Создание
проблемной ситуации.
|
мотивация к изучению музыкального искусства
|
2мин
|
Вопросы:
-Ребята, вы любите смотреть
фильмы? Какие?
Вы, наверное, заметили, что во всех
фильмах звучит музыка?
А если бы из фильмов убрали музыку?
Кто занимается подбором музыки в
фильмах,
А вы хотели бы попробовать себя в
роли звукорежиссёров?
|
|
Уметь
Планировать и выполнять практическую работу.
|
Создание проблемной
ситуации.
|
Определение проблемы и правильная постановка учебной
задачи.
|
7мин
|
Ваша задача, как звукорежиссёров
подобрать музыку не к кинокартине, а к трём картинам (триптиху) великого
русского художника Павла
Корина «Александр Невский)
Подбираем музыку к левой части
триптиха «Северная баллада». В качестве музыкального материала я предлагаю
вам части из
кантаты русского композитора Сергея Прокофьева «Александр Невский».
Звучат любые три фрагмента из
кантаты.
Почему же мы не можем выбрать
единую музыкальную иллюстрацию? А вы уже определили, какие образы
раскрыты в предложенных музыкальных фрагментах? Для этого надо было
проанализировать музыкальный материал. Вам это удалось?
Выходит, что пока мы не поймём, о
чём говорится в музыке, какие образы раскрыты в той или иной части кантаты,
мы не сможем подобрать соответствующую музыку к картинам.
|
Ученики пытаются выбрать один. Обычно,
мнения разделяются.
|
Научиться
прогнозировать и предвидеть конечный результат, вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок.
|
Выход на новую
тему.
|
Планирование и выполнение практической работы, адекватно
использовать речь, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
Принимать участие в работе группами, формирование навыков сотрудничества
с взрослыми
Закрепить
умения анализировать и выделять средства музыкальной выразительности из общей
ткани музыкального произведения
Работа над чистотой интонации и
ансамблем.
|
30
мин
|
-Сейчас мы с вами
познакомимся с кантатой
С. Прокофьева
«Александр Невский» и обязательно поймем, о чём говорится в этой музыки.
В кантате семь
частей (написана для оркестра, хора и солистов).
Прослушивание
второй части кантаты «Песня об Александре Невском». Обсуждение.
Вопросы для
рассуждений учащихся:
На какой жанр устного народного
творчества похожа эта часть?
Почему, как
это отражено в музыке?
Какие ещё
средства музыкальной выразительности указывают на былинный характер этой
части?
Какой образ возникает перед нами?
- Следующая часть
кантаты «Крестоносцы в Пскове». Прослушивание части.
-Как вы можете определить характер
музыки?
-Какими музыкально-выразительными
средствами пользуется композитор для их воплощения?
Какой же образ предстаёт перед нами?
Следующая часть
называется «Вставайте, люди русские!»
Вопросы:
Сколько тем, какие?
Задание – сравнить
части «Крестоносцы в Пскове» и «Вставайте, люди русские»:
характер, средства
музыкальной выразительности. Образ части – народ – освободитель.
Исполнение с
учащимися хора «Вставайте, люди русские
Четвёртая часть
кантаты «Мёртвое поле» - самая проникновенная и скорбная.
Посмотрите эпизод
из фильма классика отечественного кинематографа Сергея Эйзенштейна «Александр
Невский». В эпизоде показано поле боя после битвы русских войск с
тевтонскими рыцарями (просмотр).
Вопросы:
-Какие чувства
переполняют женщину, которая идёт по этому страшному полю и поет?
-Что в музыке вам
подсказало ответ?
-Какой образ
предстаёт перед нами в этой части?
Чем закончилось
Ледовое побоище?
Посмотрите
финальную сцену фильма – «Возвращение войска с победой»
-Как звучат знакомые
темы?
Какой образ?
|
-На былину.
Умеренный
темп повествовательный характер
Образ
Александра Невского – героя народных приданий, былин.
Тяжёлая,
диссонирующая, страшная.
Громкая
динамика, диссонирующая гармония, плотная фактура, низкий регистр.
Образ
безжалостного врага.
Две темы,
первая – маршевая, решительная. Вторая – певучая, взволнованная.
Образ
скорбящей женщины.
Победой.
Торжественно.
Александра
Невского – героя–победителя.
|
Умение
анализировать и выделять средства музыкальной выразительности из общей ткани
музыкального произведения,работа с тезаурусом понятий
учащихся (контраст, триптих, кантата, музыкальные средства выразительности).
Поиск информации. Анализ объектов с целью выделения существенных признаков
|
Подведение итогов.
|
Воспитание
любви к своему Отечеству, и гордости за её историю.
|
|
-А теперь, когда разобрались, о
чём говорится в каждой из частей кантаты, мы сможем соотнести музыкальные
образы к образам картины?
-Но прежде чем мы
это сделаем, посмотрим внимательно на части триптиха П. Корина.
Художник писал
триптих «Александр Невский» во время Великой Отечественной войны в полутёмном
подвале с заколоченными окнами. Он писал и думал о величии и несокрушимости
русского духа, писал с надеждой на скорую победу над фашистами.
Левая часть
«Северная баллада» - «Вставайте, люди русские!»
Правая часть
«Старинный сказ» - «Песня об Александре Невском»
Центральная часть
- «Въезд Александра Невского в Псков»
Итак, мы подобрали
музыку к триптиху П. Корина. Причём, такую, которая близка образно,
перекликается эмоционально.
-Почему авторы этих
произведений обратились к давно минувшим событиям?
- А какие чувства
вызвали эти произведения у вас?
-Чувства любви к
своему Отечеству, гордость за его историю, готовность в трудную минуту встать
на её защиту – такие чувства не умирают, они живы и в вас.
Зачитывается
стихотворение М. Пляцковского.
Родина – мы
говорим, волнуясь
Даль без
края видим пред собой,
Это ваше
детство, ваша юность
Это всё,
что мы зовём судьбой!
Это
позабудется едва ли…
И на век
останется святым…
Землю ту,
что Родиной назвали,
Коль
придётся, сердцем защитим!
|
|
Научиться
выделять группы существенных признаков объекта, осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.