Тема урока: Человек и природа.
Тип урока: изучение нового материала в рамках технологии
критического мышления, проблемного обучения.
Цели урока:
· Продолжить
формирование у учащихся представления о природе как естественной основе
жизнедеятельности человеческого общества.
· Развивать
у учащихся уверенность в себе и понимание ценности собственного мнения; учиться
вести дискуссию.
· Воспитывать
бережное отношение к природе; воспитывать уважение к мнению собеседника.
Учащиеся должны знать, что:
· Природа
– это естественная среда обитания человека.
· Биосфера
– земная оболочка планеты, охваченная жизнью.
· Ноосфера
– область планеты, охваченная активностью человека, его разумной деятельностью.
· Человечество
постепенно поднимается на новую ступень развития.
Учащиеся должны научиться:
· Раскрывать
основные значения понятий.
· Определять
роль природы в жизни человека и общества.
· Аргументировать
свои ответы.
Ход
урока.
1. Целеполагание. Постановка
проблемы.
-
Вступительное слово учителя: Когда я готовилась к
сегодняшнему уроку, то вспомнила одну легенду: «Человек устал от вечной борьбы
с природой: от холода, голода, опасностей. Поле, гнущее спину, река, студенящая
ноги, лес, раздирающий одежду и тело, - все стало не мило. И тогда пришел Человек
к Олимпу и взмолился: «О, боги! Неужели всю жизнь мне мучиться? Неужели я
никогда не смогу спокойно поесть, мягко спать и жить в тепле? Неужели вечно
воевать с этой проклятой природой?!» И услышали его боги, и сказали: «Хорошо, у
тебя будет все, что ты просишь: ты будешь жить в прекрасном дворце; у тебя
всегда будет вдоволь еды, питья, одежды. Ты сможешь заниматься любимым
искусством: петь песни, рисовать и ваять. Но за это ты навсегда должен
отказаться от земли, на которой ты родился и вырос, и природы, которую ты
проклял». Согласился Человек и получил все обещанное. Теперь, освобожденный от
изнурительного труда и опасностей, он в упоении днями пел песни, рисовал или
лепил из глины. Но шло время, и все более грустные песни возникали на устах
Человека. И стал замечать Человек, что глаза его видят предметы, но сердце не
видит красоты, уши слышат звуки, но сердце не слышит музыки, язык говорит
слова, но они лишены теплоты сердца и поэтому никому не нужны. И понял Человек,
что насытив тело свое, убивает он свою душу. Ибо как дерево без почвы, так душа
человека без родной земли засыхает. И тогда ударился он об стену, окружавшую
дворец, ставший ему тюрьмой, и превратился в бесплотный ветер. И полетел ветер
к родным полям, лесам и рекам, без которых сердце становится слепо, глухо и
немо. Выйди в тихую погоду в лес, поле или к речке, и ты услышишь, как целует
несчастный листочки на деревьях, увидишь, как нежно гладит он полевые цветы,
почувствуешь, как ласково играет с речкой…»
Вопрос: Как вы
думаете, какой смысл заложен в этой легенде?
Комментарий: Ребята должны понять, что
наряду с потребностью в творческой деятельности, общении с другими людьми, удовлетворении
материальных потребностей, у человека есть потребность в неразрывной связи с
природой.
Учитель: А теперь давайте поиграем.
-
сценка «Три богатыря»-
Учитель: Я не
случайно рассказала вам эту легенду, мы вспомнили с вами наших знаменитых
«трех богатырей». Как выдумаете, какова тема нашего урока?
- называют тему «Человек и природа»
Учитель: А что вас больше всего интересует в этом
вопросе исходя из легенды, которую вы услышали?
- ставим цель- проблему, задачи-
Цель- проблема: « Определить зачем нужны друг
другу природа и человек? Что необходимо сделать, чтобы сохранить природу?»
II. Актуализация знаний.
Учитель: Давайте вспомним уроки географии и дадим
определение понятию «ПРИРОДА»
Природа
Вся
действительность
и мир в целом
Естественная среда
обитания человека Кладовая
ресурсов
необходимых человеку
для жизни
Вопрос: Как вы думаете, какое определение
природа более емкое?
Ответ: Вся действительность и мир в целом.
Вопрос: А где в этом случае находится человек?
Комментарий: Если
под природой понимать всю действительность и мир в целом, то в этом случае
человек и общество – часть природы.
Учитель: И
так, что такое природа? Окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии
проявлений или природа – это биосфера ( термин на доске) нашей планеты,
т.е. земная оболочка, охваченная жизнью?
Жизнь на земле есть в лесах, горах, пустынях, водоемах.
Там где не могут жить ни растения, ни животные, живут бактерии, многие из
которых не нуждаются в кислороде.
Вы, наверное, слышали библейскую притчу о сотворении
мира. Давайте еще раз к ней обратимся.
- Чтение притчи «Сотворение мира»-
Комментарий: Все живое на земле связано
крепчайшими узами природного родства, тесным взаимодействием друг с другом. Вы
только что услышали библейскую притчу о сотворении мира, что говорят ученные,
узнаете на уроках биологии. А что по этому поводу думают писатели-фантасты.
«Р.Бредбэри
– фантаст или пророк?»).
Люди
– идиоты…
А
вот другие предсказания Брэдбери не сбылись… Он мечтал о
городах на Марсе, но они там так и не появились.
Когда
писателя спросили в интервью, почему же этого так и не произошло, он ответил
так:
«Потому
что люди – идиоты. Они сделали кучу глупостей: придумывали костюмы для собак,
должность рекламного менеджера и штуки вроде Iphone, не получив
взамен ничего, кроме кислого послевкусия.
А
вот если бы мы развивали науку, осваивали Луну, Марс, Венеру...
Кто
знает, каким был бы мир тогда? Человечеству дали возможность бороздить космос,
но оно хочет заниматься потреблением — пить пиво и смотреть сериалы».
«Р.Бредбэри
– фантаст или пророк?»).
Комментарий: Вы
только что услышали как легко можно нарушить связи существующие в природе.
Наверное не зря кто-то когда-то сказал: «Срываешь один цветок – гибнут
миллионы звезд». Человек должен всегда об этом помнить, прежде чем
вторгаться в природу.
Учитель: Я бы хотела прочитать вам еще одно
стихотворение нашего поэта- дальневосточника Петра Комарова.
А теперь давайте посмотрим ваше Д/З- мини проект «Мы любим
наш край»
III. Изучение новой темы.
Учитель:
Древний человек и природа.
Влияние
древнего человека на природу не было таким значительным как современного человека
с его промышленностью и технологиями, но, тем не менее, и в древности люди
приносили природе определенный вред. История человеческой цивилизации наполнена
ужасными фактами такого воздействия. Когда древние люди переселились в Северную
Америку через Берингов пролив, там они обнаружили достаточно большое количество
обсидиана (вулканического стекла).
Этот
материал обладает всеми качествами стекла, является достаточно острым и потому
древний человек, не имеющий достаточного уровня технологий, чтобы создать
рукотворные объекты такой остроты, по сути, получил в руки оружие массового
поражения. Древние жители Америки сильно изменили фауну континента. Были
уничтожены практически все лошади, гигантских ленивцы, которых они употребляли
в пищу. Многие эти животные полностью исчезли с лица Земли и являются лишь
ископаемыми. Всего лишь нож или стрела с обсидиановым наконечником изменили
фауну целого континента. Не обладая технологиями, древний человек вмешивался в
природные процессы и очень сильно их изменял. Современный человек со своими
возможностями и технологиями быстро и кое-где до неузнаваемости преобразовывает
окружающий мир. Создавать собственную природу «Вторую природу»–
культуру, строить города, использовать землю, природные ресурсы себе на пользу
– с этого момента человеческое участие в жизни планеты стало намного более
существенным, чем влияние других существ. Человек начал интенсивно вторгаться в
сбалансированный природный организм, иногда грубо и необдуманно, не задумываясь
о последствиях.
Чтобы
создать эту цивилизацию человек поставил себе на службу практически все,
задействовал все ресурсы – полезные ископаемые, вода, почва, воздух,
электричество, которое можно извлекать практически отовсюду. Жажда
самосовершенствования и наживы поглотила человека. С одной стороны человеческая
цивилизация это благо, ведь человек живет в комфортабельном мире, и для
современного человека быт даже 500-летней давности был бы неприемлем.
Потом
человек обнаружил, что ресурсы на Земле не бесконечны. Их можно разделить на - -исчерпаемые
и неисчерпаемые. Список неисчерпаемых ресурсов мал. Исчерпаемых ресурсов
очень много, причем большинство из них используется человеком каждый день.
Техногенные аварии- аварии , порожденные техникой.
-Чернобыльская
АЭС 1986 г.
-
Японская АЭС «Фукусима -1» 2011 г,
-Нефтяная
катастрофа в Мексиканском заливе.
Животный мир:
-морская корова
- зебра квагги,
-голубая лошадиная антилопа.
-
-«Красная книга», «Черная книга» ??????
Учитель: на уроках географии вы наверняка
говорили о такой науке, как ЭКОЛОГИЯ. Скажите мне, что это за наука?
Откройте
стр. учебника 123 и найдите определение термина «экология». Запишем в
тетрадь.
Экологическая обстановка в Хабаровском края
Информация
Государственного комитета по охране окружающей среды Хабаровского края и
Дальневосточный центр по мониторингу загрязнения окружающей среды
Дальгидромета.
Атмосферный воздух. …В Хабаровске
основными загрязняющими веществами по-прежнему являются оксид углерода и
диоксид азота: на всех стационарных станциях наблюдалось повышенное их
содержание. В центральной части города зафиксирован единичный случай
загрязнения аммиаком.
В
Комсомольске-на-Амуре максимальная разовая концентрация диоксида азота
составила 3,9 предельно допустимой концентрации.
Поверхностные воды. В Амурской
протоке и реке Амур у Хабаровска кислородный режим в норме, содержание основных
загрязняющих веществ в допустимых пределах, а малые реки, Березовая и Черная,
по-прежнему испытывают дефицит растворенного кислорода и загрязнение азотом
аммонийным (результат сброса неочищенных сточных вод). А в Сите, ниже
Князе-Волконского, обнаружено высокое загрязнение нефтепродуктами.
Радиация. Кислотность осадков. Радиационный
фон сохранялся на уровне природного и составил 11-13 мкр/ч. Кислотность осадков
в пределах нормы.
Экологическая экспертиза. Два рабочих
проекта потенциально опасных объектов были рассмотрены в отделе экологической
экспертизы. Первый - "Стенд перегрузки источников ионизирующего
излучения" хабаровского спецкомбината "Радон". Стенд
предназначен для перегрузки закрытых герметичных отработавших источников гамма-
и нейтронного излучения из приборов и транспортных контейнеров в контейнеры для
длительного хранения в хранилище "Радона". При разработке проекта не
были учтены все требования природоохранного законодательства, поэтому он
возвращен на доработку.
Другой
объект - "Комплекс каталитического риформинга ОАО "Комсомольский
НПЗ-Роснефть", предназначенный для производства высокооктановых
неэтилированных бензинов в объеме 450 тыс. тонн в год. Проект возвращался на
доработку, и лишь после повторного рассмотрения был одобрен экспертами. И еще
один проект, разработчиком которого стал ГУП "Погран-проект-2", был
возвращен на доработку - "Реконструкция школы в селе Воронеж-3 под центр
реабилитации подростков". 13 пунктов замечаний и предложений отмечено в
заключении экспертов (материалы не в полной мере соответствуют требованиям
природоохранного законодательства).
Экологические нарушения. По-прежнему одним
из самых распространенных экологических правонарушений является неправильное
обращение с отходами. Экологический контроль. Специалистами лаборатории
аналитического контроля крайкомэкологии был проверен ряд предприятий на
содержание выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
На
ЗАО "Хабаровский картонно-рубероидный завод" отмечено превышение
оксидов азота почти в пять раз, оксида углерода - в три с половиной раза. На
ОАО "Завод отопительного оборудования" оксиды азота превышали
нормативы в четыре раза. Информация по всем случаям превышения предельно
допустимых концентраций передана в Хабаровский межрайкомэкологии для принятия
соответствующих мер. По жалобе жителей, проживающих по ул. Ким Ю Чена, 79
краевого центра, были проведены исследования атмосферного воздуха на содержание
вредных примесей. Оказалось, что на углу улиц Ким Ю Чена и Владивостокской
диоксид азота и диоксид серы достигали 12 ПДК. Этот случай также
рассматривается Хабаровским межрайонным комитетом по охране окружающей среды.
Помойки.
Учитель: А
теперь мы попытаемся определить, какое же место занимает человек в мире
природы.
Этот вопрос мы выносим на дискуссию. Ваша задача составить по
имеющемуся тексту кластер:
1 группа- «Положтельное влияние человека на природу»
2 группа- Отрицательное влияние человека на природу» .
Вы должны будите аргументировать свою точку зрения в ходе
дискуссии.
Для начала давайте вспомним правила дискуссии:
1. Следить
за ходом дискуссии.
2. Слушать
внимательно.
3. Выдвигать
идеи.
4. Не
повторяться
5. Каждое
следующее высказывание или продолжает идею или…
6. Оставьте
за мной последнее слово.
- составление схемы-
кластера-
Учитель: Существует золотое правило
нравственности (?). А как бы сформулировали золотое экологическое правило?
- НЕЛЬЗЯ ТРЕБОВАТЬ ОТ ПРИРОДЫ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОНА МОЖЕТ
ДАТЬ!
Три правила экологической морали:
1. Я лично несу ответственность за сохранение
природы.
2.
Я не причиню зла живому: цветку, дереву, птице, животному. И, конечно,
человеку.
3.
Я помогу любой жизни, которой смогу помочь,- цветку, дереву, птице, животному.
Даже человеку.
Учитель: Что мы можем сегодня сделать, чтобы
предотвратить экологическую катастрофу?
ОХРАНЯТЬ
ПРИРОДУ!
Государство
издает законы, направленные на охрану природы. В 2002 году вступил в силу Закон
РФ «Об охране окружающее среды».
Учитель: О чем говорится в этом законе?
Стр. 141 учебника.
Учитель: Существуют правила, защищающие
природу. Какие? Стр. 143 учебника.
Учитель: предполагается наказание за
нарушение данных правил. Какое? Стр. 143 учебника.
Учитель: А что каждый из вас может сделать для охраны
природы?
- Что делается в нашем крае по охране
природы?
- мини-проект- «Отдаем долги
природе»- Д/З
IV. Рефлексия.
Учитель (по завершению дискуссии):
Сегодня было много сказано о том, что человек есть самое совершенное творение
природы. Что благодаря разуму, он не только осваивает мир, но и создает новое.
Великий ученный В.И.Вернадский считал, что придет время, когда жизнь на планете
будет направляться разумом. Биосфера станет постепенно превращаться в
сферу разума – Ноосферу (определение на доске).
1. Давайте вернемся к нашей проблеме и ответим на вопрос: «Зачем
нужны друг другу природа и человек?»
Вывод: Человек должен жить в гармонии с природой!
2. Перед вами высказывания. Выберите для себя наиболее
подходящее, с которым вы согласны. Аргументируйте, почему выбрали именно это.
- сценка «Божий суд»-
Домашнее задание: $ 15,
16, 17.
Выполнить задание из ЕГЭ уровня «С».
Прочитать текст учебника стр. 134-136 и ответить на вопросы к
нему.
Учить термины.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.