Главная / Музыка / урок по музыке на тему "Вторая жизнь песни" (5 класс)

урок по музыке на тему "Вторая жизнь песни" (5 класс)

План урока музыки в 5 классе

Тема: «Вторая жизнь песни»

Оборудование: компьютер, проектор, видеозапись фрагмента фильма «Николай Андреевич Римский Корсаков» (Колыбельная Волховы и Садко)

Раздаточный материал: Таблицы «Средства музыкальной выразительности» и «Характер музыки»

Мультимедиа поддержка: слайд со словами «Сон по бережку ходил, Дрёма по лугу….»

Цель: обобщить знания по изученным песенным жанрам в форме урока- исследования, используя структуры обучения сингапурской методики.

Задача: а) разивающая:

Вспомнить определение жанров: «песня», «вокализ», «песня без слов», «кантата», «опера».

Опираясь на текст былины «Садко», вспомнить сюжет былины и её главных героев

б) обучающая:

1.Сравнивая особенности жанров выделить жанры, где есть присутствие литературы и где её значение незначительное.

2.Остановившись на жанре «опера», предложить детям слова из фрагмента оперного спектакля: «Сон по бережку ходил, Дрёма по лугу. А и сон искал Дрёму, Дрёму спрашивал…»

3. Опираясь на раздаточный материал: «Средства музыкальной выразительности» и «Характер музыки» выявить особенности этого текста, его поэтичную мелодичность, сказочность.

4.Определить жанровость слов и исполнителя. При поиске исполнителя, вспомнить главных героев былины. Задать вопрос: Кто из героев былины мог бы так спеть? Мужчина или женщина? Определить жанр вокального произведения.(Колыбельная)

5.Используя структуру «Джот тотс» « и «Сорт кардс» классифицировать особенности каждого изученного жанра .(Дети записывают на карточках по одному отличительному признаку каждого жанра , проговаривая по очереди их ложат на стол лицевой стороной вверх,затем распределяют их по жанрам.)

6.Используя структуру «Конэрс» определить значение взаимодействия двух видов искусств музыки и литературы:

1 угол : «Музыка и литература имеют выразительные интонации»

2 угол: «Музыка выражает мысль поэта»

3 угол: «Музыка бывает понятна без слов»

4 угол : «Музыка обогащает литературные образы»

7.Используя структуру «рэлли робинс» вспомнить литературные жанры, где присутствует сверхъестественная сила, волшебство.

В) воспитывающая:

Привить интерес к народной культуре своего народа, произведениям былинного эпоса и его героям , любовь к образцам музыкального искусства.

Воспитать слушательскую культуру и умение анализировать музыкальный образ.



Ход урока:

  1. Приветствие

  2. Вопрос: Ребята, как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на последнем уроке?

(Вспомним музыкальные жанры)

-И два вида искусства, которые взаимодействовали между собой.

  1. Структура «Конэрс».Перед вами по углам расположены предположения о двух видах искусства, которые взаимодействовали на протяжении всей четверти. Выберите свой угол , запишите выбранную вами фразу. Затем встаньте в тот угол, который вы выбрали и аргументируйте свой выбор .

А)1 угол : «Музыка и литература имеют выразительные интонации»

Б)2 угол: «Музыка выражает мысль поэта»

В)3 угол: «Музыка бывает понятна без слов»

Г)4 угол : «Музыка обогащает литературные образы»

(Дети под музыку выбирают свой угол и объясняют свой выбор)

  1. Исполнение песни

5.Мы начали наш урок с жанра песня. А это значит , что отталкиваясь от этого жанра , мы вспомним о том , что этот жанр должен развиваться. Результатом этого развития стали другие музыкальные жанры , которые имеют свои особенности.

Перед вами лежат пустые карточки . Вы должны вспомнить особенности каждого изученного жанра. Записывая одну особенность , вы громко её проговариваете, а сосед уже пишет другую. То есть по очереди проговаривая, вы записываете особенности всех жанров. Закончили.

Теперь вы должны сгруппировать эти карточки в названия жанров, которые вы изучили на уроках.(обобщение)

Музыкальная викторина- дети записывают название жанров в тетрадь

6.Перед вами поэтический текст «Сон по бережку ходил , Дрёма по лугу. А и Сон искал Дрёму, Дрему спрашивал».

Вопрос: Что вам кажется здесь необычным?

- присутствие слов Дрёма и Сон.

- Как вы думаете , почему эти слова так знакомые с детства пишутся с большой буквы?

- главные герои, имена

-в настоящее время нет таких имён, но есть слова выражающее действие (спать, дремать).

-в наше время нет таких слов, их не используют в разговорной речи. .Значит, поэт ошибся в выборе слов. Я приведу вам пример ещё одного произведения , где есть присутствие этих слов. Что вы скажете об этом?

Спи, дитятко, почивай, свои глазки закрывай.

Стану петь я распевать, колыбель твою качать.

Ходит сон по сеничкам, дрёма под окошечком.

А как сон-то говорит: «Я скорее усыплю».

А дрёма-то говорит: «Я скорее удремлю».

А как сон то говорит: «Где бы колыбель найти?
Где бы колыбель найти, поскорее усыпить?»

-Значит человек верил , что есть такие герои, раз они встречаются в произведениях.

Это вымышленные герои или сказочные?

-сказочные.

-Давайте вспомним литературные жанры, где есть сверхъестественная сила, вымышленные герои.

7.Структура «рэлли робинс» поможет нам обсудить этот вопрос совместно с партнёром по парте (даётся 1 минута на обсуждение)

-Каждый проговаривает своё предположение и затем отвечает.

-Сказка, былина (Дети записывают название жанра в тетрадь)

- Значит древний литературный жанр. А музыкальный?

-Колыбельная!

8. Перед вами таблицы «Характер музыки» и «Средства музыкальной выразительности». Мы попытаемся определить характер этой колыбельной и найти исполнителя.

(Дети работают с раздаточным дидактическим материалом и выясняют, что характер слов в музыке должен быть спокойный, песенный, нежный и т.д; мелодия плавная, темп медленный, ритм равномерный, лад грустный, динамика тихая, регистр высокие звуки)

- Значит, исполнитель должен быть женщиной. Действительно, что бы лучше нам её представить мы отправимся …

- в театр!

-Смотрим!

9.(Дети смотрят фрагмент из оперы Н.А.Римского- Корсакова «Садко»)

-Почему здесь мы слышим симфонический оркестр? Куда мы попали?

-В оперу!

-Напомните название литературного жанра

-Былина!

- Это сказочная героиня?

-Да!

- Наверно, имя должно ей быть тоже сказочное. Зовут её Волхова.

(Дети записывают название произведения- «Колыбельная Волховы»)

-В театре слышны слова одного зрителя: «Словно сама природа , покорённая моим гусляром склонилась к нему».Как вы думаете кто это?

- Автор

-Создавший образ гусляра в каком литературном жанре?

-Былине!

А гусляр, который сладко спал?

- Садко

-Только теперь это музыкальный спектакль и это опера «Садко»

Действительно, это автор - композитор 19 века Николай Андреевич Римский- Корсаков. Корсаком служил его дед на военном корабле. Родители очень хотели ,чтобы он тоже стал военным офицером. Им он стал , но любовь к музыке стала важной частью его жизни. Опера, с которой вы познакомились по счёту у него 15 –ая. Это композитор – сказочник, а его героиня Волхова - дочь Морского царя. Колыбельная героини получает в опере вторую жизнь. Из народной колыбельной она превращается в симфонический портрет героя спектакля.

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с жанром…

-Опера

И проследили взаимодействие музыки и литературы на примере жанров …(дети перечисляют все изученные жанры)

















урок по музыке на тему "Вторая жизнь песни" (5 класс)
  • Музыка
Описание:

Использование инновационных технологий на уроке повышает мотивацию детей к обучению, не требует больших энергозатрат на повышение интереса детей к предмету.Использование технологий  командного обучения развивает в детях коммуникабельность, ответственность, мобильность и креативность мышления ребёнка.Использование технологии проблемного обучения активизирует мозговую деятельность, предлагает альтернативные выходы из сложившейся проблемы. Учитель помогает и умело направляет этот мыслительный процесс на уроке, предлагая самое ценное средствами  искусства.

Возрождение профессиональной музыки на основе народной стало приоритетом музыки 19 века.Николай Андреевич Римский- Корсаков прекрасно сочетает народную музыку( колыбельную )и даёт вторую жизнь этой песне в опере. Используя разнообразные приёмы и формы работы на уроке выясняется значимость двух видов искусства музыки и литературы,литературного и музыкального образа.

Автор Харчева Марина Витальевна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Музыка
Подраздел Конспекты
Просмотров 2365
Номер материала 3815
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓