Главная / Музыка / Урок по музыке на тему "Где живут ноты" (1 класс)

Урок по музыке на тему "Где живут ноты" (1 класс)

Конспект урока по музыке в 1 классе


Тема урока: «Где живут ноты».

Цель урока:

Знакомство с нотной азбукой.

Задачи:

Обучающие: познакомить учащихся с элементами нотного письма, соединить жизненные представления детей о школьных уроках друг с другом на основе знакомства их с музыкальной азбукой.

Развивающие: способствовать расширению кругозора; развивать детский голос, стремление петь в коллективе.

Воспитывающие: прививать музыкальный вкус, интерес и любовь к музыке и музыкальным занятиям.


Оборудование: мультимедийное оборудование, магнитофон, фортепиано, учебно-методический комплект “Музыка” для 1 класса.


Музыкальный материал: В. Герчик «Нотный хоровод», А. Островский «До, ре, ми, фа, соль…», Г. Струве «Песенка о гамме», Д. Львова-Компанейц «Снежная песенка».


Умения и виды деятельности:

Общеучебные умения: работать с записью.

Специальные умения: уметь работать с нотной записью как простейшим знаковым обозначением музыкальной речи.


Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Музыкальное приветствие.

  3. Актуализация знаний.

  4. Постановка цели урока.

  5. Изучение нового материала.

  6. Вокально-хоровая работа.

  7. Закрепление новых знаний.

  8. Подведение итогов урока.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Дети под музыку входят в кабинет. Звучит музыка – А. Островский «До, ре, ми, фа, соль…»


  1. Музыкальное приветствие.

Прозвенел звонок,

Начался урок.

У.: Добрый день, ребята,

Д.: Добрый день, учитель.


  1. Актуализация знаний.

Я рада встрече с вами. Сегодня наша Муза Музыка в очередной раз приглашает нас с вами в прекрасный музыкальный мир, где мы узнаем много нового и интересного. Но попасть туда смогут только самые воспитанные, дисциплинированные дети, умеющие слушать и слышать музыку. Итак, вы готовы?

- Тогда мы отправляемся в путь!

Но прежде, чем начнётся наше музыкальное путешествие, Муза хочет задать вам пару вопросов.

- Ребята, а что такое музыка? Как вы понимаете это слово?

- А из чего состоит музыка?

- Какие бывают звуки?

-Кто сочиняет для нас музыку?

- Композитор сочинил музыку и спрятал ее в шкаф. Состоялась музыка? Что нужно сделать, чтобы музыка просуществовала?

- Исполнитель сыграл музыкальное произведение в концертном зале, но его никто не услышал, состоялась ли музыка? Что еще нужно для полного существования музыки?

- С помощью чего можно записать звуки музыки? С помощью букв, цифр?

- Композиторам, для того чтобы рассказать вам о том, что их волновало, тревожило, тоже понадобились буквы. Но эти буквы особенные – музыкальные. Их называют ноты.

- Сколько нот мы знаем?

- Всего нот – семь. У каждой есть свое имя: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.


  1. Постановка цели урока.

- Мы с вами уже знаем, что существует музыкальный звуковой ряд, который начинается от самых низких звуков до самых высоких. Всего основных звуков семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Сегодня на уроке мы узнаем, где же живут эти ноты, или по-другому, познакомимся с музыкальной азбукой.


  1. Изучение нового материала.

- Ребята, вы любите сказки?

- Тогда внимательно послушайте сказку про ноты. После прослушивания вы мне скажете, о чем идет в ней речь.

Сказка В. Лунина «Песенка»

Жили-были нотки, родные сестрички, добрые подружки. Где жили? То ли в лесу, то ли в поле, то ли на широком лугу, то ли на речном берегу. Жили они, поживали, песню напевали.

Очень нотки свою песню любили. Одного было жаль – никто их песни не знает. И захотелось ноткам кому-нибудь эту песню подарить. Вот только кому?

Огляделись нотки. Вокруг деревья стоят, высокие, красивые, ветвями небо метут.

- Деревья, - сказали нотки. – Вы такие высокие, такие красивые, что хочется подарить вам нашу песенку.

И они запели.

- Спасибо! – сказали деревья. – Очень хороша ваша песенка, да только у нас есть своя. Не хуже.

И они зашелестели листьями и зашуршали иглами:

- Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!

Ну что тут поделаешь!

- Своя так своя! – согласились нотки.

Пошли они по лесу. Идут-идут, видят – ручеек бежит, веселый, прозрачный, камушками да веточками играет.

- Ручеек! – сказали нотки. – Ты такой веселый, прозрачный, что решили мы подарить тебе нашу песенку.

И они запели.

- Спасибо! – сказал ручеек. – Светлая у вас песенка. Да только своя мне больше нравится.

И он побежал по камушкам да по песочку:

Дзынь-дили-динь, дзынь-дили-динь!

Вздохнули нотки:

- И ручейку наша песенка не нужна.

Пошли они дальше. Идут-идут, видят – на кусте птица-синица сидит, грудка желтая, спинка серая, перышки клювом чистит, по сторонам глазками-бусинками поглядывает.

- Синица - сказали нотки. – Ты такая нарядная, так аккуратно перышками чистишь, что захотелось нам подарить тебе нашу песенку.

И они запели.

- Спасибо! – сказала синица. – Звонкая у вас песенка, но и моя неплоха.

И она вспорхнула с куста, напевая:

- Пинь-пинь-пинь-пинь!

«Кому бы еще нашу песенку предложить?» - задумались нотки.

И тут вдруг налетел на них сзади горячий степной вихрь, закружил-закрутил и понес в поднебесье.

- Степной вихрь! – закричали нотки. – Ты такой горячий, такой могучий! Отпусти нас на землю. Мы за это подарим тебе нашу песенку.

- Ха-ха-ха! – захохотал вихрь. – Славная у вас песенка, да моя получше будем. Слышите, какая она громкая? У-у-у-у!

Завыл-затрубил вихрь, подкинул нотки своей горячей рукою, дунул на них легонько, и помчались они, полетели дальше и дальше по небу.

Под вечер долетели нотки до большого города и влетели прямо в окошко дома, где жил композитор.

Весь этот день с самого утра композитор пытался сочинить музыку. Уж он и так ее сочинял, и эдак. То сядет за стол, то к роялю подойдет, то к окошку. Но все было напрасно – ничего у него не выходило.

- Послушай нашу песенку! – закричали нотки. И они запели.

- Какая прекрасная песенка! – воскликнул композитор. – Да ведь я ее весь день сочинял!

- Тогда мы тебе ее дарим! – закричали нотки.

- Вот спасибо! – обрадовался композитор и тут же побежал к столу и записал песенку на нотной бумаге.

А нотки остались жить у композитора и помогают ему сочинять все новые и новые песни.

- Понравилась сказка?

- О чем эта сказка?

- Хотите узнать, а где на самом деле живут ноты?

- Тогда слушайте и смотрите внимательно.


- На земле у каждого есть родимый дом.

Хорошо и весело, и уютно в нем.

У собаки - конура,

У лисицы - нора,

У совы - дупло,

У малиновки – гнездо.

Отгадай загадку, маленький мой друг,

Где живет, по- твоему, музыкальный звук?


Где, ребята, живут ноты? Вы знаете?


Вот пятиэтажный дом. Проживают знаки в нем.

«Нотоносец» дом зовут, знаки-ноты в нем живут.


Сколько линеек- этажей содержит каждый домик?

Ответ: Пять.


- Счёт линеек ведём снизу, как этажи в доме, как полки в шкафу.

Посчитайте линейки (считают).


- Запомните. Эти пять линеек называются нотным станом. Повторите за мной - Нотный стан (повторяют). Многие музыканты его называют нотоносцем. Почему?

Ответ: Потому что он носит на себе ноты.


- Повторите за мной. Нотоносец (повторяют). Каждый домик нелегко открыть, если нет чего?

Ответ: Ключа.


- Ключ этот называется скрипичным. Повторите за мной. Скрипичный ключ (повторяют).

Обратите внимание, что у каждой ноты есть своё место. Одни пишутся на линейках, другие между линейками.

- Давайте вместе скажем названия всех нот.

- Сегодня мы научимся писать скрипичный ключ и ноты. Обведите в тетрадях мою красную запись ключа по частям (обводят). Теперь напишите сами рядом (пишут скрипичный ключ).

Обведите каждую мою красную ноту (обводят). Теперь сами напишите ноты рядом с красными (пишут ноты). Нотам дали имена, нота каждая нужна. Подпишите под нотами их названия (подписывают до, ре, ми, фа, соль, ля, си). У нас получился ряд звуков - звукоряд. Повторите за мной. Звукоряд (повторяют).

- Споем звукоряд, который у нас с вами получился. А поможет нам в этом волшебное фортепиано, которое вы видите на экране.


Смотрите, на скрипку похож этот ключ

Он тонкий и звонкий, как солнечный луч!

Он нежно и сладко, как скрипка поёт,

В волшебное царство он нас приведёт.

Соль подруг опередила –

На вторую угодила.

Нота Си поторопилась

Да на третей очутилась.

«Ах, устала, не могу,

Дальше я не побегу!»

А между второй и третей

Нота Ля сидит, заметьте,

Познакомьтесь, вот она,

Смотрит, словно из окна.

Соль подружкам помогала

И для всех места искала.

Фа застряла: «ой, ой, ой»

Между первой и второй.

Нота Ми на первой села

Вверх идти не захотела.

Ниже Ре остановилась

Да под первой примостилась.

Ей кричат: «садись повыше!»

А она будто не слышит.

До отстала, опоздала,

Здесь никто не виноват.

На добавочных линейках

Опоздавшие сидят.

Ноты выстроились в ряд

Получился звукоряд!


Физминутка


  1. Вокально-хоровая работа.

- Теперь давайте пусть наши нотки зазвучат в нашем классе.

- Какую песню про ноты мы с вами знаем?

- Давайте исполним ее, но перед этим подготовим наш голосовой аппарат.


    1. Дыхательная гимнастика.

    2. Распевание.

- закрытым ртом;

- на 1 звуке – ма, мэ, ми, мо ,му

- на 3 звуках – мо, ми, мо, ми, мо.


Послушаем и вспомним нашу песню.

Слушание песни «Нотный хоровод».


- Вот такая весёлая песня прозвучала. Кто её для нас исполнил? (Дети)

- Совершенно верно. А как мы называем такой коллектив, в котором поют дети? (детский хор)

- И снова правильный ответ. О чём поётся в песне? (Песня нам рассказала про то, что ноты водят хоровод, поют и пляшут)

- Как мы должны петь ее?


Исполнение песни «Нотный хоровод».



- Сегодня на уроке мы разучим новую песню про ноты. Давайте послушаем ее и скажем про характер этой песни.

Слушание песни «Песенка о гамме».

- Что же такое гамма?

- Гамма – восходящий или нисходящий звукоряд неопределённой протяжённости.

- Какой характер этой песни? О чем в ней поется?


Разучивание песни «Песенка о гамме».






Песенка о гамме (Н. Соловьева, Г. Струве)


1. Мы с праздником весенним

хотим поздравить маму.

Мы выучим все ноты

и пропоём ей гамму.

Мы ДО отыщем дома,

мы РЕ в реке поймаем,

и у минутки быстрой

про МИ мы разузнаем.


До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.

До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.


2. Мы ФА и СОЛЬ в тарелке

отыщем за обедом.

Проквакают лягушки

нам ноту ЛЯ дуэтом.

А СИ нам прощебечет

синица на заборе.

Теперь споём всю гамму

мы маме в до мажоре.


До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.

До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.


  1. Закрепление новых знаний

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Музыкальный паровозик». Суть нашей игры - отгадать загадки и построиться по отгадкам (каждой группе выдаются наборы карточек с изображением и названием нот, скрипичного ключа).


1.Вначале нотного домика знак необычный

В музыке известный - это… КЛЮЧ СКРИПИЧНЫЙ


2.Знаем гамму мы давно

Впереди всех нота….ДО.


3.А за нею на горе

Машет ручкой нота….РЕ.


4.Третья нота из семи

Безусловно нота…..МИ.


5.Нарисована графа,

А под нею нота…..ФА.


6.В огороде есть фасоль,

Здесь же в нотах нота…..СОЛЬ.


7.Быстро пальцем шевеля,

Проиграл я ноту …..ЛЯ.


8.У ребят у всех спроси,

Как закончить ноту…СИ.


Посмотрите, как мы дружно встали в ряд. Что у нас получилось?

ЗВУК+РЯД=ЗВУКОРЯД

У: Приглашаю вас поиграть в игру «Нота заблудилась».

Учитель раздаёт детям макеты нот, пока звучит музыка, дети двигаются, танцуют. По окончанию звучания музыки дети с нотами должны встать по порядку.



  1. Подведение итогов урока.

  • Что нового узнали на уроке?

  • Запомнили ли названия нот?

  • Пожалуйста, повторите названия нот!

- Сколько всего существует нот?

- Где живут ноты?

- Что такое звукоряд?


Песенка о гамме

(Н. Соловьева, Г. Струве)

hello_html_me521262.png






7


Урок по музыке на тему "Где живут ноты" (1 класс)
  • Музыка
Описание:

Урок по музыке на тему "Где живут ноты" в 1 классе является уроком изучения нового материала. На данном уроке учащиеся знакомятся с элементарной нотной азбукой. Для более легкого восприятия материала, урок начинается со сказки В. Лунина "Песенка", в которой учащиеся узнают о том, что использует композитор для записи музыки. 

Далее идет знакомство с нотным станом, скрипичным ключом и звукорядом. Знакомство с нотами сопровождается небольшими стихами, разъясняющими, где расположена каждая нота. 

Вокально-хоровая работа состоит из двух частей. Во-первых, это повторение ранее выученной песни "Нотный хоровод" В. Герчика. Здесь отрабатываются навыки хорового пения.

Во-вторых, знакомство с новой песней "Песенка о гамме" Г. Струве, в которой пропевается звукоряд в восходящем и нисходящем направлении. Здесь идет работа над формированием умения определять характер, динамику, темп музыкального произведения; работа над чистотой звука.

Для закрепления нового материала предлагается игра "Нота заблудилась", которая способствует быстрому и легкому запоминанию звукоряда.

Автор Багаутдинова Райля Нурисламовна
Дата добавления 27.11.2014
Раздел Музыка
Подраздел Конспекты
Просмотров 3811
Номер материала 5732
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓