Главная / ИЗО, МХК / Урок по МХК: "Абстракционизм. В поисках нового смысла"

Урок по МХК: "Абстракционизм. В поисках нового смысла"

Абстракционизм. В поисках нового смысла


« Живопись нынче еще почти исключительно ограничена натуральными формами, взятыми напрокат из натуры. И нынешняя ее задача – испытать, взвесить свои силы и средства, познать их, как музыка поступила с незапамятных времен…»

В. В. Кандинский


Цель урока: выявить характерные особенности художественного образа, представленные беспредметной живописью. Сформировать у учащихся представление о значении творческого наследия абстракционистов.

Задачи:

  1. Определить причины, побудившие появлению нового течения в искусстве – абстракционизм.

  2. Ознакомить учащихся с характерными методами и приемами беспредметной живописи.

  3. Способствовать формированию умения воспринимать и анализировать абстрактные произведения искусства.

Форма урока: комбинированная

Жанр урока: урок – размышление

Оборудование: компьютер, проекционная доска, репродукции картин В. В. Кандинского, Сэма Фрэнсиса, Жана Дюбюффе, Джексона Поллока. Музыкальное оформление: прелюдии Скрябина, блюз, джаз, музыка группы «Спейс». Раздаточный материал для аналитической работы по группам, цель которой состоит в том, чтобы помочь учащимся почувствовать многозначность искусства абстракционизма, ощутить его как целое, несмотря на его многоликость.



Ход урока

Вступление

Искусство 20-го века избрало новые подходы к живописи, литературе, музыке и новые образы. Трагическая эпоха грандиозных изменений в жизни всего человечества требовала своего осмысления – а именно в этом заключается задача всякого искусства.

Вторая мировая война потрясла мир и в корне изменила отношение к человеческой жизни и человечеству в целом. Появление атомного оружия создало угрозу существованию не только цивилизации, но и жизни на Земле. Возник вопрос – а возможно ли теперь искусство и в чем его смысл?

И конечно искусство дало свой ответ: чудовищный антигуманизм массового истребления людей нашел отражение в живописи и скульптуре, отказавшись от реальных образов, - в абстракционизме.


Экспозиция

(зачитывается название урока и эпиграф)


Самым необычным из всех течений конца 19-го начала 20-го века считается абстракционизм, который вызывает множество вопросов, главные из которых:

  1. Как понять это произведение?

  2. Что хотел сказать художник?

  3. В чем смысл безпредметной живописи?

Попробуем в этом разобраться.

Абстракционизм (от лат. слова – отвлечение) – широкое направление в искусстве 20-го века, в котором создание произведения основано исключительно на формальных элементах (линия, цветовое пятно, отвлеченная конфигурация.)

(портрет Кандинского)

Основоположником абстрактного искусства по праву считается русский художник, теоретик искусства и поэт В. В. Кандинский. Начало творческого пути художника можно сравнить с французским живописцем Полем Гогеном. Карьера художника начинается только после 30-ти лет. Что повлияло на такой выбор успешного юриста?

Во-первых, впечатления от русских средневековых древностей и художественного фольклора, полученные в этнографической экспедиции по Вологодской губернии (1889 г.);

Во-вторых, посещение французской выставки в Москве (1896 г.), где он был потрясен картинами Клода Моне. Все это сыграло решающую роль в дальнейшем пути творческого по своей натуре человека и начинается кропотливая работа, учеба, поиск нового смысла в искусстве живописи.


(Видео ряд картин Василия Васильевича Кандинского: «Первая абстрактная картина», «Желто-красно-голубое», «Импровизация 7», «Наплыв импровизаций», «Акцент розового».)


  1. Согласны ли вы с тем, что «видеть абстрактную картину – это всегда видеть новое…»?

  2. Какой новый мир открыли вам эти картины?

  3. Что хотел сказать своими работами нам художник?


Считая главным в искусстве внутреннее духовное содержание, полагал, что лучше всего оно выражается прямым психофизическим воздействием чистых красочных созвучий и ритмов.

  1. С каким видом искусства сравнивает живопись Кандинский?


Конечно, Кандинский сравнивал живопись с музыкой. Об этом и многом другом он написал в своем теоретическом труде «О духовном в искусстве». Общеизвестно, что краски «благоухают» и есть понятие «слышание красок». Ведь цвет, как и звук являются средством, которым можно непосредственно влиять на душу, вызывая душевные вибрации. Тесное духовное родство между музыкой и живописью очевидно.

1. В чем оно заключается, по вашему мнению?


Звук имеет три основных свойства: высоту, длительность и силу. Цвет также обладает 3-мя свойствами: цветовым тоном, светлотой и насыщенностью. Духовное родство между высотой тона и светлотой цвета, между силой звука и насыщенностью цвета очевидна. Поэтому музыка, звучащая во время просмотра картин, поможет нам понять, осмыслить, разобраться в абстрактной живописи.

  1. Почему при восприятии беспредметной живописи, (так еще называют картины написанные в стиле абстракционизма) художник и зритель соавторы?


(Потому что художник обращается к «фантазирующему разуму» зрителя, побуждая его представлять, строить догадки, предположения, видеть свои образы в картине).


Разработка

Абстрактная живопись видела мир как скопление цветовых пятен и неоформленных контуров. Но даже этот хаос мазков на полотне, преображенный силой таланта, иной раз превращался в гармонию.

Видеоряд: С. Фрэнсис «Блюз в синих тонах» (блюзовая композиция)

  1. Что вы видите на этой картине?


Испанский художник Сэм Фрэнсис разбрызгивал краску по холсту резкими ударами кисти по поверхности. Густые пятна цвета перемежаются участками белого холста, которые художник умышленно оставил пустыми.

  1. Как вы думаете, для чего?

Написанная в 1957 году, картина была переделана в 1962. Монументальная, лишенная каких бы то ни было намеков на реальность, она вовлекает зрителя в мир чистых эмоций, спонтанного движения, красок, словно выпущенных на волю. Синий цвет звучит, как голос основного инструмента в блюзовой импровизации, основанной на произвольной аранжировке повторяющихся музыкальных фраз.

  1. Как вы думаете, можно ли по картине определить главное качество характера художника?


Видеоряд Жан Дюбюффе «Джаз-банд» (музыкальный джазовый фрагмент)

  1. Что вы видите на этой картине?

  2. Какие чувства у вас выражает работа художника?

Фигуры этой джаз - группы выстроились со своими инструментами вдоль края картины. Нанеся краску на холст, в случайных сочетаниях, художник частично размазал ее по поверхности, а затем процарапал контуры фигур и лиц музыкантов. Получился эффект граффити (уличного настенного изображения анонимного происхождения), придавая картине детскую непосредственность. Дюбюффе считал, что простодушные, наивные работы детей, самоучек и душевнобольных содержат в себе гораздо больше правды, чем произведения профессионалов. Произведения художника часто вызывали насмешки со стороны публики и критиков. А однажды в 1946 году, на выставке в Париже, подверглись нападению. Вместе с тем имя Жана Дюбюффе – в числе самых авторитетных и известных мастеров 20-го века.


Видеоряд Джексон Полок «Одно» (музыка группы «Спейс»)

  1. Что хотел сказать художник?

Джексон Полок первым среди американских живописцев стал применять совершенно необычную технику: он расстилал на земле холст, как правило большого размера, и наносил на него краску, немилосердно колотя по холсту дубинкой, которую использовал вместо кисти. Иногда он просто ходил по холсту, держа в руке продырявленную банку с краской, и полевал свое будущее творение.

  1. Как вы думаете, если человек не чувствует картину художника, значит ли это, что ей нет места в жизни?


Джексон Поллок говорил: «Я хочу выразить свои чувства, а не рассказать о них…Я могу контролировать растекание краски, в ней нет случайности, так же как нет ни начала, ни конца…»

  1. С чем сравнивал свои работы художник?

(Со Вселенной, где из хаоса рождается гармония и жизнь).


Реприза


Абстрактное искусство - огромный пласт мировой культуры, содержащий в себе богатую образность и информативность:

- не забывайте, что искусство абстракционистов обращается, прежде всего, к «фантазирующему разуму»;

- не забывайте, что «фантазирующий разум» есть способность, при которой каждая мысль и чувство рождаются одновременно с их чувственным отражением, или символом;

- не забывайте, что всякое произведение беспредметной живописи символично, прямая и первая задача художника не доказывать, а показывать.

Задание классу: (работа по группам) «Каким я вижу абстракционизм»

  1. литературный портрет абстракционизма (не более 10-ти предложений);

  2. ряд слов, являющимися ключевыми для абстракционизма, звучащие во время урока;

  3. цветовая гамма, (выбор цвета обосновать после того, как будет назван весь ряд);

  4. звуковой портрет абстракционизма;

  5. спектр идей, волнующих художников-абстракционистов;

(обсуждение, комментарии)


Кода

Абстрактное искусство – не есть что-то чуждое, непонятное. Оно несет в себе смысловое значение, содержит в себе послание для нас. Оно гласит: заботься, взращивай, развивай, преодолевай, воспитывай, насаждай, лелей. Оно приглашает нас улыбаться, реагировать, кричать, стараться, добиваться. Мы не можем повернуться к абстракционизму спиной, ведь оно, прежде всего, говорит нам – БУДЬ, а значит – ЖИВИ!

Жизнь нам дарована…,а подарки нужно беречь!




































Урок по МХК: "Абстракционизм. В поисках нового смысла"
  • ИЗО, МХК
Описание:

 

Абстракционизм. В поисках нового смысла.

 

« Живопись нынче еще почти исключительно ограничена натуральными формами, взятыми напрокат из натуры. И нынешняя ее задача – испытать, взвесить свои силы и средства, познать их, как музыка поступила с незапамятных времен…»

В. В. Кандинский

 

Цель урока: выявить характерные особенности художественного образа, представленные беспредметной живописью. Сформировать у учащихся представление о значении творческого наследия абстракционистов.

Задачи:

1.      Определить причины, побудившие появлению нового течения в искусстве – абстракционизм.

2.      Ознакомить учащихся с характерными методами и приемами беспредметной живописи.

3.      Способствовать формированию умения воспринимать и анализировать абстрактные произведения искусства.

Форма урока: комбинированная

Жанр урока: урок – размышление

Оборудование: компьютер, проекционная доска, репродукции картин В. В. Кандинского, Сэма Фрэнсиса, Жана Дюбюффе, Джексона Поллока. Музыкальное оформление: прелюдии Скрябина, блюз, джаз, музыка группы «Спейс». Раздаточный материал для аналитической работы по группам, цель которой состоит в том, чтобы помочь учащимся почувствовать многозначность искусства абстракционизма, ощутить его как целое, несмотря на его многоликость.

 

Ход урока

Вступление

      Искусство 20-го века избрало новые подходы к живописи, литературе, музыке и новые образы. Трагическая эпоха грандиозных изменений в жизни всего человечества требовала своего осмысления – а именно в этом заключается задача всякого искусства.

      Вторая мировая война потрясла мир и в корне изменила отношение к человеческой жизни и человечеству в целом. Появление атомного оружия создало угрозу существованию не только цивилизации, но и жизни на Земле. Возник вопрос – а возможно ли теперь искусство и в чем его смысл?

 

Автор Вовченко Оксана Александровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 657
Номер материала 42082
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓