Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок по окружающему миру 1 класс РС Эльконина-Давыдова "Изделия человека. Бумага.Составление коллекции бумаги по выявленным признакам"

урок по окружающему миру 1 класс РС Эльконина-Давыдова "Изделия человека. Бумага.Составление коллекции бумаги по выявленным признакам"

Скачать материал

1 класс. Развивающее обучение. Система  Эльконина – Давыдова.

Тема: «Изделия человека. Бумага. Составление коллекции бумаги по выделенным признакам»

Цель (для учителя): научить учащихся выделять признаки наблюдаемого предмета (на примере бумаги) и составлять ряды (шкалы) по выявленным признакам на основе сравнения.

Цель (для учащихся): научиться выделять признаки наблюдаемого предмета (на примере бумаги) и составлять ряды признаку через сравнение образцов бумаги.

Задачи (для учителя):

Предметные:

Обучение умению выделять признаки наблюдаемого предмета (на примере бумаги) и составлять ряды (шкалы) по выявленным признакам на основе сравнения.

Метапредметные:

Формирование способности принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности;

Развитие умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности через групповую форму работы.

Личностные:

Развитие у учащихся навыков сотрудничества со взрослым и сверстниками, мотивов учебной деятельности.

 

Планируемые результаты (для учащихся):

Предметные:

Уметь выделять признаки наблюдаемого предмета (на примере бумаги) и составлять ряды (шкалы) по выявленным признакам на основе сравнения.

Метапредметные:

Уметь принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности;

Уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности в группе.

Личностные:

Уметь сотрудничать со взрослым и сверстниками, разрешать конфликтную или спорную ситуацию в группе.

 

Оборудование:

- презентация «Как появилась бумага»;

- знаки «Молчание», «Я хочу ответить», «Готовность группы», «Вопрос»;

- коллекции бумаги в конвертах:

×          Набор 1: туалетная, офисная, ватман – во все группы и у учителя;

×          Набор 2: офисная бумага, тетрадный лист, копировальная бумага – группа 1;

×          Набор 3: туалетная бумага, альбомный лист, фотобумага – группа 2;

×          Набор 4: туалетная бумага, альбомный лист, фотобумага – группа 3;

×          Набор 5:туалетная бумага, альбомный лист, фотобумага – группа 4.

 

Этапы урока

Цель

Возможные задания, действия и вопросы учителя

 

Формы работы и действия учеников

Оборудование и материалы

Мотивация

Эмоциональный настрой на урок

- Здравствуйте, ребята! (слайд 1)

- Напомните мне, пожалуйста, какой у нас сейчас урок?

- Чему мы учимся на уроках Окружающего мира?

- На каком ещё уроке мы учимся описывать и сравнивать предметы по различным признакам?

- Вспомните, по каким признакам мы умеем сравнивать и описывать предметы?

(длина, высота, периметр, площадь, количество, объём, масса, цвет, материл, назначение …)

 

Слайд (слайд 2) – задание исключение предмета по признаку и поиск общего признака в группе предметов.

 

- Скоро Новый год, в волшебном лесу выросли необычные ёлочки.

- Найдите признаки, по которому все эти ёлочки можно объединить.

(по цвету, есть шарики, состоят из треугольников)

- Найдите ёлочки, которые можно исключить из данного ряда, и по какому признаку?

(по количество треугольников - у одной их 4; у трёх шарики по цвету одинаковые, у четвёртой – разные по количеству и цвету)

- Найдите ёлочки, которые совпадают по всем признакам? По каким признакам они совпадают?

 

- Кто-то  хорошо умеет сравнивать и описывать предмет, кому - то ещё трудно.

- Раз мы не все можем это делать хорошо, то будем тренироваться.

- Чему мы будем учиться? Какова будет цель нашего урока…

 

Будем учиться сравнивать предметы по выделенным признакам.

 

- Сегодня мы снова будем исследователями. Мы продолжим изучать предметы, находить и сравнивать признаки.

 

- Каждый наш урок – это открытие новых и интересных знаний.

- Ученые-исследователи, вы готовы к работе?

- Покажите мне знаком, что вы готовы к работе. Молодцы!

- Какие ещё знаки нам помогут быстро и правильно работать на уроке? (знак «Молчание», «Я хочу ответить», «Готовность группы», «Вопрос»)

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

Называют признаки с которыми работали на уроках математики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют знаки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд с заданием – ёлочки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знаки «Молчание», «Я хочу ответить», «Готовность группы», «Вопрос»

Актуализация. Выявление места и причины затруднения.

Постановка учебной задачи

Создать соответствующую атмосферу;

Оживить знания детей

 

 

-  А какой предмет мы с вами сегодня будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку.

Она склеит корабль, ракету,

Паровоз, машину и карету.

Бела, гладка, как первый снег,

И разноцветна, словно радуга-дуга.

Бывает документом,

Плакатом, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, листовкой,

Альбомом, книгой, упаковкой,

Салфеткой, веером, талоном,

Неувядаемым пионом.

Она бывает и деньгами.

А что?

Вы догадайтесь сами!

(бумага)

(слайд 3)

- Как вы догадались, что в загадке речь идёт о бумаге? По каким признакам из загадки?

(белая, гладкая, разноцветная, её можно склеивать, используют для документов и других нужд)

- Какие из признаков можно использовать, описывая бумагу как предмет?

(цвет, назначение, …)

Учащиеся перечисляют.

 

- Если при описании бумаги мы будем использовать только эти признаки, сможет ли другой человек понять, что мы описывали бумагу?

(этот предмет бывает разного цвета, его можно использовать для …)

 

- Уточните цель нашего урока…

 

Изучить бумагу как предмет, провести исследование и выяснить какие признаки есть у бумаги

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение учебной задачи.

Открытие новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-правила работы в группах

 

 

 

 

 

- исследовательская деятельность в группах

Обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к изучаемому материалу

через исследовательскую деятельность и работу в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Все предметы, которые нас окружаю, мы делим на 2 группы. Какие?

(природа и изделия человека) (слайд 4)

 

- К какой группе относится бумага? Докажите.

 

Презентация (слайды)

- Бумага - великое изобретение человека (слайд 5). В древние времена, что только не придумывали люди, чтобы передать информацию и разные символы (слайд 6, 7).

Когда еще не придумали, как делать бумагу, писали на бересте, коже, камне, глине (слайд 8 – 11).

В 9 веке до нашей эры делали книги из деревянных дощечек . Их поверхность покрывали воском и на нем процарапывали буквы костяной палочкой (слайд 12 – 13).

Писали даже с помощью узелков (слайд 14).

 

- Как вы думаете, чем писали в древности на камне, бересте, глине, воске, металле, ткани?

- Легко ли это было делать?

- Только через много лет люди придумали бумагу.

 

 

- А теперь,  внимательно послушайте мой рассказ. Какие ещё признаки бумаги встретятся в тексте? Запомните их.

 

Презентация (слайды)

- Впервые бумага была изобретена в древнем Китае две тысячи лет назад (слайд 15).

Китайцы делали бумагу так: в большой каменный сосуд клали кору деревьев, щепки, наливали воду и долго растирали, пока не получалась кашицу без комков. Потом эту кашицу выливали на рамку с сеточкой из шёлковых ниток и трясли, пока кашица не разольётся по всей сетке ровным тонким слоем. Вода стекала, и на сетке оставался тонкий лист бумаги. Его снимали, сушили.

-  Когда научились делать прочную и тонкую бумагу, появилась возможность делать книги. Люди стали хранить и передавать следующим поколениям важные знания (слайд 16).

 

- Какие ещё признаки бумаги, как предмета, встретились в тексте?

(тонкая, прочная)

 

- В наше время бумагу делают приблизительно так же. Только всё это выполняет специальная машина для производства бумаги.

 

- Бумага, как и другие изделия, бывает очень разная, 

- Для чего люди стали делать разную бумагу?

(потому что она изготавливается для решения разных задач)

 

- У вас на столах лежат конверты с разными образцами бумаги. Мы попробуем составить из них коллекции, исследуя у бумаги разные признаки.

Исследовать бумагу мы будем в группах.

 

Работа в группах.

- Вспомните правила работы в группе.

1. внимательно слушаем задание

2. поворачиваемся в группе, обсуждаем тихо, даём возможность высказаться каждому

3. выбираем того, кто будет защищать работу группе

4. устно составляем все вместе ответ, пробуем его проговаривать

5. показываем готовность знаком

 

Задание 1 (выполняют все вместе)

- Первую коллекцию мы составим вместе.

- Рассмотрите образцы в конверте № 1.

- Как будем исследовать? 

(пощупаем их)

- Обсудите, по какому признаку собраны в этом конверте образцы?

(плотность)

- На сколько групп вы можете разделить все образцы по этому признаку?

(три)

- Пощупайте самую плотную бумагу и самую тонкую. Посмотрите её на свет. Чем они отличаются?

- Самую тонкую характеризуют признаком не только «неплотная», а правильнее - «рыхлая».

 

- Для чего может использоваться плотная бумага?

(Для изготовления поделок, альбомов для рисования, плакатов и упаковки)

- Для чего лучше использовать рыхлую?

(Рыхлая хорошо впитывает воду, поэтому рыхлую бумагу используют для изготовления салфеток, носовых платков, в качестве туалетной…)

 

- У вас на столах вместе с конвертами прикреплены полосы. На этих полосках мы в вами и составим коллекцию бумаги.

На первую полосу вклеим бумагу по первому признаку, который мы выяснили – плотность.

 

Учитель рисует на доске длинную стрелку, подписывая ее концы – слева, в начале стрелки «рыхлая», в конце – «плотная».

 

- Какая бумага из ваших коллекций самая рыхлая?

- А как выяснить, выяснить какая бумага самая плотная, какая менее и какая самая рыхлая?

 

Предложения детьми разных способов (ощупь, на свет и др.).

 

- Найдите и разместите самую рыхлую на первом месте.

 

Ученики выясняют, показывают и размещают на листе, учитель выполняет на доске.

 

- Какая самая рыхлая из оставшихся? Разместите её на втором месте.

 

 

 

Физ.минутка.

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети пробуют, отвечая на вопрос о том, чем и как можно было это сделать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют правила работы в группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют сравнительные признаки, делят на группы по указанному признаку.

Связывают признак с целью использования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирают «самую рыхлую бумагу», потом «самую рыхлую из оставшихся» и т.д.

На доске выстраивается ряд.

 

 

 

 

Слайды о бумаге

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллекции бумаги в конвертах (набор из разных видов бумаги: туалетная, офисная, ватман)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 полосы на каждый стол

- А теперь поработаем в группах самостоятельно.

Задание 2

- Рассмотрите образцы в конверте № 2. Исследуйте их. Обсудите, по какому признаку собранные в этом конверте образцы. Как можно их разложить в ряд?

- Попробуйте составить ряд по этому признаку.

- Если в группе возникнет проблема или вопрос, какой знак вы должны показать?

- Время выполнения задания 10 минут.

 

1 группа

- По какому признаку собраны в вашем конверте образцы бумаги?

(по белизне)

- Какой ряд вы составили, покажите остальным группам?

- Как вы исследовали этот признак?

- Какая бумага из вашей коллекции оказалась самая белая?

- Как вы определили?

- Где вы  разместили её на ряду?

- Как подпишем начало стрелки?

(белая)

- Какая бумага самая белая из оставшихся?

- А конец?

(тёмная)

 

Учитель рисует на доске длинную стрелку, подписывая ее концы – слева, в начале стрелки: «белая»; справа – в конце стрелки – «темная».

 

- Какой признак исследовала ваша группа?

- Каким способом вы исследовали этот признак?

- Какой построили ряд?

 

 

Учащиеся в группе исследуют и выбирают бумагу по признаку.

На альбомном листе выстраивают ряд.

 

Учащиеся в группе исследуют и выбирают «самую белую бумагу», потом «самую белую из оставшихся» и т.д., составляют ряд.

 

Коллекции бумаги в конвертах

1 группа:

офисная бумага, тетрадный лист, копировальная бумага.

2 группа:

туалетная бумага, альбомный лист, фотобумага.

3 группа:

туалетная бумага, альбомный лист, фотобумага.

4 группа:

туалетная бумага, альбомный лист, фотобумага

Задание 2

 

2 группа

- По какому признаку вы в своей группе сравнивали образцы бумаги в конверте?

(по прочности)

- Каким способом можно сравнить образцы бумаги по прочности?

(попробовать разорвать).

- Какой ряд вы построили, покажите остальным группам?

- Какая бумага из коллекции самая прочная?

- Как вы определили?

- Где вы  разместили на ряду самую прочную?

- Как подпишем начало стрелки?

(прочная)

- Какая бумага самая прочная из оставшихся?

- Как вы определили?

- Как подпишем конец стрелки?

(непрочная)

 

Учитель рисует на доске длинную стрелку, подписывая ее концы – слева, в начале стрелки: «прочная»; справа – в конце стрелки – «непрочная».

 

- Какой признак исследовала ваша группа?

- Каким способом вы исследовали этот признак?

- Какой построили ряд?

 

Учащиеся в группе исследуют и выбирают «самую прочную бумагу», потом «самую прочную из оставшихся» и т.д., составляют ряд.

 

Задание 2

 

Группа 3 (как помощь в группу ставится стакан с водой)

- У 3 группы в конвертах были те же образцы, что и у 2 группы. Но они в своей группе сравнивали их по другому признаку.

- По какому признаку вы сравнивали образцы?

(по намокаемости)

- Покажите другим свой ряд.

- Каким способом вы сравнивали образцы бумагу по этому признаку?

(попробовать намочить).

- Какая бумага из коллекции оказалась самая намокаемая?

- Как вы это определили?

- Где вы  разместили её на ряду?

- Как подпишем начало стрелки?

(намокаемая)

- Какая бумага самая намокаемая из оставшихся?  

- Где разместим её на ряду в коллекции.

- Как подпишем конец стрелки?

(плохо намокаемая)

 

Учитель рисует на доске длинную стрелку, подписывая ее концы – слева, в начале стрелки:  «намокаемая»; справа – в конце стрелки – «плохо намокаемая».

 

- Какой признак исследовала ваша группа?

- Каким способом вы исследовали этот признак?

- Какой построили ряд?

 

Учащиеся в группе исследуют и выбирают «самую намокаемую бумагу», потом «самую намокаемую из оставшихся» и т.д., составляют ряд.

 

Задание 2

 

Группа 4

- Вы выслушали ответы 3 групп, что интересного вы заметили об образцах бумаги, которые были во 2, 3 группах и в вашей?

-У вашей группы в конвертах были те же образцы, что и у 2,3 группы.

- По какому признаку вы сравнивали образцы?

(по сминаемости)

- Каким способом вы сравнивали образцы бумагу по этому признаку?

(пробовали смять).

- Покажите другим группам свой ряд.

- Какая бумага из коллекции оказалась легко сминаемая?

- Как вы это определили?

- Где вы  разместили её на ряду?

- Как подпишем начало стрелки?

(хорошо сминается)

- Какая бумага мнётся лучше из оставшихся? 

- Где разместим её на ряду в коллекции.

- Как подпишем конец стрелки?

(плохо мнётся)

 

Учитель рисует на доске длинную стрелку, подписывая ее концы – слева, в начале стрелки:  «хорошо мнётся»; справа – в конце стрелки – «плохо мнётся».

 

- Какой признак исследовала ваша группа?

- Каким способом вы исследовали этот признак?

- Какой построили ряд?

 

Учащиеся в группе исследуют и выбирают «самую мнущуюся бумагу», потом «самую мнущуюся из оставшихся» и т.д., составляют ряд.

 

Рефлексия

Обеспечить более глубокое целостное восприятие материала

Самоанализ своей деятельности

На доске 5 рядов признаков бумаги.

 

- Какой предмет мы сегодня исследовали?

- Бумага – это природа или изделие человека? Докажите.

- Какие признаки бумаги открыли в нашем исследовании?

(плотность, цвет, плотность, намокаемость, сминаемость)

- А может еще кто-нибудь из вас знает другие признаки, по которым ещё можно сравнивать образцы бумаги?

(горючесть)

 Осторожность!

(не тонет)…

- Мы можем продолжить собирать нашу коллекцию дальше?

- Как мы действовали, изучая бумагу и её признаки?

- Что в результате исследования у нас получилось? (коллекция)

- Посмотрите, какая коллекция у нас получилась.

- Где мы можем использовать наши знания о признаках бумаги в жизни?

- На каких уроках нам понадобятся эти знания?

(технология, внеурочная деятельность, ИЗО, …)

 

- Достигли ли мы поставленной цели?

(Изучили бумагу как предмет, провели исследование и выяснили, какие признаки есть у бумаги, составили коллекцию по изученным признакам)

 

- Кто доволен своей работой на уроке.

- Кому какое задание понравилось?

- Кто считает, что у него сегодня не всё получилось? Почему?

- Кто недоволен своей работой на уроке? Почему?

- Кого из вашей группы можете похвалить? Почему?

 

 

 

Выход за рамки урока

- Дома вы можете самостоятельно поискать другие признаки бумаги и составить свой ряд по данному признаку.

(только горючесть бумаги проверяем вместе с родителями)

- Используя разные виды бумаги, вы можете создать коллекцию в виде аппликации.

(показать образцы аппликаций с использованием различных видов бумаги)

 

 

РТ стр. 41 задание 2

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по окружающему миру 1 класс РС Эльконина-Давыдова "Изделия человека. Бумага.Составление коллекции бумаги по выявленным признакам""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Таргетолог

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель (для учителя): научить учащихся выделять признаки наблюдаемого предмета (на примере бумаги) и составлять ряды (шкалы) по выявленным признакам на основе сравнения.

Цель (для учащихся): научиться выделять признаки наблюдаемого предмета (на примере бумаги) и составлять ряды признаку через сравнение образцов бумаги.

Задачи (для учителя):

Предметные:

Обучение умению выделять признаки наблюдаемого предмета (на примере бумаги) и составлять ряды (шкалы) по выявленным признакам на основе сравнения.

Метапредметные:

Формирование способности принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности;

Развитие умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности через групповую форму работы.

Личностные:

Развитие у учащихся навыков сотрудничества со взрослым и сверстниками, мотивов учебной деятельности.

 Планируемые результаты (для учащихся):

Предметные:

Уметь выделять признаки наблюдаемого предмета (на примере бумаги) и составлять ряды (шкалы) по выявленным признакам на основе сравнения.

Метапредметные:

Уметь принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности;

Уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности в группе.

Личностные:

Уметь сотрудничать со взрослым и сверстниками, разрешать конфликтную или спорную ситуацию в группе.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 945 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.01.2015 1372
    • DOCX 99 кбайт
    • 42 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чернышова Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чернышова Наталья Николаевна
    Чернышова Наталья Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 83932
    • Всего материалов: 42

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 235 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 75 человек

Мини-курс

Организация и контроль занятий со студентами специальных медицинских групп

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Введение в медиакоммуникации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология детства и подросткового возраста

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 108 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 59 человек