План
урока музыки в 5 классе
Тема:
«Вторая жизнь песни»
Оборудование:
компьютер, проектор, видеозапись фрагмента фильма «Николай Андреевич Римский
Корсаков» (Колыбельная Волховы и Садко)
Раздаточный материал:
Таблицы «Средства музыкальной выразительности» и «Характер музыки»
Мультимедиа поддержка:
слайд со словами «Сон по бережку ходил, Дрёма по лугу….»
Цель: обобщить знания по изученным
песенным жанрам в форме урока- исследования, используя структуры обучения
сингапурской методики.
Задача: а) разивающая:
Вспомнить определение жанров: «песня»,
«вокализ», «песня без слов», «кантата», «опера».
Опираясь на текст былины «Садко»,
вспомнить сюжет былины и её главных героев
б) обучающая:
1.Сравнивая особенности жанров выделить
жанры, где есть присутствие литературы и где её значение незначительное.
2.Остановившись на жанре «опера»,
предложить детям слова из фрагмента оперного спектакля: «Сон по бережку ходил,
Дрёма по лугу. А и сон искал Дрёму, Дрёму спрашивал…»
3. Опираясь на раздаточный материал:
«Средства музыкальной выразительности» и «Характер музыки» выявить
особенности этого текста, его поэтичную мелодичность, сказочность.
4.Определить жанровость слов и
исполнителя. При поиске исполнителя, вспомнить главных героев былины. Задать
вопрос: Кто из героев былины мог бы так спеть? Мужчина или женщина? Определить
жанр вокального произведения.(Колыбельная)
5.Используя структуру «Джот тотс» «
и «Сорт кардс» классифицировать особенности каждого изученного жанра
.(Дети записывают на карточках по одному отличительному признаку каждого жанра
, проговаривая по очереди их ложат на стол лицевой стороной вверх,затем
распределяют их по жанрам.)
6.Используя структуру «Конэрс»
определить значение взаимодействия двух видов искусств музыки и литературы:
1 угол : «Музыка и литература имеют
выразительные интонации»
2 угол: «Музыка выражает мысль поэта»
3 угол: «Музыка бывает понятна без слов»
4 угол : «Музыка обогащает литературные
образы»
7.Используя структуру «рэлли робинс»
вспомнить литературные жанры, где присутствует сверхъестественная сила,
волшебство.
В) воспитывающая:
Привить интерес к народной культуре своего
народа, произведениям былинного эпоса и его героям , любовь к образцам
музыкального искусства.
Воспитать слушательскую культуру и умение
анализировать музыкальный образ.
Ход
урока:
1. Приветствие
2. Вопрос:
Ребята, как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на последнем уроке?
(Вспомним музыкальные
жанры)
-И два вида искусства,
которые взаимодействовали между собой.
3. Структура
«Конэрс».Перед вами по углам расположены
предположения о двух видах искусства, которые взаимодействовали на протяжении
всей четверти. Выберите свой угол , запишите выбранную вами фразу. Затем
встаньте в тот угол, который вы выбрали и аргументируйте свой выбор .
А)1 угол : «Музыка
и литература имеют выразительные интонации»
Б)2 угол: «Музыка
выражает мысль поэта»
В)3 угол: «Музыка
бывает понятна без слов»
Г)4 угол : «Музыка обогащает
литературные образы»
(Дети под музыку выбирают
свой угол и объясняют свой выбор)
4. Исполнение
песни
5.Мы начали наш урок с
жанра песня. А это значит , что отталкиваясь от этого жанра , мы вспомним о том
, что этот жанр должен развиваться. Результатом этого развития стали другие
музыкальные жанры , которые имеют свои особенности.
Перед вами лежат пустые
карточки . Вы должны вспомнить особенности каждого изученного жанра. Записывая
одну особенность , вы громко её проговариваете, а сосед уже пишет другую. То
есть по очереди проговаривая, вы записываете особенности всех жанров.
Закончили.
Теперь вы должны
сгруппировать эти карточки в названия жанров, которые вы изучили на
уроках.(обобщение)
Музыкальная викторина-
дети записывают название жанров в тетрадь
6.Перед вами
поэтический текст «Сон по бережку ходил , Дрёма по лугу. А и Сон искал Дрёму,
Дрему спрашивал».
Вопрос: Что вам
кажется здесь необычным?
- присутствие слов
Дрёма и Сон.
- Как вы думаете ,
почему эти слова так знакомые с детства пишутся с большой буквы?
- главные герои,
имена
-в настоящее время
нет таких имён, но есть слова выражающее действие (спать, дремать).
-в наше время нет
таких слов, их не используют в разговорной речи. .Значит, поэт ошибся в выборе
слов. Я приведу вам пример ещё одного произведения , где есть присутствие этих
слов. Что вы скажете об этом?
Спи, дитятко,
почивай, свои глазки закрывай.
Стану петь я
распевать, колыбель твою качать.
Ходит сон по
сеничкам, дрёма под окошечком.
А как сон-то
говорит: «Я скорее усыплю».
А дрёма-то
говорит: «Я скорее удремлю».
А как сон то
говорит: «Где бы колыбель найти?
Где бы колыбель найти, поскорее усыпить?»
-Значит
человек верил , что есть такие герои, раз они встречаются в произведениях.
Это
вымышленные герои или сказочные?
-сказочные.
-Давайте
вспомним литературные жанры, где есть сверхъестественная сила, вымышленные
герои.
7.Структура
«рэлли робинс» поможет нам обсудить этот
вопрос совместно с партнёром по парте (даётся 1 минута на обсуждение)
-Каждый
проговаривает своё предположение и затем отвечает.
-Сказка,
былина (Дети записывают название жанра в тетрадь)
- Значит
древний литературный жанр. А музыкальный?
-Колыбельная!
8. Перед вами
таблицы «Характер музыки» и «Средства музыкальной выразительности». Мы
попытаемся определить характер этой колыбельной и найти исполнителя.
(Дети
работают с раздаточным дидактическим материалом и выясняют, что характер слов в
музыке должен быть спокойный, песенный, нежный и т.д; мелодия плавная, темп
медленный, ритм равномерный, лад грустный, динамика тихая, регистр высокие
звуки)
- Значит,
исполнитель должен быть женщиной. Действительно, что бы лучше нам её
представить мы отправимся …
- в театр!
-Смотрим!
9.(Дети
смотрят фрагмент из оперы Н.А.Римского- Корсакова «Садко»)
-Почему здесь
мы слышим симфонический оркестр? Куда мы попали?
-В оперу!
-Напомните
название литературного жанра
-Былина!
- Это
сказочная героиня?
-Да!
- Наверно,
имя должно ей быть тоже сказочное. Зовут её Волхова.
(Дети записывают название произведения-
«Колыбельная Волховы»)
-В театре
слышны слова одного зрителя: «Словно сама природа , покорённая моим гусляром
склонилась к нему».Как вы думаете кто это?
- Автор
-Создавший
образ гусляра в каком литературном жанре?
-Былине!
А гусляр,
который сладко спал?
- Садко
-Только
теперь это музыкальный спектакль и это опера «Садко»
Действительно, это автор
- композитор 19 века Николай Андреевич Римский- Корсаков. Корсаком служил его
дед на военном корабле. Родители очень хотели ,чтобы он тоже стал военным
офицером. Им он стал , но любовь к музыке стала важной частью его жизни. Опера,
с которой вы познакомились по счёту у него 15 –ая. Это композитор – сказочник,
а его героиня Волхова - дочь Морского царя. Колыбельная героини получает в
опере вторую жизнь. Из народной колыбельной она превращается в симфонический
портрет героя спектакля.
Итак, сегодня на уроке мы
познакомились с жанром…
-Опера
И проследили взаимодействие
музыки и литературы на примере жанров …(дети перечисляют все изученные жанры)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.