Главная / Музыка / Урок по музыке на тему "Лунная соната" (: класс)

Урок по музыке на тему "Лунная соната" (: класс)

Тема: «Лунная соната» Бетховена

Цели: Формирование знаний творческого пути великого композитора, истории создания этого замечательного произведения.

Осуществление эстетического воспитания.

Развитие навыков в умении анализировать прослушанное произведение. Совершенствование музыкального образования учащихся.

1. Орг. момент

2. Упражнение на дыхание, распевка, исполнение Гимна.

3. Повторение пройденного материала. Исполнение песни. Тестирование.

Прежде чем начать разговор о «Лунной сонате» Бетховена, давайте вспомним, что такое соната?

Соната- это произведение для одного или двух инструментов, написанное в форме сонатного цикла.

Типичное строение сонатного цикла-4части.

1 часть-Сонатное аллегро- драматический центр цикла.

2 часть-медленная часть- лирико -психологическая, филосовская.

3 часть- менуэт- Гайдн, Моцарт, скерцо-Бетховен.

4 часть-быстрый финал- жизнеутверждающее завершение всего цикла.

Все эти части объединяются общим замыслом. Например, через борьбу, драму чувств, раздумья и переживание к победе.


Бетховен отступает от этих правил, когда пишет «Лунную сонату»:

1 часть-Адажио

2 часть-Аллегро

3 часть- Престо

4. Новая тема:

Изучив биографию Бетховена, мы знаем, что в 1789 г. по другую сторону Рейна во Франции была Французская революция. Ее идеи поставили перед композитором новые проблемы, каких не знали его предшественники. Он сумел показать в своей музыке, что творцом великих идей свободы, равенства, братства является народ, во главе которого стоит героическая личность: герой- борец! Теперь можно сравнить увертюру «Эгмонт» и «Лунную сонату». Надо заострить внимание на том, какое разное жизненное содержание впитывают в себя слушатели этих двух сочинений одного композитора. Борьба составляет сущность каждого из них. Но в «Эгмонте» она протекает на фоне объективных исторических событий. Эта борьба сильной личности с внешними обстоятельствами, со злом, воплощенным в государственной тирании. В лунной сонате- сосредоточение на внутренней битве в душе человека, интимной, глубоко личной, но не менее драматичной по своему.

В 26 лет Бетховен почувствовал первые признаки глухоты, а написал сонату в 1801г., когда ему было 31 год, будучи плохо слышащим. Уже в 30 лет великий Бетховен понял, что его неизлечимая болезнь ведет к трагической развязке - полной глухоте. Именно в эту пору к нему пришла первая большая любовь. Бетховен мечтал жениться на графине Джульетте Гвинчарди. Но сословные предрассудки общества не дали осуществиться его счастью. Графиня Джульетта Гвинчарди не могла стать женой музыканта, даже знаменитого. Вскоре она вышла замуж за графа, человека ее круга и этим нанесла страшный удар композитору. Лунная соната была написана в трудное для него время. Ее настоящее название «Соната-Фантазия». Бетховен написал: «посвящается Джульетте Гвинчарди» название «Лунная» придумано поэтом Людвигом Рельштабом.

В первой части воплощена тема глубокой скорби и сосредоточенности: басы, безостановочное движение мерными триолями, ритмические интонации траурного марша. Уже в первых звуках замирает сердце, сжавшись в комок, закрыта глаза, и ты погружаешься в мир сладостного чувства - любви!

Проигрывание на инструменте.

Я могу сказать так о сонате, но и могу сказать, что первая часть звучит в едином трагическом оцепенении. Ощущение глубокой скорби, мрачной сосредоточенности.

Сам Бетховен отметил, что того требует деликатнейшее исполнение. Настолько это глубоко и лично. Контраст и конфликты он вынес за пределы 1 части во 2 и 3 части.

Слушание.

Во время прослушивания сонаты, необходимо, чтобы ребята представили музыкальный или шире – художественный образ. Чтобы поняли и почувствовали, что различные музыкальные образы всегда воплощают какую-то частицу жизни- то или иное жизненное явление, картину природы, нечто происходящее в человеке, в обществе, в масштабах всего человечества или в душе маленького ребенка. Чтобы услышали тему на фоне триолей.

  1. Ранее я уже ребят подвела к тому, какой образ они могут создать каждый для себя, слушая эту музыку. Во время прослушивания сделать зарисовки.

  2. Показать репродукции, пусть ребята сами выберут наиболее приемлемую для них, которая больше подходит их воображению, почему?


  1. Рефлексия. Вам стала близка именно по душе эта музыка? Затронула ли она струны вашей души? Считаете ли вы красивым это произведение? Можно ли его назвать гениальным? Актуально ли это произведение в наши дни?

  2. Вывод: Музыка прошлого, как и сочиненная в наши дни нужна человеку в разных жизненных ситуациях: в минуты серьезных размышлений о мире и о себе и в минуты отдыха. Поэтому музыка прошлых эпох может быть глубоко созвучна нам- людям 21 века, благодаря тем мыслям и чувствам, которые отражены в ней. Например, «Лунная соната» и спустя два века также популярна, поэтому часто ее содержание отвечает духовному миру наших современников.

  3. Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Лунная соната» в моей душе»












Урок по музыке на тему "Лунная соната" (: класс)
  • Музыка
Описание:

В разработке открытого урока я использовала первую часть "лунной сонаты", урок сопровождается демонтрационным материалом, просматриваются некоторый материал на интерактивной доске. На уроке проводится работа в группах.Цель моего урока:Формирование знаний творческого пути великого композитора, истории создания этого замечательного произведения.

Осуществление эстетического воспитания.

Развитие навыков в умении анализировать прослушанное произведение. Совершенствование музыкального образования учащихся.

Автор Айжигитова Гулькай Анваровна
Дата добавления 01.12.2014
Раздел Музыка
Подраздел Конспекты
Просмотров 1321
Номер материала 6135
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓