Главная / Обществознание / Урок по обществознанию для 11 класса " Современное общество и нормы морали"

Урок по обществознанию для 11 класса " Современное общество и нормы морали"









Урок по обществознанию

(11 класс)

Тема урока: «Современное общество и нормы морали»












Выполнила: учитель истории и

Обществознания

Калнусенко Анна Александровна


















Тема урока: «Современное общество и нормы морали»


Образование без воспитания

нравственности – это взращивание

угрозы обществу

Теодор Рузвельт.


Цель урока: формирование у обучающихся представления о моральных

и правовых нормах как регуляторах поведения личности

в обществе, развития у них познавательного интереса к

названной проблеме.

Задачи:


Образовательная: развитие и совершенствование навыков коллективного

творчества учащихся, умения работать в микрогруппах,

используя метод «мозгового штурма»



Развивающая: развитие навыков работы с нормативными

документами, СМИ.



Воспитательная: духовно-нравственное воспитание на примере

выполнения моральных и правовых норм

Тип: изучение нового материала.

Оборудование:

  • таблицы « Социальные нормы», « Характеристика видов норм», введённые на экран через компьютер.

  • Учебник «Обществознание. 11 класс»

  • Карточки с практическими заданиями (сравнение нравственных и юридических норм)


На изучение темы отводится два урока: на первом идёт первичное изучение всего содержания материала, а на втором организованно семинарское занятие, сочетающееся с практической работой учащихся. Сформировано 3 группы, каждая из которых защищает один из вопросов плана.


Оборудование: компьютер, интерактивная доска


Структура:


Подготовительный этап урока:

Опережающее задание:

  1. Найти из словарей и другой дополнительной литературы

определения понятий: 1 группа- «мораль»

2 группа- «нравственность»

3группа- « право».

  1. Найти примеры из литературы, СМИ, из жизни:

1 группа – высоконравственных поступков из исторической, литературы.

2 группа – аморальных поступков из исторической литературы, СМИ.

3 группа – моральных и аморальных поступков из повседневной жизни.



I.Организационный момент: Вступительное слово учителя и актуализация знаний:

В современном обществе вы вступаете в самые разнообразные отношения: в семье общаетесь с родителями, на улице с соседями либо друзьями, в школе с товарищами, ходите на секции, кружки, в магазин за покупками, едите на автобусе или на автомобиле в другой населенный пункт. Все ваши действия, в рамках указанных отношений, совершаются на основе определенных правил.

Из курса обществознания вспомните, с какими правилами вы уже познакомились (дайте определение). Но правовые нормы не являются единственными правилами регулирующими поведение людей.


II. Изучение нового материала

  1. Осуществление целеполагания:

- Давайте посмотрим фрагмент фильма, и вы объясните, какие правила, и как они будут регулировать поведение людей. Как мы назовем человека совершившего такой поступок?

(Просмотр видеосюжета)


- На протяжении длительного времени взаимоотношения людей

в обществе строятся как на основе норм права, так и на основе морали. Что же такое норма? Норма – образец, правило для подражания. Хотя понятие «норма» противоречиво. Э. Фромм проанализировал понятие «норма» в работе « Здоровое общество», указав, что современное общество является больным и, следовательно, « норма» противоречит образцу здоровой человеческой психики . Бейтсон указывает на то, что современная наука изучает не столько «норму», сколько отклонения от нее. Серьезной философской проблемой является существование общечеловеческих норм поведения. Тем не менее существуют определения «норма» в качестве общечеловеческих норм. Это «золотое правило морали» ( не делай другим того, чего не желаешь себе) и принцип свободного развития личности, которому ничто не должно мешать. Эти нормы, однако, очень редко реализуются на практике. В различных сферах действуют разные социальные нормы и системы их регуляции – это мораль и право.


В течение урока нам необходимо будет решить важную проблему:


1. Зачем обществу, тем более обществу изменяющемуся, современному,

нужны моральные предписания, моральные регуляторы?

  1. Достаточно ли в современном обществе наличие и соблюдение

только правовых норм?



А теперь, давайте запишем тему нашего урока и сформулируем цель и задачи нашего урока: (запись на доске с учащимися цели и задач, с тем, чтобы в конце урока вернуться к ним и обсудить получили ответ на них или нет).


Вариант возможных цели и задач.


2)Изучение пункта №1.

- А теперь давайте спланируем нашу работу на уроке. Что мы должны сделать, чтобы найти ответ на поставленные задачи.


Учитель: прежде чем перейти к решению вышеназванных проблем,

давайте посмотрим и оценим результаты ваших поисков в

определении понятий.


Раскроем содержание понятия «мораль», «нравственность», «право»; объясним, что представляет «мораль», как регулятор поведения людей.

А разобраться с этими вопросами, мы сможем проведя сравнительную характеристику норм регулирующих общественную и частную жизнь человека.


Работа с понятийным аппаратом :

1 группа дает определение понятию «мораль»

2 группа : дает определение понятию «нравственность»

3 группа: дает определение понятию «право»


Учитель: Правоведы проводят сравнения между правом и моралью

как наиболее основательными социальными регуляторами

Не случайно говорят «Право – это моральный минимум».

Отсюда следующее задание группам:


1 группа: работая с текстом учебника, выписать сходство моральных и

правовых норм.



2 группа: пользуясь текстом учебника, выписать отличия правовых

и моральных норм.


3 группа: работая с текстом Всеобщей декларации прав человека,

выпишите статьи в основе которых лежат такие нравственные

ценности как: справедливость, уважение, свобода.



1 группа: Сходство моральных и правовых норм: (Работа с презентацией)


1.Носят общественный характер, регламентирующие общественные отношения. Их общая цель - способствовать общественному согласию, гармонизации отношений между людьми и окружающей средой.

2.Общие сферы распространения и регулирования: работа, быт, политика,

наука, семья и т.д.

3.Духовная единая основа – принцип справедливости во всех сферах

человеческой деятельности.

Например: « Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлить дни твои на земле!» ( Библия . Исход. Гл. 20.12.)

«Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них» ( Семейный кодекс РФ ст. 87, п. 1.)


На основе примеров Уважение и забота о своих родителях, с одной

мы пришли к выводу: стороны, это моральная норма, с другой

стороны, правовая норма.

  1. Средства активного воздействия на поведение людей, способствуют

выработке внутреннего убеждения в необходимости добровольного

соблюдения правовых и моральных предписаний.



Учитель: Каковы отличия правовых и моральных норм?


2 группа: Отличия правовых и моральных норм:


1.Правовые нормы закрепляются в законах.

Моральные нормы устанавливаются общественными объединениями,

коллективами.

2.Правовые нормы – в правовых актах, излагаются в письменной

форме.

Моральные нормы – в не правовых актах, обычно устные:

традиции , обычаи.

3.Различия в формах и средствах обеспечения норм.

Действия норм права обеспечивается силой государства и в

случае их нарушения применяются соответствующие санкции:

поощрения и наказания, от самых простых – замечаний,

предупреждений, штрафов,административных взысканий, до самых

строгих- конфискации имущества, лишения свободы.

Моральные нормы не имеют такого обязательного характера,

как правовые нормы и зависят от самой личности и другие средства

воздействия - сила общественного мнения: упреки, моральное

порицание, осуждение.

4.Время возникновения: Моральные нормы – при первобытнообщинном

строе.

Правовые нормы – с возникновением

государства.


3 группа: называет статьи Всеобщей декларации прав человека,

в основе которых лежат такие нравственные ценности:


Свобода : ст. 1,3,19,20.

Уважение : ст.2,5,14,16,22.

Справедливость : ст.4,6,7,8,9,10,11,15,21.


Учитель: Какие же выводы можно сделать из этих сравнений?


- Завершая сравнения сходств и различий, следует отметить

мораль и право по сфере действия охватывают все

важнейшие сферы общественной жизни. Тем не менее

сфера действия права имеет свои границы. Мораль проникает

в такие далекие уголки личных, интимных отношений,

в такие сокровенные тайники души, которые недоступны

для государственно – правового регулирования. Один мудрый

человек сказал: «Жизнь моей души принадлежит только мне».


1 группа: приводит примеры высоконравственных поступков из

исторической литературы:

-Подвиг Д.Пожарского и К. Минина - спасение Москвы, а,следовательно,

сохранение независимости России от поляков в 1612 г.

-Поведение морского офицера Петра Шмидта, возглавлявшего в ходе

первой русской революции восстание на крейсере «Очаков»,на

суде. Шмидт заявил: « Никого нельзя карать равным со мной приговором

Правда требует, чтобы я ответил один… в полной мере»

Его речь произвела большое впечатление на находящихся в зале суда. Многие плакали. « Я знаю, - говорил Шмидт, - что столб, у которого встану я принять смерть,будет водружен на грани двух разных исторических эпох… Позади, за спиной у меня, останутся народные страдания и потрясения тяжелых лет, а впереди я буду видеть молодую, обновленную, счастливую Россию.»

2 группа: приводит примеры аморальных поступков из исторической

Литературы и СМИ

- Высокомерное поведение князя Д.Т. Трубецкого во время защиты

Москвы от поляков в 1612 году по отношению к князю Д.Пожарскому

только за то,что он не из такого знатного рода как сам князь.

В самый разгар сражения такое поведение могло бы стать причиной

потери Москвы, а, следовательно, независимости России.

Примеры и СМИ:

- высокомерное, неэтичное поведение певца Ф. Киркорова по отношению

к журналистке Ирине из Ростова- на- Дону во время пресс-конференции.

3 группа: приводит примеры моральных и аморальных поступков

из повседневной жизни:

- Во имя спасения ребенка, оказавшегося в горящем доме один,

учащийся 11 класса одной из Хабаровскитх школ рисковал своей

жизнью.

-Во имя карьеры друг предает своего друга. и т.д.



Учитель: Что же объединяет моральные и правовые нормы?

- Все социальные нормы связаны между собой. В далекой древности жизнь людей регулировалась моральными нормами. С развитием человеческого общества, с появлением государства часть моральных норм превратилась в право. Перед вами документ. Это – “Подарок молодым”- свод древних китайских заповедей.


Прочтите. Какие заповеди на ваш взгляд важны, какие не существенны? Какие из них стали законами?


Древний свод нравственных заповедей

Подарок молодым” (перевод с китайского)

Что такое глупость?


Глупо:

иметь деньги и не отдавать долги;

знать за собой недостаток и не исправлять его;

то и дело бранить чужие сочинения;


Неумно:

за спиной человека говорить о его недостатках;

забросить семью и предаваться пьянству;

и так, и этак извиваться, стремясь угодить другим;

обидеть и надеяться, что тебя простят;


Бестактно:

входить без стука к людям;

раскрывать чужие письма и документы;

любоваться огнем на пожаре;

глазеть на утопающего.


Во всём многообразии социальных норм особое место занимают правовые нормы. Чтобы наглядно и даже образно представить соотношение морали и права (нравственных и юридических норм), обсуждаются некоторые сюжеты:


1) Фильм «Берегись автомобиля».

Главный герой- человек средних лет по фамилии Деточкин. Он когда-то работал шофёром, но попал в аварию, не смог больше водить машину и перешёл на службу в страховую фирму. В его обязанности входило посещать люде на дому и предлагать заключать с его фирмой договор страхования. Среди его клиентов попадались люди нечестные, имущество которых было нажито путём воровства и прочих преступленных действий. Чудаковатый Деточкин сначала сигнализировал в «органы» о ворах и расхитителях, но поскольку те не принимали никаких мер, стал в качестве наказания красть у «своих клиентов» автомобили, продавать их на «чёрном рынке», а вырученные деньги пересылать …детским домам. То есть он действовал как современный Робин Гуд.

Вопросы:

  1. Можно ли назвать Деточкина честным, нравственным человеком?

  2. Можно ли считать его преступником?

  3. Почему Деточкин вызывает у многих симпатию?

  4. Можно ли сказать, что он похож на некоторых современных «братков», которые вымогают у богатых деньги, торгуют наркотиками и при этом жертвуют деньги на строительство или ремонт церкви, детским домам и т.д.?


2) Покушение на императора Александра II 1 марта 1881 г.

Вопросы:

  • Как можно оценивать действия С.Перовской и её сотоварищей с точки зрения морали и права того времени?

  • А с точки зрения современных морали и права?

  • Можно ли квалифицировать этот акт как террористический?

  • Почему этот акт прославлялся при советской власти как революционный, героический?


После обсуждения ситуаций, выполняется задание:

На основе содержания приведённых ниже афоризмов сделать заключение о соотношении моральных и правовых норм:

«Стыд запрещает порою то, чего не запрещают законы» (Сенека, древнеримский философ);

«Совесть есть закон законов» (А. Ламартин, французский писатель).



III. Подведение итогов урока

Теперь давайте вернёмся к задачам и цели нашего урока. (открывается слайд №3 и учащиеся отвечают на вопросы)


Учитель: Достаточно ли в современном обществе только

правовых норм?

  1. Возвращение к видеосюжету

Прокомментируйте действия персонажей с точки зрения моральных норм.

Таким образом, не каждый поступок человека регулируется правом, но при этом все поступки людей оцениваются морально. Моральные нормы, наряду с правовыми нормами, выступают в качестве важнейшего регулятора отношений в обществе. Жизнь в обществе невозможно представить без правил, которые обеспечивали бы порядок в обществе, справедливость, согласие между людьми. И мораль является важнейшим из таких правил, так как принцип добра, на котором она основана, является ценностью для человека, а также, потому что под влиянием морали, современные законы начинают создаваться на основе понимания добра и справедливости. Еще в пользу важности морали в жизни человека, стоит сказать, что моральные нормы регулируют общественную и личную жизнь людей, в отличие от права, которое регулирует, прежде всего, общественную жизнь.

2.В рамках контроля усвоения знаний на уроке, учащимся предлагается выполнить тест:



После проверки правильности выполнения теста, предлагается обсудить степень усвоения пройденного материала


Оценка деятельности учащихся .


Рефлексия учащихся: «Копилка знаний»



Основные понятия урока:

Социализация – процесс обучения культурным нормам и освоения социальных ролей

Нормы – предписание того, как надо правильно себя вести в обществе

Санкции – средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы

Социальный контроль – особый механизм поддержания общественного порядка, включает два главных элемента – нормы и санкции

Социальные предписания – запреты или разрешения что- либо делать, обращённые к индивиду или к группе и выраженные в любой форме ( устной или письменной, формальной или неформальной)

Девиантное поведение – всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения

Делинквентное поведение – преступное поведение согласно законам данного государства

Группа риска – категория населения, более других склонные совершать девиантные или делинквентные поступки

Девиант – любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы

Мораль - ( от лат. «нравственный») – это представления о нравах,

нормах достойного поведения.

Мораль - совокупность исторически обусловленных правил,

норм, обычаев, принципов существования и поведения

людей.

Мораль - это представление людей о добре и зле, о справедливости,

а также представление об общественно-полезном или

вредном поведении.

Нравственность- совокупность норм поведения человека в каком-

либо обществе.

- моральные качества человека.

Нравственность - соблюдение норм общественного поведения,

требования морали, внутренняя, духовная

жизнь человека.

Право - это система норм, выраженных в законах, обязательных

для поведения людей.

Право - это система общеобязательных норм, которая обеспечивает

юридическое ( т.е. предусмотренное нормами права)

регулирование общественных отношений и охраняемая

государством.

10


Урок по обществознанию для 11 класса " Современное общество и нормы морали"
  • Обществознание
Описание:

Тема урока: «Современное общество и нормы морали»

 

                                                             Образование без воспитания

                                                              нравственности – это взращивание

                                                              угрозы обществу

                                                                                         Теодор Рузвельт.

 

Цель урока: формирование  у обучающихся представления о моральных

                        и правовых нормах как регуляторах поведения личности

                        в обществе, развития у них познавательного интереса к

                        названной проблеме.

Задачи:

 

Образовательная: развитие  и совершенствование навыков коллективного

                                  творчества учащихся, умения работать  в микрогруппах,   

                                  используя метод «мозгового штурма»

 

 

Развивающая:       развитие навыков работы с нормативными                      

                                  документами, СМИ.

 

 

Воспитательная:   духовно-нравственное воспитание на примере

                                  выполнения моральных и правовых норм

Тип: изучение нового материала.

Оборудование:

-       таблицы « Социальные нормы», « Характеристика видов норм», введённые на экран через компьютер.

-       Учебник  «Обществознание. 11 класс»  

-       Карточки с практическими заданиями (сравнение нравственных и юридических норм)

 

На изучение темы отводится   два урока: на первом идёт первичное изучение всего содержания  материала, а на втором организованно семинарское занятие, сочетающееся с практической работой учащихся. Сформировано 3 группы, каждая из которых защищает один из вопросов плана.

 

 

Оборудование: компьютер, интерактивная доска

Автор Калнусенко Анна Александровна
Дата добавления 29.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел Конспекты
Просмотров 1599
Номер материала 55207
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓