Конспект урока по музыке в 1 классе
Тема урока: «Где
живут ноты».
Цель
урока:
Знакомство
с нотной азбукой.
Задачи:
Обучающие: познакомить
учащихся с элементами нотного письма, соединить жизненные представления детей
о школьных уроках друг с другом на основе знакомства их с музыкальной азбукой.
Развивающие:
способствовать
расширению кругозора; развивать детский голос, стремление петь в коллективе.
Воспитывающие: прививать музыкальный вкус, интерес и любовь
к музыке и музыкальным занятиям.
Оборудование: мультимедийное оборудование, магнитофон,
фортепиано, учебно-методический комплект “Музыка” для 1 класса.
Музыкальный
материал: В.
Герчик «Нотный хоровод», А. Островский «До, ре, ми, фа,
соль…»,
Г.
Струве «Песенка о гамме», Д. Львова-Компанейц «Снежная песенка».
Умения и
виды деятельности:
Общеучебные
умения: работать
с
записью.
Специальные
умения: уметь
работать с нотной записью как простейшим знаковым обозначением
музыкальной речи.
Структура
урока:
I.
Организационный
момент.
II.
Музыкальное
приветствие.
III.
Актуализация
знаний.
IV.
Постановка
цели урока.
V.
Изучение
нового материала.
VI.
Вокально-хоровая
работа.
VII.
Закрепление
новых знаний.
VIII. Подведение
итогов урока.
Ход урока
I.
Организационный
момент.
Дети под музыку
входят в кабинет. Звучит музыка – А. Островский «До,
ре, ми, фа, соль…»
II.
Музыкальное
приветствие.
Прозвенел звонок,
Начался урок.
У.: Добрый день,
ребята,
Д.: Добрый день,
учитель.
III.
Актуализация
знаний.
Я
рада встрече с вами. Сегодня наша Муза Музыка в
очередной раз приглашает нас с вами в прекрасный музыкальный
мир, где мы узнаем много нового и интересного. Но
попасть туда смогут только самые воспитанные, дисциплинированные дети, умеющие
слушать и слышать музыку. Итак, вы готовы?
-
Тогда мы отправляемся в путь!
Но
прежде, чем начнётся наше музыкальное путешествие, Муза хочет задать вам пару
вопросов.
-
Ребята, а что такое музыка? Как вы понимаете это слово?
-
А из чего состоит музыка?
-
Какие бывают звуки?
-Кто
сочиняет для нас музыку?
-
Композитор сочинил музыку и спрятал ее в шкаф. Состоялась музыка? Что нужно
сделать, чтобы музыка просуществовала?
-
Исполнитель сыграл музыкальное произведение в концертном зале, но его никто не
услышал, состоялась ли музыка? Что еще нужно для полного существования музыки?
- С
помощью чего можно записать звуки музыки? С помощью букв, цифр?
-
Композиторам, для того чтобы рассказать вам о том, что их волновало, тревожило,
тоже понадобились буквы. Но эти буквы особенные – музыкальные. Их называют
ноты.
- Сколько
нот мы знаем?
- Всего нот
– семь. У каждой есть свое имя: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
IV.
Постановка
цели урока.
- Мы с вами уже знаем,
что существует музыкальный звуковой ряд, который
начинается от самых низких звуков до самых высоких. Всего основных звуков семь:
до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Сегодня на уроке мы узнаем, где же живут эти ноты,
или по-другому, познакомимся с музыкальной азбукой.
V.
Изучение
нового материала.
- Ребята,
вы любите сказки?
- Тогда
внимательно послушайте сказку про ноты. После прослушивания вы мне скажете, о
чем идет в ней речь.
Сказка В. Лунина «Песенка»
Жили-были
нотки, родные сестрички, добрые подружки. Где жили? То ли в лесу, то ли в поле,
то ли на широком лугу, то ли на речном берегу. Жили они, поживали, песню
напевали.
Очень
нотки свою песню любили. Одного было жаль – никто их песни не знает. И
захотелось ноткам кому-нибудь эту песню подарить. Вот только кому?
Огляделись
нотки. Вокруг деревья стоят, высокие, красивые, ветвями небо метут.
- Деревья,
- сказали нотки. – Вы такие высокие, такие красивые, что хочется подарить вам
нашу песенку.
И они
запели.
- Спасибо!
– сказали деревья. – Очень хороша ваша песенка, да только у нас есть своя. Не
хуже.
И они зашелестели
листьями и зашуршали иглами:
- Ш-ш-ш!
Ш-ш-ш!
Ну что тут
поделаешь!
- Своя так
своя! – согласились нотки.
Пошли они
по лесу. Идут-идут, видят – ручеек бежит, веселый, прозрачный, камушками да
веточками играет.
- Ручеек! –
сказали нотки. – Ты такой веселый, прозрачный, что решили мы подарить тебе нашу
песенку.
И они
запели.
- Спасибо!
– сказал ручеек. – Светлая у вас песенка. Да только своя мне больше нравится.
И он
побежал по камушкам да по песочку:
Дзынь-дили-динь,
дзынь-дили-динь!
Вздохнули
нотки:
- И
ручейку наша песенка не нужна.
Пошли они
дальше. Идут-идут, видят – на кусте птица-синица сидит, грудка желтая, спинка
серая, перышки клювом чистит, по сторонам глазками-бусинками поглядывает.
- Синица -
сказали нотки. – Ты такая нарядная, так аккуратно перышками чистишь, что
захотелось нам подарить тебе нашу песенку.
И они
запели.
- Спасибо!
– сказала синица. – Звонкая у вас песенка, но и моя неплоха.
И она
вспорхнула с куста, напевая:
-
Пинь-пинь-пинь-пинь!
«Кому бы
еще нашу песенку предложить?» - задумались нотки.
И тут
вдруг налетел на них сзади горячий степной вихрь, закружил-закрутил и понес в
поднебесье.
- Степной
вихрь! – закричали нотки. – Ты такой горячий, такой могучий! Отпусти нас на
землю. Мы за это подарим тебе нашу песенку.
-
Ха-ха-ха! – захохотал вихрь. – Славная у вас песенка, да моя получше будем.
Слышите, какая она громкая? У-у-у-у!
Завыл-затрубил
вихрь, подкинул нотки своей горячей рукою, дунул на них легонько, и помчались
они, полетели дальше и дальше по небу.
Под вечер
долетели нотки до большого города и влетели прямо в окошко дома, где жил
композитор.
Весь этот
день с самого утра композитор пытался сочинить музыку. Уж он и так ее сочинял,
и эдак. То сядет за стол, то к роялю подойдет, то к окошку. Но все было
напрасно – ничего у него не выходило.
- Послушай
нашу песенку! – закричали нотки. И они запели.
- Какая
прекрасная песенка! – воскликнул композитор. – Да ведь я ее весь день сочинял!
- Тогда мы
тебе ее дарим! – закричали нотки.
- Вот
спасибо! – обрадовался композитор и тут же побежал к столу и записал песенку на
нотной бумаге.
А нотки
остались жить у композитора и помогают ему сочинять все новые и новые песни.
-
Понравилась сказка?
- О чем
эта сказка?
- Хотите
узнать, а где на самом деле живут ноты?
- Тогда
слушайте и смотрите внимательно.
-
На земле у каждого есть родимый дом.
Хорошо
и весело, и уютно в нем.
У
собаки - конура,
У
лисицы - нора,
У
совы - дупло,
У
малиновки – гнездо.
Отгадай
загадку, маленький мой друг,
Где
живет, по- твоему, музыкальный звук?
Где,
ребята, живут ноты? Вы знаете?
Вот
пятиэтажный дом. Проживают знаки в нем.
«Нотоносец»
дом зовут, знаки-ноты в нем живут.
Сколько
линеек- этажей содержит каждый домик?
Ответ:
Пять.
- Счёт
линеек ведём снизу, как этажи в доме, как полки в шкафу.
Посчитайте
линейки (считают).
-
Запомните. Эти пять линеек называются нотным станом. Повторите за мной -
Нотный стан (повторяют). Многие музыканты его называют нотоносцем.
Почему?
Ответ:
Потому что он носит на себе ноты.
-
Повторите за мной. Нотоносец (повторяют). Каждый домик нелегко открыть,
если нет чего?
Ответ:
Ключа.
- Ключ
этот называется скрипичным. Повторите за мной. Скрипичный ключ (повторяют).
Обратите
внимание, что у каждой ноты есть своё место. Одни пишутся на линейках, другие
между линейками.
- Давайте
вместе скажем названия всех нот.
- Сегодня
мы научимся писать скрипичный ключ и ноты. Обведите в тетрадях мою красную
запись ключа по частям (обводят). Теперь напишите сами рядом (пишут
скрипичный ключ).
Обведите
каждую мою красную ноту (обводят). Теперь сами напишите ноты рядом с красными
(пишут ноты). Нотам дали имена, нота каждая нужна. Подпишите под нотами их
названия (подписывают до, ре, ми, фа, соль, ля, си). У нас получился ряд
звуков - звукоряд. Повторите за мной. Звукоряд (повторяют).
- Споем
звукоряд, который у нас с вами получился. А поможет нам в этом волшебное
фортепиано, которое вы видите на экране.
Смотрите,
на скрипку похож этот ключ
Он
тонкий и звонкий, как солнечный луч!
Он
нежно и сладко, как скрипка поёт,
В
волшебное царство он нас приведёт.
Соль подруг опередила –
На вторую угодила.
Нота
Си поторопилась
Да
на третей очутилась.
«Ах,
устала, не могу,
Дальше
я не побегу!»
А между второй и третей
Нота Ля сидит, заметьте,
Познакомьтесь, вот она,
Смотрит, словно из окна.
Соль
подружкам помогала
И
для всех места искала.
Фа
застряла: «ой, ой, ой»
Между
первой и второй.
Нота Ми на первой села
Вверх идти не захотела.
Ниже
Ре остановилась
Да
под первой примостилась.
Ей
кричат: «садись повыше!»
А
она будто не слышит.
До отстала, опоздала,
Здесь никто не виноват.
На добавочных линейках
Опоздавшие сидят.
Ноты
выстроились в ряд
Получился
звукоряд!
Физминутка
VI.
Вокально-хоровая
работа.
-
Теперь
давайте пусть наши нотки зазвучат в нашем классе.
-
Какую песню про ноты мы с вами знаем?
-
Давайте исполним ее, но перед этим подготовим наш голосовой аппарат.
1.
Дыхательная
гимнастика.
2.
Распевание.
-
закрытым ртом;
-
на 1 звуке – ма, мэ, ми, мо ,му
-
на 3 звуках – мо, ми, мо, ми, мо.
Послушаем
и вспомним нашу песню.
Слушание
песни «Нотный хоровод».
- Вот
такая весёлая песня прозвучала. Кто её для нас исполнил? (Дети)
-
Совершенно верно. А как мы называем такой коллектив, в котором поют дети? (детский
хор)
- И снова
правильный ответ. О чём поётся в песне? (Песня нам рассказала про то, что ноты
водят хоровод, поют и пляшут)
- Как мы
должны петь ее?
Исполнение
песни «Нотный хоровод».
- Сегодня
на уроке мы разучим новую песню про ноты. Давайте послушаем ее и скажем про
характер этой песни.
Слушание
песни «Песенка о гамме».
- Что же
такое гамма?
- Гамма –
восходящий или нисходящий звукоряд неопределённой протяжённости.
- Какой
характер этой песни? О чем в ней поется?
Разучивание
песни «Песенка о гамме».
Песенка о
гамме (Н. Соловьева, Г. Струве)
1. Мы с
праздником весенним
хотим
поздравить маму.
Мы выучим
все ноты
и пропоём
ей гамму.
Мы ДО
отыщем дома,
мы РЕ в
реке поймаем,
и у
минутки быстрой
про МИ мы
разузнаем.
До, ре,
ми, фа, соль, ля, си, до.
До, си,
ля, соль, фа, ми, ре, до.
2. Мы ФА и
СОЛЬ в тарелке
отыщем за
обедом.
Проквакают
лягушки
нам ноту
ЛЯ дуэтом.
А СИ нам
прощебечет
синица на
заборе.
Теперь
споём всю гамму
мы маме в
до мажоре.
До, ре,
ми, фа, соль, ля, си, до.
До, си,
ля, соль, фа, ми, ре, до.
VII.
Закрепление
новых знаний
А
сейчас мы с вами поиграем в игру «Музыкальный паровозик». Суть нашей игры
- отгадать загадки и построиться по отгадкам (каждой группе выдаются наборы
карточек с изображением и названием нот, скрипичного ключа).
1.Вначале
нотного домика знак необычный
В
музыке известный - это… КЛЮЧ СКРИПИЧНЫЙ
2.Знаем
гамму мы давно
Впереди
всех нота….ДО.
3.А
за нею на горе
Машет
ручкой нота….РЕ.
4.Третья
нота из семи
Безусловно
нота…..МИ.
5.Нарисована
графа,
А
под нею нота…..ФА.
6.В
огороде есть фасоль,
Здесь
же в нотах нота…..СОЛЬ.
7.Быстро
пальцем шевеля,
Проиграл
я ноту …..ЛЯ.
8.У
ребят у всех спроси,
Как
закончить ноту…СИ.
Посмотрите,
как мы дружно встали в ряд. Что у нас получилось?
ЗВУК+РЯД=ЗВУКОРЯД
У:
Приглашаю вас поиграть в игру «Нота заблудилась».
Учитель
раздаёт детям макеты нот, пока звучит музыка, дети двигаются, танцуют. По
окончанию звучания музыки дети с нотами должны встать по порядку.
VIII. Подведение
итогов урока.
-
Что
нового узнали на уроке?
-
Запомнили
ли названия нот?
-
Пожалуйста,
повторите названия нот!
- Сколько
всего существует нот?
- Где
живут ноты?
- Что такое
звукоряд?
Песенка
о гамме
(Н.
Соловьева, Г. Струве)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.