Главная / Музыка / Урок по музыке : Кантата С. Прокофьева «Александр Невский» (5 класс)

Урок по музыке : Кантата С. Прокофьева «Александр Невский» (5 класс)

Музыка 5 класс

Учитель: Небиеридзе Александра Викторовна

МБОУ СОШ№1 ст.Ольгинской Аксайского района

Ростовской области

Тема урока: кантата С. Прокофьева «Александр Невский»

Урок разработан в рамках программы «Музыка» (предметная область «Искусство»)

Т.И. Науменко, В.В. Алеева 5-8 класс.

Место урока в системе указанной выше программы: 5 класс I четверть раздел «Искусства различны, тема едина».

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: создать условия для эмоционально-образного восприятия музыки

Задачи:

  • Образовательные:

Закрепить умения анализировать и выделять средства музыкальной выразительности из общей ткани музыкального произведения,

работа с тезаурусом понятий учащихся (контраст, триптих, кантата, музыкальные средства выразительности).

  • Развивающие:

развитие образного мышления и чувственного восприятия музыки.

  • Воспитательные:

Воспитание любви к своему Отечеству, и гордости за её историю.




Методы

  • Общенаучные:

метод системного анализа и синтеза, обобщение, сравнение.

  • Специально-педагогические:

объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, метод ситуации успеха, эмоционального воздействия.

Материал:

Кантата С. Прокофьева «Александр Невский», репродукция триптиха

П. Корина

«Александр Невский», фрагменты кинофильма С. Эйзенштейна «Александр Невский», стихотворение М. Пляцковского «Родина».

Оборудование:

ИКТ, музыкальный инструмент (фортепиано).

































Этап урока

Цель/задача

этапа

План.

время

Деятельность и слова

учителя

Планируемая

Дея-ть и слова

учащихся

Запланированный

Результат

этапа

Орг момент


1мин




Создание проблемной ситуации.

мотивация к изучению музыкального искусства

2мин

Вопросы:

-Ребята, вы любите смотреть фильмы? Какие?

Вы, наверное, заметили, что во всех фильмах звучит музыка?

А если бы из фильмов убрали музыку?

Кто занимается подбором музыки в фильмах,

А вы хотели бы попробовать себя в роли звукорежиссёров?
















Уметь Планировать и выполнять практическую работу.

Создание проблемной ситуации.


Определение проблемы и правильная постановка учебной задачи. 

7мин

Ваша задача, как звукорежиссёров подобрать музыку не к кинокартине, а к трём картинам (триптиху) великого русского художника Павла

Корина «Александр Невский)

Подбираем музыку к левой части триптиха «Северная баллада». В качестве музыкального материала я предлагаю вам части из кантаты русского композитора Сергея Прокофьева «Александр Невский».

Звучат любые три фрагмента из кантаты.









Почему же мы не можем выбрать единую  музыкальную иллюстрацию? А вы уже определили, какие образы раскрыты в предложенных музыкальных фрагментах? Для этого надо было проанализировать музыкальный материал. Вам это удалось?

Выходит, что пока мы не поймём, о чём говорится в музыке, какие образы раскрыты в той или иной части кантаты, мы не сможем подобрать соответствующую музыку к картинам.




























Ученики пытаются выбрать один. Обычно, мнения разделяются.






























Научиться прогнозировать и предвидеть конечный результат, вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок.

Выход на новую тему.


Планирование и выполнение практической работы, адекватно использовать речь, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Принимать участие в работе группами, формирование навыков сотрудничества с взрослыми

Закрепить умения анализировать и выделять средства музыкальной выразительности из общей ткани музыкального произведения








































































Работа над чистотой интонации и ансамблем.






























30

мин

-Сейчас мы с вами познакомимся с кантатой

С. Прокофьева «Александр Невский» и обязательно поймем, о чём говорится в этой музыки.

В кантате семь частей (написана для оркестра, хора и солистов).

Прослушивание второй части кантаты «Песня об Александре Невском». Обсуждение.

Вопросы для рассуждений учащихся:

На какой жанр устного народного творчества похожа эта часть?

Почему, как это отражено в музыке?

Какие ещё средства музыкальной выразительности указывают на былинный характер этой части?



Какой образ возникает перед нами?



- Следующая часть кантаты «Крестоносцы в Пскове». Прослушивание части.

-Как вы можете определить характер музыки?



-Какими музыкально-выразительными средствами пользуется композитор для их воплощения?







Какой же образ предстаёт перед нами?



Следующая часть называется «Вставайте, люди русские!»

Вопросы:

Сколько тем, какие?







Задание – сравнить части «Крестоносцы в Пскове» и «Вставайте, люди русские»:

характер, средства музыкальной выразительности. Образ части – народ – освободитель.

Исполнение с учащимися хора «Вставайте, люди русские



Четвёртая часть кантаты «Мёртвое поле» - самая проникновенная и скорбная.

Посмотрите эпизод из фильма классика отечественного кинематографа Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». В эпизоде показано поле боя после битвы русских войск с тевтонскими рыцарями (просмотр).

Вопросы:

-Какие чувства переполняют женщину, которая идёт по этому страшному полю и поет?

-Что в музыке вам подсказало ответ?

-Какой образ предстаёт перед нами в этой части?

Чем закончилось Ледовое побоище?

Посмотрите финальную сцену фильма – «Возвращение войска с победой»

-Как звучат знакомые темы?

Какой образ?
































-На былину.




Умеренный темп повествовательный характер








Образ Александра Невского – героя народных приданий, былин.










Тяжёлая, диссонирующая, страшная.






Громкая динамика, диссонирующая гармония, плотная фактура, низкий регистр.



Образ безжалостного врага.











Две темы, первая – маршевая, решительная. Вторая – певучая, взволнованная.


























































Образ скорбящей женщины.




Победой.









Торжественно.


Александра Невского – героя–победителя.



Умение анализировать и выделять средства музыкальной выразительности из общей ткани музыкального произведения,работа с тезаурусом понятий учащихся (контраст, триптих, кантата, музыкальные средства выразительности).

Поиск информации. Анализ объектов с целью выделения существенных признаков








Подведение итогов.


























































Воспитание любви к своему Отечеству, и гордости за её историю.



-А теперь, когда разобрались, о чём говорится в каждой из частей кантаты, мы сможем соотнести музыкальные образы к образам картины?

-Но прежде чем мы это сделаем, посмотрим внимательно на части триптиха П. Корина.

Художник писал триптих «Александр Невский» во время Великой Отечественной войны в полутёмном подвале с заколоченными окнами. Он писал и думал о величии и несокрушимости русского духа, писал с надеждой на скорую победу над фашистами.

Левая часть «Северная баллада» - «Вставайте, люди русские!»

Правая часть «Старинный сказ» - «Песня об Александре Невском»

Центральная часть - «Въезд Александра Невского в Псков»

Итак, мы подобрали музыку к триптиху П. Корина. Причём, такую, которая близка образно, перекликается эмоционально.

-Почему авторы этих произведений обратились к давно минувшим событиям?

- А какие чувства вызвали эти произведения у вас?

-Чувства любви к своему Отечеству, гордость за его историю, готовность в трудную минуту встать на её защиту – такие чувства не умирают, они живы и в вас.

Зачитывается стихотворение М. Пляцковского.

Родина – мы говорим, волнуясь

Даль без края видим пред собой,

Это ваше детство, ваша юность

Это всё, что мы зовём судьбой!

Это позабудется едва ли…

И на век останется святым…

Землю ту, что Родиной назвали,

Коль придётся, сердцем защитим!



Научиться

выделять группы существенных признаков объекта, осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

















Список литературы:

  1. Т.И. Науменко, В.В. Алеева «Музыка 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений».

  2. Список сайтов

  1. www.peoples.ru/state/statesmen/aleksandr_nevsky/

  2. www.naexamen.ru/doklady/aleksandr_nevskij.shtml

  3. shkolazhizni.ru/archive/0/n-27506/

  4. art-stamps.narod.ru/gtg/page_074.htm

  5. www.belcanto.ru/or-prokofiev nevsky.htmlmusicadoma.ru/prokofev_nevskyi.pdf

  6. musicmp3.spb.ru/album/aleksandr_nevskii_cantata_op_78_svetlanov_simfonicheskii_orkestr_sssr_avdeeva_yurlov_chorus_1962.html



















Урок по музыке : Кантата С. Прокофьева «Александр Невский» (5 класс)
  • Музыка
Описание:

 Урок направлен на знакомство детей с произведениями искусства,

осмысление и выход на образное восприятие музыки.

 В ходе урока один и тот же образ   раскрывается  средствами выразительности различных видов искусства.

Учащиеся знакомятся с кантатой  С. Прокофьева «Александр Невский», триптихом  Павла Корина «Александр Невский» и кинофильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский».

В начале урока была смоделирована проблемная ситуация. Используется групповая форма работы. Использование различных видов искусства направлено на всестороннее освещение темы (образ Александра Невского).

Рефлексия детей заключается в том, что дети смогут соотнести образы запечатленные в частях кантаты с образами триптиха Павла Корина.

Автор Небиеридзе Александра Викторовна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Музыка
Подраздел Конспекты
Просмотров 2421
Номер материала 3216
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓