Главная / Начальные классы / Урок по обучению грамоте. Буква цэ обозначающая согласный твёрдый звук «ц».

Урок по обучению грамоте. Буква цэ обозначающая согласный твёрдый звук «ц».

hello_html_m2dca7b5a.gifМОУ «

Северная средняя общеобразовательная школа»























1 класс

















Учитель: Шмидт М.А.

2010 г.



Тема: Буква цэ обозначающая согласный твёрдый звук «ц».



Цель урока: познакомить учащихся с твёрдым согласным звуком «Ц», буквой цэ.



Задачи:

- образовательные: 1) Формировать умения слышать и произносить новый звук, давать

ему характеристику;

2) формировать навык чтения слогов, слов и предложений с новой

буквой;

3) продолжать работу по развитию артикуляционного аппарата и

фонематического слуха;

- развивающие: 1) способствовать развитию речи;

2) развивать память, воображение, логическое и образное

мышление;

3) уточнять и обогащать словарный запас;

- воспитательные: 1) воспитывать и развивать коммуникативную культуру;

2) чувство коллективизма, прилежность, аккуратность;

3) уважительное отношение к окружающим.



Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Вид урока: урок – путешествие.

Технологии: 1) личностно – ориентированная;

2) деятельностный подход;

3) здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: классная доска, опорные карточки, иллюстрации, игрушка клоун, демонстрационные цветовые схемы звукового состава слов.



Ход урока:

  1. Орг. момент.

- Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

Вы на парты посмотрите

Всё в порядок приведите (пауза)

За работу нам пора

Сядьте тихо детвора

2. Первичное введение материала.

- Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие, а куда вы узнаете отгадав загадку: «Там всегда веселье, смех,

Для ребят один успех:

Клоуна здесь повстречать.

С ним немножко поиграть».

- Поднимите руку, кто знает отгадку.

(иллюстрация цирка)

- Кто знает значение слова цирк? Что такое цирк?

- Цирк – это помещение с круглой сценой, которая называется ареной, для выступления артистов.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой. На встречу с ней я приглашаю вас на цирковое представление.

(раздаю детям иллюстрацию цирка)

- Но наш цирк необыкновенный, его артисты постараются помочь нам услышать новый звук, изучить новую букву. Вместе с артистами мы будем учиться читать слоги, слова, произносить звук, а также узнаем много нового и интересного.

- Ребята, что необходимо приобрести, чтобы попасть в цирк? (купить билеты)

3. Актуализация знаний. Повторение ранее изученного.

- Чтобы приобрести билеты на сегодняшнее представление, нужно заплатить своими знаниями об изученных буквах. Вам сейчас предстоит ответить на вопросы. Друг друга внимательно слушайте и помогайте.

1) Чем отличаются звуки и буквы?

(звуки мы слышим и произносим, буквы видим и пишем)

2)На какие две группы делятся звуки алфавита?

(звуки делятся на гласные и согласные)

3)Как мы отличаем гласные звуки от согласных звуков?

(гласные звуки поются, произносятся свободно, а согласные произносятся с препятствием)

4) Назовите гласные буквы верхнего ряда

(а, о, у ,э, ы)

5)Что предают гласные буквы верхнего ряда согласным при слиянии?

(гласны буквы верхнего ряда при слиянии с согл. предают им твёрдость)

6) Назовите гласные буквы нижнего ряда.

(я, ё, ю, е, и)

7) Что предают гласн. буквы нижнего ряда при слиянии с согл.?

(гл. буквы нижн. ряда при слиянии с согл. придают им мягкость)

8)Что мы знаем о согласных? Дайте характеристику.

( согл. звуки м.б. твёрд., мягк., звонк., глух., парн., непарн.)

9) Где живут звонкие согласные?

( звонк.согл. живут в домиках наверху)

10) Где живут глухие согласные?

( глух. согл.живут в домиках внизу)

11) Назовите буквы. Которые дают один мягкий звук.

(ч, ща, Й)

12) Назовите звуки, которые дают один твёрдый звук.

(ж, ш)

(отвечая на вопросы дети получают билеты в цирк)

- На все вопросы ответили, молодцы, билеты приобрели .

- Но прежде чем отправиться на цирковое представление, вспомним, какие правила нужно соблюдать любому зрителю?

( не баловаться, не разговаривать, внимательно слушать , запоминать новую информацию)

4. Введение в тему.

1) выделение нового звука

( звенит звонок)

- Представление начинается!

(появляется клоун -игрушка)

Клоун - Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки!. Меня зовут клоун Цыц. Всем на удивление начну я представление! В цирковом представлении примут участие разные животные.

- Ребята, кто запомнил, как зовут клоуна?

- Клоун Цыц очень любит издавать глухой, свистящий звук, т.е. «цыкать», поэтому его так и прозвали.

- Какой звук повторяется в имени клоуна?

- Клоун Цыц приготовил для вас загадку.

Он в белом доме раньше жил,

А потом его разбил,

Он пушистыц как пушок

Золотистый наш комок.

Кто это?

(цыплёнок)

( на доску вешаю картинку цыплёнка)

- Посмотрите на арене появился цыплёнок.

- Выделите первый звук в этом слове.

(в этом слове первый звук «ц».)

- Как подзывают цыплят? (цып-цып)

- Какой новый звук мы услышали во всех словах?

( во всех словах мы услышали звук «ц»)

2) Определение темы и цели урока.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока- путешествия?

(Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой и её звуком)

- Какую цель поставим перед собой?

(запомнить букву цэ, научиться правильно произносить звук «ц» и читать слоги , слова и предложения с этой буквой)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой цэ, научимся слышать и правильно произносить звук «ц», читать слова и предложения с этой буквой)

5. Изучение нового материала

1) Артикуляция [ц].

- Цыплёнок научит нас правильно произносить звук «ц».

- Чтобы правильно произносить звук «ц», нужно губы растянуть в улыбку, зубы видны;

- верхние и нижние зубы совсем близко, но не соединяются;

- широкий кончик языка упирается в нижние зубы;

- по середине языка идёт сильная , короткая воздушная струя.

- Произнесём все вместе.

- Теперь посмотрите на соседа, как он произносит, поработаем в парах.

( спросить некоторых уч-ся)

- Можете сразу дать хар – ку этого звука?

2) Характеристика звука.

- Давайте выясним вместе.

- преграда – СОГЛАСНЫЙ ( синяя фишка на доску)

- пользуемся приёмом «ладонь к горлышку» или «закрыть ушки» и слушаем произношение ( глухой)

- звоночек нужен?

- Посмотрите на схемы к словам ЦИРК и ЦЫПЛЁНОК и на их написание.

- Каким на схеме обозначен звук «ц» в обоих словах? (твёрдым)

- Посмотрите на слова, какую гласную мы видим после цэ в слове ЦИРК? (и)

- в слове ЦЫПЛЁНОК? (ы)

- Какую команду даёт И для согласного?

- Какую команду даёт Ы для согласного?

- Почему же фишка в слове ЦИРК и в слове ЦЫПЛЁНОК СИНЕГО ЦВЕТА?

- Может быть кто-то уже догадался?

- Независимо от того какой гласный стоит после согласного цэ дающий мягкую команду И или твёрдую команду Ы , звук «ц» всегда остаётся твёрдым.

- Повторите хором « ЗВУК «Ц» ВСЕГДА ТВЁРДЫЙ»

- О том какую букву нужно правильно писать в слове после цэ И или Ы мы поговорим на следующем уроке.

- А сейчас, наше представление продолжается.

3) Знакомство с буквой.

(на арене появляется курица)

- Следующая артистка - КУРИЦА.

- Она принесла букву, которая обозначает звук «ц».

( показ буквы цэ)

- На что похожа буква цэ? (высказывания детей)

- Сейчас ребята прочитают нам стих- я про букву цэ.

БУКВА ЦЭ – ВНИЗУ КРЮЧОК

ТОЧНО С КРАНИКОМ БОЧОК



СТУЛ ЧИНИЛ СЕГОДНЯ МАСТЕР

КЛЕИЛ ОН ЕГО И КРАСИЛ

МАСТЕР СТУЛ ПЕРЕВЕРНУЛ-

СТАЛ НА ЦЭ ПОХОЖИМ СТУЛ



ВОТ КАКАЯ БУКВА ЦЭ:

С КОГОТОЧКОМ НА КОНЦЕ

КОГОТОК – ЦАРАПКА,

КАК КОШАЧЬЯ ЛАПКА.

-Вот ещё на что похожа буква цэ.

- Придумайте слова с буквой цэ.

6. ФИЗ. МИНУТКА.

- А сейчас антракт.

- Кому знакомо слово антракт? Объясните его значение.

( короткий перерыв во время концерта или представления)

ВСЕ РЕБЯТА ДРУЖНО ВСТАЛИ

И ТИХОНЬКО ЗАШАГАЛИ:

МЫ ОТПРАВИМСЯ ГУЛЯТЬ

ЧТОБЫ ЦАПЛЮ ПОВСТРЕЧАТЬ.

ТИШЕ – ТИШЕ – ВОТ ОНА

НА ОДНОЙ НОГЕ СТОИТ

ТИШЕ – ТИШЕ – ВОТ ОНА

НА ДРУГОЙ НОГЕ СТОИТ

В ВОДУ ПРИСТАЛЬНО ГЛЯДИТ.

7. Закрепление изученного материала.

1) Работа со слогами и словами.

- Посмотрите, на арене появилась ЦАПЛЯ.

(иллюстрация)

- Цапля научит нас читать слоги и слова с буквой цэ. (детям раздаю карточки)

- Следите друг за другом внимательно, первую строчку читает (…)

ЦА АЦ ПЯТНИЦА

ЦО ОЦ ЛИЦО

ЦИ ИЦ ПАЦИЕНТ (больной человек обратившейся к врачу)

ЦЫ ЫЦ ЦЫПЛЁНОК

ЦЕ ЕЦ ПРИЦЕП (дополнительный кузов у транспортного средства)

ЦУ УЦ ЦУКАТ

- Значение каких слов вам незнакомо?

(засахаренный плод или его корочка (обычно цитрусовый : лимон, апельсин, мандарин) торт с цукатами, варить цукаты)

2) Чистоговорки.

- А сейчас цапля предлагает вашему вниманию чистоговорки, которые вы будете повторять за мной.

1) ЦО-ЦО-ЦО - СНЕСЛА КУРИЦА ЯЙЦО.

2) ЦЕ-ЦЕ-ЦЕ - СИДИТ КОТЁНОК НА КРЫЛЬЦЕ.

3) ЦА-ЦА-ЦА – ЗАХОТЕЛОСЬ ОГУРЦА.

4) РЦЫ-РЦЫ - РЦЫ – МА ПОЛИЛИ ОГУРЦЫ.

5) ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ - ВОТ ПОСПЕЛИ ОГУРЦЫ.

6) ЕЦ-ЕЦ-ЕЦ – МЫ СОРВАЛИ ОГУРЕЦ.

7) ЦУ-ЦУ-ЦУ – ДЕТИ РАДЫ ОГУРЦУ.

8) ДЦЫ-ДЦЫ-ДЦЫ – ВЫ РЕБЯТА МОЛОДЦЫ!

3)Нахождение изучен. звука в словах.

- Следующей на арену цирка выходит ЛИСИЦА

- Она предлагает поиграть в игру «Хлопок в ладоши». Внимательно послушайте стих-ие, когда в слове услышите звук «ц» хлопайте в ладоши.

ЦАПЛЯ СТОЯ НА КРЫЛЬЦЕ,

ОБЪЯСНЯЕТ БУКВУ ЦЭ,

ПОДОЙДИ, ЦЫПЛЁНОК ЦЫП

ПОВТОРЯЙКА ЦЫП-ЦЫП-ЦЫП.

ЕСЛИ ВЫУЧИШЬ УРОК,

ПОДАРЮ ТЕБЕ ЦВЕТОК.

- О ком стих – ие, которое вы только что прослушали? (это стих-ие оцапле и цыплёнке)

- Что делала цапля? (цапля обучала цыплёнка букве цэ)

- Зачем нужно цыплёнку знать букву цэ?

- А для чего мы изучаем букву цэ?

- Какие слова из этого стих-ия с буквой цэ вы запомнили?

(цапля, крыльце, цыплёнок, Цып, цып-цып, цветок, ц.)

4. Работа с текстом.

- А сейчас лисица предлагает вам прочитать рассказ.

- Прочитайте рассказ «жужжащим» чтением.

- О каких животных вы прочитали?

- Что делают тигры? (тигры прыгают сквозь кольцо)

- Что делают медведи? ( медведи катаются на мотоциклах)

- Что делают собачки? ( собачки танцуют под музыку)

- Как можно озаглавить рассказ? (Цирковое представление. Цирк. В цирке.)

8. Подведение итогов урока.

- Наше цирковое представление заканчивается.

- Ребята, посмотрите, кроме того. Что выступающие артисты цирка, что их ещё объединяет?

- Давайте назовём артистов, которые сегодня помогали нам на уроке изучать новую букву.

( в названиях артистов есть буква цэ)

- Артисты говорят вам : « До встречи», поаплодируйте ( похлопайте) им , поблагодарите за оказанную помощь.

(закрываю доску)

- А мы подведём итог нашего урока-путешествия.

- С каким новым звуком мы познакомились?

( мы познакомились со звуком «ц»)

- Каким всегда является звук «ц»?

(твёрдым)

- Какой буквой обозначаем этот звук?

( буквой цэ»)

- Давайте вспомним цель, которую мы поставили перед собой в начале урока.

(ответы детей)

- Итак, мы ставили цель – запомнить букву цэ, научиться читать слоги, слова с ней.

- Вы запомнили букву?

- Научились читать с ней слова?

- Значит цели мы достигли?

9. Рефлексия.

- Кто доволен уроком и уйдёт с урока с хорошим настроением поднимите билет клоуна с весёлым лицом, кто не доволен, и у кого плохое настроение поднимите билет клоуна с грустным лицом.

- А мне ребята понравилось как вы работали.

- И я готова повторить слова из чистоговорки. Помните?

- Вы, ребята, МОЛОДЦЫ!

- Урок окончен, спасибо за внимание.

(жетоны)

Урок по обучению грамоте. Буква цэ обозначающая согласный твёрдый звук «ц».
  • Начальные классы
Описание:

Тема:  Буква  цэ  обозначающая согласный твёрдый звук «ц».

 

Цель урока: познакомить учащихся с твёрдым согласным звуком «Ц», буквой цэ.

 

Задачи:

- образовательные:     1) Формировать умения слышать и произносить новый звук, давать                                                                            

                                             ему характеристику;

                                           2) формировать навык чтения слогов, слов и предложений с новой

                                            буквой;

                                           3) продолжать работу по развитию артикуляционного аппарата и

                                            фонематического слуха;

- развивающие:            1) способствовать развитию речи;

                                          2) развивать память, воображение, логическое и образное   

                                          мышление;

                                          3) уточнять и обогащать словарный запас;

- воспитательные:    1) воспитывать и развивать коммуникативную культуру;

                                          2) чувство коллективизма, прилежность, аккуратность;

                                          3) уважительное отношение к окружающим.

 

Тип урока:   урок ознакомления с новым материалом.

Вид урока:   урок – путешествие.

Технологии:  1) личностно – ориентированная;

                         2) деятельностный подход;

                         3) здоровьесберегающие технологии.

Оборудование:  классная доска, опорные карточки, иллюстрации, игрушка клоун, демонстрационные цветовые схемы звукового состава слов.

 

 Ход урока:

1.     Орг. момент.

- Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

Вы на парты посмотрите

Всё в порядок приведите (пауза)

За работу нам пора

Сядьте тихо детвора

2.  Первичное введение материала.

- Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие, а куда вы узнаете отгадав загадку: «Там всегда веселье, смех,

                                  Для ребят один успех:

                                                                Клоуна здесь повстречать.

                                                С ним немножко поиграть».

- Поднимите руку, кто знает отгадку.

(иллюстрация цирка)

- Кто знает значение слова цирк? Что такое цирк?

- Цирк – это помещение с круглой сценой, которая называется ареной, для выступления артистов.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой. На встречу с ней я приглашаю вас на цирковое представление.

(раздаю детям иллюстрацию цирка)

- Но наш цирк необыкновенный, его артисты постараются помочь нам услышать новый звук, изучить новую букву. Вместе с артистами  мы будем учиться читать слоги, слова, произносить звук, а также узнаем много нового и интересного.

- Ребята, что необходимо приобрести, чтобы попасть в цирк?    (купить билеты)

3.  Актуализация  знаний. Повторение ранее изученного.

- Чтобы приобрести билеты на сегодняшнее представление, нужно заплатить своими знаниями об изученных буквах. Вам сейчас предстоит ответить на вопросы. Друг друга внимательно слушайте и помогайте.

1) Чем отличаются звуки и буквы?

Автор Шмидт Марина Александровна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 415
Номер материала 16943
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓