Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок по обучению грамоте, 1 класс, " Знакомство со звуком а, буквами А,а" с элементами здоровьесбережения

Урок по обучению грамоте, 1 класс, " Знакомство со звуком а, буквами А,а" с элементами здоровьесбережения

Скачать материал

муниципальное    бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа № 21

г. Узловая Тульской области

 

 

 

 

 

        

 

Урок  по обучению грамоте. 1 класс.

Тема: « Урок здоровья с буквой А»

 

 

 

 

 

                                            подготовила  учитель

                                            начальных классов  I категории

                                            Родионова Елена Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       2011-2012 учебный год

                                 

 

 

Тема : Урок здоровья с буквой А.

Общедидактическая  цель урока:  создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через фронтальную, групповую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности; формировать умения составлять характеристику изучаемого звука и соотносить звук и букву; создать условия для внутренней мотивации к здоровому образу жизни; способствовать воспитанию творческой личности учащихся, стремящейся к сохранению физического, психологического и нравственного здоровья.

Триединая дидактическая цель урока:

  • образовательная:  способствовать формированию  следующих умений- выделять звук [а]  из речи, наблюдать над особенностями произношения данного звука, уметь составлять характеристику звуку [а], слышать звук, определять его позицию в слове, приводить примеры, соотносить звук и букву, его обозначающую, опознавать новые буквы  в словах и текстах на страницах азбуки и других заданиях.
  • развивающая: развивать фонематический слух,  умение слушать и слышать,  умение анализировать и выполнять поставленную задачу, оценивать свои возможности.
  • воспитательная: формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы, формировать познавательный интерес к  обучению; прививать навыки по основам личной гигиены и охраны своего здоровья, пропагандировать здоровый образ жизни

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • частично-поисковый.
  • репродуктивный

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная
  • групповая
  • индивидуальная.

Тип  урока :

Комбинированный

Средства обучения:  учебник « Азбука», индивидуальные карточки, карточка для работы в группах, памятки –советы для каждого ребёнка, наглядный материал – рисунок Айболита, гномов Аза, Бома, Бима,  Гусенички- Фонетички, плакаты с буквами А, а, поезд из шести вагонов по  теме « Речь»,  « лента ответов и настроения», презентация

« Витамины», банан для каждого ребёнка.

 

Список использованной литературы:  О.Е. Жиренко, А.А. Обухова

 « Поурочные разработки по обучению грамоте», Л.А.Обухова , Н.А. Лемяскина «Школа докторов природы», И.Г.Сухин, И.Ф. Яценко « Азбучные игры», М.П. Филипченко « В мире природы, истории, литературы», ресурсы интернета.

 

                                           Ход урока

1. Орг.этап. Приветствие:

Урок чтения начинаем и удачи всем желаем!

Пусть в делах во всех, во всех шагает рядышком успех!

2.Повторение изученного.

У. Дети! Мы все сейчас станем  пассажирами поезда « Речь», который должен отвезти нас в Страну Грамотеев. А чтобы дорога была лёгкой, давайте вспомним всё, что узнали по этой теме.

- Первый вагончик « Речь». Ваши сообщения:

Д.  – Речь –это средство общения.

     -  Речь бывает устной и письменной.

    - Устную речь слышим и произносим, письменную - видим и пишем.

У. Проведите « мостик»  между вагончиком «Речь» и « Предложение».

Д. Речь состоит из предложений. Предложение – это законченная мысль.

У. Как мы оформляем мысли в устной речи?

Д. Внутри каждого человека живёт Волшебница Интонация и служит ёй голос. Он помогает нам выразить свои мысли и чувства..

У. Как мы оформляем  в письменной речи?

Д. В письменной речи нам помогает компания знаков препинания - . ! ?

У. Объедините вагончики « Предложение» и « Слово».

Д. Предложение состоит из слов. Слова-названия предметов могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными.

У Проложите «мостик» между вагончиками « Слово» и «Слог».

Д. Слова состоят из слогов. Слог –это часть слова.

У. Кто ещё живёт в вагончике « Слог» ?

Д. В нём живёт Мастер Ударение. Если он стучит молоточком по слогу, то слог становится ударным, если отдыхает – то слог безударный.

У. Объедините  вагончики « Слог» и «Звуки».

Д. Слоги состоят из звуков. Звуки мы слышим, но не видим. Звуки делятся на две большие семьи –гласные, согласные.                                                      2

У. Объедините вагончики « Звуки» и « Буквы».

Д. Буквы –это « портреты» звуков. Чтобы увидеть звук, мы должны написать букву.

У. Молодцы! Отлично справились с заданием! Ребята, а сегодня с нами в Страну Грамотеев  отправляется ещё один пассажир. Угадайте, кто он?

 Этот сказочный герой за зверей стоит горой.

Грипп излечит и бронхит добрый доктор …. Айболит.

У. Итак, в путь!

Все: Мы едем, едем, едем в далёкие края

        Весёлые соседи, хорошие друзья! Ту –ту –ту!

3. Работа над темой:

Д 1. Постановка  учебной задачи:

У. Ребята, кто догадался, почему именно Айболит на нашем поезде?

 Д. Его имя начинается со звука [а] 

У. Молодцы! А какое в жизни Айболита самое главное дело?

Д. Лечить зверей.

У. Конечно. Но сегодня он не только будет лечить зверей, но и вам даст добрые советы по укреплению и сохранению вашего здоровья. Вопрос от Айболита: с чего должен начинаться каждый день, чтобы быть бодрым и здоровым?

Д. С зарядки.

У. Молодцы! Выполним зарядку с Айболитом.

Д.Каждый день по утрам делаем зарядку!

Очень нравится нам делать по порядку-

весело шагать, руки поднимать, приседать и вставать, прыгать и скакать!

У.Здоровье в порядке?

Д.Спасибо зарядке!

Д 2.  Работа над составлением характеристики звука.

У.  Ребята! И я,  и Айболит хотим услышать то, что вы уже знаете про этот звук.

Д. Этот звук гласный, он тянется, поётся. Произносится голосом.

У.  Повеселим нашего гостя, споём ему весёлую песенку про мальчика- лентяйчика Антошку на звук [ а ]  и докажем, что звук поётся.

-дети вместе с учителем исполняют

У. Ребята, кто-то там скребётся за доской. Давайте посмотрим:

( открывается оборотная часть доски)

- Да это ещё одна гостья – Гусеничка- Фонетичка – в гости к нам пришла, новый звук нам принесла. Какой звук принесла? ( [ а ] ) Посмотрите, а звук спрятан в какие-то квадратные скобки. Кто из вас знает, как они называются?  ( дети не ответили)

У. Это скобки транскрипции, в них живёт только  звук, а гостью нашу зовут Фонетичкой потому, что первая часть этого слова «фоне» в переводе с греческого языка  обозначает звук. Каждый урок наша гостья будет приносить новые звуки, а мы будем про них узнавать различные секреты.

У. Айболита и Гусеничку в Стране Грамотеев встречают три главных жителя – три гнома:  Аз ( красный костюмчик), Бом ( синий костюмчик), Бим  ( зелёный костюмчик). Они очень дружны, у каждого есть своя команда звуков ( о классификации звуков говорили на предыдущих уроках).  Как вы думаете, кому подарит Гусеничка звук  [ а ] ?

Д. Азу, гному гласных звуков.

У. В слого-звуковых схемах  звук [ а ]  будет  обозначаться подскажите каким цветом…? ( красным)

Д3.Определение позиции звука в слове.

У. Ребята, доктор Айболит, прежде чем сесть в наш поезд, проводил на лесной полянке мед.осмотр, так как начинает свои занятия Лесная школа.По просьбе Айболита первыми должны пройти мед.осмотр те звери, в словах –названиях которых есть звук [ а ]. Назовите этих животных и попробуйте определить, где слышится  данный звук – в начале слова,  в середине или в конце.

-Дети называют слова и определяют позицию звука ( лиса, заяц, барсук, белка, куница)

 Д 4 Определение ударного и безударного слогов.

У. Мед. осмотр прошел успешно, Айболит  решил подарить каждому подарки, а какие – узнаете, если откроете учебник «Азбука» на стр21.

- Какие подарки получили детки ( астры, айву, азбуку)

- К вручению подарков хочет присоединиться  Мастер Ударение. Давайте определим, где он постучит молоточком.

(дети зовут слово, «ударяют» по слову)

- Какой вывод можем сделать?

Д. Звук  [ а ] может быть ударным и безударным.

У. Айболит дарит азбуку и хочет услышать советы, которые вы можете дать зверятам при обращении с книгой ( дети говорят о том, что знают)

У. Добрый доктор  приготовил каждому памятку  о том, какие правила нужно при чтении нужно знать и надеяться, что вы будете выполнять.

Памятка (читает учитель)

1. Не читать лежа.

2. При чтении свет должен освещать страницу слева.                                   

3. Расстояние от глаз до текста должно быть 30 – 35 см.

4. При длительном чтении делать гимнастику для глаз.

 

У. Ребята, а зачем нужна айва?

Д. Это фрукт, во фруктах много витаминов.

У.Послушайте,что рассказал мне вчера Айболит про витамины. Слово «витамин» придумал американский ученый Каземир Функ. Он открыл, что вещество «амин», содержащиеся в оболочке рисового зернышка, жизненно необходимо. Соединив латинское слово «vita», что означает «жизнь»,  с «амин», получилось слово «витамин». Деткам вашего возраста Айболит советует съедать в день 500 граммов овощей и фруктов, так как витамины помогают организму расти и развиваться.

 И сегодня на уроке ещё один гость – витамин с таким же названием, как и буква, которую изучаем. Кто догадался о том, как зовут гостя?

-Правильно, витамин А. Он с собой привёл своих друзей - витаминов В,С.

Давайте подробно узнаем об  их пользе для человека .  ( Презентация, 1,2,3 слайд)

У.  Ребята, Айболит предлагает поиграть в игру « Что разрушает здоровье, что укрепляет»  (работа в 4 группах, в классе 16 учащихся)

- на карточках нарисованы полезные и неполезные продукты, дети обсуждают задание,  приступают к выполнению - обводят зеленой пастой полезные продукты, неполезные – красной пастой.

 

                                      

           

 

У.  Остался ещё один подарок Айболиту - астры. Зверята возьмут с собой и подарят учителю – мудрой  Сове.

Д 5 Знакомство с буквой.

У. Давайте посмотрим, как идут занятия в Лесной школе на странице 20 учебника «Азбука».  

-Расскажите, что вы видите на иллюстрации.

-Посмотрите на предложенную схему, определите, чья это схема. (Предложения)

-Сколько слов в предложении? ( 3 )                                                          

- Что нам подсказывает знак препинания? ( стоит точка,  значит это предложение будет о чём-то сообщать)

-Составьте предложение по заданной схеме.

(Сова ведёт урок. Сова учит зверят. Зверята учат буквы.)

У. Какую буквы показывает сова?  ( А, а) Давайте ближе с ними познакомимся

 ( характеристика печатных и письменных)

-Кто знает стихи про букву А?

(Дети рассказывают, читающий ученик прочитывает стихотворение о букве на с.21 учебника)

- У буквы А две ножки, и она может переступать с ноги на ногу как Ванька-встанька. Давайте мы научим Айболита движениям Ваньки-встаньки.

Физ.минута.

Ванька-встанька2, приседай-ка2,

Непослушный ты какой, нам не справиться с тобой.

Д 6 Распознавание буквы.

-Айболит приготовил каждому задание. В « цепочке букв» найдите только буквы А, а и обведите их красной пастой. ( один ученик работает у доски, остальные – на  таких же карточках, после выполнения – сверка)

А о а в А  л А а с А

________________

________________

- На приготовленной линейке напечатайте буквы А, а.( объяснение учителя)

- Прочитайте слоги – НА, МА, РА – НЯ, МЯ, РЯ- сравните произношение-

определите, где слоги звучат твёрже. Знакомимся с правилом на с.21.( читает учитель)

-С каким гномом будет дружить звук  [ а ], буквы А, а ?

- С гномом Бомом .

У. И зверятки в школе тоже сейчас начнут печатать буквы А, а. Айболит спрашивает, какие правила при письме они и вы должны соблюдать

 ( дети отвечают)

                                                                                                                       6

У.Ребята, посмотрите на иллюстрацию и скажите, кто из зверят за партой сидит правильно? Зачем нужно соблюдать  правила по формированию правильной осанки?

У. Айболит приготовил очередную памятку о том, как сохранить правильную осанку. Нарушение осанки называется сколиозом, начинается эта болезнь, как правило, в 8 – 9 лет. Лечиться долго, иногда даже в больнице. Что же нужно делать, чтобы осанка была правильной:

   1. Выполнять упражнение по укреплению мышц туловища.

   2. Правильно сидеть за партой на стуле; не горбиться, сидеть с  максимально выпрямленной спиной .

   3. Через каждые 15 минут сиденья за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться.

Ф/м.   У. Выполним последний совет Айболита. Отправимся на лужайку и попрыгаем как «зайки», побегаем на месте как « волчата», попереваливаемся с боку на бок как                « медвежата». Молодцы!

У.

-  Отдохнули, а кто поможет прочитать пословицы?

-  Расскажите, как вы понимаете смысл пословиц.

-  Подсчитайте, сколько букв А, а спрятались в пословицах. (4)

Д7 Работа по распознаванию слогов в слове, по составлению схем – моделей слов.

У. После урока Сова отпустила зверят на переменку, и посмотрите, что из этого получилось на стр.22. Как вы думаете, зверята играли на переменке или баловались? 

- Какие неприятности могут ожидать вас на перемене?

- Айболит спрашивает, какие правила вы должны соблюдать на перемене, чтобы сохранить свое здоровье?

У. Айболит взялся за свое любимое дело, начинает лечить зверят, а вы должны ему помочь. Доктор  должен дать столько таблеток каждому, сколько слогов в его слове – названии.

( дети определяют количество слогов с помощью подбородка – волк, 1 слог,

1 таблетка и т.д.)

У. Сова очень расстроилась, глядя на поведение своих учеников. Зверята решили подарить ей букет цветов, но есть небольшая проблема. На стр.22 каждый цветок имеет схему-модель  слова. Нам нужно проверить, соответствует ли схема слову.  Посовещайтесь в паре и помогите зверятам составить букет. (выполнение задания)

У. Успокоилась Сова, а зверята пообещали ей хорошо себя вести. Продолжила Сова занятие чтением сказки.                                                  

- Кто узнал эту сказку?  ( «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

- Составьте предложение по схеме.

Д. Алёнушка плачет.

- Как она плачет? ( чтение предложения А – а – а! с восклицательной интонацией)

- Что так расстроило Аленушку?  А как сказка закончилась? ( ответы детей)

4. Рефлексия.Подведение итога

У. И с тех пор Аленушка стала жить поживать да добра с семьей наживать, и было у нее всегда хорошее настроение. Айболит желает, чтобы и у вас тоже всегда было отличное настроение и приготовил вам сюрприз, но чтобы его получить, нужно выполнить последнее его задание – поиграть в игру « Да, нет».  Перед вами полоска с кружками -  я зачитываю предложения - если вы согласны с Айболитом, то зачеркиваете кружок зеленой чертой, если не согласны – красной.

1. Каждый день нужно делать зарядку.

2. Если хочешь, чтобы тебя услышали, нужно громко кричать.

3.  Сидя за партой, нельзя горбиться.

4. Читать нужно лежа.

5. Свет при работе с книгой или тетрадью должен подать слева.

6. Витамины не нужны ни взрослым, ни детям.

7.Чипсы очень полезная еда.

8. Фрукты и овощи - важные помощники для развития организма.

9. На перемене можно прыгать, бегать и кричать.

 


                                                                                            

 

 

У. Молодцы! Давайте сверимся с правильными ответами ( на оборотной стороне доски нарисовано круги, зачеркнутые зеленым и красным цветом)

- Поднимите руки те, кто не ошибся.

- Молодцы! Все справились с заданием.

У. Ребята,  вашим родителям мы должны рассказать все, что узнали про буквы А, а и звук [ а ]. Они давно закончили школу и им интересно всё вспомнить.

-Что вы расскажете любимым папам и мамам?

( звук [ а ] – гласный, тянется, поётся, произносится голосом, в схемах обозначается красным цветом, имеет письменные и печатные буквы)     

- На своей полоске отметьте, какое у вас настроение. (нарисованы 3 личика,  обвести то, которое соответствует настроению)

- Покажите жестом, какое у вас настроение?

- Айболит очень рад за вас и дарит каждому банан, потому что в нем есть вещество, которое помогает поддерживать  хорошее настроение. Запомните это, и если вам взгрустнулось -  покупаем бананы и поднимаем себе настроение

- Что говорим Айболиту?

- И он говорит вам вместе со мной большое спасибо за активную работу и трудолюбие, за желание учиться и идти бодрым шагом по дороге знаний.

 

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                      9

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   Приложение

 

Отправляемся в путешествие!

  

 

 

 

Всё, что знаем, проверяем!

 

 

 

 

 

 

 

 

Работаем над характеристикой звука

 

 

 

 

Работаем над характеристикой звука

 

 

 

 

Работаем над характеристикой звука

 

 

 

 

 

         Работаем над характеристикой звука

 

 

Знакомимся с буквами

 

Букву ищет каждый

 

 

 

Букву ищем по заданию Айболита

 

Печатаем!

 

 

 

 

 

 

1.     Готовимся к работе в парах

 

Сюрприз от Айболита

 

 

«Вкусная переменка!»

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по обучению грамоте, 1 класс, " Знакомство со звуком а, буквами А,а" с элементами здоровьесбережения"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по коллекторской деятельности

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема : Урок здоровья с буквой А.

Общедидактическая  цель урока:  создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через фронтальную, групповую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности; формировать умения составлять характеристику изучаемого звука и соотносить звук и букву; создать условия для внутренней мотивации к здоровому образу жизни; способствовать воспитанию творческой личности учащихся, стремящейся к сохранению физического, психологического и нравственного здоровья.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 637 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 560
    • DOCX 3.8 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Родионова Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Родионова Елена Владимировна
    Родионова Елена Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 164580
    • Всего материалов: 37

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 75 человек

Курс повышения квалификации

Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1102 человека из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 19 288 человек

Курс повышения квалификации

Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 257 человек из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 1 263 человека

Мини-курс

Воспитание будущего поколения: от педагогики до игровых технологий

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Эффективная самопрезентация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Основы финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе