Инфоурок Начальные классы КонспектыУрок по обучению грамоте на тему "Гласный звук [а], буква А. Строчная буква а, соединения с различными буквами" (1 класс)

Урок по обучению грамоте на тему "Гласный звук [а], буква А. Строчная буква а, соединения с различными буквами" (1 класс)

Скачать материал

Тема: Гласный звук [а], буква А. Строчная буква а, соединения с различными буквами

Цель:

– научить детей слышать и выделять звуки в словах, обозначать их схемой;

– формируем умение находить слова с заданным звуком;

– формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;

– формируем умение выделять звук в слове;

– формируем умение воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи;

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв и их соединениями.

Оборудование: карточки со схемами слов; картинки с изображением астры и аиста; красные кружочки, обозначающие гласные звуки; синие и зелёные кружочки, обозначающие согласные звуки; схемы-«человечки».

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний

Фонетическая разминка 1 4 1

На доске записаны слоги: ги, ро, ти, по, то, ор, ри, го.

– Посмотрите на доску. Что записано на доске? (Слоги.)

– Какой слог лишний?

– Прочитайте те слоги, в которых согласный звук мягкий.

– Что ука­зывает на мягкость согласного?

– Прочитайте только гласные звуки.

– Каким цветом их отметите на схеме?

– Прочитайте те согласные, которые отметите синим цветом. (Дети читают твёрдые согласные в слогах.)

– С каких слогов начитаются слова: гири, тире, родственники, порт, орден?

– Про какие слоги я вас не спросила? Подберите и вы свои слова.

Работа в прописи 2

– Рассмотрите страницу 10.

а) – Какие слоги получились на строчке под картинками? Прочи­тайте.

– Как получили эти слоги? (К каждой букве согласного звука до­бавляли букву И.)

– Каким цветом отметите согласный звук в каждом слоге?

– Почему?

– Назовите каждый согласный.

б) – Прочитайте соединения на нижней строчке.

– Что общего?

– Как соединяем на письме букву О с другой буквой?

Учитель напоминает образец соединения. Показывает на доске соедине­ния большого размера.

в) – Рассмотрите иллюстрацию.

– Какие картинки нарисованы?

– Какие картинки подписаны?

– Можно ли использовать подпись пирог для картинки, где нарисо­ваны два пирога? Почему?

– Как тогда подписать эту картинку? (Пироги.)

– А как быть с записью пирог? (Нарисовать один пирог.)

– Какая картинка без подписи? Как её подписать? (Рог.)

– Какие соединения встретились в этих словах? (Верхние и нижние.)

– Давайте посмотрим на 11-ю страничку прописи и на разворот учебника на с. 42.

– Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке обучения грамоте?

– С какой буквой познакомимся?

План (примерный) 3 2

1.     Работа с рисунками.

2.     Составление схем слов.

3.     Выделение звуков в слове.

4.     Знакомство с новой буквой.

5.     Чтение слогов.

6.     Чтение слов.

7.     Письмо букв, слогов, слов.

8.     Работа с текстом.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

 

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

Работа в «Букваре» 1

Знакомство со звуком [а].

– Посмотрите на доску. Что изображено на картинках?

Желательно, чтобы у каждого ученика были индивидуальные карточки с изображением предметов.

1. Слого-звуковой анализ.

– Произнесите и послушайте слова астра, аист.

– Что общего у всех слов? (Два слога, начинаются с А.)

– Какой звук вы слышите первым в словах астра, аист?

– Выполним в тетрадях для печатания схему слова астра.

Учитель проводит звуко-буквенный анализ по схеме, описанной на предыдущих уроках: количество гласных, количество слогов, определение ударного звука, обозначение каждого звука, обозначение знакомых букв.

– Назовите ещё раз первый звук.

– Какой звук [а] – гласный или согласный? Почему?

– Сколько звуков [а] вы услышали в слове астра? (Вы услышали два звука [a] в слове астра.)

– Какой из них ударный? (Первый ударный, последний безударный.)

2. Обозначение звука буквой.

– Найдите на доске среди других букв (возможно, на «ленте букв») букву А.

– Звук [а] на письме обозначается буквой А. Посмотрите, как вы­глядит печатная и письменная буква А на странице в «Букваре».

– На что похожа буква А?(Предположения детей.)

Шагает гордо буква А.

А – алфавита голова.

(В. Степанов)

– Что значит «алфавита голова»? (Первая буква в алфавите.)

– Действительно, первая буква, именно она начинает алфавит.

Учи­тель обращает внимание детей на алфавит и показывает указкой.

– Можем ли написать с буквы а имена девочек или кличку кота? (Нет.)

Учитель показывает в этот момент кар­точку с маленькой строчной буквой а, с которой сегодня познакоми­лись.

– Почему? (Потому что это маленькая, строчная буква.)

– Назовите слова, которые начинались бы с этой буквы, с малень­кой, например, апельсин, ананас… (Если дети будут называть слова, которые пишутся с буквой О, но слышится [а], учитель в порядке пропедевтики с кратким объяснением комментирует эти случаи.)

Дети продолжают ряд, который предлагает учитель.

3. Схема-«человечек».

– Как заполните схему-«человечка»? Каким цветом раскрасите башмачки? Почему?

– Чего не хватает? (Знака ударения.)

– Поставьте ударение на один башмачок. Почему только на один? (Звук [а] бывает под ударением, бывает без ударения.)

– Посмотрите ещё раз на печатную букву А. Чем она отличается от письменной, которая написана ниже?

– Давайте сами попробуем написать письменную букву А.

Работа в прописи 3

– Откройте свои прописи на с. 11. Посмотрите на строчную букву а.

1. Анализ строчной буквы а, сравнение с изученными письменны­ми буквами (на доске), сопоставление письменной и печатной букв.

– Есть ли у буквы а знакомые элементы, элементы других букв? (Да, буквы о, и.)

– Что взяли у знакомых вам букв, чтобы получить строчную а? (Овал – это буква о, один элемент у буквы и.)

– Назовем все элементы, из которых состоит буква а.

2. Показ написания буквы а на доске с комментарием.

– Начинаем писать овал. Ведём вверх влево округлую ли­нию, затем вниз до нижней линии, теперь наклонную через точку на­чала письма буквы, от неё чуть выше. Без отрыва ведём вниз второй элемент буквы – это линия с закруглением внизу вправо.

3. Подготовка к письму образца буквы а по элементам.

– Найдите точку, с которой начинаем писать овал.

– Что подсказывает стрелочка? (Движение в левую сторону.)

– Обведите овал.

– Посмотрите второй элемент буквы а. Найдите точку, с которой начинаем писать его.

– Что подсказывает стрелочка? (Направление движения вниз и в правую сторону вверх.)

– Напишем букву а в воздухе, рука стоит на локотке на парте.

– Обведите букву а зелёной ручкой, поменяйте цвет ручки на си­ний в рамке.

4. Упражнение в написании буквы а.

– Рассмотрите первую строчку после рамки. Что написано на стро­ке? (Буква а и наклонная прямая линия.)

– Обведите синим цветом все наклонные линии на строке. (Письмо под счёт: и-раз-и-два-и.)

Обведите букву а другим концом ручки на строке.

Обведите три буквы а зелёным цветом – на строке по «бледному» образцу.

5. Анализ ошибок при письме.

– Посмотрите на буквы, которые написаны на доске. Какие ошибки вы заметили?

Учитель пишет на доске буквы с ошибками: большой овал, дале­ко отстающий элемент с закруглением внизу, длинный элемент и т.д. Дети рассматривают и находят ошибки. Учитель стирает буквы с ошибками!

6. Упражнение в написании буквы. Письмо буквы а пальцем на ладошке.

– Обведите четыре буквы а по бледному образцу в прописях. Считайте себе.

– Проведите самоанализ. Найдите лучшую букву на строке.

7. Сравнение букв о и а, самостоятельное написание нижней стро­ки: все буквы о – синие, буквы а – зелёные.

Посмотрите на следующую сточку, какие буквы написаны?

– Что общего у этих букв?

– Чем отличаются?

– Выберите цвет ручки, напишите все буквы о, затем другим цветом напишите буквы а.

– Подчеркните самые красивые буквы. Чем они вам нравятся? 4

Физкультминутка

1. Послушайте слова. Если есть в слове звук [а], вы приседаете, если нет – остаётесь на месте.

Арка, август, зверёк, аквариум, дети, радость, розы, зайцы.

2. Послушайте слова. Если в слове звук [а] на первом месте – под­прыгните, а если в середине слова – присядьте, если буквы нет в слове – оставайтесь неподвижными.

Алфавит, лёд, март, сады, апрель, бидон, белка, осень, армия.

3. Подберите слова, начинающиеся (лучше с ударных) звуков [о], [а] (ослик, астра, осы, армия, осень, арбуз и т.д.).

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 

4) воспитание здорового образа жизни; 

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

 

 

ΙΙΙ. Применение нового знания

Работа в «Букваре» 1  6  3

Чтение слогов и слов

– С буквой мы познакомились и с печатной, и со строчной.

– Чему дальше мы будем учиться? 3 (Вариант.) Давайте попробуем прочитать слоги с этой буквой. Посмотрите в «Букварь», с. 42. Найдите слоги.)

1. Чтение слогов.

– Прочитайте столбики слогов, где буква а стоит на первом месте.

– Прочитайте слоги, где буква а стоит на втором месте.

– Какой согласный в этих слогах? Значит, буква а указывает на … (твёрдость согласного).

– Обозначьте это стрелкой (от буквы а к букве согласного звука).

– Прочитаем сверху вниз оба столбика, как будто на лифте прока­тимся.

– Прочитайте снизу вверх.

2. Чтение соединений из трёх букв.

– Просмотрите все соединения. Найдите соединения, которые встретятся в словах: рапира (ира), запасы (апа), охота (ота), рога (ога), шаги (аги), ка­питан (апи), липа (ипа), сюита (ита), гора (ора), карамель (ара).

 – Каким соединениям не нашлось слова?

Если дети ориентируются в соединениях с трудом, учитель указывает столбик, в котором находится соответствующее соединение. Главное, чтобы дети видели и слышали части слов, которые мы употребля­ем в речи, и понимали, для чего мы читаем соединения.

– Чему мы сейчас учились? (Читать слоги.)

– Что теперь сможем прочитать? (Слова.)

3. Чтение слов и определение лексического значения.

– Прочитайте слова про себя, приготовьтесь к чтению вслух.

– Прочитайте слова, в которых есть две одинаковые буквы. Назови­те их. (Папа, пара, тара, парта, трата, отара, гитара, опора.)

– Как называется то, во что упаковывают товары? (Тара.)

– Какую картинку можно нарисовать к слову «пирога»? (Узкую длин­ную лодку и индейцев.)

– Какие слова непонятны?

4. Составление схем слов.

– Посмотрите на кубики с картинками внизу с. 42. Что на них нарисовано?

(Мак, кра­ски, карандаш, палитра.)

– Составьте схемы этих слов.

Одну-две схемы составляем вместе, далее можно предложить детям поработать в парах, дать задания по рядам или на выбор детей.

– Для чего мы учимся делать схему слова? (Чтобы не пропускать буквы на письме, не допускать других ошибок.)

5. – Что общего в этих словах?

– Можно ли объединить несколько этих слов в одно предложение?

(Художник карандашами и красками нарисовал мак.)

– Составьте схему этого предложения.

Пальчиковая гимнастика

Работа в прописи

– Что мы сейчас с вами делали в «Букваре»? (Читали слоги, слова.)

– Чему теперь должны научиться? (Вариант.) А надо ли нам научиться писать прописными буквами эти слоги и слова? Давайте попробуем. Что нам поможет овладеть этим навыком? (Прописи)

– Откройте прописи на с. 11. Посмотрите на схему-«человечка».

1. Анализ схемы-«человечка» в прописи.

– Что можете рассказать про букву а?

– Заполните схему самостоя­тельно.

Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с помощью товарища?

2. Написание соединений с буквой а.

Дети читают, обращают вни­мание на соединение букв. Учитель называет слово, дети выбирают и пишут соответствующее соединение: аппетит (ап), артист (ар), агроном (аг), атом (ат).

Читают, проговаривают, проверяют.

3. Написание слов.

– Прочитайте слова на следующей строке. Есть ли в них наши сое­динения? Какие? (Пар, пара – ар.)

– Какие соединения с буквой а есть в словах игра и рота? (Ра, та.)

Учитель даёт образец этих соединений.

– Обведите слова этой строчки. Диктуйте себе шёпотом и обводите.

4. Списывание слов с печатного образца.

– Прочитайте первые три слова.

– Какие слова непонятны?

– Что такое пора? Употребите это слово в предложении. (Осень – чудесная пора. Мне пора домой.)

– Что общего в этих словах? (Они из двух слогов.)

– Чем различаются? (Ударение падает на разные слоги, в первых двух словах – по 4 буквы, а в последнем – 5 букв.)

– А чем похожи слова? (Одинаковыми буквами.)

– Прочитайте слова и обозначьте звуки цветными точками.

– Запишите слова рядом на строке, отметьте гласные звуки крас­ными точками в записанных словах.

– Прочитайте слова на следующей строчке.

– Что общего в написании слов трата, трап, игра? (Во всех этих словах встречается ра.)

Записывается это соединение и выбирается для списывания только одно слово – трап. Проводится лексическая работа с этим словом.

– Чем отличаются слова пирог и порог?

– В каком слове есть слог с буквой а? (Рога.)

– Прочитайте его по слогам. (Обращаем внимание на расхождение звучания и написания первого гласного.)

– Запишите слово рога.

– Выберите из следующих слов то, в котором две буквы а. (Папа.)

– Скажите его по слогам.

 – Запишите только это слово, отметьте в нём гласные звуки красной точкой.

– Сколько слогов в словах следующей строчки? (Три слога.)

– Поче­му? (Три гласных звука.) Докажите.

Отмечают красной точкой глас­ные в словах «гитара» и «пирога» и называют их.

– Запишите слово, которое обозначает музыкальный инструмент, докажите, что в этом слове три гласных и три согласных звука. Диктуйте себе вслух.

Мы хорошо потрудились, а теперь посмотрим, кто пришёл в гости.

Работа в «Букваре» 6

Откройте свой «Букварь». Посмотрите на с. 43.

Чтение русской народной песенки1

Коллективная работа с текстом.

а) Работа с текстом до чтения.

– Рассмотрите иллюстрацию.

– Кто это?

– Что необычного у птицы?

– Нравится ли вам ворон? Чем?

– Есть ли заглавие у произведения?

– Автор?

– Как вы думаете, почему?

– О чём же будет произведение?

б) Работа с текстом во время чтения.

Чтение про себя, затем вслух по предложениям с попутным ком­ментарием.

После 2-го предложения:

– Каким представляете ворона?

– Как его найти?

После 3-го предложения:

– Что делает ворон?

– А какая у него труба?

– Что значит точёная? (Правильная, красивая, чётко очерченная линия.)

После 5-го предложения:

– Чем ворон занят утром?

– А что он делает к ночи?

После 6-го предложения:

– Любят ли обитатели леса слушать ворона?

в) Работа с текстом после чтения.

– Какое заглавие подошло бы к тексту?

– Похоже ли это произведение на песенку? Чем? (Певучестью, мело­дичностью. Многие слова произносятся нараспев, протяжно.)

– Легко ли устоять на месте, когда слушаешь эту песенку?

Текст перечитывают читающие дети. Остальные ученики класса могут найти в тексте и подчеркнуть слоги с изученными буквами.

Выразительное чтение.

– Попробуйте её спеть и придумать движения, которые подошли бы по смыслу к песенке.

Коллективное исполнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТООУ

ΙV. Повторение и закрепление изученного ранее

Работа в прописи

Упражнение в написании изученных букв

– Найдите на странице строчку, на которой написаны все изучен­ные буквы гласных звуков (О, а, и.)

– Что общего у этих букв? (Они маленькие, строчные, обозначают гласные звуки, которые бывают ударные и безударные, образуют слог.)

– Прочитайте буквы этой строчки.

– Обведите сначала все буквы а зелёным цветом.

– Затем все буквы о синим цветом.

– Все буквы и красным цветом.

– Подсчитайте, сколько схем-«человечков» у нас гостях на страничке.

– Назовите звуки, которые они обозначают.

– Мы выполнили с вами очень сложную работу. Кому из вас было нелегко? В чём?

– А что у вас хорошо получилось?

– Нарисуйте в конце страницы кружок и раскрасьте его тем цветом (символом), который скажет, как вы оценили свою работу в прописи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТООУ

V. Итог урока

– С какой буквой познакомились? С каким звуком?  4

– Кто запомнил слова, где [а] стоит:

а) в начале слова,

б) в середине слова,

в) в конце слова?

Что у вас получилось лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– В дневнике нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились сегодня с заданиями на уроке обучения грамоте.

 

 

 

 

 

 

ТООУ

VΙ. Домашняя работа (по желанию)

– Расскажите родителям всё, что вы знаете про эти буквы и звуки. «Оживите» их. (Добавить цвет и «надеть» головной убор.)

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по обучению грамоте на тему "Гласный звук [а], буква А. Строчная буква а, соединения с различными буквами" (1 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по волейболу

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок разработан по программе 2100.

Букварь - Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, пропись "Мои волшебные пальчики" -  О.В. Пронина.

Тема: Гласный звук [а], буква А. Строчная буква а, соединения с различными буквами.

Цель: научить детей слышать и выделять звуки в словах, обозначать их схемой.

Задачи:

- формировать умение находить слова с заданным звуком;

– формировать умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;

– формировать умение выделять звук в слове;

– формировать умение воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи;

формировать умение овладевать начертаниями письменных букв и их соединениями.

Оборудование: карточки со схемами слов; картинки с изображением астры и аиста; красные кружочки, обозначающие гласные звуки; синие и зелёные кружочки, обозначающие согласные звуки; схемы-«человечки».

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 383 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.11.2014 1209
    • DOCX 108.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кобычева Татьяна Семёновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кобычева Татьяна Семёновна
    Кобычева Татьяна Семёновна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 30616
    • Всего материалов: 20

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика повышения техники чтения у младших школьников с ОВЗ

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 103 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 414 человек

Курс повышения квалификации

Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 125 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 523 человека

Курс повышения квалификации

Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 136 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 117 человек

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов, критиков и общественных деятелей

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы политической науки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Воспитание будущего поколения: от педагогики до игровых технологий

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 18 человек
Сейчас в эфире

"С понедельника — начну!.." Практическое руководство к модификации образа жизни

Перейти к трансляции