МОУ «
Северная средняя общеобразовательная
школа»
1 класс
Учитель:
Шмидт М.А.
2010 г.
Тема: Буква цэ обозначающая согласный твёрдый звук «ц».
Цель урока: познакомить учащихся с твёрдым согласным звуком «Ц», буквой
цэ.
Задачи:
- образовательные:
1) Формировать умения слышать и произносить новый звук,
давать
ему
характеристику;
2) формировать навык чтения слогов, слов и
предложений с новой
буквой;
3) продолжать работу по развитию
артикуляционного аппарата и
фонематического слуха;
- развивающие: 1) способствовать развитию речи;
2) развивать память, воображение, логическое и образное
мышление;
3) уточнять и обогащать словарный запас;
- воспитательные: 1) воспитывать и развивать коммуникативную культуру;
2) чувство коллективизма, прилежность, аккуратность;
3) уважительное отношение к окружающим.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Вид урока: урок – путешествие.
Технологии: 1) личностно – ориентированная;
2) деятельностный подход;
3) здоровьесберегающие технологии.
Оборудование: классная доска, опорные карточки, иллюстрации, игрушка
клоун, демонстрационные цветовые схемы звукового состава слов.
Ход урока:
1.
Орг.
момент.
- Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
Вы на парты посмотрите
Всё в порядок приведите (пауза)
За работу нам пора
Сядьте тихо детвора
2.
Первичное введение материала.
- Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие, а
куда вы узнаете отгадав загадку: «Там всегда веселье, смех,
Для ребят один успех:
Клоуна здесь повстречать.
С
ним немножко поиграть».
-
Поднимите руку, кто знает отгадку.
(иллюстрация
цирка)
-
Кто знает значение слова цирк? Что такое цирк?
-
Цирк – это
помещение с круглой сценой, которая называется ареной, для выступления
артистов.
-
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой. На встречу с ней я приглашаю
вас на цирковое представление.
(раздаю
детям иллюстрацию цирка)
- Но
наш цирк необыкновенный, его артисты постараются помочь нам услышать новый
звук, изучить новую букву. Вместе с артистами мы будем учиться читать слоги,
слова, произносить звук, а также узнаем много нового и интересного.
-
Ребята, что необходимо приобрести, чтобы попасть в цирк? (купить билеты)
3.
Актуализация знаний. Повторение ранее изученного.
-
Чтобы приобрести билеты на сегодняшнее представление, нужно заплатить своими
знаниями об изученных буквах. Вам сейчас предстоит ответить на вопросы. Друг
друга внимательно слушайте и помогайте.
1)
Чем отличаются звуки и буквы?
(звуки
мы слышим и произносим, буквы видим и пишем)
2)На
какие две группы делятся звуки алфавита?
(звуки
делятся на гласные и согласные)
3)Как
мы отличаем гласные звуки от согласных звуков?
(гласные
звуки поются, произносятся свободно, а согласные произносятся с препятствием)
4)
Назовите гласные буквы верхнего ряда
(а,
о, у ,э, ы)
5)Что
предают гласные буквы верхнего ряда согласным при слиянии?
(гласны
буквы верхнего ряда при слиянии с согл. предают им твёрдость)
6)
Назовите гласные буквы нижнего ряда.
(я,
ё, ю, е, и)
7)
Что предают гласн. буквы нижнего ряда при слиянии с согл.?
(гл.
буквы нижн. ряда при слиянии с согл. придают им мягкость)
8)Что
мы знаем о согласных? Дайте характеристику.
(
согл. звуки м.б. твёрд., мягк., звонк., глух., парн., непарн.)
9)
Где живут звонкие согласные?
(
звонк.согл. живут в домиках наверху)
10)
Где живут глухие согласные?
(
глух. согл.живут в домиках внизу)
11)
Назовите буквы. Которые дают один мягкий звук.
(ч,
ща, Й)
12)
Назовите звуки, которые дают один твёрдый звук.
(ж,
ш)
(отвечая
на вопросы дети получают билеты в цирк)
- На
все вопросы ответили, молодцы, билеты приобрели .
- Но
прежде чем отправиться на цирковое представление, вспомним, какие правила нужно
соблюдать любому зрителю?
( не
баловаться, не разговаривать, внимательно слушать , запоминать новую
информацию)
4.
Введение в тему.
1)
выделение нового звука
(
звенит звонок)
-
Представление начинается!
(появляется
клоун -игрушка)
Клоун
- Здравствуйте
ребятишки, девчонки и мальчишки!. Меня зовут клоун Цыц. Всем на удивление
начну я представление! В цирковом представлении примут участие разные животные.
-
Ребята, кто запомнил, как зовут клоуна?
-
Клоун Цыц очень любит издавать глухой, свистящий звук, т.е. «цыкать», поэтому
его так и прозвали.
-
Какой звук повторяется в имени клоуна?
-
Клоун Цыц приготовил для вас загадку.
Он в
белом доме раньше жил,
А
потом его разбил,
Он
пушистыц как пушок
Золотистый
наш комок.
Кто
это?
(цыплёнок)
( на
доску вешаю картинку цыплёнка)
-
Посмотрите на арене появился цыплёнок.
-
Выделите первый звук в этом слове.
(в
этом слове первый звук «ц».)
-
Как подзывают цыплят? (цып-цып)
-
Какой новый звук мы услышали во всех словах?
( во
всех словах мы услышали звук «ц»)
2)
Определение темы и цели урока.
-
Как вы думаете, какая тема нашего урока- путешествия?
(Сегодня
на уроке мы познакомимся с новой буквой и её звуком)
-
Какую цель поставим перед собой?
(запомнить
букву цэ, научиться правильно произносить звук «ц» и читать слоги , слова и
предложения с этой буквой)
-
Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой цэ, научимся слышать и правильно
произносить звук «ц», читать слова и предложения с этой буквой)
5.
Изучение нового материала
1)
Артикуляция [ц].
-
Цыплёнок научит нас правильно произносить звук «ц».
-
Чтобы правильно произносить звук «ц», нужно губы растянуть в улыбку, зубы
видны;
-
верхние и нижние зубы совсем близко, но не соединяются;
-
широкий кончик языка упирается в нижние зубы;
- по
середине языка идёт сильная , короткая воздушная струя.
-
Произнесём все вместе.
-
Теперь посмотрите на соседа, как он произносит, поработаем в парах.
(
спросить некоторых уч-ся)
-
Можете сразу дать хар – ку этого звука?
2)
Характеристика звука.
-
Давайте выясним вместе.
-
преграда – СОГЛАСНЫЙ ( синяя фишка на доску)
-
пользуемся приёмом «ладонь к горлышку» или «закрыть ушки» и слушаем
произношение ( глухой)
-
звоночек нужен?
-
Посмотрите на схемы к словам ЦИРК и ЦЫПЛЁНОК и на их написание.
-
Каким на схеме обозначен звук «ц» в обоих словах? (твёрдым)
-
Посмотрите на слова, какую гласную мы видим после цэ в слове ЦИРК? (и)
- в
слове ЦЫПЛЁНОК? (ы)
-
Какую команду даёт И для согласного?
-
Какую команду даёт Ы для согласного?
-
Почему же фишка в слове ЦИРК и в слове ЦЫПЛЁНОК СИНЕГО ЦВЕТА?
-
Может быть кто-то уже догадался?
-
Независимо от того какой гласный стоит после согласного цэ дающий мягкую
команду И или твёрдую команду Ы , звук «ц» всегда остаётся твёрдым.
-
Повторите хором « ЗВУК «Ц» ВСЕГДА ТВЁРДЫЙ»
- О
том какую букву нужно правильно писать в слове после цэ И или Ы мы поговорим
на следующем уроке.
- А
сейчас, наше представление продолжается.
3)
Знакомство с буквой.
(на
арене появляется курица)
- Следующая
артистка - КУРИЦА.
-
Она принесла букву, которая обозначает звук «ц».
(
показ буквы цэ)
- На
что похожа буква цэ? (высказывания детей)
-
Сейчас ребята прочитают нам стих- я про букву цэ.
БУКВА
ЦЭ – ВНИЗУ КРЮЧОК
ТОЧНО
С КРАНИКОМ БОЧОК
СТУЛ
ЧИНИЛ СЕГОДНЯ МАСТЕР
КЛЕИЛ
ОН ЕГО И КРАСИЛ
МАСТЕР
СТУЛ ПЕРЕВЕРНУЛ-
СТАЛ
НА ЦЭ ПОХОЖИМ СТУЛ
ВОТ
КАКАЯ БУКВА ЦЭ:
С
КОГОТОЧКОМ НА КОНЦЕ
КОГОТОК
– ЦАРАПКА,
КАК
КОШАЧЬЯ ЛАПКА.
-Вот
ещё на что похожа буква цэ.
-
Придумайте слова с буквой цэ.
6.
ФИЗ. МИНУТКА.
- А
сейчас антракт.
-
Кому знакомо слово антракт? Объясните его значение.
(
короткий перерыв во время концерта или представления)
ВСЕ
РЕБЯТА ДРУЖНО ВСТАЛИ
И
ТИХОНЬКО ЗАШАГАЛИ:
МЫ
ОТПРАВИМСЯ ГУЛЯТЬ
ЧТОБЫ
ЦАПЛЮ ПОВСТРЕЧАТЬ.
ТИШЕ
– ТИШЕ – ВОТ ОНА
НА
ОДНОЙ НОГЕ СТОИТ
ТИШЕ
– ТИШЕ – ВОТ ОНА
НА
ДРУГОЙ НОГЕ СТОИТ
В
ВОДУ ПРИСТАЛЬНО ГЛЯДИТ.
7.
Закрепление изученного материала.
1)
Работа со слогами и словами.
-
Посмотрите, на арене появилась ЦАПЛЯ.
(иллюстрация)
- Цапля
научит нас читать слоги и слова с буквой цэ. (детям раздаю карточки)
-
Следите друг за другом внимательно, первую строчку читает (…)
ЦА
АЦ ПЯТНИЦА
ЦО
ОЦ ЛИЦО
ЦИ
ИЦ ПАЦИЕНТ (больной человек обратившейся к врачу)
ЦЫ
ЫЦ ЦЫПЛЁНОК
ЦЕ
ЕЦ ПРИЦЕП (дополнительный кузов у транспортного средства)
ЦУ
УЦ ЦУКАТ
-
Значение каких слов вам незнакомо?
(засахаренный
плод или его корочка (обычно цитрусовый : лимон, апельсин, мандарин) торт с
цукатами, варить цукаты)
2)
Чистоговорки.
- А
сейчас цапля предлагает вашему вниманию чистоговорки, которые вы будете
повторять за мной.
1)
ЦО-ЦО-ЦО - СНЕСЛА КУРИЦА ЯЙЦО.
2)
ЦЕ-ЦЕ-ЦЕ - СИДИТ КОТЁНОК НА КРЫЛЬЦЕ.
3)
ЦА-ЦА-ЦА – ЗАХОТЕЛОСЬ ОГУРЦА.
4)
РЦЫ-РЦЫ - РЦЫ – МА ПОЛИЛИ ОГУРЦЫ.
5)
ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ - ВОТ ПОСПЕЛИ ОГУРЦЫ.
6)
ЕЦ-ЕЦ-ЕЦ – МЫ СОРВАЛИ ОГУРЕЦ.
7)
ЦУ-ЦУ-ЦУ – ДЕТИ РАДЫ ОГУРЦУ.
8)
ДЦЫ-ДЦЫ-ДЦЫ – ВЫ РЕБЯТА МОЛОДЦЫ!
3)Нахождение
изучен. звука в словах.
-
Следующей на арену цирка выходит ЛИСИЦА
-
Она предлагает поиграть в игру «Хлопок в ладоши». Внимательно послушайте
стих-ие, когда в слове услышите звук «ц» хлопайте в ладоши.
ЦАПЛЯ
СТОЯ НА КРЫЛЬЦЕ,
ОБЪЯСНЯЕТ
БУКВУ ЦЭ,
ПОДОЙДИ,
ЦЫПЛЁНОК ЦЫП
ПОВТОРЯЙКА
ЦЫП-ЦЫП-ЦЫП.
ЕСЛИ
ВЫУЧИШЬ УРОК,
ПОДАРЮ
ТЕБЕ ЦВЕТОК.
- О
ком стих – ие, которое вы только что прослушали? (это стих-ие оцапле и
цыплёнке)
-
Что делала цапля? (цапля обучала цыплёнка букве цэ)
-
Зачем нужно цыплёнку знать букву цэ?
- А
для чего мы изучаем букву цэ?
-
Какие слова из этого стих-ия с буквой цэ вы запомнили?
(цапля,
крыльце, цыплёнок, Цып, цып-цып, цветок, ц.)
4.
Работа с текстом.
- А
сейчас лисица предлагает вам прочитать рассказ.
-
Прочитайте рассказ «жужжащим» чтением.
- О
каких животных вы прочитали?
-
Что делают тигры? (тигры прыгают сквозь кольцо)
-
Что делают медведи? ( медведи катаются на мотоциклах)
-
Что делают собачки? ( собачки танцуют под музыку)
-
Как можно озаглавить рассказ? (Цирковое представление. Цирк. В цирке.)
8.
Подведение итогов урока.
-
Наше цирковое представление заканчивается.
-
Ребята, посмотрите, кроме того. Что выступающие артисты цирка, что их ещё
объединяет?
-
Давайте назовём артистов, которые сегодня помогали нам на уроке изучать новую
букву.
( в
названиях артистов есть буква цэ)
-
Артисты говорят вам : « До встречи», поаплодируйте ( похлопайте) им ,
поблагодарите за оказанную помощь.
(закрываю
доску)
- А
мы подведём итог нашего урока-путешествия.
- С
каким новым звуком мы познакомились?
( мы
познакомились со звуком «ц»)
-
Каким всегда является звук «ц»?
(твёрдым)
-
Какой буквой обозначаем этот звук?
(
буквой цэ»)
-
Давайте вспомним цель, которую мы поставили перед собой в начале урока.
(ответы
детей)
-
Итак, мы ставили цель – запомнить букву цэ, научиться читать слоги, слова с
ней.
- Вы
запомнили букву?
-
Научились читать с ней слова?
-
Значит цели мы достигли?
9.
Рефлексия.
-
Кто доволен уроком и уйдёт с урока с хорошим настроением поднимите билет
клоуна с весёлым лицом, кто не доволен, и у кого плохое настроение поднимите
билет клоуна с грустным лицом.
- А
мне ребята понравилось как вы работали.
- И
я готова повторить слова из чистоговорки. Помните?
-
Вы, ребята, МОЛОДЦЫ!
-
Урок окончен, спасибо за внимание.
(жетоны)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.