метапредметные:

Формирование способности принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности;

Развитие умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности через групповую форму работы.

Личностные:

Развитие у учащихся навыков сотрудничества со взрослым и сверстниками, мотивов учебной деятельности.

 Планируемые результаты (для учащихся):

Предметные:

Уметь выделять признаки наблюдаемого предмета (на примере бумаги) и составлять ряды (шкалы) по выявленным признакам на основе сравнения.

Метапредметные:

Уметь принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности;

Уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности в группе.

Личностные:

Уметь сотрудничать со взрослым и сверстниками, разрешать конфликтную или спорную ситуацию в группе.

 

Автор Чернышова Наталья Николаевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1060
Номер материала 20128
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓