Инфоурок Музыка КонспектыУрок по музыке для 4 класса "Музыка моего народа"

Урок по музыке для 4 класса "Музыка моего народа"

Скачать материал

Муниципальное образовательное учреждение средняя             общеобразовательная школа №9 г. Сердобска

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока в 4 классе  по теме: «Музыка моего народа».

 

 

 

 

 

 

 

Учитель музыки :  Федотова Людмила Васильевна

 

                       

                 Г. Сердобск, Пензенская область.2015г.

Тема урока: Музыкальное путешествие в деревню «Гармошка» к самовару « Тимошке».

Цель урока: Показать роль народной и композиторской музыки в жизни человека. Подвести  ребят к выводу о том, что жизнь не только рождает музыку, но и испытывает на себе её  преобразующее влияние.

Музыкальный материал: П.И.Чайковский. Симфония №4; Р. Щедрин « Озорные частушки»; « Вниз по матушке по Волге» русская народная песня; «Солдатушки,  бравы ребятушки» русская народная песня; «Частушки», « Колыбельная».

                                                  Ход урока.

  Дети входят в класс и поют музыкальное приветствие «Доброе   утро».                         У.- Здравствуйте, ребята!   Я очень рада вас видеть на нашем уроке. Утром, когда вы просыпаетесь  , ваши мамы, папы, бабушки желают вам доброго утра. Давайте и мы с вами пожелаем  друг- другу  радости и добра.                                 У.- Садитесь, дети. Какие вы сегодня нарядные и красивые! По вашим лицам я вижу , что у вас сегодня хорошее настроение. Наш урок  сегодня посвящён композиторской музыке и музыке русской народной. О разных жанрах  народной музыки мы с вами говорили на предыдущих уроках.                                           Сегодня в школу пришло удивительное письмо, я его вам сейчас  прочитаю.           

   Здравствуйте, ребятишки, озорники и шалунишки! Я – самовар Тимошка из деревни «Гармошка». В гости вас к себе зову, сладким чаем угощу. Жду вас всех в своей избушке, возле леса на опушке. Чтобы вы поторопились, чтоб в лесу не заблудились, посылаю карту вам, я её составил сам.

У.- Ребята, отправимся  в  гости  к  самовару ?                                                                                                                   Д. -  Да!                                                                                                                                                 У.- Но, так как наш урок музыкальный, то и путешествие в деревню «Гармошки» будет  музыкальным. С нами в путь до деревни пойдут мышки, они нам покажут дорогу.( Исполнение песни «Пешком шагали мышки»)                       У.- Ребята, композиторская или народная  эта песня?  Как  вы считаете ?                       У. – Какой характер  песни? (  ответы учащихся)                                                                      Прочитаем в письме, что же ждёт нас впереди: « …Впереди вас ждёт река, широка и глубока, вы по ней плывите, да не утоните».                                                        У.-  В какой знакомой вам песне упоминается  слово река?                                                 Д. – « Вниз  по матушке по Волге»   ( исполнение песни)                                                      У. – Эта песня композиторская или народная?( ответы учащихся)                                      У. – Почему определили, что русская народная песня?                                                               Д.- Её отличительная черта – распевность, протяжность.                                                      У.- Что выражает  песня ?                                                                                                                Д.- Любовь к природе, Родине и силу духа русского народа.                                             У.- Ребята,  с какими  жанрами русских народных песен  мы познакомились?               Д. – Былины,  исторические,  протяжные,  лирические,  трудовые,  частушки, колыбельные,  солдатские,  хороводные,  плясовые. )                                                           У.-А к какому жанру вы отнесёте песню «Вниз по матушке по Волге»?                            Д. – Лирическая, протяжная.                                                                                                         У. – Ребята, зачем  мы  слушаем,  исполняем  русские народные  песни?                        Д. – Чтобы знать, как жили наши предки, что думали,  о чём мечтали, что их волновало. Чтобы помнить об историческом прошлом России .                                        У.- На все вопросы отвечали правильно, с заданием справились и путешествие  продолжается.  Читаем  в письме  куда  идти  дальше.                               Речку  одолели- и вперёд смелее , на пригорке деревушка, под названьем  «Веселушка». Развесёлый в ней народ  песни русские поёт. И вы запевайте в деревню ту шагайте. Чтобы легче вам шагалось в эту деревушку запевайте , дети, дружно песню « Солдатушки».

Ребята поют и маршируют песню « Солдатушки, бравы ребятушки».                             У.- Народная или композиторская  эта песня?                                                                          Д. – Народная песня. Жанр – солдатская.                                                                                      У. – В каком ладу  звучит песня?                                                                                                   Д. -  В мажорном. ( радостная, бодрая, энергичная песня)                                                   У.- Какие слова  вам показались необычными, так сейчас не говорят?                              Д. -  Слова – востры,  держава. ( разъяснение учителя)

 Отвечали правильно, путешествие продолжается. Что же ждёт нас впереди и куда теперь идти? Об этом мы прочитаем в Тимошкином письме.                                    «Слева, видите? – гора, вам  идти как раз  туда. Под горой живёт волк злой. Тише идите , волка не будите» .

У.- Ребята, какую мы споём песню волку, чтобы он не проснулся?                                     Д. – Колыбельную.                                                                                                                            У.- Как будем её исполнять?                                                                                                           Д.-  Тихо,  ласково,  нежно. (  исполнение песни)                                                                    У. – От какого  слова происходит  колыбельная?  (Колыбель- приспособление для  укачивания малыша). Молодцы! Волк остался спать под горой, благодаря  исполнению колыбельной.                                                                                      «Полдороги, полпути быстро мы смогли пройти. А сейчас мы отдохнём, и опять вперёд пойдём».

У.- Ребята, сейчас прозвучит музыка, вы внимательно послушайте, потом ответите на следующие вопросы:- Композиторская или народная музыка?                   - Что необычного  вы в ней услышали?  ( Звучит финал симфонии№4, П.И. Чайковского).                                                                                                                                      Д.- Композиторская музыка, так как исполняет это произведение симфонический оркестр. В финале произведения мы слышим мелодию русской народной песни «Во поле берёза стояла».                                                              У.- Молодцы! Звучала музыка П.И. Чайковского, фрагмент его симфонии№4. Путешествие к самовару продолжается, а вот в какую сторону пойдём в письме Тимошкином прочтём.                                                                                   «Справа медведь, он любит петь. Громко поёт, пройти не даёт. По секрету вам скажу с этим мишкой я дружу. Вы ему – частушек много, он уступит вам дорогу!»

У.- Раз очень любит мишка частушки, мы и будем их  петь. А что такое частушка?                                                                                                                                            Д.- Короткая песня с юмором.Она  бойкая и весёлая, поётся в быстром темпе.      У.- С каким  инструментом  лучше петь частушки?                                                                  Д.- С гармошкой, баяном, балалайкой.                                                                                       У.- А сейчас для мишки   мы исполним частушки собственного сочинения. Поём весело и бойко , под аккомпанемент    народных инструментов. Молодцы!     А сейчас мы послушаем пьесу « Озорные частушки» Родиона Щедрина. После прослушивания ответьте   на вопросы:  1)  Чем похожи и чем отличаются «Озорные частушки» от частушек русских народных?  2) Какой инструмент солирует в музыке Щедрина?                                                                             Д.-  В частушках Щедрина  нет слов, музыку исполняет симфонический оркестр.  Русские частушки всегда со словами  и звучат под аккомпанемент народных инструментов.  В «Озорных частушках» солирует – труба- медно- духовой инструмент. У трубы тембр напоминает человеческий голос.                      Вижу – все вы музыканты, уникальные таланты. Вот для вас, детвора, музыкальная игра.

«Узнай музыкальный инструмент?»                                                                                            У.- Ребята, надо послушать музыку, узнать музыкальный инструмент и сказать о характере музыки.                                                                                                               1.  « Пойду ль, выйду ль я».        ( балалайка, баян)                                                                   2. «Светит  месяц»                ( гусли, ложки, жалейка, береста, гармоника, баян)           3. « Тонкая рябина».           ( гитара)

Наше путешествие продолжается, надо спешить. Нам опять поможет письмо. «А теперь – наискосок, через тропочку в лесок. Вот , ребята, здесь мой дом, хорошо, уютно в нём».

Здравствуй, самовар Тимоша! Как у тебя  тепло дома! Как уютно! Чай горячий на столе! Тебе мы приготовили сюрприз. В нашем классе есть ребята, которые ходят в музыкальную  школу .  И мы вместе с тобой послушаем игру юных музыкантов.

Вывод. Наше путешествие подошло к концу. И прежде чем мы расстанемся с самоваром Тимошей , ответьте на последние  вопросы :                                                  - Какие жанры русских народных песен вы знаете?                                                            - Зачем мы слушаем, учим, исполняем русские народные песни?                                  Д.- Народная песня – зеркало жизни народа, с её горестями и радостями!                   Домашнее задание к следующему уроку составить кроссворд на тему «Музыка моего народа».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по музыке для 4 класса "Музыка моего народа""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по кредитованию

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Основная идея данного урока показать роль народной и композиторской музыки в жизни человека.Подвести учащихся к выводу о том, что жизнь не только рождает музыку, но и испытывает на себе её преобразующее влияние.

Во время урока повторяли, исполняли, беседовали о жанрах русской народной песни и отвечали на вопросы, касающиеся русских народных песен.

Ответ прост: народная песня-зеркало жизни народа с её горестями и радостями.

Урок проходит в форме игры с применением героев сказок и фольклёра.На протяжении всего урока звучит музыка и много песен.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 982 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 13.01.2015 380
    • DOCX 18.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Александрова Светлана Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 10 лет и 1 месяц
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 30131
    • Всего материалов: 20

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика преподавания в детской музыкальной школе

Преподаватель детской музыкальной школы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования

Учитель музыки

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 364 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 095 человек

Курс повышения квалификации

Мировая музыкальная культура от Баха до Шнитке

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 80 человек

Мини-курс

Адаптация и расстройства: понимание, преодоление, развитие

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 18 регионов

Мини-курс

Современные направления в архитектуре

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Налогообложение и компенсация потерь: предотвращение ошибок и снижение рисков

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе