Главная / Обществознание / Урок по обществознанию на тему "Человек и природа" 7 класс

Урок по обществознанию на тему "Человек и природа" 7 класс

Название документа 5bd30a87029cdaa555480e0e616a1f79.ppt

Природа - источник светлых чувств и вдохновения
Тема: «Человек и природа» Задачи: Задачи: 1.Узнать, что такое природа. 2. Как...
Что такое природа? Природа Вся Действительность и мир в целом Естественная ср...
Ученые употребляют слово «природа» в двух значениях: В широком смысле: приро...
Пётр Комаров - дальневосточный поэт. Я бы ветры вдохнул твои с жаждою, Я бы в...
В.И. Вернадский считал, что придет то время, когда дальнейшее развитие планет...
Влияние природных факторов на историю человечества
Обожествление природы, бережное к ней отношение Истребление природы Сохранени...
Активно используется людьми: реки, лес, полезные ископаемые и т.д.
SOS!!! Ежегодно исчезает 50 тысяч биологических видов Под угрозой исчезновени...
Ученые выделили глобальные проблемы человечества Исчезновение биологических в...
Морская корова
Зебра квагги
Голубая лошадиная антилопа
Работа с учебником: стр. 48-50 Заполняем таблицу. 2 точки зрения на место чел...
НЕЛЬЗЯ ТРЕБОВАТЬ ОТ ПРИРОДЫ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОНА МОЖЕТ ДАТЬ! Три правила экологиче...
Выводы Человек – часть природы, он тесным образом связан с природой Природа и...
Характер разрушений природы Необратимый Неконтролируемый Меры по охране приро...
«Культура – есть вторая природа». (Немецкий философ Гегель (1770-1831)) - «На...
1 из 27

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3 Природа - источник светлых чувств и вдохновения
Описание слайда:

Природа - источник светлых чувств и вдохновения

№ слайда 4 Тема: «Человек и природа» Задачи: Задачи: 1.Узнать, что такое природа. 2. Как че
Описание слайда:

Тема: «Человек и природа» Задачи: Задачи: 1.Узнать, что такое природа. 2. Как человек воздействует на природу и к чему это приводит. 3. Как спасти природу. Проблема: Зачем нужны друг другу человек и природа?

№ слайда 5 Что такое природа? Природа Вся Действительность и мир в целом Естественная среда
Описание слайда:

Что такое природа? Природа Вся Действительность и мир в целом Естественная среда Кладовая ресурсов, обитания человека необходимых человеку

№ слайда 6 Ученые употребляют слово «природа» в двух значениях: В широком смысле: природа
Описание слайда:

Ученые употребляют слово «природа» в двух значениях: В широком смысле: природа как окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии проявлений. Природа как биосфера нашей планеты, т.е. земная оболочка, охваченная жизнью.

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8 Пётр Комаров - дальневосточный поэт. Я бы ветры вдохнул твои с жаждою, Я бы выпи
Описание слайда:

Пётр Комаров - дальневосточный поэт. Я бы ветры вдохнул твои с жаждою, Я бы выпил ручьи до глотка, Я тропинку бы выходил каждую, — Да моя сторона велика. Как посмотришь — не хватит и месяца Обойти и объехать ее. Только в песне да в сказке уместится Приамурье мое!..

№ слайда 9 В.И. Вернадский считал, что придет то время, когда дальнейшее развитие планеты б
Описание слайда:

В.И. Вернадский считал, что придет то время, когда дальнейшее развитие планеты будет направляться разумом. Биосфера постепенно будет превращаться в сферу разума. Ноосфера (в переводе с лат.- разум) – область планеты, охваченная активностью человека, его разумной деятельностью

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11 Влияние природных факторов на историю человечества
Описание слайда:

Влияние природных факторов на историю человечества

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13 Обожествление природы, бережное к ней отношение Истребление природы Сохранение о
Описание слайда:

Обожествление природы, бережное к ней отношение Истребление природы Сохранение оставшегося и восстановление уничтоженного Историческая линия, характеризующая взаимодействие человека и природы. Природа без человека может развиваться, а человек без природы прекратит свое существование.

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15 Активно используется людьми: реки, лес, полезные ископаемые и т.д.
Описание слайда:

Активно используется людьми: реки, лес, полезные ископаемые и т.д.

№ слайда 16 SOS!!! Ежегодно исчезает 50 тысяч биологических видов Под угрозой исчезновения 2
Описание слайда:

SOS!!! Ежегодно исчезает 50 тысяч биологических видов Под угрозой исчезновения 20 тысяч видов животных Под угрозой вымирания Около 1000 видов птиц и млекопитающих Ежегодно сжигается Около 1 млрд тонн условного топлива.

№ слайда 17 Ученые выделили глобальные проблемы человечества Исчезновение биологических видо
Описание слайда:

Ученые выделили глобальные проблемы человечества Исчезновение биологических видов Климатические изменения, вызванные деятельностью человека Продолжающийся рост народонаселения и уровня потребления

№ слайда 18 Морская корова
Описание слайда:

Морская корова

№ слайда 19 Зебра квагги
Описание слайда:

Зебра квагги

№ слайда 20 Голубая лошадиная антилопа
Описание слайда:

Голубая лошадиная антилопа

№ слайда 21
Описание слайда:

№ слайда 22 Работа с учебником: стр. 48-50 Заполняем таблицу. 2 точки зрения на место челове
Описание слайда:

Работа с учебником: стр. 48-50 Заполняем таблицу. 2 точки зрения на место человека в природе Человек – «венец природы» Человек - лишь звено в цепи развития Аргументы «за»: 1)… 2)… 3)… Вывод: Аргументы «за»: 1)… 2)… 3)… 4)… Вывод:

№ слайда 23 НЕЛЬЗЯ ТРЕБОВАТЬ ОТ ПРИРОДЫ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОНА МОЖЕТ ДАТЬ! Три правила экологическо
Описание слайда:

НЕЛЬЗЯ ТРЕБОВАТЬ ОТ ПРИРОДЫ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОНА МОЖЕТ ДАТЬ! Три правила экологической морали: 1. Я лично несу ответственность за сохранение природы. 2. Я не причиню зла живому: цветку, дереву, птице, животному. И, конечно, человеку. 3. Я помогу любой жизни, которой смогу помочь,- цветку, дереву, птице, животному. Даже человеку.

№ слайда 24 Выводы Человек – часть природы, он тесным образом связан с природой Природа имее
Описание слайда:

Выводы Человек – часть природы, он тесным образом связан с природой Природа имеет всеобъемлющее значение для жизни человека и человечества в целом Бережное отношение к природе – первейшая обязанность человека, его моральный долг.

№ слайда 25 Характер разрушений природы Необратимый Неконтролируемый Меры по охране природы,
Описание слайда:

Характер разрушений природы Необратимый Неконтролируемый Меры по охране природы, правового регулирования и использования природных ресурсов Создание безотходных технологий Строительство очистных сооружений Упорядочение использования пестицидов Прекращение производства ядохимикатов Рекультивация земель Создание заповедников

№ слайда 26
Описание слайда:

№ слайда 27 «Культура – есть вторая природа». (Немецкий философ Гегель (1770-1831)) - «Наша
Описание слайда:

«Культура – есть вторая природа». (Немецкий философ Гегель (1770-1831)) - «Наша земля – это большая проселочная дорога, а мы, люди, - путники». (Немецкий поэт и публицист Генрих Гейне(1797-1856)). - «Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его сделала – он ее переделывает». (Французский писатель Анатоль Франс (1844-1924)). - «В обществе каждый человек – камешек в мозаичном узоре». (Французский писатель Никола Себастиан Шамфор (1741-1794)).

Название документа Конспект урока %22Человек и природа%22.doc


Тема урока: Человек и природа.


Тип урока: изучение нового материала в рамках технологии критического мышления, проблемного обучения.


Цели урока:

  • Продолжить формирование у учащихся представления о природе как естественной основе жизнедеятельности человеческого общества.

  • Развивать у учащихся уверенность в себе и понимание ценности собственного мнения; учиться вести дискуссию.

  • Воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать уважение к мнению собеседника.


Учащиеся должны знать, что:

  • Природа – это естественная среда обитания человека.

  • Биосфера – земная оболочка планеты, охваченная жизнью.

  • Ноосфера – область планеты, охваченная активностью человека, его разумной деятельностью.

  • Человечество постепенно поднимается на новую ступень развития.


Учащиеся должны научиться:

  • Раскрывать основные значения понятий.

  • Определять роль природы в жизни человека и общества.

  • Аргументировать свои ответы.



Ход урока.


1. Целеполагание. Постановка проблемы.

-

Вступительное слово учителя: Когда я готовилась к сегодняшнему уроку, то вспомнила одну легенду: «Человек устал от вечной борьбы с природой: от холода, голода, опасностей. Поле, гнущее спину, река, студенящая ноги, лес, раздирающий одежду и тело, - все стало не мило. И тогда пришел Человек к Олимпу и взмолился: «О, боги! Неужели всю жизнь мне мучиться? Неужели я никогда не смогу спокойно поесть, мягко спать и жить в тепле? Неужели вечно воевать с этой проклятой природой?!» И услышали его боги, и сказали: «Хорошо, у тебя будет все, что ты просишь: ты будешь жить в прекрасном дворце; у тебя всегда будет вдоволь еды, питья, одежды. Ты сможешь заниматься любимым искусством: петь песни, рисовать и ваять. Но за это ты навсегда должен отказаться от земли, на которой ты родился и вырос, и природы, которую ты проклял». Согласился Человек и получил все обещанное. Теперь, освобожденный от изнурительного труда и опасностей, он в упоении днями пел песни, рисовал или лепил из глины. Но шло время, и все более грустные песни возникали на устах Человека. И стал замечать Человек, что глаза его видят предметы, но сердце не видит красоты, уши слышат звуки, но сердце не слышит музыки, язык говорит слова, но они лишены теплоты сердца и поэтому никому не нужны. И понял Человек, что насытив тело свое, убивает он свою душу. Ибо как дерево без почвы, так душа человека без родной земли засыхает. И тогда ударился он об стену, окружавшую дворец, ставший ему тюрьмой, и превратился в бесплотный ветер. И полетел ветер к родным полям, лесам и рекам, без которых сердце становится слепо, глухо и немо. Выйди в тихую погоду в лес, поле или к речке, и ты услышишь, как целует несчастный листочки на деревьях, увидишь, как нежно гладит он полевые цветы, почувствуешь, как ласково играет с речкой…»


Вопрос: Как вы думаете, какой смысл заложен в этой легенде?


Комментарий: Ребята должны понять, что наряду с потребностью в творческой деятельности, общении с другими людьми, удовлетворении материальных потребностей, у человека есть потребность в неразрывной связи с природой.

Учитель: А теперь давайте поиграем.

- сценка «Три богатыря»-


Учитель: Я не случайно рассказала вам эту легенду, мы вспомнили с вами наших знаменитых «трех богатырей». Как выдумаете, какова тема нашего урока?


- называют тему «Человек и природа»

Учитель: А что вас больше всего интересует в этом вопросе исходя из легенды, которую вы услышали?

- ставим цель- проблему, задачи-

Цель- проблема: « Определить зачем нужны друг другу природа и человек? Что необходимо сделать, чтобы сохранить природу?»

II. Актуализация знаний.

Учитель: Давайте вспомним уроки географии и дадим определение понятию «ПРИРОДА»



Природа



hello_html_m6228d09d.gifhello_html_m605b9a61.gifhello_html_57ae547.gif




Вся


действительность

и мир в целом


Естественная среда

обитания человека Кладовая ресурсов

необходимых человеку

для жизни



Вопрос: Как вы думаете, какое определение природа более емкое?


Ответ: Вся действительность и мир в целом.


Вопрос: А где в этом случае находится человек?


Комментарий: Если под природой понимать всю действительность и мир в целом, то в этом случае человек и общество – часть природы.


Учитель: И так, что такое природа? Окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии проявлений или природа – это биосфера ( термин на доске) нашей планеты, т.е. земная оболочка, охваченная жизнью?

Жизнь на земле есть в лесах, горах, пустынях, водоемах. Там где не могут жить ни растения, ни животные, живут бактерии, многие из которых не нуждаются в кислороде.

Вы, наверное, слышали библейскую притчу о сотворении мира. Давайте еще раз к ней обратимся.

- Чтение притчи «Сотворение мира»-


Комментарий: Все живое на земле связано крепчайшими узами природного родства, тесным взаимодействием друг с другом. Вы только что услышали библейскую притчу о сотворении мира, что говорят ученные, узнаете на уроках биологии. А что по этому поводу думают писатели-фантасты.

«Р.Бредбэри – фантаст или пророк?»).




Люди – идиоты…


А вот другие предсказания Брэдбери не сбылись… Он мечтал о городах на Марсе, но они там так и не появились.


Когда писателя спросили в интервью, почему же этого так и не произошло, он ответил так:


«Потому что люди – идиоты. Они сделали кучу глупостей: придумывали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и штуки вроде Iphone, не получив взамен ничего, кроме кислого послевкусия.


А вот если бы мы развивали науку, осваивали Луну, Марс, Венеру...


Кто знает, каким был бы мир тогда? Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением — пить пиво и смотреть сериалы».

«Р.Бредбэри – фантаст или пророк?»).


Комментарий: Вы только что услышали как легко можно нарушить связи существующие в природе. Наверное не зря кто-то когда-то сказал: «Срываешь один цветок – гибнут миллионы звезд». Человек должен всегда об этом помнить, прежде чем вторгаться в природу.

Учитель: Я бы хотела прочитать вам еще одно стихотворение нашего поэта- дальневосточника Петра Комарова.

А теперь давайте посмотрим ваше Д/З- мини проект «Мы любим наш край»








III. Изучение новой темы.


Учитель:

Древний человек и природа.


Влияние древнего человека на природу не было таким значительным как современного человека с его промышленностью и тех­нологиями, но, тем не менее, и в древности люди приносили природе определенный вред. История человеческой цивилизации наполнена ужасными фактами такого воздействия. Когда древние люди переселились в Северную Америку через Берингов пролив, там они обнаружили достаточно большое количество обсидиана (вулканического стекла).

Этот материал обладает всеми качествами стекла, является достаточно острым и потому древний человек, не имеющий достаточного уровня технологий, чтобы создать рукотворные объекты такой остроты, по сути, получил в руки оружие массового поражения. Древние жители Америки сильно изменили фауну континента. Были уничтожены практически все лошади, гигантских ленивцы, которых они употребляли в пищу. Многие эти животные полностью исчезли с лица Земли и являются лишь ископаемыми. Всего лишь нож или стрела с обсидиановым наконечником изменили фауну целого континента. Не обладая технологиями, древний человек вмешивался в природные процессы и очень сильно их изменял. Современный человек со своими возможностями и технологиями быстро и кое-где до неузнаваемости преобразовывает окружающий мир. Создавать собственную природу «Вторую природу»– культуру, строить города, использовать землю, природные ресурсы себе на пользу – с этого момента человеческое участие в жизни планеты стало намного более существенным, чем влияние других существ. Человек начал интенсивно вторгаться в сбалансированный природный организм, иногда грубо и необдуманно, не задумываясь о последствиях.

Чтобы создать эту цивилизацию человек поставил себе на службу практически все, задействовал все ресурсы – полезные ископаемые, вода, почва, воздух, электричество, которое можно извлекать практически отовсюду. Жажда самосовершенствования и наживы поглотила человека. С одной стороны человеческая цивилизация это благо, ведь человек живет в комфортабельном мире, и для современного человека быт даже 500-летней давности был бы неприемлем.

Потом человек обнаружил, что ресурсы на Земле не бесконечны. Их можно разделить на - -исчерпаемые и неисчерпаемые. Список неисчерпаемых ресурсов мал. Исчерпаемых ресурсов очень много, причем большинство из них используется человеком каждый день.

Техногенные аварии- аварии , порожденные техникой.

-Чернобыльская АЭС 1986 г.

- Японская АЭС «Фукусима -1» 2011 г,

-Нефтяная катастрофа в Мексиканском заливе.

Животный мир:

-морская корова

- зебра квагги,

-голубая лошадиная антилопа.

-

-«Красная книга», «Черная книга» ??????




Учитель: на уроках географии вы наверняка говорили о такой науке, как ЭКОЛОГИЯ. Скажите мне, что это за наука?

Откройте стр. учебника 123 и найдите определение термина «экология». Запишем в

тетрадь.

Экологическая обстановка в Хабаровском края


Информация Государственного комитета по охране окружающей среды Хабаровского края и Дальневосточный центр по мониторингу загрязнения окружающей среды Дальгидромета.


Атмосферный воздух. …В Хабаровске основными загрязняющими веществами по-прежнему являются оксид углерода и диоксид азота: на всех стационарных станциях наблюдалось повышенное их содержание. В центральной части города зафиксирован единичный случай загрязнения аммиаком.

В Комсомольске-на-Амуре максимальная разовая концентрация диоксида азота составила 3,9 предельно допустимой концентрации.


Поверхностные воды. В Амурской протоке и реке Амур у Хабаровска кислородный режим в норме, содержание основных загрязняющих веществ в допустимых пределах, а малые реки, Березовая и Черная, по-прежнему испытывают дефицит растворенного кислорода и загрязнение азотом аммонийным (результат сброса неочищенных сточных вод). А в Сите, ниже Князе-Волконского, обнаружено высокое загрязнение нефтепродуктами.

Радиация. Кислотность осадков. Радиационный фон сохранялся на уровне природного и составил 11-13 мкр/ч. Кислотность осадков в пределах нормы.

Экологическая экспертиза. Два рабочих проекта потенциально опасных объектов были рассмотрены в отделе экологической экспертизы. Первый - "Стенд перегрузки источников ионизирующего излучения" хабаровского спецкомбината "Радон". Стенд предназначен для перегрузки закрытых герметичных отработавших источников гамма- и нейтронного излучения из приборов и транспортных контейнеров в контейнеры для длительного хранения в хранилище "Радона". При разработке проекта не были учтены все требования природоохранного законодательства, поэтому он возвращен на доработку.

Другой объект - "Комплекс каталитического риформинга ОАО "Комсомольский НПЗ-Роснефть", предназначенный для производства высокооктановых неэтилированных бензинов в объеме 450 тыс. тонн в год. Проект возвращался на доработку, и лишь после повторного рассмотрения был одобрен экспертами. И еще один проект, разработчиком которого стал ГУП "Погран-проект-2", был возвращен на доработку - "Реконструкция школы в селе Воронеж-3 под центр реабилитации подростков". 13 пунктов замечаний и предложений отмечено в заключении экспертов (материалы не в полной мере соответствуют требованиям природоохранного законодательства).

Экологические нарушения. По-прежнему одним из самых распространенных экологических правонарушений является неправильное обращение с отходами. Экологический контроль. Специалистами лаборатории аналитического контроля крайкомэкологии был проверен ряд предприятий на содержание выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

На ЗАО "Хабаровский картонно-рубероидный завод" отмечено превышение оксидов азота почти в пять раз, оксида углерода - в три с половиной раза. На ОАО "Завод отопительного оборудования" оксиды азота превышали нормативы в четыре раза. Информация по всем случаям превышения предельно допустимых концентраций передана в Хабаровский межрайкомэкологии для принятия соответствующих мер. По жалобе жителей, проживающих по ул. Ким Ю Чена, 79 краевого центра, были проведены исследования атмосферного воздуха на содержание вредных примесей. Оказалось, что на углу улиц Ким Ю Чена и Владивостокской диоксид азота и диоксид серы достигали 12 ПДК. Этот случай также рассматривается Хабаровским межрайонным комитетом по охране окружающей среды.

Помойки.






Учитель: А теперь мы попытаемся определить, какое же место занимает человек в мире природы.

Этот вопрос мы выносим на дискуссию. Ваша задача составить по имеющемуся тексту кластер:

1 группа- «Положтельное влияние человека на природу»

2 группа- Отрицательное влияние человека на природу» .

Вы должны будите аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии.


Для начала давайте вспомним правила дискуссии:

  1. Следить за ходом дискуссии.

  2. Слушать внимательно.

  3. Выдвигать идеи.

  4. Не повторяться

  5. Каждое следующее высказывание или продолжает идею или…

  6. Оставьте за мной последнее слово.

- составление схемы- кластера-


Учитель: Существует золотое правило нравственности (?). А как бы сформулировали золотое экологическое правило?


- НЕЛЬЗЯ ТРЕБОВАТЬ ОТ ПРИРОДЫ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОНА МОЖЕТ ДАТЬ!

Три правила экологической морали:

1. Я лично несу ответственность за сохранение природы.

2. Я не причиню зла живому: цветку, дереву, птице, животному. И, конечно, человеку.

3. Я помогу любой жизни, которой смогу помочь,- цветку, дереву, птице, животному. Даже человеку.

Учитель: Что мы можем сегодня сделать, чтобы предотвратить экологическую катастрофу?

ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ!

Государство издает законы, направленные на охрану природы. В 2002 году вступил в силу Закон РФ «Об охране окружающее среды».

Учитель: О чем говорится в этом законе? Стр. 141 учебника.

Учитель: Существуют правила, защищающие природу. Какие? Стр. 143 учебника.

Учитель: предполагается наказание за нарушение данных правил. Какое? Стр. 143 учебника.

Учитель: А что каждый из вас может сделать для охраны природы?

- Что делается в нашем крае по охране природы?

- мини-проект- «Отдаем долги природе»- Д/З



IV. Рефлексия.


Учитель (по завершению дискуссии): Сегодня было много сказано о том, что человек есть самое совершенное творение природы. Что благодаря разуму, он не только осваивает мир, но и создает новое. Великий ученный В.И.Вернадский считал, что придет время, когда жизнь на планете будет направляться разумом. Биосфера станет постепенно превращаться в сферу разума – Ноосферу (определение на доске).

1. Давайте вернемся к нашей проблеме и ответим на вопрос: «Зачем нужны друг другу природа и человек?»

Вывод: Человек должен жить в гармонии с природой!

2. Перед вами высказывания. Выберите для себя наиболее подходящее, с которым вы согласны. Аргументируйте, почему выбрали именно это.

- сценка «Божий суд»-

Домашнее задание: $ 15, 16, 17.

Выполнить задание из ЕГЭ уровня «С».

Прочитать текст учебника стр. 134-136 и ответить на вопросы к нему.

Учить термины.








hello_html_317e5b5d.gif

11


Урок по обществознанию на тему "Человек и природа" 7 класс
  • Обществознание
Описание:

Разработка урока "человек и природа". Здесь Вы найдете презентацию к уроку и конспект урока. данная разработка может быть использоана как урок- новая тема, так и как п/обобщающий урок.

Урок проводился согласно концепции нашего уебного заведения: система сжатия и погружения в предмет. Поэтому даннаяя тема изучается в течение 1 урока, в обычном варианте- 4 урока.

Урок разработан с использованием элемнтов педагогических технологий: критического мышления, проблемного обучения и проектной деятельности. Учащимся было дано опрежающее задание мини-проекты по экологической обстановке в Хабаровском крае. Данный материал использовался на уроке.

Автор Бархатова Клара Ивановна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 3267
Номер материала 13343
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓