Главная / Обществознание / Урок по обществознанию "Трудовые права несовершеннолетних"

Урок по обществознанию "Трудовые права несовершеннолетних"

Название документа Мой открытый урок.docx

КОУ Омской области «Специальная коррекционная (общеобразовательная) школа-интернат № 17 VIII вида»


Открытый урок по обществознанию

«Трудовые права несовершеннолетних»

9 класс



Учитель

Хохлова Татьяна Александровна






Омск 2012

Тема Трудовые права несовершеннолетних

Цель формировать представление учащихся о трудовых правах несовершеннолетних.

Задачи Образовательная:

формировать начальные знания о трудовых правоотношениях несовершеннолетнего работника и работодателя;

учить адекватно анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения ошибок при трудоустройстве на работу.

Развивающая:

Развивать словесно- логическое мышление и речь учащихся через решение задач по трудовому праву.

Воспитательная:

повысить уровень правовой грамотности и культуры несовершеннолетних; формировать активную жизненную позицию учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Основные понятия: несовершеннолетний; труд; трудовые права, трудоустройство

Межпредметные связи: письмо, чтение, трудовое обучение, профориентация.

Оборудования и материалы: компьютер, мультимедийная установка, доска, опорный конспект, раздаточный материал, карточки с тестовыми заданиями, вспомогательный материал (жетоны)

План урока

  1. Орг. момент. Настрой на работу.

  2. Сообщение темы и цели урока Проверка д/з. Актуализация знаний учащихся.

Сегодня на уроке продолжаем изучение раздела «Трудовое право». Слайд 2

Тема нашего урока «Трудовые права несовершеннолетних». Сегодня на уроке вы узнаете, какие существуют трудовые права несовершеннолетних, узнаете об условиях приема на работу, ограничениях в трудоустройстве. Всё что вы узнаете на уроке, пригодится вам в дальнейшей жизни при трудоустройстве. Так же вопросы по данному материалу встретятся вам во время выпускных экзаменов Слайд 3. Все ребята, активно участвующие в ходе урока получают жетоны и в конце урока на основании полученных жетонов выставляются оценки. Критерии на доске

Для лучшего усвоения нового материала, предлагаю вспомнить ранее изученное. Игра «Блиц- опрос» (на слайде высвечиваются вопросы 1 мин на чтение, потом уч-ся предлагается взять вопрос с разноса и ответить на него) Слайд 4

- Что такое труд?

- Зачем надо трудиться?

- Может ли человек прожить без труда?

- Что такое трудолюбие?

-В домашнем задании я вас просила подобрать пословицы и поговорки о труде. Приведите примеры.

- Что говорится о праве на труд в Конституции Российской Федерации?

Кого мы можем назвать несовершеннолетним?   Итог, жетоны на доске.

  1. Знакомство с новой темой.

На блиц - опросе вы объясняли, зачем нужно трудиться. Но в течение жизни значение труда для человека меняется. Предлагаю вам выполнить следующее задание. Распределите в таблице, чем является труд для каждой социальной группы (раздаточный материал, слова для справок).

Социальные группы

Чем для них является труд?

Молодежь


Взрослые


Пенсионеры





    




Слова для справок:

-удовлетворение своих потребностей, продвижение по карьерной лестнице,

- прибавка к пенсии

-средство прокормить семью, обучение детей

Самопроверка СЛАЙД 5 Итог, жетоны на доске.

Чем труд является для несовершеннолетних, т.е. для вас.

Как вы думаете, при трудоустройстве права для несовершеннолетних и взрослых будут одинаковыми или будут отличаться?

Знакомство с правами несовершеннолетних по парам (Приложение 1)

1 Документы при приеме на работу

2 Возраст трудоустройства

3 Продолжительность рабочего времени

4 Ограничения и запреты на трудоустройство

Обобщение по слайдам 6-10 зачитывают уч-ся других групп

Итог, жетоны на доске.

Релаксационная пауза

4. Закрепление изученного.

- Решение правовых задач 2-3 по слайдам 11-13 Итог, жетоны на доске

5. Итог урока. Домашнее задание. Мотивация оценок, рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание: Работа с тестовым заданием Утверждения да нет (Дифференцированное задание)

  1. Трудовые права несовершеннолетних отличаются от трудовых прав взрослых. _____

  2. Несовершеннолетним обязательно проходить медосмотр при приёме на работу. _____

  3. 14летний подросток может работать без письменного согласия родителей. _____

  4. Несовершеннолетним можно совмещать работу и учёбу. ____

  5. 16летнему подростку можно работать в киоске, торгующим табачными изделиями. _____

  6. Рабочая смены 17летнего работника начинается в 22 часа и заканчивается в 6 часов утра. ___

  7. Работника до 18 лет можно уволить только с разрешения инспекции по труду и комиссии по делам несовершеннолетних. _____


Мотивация оценок по итогам урока (количество жетонов)

Рефлексия по таблице

Фамилия, имя________________________________________________________

Урок был интересен. Узнал много нового. Материал пригодится в жизни.

Было трудно. Материал урока мне не понятен.

Я плохо себя чувствовал, поэтому не мог работать в полную силу.











ПРИЛОЖЕНИЕ1.

Трудовые права несовершеннолетних

Несовершеннолетние (лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста) - особая социальная группа. Трудовые права несовершеннолетних имеют особенности, закрепленные в Трудовом кодексе Российской Федерации (ТК РФ).

Документы предъявляемые при трудоустройстве впервые

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

- документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

- ИНН

- страховое пенсионное свидетельство

- заявление

В соответствии со ст. 266 ТК РФ лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра, который осуществляется за счет средств работодателя.

Трудовым Кодексом определен возраст, с которого граждане принимаются на работу -16 лет. Существует возможность принятия на работу с 15 лет лиц, получивших общее образование либо оставивших в соответствии с федеральным законом общеобразовательное учреждение. Допускается применение труда лиц, достигших 14 лет. При этом, обязательными условиями для заключения трудового договора с данной категорией являются: письменное согласие одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства; работа не должна мешать учебе; работа должна быть легкой и не причинять вреда здоровью подростка.

Работникам моложе 18 лет установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (ст.92 ТК РФ), а именно: для работников младше 16 лет - не более 24 часов; для работников от 16 до 18 лет - не более 36 часов; Кроме того, статья 94 ТК РФ устанавливает для несовершеннолетних еще и максимально допустимую продолжительность ежедневной работы (смены): для работников в возрасте от 15 до 16 лет - не более 5 часов; для работников в возрасте от 16 до 18 лет - не более 7 часов; для учащихся образовательных учреждений, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - не более 2,5 часа; в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - не более 3,5 часа.

Действующее законодательство вводит ограничения в отношении применения труда лиц в возрасте до 18 лет. Эти ограничения обусловлены: условиями труда; весом переносимого или передвигаемого работником груза; характером выполняемой работы; режимом труда. Не допускается прием лиц в возрасте до 18 лет на работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Согласно ст. 265 ТК РФ, несовершеннолетние не могут быть заняты на: подземных работах; работах, которые могут причинить вред их здоровью и нравственному развитию (например, в игорном бизнесе, в ночных кабаре и клубах, а также в перевозке, производстве и торговле спиртными напитками или табачными изделиями); тяжелых работах; работах с вредными или опасными условиями труда.

Кроме того ТК РФ запрещает: привлекать несовершеннолетних к сверхурочным работам; вызывать в ночную смену и в выходные дни. Запрет применения труда несовершеннолетних в ночное время установлен статьей 96 ТК РФ. Рабочая смена работника моложе 18 лет должна начинаться не раньше 6 часов утра и заканчиваться не позднее 22 часов.

Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет в соответствии со ст. 269 ТК РФ по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.


















Название документа Презентация.pptx

Обществознание 9 класс Учитель Хохлова Татьяна Александровна Омск-2012
Тема: Трудовые права несовершеннолетних. Цель: Определить, каковы трудовые пр...
УРОК, КОТОРЫЙ ПОМОЖЕТ В ЖИЗНИ!
БЛИЦ-ОПРОС Что такое труд? Зачем надо трудиться? Может ли человек прожить без...
Социальные группы Чем для них является труд? Молодежь удовлетворение своих по...
Документы для приёма на работу паспорт; документ об образовании (аттестат, ди...
Возраст трудоустройства С 14 лет с письменного согласия родителей или опекуно...
Продолжительность рабочего времени До 16 лет – 24 часа в неделю, 5 часов в де...
Ограничения и запреты на трудоустройство Запрет на работу с вредными и опасны...
Особенности увольнения (расторжения трудового договора) Расторжение трудового...
Решите правовые задачи Илья учится в 8-м классе. Ему 14 лет. В период каникул...
Несовершеннолетний Иван подал заявление на имя директора магазина. В заявлен...
Старший брат 16-летней Ольги работает в казино. Он предложил Ольге устроить ...
Благодарю за работу!
1 из 15

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Обществознание 9 класс Учитель Хохлова Татьяна Александровна Омск-2012
Описание слайда:

Обществознание 9 класс Учитель Хохлова Татьяна Александровна Омск-2012

№ слайда 2 Тема: Трудовые права несовершеннолетних. Цель: Определить, каковы трудовые права
Описание слайда:

Тема: Трудовые права несовершеннолетних. Цель: Определить, каковы трудовые права несовершеннолетних в нашей стране.

№ слайда 3 УРОК, КОТОРЫЙ ПОМОЖЕТ В ЖИЗНИ!
Описание слайда:

УРОК, КОТОРЫЙ ПОМОЖЕТ В ЖИЗНИ!

№ слайда 4 БЛИЦ-ОПРОС Что такое труд? Зачем надо трудиться? Может ли человек прожить без тр
Описание слайда:

БЛИЦ-ОПРОС Что такое труд? Зачем надо трудиться? Может ли человек прожить без труда? Что такое трудолюбие? Что говорится о праве на труд в Конституции РФ? Кого называют несовершеннолетним? В домашнем задании вы должны были подобрать пословицы и поговорки о труде. Зачитайте их.

№ слайда 5 Социальные группы Чем для них является труд? Молодежь удовлетворение своих потре
Описание слайда:

Социальные группы Чем для них является труд? Молодежь удовлетворение своих потребностей; продвижение по карьерной лестнице. Взрослые средство прокормить семью; обучение детей. Пенсионеры прибавка к пенсии

№ слайда 6 Документы для приёма на работу паспорт; документ об образовании (аттестат, дипло
Описание слайда:

Документы для приёма на работу паспорт; документ об образовании (аттестат, диплом); заявление; ИНН; страховое пенсионное свидетельство; медицинскую справку; трудовую книжку (если есть).

№ слайда 7 Возраст трудоустройства С 14 лет с письменного согласия родителей или опекунов и
Описание слайда:

Возраст трудоустройства С 14 лет с письменного согласия родителей или опекунов и органа опеки и попечительства. С 15 лет лицам, получившим общее образование (9 классов). С 16 лет.

№ слайда 8 Продолжительность рабочего времени До 16 лет – 24 часа в неделю, 5 часов в день.
Описание слайда:

Продолжительность рабочего времени До 16 лет – 24 часа в неделю, 5 часов в день. С 16 до 18 лет – 36 часов в неделю, 7 часов в день. Для школьников, совмещающих учёбу и работу: - с14 до16 лет – не более 2,5 часов; -с 16 до 18 лет – не более 3,5 часов. Ежегодный отпуск 31 день в любое время.

№ слайда 9 Ограничения и запреты на трудоустройство Запрет на работу с вредными и опасными
Описание слайда:

Ограничения и запреты на трудоустройство Запрет на работу с вредными и опасными условиями труда; Запрет на подземные работы; Запрет на работы в ночных клубах, игорном бизнесе; перевозку, производство и торговлю спиртными и табачными изделиями; Запрет на тяжёлые работы; Запрет на работу в ночную смену и выходные дни.

№ слайда 10 Особенности увольнения (расторжения трудового договора) Расторжение трудового до
Описание слайда:

Особенности увольнения (расторжения трудового договора) Расторжение трудового договора с несовершеннолетним допускается только с согласия государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12 Решите правовые задачи Илья учится в 8-м классе. Ему 14 лет. В период каникул ре
Описание слайда:

Решите правовые задачи Илья учится в 8-м классе. Ему 14 лет. В период каникул решил пойти работать на завод. Его мать возражает, так как считает, что перед новым учебным годом сын должен отдохнуть. Будет ли Илья принят на работу?

№ слайда 13 Несовершеннолетний Иван подал заявление на имя директора магазина. В заявлении
Описание слайда:

Несовершеннолетний Иван подал заявление на имя директора магазина. В заявлении он просил принять его на работу ночным сторожем. Можно ли принять Ивана для выполнения этой работы?

№ слайда 14 Старший брат 16-летней Ольги работает в казино. Он предложил Ольге устроить ее
Описание слайда:

Старший брат 16-летней Ольги работает в казино. Он предложил Ольге устроить ее на работу уборщицей игрового зала. Может ли администрация казино заключить с Ольгой трудовой договор?

№ слайда 15 Благодарю за работу!
Описание слайда:

Благодарю за работу!

Урок по обществознанию "Трудовые права несовершеннолетних"
  • Обществознание
Описание:

Урок с презентацией для учащихся 9 класса специальной коррекционной школы 8 вида.

Тема  Трудовые права несовершеннолетних
Цельформировать представление учащихся о трудовых правах несовершеннолетних.
ЗадачиОбразовательная:
формировать начальные знания о трудовых правоотношениях несовершеннолетнего работника и работодателя;
учить адекватно анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения ошибок при трудоустройстве на работу.
Развивающая:
Развивать словесно- логическое мышление и речь учащихся через решение задач по трудовому праву.
Воспитательная:
повысить уровень правовой грамотности и культуры несовершеннолетних;  формировать активную жизненную позицию учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая
Основные понятия: несовершеннолетний; труд; трудовые права, трудоустройство
Межпредметные связи: письмо, чтение, трудовое обучение, профориентация.
Оборудования и материалы: компьютер, мультимедийная установка, доска, опорный конспект, раздаточный материал, карточки с тестовыми заданиями, вспомогательный материал (жетоны)

Т

Тез

 

Автор Хохлова Татьяна Александровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 1720
Номер материала 23571
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓