Муниципальное
образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 г.
Сердобска
Методическая
разработка урока в 4 классе по теме: «Музыка моего народа».
Учитель
музыки : Федотова Людмила Васильевна
Г. Сердобск, Пензенская область.2015г.
Тема
урока:
Музыкальное путешествие в деревню «Гармошка» к самовару « Тимошке».
Цель
урока: Показать
роль народной и композиторской музыки в жизни человека. Подвести ребят к
выводу о том, что жизнь не только рождает музыку, но и испытывает на себе её
преобразующее влияние.
Музыкальный
материал: П.И.Чайковский.
Симфония №4; Р. Щедрин « Озорные частушки»; « Вниз по матушке по Волге» русская
народная песня; «Солдатушки, бравы ребятушки» русская народная песня;
«Частушки», « Колыбельная».
Ход урока.
Дети входят в класс и поют музыкальное приветствие «Доброе
утро». У.- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас
видеть на нашем уроке. Утром, когда вы просыпаетесь , ваши мамы, папы, бабушки
желают вам доброго утра. Давайте и мы с вами пожелаем друг- другу радости и
добра. У.- Садитесь, дети. Какие вы сегодня
нарядные и красивые! По вашим лицам я вижу , что у вас сегодня хорошее
настроение. Наш урок сегодня посвящён композиторской музыке и музыке русской
народной. О разных жанрах народной музыки мы с вами говорили на предыдущих
уроках. Сегодня в школу пришло
удивительное письмо, я его вам сейчас прочитаю.
Здравствуйте, ребятишки, озорники и шалунишки! Я – самовар Тимошка из деревни
«Гармошка». В гости вас к себе зову, сладким чаем угощу. Жду вас всех в своей
избушке, возле леса на опушке. Чтобы вы поторопились, чтоб в лесу не
заблудились, посылаю карту вам, я её составил сам.
У.-
Ребята, отправимся в гости к самовару
? Д.
-
Да!
У.- Но, так как наш урок музыкальный, то и путешествие в деревню «Гармошки»
будет музыкальным. С нами в путь до деревни пойдут мышки, они нам покажут
дорогу.( Исполнение песни «Пешком шагали мышки») У.-
Ребята, композиторская или народная эта песня? Как вы считаете ? У.
– Какой характер песни? ( ответы учащихся) Прочитаем
в письме, что же ждёт нас впереди: « …Впереди вас ждёт река, широка и глубока,
вы по ней плывите, да не утоните». У.-
В какой знакомой вам песне упоминается слово
река? Д. – « Вниз по матушке
по Волге» ( исполнение
песни) У. – Эта песня
композиторская или народная?( ответы
учащихся) У. – Почему определили, что
русская народная
песня? Д.- Её
отличительная черта – распевность,
протяжность. У.- Что
выражает песня
?
Д.- Любовь к природе, Родине и силу духа русского народа.
У.- Ребята, с какими жанрами русских народных песен мы
познакомились? Д. – Былины, исторические, протяжные, лирические,
трудовые, частушки, колыбельные, солдатские, хороводные, плясовые.
) У.-А к какому жанру
вы отнесёте песню «Вниз по матушке по Волге»? Д. –
Лирическая,
протяжная. У.
– Ребята, зачем мы слушаем, исполняем русские народные
песни? Д. – Чтобы знать, как жили наши предки, что
думали, о чём мечтали, что их волновало. Чтобы помнить об историческом прошлом
России . У.- На все вопросы отвечали
правильно, с заданием справились и путешествие продолжается. Читаем в
письме куда идти дальше. Речку одолели- и
вперёд смелее , на пригорке деревушка, под названьем «Веселушка». Развесёлый в
ней народ песни русские поёт. И вы запевайте в деревню ту шагайте. Чтобы легче
вам шагалось в эту деревушку запевайте , дети, дружно песню « Солдатушки».
Ребята
поют и маршируют песню « Солдатушки, бравы ребятушки».
У.- Народная или композиторская эта
песня?
Д. – Народная песня. Жанр – солдатская. У.
– В каком ладу звучит
песня?
Д. - В мажорном. ( радостная, бодрая, энергичная песня) У.-
Какие слова вам показались необычными, так сейчас не
говорят? Д. - Слова – востры, держава. (
разъяснение учителя)
Отвечали
правильно, путешествие продолжается. Что же ждёт нас впереди и куда теперь
идти? Об этом мы прочитаем в Тимошкином
письме. «Слева, видите? – гора, вам идти
как раз туда. Под горой живёт волк злой. Тише идите , волка не будите» .
У.-
Ребята, какую мы споём песню волку, чтобы он не
проснулся? Д. –
Колыбельную.
У.- Как будем её исполнять? Д.-
Тихо, ласково, нежно. ( исполнение
песни) У. –
От какого слова происходит колыбельная? (Колыбель- приспособление для
укачивания малыша). Молодцы! Волк остался спать под горой, благодаря исполнению
колыбельной.
«Полдороги, полпути быстро мы смогли пройти. А сейчас мы отдохнём, и опять
вперёд пойдём».
У.-
Ребята, сейчас прозвучит музыка, вы внимательно послушайте, потом ответите на
следующие вопросы:- Композиторская или народная музыка? - Что
необычного вы в ней услышали? ( Звучит финал симфонии№4, П.И. Чайковского).
Д.- Композиторская музыка, так как исполняет это произведение симфонический
оркестр. В финале произведения мы слышим мелодию русской народной песни «Во
поле берёза стояла». У.-
Молодцы! Звучала музыка П.И. Чайковского, фрагмент его симфонии№4. Путешествие
к самовару продолжается, а вот в какую сторону пойдём в письме Тимошкином
прочтём.
«Справа медведь, он любит петь. Громко поёт, пройти не даёт. По секрету вам
скажу с этим мишкой я дружу. Вы ему – частушек много, он уступит вам дорогу!»
У.-
Раз очень любит мишка частушки, мы и будем их петь. А что такое
частушка?
Д.- Короткая песня с юмором.Она бойкая и весёлая, поётся в быстром темпе.
У.- С каким инструментом лучше петь частушки? Д.-
С гармошкой, баяном,
балалайкой. У.-
А сейчас для мишки мы исполним частушки собственного сочинения. Поём весело и
бойко , под аккомпанемент народных инструментов. Молодцы! А сейчас мы
послушаем пьесу « Озорные частушки» Родиона Щедрина. После прослушивания ответьте
на вопросы: 1) Чем похожи и чем отличаются «Озорные частушки» от частушек
русских народных? 2) Какой инструмент солирует в музыке
Щедрина?
Д.- В частушках Щедрина нет слов, музыку исполняет симфонический оркестр.
Русские частушки всегда со словами и звучат под аккомпанемент народных
инструментов. В «Озорных частушках» солирует – труба- медно- духовой
инструмент. У трубы тембр напоминает человеческий голос. Вижу
– все вы музыканты, уникальные таланты. Вот для вас, детвора, музыкальная игра.
«Узнай
музыкальный
инструмент?»
У.- Ребята, надо послушать музыку, узнать музыкальный инструмент и сказать о
характере
музыки.
1. « Пойду ль, выйду ль я». ( балалайка,
баян) 2.
«Светит месяц» ( гусли, ложки, жалейка, береста, гармоника,
баян) 3. « Тонкая рябина». ( гитара)
Наше
путешествие продолжается, надо спешить. Нам опять поможет письмо. «А теперь
– наискосок, через тропочку в лесок. Вот , ребята, здесь мой дом, хорошо, уютно
в нём».
Здравствуй,
самовар Тимоша! Как у тебя тепло дома! Как уютно! Чай горячий на столе! Тебе
мы приготовили сюрприз. В нашем классе есть ребята, которые ходят в
музыкальную школу . И мы вместе с тобой послушаем игру юных музыкантов.
Вывод.
Наше
путешествие подошло к концу. И прежде чем мы расстанемся с самоваром Тимошей ,
ответьте на последние вопросы
: - Какие жанры русских
народных песен вы
знаете? - Зачем мы
слушаем, учим, исполняем русские народные песни? Д.-
Народная песня – зеркало жизни народа, с её горестями и
радостями! Домашнее задание к следующему уроку
составить кроссворд на тему «Музыка моего народа».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.