муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа № 21
г.
Узловая Тульской области
Урок
по обучению грамоте. 1 класс.
Тема:
« Урок здоровья с буквой А»
подготовила учитель
начальных классов I категории
Родионова Елена Владимировна
2011-2012 учебный год
Тема : Урок
здоровья с буквой А.
Общедидактическая цель урока:
создать
условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения
знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через фронтальную,
групповую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности; формировать
умения составлять характеристику изучаемого звука и соотносить звук и букву; создать
условия для внутренней мотивации к здоровому образу жизни; способствовать
воспитанию творческой личности учащихся, стремящейся к сохранению физического,
психологического и нравственного здоровья.
Триединая
дидактическая цель урока:
- образовательная: способствовать
формированию следующих умений- выделять звук [а] из речи, наблюдать над
особенностями произношения данного звука, уметь составлять характеристику
звуку [а], слышать звук, определять его позицию в слове, приводить
примеры, соотносить звук и букву, его обозначающую, опознавать новые
буквы в словах и текстах на страницах азбуки и других заданиях.
- развивающая: развивать
фонематический слух, умение слушать и слышать, умение
анализировать и выполнять поставленную задачу, оценивать свои возможности.
- воспитательная:
формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно
их оценивать в процессе выполнения работы, формировать познавательный
интерес к обучению; прививать навыки по основам личной гигиены и охраны
своего здоровья, пропагандировать здоровый образ жизни
Методы
обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый.
- репродуктивный
Формы
организации познавательной деятельности:
- фронтальная
- групповая
- индивидуальная.
Тип урока
:
Комбинированный
Средства обучения: учебник
« Азбука», индивидуальные карточки, карточка для работы в группах, памятки
–советы для каждого ребёнка, наглядный материал – рисунок Айболита, гномов Аза,
Бома, Бима, Гусенички- Фонетички, плакаты с буквами А, а, поезд из шести
вагонов по теме « Речь», « лента ответов и настроения», презентация
« Витамины», банан
для каждого ребёнка.
Список
использованной литературы: О.Е. Жиренко, А.А. Обухова
« Поурочные
разработки по обучению грамоте», Л.А.Обухова , Н.А. Лемяскина «Школа
докторов природы», И.Г.Сухин, И.Ф. Яценко « Азбучные игры», М.П. Филипченко « В
мире природы, истории, литературы», ресурсы интернета.
Ход урока
1. Орг.этап. Приветствие:
Урок чтения
начинаем и удачи всем желаем!
Пусть в делах во
всех, во всех шагает рядышком успех!
2.Повторение
изученного.
У. Дети! Мы все
сейчас станем пассажирами поезда « Речь», который должен отвезти нас в Страну
Грамотеев. А чтобы дорога была лёгкой, давайте вспомним всё, что узнали по этой
теме.
- Первый вагончик
« Речь». Ваши сообщения:
Д. – Речь –это
средство общения.
- Речь
бывает устной и письменной.
- Устную речь
слышим и произносим, письменную - видим и пишем.
У. Проведите «
мостик» между вагончиком «Речь» и « Предложение».
Д. Речь состоит из
предложений. Предложение – это законченная мысль.
У. Как мы
оформляем мысли в устной речи?
Д. Внутри каждого
человека живёт Волшебница Интонация и служит ёй голос. Он помогает нам выразить
свои мысли и чувства..
У. Как мы
оформляем в письменной речи?
Д. В письменной
речи нам помогает компания знаков препинания - . ! ?
У. Объедините
вагончики « Предложение» и « Слово».
Д. Предложение
состоит из слов. Слова-названия предметов могут быть одушевлёнными и
неодушевлёнными.
У Проложите
«мостик» между вагончиками « Слово» и «Слог».
Д. Слова состоят
из слогов. Слог –это часть слова.
У. Кто ещё живёт в
вагончике « Слог» ?
Д. В нём живёт
Мастер Ударение. Если он стучит молоточком по слогу, то слог становится
ударным, если отдыхает – то слог безударный.
У. Объедините
вагончики « Слог» и «Звуки».
Д. Слоги состоят
из звуков. Звуки мы слышим, но не видим. Звуки делятся на две большие семьи
–гласные, согласные. 2
У. Объедините
вагончики « Звуки» и « Буквы».
Д. Буквы –это «
портреты» звуков. Чтобы увидеть звук, мы должны написать букву.
У. Молодцы!
Отлично справились с заданием! Ребята, а сегодня с нами в Страну Грамотеев
отправляется ещё один пассажир. Угадайте, кто он?
Этот сказочный
герой за зверей стоит горой.
Грипп излечит и
бронхит добрый доктор …. Айболит.
У. Итак, в путь!
Все: Мы едем,
едем, едем в далёкие края
Весёлые
соседи, хорошие друзья! Ту –ту –ту!
3. Работа над
темой:
Д 1.
Постановка учебной задачи:
У. Ребята, кто
догадался, почему именно Айболит на нашем поезде?
Д. Его имя
начинается со звука [а]
У. Молодцы! А
какое в жизни Айболита самое главное дело?
Д. Лечить зверей.
У. Конечно. Но
сегодня он не только будет лечить зверей, но и вам даст добрые советы по
укреплению и сохранению вашего здоровья. Вопрос от Айболита: с чего должен
начинаться каждый день, чтобы быть бодрым и здоровым?
Д. С зарядки.
У. Молодцы!
Выполним зарядку с Айболитом.
Д.Каждый
день по утрам делаем зарядку!
Очень
нравится нам делать по порядку-
весело
шагать, руки поднимать, приседать и вставать, прыгать и скакать!
У.Здоровье
в порядке?
Д.Спасибо
зарядке!
Д 2. Работа
над составлением характеристики звука.
У. Ребята! И я, и
Айболит хотим услышать то, что вы уже знаете про этот звук.
Д. Этот звук
гласный, он тянется, поётся. Произносится голосом.
У. Повеселим
нашего гостя, споём ему весёлую песенку про мальчика- лентяйчика Антошку на звук
[ а ] и докажем, что звук поётся.
-дети вместе с
учителем исполняют
У. Ребята, кто-то
там скребётся за доской. Давайте посмотрим:
( открывается
оборотная часть доски)
- Да это ещё одна
гостья – Гусеничка- Фонетичка – в гости к нам пришла, новый звук нам принесла.
Какой звук принесла? ( [ а ] ) Посмотрите, а звук спрятан в какие-то квадратные
скобки. Кто из вас знает, как они называются? ( дети не ответили)
У. Это скобки
транскрипции, в них живёт только звук, а гостью нашу зовут Фонетичкой потому,
что первая часть этого слова «фоне» в переводе с греческого языка обозначает
звук. Каждый урок наша гостья будет приносить новые звуки, а мы будем про них
узнавать различные секреты.
У. Айболита и
Гусеничку в Стране Грамотеев встречают три главных жителя – три гнома: Аз (
красный костюмчик), Бом ( синий костюмчик), Бим ( зелёный костюмчик). Они
очень дружны, у каждого есть своя команда звуков ( о классификации звуков
говорили на предыдущих уроках). Как вы думаете, кому подарит Гусеничка звук [
а ] ?
Д. Азу, гному
гласных звуков.
У. В слого-звуковых
схемах звук [ а ] будет обозначаться подскажите каким цветом…? ( красным)
Д3.Определение
позиции звука в слове.
У. Ребята, доктор
Айболит, прежде чем сесть в наш поезд, проводил на лесной полянке мед.осмотр,
так как начинает свои занятия Лесная школа.По просьбе Айболита первыми должны
пройти мед.осмотр те звери, в словах –названиях которых есть звук [ а ].
Назовите этих животных и попробуйте определить, где слышится данный звук – в
начале слова, в середине или в конце.
-Дети называют
слова и определяют позицию звука ( лиса, заяц, барсук, белка, куница)
Д 4 Определение
ударного и безударного слогов.
У. Мед. осмотр
прошел успешно, Айболит решил подарить каждому подарки, а какие – узнаете,
если откроете учебник «Азбука» на стр21.
- Какие подарки
получили детки ( астры, айву, азбуку)
- К вручению
подарков хочет присоединиться Мастер Ударение. Давайте определим, где он
постучит молоточком.
(дети зовут слово,
«ударяют» по слову)
- Какой вывод
можем сделать?
Д. Звук [ а ]
может быть ударным и безударным.
У. Айболит дарит
азбуку и хочет услышать советы, которые вы можете дать зверятам при обращении с
книгой ( дети говорят о том, что знают)
У. Добрый доктор
приготовил каждому памятку о том, какие правила нужно при чтении нужно знать и
надеяться, что вы будете выполнять.
Памятка
(читает учитель)
1. Не читать лежа.
2. При чтении свет
должен освещать страницу слева.
3. Расстояние от
глаз до текста должно быть 30 – 35 см.
4. При длительном
чтении делать гимнастику для глаз.
У. Ребята, а зачем
нужна айва?
Д. Это фрукт, во
фруктах много витаминов.
У.Послушайте,что
рассказал мне вчера Айболит про витамины. Слово «витамин» придумал американский
ученый Каземир Функ. Он открыл, что вещество «амин», содержащиеся в оболочке
рисового зернышка, жизненно необходимо. Соединив латинское слово «vita»,
что означает «жизнь», с «амин», получилось слово «витамин». Деткам вашего
возраста Айболит советует съедать в день 500 граммов овощей и фруктов, так как
витамины помогают организму расти и развиваться.
И сегодня на
уроке ещё один гость – витамин с таким же названием, как и буква, которую
изучаем. Кто догадался о том, как зовут гостя?
-Правильно,
витамин А. Он с собой привёл своих друзей - витаминов В,С.
Давайте подробно
узнаем об их пользе для человека . ( Презентация, 1,2,3 слайд)
У. Ребята,
Айболит предлагает поиграть в игру « Что разрушает здоровье, что укрепляет» (работа
в 4 группах, в классе 16 учащихся)
- на карточках нарисованы
полезные и неполезные продукты, дети обсуждают задание, приступают к
выполнению - обводят зеленой пастой полезные продукты, неполезные – красной
пастой.
У. Остался ещё
один подарок Айболиту - астры. Зверята возьмут с собой и подарят учителю – мудрой
Сове.
Д 5 Знакомство
с буквой.
У. Давайте
посмотрим, как идут занятия в Лесной школе на странице 20 учебника «Азбука».
-Расскажите, что
вы видите на иллюстрации.
-Посмотрите на
предложенную схему, определите, чья это схема. (Предложения)
-Сколько слов в
предложении? ( 3 )
- Что нам
подсказывает знак препинания? ( стоит точка, значит это предложение будет о
чём-то сообщать)
-Составьте
предложение по заданной схеме.
(Сова ведёт урок.
Сова учит зверят. Зверята учат буквы.)
У. Какую буквы
показывает сова? ( А, а) Давайте ближе с ними познакомимся
( характеристика
печатных и письменных)
-Кто знает стихи
про букву А?
(Дети рассказывают,
читающий ученик прочитывает стихотворение о букве на с.21 учебника)
- У буквы А две
ножки, и она может переступать с ноги на ногу как Ванька-встанька. Давайте мы
научим Айболита движениям Ваньки-встаньки.
Физ.минута.
Ванька-встанька2,
приседай-ка2,
Непослушный ты
какой, нам не справиться с тобой.
Д 6 Распознавание
буквы.
-Айболит
приготовил каждому задание. В « цепочке букв» найдите только буквы А, а и
обведите их красной пастой. ( один ученик работает у доски, остальные – на таких
же карточках, после выполнения – сверка)
А о
а в А л А а с А
________________
________________
- На
приготовленной линейке напечатайте буквы А, а.( объяснение учителя)
- Прочитайте слоги
– НА, МА, РА – НЯ, МЯ, РЯ- сравните произношение-
определите, где
слоги звучат твёрже. Знакомимся с правилом на с.21.( читает учитель)
-С каким гномом
будет дружить звук [ а ], буквы А, а ?
- С гномом Бомом .
У. И зверятки в
школе тоже сейчас начнут печатать буквы А, а. Айболит спрашивает, какие правила
при письме они и вы должны соблюдать
( дети отвечают)
6
У.Ребята, посмотрите
на иллюстрацию и скажите, кто из зверят за партой сидит правильно? Зачем нужно
соблюдать правила по формированию правильной осанки?
У. Айболит
приготовил очередную памятку о том, как сохранить правильную осанку. Нарушение
осанки называется сколиозом, начинается эта болезнь, как правило, в 8 – 9 лет.
Лечиться долго, иногда даже в больнице. Что же нужно делать, чтобы осанка была
правильной:
1. Выполнять
упражнение по укреплению мышц туловища.
2. Правильно
сидеть за партой на стуле; не горбиться, сидеть с максимально выпрямленной
спиной .
3. Через каждые
15 минут сиденья за столом надо менять позу, двигать руками и ногами,
потягиваться.
Ф/м. У.
Выполним последний совет Айболита. Отправимся на лужайку и попрыгаем как
«зайки», побегаем на месте как « волчата», попереваливаемся с боку на бок как
« медвежата». Молодцы!
У.
- Отдохнули, а кто
поможет прочитать пословицы?
- Расскажите, как
вы понимаете смысл пословиц.
- Подсчитайте,
сколько букв А, а спрятались в пословицах. (4)
Д7 Работа
по распознаванию слогов в слове, по составлению схем – моделей слов.
У. После урока Сова
отпустила зверят на переменку, и посмотрите, что из этого получилось на стр.22.
Как вы думаете, зверята играли на переменке или баловались?
- Какие
неприятности могут ожидать вас на перемене?
- Айболит
спрашивает, какие правила вы должны соблюдать на перемене, чтобы сохранить свое
здоровье?
У. Айболит взялся
за свое любимое дело, начинает лечить зверят, а вы должны ему помочь. Доктор должен
дать столько таблеток каждому, сколько слогов в его слове – названии.
( дети определяют
количество слогов с помощью подбородка – волк, 1 слог,
1 таблетка и т.д.)
У. Сова очень
расстроилась, глядя на поведение своих учеников. Зверята решили подарить ей
букет цветов, но есть небольшая проблема. На стр.22 каждый цветок имеет схему-модель
слова. Нам нужно проверить, соответствует ли схема слову. Посовещайтесь в паре
и помогите зверятам составить букет. (выполнение задания)
У. Успокоилась Сова,
а зверята пообещали ей хорошо себя вести. Продолжила Сова занятие чтением
сказки.
- Кто узнал эту
сказку? ( «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
- Составьте
предложение по схеме.
Д. Алёнушка
плачет.
- Как она плачет?
( чтение предложения А – а – а! с восклицательной интонацией)
- Что так
расстроило Аленушку? А как сказка закончилась? ( ответы детей)
4. Рефлексия.Подведение
итога
У. И с тех пор
Аленушка стала жить поживать да добра с семьей наживать, и было у нее всегда
хорошее настроение. Айболит желает, чтобы и у вас тоже всегда было отличное
настроение и приготовил вам сюрприз, но чтобы его получить, нужно выполнить
последнее его задание – поиграть в игру « Да, нет». Перед вами полоска с
кружками - я зачитываю предложения - если вы согласны с Айболитом, то
зачеркиваете кружок зеленой чертой, если не согласны – красной.
1. Каждый день
нужно делать зарядку.
2. Если хочешь,
чтобы тебя услышали, нужно громко кричать.
3. Сидя за
партой, нельзя горбиться.
4. Читать нужно
лежа.
5. Свет при работе
с книгой или тетрадью должен подать слева.
6. Витамины не
нужны ни взрослым, ни детям.
7.Чипсы очень
полезная еда.
8. Фрукты и овощи -
важные помощники для развития организма.
9. На перемене
можно прыгать, бегать и кричать.
У. Молодцы! Давайте сверимся с правильными
ответами ( на оборотной стороне доски нарисовано круги, зачеркнутые зеленым и
красным цветом)
- Поднимите руки
те, кто не ошибся.
- Молодцы! Все
справились с заданием.
У. Ребята, вашим родителям
мы должны рассказать все, что узнали про буквы А, а и звук [ а ]. Они давно
закончили школу и им интересно всё вспомнить.
-Что вы расскажете
любимым папам и мамам?
( звук [ а ] –
гласный, тянется, поётся, произносится голосом, в схемах обозначается красным
цветом, имеет письменные и печатные буквы)
- На своей полоске
отметьте, какое у вас настроение. (нарисованы 3 личика, обвести то, которое
соответствует настроению)
- Покажите жестом,
какое у вас настроение?
- Айболит очень
рад за вас и дарит каждому банан, потому что в нем есть вещество, которое
помогает поддерживать хорошее настроение. Запомните это, и если вам
взгрустнулось - покупаем бананы и поднимаем себе настроение
- Что говорим Айболиту?
- И он говорит вам
вместе со мной большое спасибо за активную работу и трудолюбие, за желание
учиться и идти бодрым шагом по дороге знаний.
9
Приложение
Отправляемся
в путешествие!
Всё,
что знаем, проверяем!
Работаем
над характеристикой звука
Работаем
над характеристикой звука
Работаем
над характеристикой звука
Работаем
над характеристикой звука
Знакомимся
с буквами
Букву
ищет каждый
Букву
ищем по заданию Айболита
Печатаем!
1.
Готовимся к работе в парах
Сюрприз
от Айболита
«Вкусная
переменка!»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.