Главная / Начальные классы / Урок по обучению грамоте на тему "Звуки л,л.Буквы Л,л" (1 класс)

Урок по обучению грамоте на тему "Звуки л,л.Буквы Л,л" (1 класс)

6



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Сасово Рязанской области









Открытый урок

обучения грамоте в 1 А классе

по теме

«Звуки [л], [л/] и буквы Л, л»









Конспект составила:

учитель начальных классов

Чельманова Ирина Евгеньевна















г.Сасово, 2014 г

Тема: Звуки [л], [л/], буквы Л, л.


Цель: создать условия для формирования представления о звуках

[л], [л,] и букве, которая их обозначает; дать возможность научиться различать звуки [л],[л,], букву “л” в слогах, в словах в устной и письменной речи, давать характеристику новых звуков.

Учебная цель: получить знания о звуках [л], [л,] и о букве, которая их обозначает; научиться различать эти звуки в словах устной и письменной речи, писать буквы л, Л, давать характеристику новых звуков.

Тип урока: усвоения новых знаний

Оборудование: учебник Л.Ф.Климановой «Азбука», пропись «Мой алфавит» 1 часть, карточки с обозначением звуков, карточки с буквами, сигнальные фонарики, интерактивная доска.


Ход урока


1.Организационный момент. Психологический настрой учащихся

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнем,

Урок чтения начнем.

-Пожелайте всем хорошего настроения.

(Хором: Всем, всем хорошего настроения). Слайд 1

2. Актуализация опорных знаний. Мотивация

- Прочитаем пословицу:

Мир освещается солнцем, а человек знанием. Слайд 2

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Давайте предположим, где пригодятся знания, полученные на уроке чтения и письма?

- С чего мы обычно начинаем урок? (С повторения)

- Внимание! Повторять мы сегодня будем только то, что нам пригодится на уроке. Итак, начинаем!

1) «Мозговая атака» (вопрос-ответ)

- Из чего состоит предложение? (Из слов)

- На какие части делим слова? (На слоги)

- На какие части делим слоги? (На звуки)

- Какие бывают звуки? (Гласные, согласные)

- Какой звук может образовать слог? (Гласный)

- Признаки гласных звуков? (Тянутся, поются, при произношении воздух не встречает преград)

- Назовите гласные звуки.

- Какие звуки произносятся с шумом? (Согласные)

- Назовите согласные, которые изучили? Молодцы! А теперь задание!

2)Пробное действие. - Возьмите листы с напечатанными буквами: а о у ы и; л н м с. Разделите буквы на две группы, обведя буквы одной группы красным карандашом, а другой – синим.

Проверка на доске – буквы: 1) а о у ы и; 2) с м н л - ?

Проблема: В какую группу определить букву Л?

3. Определение темы. Целеполагание.

- Чтобы догадаться в какую группу надо определить букву Л, что надо знать? (Какой она обозначает звук: гласный или согласный)

- Как же узнать, какой она обозначает звук? (Надо произнести слова с этим звуком)

- Назовем в словах звуки, которые обозначаются буквой Л: лиса, лоси, лукошко, лимон, ёлка.

- Сделаем вывод: Какие же звуки обозначает буква Л? В какую группу определим букву Л? (Во вторую)

- Кто попробует сформулировать тему сегодняшнего урока. Слайд 3

- Отталкиваясь от темы, поставим цели нашего урока. Слайд 4

Дать характеристику … звукам, то есть рассказать, какие они.

Познакомиться … с новой буквой, которая обозначает эти звуки.

Учиться различать…мягкий и твердый звуки

Учиться читать… слоги и слова с этими буквами.

Научиться писать буквы Л, л.

4. Первичное усвоение новых знаний. Работа в парах

- Итак, будем следовать нашим целям.

1) Отгадайте загадку:

Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно очень мне одной,

А зовут меня ... (ЛУНА). Слайд 5

- Составьте звуковую схему слова «луна». Для этого поработаем в парах. Но сначала вспомним правила работы в парах. (Повторяем по эталону). Возьмите зеленые конверты и достаньте схематические обозначения звуков. Составьте схему.

- Обозначим на доске. Докажите, что вы правы.

2) Отгадайте вторую загадку:

Хвост пушист, быстра сноровка,

Золотисто-рыжий мех.

Если голодно, плутовка

Кур считает лучше всех. (Лиса). Слайд 6

4) составление звуковой схемы слова «лиса». (Аналогично)

3) Сравните схемы. Чем отличаются? Почему?

Сделаем вывод. Какие же звуки обозначает буква Л?

5.Первичная проверка усвоения новых знаний.

1) Упражнения в различении звуков [л], [л,].

- А сейчас поиграем. Игра «Мягкий-твёрдый». Достаньте из белого конверта кружочки синего и зеленого цвета. (Показывают зеленый или синий круг)

Липа, ландыш, тополь, голубика, лиственница, ель, волнушка.

2)Работа по учебнику стр.81

- Молодцы. Уберите все в конверт. Поработаем по Азбуке. Откройте азбуку на стр. 81. Найдите в рамочке слоги. Прочитаем их. (По одному, хором по рядам).

6. Физкультминутка: (Проводит ученица)

Буратино потянулся. Раз – нагнулся, два – нагнулся.

Руки в стороны развел – видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.

Встали пчелки в хоровод.

В барабан ударил кот.

Стали мыши танцевать –

Тра-ля-ля, тра-ля-ля!

Так, что начала дрожать

Вся земля, вся земля.

Ветер дует нам в лицо.

Зашумело деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

3) Знакомство с буквой Л л.

- Отложите Азбуку на край стола.

- Звуки [л], [л,] на письме обозначаются заглавной и строчной буквой

Л (эль). (Переворачиваю доску. На доске прикреплена карточка с буквами).

- Что вы можете сказать о письменных буквах л? (Они одинаковые. Различаются только размером). Для чего нужна заглавная буква?

7. Работа в прописях «Мой алфавит».

- Откройте пропись «Мой алфавит»(с.26). Почему буква Л написана синим и зеленым цветом?

- Как вы считаете, что нужно для того, чтобы красиво писать?

Гигиенические правила письма

Посадка. Положение прописи, ручки

- Рассмотрите письменную строчную букву л в правом верхнем углу страницы. Из скольких элементов она состоит? Как вы думаете, откуда начинают писать букву л? Показ на доске.

- Возьмите ручки. Напишем строчную букву л в воздухе, повторяя за рукой на экране.

- Кто попробует написать на доске?

- Найдите строчку с буквой л. Обведите образец и допишите всю строчку до конца. Следите за посадкой. (Индивидуальная помощь учителя)

- Подчеркните карандашом самую красивую букву.

- Прочитайте слог на следующей строке – ло. Кто придумает слова с этим слогом? (Лоси, лошадь, ломает, ложка и др.) Обведите образец и напишите эту строку до конца.

8.Физминутка.

Рыбки весело плескались

В теплой, свеженькой водичке.

То сожмутся, разожмутся.

То зароются в песок.

- Аналогично строчку со слогами – лы, ли. Отложите прописи на край стола.

9.Осмысление и осознание полученных знаний. Работа с ЭП

1) Составь звуковые схемы.

2)Игры (Почему вылетают флажки разного цвета?)

3) Графический диктант. (Работают в тетрадях для печатания)

- Первое слово в предложении пишется с большой буквы +

- В слове может быть только 2 слога -

- Согласные поются -

- Речь состоит из предложений +

- А, О, У, Э, И – гласные +

Взаимопроверка.

- Поднимите руку, кто все сделал без ошибок?

10. Подведение итогов.

- Вы успешно справились со всеми заданиями, и наш урок подошёл к

концу. Вспомним цели, которые мы ставили в начале урока. Слайд7

- Расскажите всё, что узнали о звуках [л], [л,]

(Звук [л] - согласный, твёрдый. Звук [л,]- согласный, мягкий.)

- Какая буква обозначает звуки [л], [л,]? (Буква Л)

11.Рефлексия.

Оценим свою работу на уроке. Возьмите светофорчики.

Зеленый круг – тему понял хорошо, справился со всеми заданиями, активно участвовал в работе класса.

Желтый круг – на уроке возникали вопросы, не все задания было легко выполнить.

Красный круг – было сложно, тему не понял. Нужна помощь учителя.

- Объясните свой выбор.

- Сегодня на уроке очень хорошо работали…

- Лучше всех слушали учителя…

- Приятно удивили меня…

Урок окончен.


Если останется время


1. Упражнения «Лиса», «Читаем сами» по ЭП.

2. Работа с текстом. Чтение текста по Азбуке с.81. (шёпотом)

- Что прочитали? Почему это предложения?

- Какие предложения по интонации?

- Из скольких слов состоит 1-е, 2-е, 3-е предложения?

Чтение предложений по порядку.

- Что составляют предложения? Почему это текст? Сколько предложений в тексте?


Урок по обучению грамоте на тему "Звуки л,л.Буквы Л,л" (1 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

 г. Сасово  Рязанской области

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок

обучения грамоте в 1 А классе

по теме

«Звуки [л], [л/] и буквы Л, л»

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект составила:

учитель начальных классов                                                         

Чельманова Ирина Евгеньевна

 

 

                                               

 

 

 

 

 

 

                                                       

 

 

 

 

 

 

г.Сасово, 2014 г

Тема: Звуки [л], [л/], буквы Л, л.

 

Цель: создать условия для формирования представления о звуках

[л], [л,] и букве, которая их обозначает; дать возможность научиться различать звуки [л],[л,], букву “л” в слогах, в словах в устной и письменной речи, давать характеристику новых звуков.

Учебная цель: получить знания о звуках  [л], [л,] и о букве, которая их обозначает; научиться различать эти звуки в словах устной и письменной речи,  писать буквы л, Л, давать характеристику новых звуков.

Тип урока: усвоения  новых знаний

Оборудование: учебник Л.Ф.Климановой «Азбука», пропись «Мой алфавит» 1 часть, карточки с обозначением звуков, карточки с буквами, сигнальные фонарики, интерактивная доска.

 

Ход урока

 

1.Организационный  момент. Психологический настрой учащихся

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнем,

Урок чтения начнем.

-Пожелайте всем хорошего настроения.

(Хором: Всем, всем хорошего настроения).                            Слайд 1

2. Актуализация опорных знаний. Мотивация

- Прочитаем пословицу:

Мир освещается солнцем, а человек знанием.                           Слайд 2

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Давайте предположим, где пригодятся знания, полученные на уроке чтения и письма?

- С чего мы обычно начинаем урок? (С повторения)

- Внимание! Повторять мы сегодня будем только то, что нам пригодится на уроке. Итак, начинаем!

1) «Мозговая атака» (вопрос-ответ)

- Из чего состоит предложение? (Из слов)

- На какие части делим слова? (На слоги)

- На какие части делим слоги? (На звуки)

- Какие бывают звуки? (Гласные, согласные)

- Какой звук может образовать слог? (Гласный)

- Признаки гласных звуков? (Тянутся, поются, при произношении воздух не встречает преград)

- Назовите гласные звуки.

- Какие звуки произносятся с шумом? (Согласные)

- Назовите согласные, которые изучили?  Молодцы! А теперь задание!

2)Пробное действие.   - Возьмите листы с напечатанными буквами: а о у ы и; л н м с. Разделите буквы на две группы, обведя буквы одной  группы красным карандашом, а другой – синим.

Проверка на доске – буквы: 1) а о у  ы и;          2) с м н         л - ?

Проблема: В какую группу определить букву Л?

3. Определение темы. Целеполагание.

- Чтобы догадаться в какую группу надо определить букву Л, что надо знать? (Какой она обозначает звук: гласный или согласный)

- Как же узнать, какой она обозначает звук? (Надо произнести слова с этим звуком)

- Назовем  в словах звуки, которые обозначаются буквой Л: лиса,  лоси, лукошко, лимон, ёлка.

- Сделаем вывод: Какие же звуки обозначает буква Л? В какую группу определим букву Л? (Во вторую)

- Кто попробует сформулировать  тему сегодняшнего урока.           Слайд 3                      

- Отталкиваясь от темы, поставим цели нашего урока.                  Слайд 4

Дать характеристику … звукам, то есть рассказать, какие они.

Познакомиться … с новой буквой, которая обозначает эти звуки.

Учиться различать…мягкий и твердый звуки

Учиться читать… слоги и слова с этими буквами.

Научиться писать буквы Л, л.                      

4. Первичное усвоение новых знаний. Работа в парах

- Итак, будем следовать нашим целям.

1) Отгадайте загадку:

Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно очень мне одной,

А зовут меня ...   (ЛУНА).                                                            Слайд 5                                                  

- Составьте  звуковую схему слова «луна».  Для этого поработаем в парах.           Но сначала вспомним правила работы в парах. (Повторяем по эталону). Возьмите зеленые конверты и достаньте схематические обозначения звуков. Составьте схему.

 - Обозначим на доске. Докажите, что вы правы.

2) Отгадайте вторую загадку:

Хвост пушист, быстра сноровка,

Золотисто-рыжий мех.

Если голодно, плутовка

Кур считает лучше всех.  (Лиса).                                                Слайд 6

4) составление звуковой схемы слова «лиса». (Аналогично)      

3) Сравните схемы. Чем отличаются? Почему?

Сделаем вывод. Какие же звуки обозначает буква Л?

5.Первичная проверка усвоения новых знаний.

 1) Упражнения в различении звуков [л], [л,].

- А сейчас поиграем. Игра «Мягкий-твёрдый». Достаньте из белого конверта кружочки синего и зеленого цвета. (Показывают зеленый или синий круг)

Липа, ландыш, тополь, голубика, лиственница, ель, волнушка.        

2)Работа по учебнику стр.81                            

- Молодцы. Уберите  все в конверт. Поработаем по Азбуке. Откройте азбуку на стр. 81. Найдите в рамочке слоги. Прочитаем их. (По одному, хором по рядам).

6. Физкультминутка:  (Проводит ученица)   

Буратино потянулся. Раз – нагнулся, два – нагнулся.

Руки в стороны развел – видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.

Встали пчелки в хоровод.

В барабан ударил кот.

Стали мыши танцевать –

Тра-ля-ля, тра-ля-ля!

Так, что начала дрожать

Вся земля, вся земля.

       Ветер дует нам в лицо.

       Зашумело деревцо.

       Ветер тише, тише, тише.

       Деревцо все выше, выше.   

3) Знакомство с буквой Л л.

- Отложите Азбуку на край стола.

- Звуки [л], [л,] на письме обозначаются заглавной и строчной буквой

Л (эль). (Переворачиваю доску. На доске прикреплена карточка с буквами).

 - Что вы можете сказать о письменных буквах л? (Они одинаковые. Различаются только размером). Для чего нужна заглавная буква?

7. Работа в прописях «Мой алфавит».

- Откройте пропись «Мой алфавит»(с.26). Почему буква Л написана синим и зеленым цветом?

- Как вы считаете, что нужно для того, чтобы красиво писать?

Гигиенические правила письма

Посадка. Положение прописи, ручки

- Рассмотрите письменную строчную букву л в правом верхнем углу страницы. Из скольких элементов она состоит? Как вы думаете,  откуда начинают писать букву л? Показ на доске.

- Возьмите ручки. Напишем строчную букву л в воздухе, повторяя за рукой на экране.

- Кто попробует написать на доске?

- Найдите строчку  с буквой л. Обведите образец и допишите всю строчку до конца. Следите за посадкой. (Индивидуальная помощь учителя)

 -  Подчеркните карандашом самую красивую букву.

- Прочитайте слог на следующей строке – ло. Кто придумает слова с этим слогом? (Лоси, лошадь, ломает, ложка и др.) Обведите образец и напишите эту строку до конца.

8.Физминутка.

Рыбки весело плескались

В теплой, свеженькой водичке.

То сожмутся, разожмутся.

То зароются в песок.

- Аналогично строчку со слогами – лы, ли. Отложите прописи на край стола.

9.Осмысление и осознание полученных знаний. Работа с  ЭП

1) Составь звуковые схемы.

2)Игры (Почему вылетают флажки разного цвета?)

3) Графический диктант. (Работают в тетрадях для печатания)

- Первое слово в предложении пишется с большой буквы  +

- В слове может быть только 2 слога - 

- Согласные поются  -

- Речь состоит из предложений +

- А, О, У, Э, И – гласные  +

Взаимопроверка.

- Поднимите руку, кто все сделал без ошибок?

10. Подведение итогов.

- Вы успешно справились со всеми заданиями, и наш урок подошёл к

концу. Вспомним цели, которые мы ставили в начале урока.      Слайд7

- Расскажите всё, что узнали о звуках [л], [л,]

(Звук [л] - согласный,  твёрдый. Звук [л,]- согласный, мягкий.)

- Какая буква обозначает звуки [л], [л,]? (Буква Л)

11.Рефлексия.      

Оценим свою работу на уроке. Возьмите светофорчики.

Зеленый круг – тему понял хорошо, справился со всеми заданиями, активно участвовал в работе класса.

Желтый круг – на уроке возникали вопросы, не все задания было легко выполнить.

Красный круг – было сложно, тему не понял. Нужна помощь учителя.

- Объясните свой выбор.

- Сегодня на уроке очень хорошо работали…

- Лучше всех слушали учителя…

- Приятно удивили меня…

Урок окончен.

 

Если останется время

 

1.  Упражнения «Лиса», «Читаем сами» по ЭП.

2. Работа с текстом. Чтение текста по Азбуке с.81. (шёпотом)

- Что прочитали? Почему это предложения?

- Какие предложения по интонации?

- Из скольких слов состоит 1-е, 2-е, 3-е предложения?

Чтение предложений по порядку.

- Что составляют предложения? Почему это текст? Сколько предложений в тексте?

 

 

Автор Чельманова Ирина Евгеньевна
Дата добавления 10.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1697
Номер материала 6923
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓