Главная / Начальные классы / Урок по обучению грамоте по теме "Гласные буквы Ё,ё" (1 класс)

Урок по обучению грамоте по теме "Гласные буквы Ё,ё" (1 класс)

hello_html_mb352ae1.gifhello_html_57a3e977.gifhello_html_40f2498c.gifТема урока: Гласные буквы Ё, ё.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

Образовательные:

Формировать умение находить в словах букву Ё, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию).

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.


Основная особенность нового стандарта ФГОС заключается в максимальной ориентации образовательного процесса на достижение планируемых результатов, определенных действующей образовательной программой образовательного учреждения , в соответствии с новым законом об образовании.

 

Одной из важнейших целей оценки качества обучения является создание условий, необходимых для управления качеством обучения. Основные направления оценки ориентированы на определение уровней достижения планируемых результатов при освоении образовательных программ.

Система оценка качества предусматривает комплексный подход при осуществлении контроля и  обобщение всех итогов проводимой проверки уровней достижения предметных и метапредметных результатов, а также учета личностных результатов обучающихся. При этом необходимо оценивать существующую динамику индивидуальных достижений каждого конкретного школьника. Для этого используются все возможные формы и методы оценки, который проводится системно и непрерывно. Подходы к оценке уровней достижений предметных планируемых результатов достаточно ясны и закреплены в многолетней практике учебно-воспитательного процесса.    Оценка метапредметных результатов предполагает определение способностей и готовности к освоению новых знаний и универсальных умений. Оценивается способность к сотрудничеству и коммуникации, решению практических задач и использованию ИКТ компетенций для своего обучения и развития. Формой оценки этих видов компетенций может быть результаты проведения учащимися проектной и исследовательской деятельности. Качество презентации проекта, достигнутые результаты и используемые источники, все это оценивается по ходу ведения проекта и его окончанию.

Оценка личностных результатов предполагает оценку учебно-познавательной мотивации учащихся, социальной компетенции и ценностно-смысловой установки. Наиболее важным критерием оценки может являться способность учащихся к осознанному выбору своей индивидуальной образовательной траектории  обучения и развития. Хочу поделиться, как я в своей работе реализую основные направления для достижения планируемых результатов при освоении образовательных программ. Как пример, приведу конспект урока обучения грамоте по УМК «Школа России» 1 класс.


Тема урока: Гласные буквы Ё, ё.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

Образовательные:

Формировать умение находить в словах букву Ё, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию).

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.


Этапы урока

Цель этапа

Содержание

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Включение в учебную деятельность. Организационный момент.




Психологический настрой на урок, умение переключить внимание на учебную деятельность.





Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания школьников, мотивация учения.

- Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Будем мы трудиться,

Грамотно читать учиться.


- Прочитайте пословицу:

Перо пишет, а ум водит.

- Объясните её смысл.

Проверяют готовность рабочего места к уроку.







Личностные УУД

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

самоопределение (Л);

смыслообразование (Л)

целеполагание (П);

планирование учебного сотрудничества учителем и сверстниками(К).


2. Актуализация знаний









3. Мотивация учебной деятельности.
















4.Организация мыслительной деятельности учащихся.

Формулирование цели и темы урока.























































4. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.

Первичное усвоение новых знаний.
























































Этап закрепления новых знаний и способов деятельности

Первичная проверка понимания





























































Этап применения знаний и способов действий




























































Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону











Подведение итогов урока.











Рефлексия урока.











Вопросы, направленные на повторение ранее изученного материала.

Обеспечить мотивацию изучения нового материала. Актуализация субъективного опыта учащихся




















Обеспечить восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового звука и обозначающей его буквы. Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

Работа над развитием памяти, внимания и мышления. Воспитание познавательного интереса.






















































































Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.








Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов деятельности, повышение уровня осмысления изученного материала. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания























































































































1.Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

2. Обеспечить формирование у школьников умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях

















Инициировать рефлексию учащихся по вопросу эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками








Рассмотрите изображения животных.

- Назовите животных. К каким группам они относятся.

- Запищите названия животных, птиц, рыб в клеточках на доске

Какие орфограммы заметили?





- Хорошо читающий ученик читает отрывок из стихотворения С.Я.Маршака

Две сестрицы – две руки

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки –

Левая и правая,

Воду моря и реки

Загребают, плавая.


- Что прославляет в своем стихотворении Самуил Маршак?

- Подчеркните буквы Я и Е. Какие звуки они обозначают? Когда буквы я и е обозначают один звук, а когда два звука?





- Предлагаю вам загадки.

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год (ель)

-Росла в лесу ёлочка и было у неё три подружки.
Кто они, догадайтесь сами. В их названии 3 слога.

Зелена, а не луг.

Бела, а не снег.

Кудрява, а без волос.

-Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью одела

Красные кораллы.

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

На экран выводятся иллюстрации деревьев. На доске открываются слова-отгадки.(слайд 1)

1)Разделить слова на слоги, поставить ударение. Выполнить звуковую схему.


РЯБИНА


ЯБЛОНЯ

-

БЕРЁЗА


ЕЛЬ

2)Кто же прячется под лапами ели?

Слово рассыпалось, соберите его.

ЖИКЁ

- Чтение читающими учениками с электронного приложения.

Ира просит: Ёжик, ёж!

Ты мне платьице сошьёшь?

Ёж ответил из-под ёлки:

Ниток нет – одни иголки.

- Про кого это стихотворение?

- Как Ира просит ёжа сшить ей платье?



Задание- напечатать слово, разделить на слоги.



Составить звуковую схему.

- Произнесите первый слог. Сколько слышите звуков? Назовите их. Они образовали слияние [йо] .

- Кто знает, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й'о]?

- Какую цель поставим на уроке?

- Какая тема нашего урока?

Знакомство с буквами Ё, ё.

Ёжик принес вам букву Ё

- На что похожа буква Ё?


- Буква Е передохнула,

И тотчас же на нее

Пара птенчиков вспорхнула –

Получилась буква Ё.


- Ё – не Е, взгляните сами:

Буква с точками-глазами.

А снимите точки с Ё –

Превратите в Е её.


Е и Ё – родные сестры,

Различать сестер не просто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.


- Рассмотрим случаи, когда буква ё похожа на другие буквы.

Запишите слова, подчеркните ё.

Поёт, пьёт, ёлка.

- А теперь буква ё похожа на какие буквы? Чем?





-Графическое выделение буквы Ё.

Сколько букв в первом слове, сколько звуков?


- Расскажите все, что вы знаете о букве Ё.






- Ёжик очень хочет, чтобы составили о нем и его подружке елочке предложения и связали их в текст.

-Озаглавьте текст.


Физкультминутка «Ёжик»

- Вместе с ёжиком немножко отдохнём.

Ёж спешил к себе домой,

Нес запасы он с собой.

Через кочки ёж скакал,

Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился –

В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил

И к детишкам поспешил.



- Как вы думаете, куда спешил ёжик?

- Может быть, ёжик спешил к кому-то на день рождения?


- Ребята, а знаете ли вы, что у буквы ё тоже есть день рождения? И отмечают его 18 ноября.

- В городе Ульяновске создан памятник букве ё.

- Теперь нам надо поселить нашу букву в дом в городе Алфавитинск.

- Подумайте, в какой домик, к каким буквам мы его поселим?

- А рядом с какой буквой?

- Почему?

- Если мы называем Ё другом мягких согласных, значит она смягчает предшествующий согласный звук.

- А теперь давайте для нашего новосёла сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё.

- А вторым подарком будет игра: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё.

Приготовились! Начали:

ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко.


- Ну что же, я думаю буква Ё осталась довольна вашей работой.

Упражнения в чтении слов, предложений с буквой Ё.

- Попробуем хором прочитать слоги в азбуке.


-Прочитайте слова в столбиках на с.30.

Кто это? (взрослые и дети)

- Соедините их в пары. Какие это животные? (Дикие животные.)


- называем ударный слог.

- Что интересного заметили?

- Знак ударения над этой буквой не ставится!

- Прочитайте стихи Б. Заходера про животное. (с.30)

- Как колючки помогают ежу спасаться от врагов?


Работа над развитием связной речи и активизации словарного запаса, расширение кругозора.


А как зовут детёнышей ежа? Послушайте вот такие строчки:

Ежатки детки хоть куда, и что же тут дивиться ? Ведь мама держит их всегда в ежовых рукавицах.

-Когда так говорят? «Держать в ежовых рукавицах».

- Покажите, что значит съёжиться.

- Ёжик так делает от страха или холода?



-Посмотрите на иллюстрацию на странице 31, догадайтесь, о чём пойдёт речь в тексте.


- Прочитаем текст по цепочке.



- Где были ребята?

– Что они услышали? Кто это был?

– Кто напал на ёжика?


– Что случилось с Жучкой? Почему Жучка отбежала?

- Придумаем название к тексту.



- В каких словах встретилась нам буква ё?

- Сделайте вывод:

В каких словах буква ё обозначает два звука?

- Прочитаем правило внизу страницы. Какую информацию нужно запомнить?




- Рассмотрите текст. Сколько частей в этом тексте? Как начинается каждая часть? Прочитайте восклицательное по интонации предложение.


Жужжащее чтение.

- Подготовьтесь прочитать этот текст так, чтобы ребятам было интересно слушать, соблюдая знаки препинания.

Чтение вслух по частям.

- Какое бы наставление вы дали Жучке?


5.Физкультминутка «Ёлочки»

6. Продолжение работы по теме урока.

-Что узнали о жизни этого зверька? Что ещё знаете? А знаете ли вы, что есть ёж лесной, а ещё есть...

Ёж морской на дне морском
Пел о ёжике лесном:
Ах ты, ёж, братец ёж,
Как без моря ты живёшь?
Ёж живёт в глуши лесной
,
Ёлка – дом его родной.

Иглы морского ежа длинные, как спицы, и служат для передвижения, защиты, а также исполняют роль рук. Ползает он тихонечко по дну и ест что в рот попадёт.

А ещё есть ежи, которые живут в пустыне. Они отличаются от лесного ежа, а чем вы скажете сами после просмотра видеофрагмента.


- Посмотрите на запись, сформулируйте задание и выполните его.

Под еж жил елкой


- А чем ёлка похожа на ёжика?




Формирование практических умений. Работа с текстами .

1 группа

Текст «Ёжик».

Прочитать текст, ответить на вопросы.
2 группа. Стихотворение « Ёжик- чудачёк» рассыпалось. Восстановить текст, пользуясь подсказкой, подготовиться к выразительному чтению.









- Любопытный ёжик хочет задать вам вопросы:

-Что нового узнали на уроке

      • - Чему научились?

      • - Где вам новые знания пригодятся?

      • - Какие задания были более интересными?

- Какими впечатлениями от урока вы поделитесь дома?





- Надеемся, что ёжик остался доволен вашими ответами.

- А чем же мы порадуем ёлочку?

- Впереди нас ждет весёлый волшебный праздник – Новый год. Все: и взрослые, и дети - любят украшать новогодние ёлки. Мы тоже украсим нашу лесную гостью игрушками. Выберите шарик того цвета, который соответствует вашему настроению после урока. Если на уроке вам было интересно – шар синего цвета, если что-то не понравилось – жёлтого, если вам было скучно – красного.

Значит, мы хорошо поработали на этом уроке. Молодцы!

-Урок окончен!!! Можете украсить ёлочку своими шариками.



Ответы детей:

- белка, медведь, тигр, олень, бегемот- звери

Ерши - рыбы;

стрижи, гусь - птицы.

Жи - ши пиши с И,

ь – показатель мягкости согласного














- Трудолюбивые руки человека

- В начале слова, после гласных букв, после разделительного мягкого знака обозначают два звука. После согласных букв обозначают один звук.




Коллективная работа









Берёза





рябина




яблоня





Индивидуальная работа( 4 человека работают у доски)












Парная работа.

- Ёжик







Про девочку Иру и ежа.

Ёжик, ёж!

Ты мне платьице сошьёшь?


Индивидуальная работа.

Один ученик выставляет слово на наборное полотно.
Используют светофоры







Выводят название темы урока.

Самостоятельное формулирование познавательной цели.



- анализ, сравнение

















Устанавливают одинаковые свойства букв е, я, ё



- на буквы я и е, т.к. они обозначают два звука в начале слова, после гласного и после разделительного мягкого знака.



- поёт – 4буквы, 5 звуков

Пьёт – 4 буквы, 4 звука

Ёлка – 4 буквы, 5 звуков.


- буква Ё гласная, обозначает 2 звука [йо], когда стоит вначале слова, после гласного или после разделительного ь.


Умение составлять предложения.

Под ёлкой жил ёжик. Он был мал. Зато иголки торчали во все стороны. Ёжик был словно живая ёлочка.














Высказывание предположений.












Ответы детей)










Коллективная работа















Хоровое чтение

Парная работа



Ответы детей:

- Буква Ё всегда ударная.




Он скатывается в клубочек, прячет свою мордочку и лежит так до тех пор, пока не минует опасность.



Ответы детей.



Дети показывают





Высказывание предположений

- Дети ходили в лес.


- умение ориентироваться в учебнике, проявлять внимание.

Ответы на вопросы.

- Ребята были в лесу.

- Услышали, что возле ёлочки кто-то шуршит.

- На ёжика напала Жучка.

- Жучка наколола нос и убежала.

Умение озаглавливать текст.

«Ёжик», «Жучка напала на ёжика», «Ёжик защищался».

- Ёлочки, ёжик, ёжика.

- Анализируют, делают вывод.

- Буква Ё обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного.







Выделяют предложения из текста.

Там ёжик! Да не тут –то было!







-оценивание поступков героев с точки зрения общечеловеческих.

















Просмотр видеофрагмента







- Нужно составить предложение.

Под ёлкой жил ёж. (Ёж жил под ёлкой)

- У ёлки и у ёжика есть иголки.

- Эти слова начинаются с буквы ё.

Самостоятельная работа.



Карточки у каждого ученика.

(На доске пронумерованные предметные картинки)

Парная работа.

Групповая работа с помощью учителя
Проверка: 1группа- читают по «цепочке, отвечают на вопросы.


  1. группа- читают стихотворение, все слушают. Чтение текста стихотворения с доски, заучивание.




волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

-Я сегодня узнал…
-Я вспомнил....
- Мне было трудно....
-Мне захотелось….

-Мне было интересно…

самооценка на основе критерия успешности (Л);




- Украсим





Дети выбирают шарик, показывают, из трех предложенных, отражающий впечатления и настроение, полученные от урока.
– рефлексия способов и условий действия (П);


Овладение умениями классифицировать, выделять орфограммы. (П)




























выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

использование знаково -символических средств (П);

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация(П);

моделирование и преобразование моделей














Самостоятельность учащихся в добывании знаний. Показателем выполнения дидактической задачи служит правильность, полнота и осознанность ответов учащихся.























контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);





(П)























Сотрудничество учителя с детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.(П)








Коммуникативные УУД

Сотрудничество учителя с детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.
























осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);








Познавательные УУД

Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.




умение выделять в потоке речи изучаемый звук,











узнавать графический образ новой буквы, читать с ней слова.





















извлечение необходимой информации из текстов (П);







Познавательные УУД

Смысловое чтение, умение находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрации.










Использование системы знаний, предусматривающих нарастание сложности упражнений и самостоятельности учащихся в их выполнении, умение применять имеющиеся знания в разнообразных ситуациях.

Знать графический образ буквы, уметь выделить ее образ среди других букв, быть внимательным, уметь классифицировать по признаку













Познавательные УУД

Извлечение необходимой информации из прослушанного текста.


























Умения учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила, умение распознавать и воспроизводить изученные звук и букву , алгоритмы и пользоваться ими.

Регулятивные УУД

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.








Демонстрировать умение четко и кратко ответить на поставленные вопросы. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.







Реализация когнитивного алгоритма

Личностные УУД

Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение. Что дал урок?

Нравственно-эстетическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный социальный выбор.



Урок по обучению грамоте по теме "Гласные буквы Ё,ё" (1 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

 

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

Мотивировала, побуждая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников. в том числе похвала, моделирование, загадки, показ видеофрагментов.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту. На уроке была организована групповая, самостоятельная работа.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

 

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.

 

 

Автор Гришаева Наталья Валерьевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 422
Номер материала 35025
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓