Главная / Начальные классы / Урок по обучению грамоте на тему "Гласный звук [а], буква А. Строчная буква а, соединения с различными буквами" (1 класс)

Урок по обучению грамоте на тему "Гласный звук [а], буква А. Строчная буква а, соединения с различными буквами" (1 класс)

Тема: Гласный звук [а], буква А. Строчная буква а, соединения с различными буквами

Цель:

научить детей слышать и выделять звуки в словах, обозначать их схемой;

формируем умение находить слова с заданным звуком;

формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;

формируем умение выделять звук в слове;

формируем умение воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи;

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв и их соединениями.

Оборудование: карточки со схемами слов; картинки с изображением астры и аиста; красные кружочки, обозначающие гласные звуки; синие и зелёные кружочки, обозначающие согласные звуки; схемы-«человечки».


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний

Фонетическая разминка 1 4 1

На доске записаны слоги: ги, ро, ти, по, то, ор, ри, го.

Посмотрите на доску. Что записано на доске? (Слоги.)

Какой слог лишний?

Прочитайте те слоги, в которых согласный звук мягкий.

Что ука­зывает на мягкость согласного?

Прочитайте только гласные звуки.

Каким цветом их отметите на схеме?

Прочитайте те согласные, которые отметите синим цветом. (Дети читают твёрдые согласные в слогах.)

С каких слогов начитаются слова: гири, тире, родственники, порт, орден?

Про какие слоги я вас не спросила? Подберите и вы свои слова.

Работа в прописи 3 2

Рассмотрите страницу 10.

а) – Какие слоги получились на строчке под картинками? Прочи­тайте.

Как получили эти слоги? (К каждой букве согласного звука до­бавляли букву И.)

Каким цветом отметите согласный звук в каждом слоге?

Почему?

Назовите каждый согласный.

б) – Прочитайте соединения на нижней строчке.

Что общего?

Как соединяем на письме букву О с другой буквой?

Учитель напоминает образец соединения. Показывает на доске соедине­ния большого размера.

в) – Рассмотрите иллюстрацию.

Какие картинки нарисованы?

Какие картинки подписаны?

Можно ли использовать подпись пирог для картинки, где нарисо­ваны два пирога? Почему?

Как тогда подписать эту картинку? (Пироги.)

А как быть с записью пирог? (Нарисовать один пирог.)

Какая картинка без подписи? Как её подписать? (Рог.)

Какие соединения встретились в этих словах? (Верхние и нижние.)

Давайте посмотрим на 11-ю страничку прописи и на разворот учебника на с. 42.

Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке обучения грамоте?

С какой буквой познакомимся?

План (примерный) 3 2

  1. Работа с рисунками.

  2. Составление схем слов.

  3. Выделение звуков в слове.

  4. Знакомство с новой буквой.

  5. Чтение слогов.

  6. Чтение слов.

  7. Письмо букв, слогов, слов.

  8. Работа с текстом.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.


Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

Работа в «Букваре» 1

Знакомство со звуком [а].

Посмотрите на доску. Что изображено на картинках?

Желательно, чтобы у каждого ученика были индивидуальные карточки с изображением предметов.

1. Слого-звуковой анализ.

Произнесите и послушайте слова астра, аист.

Что общего у всех слов? (Два слога, начинаются с А.)

Какой звук вы слышите первым в словах астра, аист?

Выполним в тетрадях для печатания схему слова астра.

Учитель проводит звуко-буквенный анализ по схеме, описанной на предыдущих уроках: количество гласных, количество слогов, определение ударного звука, обозначение каждого звука, обозначение знакомых букв.

Назовите ещё раз первый звук.

Какой звук [а] – гласный или согласный? Почему?

Сколько звуков [а] вы услышали в слове астра? (Вы услышали два звука [a] в слове астра.)

Какой из них ударный? (Первый ударный, последний безударный.)

2. Обозначение звука буквой.

Найдите на доске среди других букв (возможно, на «ленте букв») букву А.

Звук [а] на письме обозначается буквой А. Посмотрите, как вы­глядит печатная и письменная буква А на странице в «Букваре».

На что похожа буква А?(Предположения детей.)

Шагает гордо буква А.

А – алфавита голова.

(В. Степанов)

Что значит «алфавита голова»? (Первая буква в алфавите.)

Действительно, первая буква, именно она начинает алфавит.

Учи­тель обращает внимание детей на алфавит и показывает указкой.

Можем ли написать с буквы а имена девочек или кличку кота? (Нет.)

Учитель показывает в этот момент кар­точку с маленькой строчной буквой а, с которой сегодня познакоми­лись.

Почему? (Потому что это маленькая, строчная буква.)

Назовите слова, которые начинались бы с этой буквы, с малень­кой, например, апельсин, ананас… (Если дети будут называть слова, которые пишутся с буквой О, но слышится [а], учитель в порядке пропедевтики с кратким объяснением комментирует эти случаи.)

Дети продолжают ряд, который предлагает учитель.

3. Схема-«человечек».

Как заполните схему-«человечка»? Каким цветом раскрасите башмачки? Почему?

Чего не хватает? (Знака ударения.)

Поставьте ударение на один башмачок. Почему только на один? (Звук [а] бывает под ударением, бывает без ударения.)

Посмотрите ещё раз на печатную букву А. Чем она отличается от письменной, которая написана ниже?

Давайте сами попробуем написать письменную букву А.

Работа в прописи 2 3

Откройте свои прописи на с. 11. Посмотрите на строчную букву а.

1. Анализ строчной буквы а, сравнение с изученными письменны­ми буквами (на доске), сопоставление письменной и печатной букв.

Есть ли у буквы а знакомые элементы, элементы других букв? (Да, буквы о, и.)

Что взяли у знакомых вам букв, чтобы получить строчную а? (Овал – это буква о, один элемент у буквы и.)

Назовем все элементы, из которых состоит буква а.

2. Показ написания буквы а на доске с комментарием.

Начинаем писать овал. Ведём вверх влево округлую ли­нию, затем вниз до нижней линии, теперь наклонную через точку на­чала письма буквы, от неё чуть выше. Без отрыва ведём вниз второй элемент буквы – это линия с закруглением внизу вправо.

3. Подготовка к письму образца буквы а по элементам.

Найдите точку, с которой начинаем писать овал.

Что подсказывает стрелочка? (Движение в левую сторону.)

Обведите овал.

Посмотрите второй элемент буквы а. Найдите точку, с которой начинаем писать его.

Что подсказывает стрелочка? (Направление движения вниз и в правую сторону вверх.)

Напишем букву а в воздухе, рука стоит на локотке на парте.

Обведите букву а зелёной ручкой, поменяйте цвет ручки на си­ний в рамке.

4. Упражнение в написании буквы а.

Рассмотрите первую строчку после рамки. Что написано на стро­ке? (Буква а и наклонная прямая линия.)

Обведите синим цветом все наклонные линии на строке. (Письмо под счёт: и-раз-и-два-и.)

Обведите букву а другим концом ручки на строке.

Обведите три буквы а зелёным цветом – на строке по «бледному» образцу.

5. Анализ ошибок при письме.

Посмотрите на буквы, которые написаны на доске. Какие ошибки вы заметили?

Учитель пишет на доске буквы с ошибками: большой овал, дале­ко отстающий элемент с закруглением внизу, длинный элемент и т.д. Дети рассматривают и находят ошибки. Учитель стирает буквы с ошибками!

6. Упражнение в написании буквы. Письмо буквы а пальцем на ладошке.

Обведите четыре буквы а по бледному образцу в прописях. Считайте себе.

Проведите самоанализ. Найдите лучшую букву на строке.

7. Сравнение букв о и а, самостоятельное написание нижней стро­ки: все буквы о – синие, буквы а – зелёные.

Посмотрите на следующую сточку, какие буквы написаны?

Что общего у этих букв?

Чем отличаются?

Выберите цвет ручки, напишите все буквы о, затем другим цветом напишите буквы а.

Подчеркните самые красивые буквы. Чем они вам нравятся? 4

Физкультминутка

1. Послушайте слова. Если есть в слове звук [а], вы приседаете, если нет – остаётесь на месте.

Арка, август, зверёк, аквариум, дети, радость, розы, зайцы.

2. Послушайте слова. Если в слове звук [а] на первом месте – под­прыгните, а если в середине слова – присядьте, если буквы нет в слове – оставайтесь неподвижными.

Алфавит, лёд, март, сады, апрель, бидон, белка, осень, армия.

3. Подберите слова, начинающиеся (лучше с ударных) звуков [о], [а] (ослик, астра, осы, армия, осень, арбуз и т.д.).

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.


Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.



ΙΙΙ. Применение нового знания

Работа в «Букваре» 1 6 3

Чтение слогов и слов

С буквой мы познакомились и с печатной, и со строчной.

Чему дальше мы будем учиться? 3 (Вариант.) Давайте попробуем прочитать слоги с этой буквой. Посмотрите в «Букварь», с. 42. Найдите слоги.)

1. Чтение слогов.

Прочитайте столбики слогов, где буква а стоит на первом месте.

Прочитайте слоги, где буква а стоит на втором месте.

Какой согласный в этих слогах? Значит, буква а указывает на … (твёрдость согласного).

Обозначьте это стрелкой (от буквы а к букве согласного звука).

Прочитаем сверху вниз оба столбика, как будто на лифте прока­тимся.

Прочитайте снизу вверх.

2. Чтение соединений из трёх букв.

Просмотрите все соединения. Найдите соединения, которые встретятся в словах: рапира (ира), запасы (апа), охота (ота), рога (ога), шаги (аги), ка­питан (апи), липа (ипа), сюита (ита), гора (ора), карамель (ара).

Каким соединениям не нашлось слова?

Если дети ориентируются в соединениях с трудом, учитель указывает столбик, в котором находится соответствующее соединение. Главное, чтобы дети видели и слышали части слов, которые мы употребля­ем в речи, и понимали, для чего мы читаем соединения.

Чему мы сейчас учились? (Читать слоги.)

Что теперь сможем прочитать? (Слова.)

3. Чтение слов и определение лексического значения.

Прочитайте слова про себя, приготовьтесь к чтению вслух.

Прочитайте слова, в которых есть две одинаковые буквы. Назови­те их. (Папа, пара, тара, парта, трата, отара, гитара, опора.)

Как называется то, во что упаковывают товары? (Тара.)

Какую картинку можно нарисовать к слову «пирога»? (Узкую длин­ную лодку и индейцев.)

Какие слова непонятны?

4. Составление схем слов.

Посмотрите на кубики с картинками внизу с. 42. Что на них нарисовано?

(Мак, кра­ски, карандаш, палитра.)

Составьте схемы этих слов.

Одну-две схемы составляем вместе, далее можно предложить детям поработать в парах, дать задания по рядам или на выбор детей.

Для чего мы учимся делать схему слова? (Чтобы не пропускать буквы на письме, не допускать других ошибок.)

5. – Что общего в этих словах?

Можно ли объединить несколько этих слов в одно предложение?

(Художник карандашами и красками нарисовал мак.)

Составьте схему этого предложения.

Пальчиковая гимнастика

Работа в прописи

Что мы сейчас с вами делали в «Букваре»? (Читали слоги, слова.)

Чему теперь должны научиться? (Вариант.) А надо ли нам научиться писать прописными буквами эти слоги и слова? Давайте попробуем. Что нам поможет овладеть этим навыком? (Прописи)

Откройте прописи на с. 11. Посмотрите на схему-«человечка».

1. Анализ схемы-«человечка» в прописи.

Что можете рассказать про букву а?

Заполните схему самостоя­тельно.

Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить задание?

Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с помощью товарища?

2. Написание соединений с буквой а.

Дети читают, обращают вни­мание на соединение букв. Учитель называет слово, дети выбирают и пишут соответствующее соединение: аппетит (ап), артист (ар), агроном (аг), атом (ат).

Читают, проговаривают, проверяют.

3. Написание слов.

Прочитайте слова на следующей строке. Есть ли в них наши сое­динения? Какие? (Пар, пара – ар.)

Какие соединения с буквой а есть в словах игра и рота? (Ра, та.)

Учитель даёт образец этих соединений.

Обведите слова этой строчки. Диктуйте себе шёпотом и обводите.

4. Списывание слов с печатного образца.

Прочитайте первые три слова.

Какие слова непонятны?

Что такое пора? Употребите это слово в предложении. (Осень – чудесная пора. Мне пора домой.)

Что общего в этих словах? (Они из двух слогов.)

Чем различаются? (Ударение падает на разные слоги, в первых двух словах – по 4 буквы, а в последнем – 5 букв.)

А чем похожи слова? (Одинаковыми буквами.)

Прочитайте слова и обозначьте звуки цветными точками.

Запишите слова рядом на строке, отметьте гласные звуки крас­ными точками в записанных словах.

Прочитайте слова на следующей строчке.

Что общего в написании слов трата, трап, игра? (Во всех этих словах встречается ра.)

Записывается это соединение и выбирается для списывания только одно слово – трап. Проводится лексическая работа с этим словом.

Чем отличаются слова пирог и порог?

В каком слове есть слог с буквой а? (Рога.)

Прочитайте его по слогам. (Обращаем внимание на расхождение звучания и написания первого гласного.)

Запишите слово рога.

Выберите из следующих слов то, в котором две буквы а. (Папа.)

Скажите его по слогам.

Запишите только это слово, отметьте в нём гласные звуки красной точкой.

Сколько слогов в словах следующей строчки? (Три слога.)

Поче­му? (Три гласных звука.) Докажите.

Отмечают красной точкой глас­ные в словах «гитара» и «пирога» и называют их.

Запишите слово, которое обозначает музыкальный инструмент, докажите, что в этом слове три гласных и три согласных звука. Диктуйте себе вслух.

Мы хорошо потрудились, а теперь посмотрим, кто пришёл в гости.

Работа в «Букваре» 1 1 6

Откройте свой «Букварь». Посмотрите на с. 43.

Чтение русской народной песенки. 1

Коллективная работа с текстом.

а) Работа с текстом до чтения.

Рассмотрите иллюстрацию.

Кто это?

Что необычного у птицы?

Нравится ли вам ворон? Чем?

Есть ли заглавие у произведения?

Автор?

Как вы думаете, почему?

О чём же будет произведение?

б) Работа с текстом во время чтения.

Чтение про себя, затем вслух по предложениям с попутным ком­ментарием.

После 2-го предложения:

Каким представляете ворона?

Как его найти?

После 3-го предложения:

Что делает ворон?

А какая у него труба?

Что значит точёная? (Правильная, красивая, чётко очерченная линия.)

После 5-го предложения:

Чем ворон занят утром?

А что он делает к ночи?

После 6-го предложения:

Любят ли обитатели леса слушать ворона?

в) Работа с текстом после чтения.

Какое заглавие подошло бы к тексту?

Похоже ли это произведение на песенку? Чем? (Певучестью, мело­дичностью. Многие слова произносятся нараспев, протяжно.)

Легко ли устоять на месте, когда слушаешь эту песенку?

Текст перечитывают читающие дети. Остальные ученики класса могут найти в тексте и подчеркнуть слоги с изученными буквами.

Выразительное чтение.

Попробуйте её спеть и придумать движения, которые подошли бы по смыслу к песенке.

Коллективное исполнение.






























































ТООУ

ΙV. Повторение и закрепление изученного ранее

Работа в прописи

Упражнение в написании изученных букв

Найдите на странице строчку, на которой написаны все изучен­ные буквы гласных звуков (О, а, и.)

Что общего у этих букв? (Они маленькие, строчные, обозначают гласные звуки, которые бывают ударные и безударные, образуют слог.)

Прочитайте буквы этой строчки.

Обведите сначала все буквы а зелёным цветом.

Затем все буквы о синим цветом.

Все буквы и красным цветом.

Подсчитайте, сколько схем-«человечков» у нас гостях на страничке.

Назовите звуки, которые они обозначают.

Мы выполнили с вами очень сложную работу. Кому из вас было нелегко? В чём?

А что у вас хорошо получилось?

Нарисуйте в конце страницы кружок и раскрасьте его тем цветом (символом), который скажет, как вы оценили свою работу в прописи.














ТООУ

V. Итог урока

С какой буквой познакомились? С каким звуком? 4

Кто запомнил слова, где [а] стоит:

а) в начале слова,

б) в середине слова,

в) в конце слова?

Что у вас получилось лучше всего?

В чём испытали затруднения?

В дневнике нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились сегодня с заданиями на уроке обучения грамоте.







ТООУ

VΙ. Домашняя работа (по желанию)

Расскажите родителям всё, что вы знаете про эти буквы и звуки. «Оживите» их. (Добавить цвет и «надеть» головной убор.)





Урок по обучению грамоте на тему "Гласный звук [а], буква А. Строчная буква а, соединения с различными буквами" (1 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Урок разработан по программе 2100.

Букварь - Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, пропись "Мои волшебные пальчики" -  О.В. Пронина.

Тема: Гласный звук [а], буква А. Строчная буква а, соединения с различными буквами.

Цель: научить детей слышать и выделять звуки в словах, обозначать их схемой.

Задачи:

- формировать умение находить слова с заданным звуком;

– формировать умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;

– формировать умение выделять звук в слове;

– формировать умение воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи;

формировать умение овладевать начертаниями письменных букв и их соединениями.

Оборудование: карточки со схемами слов; картинки с изображением астры и аиста; красные кружочки, обозначающие гласные звуки; синие и зелёные кружочки, обозначающие согласные звуки; схемы-«человечки».

Автор Кобычева Татьяна Семёновна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1196
Номер материала 1997
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓