Урок по обществознанию
(11 класс)
Тема урока: «Современное общество и нормы морали»
Выполнила: учитель истории и
Обществознания
Калнусенко Анна Александровна
Тема урока: «Современное общество и нормы
морали»
Образование
без воспитания
нравственности – это взращивание
угрозы обществу
Теодор
Рузвельт.
Цель урока: формирование у обучающихся представления о
моральных
и правовых нормах как регуляторах поведения личности
в
обществе, развития у них познавательного интереса к
названной проблеме.
Задачи:
Образовательная: развитие и совершенствование навыков
коллективного
творчества учащихся, умения работать в микрогруппах,
используя метод «мозгового штурма»
Развивающая: развитие навыков работы с нормативными
документами, СМИ.
Воспитательная: духовно-нравственное воспитание на примере
выполнения моральных и правовых норм
Тип:
изучение нового материала.
Оборудование:
- таблицы « Социальные нормы», « Характеристика
видов норм», введённые на экран через компьютер.
- Учебник «Обществознание. 11 класс»
- Карточки с практическими заданиями (сравнение
нравственных и юридических норм)
На изучение темы отводится два урока: на первом идёт первичное
изучение всего содержания материала, а на втором организованно семинарское занятие,
сочетающееся с практической работой учащихся. Сформировано 3 группы, каждая из
которых защищает один из вопросов плана.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска
Структура:
Подготовительный этап урока:
Опережающее задание:
1.
Найти из словарей и другой
дополнительной литературы
определения понятий: 1 группа- «мораль»
2 группа- «нравственность»
3группа- « право».
2.
Найти примеры из
литературы, СМИ, из жизни:
1 группа – высоконравственных поступков из
исторической, литературы.
2 группа – аморальных поступков из исторической
литературы, СМИ.
3 группа – моральных и аморальных поступков из
повседневной жизни.
I.Организационный
момент: Вступительное
слово учителя и актуализация знаний:
В современном обществе вы вступаете в самые разнообразные
отношения: в семье общаетесь с родителями, на улице с соседями либо друзьями, в
школе с товарищами, ходите на секции, кружки, в магазин за покупками, едите на
автобусе или на автомобиле в другой населенный пункт. Все ваши действия, в
рамках указанных отношений, совершаются на основе определенных правил.
Из курса обществознания вспомните, с какими правилами вы уже
познакомились (дайте определение). Но правовые нормы не являются единственными
правилами регулирующими поведение людей.
II. Изучение нового материала
1)
Осуществление
целеполагания:
- Давайте посмотрим фрагмент фильма, и вы объясните, какие правила, и
как они будут регулировать поведение людей. Как мы назовем человека совершившего
такой поступок?
(Просмотр видеосюжета)
- На протяжении длительного времени
взаимоотношения людей
в обществе строятся как на основе норм права, так и на основе морали.
Что же такое норма? Норма – образец, правило для подражания. Хотя
понятие «норма» противоречиво. Э. Фромм проанализировал понятие «норма» в
работе « Здоровое общество», указав, что современное общество является больным
и, следовательно, « норма» противоречит образцу здоровой человеческой психики
. Бейтсон указывает на то, что современная наука изучает не столько «норму»,
сколько отклонения от нее. Серьезной философской проблемой является
существование общечеловеческих норм поведения. Тем не менее существуют
определения «норма» в качестве общечеловеческих норм. Это «золотое правило морали»
( не делай другим того, чего не желаешь себе) и принцип свободного развития
личности, которому ничто не должно мешать. Эти нормы, однако, очень редко
реализуются на практике. В различных сферах действуют разные социальные нормы
и системы их регуляции – это мораль и право.
В течение урока нам необходимо будет решить важную проблему:
1. Зачем обществу, тем более обществу
изменяющемуся, современному,
нужны моральные предписания, моральные
регуляторы?
1.
Достаточно ли в
современном обществе наличие и соблюдение
только
правовых норм?
А теперь, давайте запишем тему нашего урока и сформулируем цель и
задачи нашего урока: (запись на доске с учащимися цели и задач, с тем, чтобы в
конце урока вернуться к ним и обсудить получили ответ на них или нет).
Вариант возможных цели и задач.
2)Изучение пункта
№1.
- А теперь давайте спланируем нашу работу на
уроке. Что мы должны сделать, чтобы найти ответ на поставленные задачи.
Учитель: прежде чем
перейти к решению вышеназванных проблем,
давайте посмотрим и оценим результаты ваших поисков в
определении понятий.
Раскроем содержание понятия «мораль», «нравственность»,
«право»; объясним, что представляет «мораль», как регулятор поведения людей.
А разобраться с этими вопросами, мы
сможем проведя сравнительную характеристику норм регулирующих общественную и
частную жизнь человека.
Работа с понятийным аппаратом
:
1 группа дает
определение понятию «мораль»
2 группа : дает
определение понятию «нравственность»
3 группа: дает
определение понятию «право»
Учитель: Правоведы
проводят сравнения между правом и моралью
как
наиболее основательными социальными регуляторами
Не случайно
говорят «Право – это моральный минимум».
Отсюда следующее задание группам:
1 группа: работая с
текстом учебника, выписать сходство моральных и
правовых
норм.
2 группа: пользуясь
текстом учебника, выписать отличия правовых
и моральных
норм.
3 группа: работая с
текстом Всеобщей декларации прав человека,
выпишите статьи в основе которых лежат такие нравственные
ценности
как: справедливость, уважение, свобода.
1 группа: Сходство
моральных и правовых норм: (Работа с презентацией)
1.Носят общественный
характер, регламентирующие общественные отношения. Их общая цель -
способствовать общественному согласию, гармонизации отношений между
людьми и окружающей средой.
2.Общие сферы
распространения и регулирования: работа, быт, политика,
наука, семья и
т.д.
3.Духовная единая
основа – принцип справедливости во всех сферах
человеческой
деятельности.
Например: « Почитай
отца твоего и мать твою, чтобы продлить дни твои на земле!» ( Библия .
Исход. Гл. 20.12.)
«Трудоспособные
совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в
помощи родителей и заботиться о них» ( Семейный кодекс РФ ст. 87, п. 1.)
На основе примеров Уважение
и забота о своих родителях, с одной
мы пришли к выводу: стороны,
это моральная норма, с другой
стороны,
правовая норма.
2.
Средства активного воздействия
на поведение людей, способствуют
выработке
внутреннего убеждения в необходимости добровольного
соблюдения
правовых и моральных предписаний.
Учитель: Каковы
отличия правовых и моральных норм?
2 группа: Отличия
правовых и моральных норм:
1.Правовые нормы закрепляются в законах.
Моральные нормы устанавливаются общественными объединениями,
коллективами.
2.Правовые нормы – в правовых актах, излагаются в письменной
форме.
Моральные нормы – в не правовых актах, обычно устные:
традиции , обычаи.
3.Различия в формах и средствах обеспечения норм.
Действия норм права обеспечивается силой государства и в
случае их нарушения применяются соответствующие санкции:
поощрения и наказания, от самых простых – замечаний,
предупреждений, штрафов,административных взысканий, до самых
строгих- конфискации имущества, лишения свободы.
Моральные нормы не имеют такого обязательного характера,
как правовые нормы и зависят от самой личности и другие
средства
воздействия - сила общественного мнения: упреки, моральное
порицание, осуждение.
4.Время возникновения: Моральные нормы – при первобытнообщинном
строе.
Правовые
нормы – с возникновением
государства.
3 группа: называет
статьи Всеобщей декларации прав человека,
в
основе которых лежат такие нравственные ценности:
Свобода : ст. 1,3,19,20.
Уважение :
ст.2,5,14,16,22.
Справедливость :
ст.4,6,7,8,9,10,11,15,21.
Учитель: Какие же
выводы можно сделать из этих сравнений?
- Завершая сравнения сходств и различий, следует отметить
мораль и право по сфере действия охватывают все
важнейшие сферы общественной жизни. Тем не менее
сфера действия права имеет свои границы. Мораль проникает
в такие далекие уголки личных, интимных отношений,
в такие сокровенные тайники души, которые недоступны
для государственно – правового регулирования. Один мудрый
человек сказал: «Жизнь моей души принадлежит только мне».
1 группа: приводит
примеры высоконравственных поступков из
исторической литературы:
-Подвиг Д.Пожарского
и К. Минина - спасение Москвы, а,следовательно,
сохранение
независимости России от поляков в 1612
г.
-Поведение морского
офицера Петра Шмидта, возглавлявшего в ходе
первой русской
революции восстание на крейсере «Очаков»,на
суде. Шмидт заявил:
« Никого нельзя карать равным со мной приговором
…Правда требует, чтобы
я ответил один… в полной мере»
Его речь произвела
большое впечатление на находящихся в зале суда. Многие плакали. « Я знаю, -
говорил Шмидт, - что столб, у которого встану я принять смерть,будет водружен
на грани двух разных исторических эпох… Позади, за спиной у меня, останутся
народные страдания и потрясения тяжелых лет, а впереди я буду видеть молодую, обновленную,
счастливую Россию.»
2 группа: приводит примеры аморальных поступков из
исторической
Литературы
и СМИ
- Высокомерное
поведение князя Д.Т. Трубецкого во время защиты
Москвы от поляков в
1612 году по отношению к князю Д.Пожарскому
только за то,что он
не из такого знатного рода как сам князь.
В самый разгар
сражения такое поведение могло бы стать причиной
потери Москвы, а,
следовательно, независимости России.
Примеры и СМИ:
- высокомерное,
неэтичное поведение певца Ф. Киркорова по отношению
к журналистке
Ирине из Ростова- на- Дону во время пресс-конференции.
3 группа: приводит примеры моральных и аморальных
поступков
из повседневной жизни:
- Во имя спасения
ребенка, оказавшегося в горящем доме один,
учащийся 11 класса
одной из Хабаровскитх школ рисковал своей
жизнью.
-Во имя карьеры друг
предает своего друга. и т.д.
Учитель: Что же объединяет моральные и правовые
нормы?
- Все социальные нормы связаны между собой. В далекой
древности жизнь людей регулировалась моральными нормами. С развитием
человеческого общества, с появлением государства часть моральных норм
превратилась в право. Перед вами документ. Это – “Подарок молодым”- свод
древних китайских заповедей.
Прочтите. Какие
заповеди на ваш взгляд важны, какие не существенны? Какие из них стали
законами?
Древний свод
нравственных заповедей
“Подарок молодым”
(перевод с китайского)
Что такое глупость?
Глупо:
иметь деньги и не
отдавать долги;
знать за собой
недостаток и не исправлять его;
то и дело бранить
чужие сочинения;
Неумно:
за спиной человека
говорить о его недостатках;
забросить семью и
предаваться пьянству;
и так, и этак
извиваться, стремясь угодить другим;
обидеть и надеяться,
что тебя простят;
Бестактно:
входить без стука к
людям;
раскрывать чужие
письма и документы;
любоваться огнем на
пожаре;
глазеть на
утопающего.
Во всём многообразии социальных норм особое место
занимают правовые нормы. Чтобы наглядно и даже образно представить соотношение
морали и права (нравственных и юридических норм), обсуждаются некоторые сюжеты:
1) Фильм «Берегись автомобиля».
Главный герой- человек средних лет по фамилии
Деточкин. Он когда-то работал шофёром, но попал в аварию, не смог больше водить
машину и перешёл на службу в страховую фирму. В его обязанности входило
посещать люде на дому и предлагать заключать с его фирмой договор страхования.
Среди его клиентов попадались люди нечестные, имущество которых было нажито
путём воровства и прочих преступленных действий. Чудаковатый Деточкин сначала
сигнализировал в «органы» о ворах и расхитителях, но поскольку те не принимали
никаких мер, стал в качестве наказания красть у «своих клиентов» автомобили,
продавать их на «чёрном рынке», а вырученные деньги пересылать …детским домам.
То есть он действовал как современный Робин Гуд.
Вопросы:
1.
Можно ли назвать Деточкина
честным, нравственным человеком?
2.
Можно ли считать его
преступником?
3.
Почему Деточкин вызывает у
многих симпатию?
4.
Можно ли сказать, что он
похож на некоторых современных «братков», которые вымогают у богатых деньги,
торгуют наркотиками и при этом жертвуют деньги на строительство или ремонт
церкви, детским домам и т.д.?
2) Покушение на императора Александра II
1 марта 1881 г.
Вопросы:
-
Как можно оценивать
действия С.Перовской и её сотоварищей с точки зрения морали и права того
времени?
-
А с точки зрения
современных морали и права?
-
Можно ли квалифицировать
этот акт как террористический?
-
Почему этот акт
прославлялся при советской власти как революционный, героический?
После обсуждения ситуаций, выполняется задание:
На основе содержания приведённых ниже афоризмов
сделать заключение о соотношении моральных и правовых норм:
«Стыд запрещает порою то, чего не запрещают
законы» (Сенека, древнеримский
философ);
«Совесть есть закон законов» (А. Ламартин,
французский писатель).
III. Подведение
итогов урока
Теперь давайте
вернёмся к задачам и цели нашего урока. (открывается слайд №3 и учащиеся
отвечают на вопросы)
Учитель: Достаточно
ли в современном обществе только
правовых
норм?
1.
Возвращение к видеосюжету
Прокомментируйте действия персонажей с точки зрения моральных
норм.
Таким образом, не
каждый поступок человека регулируется правом, но при этом все поступки людей
оцениваются морально. Моральные нормы, наряду с правовыми нормами, выступают в
качестве важнейшего регулятора отношений в обществе. Жизнь в обществе
невозможно представить без правил, которые обеспечивали бы порядок в обществе,
справедливость, согласие между людьми. И мораль является важнейшим из таких
правил, так как принцип добра, на котором она основана, является ценностью для
человека, а также, потому что под влиянием морали, современные законы начинают
создаваться на основе понимания добра и справедливости. Еще в пользу важности
морали в жизни человека, стоит сказать, что моральные нормы регулируют
общественную и личную жизнь людей, в отличие от права, которое регулирует,
прежде всего, общественную жизнь.
2.В рамках контроля
усвоения знаний на уроке, учащимся предлагается выполнить тест:
После проверки
правильности выполнения теста, предлагается обсудить степень усвоения
пройденного материала
Оценка деятельности
учащихся .
Рефлексия учащихся:
«Копилка знаний»
Основные понятия урока:
Социализация –
процесс обучения культурным нормам и освоения социальных ролей
Нормы – предписание
того, как надо правильно себя вести в обществе
Санкции – средства
поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы
Социальный контроль –
особый механизм поддержания общественного порядка, включает два главных
элемента – нормы и санкции
Социальные
предписания – запреты или разрешения что- либо делать, обращённые к индивиду
или к группе и выраженные в любой форме ( устной или письменной, формальной или
неформальной)
Девиантное поведение
– всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения
Делинквентное
поведение – преступное поведение согласно законам данного государства
Группа риска –
категория населения, более других склонные совершать девиантные или
делинквентные поступки
Девиант – любой
человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы
Мораль - ( от лат.
«нравственный») – это представления о нравах,
нормах достойного поведения.
Мораль - совокупность
исторически обусловленных правил,
норм, обычаев, принципов существования и поведения
людей.
Мораль - это
представление людей о добре и зле, о справедливости,
а также представление об общественно-полезном или
вредном поведении.
Нравственность-
совокупность норм поведения человека в каком-
либо обществе.
- моральные качества человека.
Нравственность -
соблюдение норм общественного поведения,
требования морали, внутренняя, духовная
жизнь человека.
Право - это система
норм, выраженных в законах, обязательных
для
поведения людей.
Право - это система
общеобязательных норм, которая обеспечивает
юридическое ( т.е. предусмотренное нормами права)
регулирование общественных отношений и охраняемая
государством.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.