Главная / Математика / урок по математике" Сложение отрицательных чисел"

урок по математике" Сложение отрицательных чисел"

Сложение отрицательных чисел.


Цели: ввести правило сложения отрицательных чисел на конкретной задаче; добиться усвоения учащимися правила сложения отрицательных чисел и умения применять его при выполнении заданий, прививать каждому ученику вкус к активной самостоятельной деятельности;

развивать познавательный интерес к предмету.


Ход урока

Организационный моментhello_html_m488398f9.gif

Слова американского математика Айвена Нивена говорят о том, как мы должны работать на уроках математики: думать, анализировать, делать выводы и решать задания самостоятельно.


Устный счет

1.Найдите значение выражения: а) I -3,6 | + | -1,8 |; б) | -4,2| + | -2,9 |; в) | 14 | + | -17 |; г) | -0,6 | + | -0,7 |;

д) | -3,5| + | -2,2 |; е) | -2,2 | + | -4,7 |.

2.Сравните числа: а) -9,8 и 0,7; б) -5,028 и -5,28;

3. Из полной бочки отлили сначала 60% всей воды, затем еще 60 л. После этого бочка оказалась пустой. Сколько литров воды и бочке?

4. Для покупки порции мороженого у Пети не хватало семи и, а у Маши — одного рубля. Тогда они сложили имевшиеся деньги. Но их также не хватило на покупку одной порции мороженого. Сколько стоила порция мороженого?

Решение:

Если бы у Пети был хотя бы рубль, то он дал бы Маше, и им хватило бы на мороженое (ведь ей не хватало всего рубля). Следовательно , у Пети денег не было совсем, а так как ему не хватало на мороженое 7 рублей, то мороженое стоило 7 рублей. .

Изучение нового материала

Еще во II веке до нашей эры китайский император Ши Хуан Ди разгневавшись на ученых, повелел все научные книги сжечь, а их авторов и читателей казнить. Содержание этих книг дошло до нас лишь в отрывках, откуда известно, что китайцы не знали правила сложения отрицательных чисел. Мы на уроке дойдем до истины и выведем правило сложения отрицательных чисел

1. Практическая работа.

Найдите сумму чисел с помощью координатной прямой (: доске заранее нарисованы координатные прямые).

(Учащиеся по одному выходят к доске и выполняют сложен; на координатной прямой.)

а) -6 + (-2 )= -8; б) -2,5 + (-4) = -6,5;

в) -3 + (-4) = -7; г) -2,5 + (-1,5) = -4; Д) _1 + (_5) = -6.

2. Работа над новой темой.

Сравните данные выражения. Что общего? (Везде надо найти сумму двух отрицательных чисел, результат сложения отрицательное число.)

Чем отличается? (Разные слагаемые.)

Рассмотрим первое выражение: —6 + (—2 )= —8.

Как получить число 8, не учитывая знаков? (Сложить числа 6 и 2.) Что сложили? (Модули чисел —6 и —2.)

Проверьте, так ли это для других выражений.

Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел_

Чтобы сложить два отрицательных числа, нужно:

1) сложить модули слагаемых;

2) перед полученным числом поставить знак «—».

Закрепление изученного материала

  1. 1045 стр. 177. (Первый столбик — цепочкой, учащиеся устно проговаривают решение.

Второй столбик учащиеся выполняют самостоятельно. Взаимопроверка ).

Ответы:

а) -44; б) -21; в) -25; hello_html_m7d06830a.gif г) -243


д) -6,3; е) -8; ж) -13; з) -10;

1046 стр. 177 (устно).

- Нужно ли находить значение выражения -17 + (—31)? (Нет.) Почему? (Мы знаем, что любое число от прибавления положительного числа увеличивается, а от прибавления отрицательного числа уменьшается, следовательно, данное выражение 17 + (—31) меньше —17, так как к.числу —17прибавили отрицательное число, следовательно, сумма меньше 1 слагаемого.) Физкультминутка.

Быстро встали, улыбнулись.

Выше-выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите , опустите.

Вправо, влево повернитесь.

Рук коленями коснитесь.

Сели встали. Сели встали.

И на месте побежали.

Повторение изученного материала

1060 стр. 179 (на обратной стороне доски, самопроверка). Как выполняется деление дробей? (Чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое умножить на число, обратное делителю.) Решение:

hello_html_m6a772bb3.gifх +hello_html_524db179.gifх=3,2 hello_html_47a3ec6d.gifх +hello_html_524db179.gifх=3,2. hello_html_293b1c21.gifх=3,2 х = hello_html_m7ba51d48.gif:hello_html_293b1c21.gif х=2,88 . Ответ: 2.88

1051 стр. 178. (у доски и в тетрадях).

Ответ обоснуйте.

Решение:

а) 0 < х; б) -у < 0; в) -х < у; г) у > -х;

д) | х | > -х; е) | у | = у; ж) -х < ) у |; з) | -х ) > -у.


Самостоятельная работа (4-5 мин)

Вариант I

Найдите значение суммы:

а) -12 + (-8); б) -7 + (-9);

в) -1,68 + (-1,68) г)-5,4 + (-3,5);

Вариант II

Найдите значение суммы:

а) -35 + (-24); б) -5 + (-8);

в) -6,3 + (-2,4); г) -2,76 + (-2,76)


Подведение итогов урока и задание на дом:

  1. Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел.

Приведите свои примеры.

2.Может ли при сложении отрицательных чисел получиться нуль? отрицательное число?            положительное число?

       п.32. № 1056(а-е), стр .178, № 1057 (а), 1060 (б) стр. 179.


урок по математике" Сложение отрицательных чисел"
  • Математика
Описание:

В данном материале представлен конспект урока"Сложение отрицательных чисел".Действия с отрицательными числами  вводятся на основе  представлений об изменений величин: сложение чисел иллюстрируется соответствующими перемещениями  точек по числовой оси.

Также  отрабатывается  работа с модулями чисел.

 Логические задания развивают абстрактное мышление, исторический  эпизод развивает интерес к предмету и  повышает познавательную активность.

Самостоятельный вывод  правила сложения отрицательных чисел, над которыми  долго бились  ученые древнего Китая, позволяет даже" среднему"  ученику поверить в свои силы и дальнейшем   повышает интерес к предмету.

Автор Нургалиева Альфира Гарифулловна
Дата добавления 25.11.2014
Раздел Математика
Подраздел Конспекты
Просмотров 547
Номер материала 5408
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓