Главная / Математика / урок по математике в 6 классе по теме

урок по математике в 6 классе по теме

МБОУ «Степноозёрская основная общеобразовательная школа »

Нурлатского муниципального района РТ












Разработка занятия

«Решение уравнений»

6 класс












Автор:

Киямова Люция Нурахметовна

учитель математики

МБОУ «Степноозёрская ООШ »







2014 год



Тема урока Решение уравнений

Цели урока:

Обучающая: - организовать деятельность учащихся по восприятию и первичному

запоминанию нового способа решения уравнений;

- отработать умение решать уравнения;

Развивающая: - Научить анализировать и систематизировать полученные знания;

-развитие математической речи, логического мышления;

Воспитательная: - воспитание познавательного интереса к предмету;

- привитие навыков самостоятельной работы.


Тип урока: урок изучения нового материала

Форма проведения: проблемное обучение

Оборудование: доска, мел, учебник, ноутбук, мультимедийный проектор, презентация , карточки с самостоятельной работой.









Конспект урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1. Организационный момент

Цель: - Проверить готовность учащихся и кабинета к работе, выявить отсутствующих;

- Создание положительного настроя учащихся к работе.


1


1.Проверить наличие дневника, рабочей тетради, отметить отсутствующих, проверить готовность учеников к уроку

2. Слайд 2

Психологически настроить учащихся к уроку:

- посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу и глазками пожелайте хорошего настроения. А про себя повторите:

- Я всё знаю!

- Я умею!

- Я всё сделаю сейчас!

И я тоже желаю вам хорошего настроения.

1.Каждый ученик проверяет готовность к уроку, дежурный сообщает об отсутствующих



2. Учащиеся смотрят друг на друга, желают товарищу хорошего настроения и про себя проговаривают слова.


2.

Повторение пройденного материала

Цель: - Актуализировать знания учащихся, необходимые для формирования умений решать уравнения;

-вовлечь в деятельность весь класс;

-развивать быстроту реакций, умение слушать и слышать вопрос, чётко и конкретно мыслить.

Задача учителя: выяснить степень усвоения изученного ранее материала, использование системы приёмов, позволяющих проверить знания у большинства учащихся класса.

Метод обучения: репродуктивный (повторение теоретического материала)

Форма работы: - устная ;

- коллективная.

9

Разгадайте анаграмму и определите, какое слово лишнее.



Слайд 3 Равунение

Гукр

Извененаяст

Реконь

-Какое слово лишнее?

- Почему?







Слайд 5 Уравнение

Неизвестная

Корень

-Что связывает оставшиеся слова между собой?









Слайд 6

- Действительно, на уроках математики мы учимся решать уравнения. Уравнения у нас могут быть самые разные, поэтому так важно умение решать любые уравнения.

Ещё Эйнштейн говорил: « Мне приходится делить своё время между политикой и уравнениями. Однако уравнение, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только до данного момента. А уравнение будет существовать вечно».

- Вы уже, наверное, догадались о теме нашего сегодняшнего урока?



Слайд 7

- Правильно, тема нашего сегодняшнего урока «Решение уравнений»

-Откройте тетради, запишите в тетради число и тему урока.



Слайд 8 - 11

1 Раскройте скобки: 3(х+6)

-5(2х+8)

(4х-6)·7









Слайд 12 - 15

2 Упростите выражение

0,3х – 4х + х

2,6х – 5,1у – 0,3у

4х -6,4 – 5,6х – 1,9



Слайд 16 - 18

3. Раскройте скобки и приведите подобные слагаемые:

6х -2(3х – 1)

3(х + 2) – х +2



Слайд 19

Молодцы! А сейчас внимательно посмотрите на выражения и выпишите из них те, которые считаете уравнениями.

Слайд 20

  1. 2а + 15

  2. 34 – х = 8

  3. 81 : 3 = 41

  4. 76 - у = 109

  5. 87 – 4х

  6. 64 : (12-8)

  7. х – 27 = 60

  8. (56 -40) : 2

  9. х – 16

  10. 70 : у = 7

  11. 7х + 5 = 2х

  12. 8х – 12 = 4х + 8





















- Почему вы считаете, что выписали именно уравнения?





- Что называется уравнением?











- Что называется корнем уравнения?



- Решим выписанные уравнения, повторяя правила нахождения неизвестного элемента арифметического действия.

Учащиеся разгадывают анаграмму и получают слова:

Слайд4 Уравнение

Круг

Неизвестная

Корень



-Круг

-Круг – это геометрическая фигура, а остальные слова не являются названиями геометрических фигур.







-Между собой оставшиеся слова связывает уравнение. Каждое уравнение содержит неизвестное, решая уравнение мы находим корень.





































-Уравнения.







- Записывают в тетрадь число и тему урока.





-Учащиеся рассказывают правила раскрытия скобок и раскрывают скобки

3(х+6) = 3х + 18;

-5(2х+8) = -10х – 40;

(4х-6)·7 = 28х – 42.



Учащиеся дают определение подобных слагаемых и рассказывают правило приведения подобных слагаемых

0,3х – 4х + х = 0,9х

2,6х – 5,1у – 0,3у = 2,6х – 5,4у

4х -6,4 – 5,6х – 1,9 = -1,6х – 8,3









6х -2(3х – 1) = 6х – 6х +2 = 2

3(х + 2) – х +2 = 3х + 6 –х + 2



Учащиеся выписывают в тетрадь выражения, которое, на их взгляд, являются уравнениями.





Слайд 21

  1. 34 – х = 8

  2. 76 - у = 109

  3. х – 27 = 60

  4. 70 : у = 7

  5. 7х + 5 = 2х

  6. 8х – 12 = 4х + 8



Учащиеся зачитывают выписанные уравнения, соотносят свои ответы с отвечающим учеником с помощью сигнальных карточек:

- Зелёная – согласен с ответом;

- Красная – не согласен с ответом.

В случае, если ответ ошибочный, то учащийся, поднявший красную карточку даёт свой ответ.

-Во всех выражениях имеется неизвестная, но в уравнениях имеется знак равно.



- Уравнением называется равенство, содержащее неизвестное, значение которой необходимо найти.

- Это значит, найти корень уравнения.

- Это значение неизвестного, при котором уравнение обращается в верное равенство.

- Учащиеся устно решают уравнения и проговаривают соответствующие правила нахождения неизвестного элемента арифметического действия

1) х = 26

2) у = 33

3) х = 87

4) у = 10




4.

Изучение

нового материала

Цель: формировать у учащихся умение решать уравнения, развивать мыслительную деятельность, навыки первичного обобщения и систематизации новых знаний.

Задача учителя: дать конкретное представление об изучаемых фактах, добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний.

Метод обучения: продуктивный

Форма работы: письменная .


10


-Все ли уравнения вы смогли решить?

- Давайте же посмотрим, что ещё нового может быть в решении уравнений. Предлагаю вам решить уравнение:

3х – 6 = 5х.

-Какую особенность в записи уравнения вы заметили?



Для того, чтобы решить уравнения такого вида нужно знать особое свойство уравнений:



Слайд 23

«Корни уравнения не изменяются, если какое - либо слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом их знак на противоположный»



-Показать учащимся способ решения уравнения, проговаривая при этом правила нахождения неизвестных ( на доске)

3х - 6 = 5х

3х – 5х= 6

-2х = 6

х = 6 : (-2)

х = - 3

Выполняется проверка решения, с целью убедиться, что выполненные действия при решении позволяют найти верный корень. Записывается ответ.



Слайд 24

После подробного объяснения решения уравнений, ученики записывают этапы решения уравнений в тетради.









Откройте учебник на стр.230 и разберите выполнение 3-го примера.



- Прочитайте правило, следующее вслед за примером.

-Совпадает ли решение уравнения, приведённое в учебнике, с тем как решили мы с вами?

- Значит, вы теперь знаете, как решать уравнения ещё одного вида.

- Нет, два последних уравнения мы решить не смогли.









- В обеих частях уравнения есть неизвестная.













































Учащиеся, вслед за учителем ведут записи в тетради.



  • Определить неизвестные и известные члены уравнения;

  • Сгруппировать, пользуясь свойством уравнения, неизвестные и известные члены уравнения слева и справа от знака равно;

  • Завершить решение уравнения;



Учащиеся разбирают решение примера и прочитывают свойство, применяемое при решении уравнений.



-Учащиеся сопоставляют решенное уравнение с образцом.


5.

Физминутка

Учитель называет, ученики должны правильно среагировать. Если названо:

- положительное натуральное число – ученик подпрыгивает;

-отрицательное натуральное число – ученик садится на корточки;

- положительная дробь – подпрыгивает и хлопает в ладоши;

- отрицательная дробь – присесть и хлопнуть в ладоши

4

6.

Закрепление изученного материала




Цель: воспитание умственной активности детей, вызвать у учащихся живой интерес к процессу познания, глубокое удовлетворение, создать радостное рабочее настроение;

Задача учителя: выработка умений решать практические задания, использование различных форм закрепления знаний;

Методы обучения: продуктивный;

Форма работы: устная, письменная

13


1.Если вы поняли алгоритм решения уравнения, то вы без труда найдете ошибку в решении уравнений.

Слайд 25

« Найди ошибку»

а) 8х+54 = 6х

8х – 6х = 54

2х = 54

х = 54: 2

х = 27



б) 10х + 25 = 7х + 7

10х – 7х = 7 – 25

3х = 18

х = 18: 3

х = 6



2. Теперь мы с вами можем вернуться к уравнениям, которые не смогли решить в начале урока.

а) 7х + 5 = 2х

б) 8х – 12 = 4х + 8



















2.Решаем № 1316(а, в, д)



По наличию допущенных ошибок при решении уравнений возвратиться к тому или иному этапу решения уравнений, с целью ликвидации пробелов знаний учащихся.



Учащиеся находят ошибку в решении уравнений и дают правильный ответ.































Учащиеся решают уравнения на доске и в тетрадях, проговаривая этапы решения уравнений.

а) 7х + 5 = 2х

7х – 2х = -5

5х = -5

х = -5 : 5

х = - 1

б) 8х -12 = 4х + 8

8х – 4х = 8 +12

4х = 20

х = 20: 5

х = 4







Учащиеся решают

1316(авд) у доски, комментируя ход решения

а) 6х – 12 = 5х + 4

6х – 5х = 4 + 12

х = 16

б) 7m + 1 = 8m + 9

7m – 8m = 9 – 1

-m = 8

m = -8

в) 4 + 25y = 6 + 24y

25y – 24y = 6 – 4

y = 2



7. Самостоятельная работа

( обучающего характера с последующей проверкой)

Цель: проконтролировать и оценить полученные на уроке знания и умения учащихся;

Метод обучения: продуктивный

Форма обучения: самостоятельная работа учащихся.

5


Слайд27

Работа по карточкам

Вариант 1

Решите уравнения

1. 4 + 3у = 10

2. 3х – 7 = 5х +9



Вариант 2

Решите уравнения

1. 8х + 4 = 20

2. 4х +12 = 2х – 6



Обменяться тетрадями с соседом по парте и проверить правильность выполнения самостоятельной работы



Слайд 28

Вариант 1 Вариант2

1.4 + 3у = 10 1. 8х + 4 = 20

3у = 10 - 4 8х = 20 – 4

3у = 6 8х =16

у =2 х = 2

2.3х –7 = 5х +9 2. 4х +12 = 2х – 6

3х -5х = 9+ 7 4х – 2х = -6 - 12

- 2х = 16 2х = - 18

х = 16 : (-2) х = -18 : 2

х = - 8 х = - 9





Учащиеся выполняют самостоятельную работу по карточкам















Учащиеся проверяют самостоятельную работу соседа по парте.


8.

Итог урока. Рефлексия.

Цель: подведение итогов урока, развитие у учащихся навыков самоконтроля

Задача учителя: дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее

2


- Ребята, скажите, что нового на уроке мы сегодня узнали?

- Для чего мы изучили новый метод решения уравнений?

Слайд 29.

-Встанем возле своих парт и выскажем одним предложением

  • Я научился…

  • Было трудно…

  • Сегодня я узнал…

  • У меня получилось…

  • Теперь я могу…

- Я желаю, чтобы у вас, ребята, всё получалось и вы всё могли.

- Оценивание работы на уроке.

- Всем спасибо за работу, все свободны .

Слайд31.

Мы узнали, как решать уравнения, содержащие неизвестные в обеих частях уравнения


Домашняя работа

Выучить правила п.42,

1342 (абв), №1346,

доп-но №1350 Слайд 30

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

1



Список используемой литературы:

  1. Учебник «Математика 6»

Авт. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбург

  1. «Поурочные разработки по математике. 6 класс»

Авт. В.В.Выговская

  1. «Блиц – опрос. Математика 6»

Авт. Е.Е.Тульчинская



урок по математике в 6 классе по теме
  • Математика
Описание:

На уроке решаются следующие задачи:

Обучающая:- организовать деятельность учащихся по восприятию и первичному          

                         запоминанию нового способа решения уравнений;

                      - отработать умение решать уравнения;

Развивающая: - Научить анализировать и систематизировать полученные знания;

                         -развитие  математической речи, логического мышления;

Воспитательная: - воспитание познавательного интереса к предмету;

                               - привитие навыков самостоятельной работы.

    В соответствии с типом урока была выбрана структура урока, которая является наиболее рациональной для решения поставленных задач.

Рационально и чётко было распределено время на все этапы урока; логичны, вытекающие одна из другой, "связки" между этапами урока.

По технологии развития критического мышления урок прошел в 3 стадии: 1стадия - вызова, где актуализируются знания учащихся; 2 стадия - осмысление, где изучается новая тема с помощью учащихся; 3 стадия - рефлексия, где проверяется усвоение новой темы.

 Предлагаемые (и выполняемые) учащимися задания требуют от учащихся умения думать и мыслить логически, выстраивать сложные рассуждения, состоящие из нескольких звеньев, в единую логически верную цепочку.

Высокая работоспособность учащихся на уроке, а так же поддерживание хорошей психологической атмосферы обеспечивается  за счёт содержания предлагаемого материала, различных методик и форм работы, активизирующих познавательную деятельность учащихся; наглядности, формы проведения урока (поисковая деятельность), а так же за счёт эмоциональности и авторитетной роли учителя.

Урок отличается достаточно высокой плотностью. Несмотря на объёмность и насыщенность материала, на протяжении всего урока и на всех его стадиях внимание учащихся и их активность не ослабеют.

 

 Приёмы и методы, используемые на уроке, способствуют решению основных задач современного процесса обучения: активизации познавательной деятельности учащихся и развитию их критического мышления. 

Автор Киямова Люция Нурахметовна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 556
Номер материала 17836
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓