Инфоурок Обществознание КонспектыУрок по обществознанию для 11 класса " Современное общество и нормы морали"

Урок по обществознанию для 11 класса " Современное общество и нормы морали"

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок по обществознанию

(11 класс)

Тема урока: «Современное общество и нормы морали»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: учитель истории и

Обществознания

Калнусенко Анна Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: «Современное общество и нормы морали»

 

                                                             Образование без воспитания

                                                              нравственности – это взращивание

                                                              угрозы обществу

                                                                                         Теодор Рузвельт.

 

Цель урока: формирование  у обучающихся представления о моральных

                        и правовых нормах как регуляторах поведения личности

                        в обществе, развития у них познавательного интереса к

                        названной проблеме.

Задачи:

 

Образовательная: развитие  и совершенствование навыков коллективного

                                  творчества учащихся, умения работать  в микрогруппах,   

                                  используя метод «мозгового штурма»

 

 

Развивающая:       развитие навыков работы с нормативными                      

                                  документами, СМИ.

 

 

Воспитательная:   духовно-нравственное воспитание на примере

                                  выполнения моральных и правовых норм

Тип: изучение нового материала.

Оборудование:

-      таблицы « Социальные нормы», « Характеристика видов норм», введённые на экран через компьютер.

-      Учебник  «Обществознание. 11 класс»  

-      Карточки с практическими заданиями (сравнение нравственных и юридических норм)

 

На изучение темы отводится   два урока: на первом идёт первичное изучение всего содержания  материала, а на втором организованно семинарское занятие, сочетающееся с практической работой учащихся. Сформировано 3 группы, каждая из которых защищает один из вопросов плана.

 

Оборудование: компьютер, интерактивная доска

 

Структура:

 

Подготовительный этап урока:

Опережающее задание:

1.     Найти из словарей и другой дополнительной литературы

определения понятий: 1 группа- «мораль»

                                       2 группа- «нравственность»

                                       3группа- « право».

2.     Найти примеры  из литературы, СМИ, из жизни:

1 группа – высоконравственных поступков из исторической, литературы.

2 группа – аморальных поступков  из исторической литературы, СМИ.

3 группа – моральных и аморальных поступков из  повседневной  жизни.

 

 

I.Организационный момент: Вступительное слово учителя и актуализация знаний:

    В современном обществе вы вступаете в самые разнообразные отношения: в семье общаетесь с родителями, на улице с соседями либо друзьями, в школе с товарищами, ходите на секции, кружки, в магазин за покупками, едите на автобусе или на автомобиле в другой населенный пункт. Все ваши действия, в рамках указанных отношений, совершаются на основе определенных правил.

   Из курса обществознания вспомните, с какими правилами вы уже познакомились (дайте определение). Но правовые нормы не являются единственными правилами регулирующими поведение людей.

 

II. Изучение нового материала

1)    Осуществление целеполагания:

- Давайте посмотрим фрагмент фильма, и вы объясните, какие правила, и как они будут регулировать поведение людей. Как мы назовем человека совершившего такой поступок?

(Просмотр видеосюжета)

 

- На протяжении длительного времени взаимоотношения людей

 в обществе строятся как на основе норм права, так и на основе морали. Что же такое норма? Норма – образец, правило  для подражания. Хотя понятие «норма» противоречиво. Э. Фромм проанализировал понятие «норма» в работе « Здоровое общество», указав, что современное общество является больным  и, следовательно,  « норма» противоречит  образцу здоровой человеческой психики . Бейтсон указывает на то, что современная наука изучает не столько «норму», сколько отклонения от нее. Серьезной философской проблемой является существование общечеловеческих норм поведения. Тем не менее  существуют определения «норма» в качестве общечеловеческих норм. Это «золотое правило морали» ( не делай другим того, чего не желаешь себе) и принцип  свободного развития личности, которому ничто не должно мешать. Эти нормы, однако, очень редко реализуются  на практике.  В различных сферах действуют разные социальные нормы и системы их регуляции – это мораль и право.

 

В течение урока нам необходимо будет решить важную проблему:

 

1. Зачем обществу, тем более обществу изменяющемуся, современному,

     нужны моральные предписания, моральные регуляторы?

1.     Достаточно ли в современном обществе наличие и соблюдение

            только правовых норм?

 

 

   А теперь, давайте запишем тему нашего урока и сформулируем цель и задачи нашего урока: (запись на доске с учащимися цели и задач, с тем, чтобы в конце урока вернуться к ним и обсудить получили ответ на них или нет).

 

Вариант возможных цели и задач.

 

   2)Изучение пункта №1.

        

- А теперь давайте спланируем нашу работу на уроке. Что мы должны сделать, чтобы найти ответ на поставленные задачи.

 

Учитель: прежде чем перейти к решению вышеназванных проблем,

                 давайте посмотрим и оценим результаты ваших поисков в

                 определении понятий.

 

Раскроем содержание понятия «мораль», «нравственность», «право»; объясним, что представляет «мораль», как регулятор поведения людей.

      А разобраться с этими вопросами, мы сможем проведя сравнительную характеристику норм регулирующих общественную  и частную жизнь человека.

 

Работа с понятийным аппаратом : 

   1 группа дает определение понятию «мораль»

   2 группа : дает определение понятию «нравственность»

   3 группа: дает определение понятию  «право»               

 

Учитель: Правоведы проводят сравнения между правом и моралью

                 как наиболее основательными социальными  регуляторами

                 Не случайно говорят «Право – это моральный минимум».

               

                 Отсюда следующее задание группам:

 

1 группа: работая с текстом учебника, выписать сходство моральных и

                 правовых норм.

 

 

2 группа: пользуясь текстом учебника, выписать отличия правовых

         

       и моральных норм.

 

3 группа: работая с текстом Всеобщей декларации прав человека,

                 выпишите статьи в основе которых лежат такие нравственные

                 ценности как: справедливость, уважение, свобода.

 

 

1 группа: Сходство моральных и правовых норм: (Работа с презентацией)

 

1.Носят общественный характер, регламентирующие  общественные        отношения. Их общая цель  - способствовать общественному согласию,         гармонизации отношений между людьми и окружающей средой.

2.Общие сферы распространения и регулирования: работа, быт, политика,

    наука, семья и т.д.                                 

3.Духовная единая основа – принцип справедливости  во всех сферах

    человеческой  деятельности.

Например: « Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлить  дни твои      на  земле!» ( Библия . Исход. Гл. 20.12.)

«Трудоспособные  совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них» ( Семейный кодекс РФ ст. 87, п. 1.)

 

 

На основе примеров     Уважение и забота о своих родителях, с одной

мы пришли к выводу:   стороны, это моральная норма, с другой

                                        стороны, правовая норма.

2.     Средства активного воздействия на поведение людей, способствуют

            выработке  внутреннего  убеждения  в необходимости добровольного

            соблюдения правовых и моральных предписаний.

 

 

Учитель: Каковы отличия правовых и моральных норм?

 

2 группа: Отличия правовых и моральных норм:

 

       1.Правовые нормы закрепляются в законах.

          Моральные нормы устанавливаются общественными объединениями,

           коллективами.

        2.Правовые нормы – в правовых актах, излагаются в письменной

           форме.

           Моральные нормы – в не правовых актах, обычно устные:

           традиции , обычаи.

        3.Различия в формах и средствах обеспечения норм.

          Действия норм права обеспечивается  силой государства и в

          случае их нарушения применяются соответствующие санкции:      

          поощрения и наказания, от самых простых – замечаний,     

          предупреждений, штрафов,административных взысканий, до самых

         строгих- конфискации имущества, лишения свободы.

         Моральные нормы не имеют такого обязательного характера,

         как правовые нормы и зависят от самой личности и другие средства

         воздействия - сила общественного мнения: упреки, моральное

          порицание, осуждение.

      4.Время возникновения: Моральные нормы – при первобытнообщинном

                                                 строе.

                                                 Правовые нормы – с возникновением

                                                  государства.

 

3 группа: называет статьи Всеобщей декларации прав человека,

                 в основе которых лежат такие нравственные ценности:

 

Свобода : ст. 1,3,19,20.

Уважение : ст.2,5,14,16,22.

Справедливость : ст.4,6,7,8,9,10,11,15,21.

 

Учитель: Какие же выводы можно сделать из этих сравнений?

 

- Завершая сравнения сходств и различий, следует отметить

            мораль и право по сфере действия охватывают все

            важнейшие сферы общественной жизни. Тем не менее

            сфера действия права имеет свои границы. Мораль проникает

            в такие далекие уголки личных, интимных отношений,

            в такие сокровенные тайники души, которые недоступны

            для государственно – правового регулирования. Один мудрый      

            человек сказал: «Жизнь моей души принадлежит только мне».

               

 

1 группа: приводит примеры высоконравственных поступков из

                 исторической литературы:

-Подвиг Д.Пожарского и К. Минина  - спасение Москвы, а,следовательно,

 сохранение  независимости России от поляков в 1612 г.

-Поведение морского офицера Петра Шмидта, возглавлявшего в ходе

 первой русской революции восстание на крейсере «Очаков»,на

 суде. Шмидт заявил: « Никого  нельзя карать равным со мной приговором

 …Правда требует, чтобы  я ответил один… в полной мере»

 Его речь произвела  большое впечатление  на находящихся в зале суда. Многие плакали. « Я знаю, - говорил Шмидт, - что столб, у которого встану я принять смерть,будет  водружен  на грани  двух разных исторических эпох… Позади, за спиной у меня, останутся  народные страдания и потрясения тяжелых лет, а впереди  я буду видеть молодую, обновленную, счастливую  Россию.»

2 группа:  приводит примеры аморальных  поступков из исторической

                 Литературы и СМИ

- Высокомерное  поведение князя Д.Т. Трубецкого во время защиты

 Москвы  от поляков в 1612 году по отношению к князю Д.Пожарскому

 только за то,что он не из такого знатного рода как сам князь.

 В самый разгар  сражения такое поведение могло бы стать причиной

 потери Москвы, а, следовательно, независимости России.

Примеры и СМИ:

- высокомерное, неэтичное поведение певца Ф. Киркорова  по отношению

  к журналистке Ирине  из Ростова- на- Дону во время пресс-конференции.

3 группа:  приводит примеры моральных и аморальных поступков

                 из повседневной жизни:

- Во имя спасения ребенка, оказавшегося  в горящем доме один,

  учащийся 11 класса одной из Хабаровскитх школ рисковал своей

  жизнью.

-Во имя карьеры друг  предает своего друга. и т.д.

 

 

Учитель: Что же объединяет  моральные и правовые нормы?

- Все социальные нормы связаны между собой. В далекой древности жизнь людей регулировалась моральными нормами. С развитием человеческого общества, с появлением государства часть моральных норм превратилась в право. Перед вами документ. Это – “Подарок молодым”- свод древних китайских заповедей.

 

Прочтите. Какие заповеди на ваш взгляд важны, какие не существенны? Какие из них стали законами?

 

Древний свод нравственных заповедей

“Подарок молодым” (перевод с китайского)

Что такое глупость?

 

Глупо:

иметь деньги и не отдавать долги;

знать за собой недостаток и не исправлять его;

то и дело бранить чужие сочинения;

 

Неумно:

за спиной человека говорить о его недостатках;

забросить семью и предаваться пьянству;

и так, и этак извиваться, стремясь угодить другим;

обидеть и надеяться, что тебя простят;

 

Бестактно:

входить без стука к людям;

раскрывать чужие письма и документы;

любоваться огнем на пожаре;

глазеть на утопающего.

 

Во всём многообразии социальных норм особое место занимают правовые нормы. Чтобы наглядно и даже образно представить соотношение морали и права (нравственных и юридических норм), обсуждаются некоторые сюжеты:

 

1) Фильм «Берегись автомобиля».

Главный герой- человек средних лет по фамилии Деточкин. Он когда-то работал шофёром, но попал в аварию, не смог больше водить машину и перешёл на службу в страховую фирму. В его обязанности входило посещать люде на дому и предлагать заключать с его фирмой договор страхования. Среди его клиентов попадались люди нечестные, имущество которых было нажито путём воровства и прочих преступленных действий. Чудаковатый Деточкин сначала сигнализировал  в «органы» о ворах и расхитителях, но поскольку те не принимали никаких мер, стал в качестве наказания красть у «своих клиентов» автомобили, продавать их на «чёрном рынке», а вырученные деньги пересылать …детским домам. То есть он действовал как современный Робин Гуд.

Вопросы:

1.     Можно ли назвать Деточкина честным, нравственным человеком?

2.     Можно ли считать его преступником?

3.     Почему Деточкин вызывает у многих симпатию?

4.     Можно ли сказать, что он похож на некоторых современных «братков», которые вымогают у богатых деньги, торгуют наркотиками и при этом жертвуют деньги на строительство или ремонт церкви, детским домам и т.д.?

 

2) Покушение на императора Александра II 1 марта 1881 г.

Вопросы:

-       Как можно оценивать действия С.Перовской и её сотоварищей с точки зрения морали и права того времени?

-       А с точки зрения современных морали и права?

-       Можно ли квалифицировать этот акт как террористический?

-       Почему этот акт прославлялся при советской власти как революционный, героический?

 

После обсуждения ситуаций, выполняется задание:

На основе содержания приведённых ниже афоризмов сделать заключение о соотношении моральных и правовых норм:

«Стыд  запрещает  порою то, чего не запрещают  законы» (Сенека, древнеримский философ);

«Совесть  есть  закон  законов» (А. Ламартин, французский писатель).

 

 

       

III. Подведение итогов урока

Теперь давайте вернёмся к задачам и цели нашего урока. (открывается слайд №3 и учащиеся отвечают на вопросы)

 

Учитель: Достаточно ли в современном обществе  только

                правовых норм?

1.     Возвращение к видеосюжету

    Прокомментируйте действия персонажей с точки зрения моральных  норм.

Таким образом, не каждый поступок человека регулируется правом, но при этом все поступки людей оцениваются морально.  Моральные нормы, наряду с правовыми нормами, выступают в качестве важнейшего регулятора отношений в обществе. Жизнь в обществе невозможно представить без правил, которые обеспечивали бы порядок в обществе, справедливость, согласие между людьми. И мораль является  важнейшим из таких правил, так как принцип добра, на котором она основана, является ценностью для человека, а также, потому что  под влиянием морали, современные законы начинают создаваться на основе понимания добра и справедливости. Еще в пользу важности морали в жизни человека, стоит сказать, что моральные нормы регулируют общественную и личную жизнь людей, в отличие от права, которое регулирует, прежде всего, общественную жизнь.

        

2.В рамках контроля усвоения знаний на уроке, учащимся предлагается выполнить тест:

 

 

После проверки правильности выполнения теста, предлагается обсудить степень усвоения пройденного материала

 

Оценка деятельности учащихся .

 

Рефлексия учащихся: «Копилка знаний»

 

 

                     

Основные понятия урока:

Социализация – процесс обучения культурным нормам и освоения социальных ролей

Нормы – предписание того, как надо правильно себя вести в обществе

Санкции – средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы

Социальный контроль – особый механизм поддержания общественного порядка, включает два главных элемента – нормы и санкции

Социальные предписания – запреты или разрешения что- либо делать, обращённые к индивиду или к группе и выраженные в любой форме ( устной или письменной, формальной или неформальной)

Девиантное поведение – всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения

Делинквентное поведение – преступное поведение согласно законам данного государства

Группа риска – категория населения, более других склонные совершать девиантные или делинквентные поступки

Девиант – любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы

Мораль - ( от лат. «нравственный») – это представления о нравах,

                     нормах достойного поведения.

Мораль - совокупность исторически обусловленных правил,

                     норм, обычаев, принципов существования и поведения

                      людей.

Мораль - это представление  людей о добре и зле, о справедливости,

                     а также представление об общественно-полезном или

                     вредном поведении.

Нравственность- совокупность норм поведения человека в каком-

                                      либо обществе.

                                    -  моральные качества человека.

 Нравственность - соблюдение норм общественного поведения,

                                      требования морали, внутренняя, духовная

                                      жизнь человека.                     

Право - это система норм, выраженных в законах, обязательных

                  для поведения людей.

Право - это система общеобязательных норм, которая обеспечивает

                   юридическое ( т.е. предусмотренное нормами права)

                  регулирование общественных отношений и охраняемая   

                  государством.

                           

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по обществознанию для 11 класса " Современное общество и нормы морали""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Проректор

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: «Современное общество и нормы морали» Образование без воспитания нравственности – это взращивание угрозы обществу Теодор Рузвельт. Цель урока: формирование у обучающихся представления о моральных и правовых нормах как регуляторах поведения личности в обществе, развития у них познавательного интереса к названной проблеме. Задачи: Образовательная: развитие и совершенствование навыков коллективного творчества учащихся, умения работать в микрогруппах, используя метод «мозгового штурма» Развивающая: развитие навыков работы с нормативными документами, СМИ. Воспитательная: духовно-нравственное воспитание на примере выполнения моральных и правовых норм Тип: изучение нового материала. Оборудование: - таблицы « Социальные нормы», « Характеристика видов норм», введённые на экран через компьютер. - Учебник «Обществознание. 11 класс» - Карточки с практическими заданиями (сравнение нравственных и юридических норм) На изучение темы отводится два урока: на первом идёт первичное изучение всего содержания материала, а на втором организованно семинарское занятие, сочетающееся с практической работой учащихся. Сформировано 3 группы, каждая из которых защищает один из вопросов плана. Оборудование: компьютер, интерактивная доска

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 307 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.08.2020 901
    • DOCX 80 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гилязева Фания Нурсахиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гилязева Фания Нурсахиевна
    Гилязева Фания Нурсахиевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 92007
    • Всего материалов: 269

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по обществознанию в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 132 человека из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 864 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "История и обществознание")

Учитель истории и обществознания

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 53 человека

Курс повышения квалификации

Методика преподавания обществознания в условиях реализации ФГОС

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 157 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 415 человек

Мини-курс

ИТ-инструменты в управлении документооборотом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Медико-педагогические аспекты обучения и тренировки

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы политической науки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе