Главная / Музыка / Урок по музыке в 5 классе по программе Е.Критской

Урок по музыке в 5 классе по программе Е.Критской



Урок по музыке в 5 классе

Тема: Писатели и поэты о музыке и музыкантах

Цель урока: Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей.

Задачи:

  • Расширение представлений о творчестве композиторов В.-А.Моцарта;

Ф.Шопена, Г.Свиридова.

  • Знакомство учащихся с поэтическими, литературными и музыкальными шедеврами;

  • Развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся;

  • Развитие интонационно-образного мышления, эмоционального отклика на высокохудожественные произведения классической музыки.

Используемое оборудование: компьютер, проектор, экран.

Материалы к уроку: отрывок из сказки В.Цыферова «Тайна запечного сверчка», отрывок из трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери», стихотворение «Реквием» С.Граховского, произведения В.-А. Моцарта: «Маленькая ночная серенада», хор из оперы «Волшебная флейта»,«Лакримоза», компьютерная презентация по теме урока.

Ход урока

Музыкальное приветствие.

Скажите, какую тему мы начали обсуждать на прошлом уроке? («Писатели и поэты о музыке и музыкантах»).

Учитель: Сегодня мы продолжаем обсуждать эту тему, послушайте.

Слушание: Прелюдия №7 Ф.Шопен

Ребята, вы узнали это произведение, кто композитор?

Как музыка Ф.Шопена вдохновила писателей и поэтов на создание литературных произведений? Какие высказывания, стихи были посвящены ему? (стихи «Горсть земли», «Вальс»; «Клавиши под его пальцами начинают петь…»)





https://sites.google.com/site/muzykaskola51/_/rsrc/1312207610320/5-klass/muzyka-i-literatura-1/urok-4/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%20%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9.jpg?height=212&width=320


Подумаешь, тоже работа -
Беспечное это житьё:
Подслушать у музыки что-то
И выдать шутя за своё...
                  (А. А. Ахматова)

Писатели и поэты - мастера слова -  пытались описать её словами, но полностью раскрыть тайну звуков не удавалось никому. Недаром
русский композитор А. Н. Серов говорил: «Музыка досказывает то, что словами нельзя или почти нельзя выразить». "Музыка,  может быть, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада," - слова писателя Виктора Астафьева.

Сегодня мы вспомним троих композиторов - людей, близко прикасавшихся к этой тайне.

Георгий Васильевич Свиридов (1915 - 1998), 

https://sites.google.com/site/muzykaskola51/_/rsrc/1312219116766/5-klass/muzyka-i-literatura-1/urok-4/%D0%A1%D0%B2%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%B2.jpg?height=200&width=193

        замечательный русский композитор,

в своём творчестве постоянно обращался к вокальным жанрам, удивительно чутко относился к тексту, подчёркивая значение каждого слова ритмом, интонациями, тембром. Даже инструментальную музыку композитора часто сравнивают с песней.

Послушайте "Романс" Г. В. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина "Метель". О чём могли бы быть слова в этом произведении?


В. Астафьев в своём рассказе "Слово о Мастере", посвящённом Г. В. Свиридову, так отзывался об истоках  его музыки: "Будучи золотой осенью на Курщине (на родине композитора в Курской области), я открыл для себя - отсюда, с этой родной земли унёс в сердце и сохранил великий композитор современности тот нежный и непреклонный зук, ту пространственную, высокую мелодию, что стонет, плачет, сжимает сердце русское неизъяснимой тоскою, очистительною печалью. Мощным хором возносится композитор в поднебесье, набатным колоколом зовёт Россию и русский народ: выстоять!"
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Следующего композитора называли "гением фортепиано", он был прекрасным пианистом и свои произведения создавал только для любимого инструмента.

https://sites.google.com/site/muzykaskola51/_/rsrc/1312224858941/5-klass/muzyka-i-literatura-1/urok-4/%D0%A8%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%BD.jpg?height=200&width=152

 Это польский композитор Фридерик Шопен (1810 - 1849).
Судьба его сложилась так, что он был вынужден покинуть Польшу и до конца дней оставаться на чужбине - во Франции. Однако творчество композитора основывается на мелодиях родной земли. Мазурки, полонезы, вальсы, ноктюрны - в этих и других жанрах творил Шопен. Тело Шопена покоится в Париже, сердце, согласно его последней воле, захоронено в Варшаве. Гений композитора принадлежит всему миру.
Скользит ли вальс, ликует ли мазурка,
Царит ли полонез, я тут как тут.
Гостиные Варшавы. Петербурга,
Парижа. Вены, Праги - мой маршрут.
                         И где б я ни был, как ни волновался,
                         Какой бы жребий не избрал земной, -
                                                         Царит ли полонез, скользит ли вальс,
                                                         Ликует ли мазурка - ты со мной.
                                Со мною ты в движении степенном.
                                Мерцает музыка светло, темно.
                                И это так задумано Шопеном,
                                Не всё ль равно вчера или давно.
                                                             (Лев Озеров)
Поэт Лев Озеров посвятил несколько стихотворений музыке польского композитора. Одно из них создано под впечатлением знаменитого Вальса № 7. Послушайте, как исполняет Вальс ваш ровесник.
Вот фрагмент поэтического текста. Совпадает ли видение поэта с тем, что почувствовали вы, слушая музыку?
Ещё звучит в моих ушах
Седьмого вальса лёгкий шаг,
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
               Как мир, который я открыл
               В сплетенье нотных строк...
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
А, сегодня мы будем знакомиться с творчеством великого, гениального композитора. Сейчас вы услышите фрагмент его произведения, которое можно назвать его «визитной карточкой». Попробуйте догадаться, что это за композитор?

Слушание: фрагмент Симфонии №40 В.-А.Моцарта.

Ребята, вы узнали этого композитора?( верно это В.А.Моцарт)

Вольфганг Амадей Моцарт (1756 - 1791) - великий австрийский композитор.

https://sites.google.com/site/muzykaskola51/_/rsrc/1312227887306/5-klass/muzyka-i-literatura-1/urok-4/%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%82.jpg?height=200&width=152

Я жил недолго с вами на земле.
Но погребенья моего не видел
Никто. Друзья простились у ворот,
Мой гроб не проводили до могилы.
Я не был похоронен. Снова жажду
Живую душу в музыке излить!
Но реквием дописывать не стану -
Прощаться с жизнью больше не хочу.
Ведь столько в ней любви! Я понял, понял:
Печальна мудрость и мудра печаль,
Но высшая на свете мудрость - Радость!
Ах, к радости вернёмся! Наконец
Вернёмся же к себе самим, какими
По замыслу природы быть должны.
Я понял, я постиг: жизнь - это повод
Для радости. Как сладко добывать
Из каждого мгновенья свет, и нежность,
И музыку! Всё дышит и звучит!
Очистите от шума землю эту -
И музыку услышите везде.
Всё - музыка! Всё - радость!
                (Лев Болеславский. Фрагмент из поэмы "Моцарт").
Учитель: Может быть, кто-нибудь знает, как называется это произведение?

Жизнь австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта удивительна и необычна. Его яркий, щедрый талант, постоянное творческое горение дали совершенно поразительные, единственные в своём роде результаты. Моцарт прожил всего 35 лет. Несмотря на непрерывную концертную деятельность, начавшуюся с шестилетнего возраста, он создал за это время очень много произведений. Моцартом написано около 50 симфоний, 19 опер, сонаты, квартеты, квинтеты и другие произведения различных жанров.

Ребята, а что вы знаете о Моцарте? Как часто его называют? (гений).

Учитель: Не менее гениальный русский поэт А.С.Пушкин, сказал о Моцарте так: «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…». Этими словами А.С. Пушкина я хочу начать наше сегодняшнее путешествие в мир жизни, музыки В.А. Моцарта.

-Жители старинного города Зальцбурга в 18 веке передавали друг другу потрясающую весть: в семье скрипача придворной капеллы Леопольда Моцарта растет чудо ребенок – мальчик исполняет пьесы с мастерством, недоступным и некоторым взрослым.

-Музыкальная одаренность Вольфганга действительно была чудом. В 6 лет он уже давал концерты и в родном Зальцбурге и в других городах Австрии. Леопольд Моцарт, видя успехи сына, решает вести мальчика в концертное путешествие по Европе. Шестилетний музыкант отправляется завоевывать мир!

-Тайну маленького Моцарта раскрыл в своем произведении, в сказке, писатель Геннадий Циферов. Она называется «Тайна запечного сверчка». Сейчас я вам прочитаю отрывок из этой сказки, слушайте внимательно: (отрывок из сказки)

Ребята, скажите, какую музыку, по вашему мнению, мог бы исполнить на скрипке Сверчок для маленького Моцарта?

Музыкой какого характера вы озвучили бы это литературное сочинение?

А вот такую музыку мог бы исполнить сверчок для маленького Моцарта?

Слушание фрагмента «Маленькой ночной серенады».

Каков характер музыки?(Это произведение веселого, светлого характера).

Какие средства музыкальной выразительности придают этому произведению такой радостный, жизнеутверждающий характер?

В каком ладу написано произведение?

Какой темп?

Какой жанр ярко выражен?

Анализ произведения: 1) характер музыки – светлый, радостный, изящный, жизнеутверждающий;

2) ярко выражена танцевальность (жанровость);

3) очень быстрый, даже стремительный темп;

4) мажорный лад,

Учитель:Это произведение В.-А.Моцарта называется «Маленькая ночная серенада» (это как бы небольшая симфония – в ней 4 части.)

Серенада – (франц. serenade , ночная прохлада) – музыкальное произведение, исполняемое в вечернее или ночное время перед домом какого-нибудь лица в знак почитания или любви. Песня с честь возлюбленной.

В 18 веке было принято устраивать небольшие ночные концерты под окнами человека, которого хотели отметить вниманием, музыканты хотели доставить удовольствие и радость своей игрой уважаемому человеку.

Я предлагаю вам послушать «Маленькую ночную серенаду"и подумать какое состояние души композитора запечатлела эта музыка. Обратите внимание – в какой форме написано это произведение?

Слушание: Рондо из «Маленькой ночной серенады»

(форма рондо) .

А как вы думаете, почему композитор избрал именно такую музыкальную форму? (здесь она необходима для постоянного утверждения главной музыкальной мысли – ощущения радости, счастья, полноты жизни).

В.-А.Моцарт создал целую галерею неповторимых музыкальных образов; нежно-лирических, торжественно-парадных, и даже комически-шутливых. Таким примером стала опера –сказка, в которой есть злые и добрые волшебники, львы, тигры, герои - искатели приключений.


Домашнее задание.
1. О чём могли бы быть слова в "Романсе" Г. В. Свиридова? Сколько в нём куплетов?
2. Армянский поэт Ашот Граши написал о Шопене:
    "Гармонии задумчивый поэт.
     Он пел печали благородный свет,
     Высокую любовь в людских сердцах".
    Почему в стихах композитор Ф. Шопен назван поэтом?
3. Дописал ли В. А. Моцарт до конца "Реквием"? Если нет - кто закончил произведение?
4*.Какие ещё произведения Г. В. Свиридова. Ф. Шопена, В. А. Моцарта вы можете назвать?





Урок по музыке в 5 классе по программе Е.Критской
  • Музыка
Описание:

Урок  по музыке в 5 классе

Тема: Писатели и поэты о музыке и музыкантах

Цель урока: Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей.

Задачи:

·        Расширение представлений о творчестве  композиторов В.-А.Моцарта;

Ф.Шопена, Г.Свиридова.

·        Знакомство учащихся с поэтическими, литературными и музыкальными шедеврами;

·        Развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся;

·        Развитие интонационно-образного мышления, эмоционального отклика на высокохудожественные произведения классической музыки.

Используемое оборудование:  компьютер, проектор, экран.

Материалы к уроку: отрывок из сказки В.Цыферова «Тайна запечного сверчка», отрывок из трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери», стихотворение «Реквием» С.Граховского, произведения В.-А. Моцарта: «Маленькая ночная серенада», хор из оперы «Волшебная флейта»,«Лакримоза», компьютерная презентация по теме урока.

Ход урока

Музыкальное приветствие.

Скажите, какую тему мы начали обсуждать на прошлом уроке? («Писатели и поэты о музыке и музыкантах»).

 Учитель: Сегодня мы продолжаем обсуждать эту тему, послушайте.

Слушание: Прелюдия №7 Ф.Шопен

Ребята, вы узнали это произведение, кто композитор?

Как музыка Ф.Шопена вдохновила писателей и поэтов на создание литературных произведений? Какие высказывания, стихи были посвящены ему? (стихи «Горсть земли», «Вальс»; «Клавиши под его пальцами начинают петь…»)

 

Автор Ожерельева Елена Николаевна
Дата добавления 17.02.2015
Раздел Музыка
Подраздел Конспекты
Просмотров 7188
Номер материала 56512
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓