Главная / Начальные классы / Урок по обучению грамоте, 1 класс, " Знакомство со звуком а, буквами А,а" с элементами здоровьесбережения

Урок по обучению грамоте, 1 класс, " Знакомство со звуком а, буквами А,а" с элементами здоровьесбережения

hello_html_m1b8ecce4.gifhello_html_m1b8ecce4.gifhello_html_m1b8ecce4.gifhello_html_m1b8ecce4.gifhello_html_m1b8ecce4.gifhello_html_m1b8ecce4.gifhello_html_m1b8ecce4.gifhello_html_m1b8ecce4.gifhello_html_m1b8ecce4.gifhello_html_m1b8ecce4.gifhello_html_m1b8ecce4.gifhello_html_m1b8ecce4.gifhello_html_m1b8ecce4.gifhello_html_mf748b02.gifhello_html_mf748b02.gifhello_html_mf748b02.gifмуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 21

г. Узловая Тульской области







Урок по обучению грамоте. 1 класс.

Тема: « Урок здоровья с буквой А»






подготовила учитель

начальных классов I категории

Родионова Елена Владимировна











2011-2012 учебный год



Тема : Урок здоровья с буквой А.

Общедидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через фронтальную, групповую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности; формировать умения составлять характеристику изучаемого звука и соотносить звук и букву; создать условия для внутренней мотивации к здоровому образу жизни; способствовать воспитанию творческой личности учащихся, стремящейся к сохранению физического, психологического и нравственного здоровья.

Триединая дидактическая цель урока:

  • образовательная: способствовать формированию следующих умений- выделять звук [а] из речи, наблюдать над особенностями произношения данного звука, уметь составлять характеристику звуку [а], слышать звук, определять его позицию в слове, приводить примеры, соотносить звук и букву, его обозначающую, опознавать новые буквы в словах и текстах на страницах азбуки и других заданиях.

  • развивающая: развивать фонематический слух, умение слушать и слышать, умение анализировать и выполнять поставленную задачу, оценивать свои возможности.

  • воспитательная: формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы, формировать познавательный интерес к обучению; прививать навыки по основам личной гигиены и охраны своего здоровья, пропагандировать здоровый образ жизни

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • частично-поисковый.

  • репродуктивный

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная

  • групповая

  • индивидуальная.

Тип урока :

Комбинированный

Средства обучения: учебник « Азбука», индивидуальные карточки, карточка для работы в группах, памятки –советы для каждого ребёнка, наглядный материал – рисунок Айболита, гномов Аза, Бома, Бима, Гусенички- Фонетички, плакаты с буквами А, а, поезд из шести вагонов по теме « Речь», « лента ответов и настроения», презентация

« Витамины», банан для каждого ребёнка.


Список использованной литературы: О.Е. Жиренко, А.А. Обухова

« Поурочные разработки по обучению грамоте», Л.А.Обухова , Н.А. Лемяскина «Школа докторов природы», И.Г.Сухин, И.Ф. Яценко « Азбучные игры», М.П. Филипченко « В мире природы, истории, литературы», ресурсы интернета.


Ход урока

1. Орг.этап. Приветствие:

Урок чтения начинаем и удачи всем желаем!

Пусть в делах во всех, во всех шагает рядышком успех!

2.Повторение изученного.

У. Дети! Мы все сейчас станем пассажирами поезда « Речь», который должен отвезти нас в Страну Грамотеев. А чтобы дорога была лёгкой, давайте вспомним всё, что узнали по этой теме.

- Первый вагончик « Речь». Ваши сообщения:

Д. – Речь –это средство общения.

- Речь бывает устной и письменной.

- Устную речь слышим и произносим, письменную - видим и пишем.

У. Проведите « мостик» между вагончиком «Речь» и « Предложение».

Д. Речь состоит из предложений. Предложение – это законченная мысль.

У. Как мы оформляем мысли в устной речи?

Д. Внутри каждого человека живёт Волшебница Интонация и служит ёй голос. Он помогает нам выразить свои мысли и чувства..

У. Как мы оформляем в письменной речи?

Д. В письменной речи нам помогает компания знаков препинания - . ! ?

У. Объедините вагончики « Предложение» и « Слово».

Д. Предложение состоит из слов. Слова-названия предметов могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными.

У Проложите «мостик» между вагончиками « Слово» и «Слог».

Д. Слова состоят из слогов. Слог –это часть слова.

У. Кто ещё живёт в вагончике « Слог» ?

Д. В нём живёт Мастер Ударение. Если он стучит молоточком по слогу, то слог становится ударным, если отдыхает – то слог безударный.

У. Объедините вагончики « Слог» и «Звуки».

Д. Слоги состоят из звуков. Звуки мы слышим, но не видим. Звуки делятся на две большие семьи –гласные, согласные. 2

У. Объедините вагончики « Звуки» и « Буквы».

Д. Буквы –это « портреты» звуков. Чтобы увидеть звук, мы должны написать букву.

У. Молодцы! Отлично справились с заданием! Ребята, а сегодня с нами в Страну Грамотеев отправляется ещё один пассажир. Угадайте, кто он?

Этот сказочный герой за зверей стоит горой.

Грипп излечит и бронхит добрый доктор …. Айболит.

У. Итак, в путь!

Все: Мы едем, едем, едем в далёкие края

Весёлые соседи, хорошие друзья! Ту –ту –ту!

3. Работа над темой:

Д 1. Постановка учебной задачи:

У. Ребята, кто догадался, почему именно Айболит на нашем поезде?

Д. Его имя начинается со звука [а]

У. Молодцы! А какое в жизни Айболита самое главное дело?

Д. Лечить зверей.

У. Конечно. Но сегодня он не только будет лечить зверей, но и вам даст добрые советы по укреплению и сохранению вашего здоровья. Вопрос от Айболита: с чего должен начинаться каждый день, чтобы быть бодрым и здоровым?

Д. С зарядки.

У. Молодцы! Выполним зарядку с Айболитом.

Д.Каждый день по утрам делаем зарядку!

Очень нравится нам делать по порядку-

весело шагать, руки поднимать, приседать и вставать, прыгать и скакать!

У.Здоровье в порядке?

Д.Спасибо зарядке!

Д 2. Работа над составлением характеристики звука.

У. Ребята! И я, и Айболит хотим услышать то, что вы уже знаете про этот звук.

Д. Этот звук гласный, он тянется, поётся. Произносится голосом.

У. Повеселим нашего гостя, споём ему весёлую песенку про мальчика- лентяйчика Антошку на звук [ а ] и докажем, что звук поётся.

-дети вместе с учителем исполняют

У. Ребята, кто-то там скребётся за доской. Давайте посмотрим:

( открывается оборотная часть доски)

- Да это ещё одна гостья – Гусеничка- Фонетичка – в гости к нам пришла, новый звук нам принесла. Какой звук принесла? ( [ а ] ) Посмотрите, а звук спрятан в какие-то квадратные скобки. Кто из вас знает, как они называются? ( дети не ответили)

У. Это скобки транскрипции, в них живёт только звук, а гостью нашу зовут Фонетичкой потому, что первая часть этого слова «фоне» в переводе с греческого языка обозначает звук. Каждый урок наша гостья будет приносить новые звуки, а мы будем про них узнавать различные секреты.

У. Айболита и Гусеничку в Стране Грамотеев встречают три главных жителя – три гнома: Аз ( красный костюмчик), Бом ( синий костюмчик), Бим ( зелёный костюмчик). Они очень дружны, у каждого есть своя команда звуков ( о классификации звуков говорили на предыдущих уроках). Как вы думаете, кому подарит Гусеничка звук [ а ] ?

Д. Азу, гному гласных звуков.

У. В слого-звуковых схемах звук [ а ] будет обозначаться подскажите каким цветом…? ( красным)

Д3.Определение позиции звука в слове.

У. Ребята, доктор Айболит, прежде чем сесть в наш поезд, проводил на лесной полянке мед.осмотр, так как начинает свои занятия Лесная школа.По просьбе Айболита первыми должны пройти мед.осмотр те звери, в словах –названиях которых есть звук [ а ]. Назовите этих животных и попробуйте определить, где слышится данный звук – в начале слова, в середине или в конце.

-Дети называют слова и определяют позицию звука ( лиса, заяц, барсук, белка, куница)

Д 4 Определение ударного и безударного слогов.

У. Мед. осмотр прошел успешно, Айболит решил подарить каждому подарки, а какие – узнаете, если откроете учебник «Азбука» на стр21.

- Какие подарки получили детки ( астры, айву, азбуку)

- К вручению подарков хочет присоединиться Мастер Ударение. Давайте определим, где он постучит молоточком.

(дети зовут слово, «ударяют» по слову)

- Какой вывод можем сделать?

Д. Звук [ а ] может быть ударным и безударным.

У. Айболит дарит азбуку и хочет услышать советы, которые вы можете дать зверятам при обращении с книгой ( дети говорят о том, что знают)

У. Добрый доктор приготовил каждому памятку о том, какие правила нужно при чтении нужно знать и надеяться, что вы будете выполнять.

Памятка (читает учитель)

1. Не читать лежа.

2. При чтении свет должен освещать страницу слева.

3. Расстояние от глаз до текста должно быть 30 – 35 см.

4. При длительном чтении делать гимнастику для глаз.


У. Ребята, а зачем нужна айва?

Д. Это фрукт, во фруктах много витаминов.

У.Послушайте,что рассказал мне вчера Айболит про витамины. Слово «витамин» придумал американский ученый Каземир Функ. Он открыл, что вещество «амин», содержащиеся в оболочке рисового зернышка, жизненно необходимо. Соединив латинское слово «vita», что означает «жизнь», с «амин», получилось слово «витамин». Деткам вашего возраста Айболит советует съедать в день 500 граммов овощей и фруктов, так как витамины помогают организму расти и развиваться.

И сегодня на уроке ещё один гость – витамин с таким же названием, как и буква, которую изучаем. Кто догадался о том, как зовут гостя?

-Правильно, витамин А. Он с собой привёл своих друзей - витаминов В,С.

Давайте подробно узнаем об их пользе для человека . ( Презентация, 1,2,3 слайд)

У. Ребята, Айболит предлагает поиграть в игру « Что разрушает здоровье, что укрепляет» (работа в 4 группах, в классе 16 учащихся)

- на карточках нарисованы полезные и неполезные продукты, дети обсуждают задание, приступают к выполнению - обводят зеленой пастой полезные продукты, неполезные – красной пастой.


hello_html_m1c4b7e41.pnghello_html_m5e5261e.pnghello_html_39987e83.pnghello_html_741d3ff3.pnghello_html_1025533c.png

hello_html_m3933bf72.pnghello_html_49f095e6.pnghello_html_m3877b061.pnghello_html_m55861d40.pnghello_html_m22f547aa.png


У. Остался ещё один подарок Айболиту - астры. Зверята возьмут с собой и подарят учителю – мудрой Сове.

Д 5 Знакомство с буквой.

У. Давайте посмотрим, как идут занятия в Лесной школе на странице 20 учебника «Азбука».

-Расскажите, что вы видите на иллюстрации.

-Посмотрите на предложенную схему, определите, чья это схема. (Предложения)

-Сколько слов в предложении? ( 3 )

- Что нам подсказывает знак препинания? ( стоит точка, значит это предложение будет о чём-то сообщать)

-Составьте предложение по заданной схеме.

(Сова ведёт урок. Сова учит зверят. Зверята учат буквы.)

У. Какую буквы показывает сова? ( А, а) Давайте ближе с ними познакомимся

( характеристика печатных и письменных)

-Кто знает стихи про букву А?

(Дети рассказывают, читающий ученик прочитывает стихотворение о букве на с.21 учебника)

- У буквы А две ножки, и она может переступать с ноги на ногу как Ванька-встанька. Давайте мы научим Айболита движениям Ваньки-встаньки.

Физ.минута.

Ванька-встанька2, приседай-ка2,

Непослушный ты какой, нам не справиться с тобой.

Д 6 Распознавание буквы.

-Айболит приготовил каждому задание. В « цепочке букв» найдите только буквы А, а и обведите их красной пастой. ( один ученик работает у доски, остальные – на таких же карточках, после выполнения – сверка)

hello_html_m5980116d.png

А о а в А л А а с А

________________

________________

- На приготовленной линейке напечатайте буквы А, а.( объяснение учителя)

- Прочитайте слоги – НА, МА, РА – НЯ, МЯ, РЯ- сравните произношение-

определите, где слоги звучат твёрже. Знакомимся с правилом на с.21.( читает учитель)

-С каким гномом будет дружить звук [ а ], буквы А, а ?

- С гномом Бомом .

У. И зверятки в школе тоже сейчас начнут печатать буквы А, а. Айболит спрашивает, какие правила при письме они и вы должны соблюдать

( дети отвечают)

6

У.Ребята, посмотрите на иллюстрацию и скажите, кто из зверят за партой сидит правильно? Зачем нужно соблюдать правила по формированию правильной осанки?

У. Айболит приготовил очередную памятку о том, как сохранить правильную осанку. Нарушение осанки называется сколиозом, начинается эта болезнь, как правило, в 8 – 9 лет. Лечиться долго, иногда даже в больнице. Что же нужно делать, чтобы осанка была правильной:

1. Выполнять упражнение по укреплению мышц туловища.

2. Правильно сидеть за партой на стуле; не горбиться, сидеть с максимально выпрямленной спиной .

3. Через каждые 15 минут сиденья за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться.

Ф/м. У. Выполним последний совет Айболита. Отправимся на лужайку и попрыгаем как «зайки», побегаем на месте как « волчата», попереваливаемся с боку на бок как « медвежата». Молодцы!

У.

- Отдохнули, а кто поможет прочитать пословицы?

- Расскажите, как вы понимаете смысл пословиц.

- Подсчитайте, сколько букв А, а спрятались в пословицах. (4)

Д7 Работа по распознаванию слогов в слове, по составлению схем – моделей слов.

У. После урока Сова отпустила зверят на переменку, и посмотрите, что из этого получилось на стр.22. Как вы думаете, зверята играли на переменке или баловались?

- Какие неприятности могут ожидать вас на перемене?

- Айболит спрашивает, какие правила вы должны соблюдать на перемене, чтобы сохранить свое здоровье?

У. Айболит взялся за свое любимое дело, начинает лечить зверят, а вы должны ему помочь. Доктор должен дать столько таблеток каждому, сколько слогов в его слове – названии.

( дети определяют количество слогов с помощью подбородка – волк, 1 слог,

1 таблетка и т.д.)

У. Сова очень расстроилась, глядя на поведение своих учеников. Зверята решили подарить ей букет цветов, но есть небольшая проблема. На стр.22 каждый цветок имеет схему-модель слова. Нам нужно проверить, соответствует ли схема слову. Посовещайтесь в паре и помогите зверятам составить букет. (выполнение задания)

У. Успокоилась Сова, а зверята пообещали ей хорошо себя вести. Продолжила Сова занятие чтением сказки.

- Кто узнал эту сказку? ( «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

- Составьте предложение по схеме.

Д. Алёнушка плачет.

- Как она плачет? ( чтение предложения А – а – а! с восклицательной интонацией)

- Что так расстроило Аленушку? А как сказка закончилась? ( ответы детей)

4. Рефлексия.Подведение итога

У. И с тех пор Аленушка стала жить поживать да добра с семьей наживать, и было у нее всегда хорошее настроение. Айболит желает, чтобы и у вас тоже всегда было отличное настроение и приготовил вам сюрприз, но чтобы его получить, нужно выполнить последнее его задание – поиграть в игру « Да, нет». Перед вами полоска с кружками - я зачитываю предложения - если вы согласны с Айболитом, то зачеркиваете кружок зеленой чертой, если не согласны – красной.

1. Каждый день нужно делать зарядку.

2. Если хочешь, чтобы тебя услышали, нужно громко кричать.

3. Сидя за партой, нельзя горбиться.

4. Читать нужно лежа.

5. Свет при работе с книгой или тетрадью должен подать слева.

6. Витамины не нужны ни взрослым, ни детям.

7.Чипсы очень полезная еда.

8. Фрукты и овощи - важные помощники для развития организма.

9. На перемене можно прыгать, бегать и кричать.






У. Молодцы! Давайте сверимся с правильными ответами ( на оборотной стороне доски нарисовано круги, зачеркнутые зеленым и красным цветом)

- Поднимите руки те, кто не ошибся.

- Молодцы! Все справились с заданием.

У. Ребята, вашим родителям мы должны рассказать все, что узнали про буквы А, а и звук [ а ]. Они давно закончили школу и им интересно всё вспомнить.

-Что вы расскажете любимым папам и мамам?

( звук [ а ] – гласный, тянется, поётся, произносится голосом, в схемах обозначается красным цветом, имеет письменные и печатные буквы)

- На своей полоске отметьте, какое у вас настроение. (нарисованы 3 личика, обвести то, которое соответствует настроению)

- Покажите жестом, какое у вас настроение?

- Айболит очень рад за вас и дарит каждому банан, потому что в нем есть вещество, которое помогает поддерживать хорошее настроение. Запомните это, и если вам взгрустнулось - покупаем бананы и поднимаем себе настроение

- Что говорим Айболиту?

- И он говорит вам вместе со мной большое спасибо за активную работу и трудолюбие, за желание учиться и идти бодрым шагом по дороге знаний.



























9









Приложение


Отправляемся в путешествие!

D:\все фотографии\21 школа\DSC02229.JPG



D:\все фотографии\21 школа\DSC02235.JPG


Всё, что знаем, проверяем!








D:\все фотографии\21 школа\DSC02241.JPG


Работаем над характеристикой звука



D:\все фотографии\21 школа\DSC02246.JPG



Работаем над характеристикой звука





D:\все фотографии\21 школа\DSC02247.JPG

Работаем над характеристикой звука





D:\все фотографии\21 школа\DSC02257.JPG



Работаем над характеристикой звука



D:\все фотографии\21 школа\DSC02271.JPG

Знакомимся с буквами



D:\все фотографии\21 школа\DSC02288.JPG

Букву ищет каждый







D:\все фотографии\21 школа\DSC02289.JPG

Букву ищем по заданию Айболита



D:\все фотографии\21 школа\DSC02295.JPG

Печатаем!







D:\все фотографии\21 школа\DSC02304.JPG







D:\все фотографии\21 школа\DSC02320.JPG

  1. Готовимся к работе в парах



D:\все фотографии\21 школа\DSC02344.JPG

Сюрприз от Айболита



D:\все фотографии\21 школа\DSC02355.JPG



«Вкусная переменка!»







Урок по обучению грамоте, 1 класс, " Знакомство со звуком а, буквами А,а" с элементами здоровьесбережения
  • Начальные классы
Описание:

Тема : Урок здоровья с буквой А.

Общедидактическая  цель урока:  создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через фронтальную, групповую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности; формировать умения составлять характеристику изучаемого звука и соотносить звук и букву; создать условия для внутренней мотивации к здоровому образу жизни; способствовать воспитанию творческой личности учащихся, стремящейся к сохранению физического, психологического и нравственного здоровья.

Автор Родионова Елена Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 646
Номер материала 46780
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓