Главная / Музыка / Урок по музыкальному искусству "Д.Шостакович. Симфония №7"

Урок по музыкальному искусству "Д.Шостакович. Симфония №7"

ТЕМА: Шостакович симфония №7.



Цель урока: расширить понятие симфония, познакомить с понятием « музыкальная драматургия » познакомить учащихся с произведением Шостаковича, воссоздать образ блокадного Ленинграда через образы “Ленинградской” симфонии, познакомить учащихся с историей Великой Отечественной войны, блокадой Ленинграда и ее последствиями; воспроизвести образы войны, горя, народа - победителя, фашизма в произведении Шостаковича; развивать культуру слушания, музыкально-эстетический вкус; воспитывать у детей чувства патриотизма, любви к Родине; формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживание на музыкальные произведения.



Тип урока: комбинированный


Форма проведения урока: урок – презентация, с применением ИКТ, работа в группах, коллективная работа.

Методы: интерактивный, практический, творческий, исследовательский, аналитический, аудиовизуальный.



Оборудование:

  • компьютер;

  • проектор;

  • презентация;

  • стихи;

  • раздаточный материал;

  • словарь эмоций;

  • карта “Великая Отечественная война 1941-1945”

  • схема анализа музыкальных произведений

  • текст песни





Музыкальный материал:

  • Аудиозапись фрагментов симфонии №7 Д. Шостаковича

  • Видеозапись песней «Кукушка»

  • Аудиозапись фонограммы «минус» песни «Кукушка»









Ход урока

Деятельность ученика

Деятельность учителя

О ночное воющее небо,

Дрожь земли, обвал невдалеке,

Бедный ленинградский ломтик хлеба,

Он почти не весит на руке

Ольга

Берггольц



  1. Организационный момент



  1. Мотивация учебной деятельности

Война и мир – две противоположных сущности, два понятия, абсолютно несовместимые друг с другом. Судьбы людей, действия, обстановка, эмоции – все в них абсолютно противоположно.

Ребята, подумаете, какие вы можете назвать противопоставления, относящиеся к образу этих разных миров.








Ученик читает отрывок их “Ленинградской поэмы” О. Бергольц











Ответы учащихся (мир создания, мир творчества – мир краха, мир разрушения, добро-зло, жизнь-смерть; сытость-голод;

Победа-поражение; любовь-ненависть;

Храбрость-страх и т.д. )


  1. Изучение нового материала

Сообщение темы и целей урока

Сегодня мы продолжаем изучение темы «Музыкальный образ» и развиваем ее на примере нового произведения - симфония №7 Д. Шостаковича.



Д.Д.Шостакович – советский композитор, годы его жизни – 1906 - 1975 (слайд – фото композитора). Он – коренной петербуржец, учился в Петербургской консерватории. В консерваторию поступил в сентябре 1919 года, в 13 лет, в 1922 году закончил ее как пианист, в 1924 – как композитор

Сочинил: 3 оперы («Нос», «Игроки», «Леди Макбет Мценского уезда»);

3 балета («Стальной скок);

оратории, кантаты; инструментальная и вокальная музыка; музыка к кинофильмам и спектаклям, 15 симфоний;



  • Что же такое симфония?









Что может быть страшнее, чем война?! Лишь слезы да страдания несет она…

Мы много знаем о войне, много о ней слышали, потому что война пришла в каждый дом. Одной из самых ужасных и трагических станиц истории стала оборона Ленинграда.

Захват Ленинграда был составной частью разработанного фашистской Германией плана войны против СССР — плана “Барбаросса”. В нём предусматривалось, что Советский Союз должен быть полностью разгромлен в течение 3?4 месяцев лета и осени 1941 года, то есть в ходе молниеносной войны. К ноябрю 1941 года германские войска должны были захватить всю европейскую часть СССР.

Всё лето день и ночь около полумиллиона человек создавали в городе рубежи обороны. Многие дома на оборонных рубежах были превращены в долговременные опорные пункты сопротивления. Германское наступление было приостановлено на несколько недель. Вражеским войскам не удалось овладеть городом с ходу.



Бои под Ленинградом не прекратились, но изменился их характер. Немецкие войска приступили к разрушению города массированными артиллерийскими обстрелами и бомбёжками. Немцы сбросили на Ленинград несколько тысяч зажигательных бомб с целью вызвать массовые пожары.





В этот же день – 8 сентября 1941 года была прервана сухопутная связь Ленинграда со всей страной – эта дата считается началом блокады длившейся 872 дня.





Уже в октябре жители города почувствовали на себе явную нехватку продовольствия, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Были отмечены сначала первые случаи потери сознания от голода на улицах и на работе, первые случаи смерти от истощения, а затем и первые случаи каннибализма.

Нормы отпуска товаров по продовольственным карточкам, введённым в городе ещё в июле, ввиду блокады города снижались, и оказались минимальны с 20 ноября по 25 декабря 1941 года. Размер продовольственного пайка составлял

Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки,

Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов,

Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии — 300 граммов,

Войскам первой линии — 500 граммов



При этом до 50 % хлеба составляли практически несъедобные примеси, добавлявшиеся вместо муки. Все остальные продукты почти перестали выдаваться





В ноябре 1941 г. положение горожан резко ухудшилась. Смертность от голода стала массовой. Стала обычной скоропостижная смерть прохожих на улицах — люди шли куда-то по своим делам, падали и мгновенно умирали. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали на улицах около сотни трупов.



Но, несмотря на всю тяжесть этого времени, на смерть, голод, страх, люди не утратили способности мыслить, мечтать, верить, надеяться, творить и сочинять. И ярким тому примером является личность великого русского композитора Д.Д. Шостаковича.



Его Седьмая симфония, получившая название “Ленинградской”, – одно из выдающихся музыкальных полотен периода Великой Отечественной войны. Значительная часть симфонии создавалась композитором осенью 1941 года в Ленинграде, в дни смертельной борьбы с врагом. Он писал ее в доме, который едва ли не поминутно сотрясался от взрывов. Позже Шостакович сказал: “С болью и гордостью смотрел я на любимый город. А он стоял, опаленный пожарами, закаленный в боях, испытавший глубокие страдания бойца, и был еще более прекрасен в своем суровом величии. Как было не любить этот город, воздвигнутый Петром, не поведать всему миру о его славе, о мужестве его защитников... Моим оружием была музыка”

Седьмая симфония состоит из 4 частей, но первая – самая значительная. Сам Д.Д.Шостакович писал так: “Первая часть рассказывает о том, как в нашу прекрасную мирную жизнь ворвалась грозная сила – война”. Образ мирной жизни сменяется образом войны.

В начале и конце первой части воплощен образ Родины. Ему противостоит злой, бесчеловечный в своей звериной жестокости образ разрушительной силы. Он и занимает средний раздел первой части. Этот образ уникален в мировой музыке своей неповторимой конкретностью, сочетанием зловещей фантастичности и предельной реальности. Это знаменитый эпизод фашистского нашествия – “Эпизод нашествия”, потрясающая картина вторжения разрушительной силы. Написана первая часть в известной вам форме вариаций, что позволило воплотить всепоглощающее разрастание и расширение бездушной, мертвой, фашистской силы.

Давайте сейчас прослушаем фрагмент симфонии.

Задание: Попытайтесь представить картину того времени, условия, в которых создавалась симфония, то мироощущение, которое охватило людей блокадного Ленинграда. И попробуем дать характеристику музыке с помощью ваших словарей эмоций.





В январе 1942 г. Красная армия предприняла первую попытку прорыва блокады. Войска двух фронтов ? Ленинградского и Волховского ? в районе Ладожского озера разделяло всего 12 км. Однако немцы сумели создать на этом участке непроходимую оборону, а силы Красной Армии были ещё очень ограничены. А к голоду прибавился еще и холод. Зима 1941—1942 годов оказалась значительно холоднее и продолжительнее обычного. Но злосчастный мороз дал надежду на спасение.





Одной из главных задач войск Ленинградского фронта был прорыв фронта противника. 12 января 1943г., после артиллерийской подготовки 67-я и 2-я ударная армии перешли в наступление и к исходу дня продвинулись на три километра навстречу друг другу. 18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов, соединились в районе Рабочих посёлков № 1 и 5. В этот же день был освобождён Шлиссельбург и очищено от противника всё южное побережье Ладожского озера. Так было разорвано кольцо блокады. Окончательно блокада была снята в январе 1944 года. В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60?100 км.



9 августа 1942 г. на сцену Большого зала филармонии вышли музыканты, Оркестранты едва ли не падали в обморок от голода, на дирижере фрак висел, как на вешалке. Под потолком, невзирая на сотрясающиеся от снарядов стены, висели хрустальные люстры. Исполняли “Ленинградскую” симфонию

Д. Д. Шостаковича.

Рассказывают, что немцы, услышав через репродукторы звуки ленинградской симфонии, просто опешили — они были абсолютно уверены, что город мертв.



Когда оркестр заиграл финал, зал встал.












Приложение №) слайд (1-2)







Презентация (слайды 3-5)

























Ответы учащихся













(Приложение №1)

Презентация (слайд 6)



























1 фрагмент фильма (Презентация слайд 7)























Презентация (слайд 8)





















2 фрагмент фильма. (Презентация слайд 9)









Презентация (слайды 10-12)





















(Презентация слайд 13 ):





























(Презентация слайд 14)







Презентация (слайд 15)

















( Приложение №2 )













Слушание 1 части симфонии №7





















































































Учащиеся слушают фрагмент симфонии №

(1 часть)









Ответы учеников.







Презентация (слайд 17)



















Видео фрагмент (Презентация слайд 18) .

Работа с картой: “Великая Отечественная война 1941-1945”





(Презентация слайд 19)





































Учащиеся ведут просмотр слайдов презентации









Видео фрагмент (Презентация слайд 20)


IV. Закрепление материала урока



Кроссворд




(Презентация слайды 21-28)

Вокально – хоровая работа



……Много горя человеческого принесла эта война. Увековечивание памяти о погибших воинах является священной традицией у всех народов мира. Образы воинов, фрагменты боев выражаются в мраморе и граните на плитах могильных курганов и мемориалов, в легендах и летописях, в трудах историков, писателей, поэтов и композиторов...

Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды окопный патефон, на котором они слушали любимые песни под аккомпанемент артиллерийской канонады. В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова: Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!



Подведение итогов



27 января 1944 года Ленинград салютовал 24 залпами из 324 орудий в честь полной ликвидации вражеской блокады — разгрома немцев под Ленинградом.



Творческое задание для групп:

  • Собрать из фрагментов рисунок и дать ему название

  • Написать Эссе (мини - сочинение) на тему: «Обращение к потомкам - война не должна повториться»

  • Нарисовать мини-плакаты

  • Выбрать и наклеить …………….









Рефлексия

(Презентация слайд 29)



Ученик читает стихотворение “Ленинградский салют”









Учащиеся выполняют творческое задание

Создание кластера (работа в группах)















Приложение №1

Отрывки из “Ленинградской поэмы” О. Бергольц

В грязи, во мраке, в голоде, в печали,

Где смерть, как тень, тащилась по пятам,

Такими мы счастливыми бывали,

Такой свободой бурною дышали,

Что внуки позавидовали б нам.

О, да, мы счастье страшное открыли –

Достойно не воспетое пока, –

Когда последней коркою делились,

Последнею щепоткой табака;

Когда вели полночные беседы

У бедного и дымного огня,

Как будем жить, когда придет победа,

Всю нашу жизнь по-новому ценя…



...И снова мир с восторгом слышит

салюта русского раскат.

О, это полной грудью дышит

освобожденный Ленинград!

...Мы помним осень, сорок первый,

прозрачный воздух тех ночей,

когда, как плети, часто, мерно

свистели бомбы палачей.

Но мы, смиряя страх и плач,

твердили, диким взрывам внемля:

Ты проиграл войну, палач,

едва вступил на нашу землю!

А та зима... Ту зиму каждый

запечатлел в душе навек —тот голод, тьму, ту злую жажду

на берегах застывших рек.

Кто жертв не предал дорогих

земле голодной ленинградской —

без бранных почестей, нагих,

в одной большой траншее братской?!

Но, позабыв, что значит плач,

твердили мы сквозь смерть и муку:

Ты проиграл войну, палач,

едва занес на город руку!

Какой же правдой ныне стало,

какой грозой свершилось то,

что исступленною мечтой,

что бредом гордости казалось!

Так пусть же мир сегодня слышит

салюта русского раскат.

Да, это мстит, ликует, дышит!

Победоносный Ленинград!









Приложение №



Справка об использованных источниках:


Музыкальные иллюстрации:


http://www.musvid.net/muscat/%D8%EE%F1%F2%E0%EA%EE%E2%E8%F7+7+%F1%E8%EC%F4%EE%ED%E8%FF/

  • Симфония № 7 («Ленинградская») I часть (гл. партия)

  • Симфония № 7 («Ленинградская») I часть (эпизод фашистского нашествия)

  • Симфония № 7 («Ленинградская») III часть

  • Симфония № 7 («Ленинградская») IV часть (финал)



http://sovmusic.ru/download.php?fname=shostak1

  • Выступление Д.Д. Шостаковича по Ленинградскому радио

Архив Дмитрия Шостаковича

Документальна хроника

Письма

Фотоальбом из личного архива

Фотоархив «Блокада Ленинграда»





Урок по музыкальному искусству "Д.Шостакович. Симфония №7"
  • Музыка
Описание:

    Данная работа представляет собой развернутый конспкт урока музыкального искуства в 7 классе и посвящен образу войны в произведении Д.Шостаковича.  

Тип урока:комбинированный.

Форма проведения урока-урок-презентация, с применением ИКТ, работа в группах, коллективная работа.

Методы: интерактивный, практический,творческий,исследовательский, аналитический, аудиовизуальный.

     Урок был разработан и представлен в ходе конкурса "Учитель года" в 2013 году. Работа получила высокую оценку конкурсного жюри. Разработка урока предлагает творческие задания для учащихся в ходе проведения урока.

 .

 

Автор заваденко лариса валериевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 1507
Номер материала 18606
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы