Главная / ИЗО, МХК / Урок по МХК на тему «Крик» как экспрессионистская загадка искусства» (10 класс)

Урок по МХК на тему «Крик» как экспрессионистская загадка искусства» (10 класс)

Занятие по мировой художественной культуре в 11-м классе по теме «Крик» как экспрессионистская загадка искусства»





Основополагающая цель: создать необходимые условия для исследовательской деятельности в процессе работы над экспрессионистской картиной Эдварда Мунка «Крик».

Дополнительные цели: сформировать представление учащихся об идейной направленности картины на основе технологии художественного конструирования; развивать эстетические вкусы учащихся, дав возможность для определения в себе уровня художественного потенциала

Тип урока: исследование с элементами звристической беседы

Оборудование: мультимедийная доска; репродукция картины «Крик»

«Крик» Эдварда Мунка – это крик самого художника, - читаем в одной из статей, раскрывающих загадочность одной, потрясшей искусство картине.

С подобными явлениями в живописи мы уже сталкивались неоднократно. Достаточно вспомнить «Чёрный квадрат» Малевича или хотя бы «Подсолнухи» Ван Гога. Об этих картинах ходят легенды: их крадут загадочным образом, они воздействуют на человеческую психику, забирая энергию. Но именно эти картины притягивают наше внимание в надежде разобраться в тайне их сущности.

Попробуем и мы освоить «философию» представленного явления искусства.



Безусловно, определять с ребятами идейно – смысловой уровень картины «Крик» мы будем, исходя их характеристики того направления в живописи, к коему эта картина и принадлежит – ЭКСПРЕССИОНИЗМА.

Учащиеся самостоятельно нашли информацию, что экспрессионизм – одно из наиболее влиятельных художественных движений 20-го века, сформировавшееся преимущественно на немецкой и австрийской почве. Идеи экспрессионизма были направлены на эмоциональное восприятие изображаемого, «сгущение мотивов боли и крика». Нельзя не отметить, что понятие экспрессионизма имеет тесную идейную связь с экзистенциализмом. В основе экспрессионистских картин – напряжённый общественный конфликт.

Имя Эдварда Мунка, одной из эксцентричных личностей в сфере художественного экспрессионизма, овеяно тайнами и загадками, именно поэтому нет ярко выраженных объективных биографических сведений о нём.

Бытует мнение, что его тянуло к внеземному, предполагается, что чрезмерное увлечение Мунка мумиями повлияло на его не совсем адекватную психику, но когда экспрессионист с головой окунается в мистификацию, все «сомнения» о невменяемости художника ушли сами по себе.

Ребята сами неоднократно убеждались в момент подготовки к реферативным сообщениям, что авторы шедевров искусства « не в себе», поэтому на сверхэпатажные выпады «избранников литературы и искусства» реагируют весьма спокойно, при этом не утрачивая интереса к их творениям.

К картине Мунка «Крик» был тоже весьма неподдельный интерес. Намеренно была дана установка не использовать дополнительные источники на этот раз для ознакомления с художественными особенностями картины, тем больше шанса будет пронести через сознание «философию картины».

Итак, на слайде демонстрируем картину «Крик».







http://lh4.ggpht.com/OrsolyaOtt/Ryy83c2-JPI/AAAAAAAAARI/TZAOY0odBEc/EdvardMunchScream.jpg

Работа над картиной по системе технологии художественного конструирования:



Учащимся предлагается выделить те художественные приёмы, которые помогут определить идейную направленность шедевра.

А) АССОЦИАЦИИ.

Версии ребят: 1. Торнадо, ураган, буря.

Напрашивается вопрос: почему в ярко-красном цвете? 2. Извержение вулкана (вот здесь наблюдаются прямые ассоциации: красный цвет – цвет раскалённой лавы). 3. Потоки крови – вероятнее всего, символически представленные последствия войны.

Таким образом, на основе ассоциаций создаём следующую конструкцию:

Человек ( как центр) – вокруг ОПАСНОСТЬ ; человек в кругу опасности, следовательно, в состоянии безвыходности.

( От себя: тогда почему двое позади стоящих людей ведут себя спокойно, сдержанно?)

Учащиеся: Значит, опасность, вероятно, носит частный характер – так называемая личная трагедия, достигшая образно размаха стихийного бедствия.

- А почему – КРИК?

Учащиеся: Это крик о помощи; желание, чтобы услышали люди.

- Но позади стоящие люди не реагируют на трагедию человека… Возникает ситуация «гласа вопиющего в пустыне».

Учащиеся: Может, герой картины олицетворяет определённую категорию людей, которых не слышит большинство…

Намеренно на первых порах не раскрываю ребятам аспекта реальности, повлиявшего на создание картины.

Проблема упирается в то, частное или всеохватное значение заключает в себе название картины.

Ничего страшного в том, что оптимальное решение в плане определения поэтики названия нет. Наверное, недостаток собранных ингредиентов осмысления сказывается . Поэтому продолжим поиск истины дальше.

Б) Пространственная организация картины

1.На картине 2 пространства: мост как символ опоры жизни и более обширное пространство, представленное как ХАОС.

Мост, отмечается ребятами, единственная составляющая картины, где фигурируют цельные графические символы – прямые линии, сопрягаясь между собой, создают конструкцию благонадёжности.

Пространство вне моста – беспорядочное сопряжение волнообразных линий, рождающих картину хаоса, поглощающего первозданный мир: озеро в кольце(символ чистоты) – подтверждение этому!

Ребятам известно из словаря символов, что

прямая линия – символ целенаправленности, благополучия, гармонии;

искривлённая (волнообразная) – символ антигармонии, бесцельности.

Контраст на картине учащиеся обнаружили. Заметят ли они взаимодействие пространств и на каком уровне?

Учащиеся: Пространство безумия проникает под мост и нагнетает, следовательно, конструкция «благонадёжности» находится в опасности.

- Какая рождается идея в результате размышлений?

Учащиеся: возможно, картина Мунка – предупреждение об экологической катастрофе?

Ещё один вариант размышления: «Скорее, происходит процесс взаимодействия 2-х сфер жизни человека – внешней и внутренней

Развитие мысли учащихся: «Если пространство внутреннего мира преобладает над пространством физическим, значит оно – приоритет жизни вообще, оно выстраивает целенаправленность и форму.

Другими словами: ВНУТРЕННИЙ МИР – ОСНОВА ВНЕШНЕГО! (духовность рождает бытиё)

Возможно, это и есть та приемлемая формула, что и раскрывает идею картины. В духовной сфере – ХАОС, и это прямая угроза человечеству.

И теперь насчёт версии об экологической катастрофе: результат утраты силы духовного начала, а следовательно, разрушение жизни вообще!

В) Выстраиваем конструкцию системы образов.

Предлагаем ребятам самостоятельно поработать над процессом и презентовать свои модели. Вот что получилось:

1.Центральныйобраз картины – образ опустошённый, состояние героя похоже на агонию;

2.Форма головы – аналог оголённого черепа, с практически пустыми глазницами;

3.Широко открытый овальный рот также лишён живого свойства, хотя в названии картины – ярко выраженное движение. Следовательно, сам процесс крика тоже агоничен.

4.Фигура героя расплывчатая, обтекаемая, нарушаются пропорции тела, весь облик героя – как ЕДИНЫЙ БЕСФОРМЕННЫЙ ОВАЛ.

Напомним, ОВАЛ в «Словаре символов» - символ опустошённости.

Кто – то из учеников сравнил образ героя с образом смерти. Мысль выстроилась следующая: «Даже смерть ужаснулась от невероятного хаоса и как будто бежит от безысходности». Кто- то вспомнил сцены триллера «Крик» как гротескную форму изображения уродства внешнего мира. Всё не беспочвенно, ибо подобные ассоциации делают проблему более актуальной и выпуклой.

-Итак, на основе выстроенных конструкций формулируем ту идею, которая, как вам кажется, отражается на картине.

« Основная мысль на картине упирается в обнаружении героем проблемы духовной несостоятельности общества, утрате людьми гармонии не только с окружающим миром, но и между собой. В облике центральной фигуры синтезировался весь процесс «внутреннего» уродства мира. Крик, исходящий изнутри, - это своего рода эмоциональные конвульсии, перерождающиеся в духовную опустошённость, безысходность. Утверждение о том, что в мире духовное формирует физическое на картине представлено в противоположном проявлении: смерть духовной сферы грозит гибели его физической составляющей.»

- В чём заключается смысл названия картины?

« Крик у Мунка – это духовная агония», «Крик носит не частный характер, а общественный, в данном случае герой олицетворяет общественную модель так, как она выглядит изнутри», «Это КРИК безысходности, понимание того, что мир обречён…»

Субъективны или объективны были рассуждения учащихся – это не тот приоритет, на который делался упор в первую очередь, главное - у ребят сформировалось собственное представление о том, что духовная сфера общества на краю пропасти, а это бесспорная мысль, которая муссируется и в наше время.

А теперь – неожиданное. Предлагаем ребятам материал, который послужил поводом для создания картины. Из записей самого художника:

"Я возвращался домой в компании двух близких друзей. Это было время драматического исхода солнца за линию горизонта, когда на меня неизменно находит приступ меланхолии. Я не люблю этого непонятного, неопределенного состояния атмосферы и очень боюсь своего душевного состояния, которое во время заката солнца выходит из-под контроля разума. Друзья прошли вперед, а я остановился, ухватился рукой за балюстраду моста, взглянул вдаль и обмер: над городом и темно-голубым фьордом распростерлись лужи крови и языки пламени. Я дрожал от внезапно нахлынувшего на меня предчувствия близкой трагедии. И вдруг вечернюю тишину разорвал истошный крик — жуткий, наводящий ужас, парализующий... Это был последний крик самоубийцы, бросившегося с моста".

Реакция учащихся сработала моментально: вспомнились Кафка, Достоевский с их экзистенциальными теориями, но в целом ребята остались удовлетворёнными тем, что сформулированная ими идея практически оказалась верной.

Урок по МХК на тему «Крик» как экспрессионистская загадка искусства» (10 класс)
  • ИЗО, МХК
Описание:

В последнее время в рамках преподавания МХК трудно определиться с кругом тех тем, которые, на наш взгляд, полно и всесторонне отражали бы художественные ценности мировой живописи.

Картины экспрессионистов, включая Мунка, вызывают неоднозначное мнение как у специалистов, так и простых любителей живописного созерцания, но нельзя не согласиться с той мыслью, что "картина мира как нельзя остро осознаётся через призму катаклизматики", а это, безусловно, не менее оптимальный путь обнаружения учащимися тех собственных внутренних позывов, что и способствуют формированию их мировоззрения.

Автор Васильев Дмитрий Анатольевич
Дата добавления 06.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 648
Номер материала 37199
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓